и погребен в Таганроге. 475 2. Моисей (1790–92 г.), в мире Михаил Гумилевский, родился в 1747 г. во Владимире 476 и обучался в тамошней семинарии и московской академии; в той же академии был учителем и проповедником (1784–86 г.), а с марта 1786 г. префектом. В 1779 г., 15 декабря, пострижен в монашество и в 1784 г. возведен в сан игумена московского Знаменского монастыря. В 1788 г. определен на должность флотского обер-иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1790 г. хиротонисан в епископа и 6 октября 1792 г. убит был в Старом Крыму и там же погребен 16 ноября. 477 3. Иов Потемкин (с 27 февраля 1793 по 13 мая 1796 г.): о нем сказано было выше. При нем в 1794 г. к Феодосийскому викариатству были причислены церкви черноморского войска на о. Фаногории. 478 4. Гервасий (1797–1798 г.): из архимандритов новгородского Юрьева монастыря 24 мая 1797 г. хиротонисан был в епископа и скончался 8 января 1798 г. 479 5. Христофор Сулима (1798–1799 г.), грек, сын полковника Семена Сулимы, сперва служил в военном звании, потом обучался в духовной семинарии; в 1765 г. пострижен в монашество, с 1794 г. был архимандритом Гамалеевского монастыря, черниговской епархии, с 1 мая того же года по 28 февраля 1798 г. был ректором черниговской семинарии и настоятелем елецкого монастыря. В 1798 г., 8 апреля, хиротонисан в епископа, а 16 октября г. перемещен в Слободско-украинскую (харьковскую) епархию, – и тогда упразднено было Феодосийское викариатство. Христофор в 1813 г. уволен на покой и скончался 18 мая того же года. 480 Самостоятельная таврическая епархия Еще в 1851 г. преосвященный Иннокентий писал в отчете Св. Синоду, что Крым наполнен магометанами, которые хотя и не враждебны к христианам, и некоторые из них сохраняют даже предание, что их предки некогда были христиане, но мало обращаются к православной церкви как потому, что к обращению их не принимается никаких особенных мер, так и потому, что им в житейском быту выгоднее быть магометанами, потому что, по обращении в христианство , они должны подвергаться рекрутскому набору, платежу больших податей и пр. А в 1853 г. он писал о необходимости учредить в Крыму викариатство, как это было прежде. После же крымской войны он находил уже нужным открыть в Крыму не викариатство, а самостоятельную епархию. Но его мысль об учреждении самостоятельной епархии могла осуществиться не ранее конца 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://patriarchia.ru/db/text/422558.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герман IV, патриарх К-польский (1788/90, Стамбул - 16.09.1853, там же), патриарх К-польский (12 июня 1842 - 18 апр. 1845; с 1 сент. 1852). Род. в столичном приходе арх. Михаила, учился в местной народной школе и в молодости состоял иеродиаконом и иеромонахом патриаршего храма. В авг. 1826 г., будучи патриаршим протосинкеллом, Г. получил Видинскую митрополичью кафедру, к-рую занимал до мая 1831 г., когда был перемещен в Драму. В нояб. 1835 г. стал митрополитом Деркийским; через 7 лет был возведен на Патриарший престол. Г. любил науку и просвещение, отличался ревностью о благосостоянии Церкви и народа, был бессребреником и филантропом. Во время его Патриаршества в Турции имели место многочисленные убийства греков и др. христиан мусульманами, недовольными принятием Гюльханейского хатт-и шерифа (1839), формально признававшего равенство всех подданных султана независимо от вероисповедания. Равенство было фиктивным, но турки никак не могли примириться с тем фактом, что более образованные и предприимчивые греки держали в своих руках торговлю гос-ва. В нач. 40-х гг. в Стамбуле, его предместьях, Македонии и М. Азии убийства стали массовыми. Особенной жестокостью отличалось восстание мусульман в Албании в 1844 г., сопровождавшееся резней христиан. Патриарх дважды отправлял к Румелийским архиереям грамоты, чтобы они собрали и представили в Патриархию сведения о грабежах, воровстве, убийствах и увечьях, причиненных албанцами местным христианам, с тем чтобы Порта впосл. возместила ущерб. Однако вспомоществование поступило только от Патриархии. В целях сохранения спокойствия греков Г. неоднократно посылал грамоты, призывая христиан решать свои дела самим, без участия тур. судей. Для улучшения финансового положения Патриархии Г. выработал новый устав управления Центральным церковно-народным казначейством. По-прежнему при нем действовал благотворительный кивот, назначенный для помощи бедным перед праздниками Рождества и Пасхи. В июне 1844 г. патриарх утвердил кассу для бедных, возникшую по частной инициативе купца Кириака в приходе Эдирне-капы. В сент. 1843 г. Г. завершил соглашение жителей г. Ватуса Мифимнской епархии, направленное против разорительного обычая давать за дочерьми большое приданое. В сент. 1842 г. был издан синодальный томос, касавшийся хиротонии титулярных архиереев. Их рукоположение было запрещено еще в 1806 г., но наиболее почтенные митрополиты (геронты и эфоры), жившие в столице, могли иметь в своих епархиях архиереев-эпитропов (викариев), к-рые помогали им в управлении духовенством и народом. В результате появилось много архиереев, не имевших ни епархий, ни кафедрального храма, ни паствы. Одновременно появилось много священников без церквей и приходов, монахов без мон-рей. Впредь было запрещено рукополагать титулярных архиереев и священников без назначения их на определенный приход.

