и погребен в Таганроге. 475 2. Моисей (1790–92 г.), в мире Михаил Гумилевский, родился в 1747 г. во Владимире 476 и обучался в тамошней семинарии и московской академии; в той же академии был учителем и проповедником (1784–86 г.), а с марта 1786 г. префектом. В 1779 г., 15 декабря, пострижен в монашество и в 1784 г. возведен в сан игумена московского Знаменского монастыря. В 1788 г. определен на должность флотского обер-иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1790 г. хиротонисан в епископа и 6 октября 1792 г. убит был в Старом Крыму и там же погребен 16 ноября. 477 3. Иов Потемкин (с 27 февраля 1793 по 13 мая 1796 г.): о нем сказано было выше. При нем в 1794 г. к Феодосийскому викариатству были причислены церкви черноморского войска на о. Фаногории. 478 4. Гервасий (1797–1798 г.): из архимандритов новгородского Юрьева монастыря 24 мая 1797 г. хиротонисан был в епископа и скончался 8 января 1798 г. 479 5. Христофор Сулима (1798–1799 г.), грек, сын полковника Семена Сулимы, сперва служил в военном звании, потом обучался в духовной семинарии; в 1765 г. пострижен в монашество, с 1794 г. был архимандритом Гамалеевского монастыря, черниговской епархии, с 1 мая того же года по 28 февраля 1798 г. был ректором черниговской семинарии и настоятелем елецкого монастыря. В 1798 г., 8 апреля, хиротонисан в епископа, а 16 октября г. перемещен в Слободско-украинскую (харьковскую) епархию, – и тогда упразднено было Феодосийское викариатство. Христофор в 1813 г. уволен на покой и скончался 18 мая того же года. 480 Самостоятельная таврическая епархия Еще в 1851 г. преосвященный Иннокентий писал в отчете Св. Синоду, что Крым наполнен магометанами, которые хотя и не враждебны к христианам, и некоторые из них сохраняют даже предание, что их предки некогда были христиане, но мало обращаются к православной церкви как потому, что к обращению их не принимается никаких особенных мер, так и потому, что им в житейском быту выгоднее быть магометанами, потому что, по обращении в христианство , они должны подвергаться рекрутскому набору, платежу больших податей и пр. А в 1853 г. он писал о необходимости учредить в Крыму викариатство, как это было прежде. После же крымской войны он находил уже нужным открыть в Крыму не викариатство, а самостоятельную епархию. Но его мысль об учреждении самостоятельной епархии могла осуществиться не ранее конца 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Иоанном Предтечей. На столпах имена 7-ми таинств и 7-ми всел. Соборов. Это изображение сходно с холмогорской иконой св. Софии . Из прочих церковных книг можно особенно отметить по старшинству: Апостол, напечатанный в 1695 г. и Чиновник, в котором описано служение Патриаршее, напечатанный 1677 года. (См. ещё ниже в описании Библиотеки К.-Софийской). § 24 Церковные сосуды Из свящ. сосудов примечательнейшие: 1 . Потир, дискос, звезда и лжица золотые с финифтяными украшениями. Они подарены для собора митр. Гедеону в 1686 г. Царями Иоанном и Петром Алексиевичами и Царевной Софией Алексеевной. Веса в них 7 ф. 78 зол. 2 . Потир золотой, обложенный филигранной сеткой и финифтями, пожалованный Императрицей Екатериной II в 1788 г. Веса в нём 4 ф. и 26 лот. К сему потиру приданы дискос, звезда и 2 блюдца золотые – дар Императрицы Елисаветы Алексеевны. Веса в них 2 фун. 40½ зол. 3 . Потир, дискос, звезда, ковш и лжица, 2 копия и 2 блюдца серебряные вызолоченные, Парижской работы (с именем мастера Briennais). Они присланы при Высочайшем рескрипте 12 Дек. 1815 г. Императором Александром I в память взятия Парижа. Веса в них 8 ф. 47 зол. 4 . Потир серебряный весь вызолоченный, со священными изображениями на финифтях, украшенный по местам красными яхонтами. Веса в нём 4 фунта. 5 . Большая серебряная чаша в виде потира, устроенная 1720 г. и имеющая 17 ф. 84 зол. веса. Она употребляется для водоосвящения, а в бывшем монастыре К.-Софийском употреблялась в трапезе при совершении Трисвятого. 6 . Большая Гробница, или Дарохранительница серебряная, вся вызолоченная, украшенная разными свящ. изображениями литыми – Ангелов, держащих знаки страданий Христовых, Евангелистов и пр. Веса в ней 1 пуд. и 2 ф. 7 . Малая Дароносица с крышкой, серебряная вызолоченная под белой сканой сеткой, украшенная по местам яхонтами и изумрудами. Веса в ней 1 ф. 78½ зол. 8 . Стакан золотой с крышкой под Императорской короной, на серебряном подносе. Он подарен Императрицей Елисаветой Петровной митр. Арсению Могилянскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

