С. 236. …возьмите Евстафия, служившего прежде у нас и находящегося на сей раз без места. — По воспоминаниям близкого знакомого писателя С. Д. Яновского, этот персонаж назван по имени служившего у братьев Достоевских в 1846 г. отставного унтер-офицера Евстафия. 62 С. 253. Это наш русский Фоблаз… — Фоблаз — коварный и ловкий соблазнитель; от имени героя романа французского писателя Ж. Б. Луве де Кувре (1760–1797) «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787–1790); русский перевод — М., 1792–1796. Ч. 1-13; 2-е изд. — М., 1805. 63 С. 259. …стараясь сохранить экилибр… — Экилибр (франц. equilibre) — равновесие. 64 С. 260. … за бир-суп да мильх-суп наше сердце им посвящаем… — Бир (нем. Bier) — пиво; мильх (нем. Milch) — молоко. 65 С. 267. «Полицейские ведомости». — Имеется в виду газета «Ведомости С.-Петербургской городской полиции», выходившая в Петербурге в 1839–1917 гг. и помещавшая наряду с другими материалами известия о различных происшествиях, случившихся в столице. 66 С. 270. …карпеток три пары… — Карпетки — носки. 67 С. 273. … в пансион — к эмигрантке Фальбала там какой-нибудь… — Имя содержательницы пансиона, француженки (франц. falbala — оборка), из поэмы Пушкина «Граф Нулин»: …не в отеческом законе Она воспитана была. А в благородном пансионе У эмигрантки Фальбала. 68 С. 284. …прикажете мне, сударыня вы моя, следуя некоторым глупым романам, на ближний холм приходить — немецких поэтов и романистов… — Близкие ситуации есть в балладе Ф. Шиллера «Рыцарь Тогенбург» (1797; русский перевод В. А. Жуковского — 1818) и нашумевшем в свое время сентиментальном романе И.-М. Миллера (1750–1814) «Зигварт» (1776). 69 С. 284. …дескать, хижинку вам на берегу моря… — Что для счастья любящих достаточно самой крошечной хижины, говорится в стихотворении Ф. Шиллера «Юноша у ручья» (1803; русский перевод В. А. Жуковского — 1838). 70 С. 294. … с лихт… — Лихт (нем. Licht) — освещение. 71 С. 295. Пачули — сильно пахнущие духи. 72 С. 295. …«Горе от ума» в 1840-х годах входило в постоянный репертуар Александринского театра. В 1845 г. пьеса шла в последний раз 30 октября. 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Архимандрит Фотий (в миру Петр Спасский, 1792–1838) очень типичен для своей взбаломученной и смутной эпохи, для всей этой тогдашней подозрительной неразберихи. Изуверный обличитель мистических и прочих зловерных происков, Фотий был при этом человек того же психического склада, что и его противники, и страдал тем же экстатическим недугом. Фотий написал впоследствии свою автобиографию, — очень убедительный и очень жуткий автопортрет. Перед нами экстатик и визионер, почти что вовсе потерявший чувство церковно-канонических реальностей, и тем более притязательный, совсем не смиренный. Это образ самозванного харизматика, очень самомнительного и навязчивого, всегда создающего вокруг себя атмосферу какого-то изолирующего возбуждения. Это типический образ прелести, страшный закоулок или тупик ложного аскетизма. Фотий весь в душевности, весь во впечатлениях и переживаниях, у него нет ни духовной перспективы, ни подлинной глубины, ни созерцательного размаха. Он весь в испуге и в страхах, — он прячется, боится гласности, — и если наступает, то именно с перепуга. В этом ответ на трудный вопрос о его искренности. Нет, он не был нечестным лицемером, он целен в своих действиях и разоблачениях, — он восставал на Библейское общество в действительной уверенности, что борется с самим Велиаром («архангельское подвизание»). Но для такого типа изуверов, действительно, характерно это своеобразное самомнение, самочувствие пророка, призванного или посланного, самочувствие чрезвычайной миссии или посольства, некий экстатический эгоцентризм. Скорее можно говорить об одержимости, чем о лицемерии. Во всяком случае, всего менее слышится в неистовых воззваниях и выкриках Фотия голос церковной старины или древнего предания. Он для этого слишком мало знал, с отеческими и даже аскетическими творениями был мало знаком, и на них почти не ссылается. «Святых отец не имею», писал он сам, — «одну святую Библию имею и оную читаю». В этом отношении Фотий не отступает от привычек тогдашнего «библейского» времени. Фотий не был и строгим ревнителем или хранителем церковных обычаев и преданий. Он любил все делать по-своему, потому и ссорился постоянно с церковными властями. Аргументирует он обычно от личных прозрений и вдохновений, видений, явлений, снов. Фотий был не столько суеверен, сколько был изувер…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

