Инородческих школ тоже было мало. В 1745–1749 гг. было заведено две школы в Свияжске и по одной в Елабуге и Царевококшайске, но в 1753 г. Лука Конашевич соединил их в одну – в Казани, а после него и эта единственная школа пришла в упадок. Между тем слишком энергичная деятельность миссионеров возбудила против себя волнение среди инородцев – татар и мордвы. В 1745 г. терюшевская мордва Нижегородской епархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убила архиерея Димитрия Сеченова и была усмирена только вооруженной силой. В Казанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что по соседству между башкирами в 1750-х годах кипел сильный бунт. В 1755 г. правительство поэтому сочло нужным перевести Луку Конашевича в другую (Белогородскую) епархию и смягчить свои указы о мечетях и переселениях татар. После этого миссионерская деятельность стала слабее, а при имп. Екатерине II пришла в полный упадок. В 1764 г. закрыта была самая контора новокрещенских дел; для проповеди св. веры в восточных епархиях и в Сибири велено выбрать только особых «проповедников». Несмотря на ослабление всех стеснений для иноверцев, татары не переставали волноваться, особенно когда архиепископом Казанским сделался известный им своею ревностью Вениамин Пуцек-Григорович и восстал против постройки у них новых мечетей. При известном тогда предубеждении в правительственных сферах против «фанатизма» духовенства жалобы татар имели большой успех. В 1773 г. вышел указ, устранявший архиереев от всяких дел об инородцах и о построении их молитвенных домов, и предоставлявший этого рода дела одной светской власти. После Пугачевского бунта, в котором инородцы принимали самое деятельное участие, правительство стало смотреть на их обращение в христианство еще неблагосклоннее. В 1789 г., по случаю нового волнения между башкирами, запрещено было посылать к инородцам и проповедников без особого сношения о том архиереев с губернаторами, а в 1799 г. упразднена и сама должность проповедников. Пользуясь своей неприкосновенностью, усиленное учреждением иерархии муфтиев и мулл, мусульманство еще более развило свою пропаганду среди язычников, в чем помогало ему иногда само правительство; например, оно содействовало утверждению ислама между шаманствовавшими еще киргизами, строя у них с помощью казанских мулл мечети и школы, а в конце XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Сохранилась серия тезисов работ разных лиц, датированная концом 1950-х гг., возможно, относившихся к одному сборнику (?): М. И. Артамонов дает в своей работе характеристику византийско-хазарских отношений; 1786 О. И. Домбровская пытается передатировать некоторые памятники средневекового Херсонеса с IV–V на IX–X вв.; 1787 Е. Э. Липшиц в своих тезисах вновь обращается к вопросу влияния славян на формирование византийской общины; 1788 М. Сюзюмов обращает внимание читателя на значение ересей в истории Византии: люди вели борьбу за выбор пути и в результате не пошли ни по одному. 1789 Но если в фонде осталось много материалов по научной работе исследователя, то его преподавательская деятельность практически не нашла отражения. Материалы к лекциям занимают всего 5 дел, причем в основном это документы 1947–1952 гг. 1790 В них нет текстов лекций: только небольшие планы и заметки. Большая часть этих дел – списки студентов и их работ. От преподавательской деятельности Л. А. Мацулевича 1910-х гг. материалов не сохранилось. 1791 В течение жизни Л. А. Мацулевич вел активную переписку. Среди его корреспондентов были Н. И. Брунов, H. Н. Воронин, В. Н. Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, М. Э. Матье, В. И. Равдоникас, М. А. Тиханова и мн. др. Во многом именно переписка позволяет уточнить детали научной жизни ученого. Анализ писем исследователя показывает, что по большей части свои собственные письма (вернее, их черновики) он не хранил. По тем немногим, что сохранились, почти невозможно догадаться, что переписка была одним из компонентов научной деятельности ученого (это становится ясно при анализе писем, обращенных к нему). Большая часть писем Мацулевича, так же как и писем, обращенных к нему, датируется 40–50-ми гг., с момента эвакуации из Ленинграда во время войны до его смерти. Среди них много писем сотрудников Эрмитажа и ИИМКа, как оставшихся во время войны в Ленинграде, так и уехавших в другие города, с известиями об их жизни, работе, научных планах. 