4 . Саккос, сделанный при Митрополите Самуиле из драгоценной мантии, бывшей на одной Венецианской Богородичной статуе. Материя Саккоса украшена по серебряному полю разными ткаными цветами и между прочим, ткаными же символическими изображениями, преобразующими Богоматерь . 5 . Омофор, присланный в Москву Грузинским Царём Арчилом и супругой его Катаканой. Он состоит весь из тканых по золотому полю изображений 12 праздников, имеет надписи на Персидском и Греческом языках, а на концах Грузинскую надпись, в которой выражается посвящение омофора Московскому Собору Богородичному и молитва к Богоматери . Кроме сего замечательны следующие облачения по именам вкладчиков. Саккос парчовый и по краям шитый золотом, митр. Стефана Яворского 28). Две золотой парчи 30) и один шитый золотом и серебром по атласу 34) – приношение Гетмана Ивана Скоропадского и жены его. Саккос г. Обадовского 51). Омофор 12) – дар Параскевы Феодоровны княгини, Шаховской. Омофор 10) – Екатерины Михайловны, княгини Салтыковой. Две палицы 9 и 21) – Анны Егоровны, княгини Грузинской. Омофор Евдокии Чернышевой, вдовы Генерального судьи 19). Омофор 23) – губернаторши Татианы Васильевны Шереметевой. Омофор 24) – бригадира кн. Константина Степановича Кантакузена. Омофор 16) и Епитрахиль 9) бригадира Феодора Ив. Кочановского. Бархатное архиерейское облачение с золотым шитьём – бригадирши Дарьи Николаевны Лопухиной . Из прочих св. служительских облачений известны по именам благотворительниц: 5 Священнических парчовых облачений и 3 диаконские, палица, набедренник, три воздуха, одежды на престол, жертвенник и аналогий – пожалованные Императрицей Екатериной II в 1788. Ризы из жёлтого бархата с оплечьем красного бархата, на коем вышиты изображения Царей Константина и Елены и Св. Князей Бориса и Глеба с надписью 1746 г., имени Елены Игуменьи К. Вознесенского монастыря 41). Ризы штофные – приношение монахини Елены (по общей описи 44). Ризы парчовые с золотыми цветами по зелёному полю c оплечьем красного бархата, на котором золотое шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛАРИОН ТРОЕКУРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) Иларион (Фокин), Троекуровский (+ 1853 ), монах , затворник , преподобный Память 5 ноября , в Соборах Воронежских , Липецких , Рязанских и Тамбовских святых В миру Иларий Мефодиевич Фокин (Фомин), родился в селе Зенкино , Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области) в многодетной семье зажиточных государственных крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. Точная дата его рождения пока не установлена. Почти все исследования, исполь­зованные нами при составлении настоящего очерка, указывают на различные годы его рождения - от 1755 до 1784. К тому же пока не найдена или не сохранилась вовсе запись о его рождении в метри­ческой книге Рождественской церкви с. Зенкино. Скорее всего это произошло в 1755 или 1756 году, что подтверждают исповедные ведомости Димитриевской церкви с. Троекурово за 1843 год и метри­ческая запись того же храма о смерти и погребении затворника. С большой долей вероятности можно предположить, что будущий угод­ник Божий родился 21 октября - в день памяти преп. Илариона Великого, в честь которого был крещен и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя. Православная энциклопедия указывает дату рождения точно: 21 октября 1774 года. С семи лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Несколько раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, другие обители. После смерти деда в 1788 году вернулся в дом родителей, по настоянию которых около 1794 года женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев , через некоторое время " в веригах и босым " вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение четырех лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму .

http://drevo-info.ru/articles/13672318.h...

