Посреди поляны обустраивается кострище. Как правило, эта концепция разработана общинами каждая для себя, выделяя те или иные моменты. Дня т.п. воинских культов, поклоняющихся Перуну, характерен определенный минимализм в исполнении треб. Он сводится, как правило, к выкрикиванию имени Перуна и ритуальным поединкам. Наиболее разработан порядок треб у общин, в которых преобладают интеллектуалы, но и в них порядок треб, равно как и осознание происходящего, пока достаточно слабо разработано. Составляющие культа определяет община, какой-либо стандарт отсутствует. Как правило, общины, состоящие преимущественно из женщин в качестве объекта поклонения выбирают Макошь, реже Сварога. Общее во всех обрядах – это момент жертвоприношения Богам. Как правило, это пиво, хлеб, мед, вино. Требы совершаются на капищах, которые стараются располагать в относительно глухих» местах. Необходимым элементом капища является идол Бога, место для жертвоприношения и костер. Общинники собираются вокруг костра, а не вокруг идола. При этом часть жертвенной пищи кладется у идола, а часть бросается в костер. Для жертвы берется лишь малая часть приготовленных запасов – остальное потом выпивается и съедается на общей трапезе. Важным, хоть и не всегда обязательным, элементом обрядов являются ритуальные игры и поединки. Для присутствующих на обрядах желательно носить традиционную славянскую одежду – вышитые рубахи у мужчин, сарафаны у женщин. Участвующие в обряде встают вокруг костра – в т.н. «коло». При совершении «требы», т.е. обряда, они ходят вокруг костра, – «посолонь», т.е. по направлению движения солнца, если треба совершается Богам Прави, и «противосолонь», т.е. наоборот, коли треба совершается Богам Нави – Марена, Велес. При этом почитание богов Нави, упрощенно понимаемого как царства мертвых, является необходимой частью богослужебного круга. Ведущий обряда произносит подобающие славословия, а другие участники обряда произносят возгласы. Вкруговую обычно пускается чаша или рог с жертвенным напитком.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obzor-pr...

Обозревая полный кругозор самобытного народного миросозерцания вообще, – мы примечаем в нем, во-первых, преобладание непосредственно-натуральных впечатлений, естественно-изобразительных и мифологических воззрений над разумным знанием явлений природы, во-вторых, примечаем преобладание жизненно-применительного, естественно-бытового, или природо-гадательного взгляда на физический мир над миросозерцанием отвлеченно-познавательным или теоретическим. Все эти отличительные признаки непосредственно-натурального народного миросозерцания обнаруживаются, в частности, и в народных воззрениях на звездное небо. Теперь необразованный, простой народ наш большей частью представляет небо так, как оно кажется на вид, т. е. просто – покровом, оболочкой земли, и потому понятия небо и облако часто смешивает. Церковно-славянские, библейско-богослужебные выражения о небесах, как облаках, подкрепляли такое народное представление 131 . В языческие же времена, предки наши представляли небо в олицетворенном образе, в виде божества – Сварога. Сварог, индийское coelum indri, от санскр. свар небо и га хождение, означал: 1) небо; 2) небесный свет, и 3) божество неба, точно так же, как у древних Финнов, по словам Кастрена, das wort Jumala eine dreifache Bedeutung hatte und 1) Himmel; 2) den Gott des Himmels; 3) eine Gottheit im Allgemeinen bezeichnete 132 , или как y монголов тэнгри означает: 1) небо (ciel) и 2) божество неба (génieduciel) 133 . Поэтому, как финн взывал к своему Юмале или Укко: ylijumala, taatto vanha taivahinen, – o Gott dort üben, alter Vater in dem Himmel, или как Бурят доселе взывает к тэнгри: «тэнгри чи мэдэ – небо, ты знай: так и славянин взывал некогда в сохранившихся до-ныне заговорах народных: «ты, небо, видишь, ты, небо, слышишь»! Пословицы крестьянские говорят: небо–отец. Сей, рассевай, да на небо взирай. Не земля хлеб родит, а небо», и. т. п. От тех времен, когда небо представлялось божеством, или жилищем божества, сохранилось до-ныне существующее в народной поэзии представления светил небесных очами неба, или лицами небесного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

