Священное Писание говорит: Совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал ( Быт. 2:2 ). Согласно традиционному православному пониманию данного стиха, почил означает, что Бог перестал создавать новые творения и далее только промышляет о них. Как же тогда возможно создание Богом новых душ, если Он ничего более не творит, а лишь промышляет об уже сотворенном? Кроме того, Бог оказывается участником и в определённом смысле даже заложником человеческих, порой весьма греховных отношений. Ведь дети зачинаются не только в благословленных браках. Неужели Бог может соучаствовать в грехе, содействовать греховным поступкам людей? Ещё один вопрос: Бог творит все хорошо весьма ( Быт. 1:31 ), но мы порой видим, что рождаются дети с поврежденной душой, – как это возможно? Таковы недоумения нашего ограниченного человеческого разума. Из приведённых рассуждений видно, что утверждение о постоянном творении душ Богом вызывает ряд недоумений, не согласуется полностью с вероучительными положениями Церкви и требует уточнения. Первое необходимое уточнение состоит в том, что слово «творение» применимо и к седьмому божественному дню, дню покоя – Субботе (в земной перспективе это время от создания человека до Второго пришествия Христа), но несколько в ином смысле. Не в смысле творения из ничего или создания принципиально новых существ, а творения как осуществление изначального творческого замысла Божия; поэтому Иисус Христос говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин. 5:17 ). Бог ещё при создании людей повелел им: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). И это слово Божие действенно на века. По этому повелению Бога рождаются люди не только телесно, но и душевно. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Рождение детей происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» 162 . Божественное слово – это принцип бытия, который, будучи изначально установлен Богом, далее реализуется уже в рамках тварного мира. Повеление Божие плодитесь и размножайтесь дано людям, и это значит, что они получили право распоряжаться божественным даром и несут за него ответственность. То есть при рождении детей они используют не только возможности своей природы, но и дар Божий, поэтому участниками рождения являются не только родители, но и Бог; следовательно, и фраза «Бог творит каждого человека» вполне справедлива, но нельзя упускать из вида, что и родители в этом деле могут именоваться сотворцами – более того, инициаторами творения своего ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Таким образом, Бог Сам был для наших прародителей первым наставником и учителем. Праотец наш был удостоен от Бога даже дара пророчества, – что доказывает свт. Иоанн Златоуст теми словами, которые произнес Адам, как только приведена была к нему жена, созданная Богом, Ева: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть едина» ( Быт.2:23–24 ). Здесь Адам ясно определил, как и из чего была создана Ева, хотя она создана во время его глубокого сна, и предсказал, что род человеческий размножится на земле, что образуются в нем семейства, и что «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей». Разгадать и объяснить все это по одним естественным соображениям, и притом так внезапно, без всякого сомнения, невозможно было Адаму. 4) Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему Свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждой, по выражению свв. отцов, и чрез нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом. «Без подобия Божия, – рассуждает блж. Августин, – человек даже в раю не мог бы жить благочестиво»; и в другом месте: «Бог даровал человеку добрую волю, ибо сотворил его правым; но даровал ему вместе и возможность, без которой он не мог бы пребывать в ней, хотя бы хотел; хотение же предоставил его собственному произволу. Итак, человек мог бы пребывать в добре, если бы захотел, потому что имел возможность, при которой это было совершимо». 5) Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму «возделывать и хранить рай» ( Быт.2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова Сам «привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их» ( Быт.2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Толстой в романе «Анна Каренина» (грех прелюбодеяния) и др. Сластолюбивая природа человека ищет себе оправданий и ложных доводов для оправдания греха, для самоуспокоения. Но апостол прямо указывает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... ни пьяницы... – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ) 591 . Следовательно, страсть блуда безусловно должна быть искореняема и искоренена из нашего тела и души. Кто не воцарится над своими плотскими похотями, Царствия Божия не наследует. Ибо кто здесь приобретает что, это и там, в загробной жизни, с собой будет иметь: «Каково кто здесь имел намерение и действие, таково и там в душе будет начертание» 592 . О том, что страсть блуда и нечистоты можно искоренить из наших членов, утверждает апостол, повелевая отсекать их так же, как и любостяжание, суесловие, смехотворство, пьянство, воровство, которых отсечение удобно. При этом он повелел все это не только отсекать, но эти страсти, по его словам, не должны даже именоваться между христианами ( Еф.5:3–4 ) 593 . «Будем же, – увещает свт. Иоанн Златоуст , – устраняться от уязвлений, причиняемых блудной красотой, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия; пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах, будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнью; чистым сохраним тело, храм обитания Духа; сделаем в нем надпись, содержащую страшную угрозу распутным: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ) 594 . II. О борьбе с плотской (блудной) страстью Борьба со сладострастием или блудной страстью имеет некоторые свои особенности по сравнению с остальными страстями. Так как блудная страсть приражается к человеку, имея источник возбуждения главным образом в потребности телесной природы человека (инстинкт размножения), то поэтому борьба с нею весьма трудна и длительна: начинается она с ранней юности и продолжается иногда до глубокой старости, до гроба, не прекращаясь до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Учение Христово настолько противоречит общепринятым понятиям, что столкновение с общественной средой выглядело неизбежно. Но, повторюсь, Господь шел на противоборство, зная, что есть еще горячие сердца, способные искренне принять Его проповедь. Но проповедь надо было начинать с азов, с признания и понимания великого Декалога, стоящего в основании Священного Предания. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17-18). Это был и есть закон Вечности. Христос показывал, что несоблюдение вечного закона не приведет человека к Благодати. Отвергая первую заповедь, автоматически нарушаем вторую, и далее по нисходящей вымощена дорога в ад. Если Господь не смысл жизни, то в нашем сознании Он будет восприниматься как философская игра слов или неживая абстракция, состоящая из математических формул. В таком состоянии не может быть благоволения к Его имени, которое поминается всуе; невозможно помнить и день субботний, ибо его Слово, превращенное нашим сознанием в формулу, воспринимается как надоевший и наскучивший обряд. В данном восприятии ни капельки любви к Отцу Небесному, что неизбежно ведет к отрицанию любви отца земного. И не поможет голос крови, потому что выгода покажется более естественным состоянием существования, чем родственные отношения. Это приведет к разрушению пирамиды соподчиненности и взаимоответственности. Хаос – отец взрывоопасных движений, в результате которых происходят убийства, воровство, блуд и оправдывающая все ложь. Общественные ценности, своим фундаментом имеющие семью, также будут уничтожены. Поэтому Христос непреложно требует исполнение Десяти Святых заповедей и Закона, данного Богом Моисею. Чтобы достичь Блаженства, необходимо своим основанием иметь Закон. Это каменный фундамент, на котором строится христианский Храм. Эта первая ступень на Небо, тем более, что Само Небо спускается к человеку, тем самым, давая «нам разуметь, что и весь мир должен принять иной вид. Не без причины Он сказал так, но с той целью, чтобы возвысить дух слушателя и показать, что Он праведно поступает, учреждая новые правила жизни; если вся тварь должна принять новый вид, то и род человеческий должен быть призван к другому отечеству – к образу жизни высшей» (Свт. Иоанн Златоуст).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Что было, то и будет: и что делалось, то и будет делаться ... Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, это новое " ; Но это было уже в веках... Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после ... Всему своё время ... время рождаться, и время умирать; ... время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру ... "/1, 3-11; 3, 1-8/. Итак, автор справедливо усматривает в явлениях природы и истории круговорот, который вполне привычен любому творению, но неприемлем для человека, который это постоянное чередование фаз умирания и оживления, разрушения и созидания соотносит с внутренней потребностью осмысления своей жизни и выносит всему этому печальный приговор: всё суета, всё зря. С самых первых стихов ставя перед нами философскую проблему смысла жизни как качественно иной, последней цели, Экклезиаст показывает, что взятая сама по себе наша земная жизнь в итоге оказывается бессмысленной. " Первая добродетель, и даже все добродетели, - скажет много столетий спустя свт. Иоанн Златоуст, - состоят в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего со здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас " . Далее, автор усиливает впечатление о суетности и бессмысленности нашей жизни рассуждением о смерти. Кто, собственно, может доказать, что человек бессмертен? Ведь люди " сами по себе животные ... участь сынов человеческих и участь животных - ... одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом ... всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх? "/3, 18-21/. И в связи с разговором о смерти, которая равняет всех: человека и скота, царя и нищего, мудрого и глупого/см. 2, 12-17/, праведного и нечестивого/9, 1-6/, Экклезиаст переходит к другой проблеме - несправедливости жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Это не препятствует ему ценить те Божьи дары, которые он находит в себе, использовать их на благо и благодарить за них. Христианское смирение не имеет ничего общего с лестью и пресмыкательством перед людьми, напротив, оно освобождает от страха человеческого. Свт. Иоанн Златоуст дает пояснение: «Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому ( 2Цар. 16 ). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: Царь! вовеки живи! ( Дан.2:4 ). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорить и с дерзновением. Так, он говорил: Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан ( Деян.28:17 ). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: Хорошо Дух Святой сказал… слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите ( Деян.28:26 )». Втретьих, смирение предохраняет человека от чрезмерной печали, вызванной совершенными грехами. Прп. Никодим Святогорец объясняет это: «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».

http://azbyka.ru/smirenie

Только вступать или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу. Вы пишете: Раньше многое прощала, боялась развала семьи. Он меня не обижал, орал только сильно на детей и меня. То, что Вы описываете — это в принципе ненормально для христианской семьи. И выглядите Вы в этих описаниях в позиции жертвы, которая готова на все, лишь бы угодить мужу. И в основе лежит страх. Пытались ли вы разговаривать спокойно и откровенно с мужем о проблемах? Или все время замалчивали проблемы и потом взрывались? Если последнее, то неудивительно, что все так плохо. Если у нас с женой возникает непонимание, мы садимся и разговариваем по существу, как два цивилизованных человека. Почему мы это умеем, а люди старшего поколения готовы либо молчать, либо орать? Он меня оговорил и я не могу этого простить. Многое было сказано обидного в мой адрес. Он меня “наказывает”  молчанием. Опять Вы в позиции жертвы. Если бы близкий человек оговорил меня, я бы приложил все усилия к тому, чтобы он понял, что согрешил и попросил прощения. И скорее он бы чувствовал себя неуютно в моем присутствии, чем я в его. Христос говорит: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ( Лк.17:3 ). Не говорит: держи в себе все, но укажи человеку на его грех и побуди к тому, чтобы он исправился. Но все это может работать только в той семье, где для обоих законы Евангелия — это авторитет и руководство по жизни. В противном случае, человек живет по каким-то своим понятиям. А обижаться в любом случае — себе вредить. Свт. Иоанн Златоуст в свое время сказал: Ты обвиняешь другого, что он оскор­бил тебя; но для чего сам подпадаешь обвинению? Для чего сам наносишь себе рану? Будь бесстрастен, будь неуязвим, – желая уязвить другого, не причиняй зла самому себе. Не до­вольно нам других душевных тревог, возбуждающихся без всякой причины, как-то: неуместных пожеланий, огорчений, се­тований и тому подобного; надобно еще умножить их новыми. Но как можно, скажешь, терпеть, когда меня оскорбляют? А как невозможно, скажи мне? Разве слова наносят нам ра­ны? Или (делают) шрамы на теле? Какой же нам от них вред? Нет, если захотим, мы можем терпеть. Положим се­бе законом не оскорбляться, и перенесем. Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от слабости; и точно это происходит от слабости: когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый, хотя бы потерпел тысячи оскорблений, имеет желание удержаться. Если мы будем пред­ставлять только это, т.е. что это происходит от слабости, то перенесем все, оскорбителю простим и сами постараемся не предаваться тому же.

http://azbyka.ru/vopros/ne-hochu-zhit-s-...