Шадринск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевская церковь основана в 1788 г. Первоначально она была деревянная; в 1792 году была разобрана и перенесена за город на кладбище, где снова устроена и освящена во имя св. мучеников Флора и Лавра, а на месте её в 1793 г. заложена была новая каменная двухэтажная. Через три года после закладки нижний храм был закончен и освящён в честь Св. Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, а постройка верхнего приведена к концу в 1802 году, когда он и освящён в честь рождества Пресвятой Богородицы. В 1845 году были заложены как с южной, так и с северной стороны каменные двухэтажные же приделы, причём на южной стороне нижний храм освящён в честь рождества Св. Иоанна Крестителя, верхний в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на северной — нижний в честь Св. Пророка Божия Ильи. Постройка нижнего этажа приделов была закончена в 1848 г., тогда же в них установлены были иконостасы и в 1849 г. совершено их освящение; верхний же этаж закончен был в 1852 г., в 1853 г. последовало освящение южного придела и в 1854 г. — северного. Теснота храма, особенно нижнего его этажа, очень заметная в большие праздники при большом стечении молящихся, вызвала необходимость расширения его за счёт помещения, занимаемого лестницами, ведущими в верхний этаж. В 1855 г. было приступлено к предположенному расширению, колокольня при этом была сломана, для лестниц была сделана новая пристройка, составляющая продолжение приделов к западу, а взамен разобранной колокольни устроена новая, вышиною в 20 саж. В 1895 г. лестницы снова были перестроены, для них были сделаны новые пристройки, подобно предыдущим продолженным к западу, сами лестницы заменены каменными (до того времени они были деревянные), а занимаемые ими прежде помещения приспособлены — с южной стороны для архива, ризницы и библиотеки, а с северной,— частью для кладовой, частью для сторожки. По своему наружному виду Николаевская церковь представляет правильное четырехугольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарём, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нём фонарём и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новые пристройки для лестниц. Над главным алтарём устроен такой же фонарь, как и над куполом.

http://sobory.ru/article/?object=05909

Киев. Спасо-Преображенская пустынь. Деревянный монастырь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 2004 и 2005. Адрес: г. Киев ул. Ягодная, 58а Координаты: 50.369152, 30.523995 Проезд:автобус 52 от ст. М. " Либедская " , маршрутка 470 от Киево-Печерской Лавры до ост. " Кладбище " Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Феофила Печерского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 14 августа 1852 года, старец Иеромонах Феофил Христа ради юродивый подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры (1788-1853 гг) направлялся на бычке из Китаева в Лавру. Когда он проезжал по лесу возле того места, где ныне устроена Преображенская пустынь, бычок его сбился с дороги и свернул направо, но старец, занятый чтением псалтири, как бы не замечая этого, продолжал свой путь. Шедшие из ближайшей деревни влес мужики с топорами заметили эту ошибку и стали старца окликать: —Батюшка! ваш бычок заблудывся. Дывицься, вин не туда йде. Блаженный, как бы отрываясь от чтения псалтири, повернул к мужикам голову и говорит: —Нехай соби иде. Вин лучше нас знае чого ему там треба. Це для того, щоб я тут Богу помолывся. Старец слез с повозки, взял у мужика топор, срубил маленькое деревцо и вытесал из него небольшой крест. В 50-х годах прошлого столетия на месте существующей там ныне Преображенской пустыни был густой лес, и мысль о построении ее никому даже и в голову не приходила. Но блаженный Феофил, провидя духом будущую благодать здесь, помолился Богу и, как некогда Первозванный Андрей водрузил крест на высотах Киевских, так и блаженный старец укрепил свой крест на сем месте и сказал: — Памятуйте, друзья! На сим мисти буде выстроен монастырь. И багацько живих и мертвих буде поселяться у ним. Что было предсказано, то исполнилось. В 1872 году, на том месте, где был поставлен Феофилом крест, было положено начало нынешней Преображенской пустыни и, кроме живых людей, ищущих спокойствия для души, стали поселятся туда и мертвые телом для вечного покоя своего в ожидании наступления дня Страшного Суда Божия. Освящена церковь была в 1873 году в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=19450