При жертвоприношениях, в редчайших случаях – человеческих, чаще всего – птиц, особенно петухов, обходились без жрецов. Их совершали главы семей, родовые старейшины, в особо торжественных случаях – племенные вожди – князья, или также их бояре и дружинники. Верования славян выражались внешним образом в виде домашних и публичных обрядов, в основном связанных с сезонными праздниками. «Славяне, – по словам С. Ф. Платонова, – приветствовали поворот солнца на лето” особым праздником – Колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника Овсень” – о-весень”). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца – проводы зимы, встреча весны (Красная горка”), проводы лета (праздник Купалы”). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам – Радуница”, был летний праздник Русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники пережили самое язычество и были приурочены к праздникам христианского календаря: Коляда – к Святкам, проводы зимы – к Масленице, Красная горка – к Святой и Фоминой неделям, Купала и Русалии – к Иванову дню» . Знаток славянского и русского язычества Б. А. Рыбаков, ссылаясь на неизвестного по имени древнерусского писателя XII века, представил периодизацию в эволюции языческих верований славян, при том, что рудименты более древних верований сохранялись в периоды преобладания культов, которые возникали на новых этапах религиозной эволюции. В первый период сложился «культ упырей (вампиров) и берегинь – дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворивший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных» . Ему на смену пришел «культ земледельческих небесных божеств Рода и рожаниц”. Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия (энеолит). Род – дальнейшая, патриархальная стадия развития тех же представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий монотеизм… Можно думать, что в источниках Род выступает под именем Сварога… или Стрибога» .

http://pravoslavie.ru/153877.html

И тут ничего лучше «древних русов» не придумаешь. Их когда-то боялась Европа (не то что нас с вами). Советские учебники истории говорили о них только хорошее (мол, даже рабовладения у них не было). Никаких текстов с изложением своих взглядов они не оставили. Так что отрасти волосы, покрась их в блондинистый цвет, свяжи тесемкой – и неси от имени «Сварога» и «Перуна» что хочешь. Это неизвестный мир, в котором можно утвердить свои собственные законы. Мир мертвый, и потому неспособный сопротивляться завоевателю. И можно самому решать, «символом» чего будет «Даждьбог», какие жертвы надо приносить русалкам и сколько жен можно вводить в свой дом. Это и есть главная причина, по которой люди, неспособные к дисциплинированию своей мысли и своего сердца, вдруг объявляют себя «русскими язычниками». Беда в том, что своё собственное бессилие они выдают за проявление «мужественности»; свою неспособность жить в реальной России, России, чья история пронизана православием, они выдают за некое преимущество, которое у них якобы есть перед христианами. На самом же деле это обычные эмигранты. Просто кто-то уезжает из России в Израиль, а кто-то – к «кривичам». И это не такие уж и разные направления. Западные (и «прозападные») «общечеловеки» весьма приветствуют рост любого язычества. Все, что угодно – лишь бы без Христа. Тут «гражданская религия» США вполне созвучна чаяниям язычествующих русских «националистов». Различие у них лишь в аргументации. С точки зрения «общечеловеков», строящих «новый мировой порядок», православие должно быть устранено потому, что оно слишком агрессивно, слишком укоренено в прошлом и слишком сопротивляется нормам «политической корректности» . А с точки зрения неоязычников православие должно быть устранено потому, что оно слишком миролюбиво, слишком пассивно, неагрессивно и недостаточно укоренено в прошлом. «Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Не с народных былин и не колыбельных начали они свой путь к языческим кострищам, а с масонско-оккультной макулатуры (Блаватской, Штейнера, Рерихов и т.п.). Если бы они любили русский народ и были воспитаны на его преданиях, то они полюбили бы православие. А они, видите ли, отказывают народу в доверии. Мол, народ предал «веру дедов» и тысячу лет шел не в том направлении. Что ж, господа националисты, извольте узнать английскую (уж, простите) поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку!». Любишь русский народ? – Так изволь полюбить и то, что этот народ полюбил всем своим сердцем. Пойми и полюби то, за что этот народ клал свои жизни. Скажите, господа «националисты», патриотично ли поступил св. князь Михаил Черниговский, отказавшись пройти через языческий «очищающий огонь» в ставке татарского хана и приняв смерть с именем Христа на устах?

http://azbyka.ru/trudno-byt-russkim-ross...

