Литература для изучения времени Юлиана Ф. И. Успенский. История Византийской империи Источники Juliani Imperatoris quae supersunt, rec. Hetrlein 2 vol. Lipsiae, 1875—1876. Juliani Imp-ris librorum contra christianos rec. Neumann, Teubner, 1880. Libanii sophistae orationes et declamationes. Jo. Jac. Reiske, Altenburgi, 1791 — 1797. Ammiani Marcellini rerum libri, rec. Gardthausen. Lips., 1874—1875. Кулаковский и Сонни. Аммиан Марцеллин. Перев. с латинского. Вып. I, II. Киев, 1906—1907. Zosimi comitls et ex advocati fisci historia ed. Mendelssohn. Lipsiae, 1887. Teubn. Церковные историки Сократ, Созомен и Феодорит. Gregorii Theologl vulgo Nazianzeni (ap. Migne), Cyriili Alexandrini contra impium Julianum (ap. Migne). Chabot. Cronigie de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d. Antioche. 1. Paris, 1899. Пособия Tillemont. Memoires pour servir a 1 " histoire ecclesiastique. II ed. Paris, 1701 — 1712. Vol. VII. Vie de 1 " empereur Julien. Amsterdam, 1735, I—II partie. (Вероятно, De la Bletterie, которого сочинение цитируется по парижск. изд. 1946 г.) Затем из обширной литературы об Юлиане, которая указана в сочинении Miicke, Fl. C1. Julianus. 2 Bande. Gotha, 1867—1869, и в книге Vollert. Kaiser Jukianus religiose und philosophische Ueberzeugung. Gutersloh, 1899, укажем лишь некоторые издания. Talbot. Oevres completes de I " empereur Julien. Traduction nouvelle. Paris, 1863. Hecker. Zur Geschichte des Kaisers Julianus. Eine Quellenstudie. Kreuznach, 1886. Оценка источников. Schwarz. De vita et scriptis Juliani imperatoris. Bonnae, 1888 (для хронологии). Gardner. Julian the philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Cristianity. London, 1895. Realencyklopadie fur protest. Theologie. Herzog-Hauck. Том IX появился в 1901 г. С. 609—610, обзор и классификация литературы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442742/

в: Сборник. 43. С. 430–433. Еще при Елизавете Петровне Сенат 13 сентября 1754 г. постановил, что к разбирательствам дел духовных лиц в светском суде, должны допускаться депутаты епархиального управления (ПСЗ. 14. 10293), что было подтверждено 29 марта 1766 г. и 14 ноября 1791 г. (там же. 16. 12606; 23. 17052). Ср.: ПСПиР. Е. II. 1. 197, 303; ПСЗ. 17. 12618 (отмена наказания за пропуск богослужений по викториальным дням). Важным был указ от 7 июня 1767 г., запрещавший телесные наказания духовных лиц по приказу епархиальных управлений (ПСЗ. 18. 12909); подтвержден в 1771 (там же. 19. 13609) и 1797 г. (там же. 24. 17624). Указ от 26 февраля 1764 г. освобождал приходское духовенство от податей в пользу епархиальных управлений (ПСЗ. 16. 12060. Ст. 5). См. также ниже § 15. Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 158–166; Сборник. 43. С. 430 и след., 587. ПСЗ. 18. 12966; 21. 15143. Знаменский. Ук. соч. С. 169, 174, 167–179. См. § 8 о деле архиепископа Вениамина Пуцека-Григоровича. ПСЗ. 24. 17770, 17958. Ст. 2–5; 17. 19479. ПСЗ. 24. 17624, 17916; 25. 18772. По отношению к дворянству телесные наказания были отменены Екатериной II. Об истории телесных наказаний, под которыми разумелись не только побои или членовредительские наказания, но и смертная казнь, см.: Латкин. Учебник (2-е изд. 1909). С. 498–504; Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 313 и след.; Тимофеев. История телесных наказаний в России. СПб., 1904. 2-е изд. ПСЗ. 26. 19885; 30. 23027; 36. 28160, 28675; 28. 21290; 36. 28782; 28. 22681; 36. 28611. О злоупотреблениях светских властей см.: Знаменский. Ук. соч. С. 179–183. В 1804 г. духовенству было разрешено приобретать незаселенные участки земли (ПСЗ. 28. 