Кировский район. Церковь Николая Чудотворца при Казённом пороховом заводе. Николо-Пороховая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский казенный пороховой завод основан в 1788 году по именному Указу Императрицы Екатерины II. Вот что пишет о заводе в 1895 г. профессор Н.Загоскин: «Завод представляет собой обширную огороженную рощу, по которой разбросаны отдельные фабрики, мастерские и другие заводские здания. Занимаемое заводом место носит в народе наименование городка». И действительно, это был небольшой городок, который имел собственное электрическое освещение и конно-железную дорогу, которая соединяла две его «слободки» - ближнюю и дальнюю. Большинство работающих на заводе были военными со своим особенным миром, своею собственной администрацией. Безусловно, по истечении времени возникла необходимость в устройстве церкви вблизи завода. Строительство церкви военного ведомства при казенном пороховом заводе начато в 1849 году купцом Барковым, закончено в 1853 году. В этом же году она была освящена во имя Николая Чудотворца. Новая церковь вмещала 420 человек. Храмовый иконостас был прислан из Санкт-Петербурга. В августе 1917 года около церкви был похоронен начальник порохового завода генерал В. Лукницкий, погибший при пожаре на заводе. После 1917 года церковь вначале превратили в пивную, а в 1929 г. снесли. В начале 30-х годов на ее месте построили один из первых домов пятилетки, который стоит до сих пор. Ныне это д. 22 по ул. 1 Мая. Копия Николо-Пороховой церкви стоит в с. Новые Параты недалеко от г. Волжска. По материалам : Загоскин Н.П. справочная книга «Спутник по Казани» – Казань, 1895, СД « Экскурсия по старой Казани», книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Пороховой завод и при нем церковь расположены на возвышенном месте правого берега реки Казанки (Адмиралтейская слободка г. Казани). Зданием церковь - каменная, двухпрестольная, устроена Артиллерийским ведомством в 1854 году (приход освящен в день 300-летнего юбилея Дома Романовых). Колокольня в одной связи с церковью. Вмещает церковь до 900 человек. Утварью и ризницею богата. По штату при церкви положены: один священник и псаломщик. Прихожане церкви - рабочие порохового завода, рабочие Алафузовского завода и местная команда. Источник: Цитович Г.А. " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение При церкви в 1913 году построен в одной связи с ней придельный храм во имя чудотворной иконы Матери Божией Грузинской. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32984

Церковь ап. Иоанна Богослова на Богословском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь ап. Иоанна Богослова на Богословском кладбище в городе Санкт-Петербург деревянная, возведена в 1998-2000 годах в память прежде существовавшего одноименного храма. Квадратный в плане сруб с четырехскатной крышей Содержание История [ править править код ] Участок правого берега реки Невы вблизи ее излучины, к северу от впадения реки Охты в Неву жители называли «Палюстри» — болотный. На этой земле была размещена Петром I казачья слобода. Севернее ее, в местности, известной под названием Пискаревка, в начале 1720-х годов была построена церковь, освященная во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При ней организовано небольшое кладбище. Она обветшала к 1780-м годам и в 1786 году храм закрыли. Иконостас и утварь были переданы в Смоленскую церковь – иконостас стоит в приделе апостола Иоанна Богослова. Храм разобрали в 1788 году, но кладбище оставалось действующим до середины XIX века. В XIX веке Выборгская сторона из безлюдной окраины превратилась в достаточно плотно заселенную промышленную зону. И весной 1841 года в этих краях основали новое кладбище – примерно в 2,5 км к северу от старого. Кладбище назвали Богословским в память разобранной церкви. В 1844 году Синод утвердил проект каменной церкви, но из-за нехватки денег проект так и остался на бумаге. В 1853-54 годах была построена небольшая двухэтажная часовня. Лишь в 1914 году был выдан переносной антиминс и в часовне начали служить Литургию. Одновременно архитектор В. Н. Бобров разработал проект деревянного трехпрестольного храма, который был заложен 22 мая 1915 года митрополитом Питиримом как храм-памятник воинам, павшим в первую мировую войну. 26 ноября 1916 года храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освятил епископ Ямбургский Анастасий. Церковь относилась к типичным образцам деревянного зодчества неорусского стиля. В 1928 году территорию кладбища расширили, а в апреле 1930 года его чуть было не переименовали. В Выборгский райсовет поступило «требование рабочих» удалить имя святого из названия кладбища, однако переименование не состоялось, и кладбище сохранило свое историческое название. В 1930 году кладбищенская церковь еще числилась действующей, но в 1934 году она была разграблена и в апреле 1938 года закрыта окончательно. А месяц спустя «помещение закрытой церкви Иоанна Богослова на Богословском кладбище было снесено по причине его расположения в запретной зоне военной организации»… Часть имущества передали в Музей истории религии и Госфонд. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_ап._Ио...