Совершаются сатанистские ритуалы, как правило в специально предназначенных для этого так называемых “комнатах интеллектуального раскрепощения” В числе лиц, осуществляющих их: магистр, жрицы, ведущий и прочие участники. В качестве алтаря обычно используется обнаженная женщина в вызывающе-сексуальной позе, держащая в руках черные свечи, изготовленные чаще всего из жира некрещеных младенцев. На ее живот ставится чаша с мочой или кровью проститутки. В числе ритуальных принадлежностей фигурируют черные и красные балахоны с колпаками, обязательно закрывающими лицо (это считается необходимым, поскольку дает возможность сатанисту чувствовать себямаксимально “раскрепощенным” в проявлении своих самых низменных эмоций: жестокости, мстительности, сладострастия и т. п.), черные и одна белая свечи, колокол, меч, фаллос, гонг, пергаменты, кубок, перевернутый христианский крест, пентаграмма (пятиконечнаязвезда) – символ бафомета (одно из имен сатаны). Характерная деталь: во всех культовых предметах запрещено использование золота, допускается только серебро. Принимаемых в ряды сатанистов временно одевают в белые балахоны. Иногда для усиления духовно-психологического воздействия используется музыкальный инструмент австралийского происхождения, издающий громкий низкий гул и вызывающий у людей экзальтированных истерические припадки. Вообще задача участников ритуала – войти в состояние особой духовно-психической одержимости, когда в человеке согласно его собственному свободному произволению начинает преобладать некое демоническое “я”, создается обманчивое ощущение “правильности поступка и желания”. Во время ритуальных церемоний сатанистов упоминаются имена не только различных демонов (“главным” из которых присвоены определенные знаки), но также и языческих богов и отрицательных мифических персонажей, например, Перуна, Сварога, Дракулы, Кащея и т. п. Один из ключевых элементов в подобных ритуалах – самовосхваление. Сатанисты убеждены, что в ходе обряда “маг становится равным богам”. Некоторые обряды проходят ночью у большого костра, причем глаза участников все время должны быть обращены к огню. Существуют специальные церемонии посвящения сатане взрослых и детей (младше четырех лет).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

При этом «Кровь» служит не только средой, в которой пребывает информация о священном, но и своего рода мостиком, связывающим современных людей как с представителями предыдущих поколений, так и с божествами-прародителями: «Истинная Русская Веда – это те непреходящие Знания, что сохранены Родовой Памятью Русского народа и к которым мы обращаемся, возрождая ныне Исконное Русско-Славянское Родноверие на Родной Земле... Сердце Руса – истинный Алатырь-Камень, на котором перстом самого Сварога Небесного (Прародителя всей Белой Расы) Запечатлены Законы Прави Вышней, что не могут быть высказаны в слове суетном, не могут быть вмещены никакой книгой, никаким «Писанием», но которые доступны каждому, раскрывшему Сердце свое и обратившемуся к Извечной Мудрости, хранящейся в нем от веку...» 316 . Следовательно, расовая принадлежность и в случае «толерантного» неоязычества является критерием принадлежности к «своим», выступая в качестве условия передачи традиции и преемственности поколений. На представлении о традиции следует остановиться особо. В приводимом выше тексте обращает на себя внимание недвусмысленное использование трансформированного тезиса М. Элладе о возможности «обнаружить единый источник религиозной жизни» 317 в виде представления о славянском язычестве как реализации «Изначальной Традиции». Это представление, как и термин «архетип», используемый Велеславом, служит косвенным подтверждением факта обращения представителей образованных слоев общества к реконструкции культурного наследия древних славян, отмеченного В.А. Шнирельманом 318 . Действительно, некоторые авторы-неоязычники не скрывают того факта, что они реконструируют культурное и религиозное наследие славян (однако это не является общей для всех неоязычников позицией). Как следует из приводившихся выше фрагментов, архетипическое содержание национальной культуры передается по наследству, следовательно, архетипы понимаются авторами-неоязычниками не как мифологические образцы для культуры повседневности (то есть не так, как понимал их М.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rodnover...