21290); 12 октября 1821 г. вышло разрешение духовным лицам, которые благодаря награждению их орденом (со времен Павла I) получили личное дворянство, покупать также и заселенные земли (т. е. вместе с крепостными) (ПСЗ. 37. 28782). ПСЗ. 31. 24945, 24239; 32. 25240; 33. 25930, 26122; 36. 26967; 35. 27471; 38. 29477, 29711; 39. 30019.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Шелли Перси Биши (1792–1822) — английский поэт, романтик, друг Байрона, автор мифологической поэмы «Королева Маб» (1813), поэтической драмы «Прометей освобожденный» (1820), драматической поэмы «Восстание ислама» (1818), стихотворной трагедии «Ченчи» (1819), а также трактата «Защита поэзии» (1821, опубл. 1840). Китс Джон (1795–1821) — английский поэт, один из наиболее тонких лириков романтической эпохи, автор поэм «Эндимион» (1818), «Гиперион» (неоконч., опубл. в 1899), «Ламия» (1820) и др. Гейне Генрих (1797–1856) — немецкий поэт, мыслитель, художественный критик. Одна из вершин немецкой романтической лирики — его «Книга песен» (1827), а также прозаические «Путевые картины» (1826–1831), «Путешествие по Гарцу», книга очерков «Французские дела» (1832), книга «К истории религии и философии в Германии» (1834). Уитмен Уолт (1819–1892) — американский поэт, автор поэтического сборника «Листья травы» (1855), философской поэмы «Путь в Индию» (1871), публицистического сборника «Демократические дали» (1871). Один из наиболее самобытных американских поэтов, смелый реформатор «свободного стиха». Лэм Чарльз (1775–1834) — английский эссеист эпохи романтизма, известный прежде всего как автор «Очерков Элии» (1823–1833). Холмс Оливер Уэнделл (1809–1894) — американский поэт и писатель, а также практикующий врач, читавший лекции по медицине в Гарвардском университете. Сотрудничал в известном журнале «Атлантик мансли», созданном в 1857 г., где публиковал литературно обработанные записи собственных бесед «Самодержец утреннего застолья» (1857–1858), «Профессор утреннего застолья» (1860), «Поэт утреннего застолья» (1862). Критиковал пуританский аскетизм и романтический идеализм, призывал руководствоваться здравым смыслом. Стивенсон Роберт Луис Бальфур (1850–1894) — английский писатель неоромантического направления, автор приключенческих романов «Остров сокровищ» (1883), «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893), исторических романов «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (изд. 1897), психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) и др.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

1796 Название Апулия появляется позже, к XII в.; до этого времени адриатическое и ионическое побережье носило название Калабрии, как и смежная с Сицилией область. 1797 Ср. Ch. Diehl. Etudes sur l " administration byzantine dans, l’exarchat de Ravenne (568–751). Paris, 1888, pp. 242 suiv. 1800 Подробно см. об этом y Fr. Lenormant. La grande – Grèce. Paysages et histoire. T. II, Paris, 1881, p. 381 sv.; Ch. Diehl, cit. op., pp. 243–246: Hergenröter. Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte. В. II. Frb. Brg. 1904, s. 19. 1801 Cp. Anastasii Bibliotec. Hismoria de vitis roman. ponmif. y Migne, Patrol., lat., t. CXXVIII, col. 948 (171). 1804 Ср. интересно, хотя и не везде оригинальное, исследование этой ассимиляции у баронессы Diane de Guldencrone. L’Italie byzantine. Etude sur. ae haut mayen – age (400–1050). Paris, 1914, pp. 83 sv., 92 sv., 107. 1808 Сергий (687–701) – «constituit... ac sancti Simeoni.s, quod Hypapanteni graeci appellant, litania exeat». Anast. Bibl., col. 898 (164). 1812 Ср. Старицкий И.В. Византийские епархии в Южной Италии. Труды Киевск. Духовн. Академии. 