http://pravenc.ru/text/164787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Максимович-Вукосавлевич; 12.01.1788, с. Ежевица близ г. Ужице - 28.02.1853, г. Чачак), еп. Ужицкий Сербской митрополии. Род. в семье Максима и Госпавы. Получил образование в монастырях Каменац , Морача и Св. Троицы, выучил греч. язык в монастыре Раковица под Белградом. Принял монашество в 1808 г. в Белграде по благословению митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) , затем был рукоположен во диакона и иерея. Жил в мон-ре Николе, участвовал в обновлении Преображенского и Сретенского мон-рей в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). 30 нояб. 1830 г. митр. Белградский Анфим возвел его в сан архимандрита. После дарования автономии правосл. Церкви в Княжестве Сербия как кандидат в епископы в июле 1831 г. направлен к К-польскому патриарху, где 19 авг. был хиротонисан во епископа, на следующий день после хиротонии архиеп. Белградского и митр. Сербского Мелетия (Павловича) : они стали первыми архиереями формировавшейся церковной структуры в Сербии. Еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович) сообщал, что было предложение поставить Н. во главе Шабацкой епархии с резиденцией в г. Чачак, но по его просьбе ему дали Ужицкую епархию, откуда он был родом. По неясным причинам, возможно из-за конфликта с братом серб. кн. Милоша Обреновича, в 1832 г. Н. вместе с игум. Паисием из мон-ря Св. Троицы (без уведомления митр. Белградского Мелетия) уехал в Черногорию. В тот период Черногорская митрополичья кафедра вдовствовала, поэтому по просьбе архим. Петра (см. Петр II (Петрович Негош) ) Н. стал заниматься подготовкой священников к рукоположению. Власти Черногории поначалу планировали выделить Н. один из мон-рей, вероятно Велику-Ремету, но, желая избежать недоразумений с властями Сербии, попросили их убедить его вернуться. В результате личных уговоров архим. Петра и благодаря нескольким письмам митр. Мелетия в 1833 г. Н. вернулся в Сербию и продолжил управление Ужицкой епархией. В 1837 г. построил в Чачаке епископский двор. Много средств вложил в ремонт Преображенского и Сретенского мон-рей, в последнем построил конак и др. помещения, подарил обители резной иконостас.