составитель О.А. Платонов Д Давыд земляничник см.: тихвинская ягодница. Дажьбог В древнерусской языческой мифологии бог солнца, олицетворение света и добра; сын верховного бога и повелителя Вселенной Сварога. Дажьбог считался родоначальником и покровителем русского народа, видел в нем свое наследие и богатство. В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о попавших в тяжелое положение русских как о внуках Дажьбога: «Погибашеть жизнь Дажь-Божа внука» и «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука». Согласно «Повести временных лет» за 980, идол Дажьбога стоял на холме в Киеве. Здесь ему совершались поклонения и приносились жертвы. По древним преданиям, Дажьбог покровительствовал свадьбам, встречал жениха на рассвете и в день бракосочетания. Весеннее празднование Дажьбога (конец апреля) открывало лето и начало сельскохозяйственных работ, осеннее празднование (конец ноября) закрывало лето и завершало летний трудовой цикл. После принятия христианства многие атрибуты и свойства, приписываемые Дажьбогу, перешли на св. Георгия Победоносца, а празднование осеннего и летнего Юрьевых дней (26 нояб./9 дек., 23 апр./6 мая) практически полностью вытеснило древний языческий культ. Как и древний Дажьбог, св. Георгий Победоносец стал покровителем, но уже не просто русского народа, а Русского государства. О.Платонов Даль Владимир Иванович (10.11.1801–22.09.1872), русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 выпущен мичманом. В 1825 Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по1829состоял студентом медицинского факультета. 29 марта 1829, еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил разлад в речи образованных людей и простолюдинов. Определенная мысль составить словарь явилась у него в 1819, и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чистонародные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская кампания. В 1831 Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. А. Перовским) и сближение со знакомым ему еще по департаменту В. А. Жуковским, а через последнего с А. С. Пушкиным, И. М. Языковым, А. А. Дельвигом, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, В. Ф. Одоевским и др. литераторами. Знакомство это послужило решительным толчком к литературной деятельности, которой он, наконец, посвятил себя исключительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В жертву приносили как плоды земледелия – просо, жито, так и животных, в особенно­сти быков. При этом часть приносимого в жертву сжигалась на костре, а часть употреблялась за праздничной трапезой. От этого обычая идет двойное значение славянского слова «жрати»: при­носить жертву и вкушать. «У славян, – по словам С. В. Алексеева, – долго сохранялся древний индоевропейский обычай сезонных человеческих жертв Земле. Жертва воспринималась как заместитель сакрального пра­вителя... После убийства ритуального “князя” – заместителя из числа дружинников или членов воинского братства – появлялся настоящий князь, символизировавший в данный праздничный момент воскресшее божество плодородия (Перуна-Сварога?)”» 1239 . При засухе, грозящей неурожаем и голодом, в жертву приносили девушку. Широкий размах практика человеческих жертвоприно­шений приобретала во время войны, на вражеской территории, в особенности если врагом были не славяне, а люди, сама при­надлежность которых к нормальному человеческому роду отри­цалась, например «волохи» – латиноязычные или грекоязыч­ные римляне. В жертву приносили пленных воинов, но в случае победы, доставшейся особенно дорогой ценой, также и мирных жителей из числа врагов. По рассказу Льва Диакона, русский князь Свя­тослав, воюя с ромеями, был осажден в Доростоле, и после одной из неудачных вылазок его воины ночью вышли из крепости, что­бы подобрать тела погибших собратьев, и вот «когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (так или еще тавроскифами, по византийской традиции, называет русов Лев. – В.Ц.) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожг­ли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задуши­ли (нескольких) грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра» 1240 . Это происходило во времена, отделенные от середины I тысячелетия более чем четырьмя веками, но историк называет это массовое жертвоприношение «обычаем предков», тем самым указывая на его древность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кстати говоря, наши противники очень хорошо отдают себе отчет в том, что составляет истинную основу русского общества и куда следует наносить удар, чтобы его разрушить. Отсюда их линия на дискредитацию веры и Русской православной церкви, разрушение нашей памяти, единства исторических переживаний, нашей традиции. Возьмем теперь священный слог bha». На санскрите он означает учитель, господин, хозяин, Главным словом, которое в русском языке мы получили из этого слога, является слово Бог . Другие огласовки этого слога - « bwa» («буа») и « bja» («бья») дают нам слова «быть», «бить», «бег», «бежать», «бояться», «бой», «буйный», «блаженный» . Все эти слова связаны с божественными энергиями. Например, в книге Притчей можно встретить выражение: «Страх Господень научает мудрости», т.е. речь идёт о боязни Бога . Очень богатую развертку имеет священный слог rha » . Он есть в словах рай и радуга . В Древнем Египете бога Солнца именовали Ра. Река Волга в древности называлась Ра. Но еще более интересно, что здесь возможна метатеза, переход « rha -» в « arh -» и « ra » в « ar » . « Ar » - это арии , а « арх» как составная часть присутствует в словах патри арх и арх итектура. Присутствует этот корень и в слове арк а, которая представляет собой свод и символизирует и воплощает соединение неба и земли. Древнегреческое слово архэ означает порождающую причину всего сущего. « Rha » может разворачиваться в rex (правителя) и « reg » - « regnum » (царство). Отсюда идут слова регион, регалии, регулярный . Один из атрибутов власти истинного правителя - решение . Слог sha » (его формами являются также слоги swa », sja », seu », ), как показало проведенное нашим коллегой Бражниковым исследование, несет в себе смыслы, зафиксированные в словах святость, свет, суть, свой, сев, семя, сам, особый, сияние, ясный, синий. В огласовке swa » первое значение данного корня - это святость . Святость несет в себе значения самостоятельности и существования. Балты, пруссы, варяги почитали Сварога - небесного бога.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/05/...