1792 Есть также переписка с грузинскими коллегами и АН Грузии: это или официальные письма с согласованием плана работ, 1793 или дружеская переписка с рассказами о творческих планах, последних новостях из жизни научного сообщества. 1794 Подобный же характер во многом носит и переписка с другими адресатами. 1795 Часто встречаются письма по вопросам организации научной работы, 1796 многие из них связаны с публикацией статей Л. А. Мацулевича. 1797 К сожалению, писем, в которых содержатся материалы к научному творчеству ученого, сохранилось очень мало. Это несколько писем, в которых исследователь обменивается с адресатами информацией, 1798 и несколько писем, в которых он обменивается мнениями. 1799 Все это показывает, что Мацулевич вел переписку подобного рода, но до нас она, увы, не дошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пространство, занимаемое кочевьями инородцев в Бийском и Кузнецком округах – сфере действия Алтайской миссии, простиралось с севера на юг на 1000 верст и с запада на восток на 150–700 верст. Почти вся эта территория покрыта горами, особенно высокими на юге. «Алтай мы назвали бы местом контрастов: здесь и дивная высота заоблачных гор, и сплошная глубина дебрей со стремительным течением пенящихся вод, куда при взгляде одном кружится голова. Здесь подавляющее мысль человека величие творения рук Божиих и поразительная ничтожность дел рук человеческих. Здесь и чудная красота природы, и крайняя неприглядность жилищ кочевников, и отвратительная неряшливость домашнего обихода их. Здесь богатство сокровищ внутри земли и крайняя бедность насельников ее» – так писал об этом крае преосвященный Макарий (Невский) С. 4]. В те времена на Алтае проживало до 40 тысяч коренных жителей, которые делились на несколько племен: черневые татары, телеуты, кумандинцы, киргизы и алтайские калмыки (к этническим татарам, киргизам и калмыкам прямого отношения они не имели, их названия носили условный характер: например, так называемые «киргизы» были прозваны так за свои головные уборы, похожие на киргизские). Все эти племена говорили на разных наречиях и говорах киргизо-кыпчакской группы тюркских языков. В XVIII веке несколько тысяч инородцев были крещены, но в христианстве утвердиться не успели, и, когда указами 1789 и 1799 годов были упразднены должности миссионеров, большинство из них отпали в язычество. Богатая, но суровая природа Горного Алтая создавала немало затруднений для дела проповеди. В зимнее время здесь стояли трескучие морозы и часто случались страшные бураны, ежегодно уносившие жизни многих путников и губившие целые табуны скота. Весной опасность таили в себе разливающиеся реки, переправляться через которые приходилось верхом на лошади, вброд или вплавь. Передвигаться по Алтаю, за исключением его относительно равнинной северо-западной части, было весьма непросто. Дорог не было, и путешествовать летом верхом на лошади или пешком, а зимой на лыжах было не только трудно, но зачастую и опасно. Переносные жилища кочевников были рассеяны на таких огромных пространствах, что, по словам преемника архимандрита Макария протоиерея Стефана Ландышева, «каждому миссионеру нужно бывает искать погибающих овец дому Божия по дебрям, ущельям и лесам алтайских гор и предгорий, на расстояниях, измеряемых сотнями верст по бездорожной и дикой местности» С. 6–7].