http://pravenc.ru/text/2565494.html

архиепископ Анатолий (Мартыновский) (1793–08.08.1872) Основы православия Слова и беседы Сравнительное богословие Церковное искусство архиепископ Анатолий (Мартыновский) Архиепископ Могилевский и Мстиславский, духовный писатель, магистр Киевской духовной академии. Биография В миру Мартыновский Августин Васильевич, родился в 1793 году в м. Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье бывшего униатского священника, присоединившегося к православию в 1788 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы. С 15 декабря 1817 года - священник в м. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Свящ. Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года - ректор Курской семинарии, а 7 июня того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 4 августа 1840 года был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 10 июня 1841 года - епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 22 ноября 1844 года назначен епископом Могилевским. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. На Могилёвской кафедре он много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Шадринск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевская церковь основана в 1788 г. Первоначально она была деревянная; в 1792 году была разобрана и перенесена за город на кладбище, где снова устроена и освящена во имя св. мучеников Флора и Лавра, а на месте её в 1793 г. заложена была новая каменная двухэтажная. Через три года после закладки нижний храм был закончен и освящён в честь Св. Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, а постройка верхнего приведена к концу в 1802 году, когда он и освящён в честь рождества Пресвятой Богородицы. В 1845 году были заложены как с южной, так и с северной стороны каменные двухэтажные же приделы, причём на южной стороне нижний храм освящён в честь рождества Св. Иоанна Крестителя, верхний в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на северной — нижний в честь Св. Пророка Божия Ильи. Постройка нижнего этажа приделов была закончена в 1848 г., тогда же в них установлены были иконостасы и в 1849 г. совершено их освящение; верхний же этаж закончен был в 1852 г., в 1853 г. последовало освящение южного придела и в 1854 г. — северного. Теснота храма, особенно нижнего его этажа, очень заметная в большие праздники при большом стечении молящихся, вызвала необходимость расширения его за счёт помещения, занимаемого лестницами, ведущими в верхний этаж. В 1855 г. было приступлено к предположенному расширению, колокольня при этом была сломана, для лестниц была сделана новая пристройка, составляющая продолжение приделов к западу, а взамен разобранной колокольни устроена новая, вышиною в 20 саж. В 1895 г. лестницы снова были перестроены, для них были сделаны новые пристройки, подобно предыдущим продолженным к западу, сами лестницы заменены каменными (до того времени они были деревянные), а занимаемые ими прежде помещения приспособлены — с южной стороны для архива, ризницы и библиотеки, а с северной,— частью для кладовой, частью для сторожки. По своему наружному виду Николаевская церковь представляет правильное четырехугольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарём, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нём фонарём и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новые пристройки для лестниц. Над главным алтарём устроен такой же фонарь, как и над куполом.

http://sobory.ru/article/?object=05909

Киев. Спасо-Преображенская пустынь. Деревянный монастырь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 2004 и 2005. Адрес: г. Киев ул. Ягодная, 58а Координаты: 50.369152, 30.523995 Проезд:автобус 52 от ст. М. " Либедская " , маршрутка 470 от Киево-Печерской Лавры до ост. " Кладбище " Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Феофила Печерского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 14 августа 1852 года, старец Иеромонах Феофил Христа ради юродивый подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры (1788-1853 гг) направлялся на бычке из Китаева в Лавру. Когда он проезжал по лесу возле того места, где ныне устроена Преображенская пустынь, бычок его сбился с дороги и свернул направо, но старец, занятый чтением псалтири, как бы не замечая этого, продолжал свой путь. Шедшие из ближайшей деревни влес мужики с топорами заметили эту ошибку и стали старца окликать: —Батюшка! ваш бычок заблудывся. Дывицься, вин не туда йде. Блаженный, как бы отрываясь от чтения псалтири, повернул к мужикам голову и говорит: —Нехай соби иде. Вин лучше нас знае чого ему там треба. Це для того, щоб я тут Богу помолывся. Старец слез с повозки, взял у мужика топор, срубил маленькое деревцо и вытесал из него небольшой крест. В 50-х годах прошлого столетия на месте существующей там ныне Преображенской пустыни был густой лес, и мысль о построении ее никому даже и в голову не приходила. Но блаженный Феофил, провидя духом будущую благодать здесь, помолился Богу и, как некогда Первозванный Андрей водрузил крест на высотах Киевских, так и блаженный старец укрепил свой крест на сем месте и сказал: — Памятуйте, друзья! На сим мисти буде выстроен монастырь. И багацько живих и мертвих буде поселяться у ним. Что было предсказано, то исполнилось. В 1872 году, на том месте, где был поставлен Феофилом крест, было положено начало нынешней Преображенской пустыни и, кроме живых людей, ищущих спокойствия для души, стали поселятся туда и мертвые телом для вечного покоя своего в ожидании наступления дня Страшного Суда Божия. Освящена церковь была в 1873 году в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=19450