1907, янв., стр. 17 сл. 1822 Быть может, Варлаам, подвижник Антиохийский? См. Kalendarium manual utriusque ecclesiae orientalis et occidenta1is, ed. Nilles, II, Oeniponte, 1897, p. 615. 1827 См. Marucci O. Lachiesadis. Maria Antiqua nel fore Romano в Novo Bullet diarcheol. crist. 1900. p. 307 sq. 1836 Lancia di Brolo. Storia della chiesa in Sicilia. Palermo, 1884, t. II, p. 262; cp. Anastas. Bibl., cit. op., col. 976 (179). 1838 Anastas. Bibl., col. 847 (148). Памятью этого в Риме, несомненно, является поныне отправление богослужения 6 января по греческому обряду в ц. s. Atanasio. Как известно, в этот день католики празднуют поклонение волхвов; в ц. Propaganda fide служатся литургии по нескольким восточным уставам, в ц. ss. Sergio е Baccho (Madonna del Pascolo) по греческому обряду, с освящением воды, в ц. s. Andrea della Valle в течение дня служится насколько месс по различным обрядам (также – восточным) и произносятся проповеди на различных языках. Интересно было слушать мессу на славянском языке! По католическому преданию, волхвы Гаспар, Мельхиор и Валтасар были крещены Св. ап. Фомой и умерли мучениками; их мощи, открытые Св. равноап. цар. Еленой, хранятся в соб. di Colonia («Diario Romano», 6-e genn.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 Vinet (1797–1847), швейцарский богослов и историк литературы, сторонник независимой – от светской власти – церкви. Авдотьей Петровной был сделан перевод его книги: «Discours sur quelques sujets religieux». Из других сочинений Винэ – «Sur la Separamion de l " Eglise de l " Етат» и др. Иван Васильевич несомненно интересовался Винэ, см. Рус. Арх. 1894, 2, стр. 346 (письмо К-го к Кошелеву). 31 Массилион, французский проповедник, епископ. «Избранньия слова М...» имели в переводе несколько изданий в России. 32 Фенелон, автор знаменитого «Телемака», епископ, писатель с религиозно-моральным направлением. 36 Плещеевы, А. А. Плещеев и его жена (урожд. Чернышева), отличались образованностью и артистическими вкусами: у них был свой домашний оркестр; Плещеев слыл, между прочим, очень хорошим декламатором. 38 В деревне Протасовых дан был приют нескольким пленным французам, среди них было два генерала: Вонами и Мену (Рус. Арх. 1877, 2, 365). 43 При свидании будем говорить о том, что для меня есть одно из главных дел жизни, о воспитании наших детей». (Письмо Ж-го к А. П. К-ой, Рус. Стар. 1883, т. 39, стр. 234). «Послушайте, милая долбинская сестра, я и сам было испугался своего предложения, сделанного Вам в первую минуту, но испугался только своей неспособности его исполнить. Но как говорится на безрыбье и рак рыба... что же было бы лучше, как потрудиться для наших милых детенков... (Письмо Ж-го к А. П. К-ой. Уткинский сборник, стр. 10). 47 Мерзляков преподавал в университете словесность, причем он захватывал не только русскую словесность, но и древнюю литературу; Цветаев считался столпом этико-политического факультета; Чумаков проф. физико-математических наук; Снегирев (сын) проф. Римских древностей и Латинского языка. (Биографический словарь Имп. моск. универс. М. 1885. ч. II.) Барсуков. Жизнь и труды Погодина, СПб. 1888, т. I, стр. 39–48. 48 «Матер. для биогр.» стр. 8. Биогр. словарь... моск. ун., статья: «Павлов М. Г.» Бобров. Философия в России, Казань 1899 г. Вып. I , стр. 111–112. – Вместе с Кошелевым Киреевский читал тогда Локка и оба они были в восторге от этого мыслителя (Записки И. Кошелева. Berlin, 1884. стр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