С. T. G. Schönemann: Bibliotheca historico–literaria patrum Latinorum a Tertulliano usque ad Gregorium M. et Isidorum Hispalensem. Lips. 1792, 2 vols. Продолжение Biblioth. Lat. Фабрициуса. G. Lumper (католик): Historia theologico–critica de vita, scriptis et doctrina SS. Patrum trium primorum saeculorum. Aug. Vind. 1783-«99, 13 t. 8°. A. Möhler (католик, умер в 1838): Patrologie, oder christliche Literärgeschichte. Издал Reithmayer. Regensb. 1840, vol. I. Только первые три века. J. Fessler (католик): Institutiones patrologicae. Oenip. 1850-»52, 2 vols. J. C. F. Bahr: Geschichte der römischen Literatur. Karlsruhe 1836, 4 th ed. 1868. Fr. Böhringer (умер в 1879): Die Kirche Christi u. ihre Zeugen, oder die K. G. in Biographien. Zur. 1842 (2 nd ed. 1861 sqq., 1873 sqq.), 2 vols., 7 parts (до XVI века). Joh. Alzog (католик, профессор во Фрибурге, умер в 1878): Grundriss der Patrologie oder der älteren christl. Literärgeschichte. Frieburg 1866; 2 nd ed. 1869; 3 rd ed. 1876; 4 th ed. 1888. James Donaldson: A Critical History of Christian Literature and Doctrine from the death of the Apostles to the Nicene Council. London 3 vols. Очень ценный, но незаконченный труд. Jos. Schwane (католик): Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Munster 1866. Adolf Ebert: Geschichte der christlich–lateinischen Literatur von ihren Anfängen bis zum Zeitalter Karls des Grossen. Leipzig 1872 (624 стр.). Первый том более обширного труда по общей истории средневековой литературы. Второй том (1880) содержит историю литературы от Карла Великого до Карла Лысого. Jos. Nirschl (католик): Lehrbuch der Patrologie und Patristic. Mainz. Vol. I. 1881 (VI. и 384). George A. Jackson: Early Christian Literature Primers. N. York. 1879–1883, 4 небольших тома, содержит фрагменты произведений отцов церкви. Fr. W. Farrar: Lives of the Fathers. Sketches of Church History in Biographies. Lond. and N. York 1889, 2 vols. IV. ОБ авторитете и использовании трудов отцов церкви Dallaeus (Daillé, кальвинист): De usu Patrum in decidendis confroversiis. Genev. 1656 (часто переиздавалось). Против предрассудков и католической склонности слепо переоценивать отцов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Выбираемый им с этой целью рассказ сообщен ему приятелем (неназванным по имени), на правдивость которого он может положиться; приятель слышал этот рассказ от честного (redlich) лица (по имени неназванного); источник сведений этого честного лица не упоминается, но, по-видимому, само оно в эпизоде замешано не было, и из рассказа Юнга нельзя даже заключить, чтобы оно было знакомо с главными действующими лицами (по имени неназванными). Единственная приводимая в связи с этим случаем дата – «60 или 70 лет тому назад»; и это число не относится ко времени самого инцидента, имевшего место за неопределенное число лет раньше. Я не привожу этой истории полностью, так как она занимает видное место почти во всех рассказах о привидениях, с тех пор изданных – вероятно, отчасти вследствие длины ее родословного древа, отчасти же – по причине правильности теологических воззрений рассказчика (Th. der Geisterkunde, нов. изд., стр. 60, Stuttgart 1827). 132 Ausführliche historische Darstellung einer höchst merkwürdigen Somnambüle etc. von C. Römer Ph. D. etc. Stuttgart, 1821. 138 Die Scherin von Prevorst. Eröffnungen über das innere Leben des Menschen und über das Hereinragen einer Geisterwelt in die Unsere. Stuttgart und Tübingen. Второе издание, к которому относятся ссылки в настоящем рассказе, вышло в 1832 г., а два других – в 1838 и 1846 гг. 139 По движениям которого якобы может быть определено нахождение под землею воды и металлов. Прим. перев. 158 Die Schutzgeister oder merkwürdige Blicke Zweier Seherinnen in die Geis terwelt etc. etc. Stuttgart und Tübingen, 1839. 163 Стр. 89–97. См. также стр. 451. Другие примеры предполагаемого ясновидения см. на стр. 70, 73, 99, 123, 125 и т. д. 167 См. выше гл. I, а также описание у Флурнуа (Des Indes à la planète Mars) изобретенного его ясновидящею «мартианского» языка. О полученных Флурнуа результатах сообщается ниже, кн. IV, гл. VII. 168 Тне general and particular principles of animal electricity and Magnetism etc by monsieur le Docteur Bell, 1792 Enteredin Stationers Hall.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