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1801 г. Поэтому проф. Ч. Санфорд, реконструируя богословские взгляды Д., широко использовал архивные документы и труднодоступные публикации. Д. иногда называл себя эпикурейцем, толкуя этику Эпикура в соответствии со «Сводом философии Эпикура» П. Гассенди (1649), не ссылаясь на подлинные тексты древнегреч. философа (письма к У. Шорту от 31 окт. 1819). Одновременно он считал себя подлинным христианином, приверженцем «простых учений Иисуса» (письмо к Ч. Томсону от 9 янв. 1816), которые, с его т. зр., «все направлены к счастью человека. Есть только один Бог, Который совершенен во всем; загробная жизнь, а в ней награды и наказания. Главное в религии любить Бога всем сердцем, а соседа, как самого себя» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822). Д. видел в Боге Творца мира, или «первопричину творения», верил, что Господь и после Сотворения мира вмешивается в его дела. Не допуская, что от Бога может исходить какое бы то ни было зло, даже обыденные неприятности (ср.: 4 Цар 21. 12), Д. обвинял Кальвина в почитании «демонического» бога. Д. не верил в первородный грех, не воспринимал всерьез историю грехопадения, считал т. н. фактический грех не более чем болезнью морального чувства, к-рая излечивается через воспитание, избавляющее от пагубных страстей. Д. верил, что люди были созданы и остаются по природе добрыми и разумными; его вера в возможности демократического самоуправления в США опиралась именно на эти представления в духе Пелагия и Ж. Ж. Руссо . На демократию в США Д. смотрел как на эксперимент, который должен показать, в какой мере «разум и истина» способны управлять людьми (письмо к судье Дж. Тайлеру от 28 июня 1804). Лишь эксцессы Французской революции 1789-1799 гг. и наполеоновские войны вынудили его признать, что социальное зло - проблема не так легко разрешимая, как полагали просветители (письмо к Дж. Адамсу от 11 янв. 1816). В Иисусе Христе Д. не видел ни Бога, ни Искупителя (письмо к У. Шорту от 31 окт. 1819), а лишь величайшего учителя морали и в какой-то мере социального реформатора: «Его моральное учение насаждает любовь ко всем людям, не только к родственникам и друзьям, но ко всему человечеству, собирая всех в единую семью, связанную узами любви, милосердия, мира, общих нужд и общих целей» (письмо к Б.

http://pravenc.ru/text/171835.html

«Протектор» Российско-Американской компании адмирал С.И. Мордвинов в докладе императору Александру - про задачи и цели экспедиции говорил: «Капитану Лисянскому сие по плечу. Однако давно хочу рекомендовать, да все недосуг: надобно отправить в кругосветное плавание не одно, а два судна. Кроме Лисянского у меня уже есть готовый и другой капитан - Крузенштерн». Лисянский же, прослышав о перипетиях и сомнениях, кому быть начальником, добровольно уступил капитанский мостик своему товарищу. Об этом свидетельствует его письмо Крузенштерну: «По нещастию я в списках стою тебя выше. Ежели возможно, чтобы через твое прошение или давши тебе чин, поставили выше меня, с превеличайшим усердием. Ничего сравниться не может с удовольствием, чтобы служить под командою моего только друга». Для Лисянского первенство в командовании не имело значения. Правда, справедливости ради следует отметить, что план экспедиции настойчиво (в 1799-м и на рубеже 1801-1802 годов) предлагал Адмиралтейств-коллегии именно Иван Федорович Крузенштерн. Впрочем, ради той же справедливости нельзя забывать и о том, что «проект Крузенштерна» был лишь копией плана «Восточной экспедиции» капитана 1-го ранга Г.И.Муловского (утвержденного Екатериной Великой за 13 лет до «первой попытки» Крузенштерна). Увы, тогда осуществлению замысла помешала война... Кстати, именно под началом Муловского (погибшего в Эландском сражении 1789 г.) мичман Крузенштерн проходил службу на фрегате «Мстислав». Но как бы там ни было, 26 июля (7 августа) 1803 г. корабли Российского флота впервые вышли в кругосветное плавание. Впрочем, «отрядным» (совместным) оно было только на некоторых этапах, а именно - Атлантическим океаном до мыса Горн, отчасти - Тихим океаном. Дальнейший же путь расходился: «Надежда» Крузенштерна шла в Японию и на Камчатку, а путь «Невы» Лисянского лежал к островам Алеутской гряды. Экспедиция оказала большую моральную (впервые боевой корабль Российского флота появился у берегов Аляски!) и материальную поддержку поселенцам, приняла участие в строительстве укреплений Ново-Архангельска (ныне г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Истинный бог (Фр.) Франциск I (1494—1547) – французский