Так, Евангелие, вопреки пророчеству Спасителя (Мф. 24:14; Мк. 13:10 ), проповедаво далеко не всем народам: во многие страны, напр., в глубь Азии, Австралии и на многие острова оно и не доходило. Затем, помрачение солнца 19 мая 1780 г. во всей Новой Анпйи, сильное падение звезд 18 ноября 1833 г. и т. п. явления совсем не тождественны с теми грозными и необычайными явлениями во всей видимой природе, которые картинно описаны у ев. Матвея (24:29), Марка (13:24), Луки (21:25) и в Откровении Иоанна Богослова (6:13 –14), а представляют, в сущности, обычное явление, не всем даже заметное, и потому придавать им особенное значение нет оснований. Наконец, под «великим отступлением» нельзя разуметь папства, так как характерные признаки этого отступления не приложимы к нему. По словам ап. Павла, с наступлением отступления, явится антихрист в виде определенной личности–«человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храм Божий сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:3–4 ) и Его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными» (– 9 ст.), которые будут производить сильное действие на людей (см. Откр. 13:3 ). Для отличия своих приверженцев, он даст особую печать, которая будет полагаться на правой руке или на челе и без которой никому нельзя будет ни покупать, ни продавать ( Откр. 13:16 – 18 ). Между тем папы, хотя считают себя наместниками Бога на земле, но никогда не выдавали себя за Божество; ни один из них не творил указанных чудес и не полагал никакой печати на лоб или на руку людям, да и при торговле никто не смотрит, есть ли у человека печать на руке или на челе. Далее, по учению адвентистов, «великое отступление» началось уже в 538 г., – вместе с началом владычества пап, а закончилось в 1798 г., – с окончанием этого владычества; между тем, слово Божие учит, что отступление еще придет ( 2Фес. 2:3 ), что беззаконник откроется, и его Сам «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (Фес.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу, так что читающие и познающие его со вниманием чувствуют на себе его духовное воздействие. И получают поощрение к благочестию, к презрению мира и к желанию небесных благ, живое утешение в печалях и скорбях, обращаются к истинному покаянию. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 )... Читаем в истории церковной, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к истинному Богу, и приняли веру Христову, и сделались достойными христианами, о чем свидетельствует и обращение всех народов. Это происходит от силы и действия духовного, сокровенного в Священном Писании. Ибо оно дано нам от Бога ради спасения нашего: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20, 31 ) ( 104, 1789 ) . Слово Божие есть правило нашей веры, как говорит святой Пророк: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс. 118, 105 ). Святое Писание истолковали и разъяснили Богоносные отцы и церковные учителя. Полезно для понимания его прочитывать их книги ( 104, 1798 ) . Просвещаемся мы с помощью Божией от Святого Писания. В нем открывается нашему познанию Бог со свойствами Его и Его святой волей, изображен ветхий и новый человек, или путь к спасению и гибели. Там увидишь, что встречает всякого из нас после смерти или в вечности. Убедись истинно, что Святое Писание есть слово Божие, и оно обращено к тебе, как и ко всякому человеку. Дано оно тебе для получения вечного спасения: поэтому ищи спасения в Слове Божием. Перестань любопытствовать, что делается в этом или другом месте; позаботься узнать, при помощи Слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к гибели или к спасению, на каком пути ты находишься, на пути праведных или на пути нечестивых ( 82, 358 ) . Святое Писание дано нам от Бога для нашего спасения и прославления имени Божия: для этого нужно его и читать, и поучаться, и внимать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Совершенно ложно учат адвентисты и о продолжительности времени действия антихриста на земле. Прежде всего в Писании ясно говорится, что антихристу «дана власть действовать сорок два месяца» (От. 13:5), т. е. З½ года, и что жена убежала от него в пустыню на «тысячу двести шестьдесят дней», что составляет тоже З½ года, или, как и то и другое события определяет Даниил и дальновидец св. Иоанн словами: «время, времена и полвремени», т. е. год, два года и полгода, по объяснению большого знатока Писания и еврейского языка, блаж. Иеронима. Папство