   Архимандрит Фотий (в миру Петр Спасский, 1792—1838) очень типичен для своей взбаломученной и смутной эпохи, для всей этой тогдашней подозрительной неразберихи. Изуверный обличитель мистических и прочих зловерных происков, Фотий был при этом человек того же психического склада, что и его противники, и страдал тем же экстатическим недугом. Фотий написал впоследствии свою автобиографию, — очень убедительный и очень жуткий автопортрет. Перед нами экстатик и визионер, почти что вовсе потерявший чувство церковно-канонических реальностей, и тем более притязательный, совсем не смиренный. Это образ самозванного харизматика, очень самомнительного и навязчивого, всегда создающего вокруг себя атмосферу какого-то изолирующего возбуждения. Это типический образ прелести, страшный закоулок или тупик ложного аскетизма. Фотий весь в душевности, весь во впечатлениях и переживаниях, у него нет ни духовной перспективы, ни подлинной глубины, ни созерцательного размаха. Он весь в испуге и в страхах, — он прячется, боится гласности, — и если наступает, то именно с перепуга. В этом ответ на трудный вопрос о его искренности. Нет, он не был нечестным лицемером, он целен в своих действиях и разоблачениях, — он восставал на Библейское общество в действительной уверенности, что борется с самим Велиаром (“архангельское подвизание”). Но для такого типа изуверов, действительно, характерно это своеобразное самомнение, самочувствие пророка, призванного или посланного, самочувствие чрезвычайной миссии или посольства, некий экстатический эгоцентризм. Скорее можно говорить об одержимости, чем о лицемерии. Во всяком случае, всего менее слышится в неистовых воззваниях и выкриках Фотия голос церковной старины или древнего предания. Он для этого слишком мало знал, с отеческими и даже аскетическими творениями был мало знаком, и на них почти не ссылается. “Святых отец не имею,” писал он сам, — “одну святую Библию имею и оную читаю.” В этом отношении Фотий не отступает от привычек тогдашнего “библейского” времени. Фотий не был и строгим ревнителем или хранителем церковных обычаев и преданий. Он любил все делать по-своему, потому и ссорился постоянно с церковными властями. Аргументирует он обычно от личных прозрений и вдохновений, видений, явлений, снов. Фотий был не столько суеверен, сколько был изувер...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Монастырские корпуса соборного двора По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои. На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 года постройки) – ныне реставрируется. В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата (1822 года постройки, ныне также на очереди реставрации). С западный стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная, откроет свои двери к лету 2011 года. С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж - самая старая сохранившаяся постройка монастыря – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус ныне также реставрируется. С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Корпуса гостиного двора К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. С прежнего времени возобновлена традиция украшать этот двор цветниками, клумбами и газонами. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Первый построен в 1762-1764 годах, второй в 1812 году. Эти дворы служили для размещения лошадей и экипажей как монастырских, так и приезжающих почетных богомольцев. Архиерейская пристань

http://sobory.ru/article/?object=00012