8 Епифаний Кипрский, свт. Панарий (=Против ересей). Vol. 2. P. 180:14-18. 9 Григорий Богослов, свт. Богословские послания. 102, 26; 27. Ср. ту же мысль: Иоанн VI Кантакузен. Против магометанской секты апологии. IV. 3, 10:513-518. 10 Григорий Богослов, свт. На святое крещение (Слово 40)//PG. 36, 405:43-48. 11 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:59-62. 12 Василий Великий, свт. Гомилия на Лазаря. 11:1-4. 13 Григорий Палама, свт. Гомилии I-XX. 15, 6:6-8. 14 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784. Ср. то же по смыслу:  Василий Селевкийский. Слово XLI//Col. 145:50-148:4. 15 См.: «Я ищу одного мертвого, не приходите все; еще не настал срок того мановения» (Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 1) [Sp.]//PG. 62. Col. 775:31-32). 16 См.: Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря (=Против Аномеев, Гомилия 9) [Sp.]//PG. 48. Col. 784:15-18, особо L. 18. 17 Там же. Col. 784:3-7. 18 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:49-54. 19 Там же. Col. 643:54-57. 20 Иоанн Златоуст, свт. На Марфу, Марию и Лазаря [Sp.]//PG. 61. Col. 706:41-46, особо L. 43. 21 См.: Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 2) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:32-37. 22 Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия II на святого Лазаря (Гомилия 12). 3:4-9. 23 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 129-133. 24 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история. 1, 25:38-39. 25 Иоанн Златоуст, свт. На Лазаря (Гомилия 3) [Sp.]//PG. 62. Col. 778:54. 26 Амфилохий Иконийский. На Лазаря (Беседа 3)//TLG on-line (текст). L. 120-124. 27 Василий Селевкийский. Гомилия на Лазаря. 9:1-3. 28 См.: Дидим Слепец. Толкования на Псалмы 35-39//Codex. P. 270:20-22. 29 См.: Ипполит Римский. На Евангелие от Иоанна и о воскресении Лазаря [Dub.]//PG. 226:16-21. 30 См.: «А каков глас? Лазарь, изыди вон. Когда он был услышан, весь народ мертвых окрылился…» (Исихий Иерусалимский, прп. Гомилия I на святого Лазаря (Гомилия 11). 2:9-13).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5801966...

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

...Будьте искусными торжниками, – не с тем, чтобы вы, стоя на площади, пересчитывали серебро, но чтобы исследовали слова со всяким тщанием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 86). Источник. , кто не имеет никакого дела, но постоянно занимается Писанием, – тому не нужны вступления, не нужно приготовление; нет, он, лишь только услышит говорящего, понимает смысл речи... (свт. Иоанн Златоуст , 16, 125–126). Надобно с великой благодарностью принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас... (свт. Иоанн Златоуст , 17, 25). ...Чем больше кто старается вникать в , тем больше может усматривать заключающееся в нем сокровище и приобретать из него великое и несказанное богатство (свт. Иоанн Златоуст , 47, 102). ...Напрягите свой ум, отриньте рассеянность и житейские заботы и таким образом внимайте словам (Писания). Это Божественные законы, ниспосланные с неба для нашего спасения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 110). ...Мы должны приступать к Божественным словам не иначе, как будучи руководимы благодатию свыше и получив просвещение от Святаго Духа (свт. Иоанн Златоуст , 47, 187–188). Для уразумения содержащегося в Божественном Писании нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, дабы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить оттуда великую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 47, 188). Кто в этой жизни преуспевает в испытании Божественных Писаний, тот не тратит своей жизни на удовольствия и греховные страсти, но живет по Духу и действует по Духу, исследуя Писания, и вместе с тем всецело всем сердцем ищет Бога (свт. Иоанн Златоуст , 48, 784). Источник. ...Господь повелел испытывать Писания; но, конечно, испытающие нуждаются в озарении свыше, как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы сохранить найденное (свт. Иоанн Златоуст , 48, 793). Источник. Кто думает и рассуждает по собственному своему изволению, тот обольщает себя, а кто научается решению недоумений от Писания, тот имеет своим учителем саму Истину (свт. Иоанн Златоуст , 49, 798). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010