Выглядела Тарсо так, как и полагается выглядеть юродивой: грязный балахон с огромным карманом, в котором она носила Псалтирь и Библию, зимой — несколько старых, совершенно не греющих нейлоновых плащей, надетых один на другой, на плечах вместо шали рваное махровое полотенце, да еще и странная повязка на лице, закрывающая нос и щеки. Несмотря на изгнание из монастыря, Тарсо постоянно помогала монахиням в тяжелых работах, носила навоз на виноградник. Она в совершенстве знала Священное Писание, поражая этим многих. Постепенно ее жутковатое обиталище стало центром своего рода паломничества, и многие из монахинь смогли убедиться в ее прозорливости. В книге греческого профессора-богослова Янниса (Иоанна) Корнаракиса «Тарсо — Христа ради юродивая» приводится немало эпизодов, показывающих ее духовные дары; и в ней же мы найдем важные слова о духовной сущности подвига Тарсо и о том, что есть подвиг юродства вообще. Профессор Корнаракис говорит, что целью Тарсо был выход за пределы человеческого «я», умерщвление «перстной самости» — то есть ветхого человека, который живет сам собой — без Бога: «Тарсо всегда была верна основному правилу евангельской жизни и спасения во Хрис­те: " Кто хочет душу (жизнь.— Ред.) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее " (Мф. 16, 25). Юродство Тарсо и стало такой потерей собственной жизни. Именно с этого она начала свою духовную борьбу. Ее духовное шествие по пути юродства было благодатным способом похоронить свое человеческое земное существование в некоем святом безумии. И это полностью согласуется с евангельской логикой: потерять свою жизнь ради того, чтобы непрестанно открывать для себя истинную жизнь во Христе». Шизофреников и психопатов-истероидов довольно всегда — в любой стране, в любую эпоху; но вот святых, а уж тем паче юродивых — единицы; поэтому объяснить святость патологией — не получится. «Иеросхимонах Феофил наносит поношение монашеству и своим небрежением о сане совершенно отторгает себя от оного; распространяет суеверие и ханжество; дерзостью и буйством подает сомнение в самом его веровании и здравом состоянии умственных способностей» — так писал начальник Китаевской пустыни в Киеве иеромонах Иов в жалобе своей на имя митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова). И, знаете, отца Иова можно понять. До канонизации преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1788–1853), было еще далеко, а в повседневной монастырской жизни блаженный (так уже тогда звал его весь Киев) был подчас совершенно невыносим. Одет как сущее огородное пугало; келья завалена хламом, какими-то странными предметами; во время службы вбегает в храм, падает на колени и молится очень громко, бесцеремонно перебивая чтеца. Почтения к священноначалию никакого — внешне вроде бы подчиняется, но такое может в лицо сказать…