король; в начале своего царствования покровительствовал ученым, литераторам, художникам. Но это все равно (фр.) Ну, рассказывайте (фр.) Пирамида Вестриса. – Здесь спутаны имена французского балетмейстера Вестриса и египетского фараона Сезостриса. Фуше Жозеф (1759—1820) – буржуазный политический деятель Франции. Был тленом Конвента, позднее (1799—1810 гг.) министром полиции Наполеона I. Рыцарь Меркуриева жезла – то есть всезнающий человек, разносчик вестей. Меркурий в древнегреческой мифологии – вестник богов. В руке он держал жезл. Или что-то вроде этого (фр.) Но их нанизывают, как лягушек (фр.) Клянусь (фр.) Двенадцать тысяч бомб! (фр.) Монтань (Монтень Мишель де; 1533—1592) – французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор «Опытов» (1580). Игра слов – montagne и Montaigne. (Примеч. автора.) Эпиграф взят из комедии Н. И. Хмельницкого (1789—1845) «Воздушные замки» (1818). Обрученье дожа с морем… – обычай в Венеции: новый дож бросал в море кольцо, что символизировало его обручение с морем. Тысяча двести бомб! (фр.) Капитан! (фр.) Дорогой мой (фр.) Эпиграф взят ИЗ «Послания к слугам моим» (1763) Д. И. Фонвизина. Смоглер – контрабандист. Здравствуйте (фр.) Тартана – цветная шотландская материя. Юнгфров (голл.) – барышня. Буцефал – так звали коня Александра Македонского. Эпиграф взят из басни И. А. Крылова «Ворона и Курица» (1812). Тендер (англ.) – небольшое одномачтовое парусное спортивное судно. Бугшприт – передняя мачта на парусном судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Кто идет? (фр.) Прелиминарная статья – основное предварительное условие. Фальконет (англ.) – старинная пушка, стрелявшая свинцовыми снарядами. Погонные пушки – установленные для стрельбы прямо по носу корабля. Обдуй фитиль! – Фитиль – приспособление для взрывания снарядов. Здесь: очистить фитиль. Гафель (голл.) – специальный рей, служащий для прикрепления верхней кромки паруса. Топсель – рейковый парус треугольной (иногда четырехугольной) формы.

http://azbyka.ru/fiction/lejtenant-beloz...

К XVI в. Столетняя война и религиозные войны во Франции привели к упадку ордена Г. В 1476 г. аббатство Гранмон было преобразовано папой в комменду . Потеряв самостоятельный статус и право выбора аббата (до 1579), оно попеременно переходило под начало папских или королевских ставленников. Генеральный капитул за это время собирался только 1 раз (1497). Плохое имущественное состояние ордена и упадок внутренней дисциплины стали причинами созыва генерального капитула в 1643 г., на к-ром аббат Жорж Барни предпринял попытку дальнейшего смягчения устава. Это вызвало недовольство части членов ордена и привело к его расколу. Монахи под рук. пресв. Шарля Фремона, а также входившие в сферу влияния Г. жен. мон-ри Ла-Друй-Бланш, Ла-Друй-Нуар и Ле-Шатне объявили о возврате к первоначальному строгому уставу. Орден разделился на 2 ветви: строгого устава (Étroite Observance) и более мягкого устава (Ancienne Observance), объединенные под рук. единого генерала ордена. В рамках реформ, проведенных франц. кор. Людовиком XV, орден был упразднен архиеп. Тулузы Ломени де Бриенном, представителем королевской Комиссии по делам монашества (Commission des Réguliers), еп. Лиможа Плесси д " Аржантре. Ликвидация ордена Г. была подтверждена папой Римским Климентом XIV (1772) и потом франц. кор. Людовиком XVI (1784). Последний аббат Г. Ксавье Монден из Мезон-Руж выступил против упразднения ордена, но после его смерти в 1787 г. монахи покинули Гранмон и Г. прекратили существование. В период Французской революции 1789-1799 гг. здание аббатства Гранмон и часть мон-рей Г. были разрушены. Однако сохранилось значительное число бывш. обителей Г., где храмы возведены по образцу 1-нефной церкви аббатства. Ист.: Scriptores ordinis Grandimontensis/Ed. J. Becquet. Turnhout, 1968. (CCCM; 8); Becquet J. Le Bullaire de Grandmont//Revue Mabillon. P., 1956. Vol. 46. P. 82-93, N 1-75; 1957. Vol. 47. N 76-93 d; Règle de Grandmont//PL. 204. Col. 1135-1162; Liber Sententiarum//PL. 204. Col. 1085-1136; Annales Ordinis Grandimontis/Ed. J. Levesque. Trecis, 1662.