Ирвинг, сэр Генри (псевдоним Джона Генри Бродрибба; 1838–1905) — английский актер и режиссер. Совместно с Эллен Терри руководил в 1878–1902 гг. лондонским театром «Лицеум». В качестве актера завоевал успех в «Гамлете» (1874 г.), «Макбете» (1875 г.), «Отелло» (1878 г.). Играл с Эллен Терри в «Венецианском купце», «Ромео и Джульетте», «Много шума из ничего», «Двенадцатой ночи», «Короле Лире» и других спектаклях. Огромный успех имел в пьесе Альфреда Теннисона (1809–1892) «Бекет» (1884 г.). Восемь раз гастролировал в США. Был первым в истории английским актером, которому присвоили звание рыцаря (1895 г.). Встреча с Эллен Терри и Генри Ирвингом описана Уэллсом в романе «Билби» (1915). « Ватек , арабская сказка» (1786) — книга знаменитого собирателя произведений искусства, предромантика Уильяма Бекфорда (1760–1844), написанная первоначально по-французски. «Расселас» — «История Расселаса, принца абиссинского» (1759), философская повесть знаменитого английского критика и лексикографа Сэмюела Джонсона (1709–1784). Ему принадлежит также «Жизнеописание наиболее выдающихся английских поэтов» (1779–1781). В 1765 г. Джонсон издал со своим обширным, во многом новаторским предисловием собрание сочинений Шекспира. Пейн Томас (1737–1809) — деятель американской и французской революций. Одна из самых независимых фигур этого исторического периода. Мелкий акцизный чиновник из квакеров, родился в Англии, но после увольнения за строптивость с работы в 1774 г. перебрался в Филадельфию, где опубликовал памфлет «Здравый смысл» (1776), ратующий за освобождение американских колоний. Памфлет имел огромный успех. С началом Войны за независимость (1775 г.) Пейн становится крупнейшим публицистом американской революции. В ходе военных действий выпускает тринадцать номеров периодического издания «Кризис» (1776–1783), которые по распоряжению Вашингтона читались в армейских частях. В 1787 г. переезжает в Англию (через Францию). Во время пребывания в Англии, в ответ на «Размышления о Французской революции» (1790) Эдмунда Бёрка (1729–1797) публикует один из самых известных манифестов буржуазной революции «Права человека» (1791–1792). Во Франции его избирают депутатом Конвента и почетным гражданином Французской республики. С начала якобинского террора Пейн обращается с письмами к Дантону и Марату и проводит около года в тюрьме. В 1794–1795 гг. публикует деистический памфлет «Век разума», за который и в Англии и в Америке подвергается яростной критике. В 1802 г. возвращается в Америку, где навлекает на себя неприязнь резким открытым письмом Вашингтону. Умер в бедности.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

1788 Подр. см.: Сорочан С. Б. К вопросу об уменьшении вместимости византийских грузовых кораблей в «темные века»//Древности 1996. – Харьков, 1997. – С. 74–82. 1789 Theophanes Continuatus. – P. 123; Константин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 42. 32–38, с.170, 172; Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 315. 1790 Vita cum Translationes S. dementis. – P. 143, § 3; Слово на перенесение мощей преславного Климента. – С. 129, гл. 10 («в корабль блаженую раку на главъ неся»); Житие Константина//Сказания... – С. 78, гл. 8; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 662–663. 1791 Житие Константина. – С. 78, гл. 9; ср.: Коковцов П. К. Хазарско-еврейская переписка X века. – Л„ 1932. – С. 63 (пространная редакция письма царя Иосифа); с.122–123 («текст Шехтера»); Гопб H., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. – С. 142 («текст Шехтера», лист 2 об., 20–21). 1792 Плетнева С. А. Хазары. – С. 53, 55; Ларенок П. А. Северо-Восточное Приазовье и дельта р. Дон в VIII–X вв.//«Проблемы археологии Юго-Восточной Европы». VII Донская археологическая конференция. Тезисы докл. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 130. 1794 Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles du Saint Demetrius. T.l: Le Texte. – Paris, 1979. – P.214; Malingoudis Ph. Die Hungersnot in Thessalonike (ca. 676–678)//JOB – 1990. – Bd.40. – S. 145–154. 1795 Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. – Lipsiae, 1880. – P. 56. 14–15. 1796 Ioannes Cameniates De excidio Thessalonicensi//Thephanes Continuatus... – Bonnae, 1838. –P. 573. 6–8. 1797 Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники//Две византийские хроники X в. – М., 1959. – С. 197–198, 239, комм. 2 к гл. 61. 1800 Ср.: Зеленко С. М. Торговельне судноплавство cepeдьobiчhoi Таврики (VI–XII ст.): Автореф. д и с .... канд. i c t . наук/Kuibcьkuй нац. ун-т. – К., 2004. – С. 12. 1801 Седикова Л. В. Столовая посуда... – С. 135; Седикова Л. В. Керамическое производство в Херсонесе в IX веке//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV–IX вв.). – С. 64–65; Седикова Л. В. Византийский керамический импорт в Херсонесе в IX в.