434 Ростовцева Надежда Александровна – паломница, оставшаяся в Иерусалиме и назначенная о. Антонином смотрительницей странноприимного дома в Иерихоне. 438 Долгорукова Екатерина Михайловна (1847–1922), княжна. С 1866 г. возлюбленная, с 6 июля 1880 г. – морганатическая супруга императора Александра II, от которого имела четверых детей. С 5 декабря 1880 г. – светлейшая княгиня Юрьевская. После гибели Александра II вместе с детьми навсегда покинула Россию. 448 Речь идет о дне рождения германского императора Вильгельма I (10/22 марта 1797 – 25 февраля/9 марта 1888), дяди императора Александра II. 450 Речь идет об украшении Иерусалима для торжественной встречи австрийского кронпринца Рудольфа (1858–1889), сына императора Франца-Иосифа. См. также иронические обозначения кронпринца в записях дневника от 15 марта: «Гогайт Острияцкий» (от нем. Seine Hoheit ‘Его Высочество’) и от 22 марта: «Родольф Францышкович». См. подробнее: Rudolf von Österreich, Kronprinz. Zu Tempeln und Pyramiden – Meine Orientreise 1881. Darmstadt, 2005. 317 s. Ill.; Eliav M. Österreich und das Heilige Land. Ausgewählte Konsulatsdocumente aus Jerusalem, 1849–1917. Wien, 2000. 451 Абд-уль-Азиз – турецкий султан (1861–1876), активно продолжавший политику «танзимата» – политических и социально-экономических реформ по модернизации страны, начатых его старшим братом, султаном Абд-уль-Меджидом. В области внешней политики во многом ориентировался на Россию, что и стало причиной его гибели. В ночь на 18 (31) мая 1876 г. Абд-уль-Азиз был свергнут с престола, а пять дней спустя, 23 мая (5 июня), найден мертвым с перерезанными ножницами венами. На состоявшемся в 1881 г. судебном процессе было доказано, что это политическое убийство. Многие считали, что султан устранен происками английской и французской дипломатии как сторонник мирных отношений с Россией. Обострение отношений с Петербургом после его гибели менее чем через год привело к Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Подробнее: Теплов В. А. Смутное время и дворцовый переворот в Константинополе. (Записки очевидца). СПб., 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Из более старых современных немецких философов достаточно упомянуть имена Гартмана и Фолькельта, чтобы для всех хоть немного осведомленных лиц стало бесспорным, что критика кантианского «мэонизма» и защита «онтологизма» не есть что-либо неслыханное в современной германской философии. 243 Stern W. (Штерн Вильям 1871–1938) – немецкий психолог и философ, создатель «критического персонализма». Упоминается его книга «Person und Sache» («Личность и вещи»), изданная в 1906–1924 гг. Большая статья С.Л.Франка «Личность и вещь. Философское обоснование витализма» (Русская мысль. 1908. 11) посвящена анализу идей В.Штерна, содержащихся в первом томе. Автор рассматривает В.Штерна как философа, выводящего современную мысль из тупика гносеологизма в метафизику. Гомперц Генрих (1873–1942) – немецкий философ. Его книга «Weltanschauungslehre» («Учение о мировоззрении») была издана в Санкт-Петербурге в 1911 г. См.рец. С.Л.Франка в «Русской мысли» (1912. 7. С.254 –255). Fred Bon (Фред Бон 1871–?) – немецкий философ. Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ-иррационалист и мистик, признающий основой всего бессознательное духовное начало. Фолькельт Иоханнес (1848–1930) – немецкий философ, психолог и эстетик, критик феноменализма Канта. Транссубъективный мир дан нам в интуитивной, бессознательной сфере духа. 245 Национ. вопрос в России, 2-е изд. 1888 г., стр.136. (См.: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.1: Философская публицистика. М., 1989. С.348. Примеч.ред.). 