Вторая, не менее «значительная» идея Миролюбова состоит в том, что религия древних славян – это «испорченный временем, обстоятельствами, событиями и переменой местожительства ведизм». После того как предки славян покинули прародину, их «жречество огрубело, забыло «одический язык», который «стал быстро меняться», и «скоро уже было невозможно записать по-санскритски сказанное по–славянски» (т. 4, с, 92–93). Миролюбов считает, что «славяне должны были обладать, хотя бы вначале, своей письменностью. Не могло ведь быть, чтобы, выйдя из арийских степей, зная и даже сохраняя ведизм, славяне не знали бы письменности, на которой веда была писана» (т. 4, с. 177). Таким образом, важный вывод основан лишь на ничем не доказанном отождествлении древних славян с древними индийцами. Все интересы и пристрастия Миролюбова обращены в самое отдаленное прошлое. Даже от древнерусской литературы, хорошо известной и изученной, он попросту отмахивается как от несуществующей: «Русский языческий эпос исчез... есть у нас только «Слово о полку Игореве», «Задонщина " ». Далее Миролюбов называет еще «христианский эпос» – «Голубиную книгу» и «Хождение богородицы по мукам»; кроме того, упоминает он «какое–то языческое сочинение» – «Книгу о княжем утерпении», виденную его родителями «еще в прошлом веке» (т. 6, с. 244). Поэтому мы с нетерпением жаждем узнать об источниках, на основании которых Миролюбов «переворачивает» мировую историю и историю отечественной культуры. Читая его сочинения, мы видим немалое число совпадений с ВК: это и рассказ о праотце Оре, и утверждение, что русичи всегда мыслили о себе как о «Даждь–божьих внуках», и сведения о битвах с готами и костобоками, и мн. др. Особенно сближают «концепцию» Миролюбова и ВК сведения о древнерусском язычестве, причем стоит подчеркнуть, что это сходство проявилось не только в упоминании основных мифологических персонажей (Перуна, Стрибога, Велеса, Сварога и др.), что совершенно естественно, но и в совпадении имен и понятий, которые известны нам лишь из ВК и сочинений Миролюбова. Так, он неоднократно пишет о «Яви», «Прави» и «Нави», тут же подчеркивая, что, «несмотря на все усилия, автору этой статьи не удалось разыскать даже следов подобных верований в народе... Позже только в «Дощьках Изенбека» удалось найти упоминание о «Яви, Прави, Нави " » (т. 9, с. 31). 170

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010