Прп. Макарий Оптинский (1788–1860) О том же старец пишет и в следующем письме: «Посему-то Господь и попущает различные скорби, войны, болезни смертоносные, чтобы обратить всячески к покаянию и спасти. и это мы ясно видим в событии нынешней войны: много перешло в вечность спасенных; в дальнейшем же во всем для нас непостижима тайна судеб . Прп. Макарий не утверждает, что все погибшие на войне воины спаслись, но многие. При этом иные получили только прощение грехов, а иные венцы славы, т.е. получили более высокую награду. Свт. Иннокентий (Борисов) (1800–1857). Свт. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, откликнулся на Крымскую войну (1853–1856) рядом патриотических проповедей. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (1800-1857). В первую очередь обращает на себя внимание суждение свт. Иннокентия о том, «каковым вообще подобает быть воинству православному, и чем особенно должен украшаться русский воин христолюбивый». По его словам, «рать земная тогда токмо совершенна, когда на земле служит подобием Воинства Небесного». Исполнение воинской присяги святитель приравнивает исполнению христианского долга, верности Государю – верности Господу. Собственно, в этом и состоит уподобление служений воинств земных и Небесных: «Подобно Ангелам небесным, вам (православным воинам. – В.Н.) подобает всегда и везде твердо стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества. ... Служа верно царю земному, вы исполняете этим самым волю Царя Небесного». И Церковь благословляет именно такое служение: «Святая Церковь, как истинная матерь наша, сердечно сорадуется вашему преспеянию на поле мужества и чести; как матерь благословляет вас на новые В проповедях военного периода святитель часто говорит о воинском подвиге как жертве за ближних, за Отечество, и сравнивает ее с самопожертвованием Христа, приводя евангельские слова о надлежащей Ему крестной Жертве. Так, обращаясь к прибывшему Смоленскому ополчению, свт. Иннокентий говорит: «...Теперь вы... приходите пролить за нас кровь и положить, если то нужно, самый живот свой. О, это верх братства и самоотвержения, даже христианского! “Болши сея любве никтоже имать, – сказал Сам Спаситель, – да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15:13). ...Между нами нет ни единого, кто бы не чувствовал великости вашей жертвы...» А затем святитель говорит о подвиге защитников Севастополя, сравнивая его с подвигом защитников Смоленска в 1812 г.: «...По прошествии четыредесяти лет от событий смоленских грудь русская не разучилась быть живой стеной для Отечества, и что эта стена не слабее железа и гранита. В самом деле, какая жертва всесожжения горела когда-либо долее, чище и ярче нашего .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

На посохе св. Сутурнина, хранящемся в Тулузе, находится надпись Curva tragit, quos virga regit, pars ultima pungit (т. e. искривленная часть привлекает, жезл управляет, а конец поражает). (См. Macri Hierolexicon, Venetiis 1788, слово: «baculus Episcopalis»). Па посохе Патриарха Филарета, находящемся в Московской Патриаршей ризнице, значение жезла написано на 4-х яблоках его, именно словами: «правления (т. е. жезл), наказания, утверждения, казнения» (Указат. для обор. Моск. Патр. ризн. Арх. Савва. 1858 г., стр. 71). 178 Мнимые старообрядцы начало жезлов с змеевидными головами с укоризною приписывают Патриарху Никону . Они в своей челобитной, поданной Царям Петру и Иоанну Алексеевич ам, пишут: «Никон, бывший Патриарх, доспел святительские жезлы с проклятыми змиями.... своим злоумышлением» (Упет Духовный Иоакима Патриарха, М., 1682, л. 222). Но это неправда. Святительские жезлы со змеями употреблялись как в Греческой, так и в Российской церкви ранее Патриарха Никона . В Греческом Требнике, изданном с примечаниями Гоара 1647 года (Ευ=χολγión sive rituale graecorum и т. д.), описан архиерейский жезл таким образом: самая верхняя часть пастырского жезла, при рукоятии, украшается деревянною поперечною, или слоновыми змеями, с обращенными взаимно одна на другую главами (Соаг. Ευ=χολγιοn sive rituale graecorum. Lutet Parisior. 1647 г., p. 314, Увет, л. 225. Христ. Чт. 1853 г., II, 501). В том же Требнике есть рисунки, изображающие Патриарха, жившего в XIII веке». У Патриарха в руке посох со змеями, загнутыми кверху (Goar. Ευ=χολγιοn, p. 115 et 156). Патриарх Иоаким в книге Увет (л. 226) говорит: «Прежде Никона зде (т. е. в России) были жезлы, имуще подобие змиевых глав, и ныне суть в Патриаршей ризнице, един Патриарха Филарета Никитича жезл костяный, весь резный; другой, присланный из Царяграда от Вселенскаго Патриарха Парфения Иосифу, Патриарху Московскому, сделанный в лето 1650 г.». Указанные Патриархом Иоакимом жезлы не сохранились до настоящего времени, но змеевидные их возглавия целы и до сих пор (Указат.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010