246 Здесь, кстати сказать, опять обнаруживается ослепленный национализм: неужели можно считать исключительной особенностью русских мыслителей, что они были не кабинетными учеными, а живыми, глубокими личностями, духовное богатство которых не исчерпывается их писаными творениями? А Джордано Бруно, Спиноза, Фихте – неужели они были бездушными сочинителями систем? 251 Ламенне Фелисите Робер де (1782–1854) –французский мыслитель, предшественник социал-христианства. Борда-Демулен Жан Батист (1798–1858) – французский католический философ. Сарториус Эрнст Вильгельм Христиан (1797–1850) – немецкий протестантский богослов. Мёллер Иоганн Адам (1796–1838) – немецкий католический богослов и историк церкви, патристики и церковного права. 253 См.: Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С.80–81. С.Л.Франк ссылается на стихотворение «Ex Oriente Lux» («С Востока свет»), последняя строфа которого звучит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Archive di lettere biblicn 1883 (p. 558–379): II Pent. Samaritano, el’ autenticita dei libri Mosaici. Baneth, Des Samaritaners Marquah an die 22 Buchstaben den Grundstock der hebraischen Sprache anknupfende Abhaudlung. Berlin. 1888. Barges, Les Saraaritains de Naplouse. Episide d’une pelerinage dans les lieux saints. Paris. 1855. – Notice sur deux fragments d’un Pentateuque hebreu samaritaine. Paris. 1865. Barton, The Samaritan Pentateuch. Bibliotheca Sacra. 1903, 601. – The history and religion of Samaritans of Jacob son Aaron, edited with lutrod. Ibid. 1906, july. – Mont Gerisim – The one true sanctuary. By Jacob son Aaron. Ibid. 1907. – The messianic hope of Samaritans by Jacob son Aaron. Ibid. 1907. – The Samaritan Sabbath by Jacob son Aaron. Bibl. Sacra 1908 July. (Bengers, T.): Samaritan and Syriac Alphabets with a Praxis to each. London. 1814. Berens, Gentis Samaritanae historiam et caeremonias proponit. Halle. 1694. Bernard, Excerpta. В Acta eruditorum Lipsiensium. 1691. (Извлечение из Абульфата и таблица первосвященников. Перевод письма самарян 1672 г. к Людольфу). Bjornstahl, Ueber eine samaritanischen Triglotte in der barberinischen Bibliothek (Eichhorn " а в Repertorium III, 84). Blau, Der Dekalog in einer Samaritanischen Inschrift aus dem Tempel des Garisim. Zeit. Deutsch. Morg. Gesell. XII (1859), 275. Blayney, Pentateuchus Hebraeo – Samaritanus. Oxford. 1790. Bloch, Die samar.-arab. Pentateuchubersetzung Deut. I-XI . Berlin. 1901. Boehmer, Studien zur Geographie Palastinas. I. Samaria Stadt oder Landschaft. 2. Zu Ev. Joh. 4. Zeit. fur Neut. Wiss. 1908. II. 3. Bowring, Samaria and the Samaritans. London. 1837. Brull, Das Samaritanische Targum zur Pentateuch. 1 Anhang: Kritische Studien uber Oxforder Manuscript – Fragraente. Frankf. a. M. 1875. – Geschichte und Literatur d. Samaritaner. Frankf. a. M. 1876. Bruns, Epistola Samaritana Sichemitarum tertia ad I. Ludolfum. Helmstadt. 1781. (Перепечатано в Eichhorn " " s Repertorium. XIII, 277). – Ueber die Samariter. В Staudlin " " s Beitrage zur Philosophic und Geschichte Religion und Sittenlehre. I. 28. Lubeck. 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САМАРА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Самара В 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича строится крепость Самарский городок с целью защиты Руси от набегов кочевников и обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани. Наряду с военными функциями крепость постепенно приобретает экономические функции, связанные с торговлей. В 1600 году в крепости открывается пристань для царских торговых судов, а в 1606 году в Самаре появляется свой порт и таможня. Начиная с 1610 года, Самара отражена