же, по объяснению самих же адвентистов, существовало на земле 1260 лет: от 538 до 1798 года, когда папа римский был взят в плен французским генералом Бертье. Разница во времени огромная. Сам Спаситель говорит, что последние бедствия людей будут не продолжительны: «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных прекратятся те дни» ( Мф. 24:22 ). И в Откровении говорится, что диавол сойдет на землю «в сильной ярости, зная, что немного остается ему времени». Следовательно, утверждение адвентистов, что антихрист уже действовал на земле, в лице папства, 1260 лет, противоречат и пророчеству Даниила, и Откровению Иоанна Богослова, и словам Самого Христа, из которых ясно видно, что действия антихриста не будут долговременны: для проявления его ярости «немного останется ему времени», – всего 42 месяца или 1260 дней, ибо, по милосердию Божию, «ради избранных прекратятся те дни». Что касается последней участи антихриста, то она будет зависеть не от хвастливых адвентистов, говорящих, что он окончательно погибнет, пораженный их учением, а от победы над ним Спасителя мира, Который, как говорит слово Божие, «убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). Не замечают адвентисты и такой несообразности в своем учении о времени явления и продолжительности губительного действия антихриста на земле. По учению Откровения, тотчас после убиения антихриста и с ним лжепророка, которые будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой, a прочие убиты мечом» (От.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением ( βακχε ας) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса " 1788 , не мысля притом о земном 1789 , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем 1790 , «где Христос сидит одесную Бога» 1791 , и возвышает мысль слушающих, говоря: »Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст Своих« 1792 , и еще: »Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальствали, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " 1793 , – и другое подобное излагает [Апостол], указывая на то, что видимое временно, а невидимое вечно, и предуготовляет всё для убеждения слушающего, чтобы тот стремился к незримому, и представлял себе его подобающе, и устремлялся к нему со всем рвением, и навечно к нему пригвождался. 11. Благо, истекающее от созерцания Бога Блаженный Давид обещает некую божественную жизнь, как видно, полностью в душе таинственно зарождающуюся, а поскольку сам пророк первым испытал этот опыт, то говорит он созерцающим Бога: «Ищите Господа, и оживет душа ваша« 1794 , что совершенно сходно со сказанным Господом: »Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» 1795 , – и продолжает об этом, говоря подлинно внемлющим: «Я и Отец – одно« 1796 , затем: »Пребудьте во Мне, а Я в вас« 1797 , и, указывая на, так сказать, плодотворность духовной жизни, что она есть божественное ведение, говорит так: »Ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день, – ясно, что [речь ид ёт о] духовной жизни, – узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» 1798 . Далее же, приоткрывая, сколь велико [дарование] созерцать и познавать Бога, насколько возможно, говорит: «Духа Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет« 1799 . И еще: »Отче праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою« 1800 . Для чего? »Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» 1801 . И взывает за нас самих к Отцу, говоря: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которою Ты дал Мне " 1802 . И ничуть не напрасно так просит Он об этом Отца, поскольку Он есть Бог и Слово Божье, истинное само по себе и познающее и указующее то, что действительно является истиной, а именно, что из Духа исходит божественная премирная жизнь, из нее – ведение Бога и осияние, а из них – обитание [в нас] Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Св. священномученик Феодот, епископ Киринейский († около 320 г.), говорил: «Если бы я на человека надеялся, то не перенес бы таких мук, но я надеюсь на Бога; и хотя тело страдает, однако помысл остается непоколебим; муки кажутся слабыми тому, кого покрывает рука Господня» 1795 . «Так мученики всецело от всего сердца предавали себя Богу; потому пренебрегли уже самую смерть и все неприязненные угрозы мучителей, будучи готовы на поругания, на мучительные истязания, на различные терзания всего тела... За это мученики прияли от Бога силу мужественно претерпевать все