//Византия и Крым. Международ. конф. – Симферополь, 1997. – С. 72–73; Седикова Л. В. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в. – С. 12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Липецкая область Кафедральный собор Вознесения Господня Елецкий район и г. Елец, Елец Архитектор: К.А. Тон, А.С. Каминский (архитектор иконостаса) Год постройки: Между 1845 и 1889 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонский район, Задонск Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1845 и 1853 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной (Вознесения Господня?) Тербунский район, Вислая Поляна Архитектор: Колокольня - образцовый проект К.А. Тона для Симонова монастыря Год постройки: 1792. Колокольня - сер. 19 в Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной Усманский район, Савицкое Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1866 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Усманский район, Боровое Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1858 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Собор Тихвинской иконы Божией Матери Данковский район, Данков Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Задонского монастыря (с изменениями) Год постройки: Между 1861 и 1872 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Николая Чудотворца в Заречье Чаплыгинский район, Чаплыгин Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1848 и 1855. В 1875-1880 расширена приделами Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Московская область Церковь Казанской иконы Божией Матери Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Глебово Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (дополнение 1844, лист 3, нижний) Год постройки: Между 1856 и 1859 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Клинский городской округ, Клин Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5), Н.П. Делекторский (перестройка в 1879) Год постройки: Между 1847 и 1860. В 1879 перестроена

http://sobory.ru/architect/katon

Павел Пономарев 13 окт. 1785 перев. из Симонова, а 14 янв. 1786 – в Новоспасский. Аполлос Байбаков 1786 перев. из Заиконоспасского, а 5 июня 1788 хирот. в еписк. Орловского. Платон Любарский 21 июня 1788 перев. из Свияжского Богородицкого, а 31 мар. 1792 – в Донской. Нектарий Чернявский в 1792 перев. из Саввина Сторожевского, но, не быв, † 2 апр. Варлаам Головин 13 апр. 1792 перев. из Псково-Печерского, а 17 янв. 1799 перев. в Новоспасский. Иороним Поняцкий 17 янв. 1799 перев. из Нижегородского Печерского; † 4 июня 1802. Гедеон Ильин 19 июля 1802 перев. из Нижегородского Печерского, а 20 авг. 1805 хирот. в еписк. Вятского. Мельхиседек Минервин 25 сент. 1805 перев. из Лужецкого; † 29 июня 1813. Иона Павинский 31 дек. 1813 произведён из придворных протоиереев, а 22 июля 1817 хирот. в еписк. Орловского. Филарет Амфитеатров 28 июля 1817 перев. из Иосифова, а 1 июня 1819 хирот. в еписк. Калужского. Афанасий Телятьев 30 окт. 1819 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 10 мар. 1821 хирот. в викария Московского. Аполлос Алексеевский 7 мар. 1821 перев. из Московского Богоявленского, а 19 февр. 1837 – в Новоспасский. Арсений Нагибин 19 февр. 1837 перев. из Московского Богоявленского; в 1838 перев. в Новоголутвин, но в мнтре не был; † 27 апр. 1843. Агапит , бывший еписк. Томский, управлял с 18 дек. 1843, а 26 мар. 1851 перев. в Новоспасский. Мельхиседек Сокольников 26 мар.1851 перев. из Симонова; † 6 янв. 1852. Климент в 1852 перев. из Казанского Спасо-Преображенского; в 1856 уволен на покой. Амфилохий Казанский 1856 перев. из Ростовского Борисоглебского; в мае 1860 отставлен; с 1870 архим. Даниилова. Дионисий 25 мая 1860 перев. из Задонского, а в янв. 1862 – в Елецкий Троицкий. Антоний Радонежский , бывший еписк. Оренбургский, в мае 1862; 11 мая 1866 уволен на новой в Трегуляев мнтрь. Пётр Екатериневский , бывший еписк. Якутский, с 1867; 4 апр. 1869 перев. в Уфу. Леонид Кавелин , 1869, из Константинополя. 4 Симонов, на краю Москвы, основан св. Феодором, племянником св. Сергия Радонежского, около 1370 г. Ставропигиальный. [II, 357; VI, 98.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010