в реестре городов Московского царства. Город становится опорным пунктом освоения новых земель. В начале XVII века, в период « смутного времени », самарский гарнизон активно участвует в разгроме мятежа, сохранив дипломатические и торговые связи. После «смутного времени» Самара укрепляет своё значение и в 1688 году становится уездным городом. Самара продолжает играть роль военной пограничной базы и центра торговли с Востоком. При этом происходит мощное экономическое развитие города. В 1782 году Самара впервые получает регулярный «геометрический план», упорядочивший застройку. Город быстро заселяется и в 1797 году насчитывает около 4 тыс. жителей. С 1846 года в городе открывается паровое судоходство, после чего существенно расширяется география торговли. К середине XIX века строятся первые заводы. С 1 января 1851 года Самара приобретает статус губернской столицы. Это способствует превращению города в крупнейший город Поволжья. В это время город насчитывает 19753 жителя. К концу XIX века население достигает 90000 человек, к 1916 году – 150000 человек. С 1888 года открывается Самаро-Златоустовская железнодорожная магистраль с мостом через реку Самара. Резко увеличивается объём грузов, подвозимых к пристаням. Заметно усиливается судоходство на Волге. С XIX века Самара считается одним из важнейших купеческих городов России. Одним из ключевых событий в развитии Самары становится строительство в 1900 году электрической станции мощностью 300кВт (в настоящем ГРЭС).

http://drevo-info.ru/articles/17323.html

8. Рауль Дюфи (1877—1953)--французский живописец, график, театральный художник, примыкавший к фовизму. 9. Альфред Манессье (р. 1911) -французский      художник- абстракционист. 10. Альбер Тибоде (1874—1936) —французский литературный критик. 11. Стефан Малларме (1842—1898)—французский поэт-символист (сб. «Стихотворения», 1887). 12. Клеман Адер (1841—1925)—французский инженер, «отец» авиации, совершивший первый в мире полет (9 октября 1890 г.) на аэроплане «Эол». Луи Блерио (1872—1936)- французский авиатор и конструктор. 25 июля 1909 года на аэроплане перелетел через Ла-Манш. 13. Луи Жуве (1887—1951) — французский режиссер, актер, педагог. С 1934 года руководитель театра «Атеней» в Париже. 14. Жан Вилар (1912—1971) — французский актер, режиссер. С 1951 по 1963 год возглавлял Национальный народный театр в Париже; с 1947 года — организатор и руководитель театральных фестивалей в Авиньоне. 15. Одеон — исторический памятник в Париже (открыт в 1782 г.). В 1797 году на его месте основан театр; в 1959 году — независимый «Театр де Франс»; в 1971 году—Национальный театр «Одеон». 16. Сара Бернар (1844—1923) — французская трагедийная актриса; прославилась исполнением ролей в пьесах В. Гюго, А. Дюма-сына, Э. Ростана. 17. Генрих фон Клейст (1777—1811)- немецкий писатель (комедия «Разбитый кувшин», 1808; драма «Принц Гомбургский», 1810). 18. Гиньоль-французский кукольный театр, известен с конца XVIII века. 19. Эжен Лабиш (1815—1888)- французский комедиограф («Соломенная шляпка», 1851). 20. Жан Жироду (1882 -1944) французский писатель (пьесы «Троянской войны не будет», 1935; «Электра», 1937). 21. Жан Кокто (1889—1963) французский писатель, художник, театральный деятель, сценарист и кинорежиссер (пьесы «Антигона», 1928; «Орфей», 1928). 22. Луиджи Пиранделло (1867—1936) итальянский писатель, драматург (трагикомедия «Шесть персонажей в поисках автора», 1921). 23. Никола Батай (р. 1926) — французский актер и режиссер театра. 24. Антонен Арто (1896—1948) французский драматург, актер и режиссер театра.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010