http://pravenc.ru/text/166377.html

Ок. 1633 г. Худож. Ф. Сурбаран (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид) Мерцедарий. Ок. 1633 г. Худож. Ф. Сурбаран (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид) Как и др. католические монашеские ордены, М. пострадали от антиклерикального законодательства, принятого в европ. гос-вах во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. В нач. 70-х гг. XVIII в. во Франции в условиях ужесточения гос. регулирования деятельности монашеских орденов комиссия, организованная кор. Людовиком XV (1715-1774), приступила к закрытию обителей М. и тринитариев: часть из них была ликвидирована, в другие было запрещено принимать новых членов. К 1788 г. в стране осталось лишь 6 обителей М. из 19. В 1792 г., в ходе Французской революции (1789-1799), орден М., как и др. монашеские ордены, был распущен. К нач. XIX в. в Итальянской пров. и автономной Сардинской конгрегации насчитывалось 8 конвентов М., число братьев сократилось. К 1842 г. действовали 6 конвентов, а после декретов 1866 и 1875 гг. были закрыты все обители, кроме мон-ря св. Адриана в Риме. В Испании 18 авг. 1809 г. декретом Жозефа Бонапарта были распущены все религ. об-ва и закрыты среди прочих все конвенты М., здания многих из них были разрушены, а после изгнания франц. войск и отмены в 1814 г. декрета не восстановлены. Ряд мон-рей был закрыт в период т. н. либерального трехлетия (1820-1823), когда правительством проводилась антиклерикальная политика. В период правления регентши Марии Кристины (1833-1840) антимонашескими декретами 1834-1836 гг. все конвенты М. были закрыты. Кроме того, 17 июля 1834 г. вооруженная толпа ворвалась в обитель М. в Мадриде, погибли 8 членов ордена; 5 июля 1835 г. был сожжен конвент М. в Сарагосе, 4 монаха убиты. Многим М. пришлось уехать (гл. обр. в Италию). В Лат. Америке в 1775 г. в 8 провинциях ордена (Мексика, Гватемала, Санто-Доминго, Кито, Лима, Куско, Чили, Тукуман) насчитывалось 111 конвентов. Многие члены ордена принимали участие в войнах за независимость. В образовавшихся гос-вах судьба М.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Во Франции еще с 16-го века горела вражда между гугенотами (кальвинистами) и католиками 266 . Ришелье (в первой половине 17-го в.) положил было конец сей вражде, усмирив гугенотов, но после опять не было мира. Наконец Французская революция сравнила права католиков и протестантов; но с тем вместе вооружалась против всех священных прав религии. Вольнодумство, неверие и безнравственность произвели сие зло во Франции. Люди, желавшие во всем вольности, решились свергнуть с себя и узы законного правления и иго религии 1789 г. положено отнять у духовенства имения и уничтожить монастыри. 1790 г. требуется от духовных присяга Национальному Конвенту; противящиеся тому священники изгоняются, преследуются; другие соглашаются на присягу, женятся и делаются сами гонителями верных священников; наконец сам король умирает на эшафоте (1793). Следует правление ужаса (терроризм); общественная религия и состояние духовное объявляются несовместимыми с равенством и свободою; вводится натурализм; вместо Бога воцаряется разум и в честь сего идола отправляют праздник, мерзостнейший праздников языческих. Робеспьер, по-видимому, восстановляет некоторую религию, объявив, что народ Французский верит в бытие Божие и бессмертие души, но сам действует как безбожник. По падении сего изверга, составляются новые планы религии, и, между прочим, в обществе феофилантропов, род религии натуральной, но не могут заменить отверженной религии христианской. 