страдания, нечувствительными были ко всякой казни, терпя как бы в чужом теле» 1796 . «Изумительное терпение и мужество свв. мучеников и исповедников Христовых в страданиях было проявлением любви их ко Господу. И кто может иметь эту добродетель – терпение, как не любящий много? Ибо «любовь долготерпит... всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4, 7 ). Они в особенности в терпении стяжали души свои ( Лк.21:19 ), претерпев многие муки ради любви ко Христу» 1797 . «Вас, страстотерпцы, – говорится в церковном песнопении, – ни пламень, ни заколение, ни колеса, ни стягнутия (терзания членов), ни опаления, ни иная мука горькая, разлучи от любве Христовой» 1798 . Через страдания и мученическую смерть они приобщались любви Божией. Свв. мученики шли на мучения безбоязненно, с отверженными лицами, радуясь, что страдают и умирают за истинную веру, за Христа Спасителя, и пребывая в надежде, что через смерть соединятся с Ним и вечно будут с Ним по слову Его: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12:26 ) 1799 . Они следовали заповеди Спасителя радоваться во времена гонений: «Возрадуйтесь, – сказал Господь, – в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк.6:23 ), ибо, «когда бывают гонения, тогда даются и венцы за веру, тогда испытываются воины Божии, тогда для мучеников открывается небо» 1800 . Страдания за Христа для святых апостолов, мучеников, исповедников были источником всякой радости и веселия. Они по причине самих бедствий радовались. «Нельзя, – говорит свт. Иоанн Златоуст , – поистине нельзя выразить словами того удовольствия (внутренней духовной радости), какое случается испытывать страждущим за Христа. Они радуются более среди бедствий, нежели во время благоденствия. Если кто возлюбил Христа, тот понимает, что я говорю...» 1801

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Напротив, ап. Павел, хотя и не употребляет сам термин «антихрист», но говорит о некоем уникальном богопротивнике. Он называет его человеком греха, беззаконником, сыном погибели, который сядет в храме Божием ( 2Фес. 2:3–10 ), но все эти признаки применимы лишь к одному конкретному человеку. Пап было много, поэтому их нельзя назвать «человек греха» 488 . Какими бы они ни были в области нравственности и богословия, но никто из них не называл себя Богом (вопреки распространенному утверждению адвентистов 489 ). При своем «пришествии» в 508 и 538 гг. папы не демонстрировали особенных сил, знамений и ложных чудес. Папы не были полководцами и завоевателями, как то изображено в Дан. 11–12 490 . А.Д. Беляев справедливо замечает, что согласно прор. Даниилу царствование антихриста будет перед самой кончиной мира, тогда как папа-зверь царствует уже много веков 491 . Кроме того, зверь из Откр. 13 имеет явные личностные черты: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13:5 ). Ясно, что уста могут быть лишь у человека. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13:7 ). Это описание больше прилично одному правителю и полководцу, который всех побеждает. Наконец, Сам Спаситель говорит иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ). Иной – тот самый антихрист, которого ждут до сих пор и в свое время примут евреи. В книге Откровения при описании деятельности антихриста особо говорится о двух свидетелях, пророчествующих и облеченных во вретище ( Откр. 11:3–13 ). Совершенно невозможно, как это делает Е. Уайт, называть двумя свидетелями Ветхий и Новый Завет 492 . Они не были убиты в 1798 г. и воскрешены через 3,5 дня. Трупы их не находились в Иерусалиме. Библия не человек и не имеет власти над стихиями, какая будет у двух свидетелей ( Откр. 11:6 ). Итак, совершенный богопротивник должен быть реальным человеком, как был истинным человеком Господь Иисус Христос. Христос проповедовал 3,5 года (полседьмины, как и предсказано в Дан. 9:27 ) – следовательно, сходной продолжительности будет и царство антихриста, но не 1260 лет. Указанные в книге Откровения 42 месяца власти зверя ( Откр. 13:5 ,=3,5 года) совпадают со временем проповеди Спасителя. Такой срок можно назвать кратким, сокращенным ради избранных, как это и предсказано Христом ( Мф. 24:22 ), в отличие от «сокращения» 1260 лет – времени, многократно превышающего продолжительность человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Но главное, что Священное Писание вовсе не представляет будущую историю Церкви как немедленное отступление видимой Церкви от учения Христа и апостолов сразу после