http://pravoslavie.ru/113112.html

36 «Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел 1, под 13 февраля. 37    См. Письма с Востока, 1, 227. Письма свято горца, 2, 229. 38     Месяц. Востока а. Сергия, т. II зaм. стр. 340–341. 39    См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316–318. 40     Там же. 41     См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г. 42 Известный путешественник по святым местам, Барский пишет о святых мощах св. Николая следующее: «Рака мощей (св. Николая) никакоже отверзается, понеже от мрамора иссечена толсто и широко, аки некий сосуд или ковчег, и глубоко в землю, яко напять пядей равное подножием престола поставлена недвижимо и дскою великою мраморною привалена крепко; сквозь же оной дски мраморной сверху есть оконце просеченное не великое, яко может рубль покрыти его… И положих око над оконцем, и видех раку оную мраморну, глубочае лактя в земле, аки кладязь до половины воды или манны имущую. Яже аки наичистейшая вода светла есть, и сквозь ю под спудом зрятся аки кости белые, от нихже оная вода исходит непрестанно, тела же несть; но все растлися, глаголют, в миро, и кости немощно познати, от какового члена суть, понеже не на своем месте лежат… но смешены пронесения ради» (путеше­ствие ко св. мест. Барского, ч. 1, стр. 50–53. С.-Петербург, 1788 г.). 43 Рассказ профессора О. Г. Солнцева в «Русской Старине», 1876 г., июнь. 44 Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288–27. 45 Об этом современники — греки передают в таких выражениях: «Мощи святых скрылись от очей наших». 46 «Святые южных Славян» Филарета арх. Чернигов., отдел. 1, под 11 ч. февраля. 47   Тело св. мученика Викентия диакона после истязаний мучитель повелел выбросить в поле на съедение птицам и зверям. Господь же повелел врану охранять тело мученика. Вран этот отгонял всех птиц, прилетавших к телу св. мученика. Нечестивые бросили оное в глубину моря; но прежде чем сами доплыли до берега, оно оказалось у самого берега. Христиане приняли св. тело и погребли благочестно (Чет.-Мин. ноября 11 дня). Честное тело священномуче­ника Василия, выброшенное из гроба и поверженное на съедение птицам и зверям, по повелению Божию, хранил ночью волк, днем орел парил над св. телом, и таким образом отгоняли плотоядных птиц до тех пор, пока христиане не погребли св. тело (Чет.-Мин. марта 7). Мощи преп. Романа (пам. его янв. 5 и февр. 16), обезглавленного в 1694 г. турками, в продолжение трех ночей освещаемы были небесным светом, к удивлению самих турок (Афонск. Патер, в русск. переводе, 1876 г., ч. II, стр. 105–107).

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

После него настоятелем был Маркел, а потом Даниил. Впоследствии в Оптиной пустыни проживало множество благочестивых старцев. Но! столп и украшение пустыни это великий старец архимандрит Моисей . Он родился 15 января 1682 года в благочестивой семье Путилковых в городе Борисоглебске. Игумен Анатолий, родной брат отца Моисея. Он родился в 1795 году. В 1812 году он жил в г. Москве, где жестоко пострадал от французов и еле остался жив. В пустыни отец Анатолий был начальником скита, коим управлял 14 лет. Впоследствии некое время отец Анатолий был настоятелем Ярославецкого Николаевского монастыря. В 1853 году он возвратился на покой в любимую им Оптину пустынь, где и помер 7 августа 1865 года. Он погребен рядом с братом отцом Моисеем. Отец Анатолий беспрерывно почти всю жизнь жестоко страдал от ран на ногах. Старший. Зерцалов. Жил и подвизался в Оптиной пустыни великий старец Леонид, в схиме иеросхимонах Лев. Он помер 11 октября 1841 года. У него был келейник отец Иаков, впоследствии иеромонах Иоаким. Помяни, Господи, их обоих! В Оптинском скиту подвизались два монаха: отец и сын. Отца в миру звали Никитой, а в монашестве Нифонт. А сына в миру Родион, а в иночестве Иларион (Пономаревы). Они родом были от Саратова. Иеросхимонах Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов. Родился 20 ноября 1788 года, а скончался 7 сентября 1860 года. Он был среднего роста, лицом некрасив, со следами оспы, но было оно белое и светлое. Взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижный. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Был он косноязычен, одет был всегда бедно. Господи! Сколько в Оптиной пустыни было великих подвижников благочестия, какими были: иеросхимонах Лев, архимандрит Моисей , отец Исаакий, иеросхимонах Макарий, иеросхимонах Иосиф, игумен Анатолий, игумен Антоний; отцы Иларион, Варсонофий и многое множество других светил монашеской жизни. Но среди всех этих иноческих светил блистал аки пресветлая Луна посреди звезд – этот великий старец, иеросхимонах Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010