1799 г. первый консул восстановляет и сию религию; но сделавшись императором (1805), сам действует ко вреду религии Римско-католической 267 . Наконец падение Наполеона и Священный союз государей (1815) полагают пределы злу, которое грозило всему христианскому миру. Иерархия § 63. Власть пап, потрясенная реформациею, имела однако ж и сильные столпы, ее поддерживающие. Важнейшим из них был орден иезуитов, который умножался и распространялся повсюду 268 . Но в начале, покорный папе, он действовал во вред других вероисповеданий, а потом вооружился против своих (римо-католиков) и даже против пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Киркегор также предложил собственную интерпретацию соотношения И. и рода (Slægt), к-рый есть для него не абстрактное всеобщее, но живая связь индивидов. Эта интерпретация у Киркегора тесно сопряжена с христ. учением о первородном грехе, к-рый является одновременно и родовым, и собственным грехом И. Согласно Киркегору, «в каждое мгновение индивид является и собой, и родом» ( Idem. Begrebet Angest//Samlede Værker. 1962-1964. Udg. 6. S. 124). Взаимосвязь И. и рода есть взаимосвязь экзистенциальная и историческая: «Ни один индивид не может быть безразличен к истории рода, точно так же, как и род небезразличен к истории какого бы то ни было индивида» (Ibidem). Противоречие между И. и родом, согласно Киркегору, должно не сниматься, как у Гегеля, но постоянно обостряться в «историческом движении», поскольку всякий «индивид постоянно начинает сначала... и тем самым он снова начинает историю рода» (Ibidem). Характерная для нем. романтизма абсолютизация И. как свободного и самостоятельного разумного деятеля, обладающего уникальностью и своеобразием (Eigentümlichkeit), была доведена до максимума у нек-рых мыслителей, относимых к индивидуализму как философскому направлению, которое значительно распространилось в европ. философии XIX-XX вв. Термин «индивидуализм» (франц. individualisme; нем. Individualismus) зародился во франц. мысли при анализе идейного содержания эпохи Просвещения и общественно-политических событий Французской революции 1789-1799 гг. Консервативно настроенные мыслители именно в абсолютизации индивидуальной воли и умалении идеи общественного блага видели исток политических потрясений. Католич. публицист Ж. де Местр (1753-1821) отмечал, что общественный порядок колеблется в своих основаниях, поскольку в Европе стало «слишком много свободы и слишком мало религии» ( Maistre J., de. Oeuvres complètes. Lyon, 1884-1887. T. 2. P. 342). Согласно де Местру, именно «глубокое и пугающее разделение умов, бесконечная раздробленность всех учений, политический протестантизм» приводят к «абсолютному индивидуализму» (Ibid. 1886. T. 14. P. 286). Др. франц. католик, Ф. Р. де Ламенне (1782-1854), утверждал, что индивидуализм представляет собой общественное проявление философской абсолютизации И. Философы Просвещения провозгласили, что разум И.,- «это его закон, его истина его справедливость». По их мнению, «налагать на индивида обязательства, которые он сам не налагает на себя в своем мышлении и воле, означает нарушать самое священное из его прав». Именно в силу распространения в обществе таких идей оказалось, что «невозможно никакое законодательство, никакая власть». Индивидуализм, согласно Ламенне, «разрушает саму идею повиновения и обязанности», так что в результате не остается ничего, кроме «ужасающего смешения интересов, страстей и различных мнений» ( Lamennais F. R., de. Oeuvres complètes. P., 1836-1837. T. 9. P. 17-18).

http://pravenc.ru/text/389563.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010