смерти ап. Иоанна Богослова. Напротив, евангельские притчи и обетования показывают пребывание с нами Христа во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ), тогда как Церковь будет возрастать в мире, подобно закваске, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Очень полезно в этом отношении изучение цельных текстов, показывающих будущее Церкви,– прощальной беседы и первосвященнической молитвы Спасителя ( Ин. 13–17 ) и послания к Ефесянам. В них нет и следа будущего отпадения. Так, вся первосвященническая молитва посвящена теме единства и любви, а не защите малого остатка от скорого отпадения большинства. В свою очередь, некогда эфесских христиан ап. Павел предупреждал, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян. 20:29–30 ). И, несмотря на грехи отдельных людей, тех же Ефесян в послании ап. Павел учит, что Бог явит в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф. 2:7 ) 480 . Не сама собой, через Церковь соделалась известною начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия ( Еф. 3:10 ). Поэтому именно в видимой Церкви воссылается Богу слава во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ). Ап. Павел учит, что у христиан одна надежда и одна вера ( Еф. 4:4–5 ), но не предсказывает скорое появление множества неправильных вер. Давая множество нравственных наставлений в гл. 4–6, ап. Павел нигде не пишет, что они неисполнимы и вскоре христиане перестанут их исполнять. Напротив, освящение и непорочность Церкви ( Еф. 5:26–27 ) несомненно указывают, что Господь питает и греет ее (ст. 29), навсегда оставаясь главой Церкви (ст. 23). Акцент адвентистов на папстве связан с тем, что они считают римских пап апокалиптическим зверем, предсказанным в Откр. 13 (зверь, выходящий из моря) и в Дан. 7:25 (небольшой, или малый рог 481 ). Этот зверь в течение 1260 лет, с 538 по 1798 гг., мучил настоящих христиан и искажал истинное учение Христа. Через римских пап действовал сатана 482 . В свое время папство передаст свою власть антихристу – самому сатане 483 . Папству будет помогать второй апокалиптический зверь из Откр. 13:11 (выходящий из земли), под которым Е. Уайт и последующие адвентисты обычно понимают США – христианское государство конца времен, обладающее всемирной политической властью и празднующее воскресенье как обязательный праздник 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

35 . Такое же выражение употребляется об антихристе и в другом месте пророчеств Даниила: „и слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится“ Дан.12:7 . Там же сказано: „со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней“ Дан.12:11 . В двенадцатой главе Апокалипсиса читаем: „и даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змея и там питалась в продолжение времени, времен и полувремени“ Откр.12:14 . Здесь. Таким образом, говорится о том, что антихрист будет гнать св. церковь Христову в продолжение трех с половиною лет. A что слова: время означает один год, времена – два года, а полувремени – шесть месяцев, – это доказывается и сличением этих слов с другими более ясными и определенными свидетельствами св. Иоанна Богослова о продолжительности царствования антихриста. Тайнозритель говорит об антихристе: „и дана ему власть действовать сорок два месяца“ Откр.13:5 , а это составляет те же три с половиною года. О проповеди двух свидетелей во времена антихриста говорится в Апокалипсисе, что она продолжится тысячу двести шестьдесят дней Откр.11:3 , но и это число дней в сложности составляет также три лунных года и шесть месяцев. О жене, облеченной в солнце (т. е. о св. церкви), Тайнозритель говорит, что она скрывалась от преследований зверя в пустыне тысячу двести шестьдесят дней“ Откр.12:6 . Итак, антихрист будет царствовать в мире короткое время, и именно – три с половиною года. Антихрист, согласно Писанию, погибнет от действия Христа Спасителя, когда Он придет судить живых и мертвых. „Откроется беззаконик, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего“ ( 2Сол2:8 ). Каким же образом, спросим мы адвентистов, папство существует и до сих пор, если оно есть действительный антихрист, и при том существует, не смотря на то, что, по учению самих же адвентистов, и время его владычества окончилось еще в 1798 году, когда французский генерал Бертье взял в плен папу Пия VI?!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

5. Безбрачие духовенства, но без анафематствования практики Восточных Церквей заключать брак до священническою рукоположения [ХВ 932]. 6. Достоинство безбрачия в целом, противоречащего, по мнению протестантов, Божию Завету [ХВ 933]. (920, 1797) Постоянная и нерасторжимая супружеская связь была провозглашена первородителем человеческого рода по вдохновению Святого Духа, когда он сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» [ Быт 2 , 23сл.; Еф 5, 31 ]. (921, 1798) О том, что эта связь соединяет и сочетает только двух людей, Иисус Христос, наш Господь, учил более ясно, когда, напомнив эти слова как принадлежащие Богу, Он сказал: «...так что они уже не двое, но одна плоть» [ Мф 19, 6 ]; и сразу же после этого Он подтвердил прочность связи, которую Адам провозгласил так задолго до этого, следующими словами: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [ Мф 19, 6 ; Мк 10, 9 ]. (922, 1799) Благодать, совершенствующую эту естественную любовь, укрепляющую это неразрывное единство и освящающую супругов, Сам Иисус Христос, установивший и осуществивший почитаемые Таинства, заслужил для нас Своими Страстями, что Апостол Павел дает понять, говоря: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» [ Еф 5, 25 ], и тут же добавляя: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» [ Еф 5, 32 ]. (923, 1801) О браке по Евангельскому Закону, имеющему через Христа превосходство в благодати над бракосочетаниями по Ветхому Закону, Отцы Соборов, общее Предание Церкви с полным правом всегда учили, что его нужно считать в числе Таинств Нового Завета. Напротив, нечестивые люди нашего времени в их безумии не довольствуются тем, что, имея ложные мнения в отношении этого почитаемого Таинства, но по своему обыкновению вводя под прикрытием Евангелия свободу плоти, утверждают в своих писаниях и устно, к большому вреду для верных, множество учений, чуждых суждению католической Церкви и обычаям, принятым со времени Апостолов. Желая противостоять их дерзости, Святой Вселенский Собор решает, что нужно пресечь ереси и наиболее важные заблуждения этих раскольников, чтобы их вредная заразительность не увлекла многих других, и принимает против этих ересей и заблуждений следующие анафаметствования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

19 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 11. 20 . Гербовое дело князей Долгоруковых Департамента Герольдии Правительствующего Сената по Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Симбирской и Черниговской губ. 1884 г. РГИА, ф. 1343, оп.20, д.2637. 21 . Например – герб рода Ханыковых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 56. 22 . Например – герб рода Долгово-Сабуровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 32. 23 . Например – герб рода Пивоваровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 140. 24 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 54. иерей Антоний Ермошин. Вопросы методики преподавания Закона Божьего в трудах протоиерея Д.П. Соколова Статья посвящена анализу методики преподавания Закона Божьего в историко-­педагогическом очерке российского законоучителя и исследователя-методиста второй половины XIX века протоиерея Дмитрия Павловича Соколова. Ключевые слова: Закон Божий, методика преподавания, среднее образование, протоиерей Д.П. Соколов. priest Anthony Yermoshin The problem religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in archpriest D.P. Sokolov’s works. The article deals with the problem of religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in a historical and pedagogical essay of the Russian religion teacher and methodology re­searcher of the second half of 19th century archpriest Dmitry P. Sokolov. Key words: religion («Zakon Bozhij»), teaching methods, secondary education, archpriest D.P. Sokolov. «Поминайте наставников ваших...» ( Евр. 13:7 ). Эта апостольская заповедь обращена не только к духовно-молитвенной жизни христианина, но, несомненно, является призывом к каждому, подвизающемуся на ниве церковно-исторической науки. Исследователь, занимающийся сегодня изучением преподавания Закона Божьего в дореволюционной отечественной школе, не может не быть благодарен тем своим предшественникам, которые посвятили время и труды изучению этого вопроса в прежние эпохи. А если учесть, что подобных исследований (особенно качественных и всесторонних) в дореволюционный период проводилось крайне мало, ценность имеющихся трудов многократно возрастает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010