Иннокентий, епископ Воронежский (Полянский Иван) Родился 13 апреля 1751 года в семье священника села Поляны близ Рязани. Окончил курс Рязанской духовной семинарии. 26 августа 1773 года пострижен в монашество и в том же году определен префектом Рязанской духовной семинарии. 25 января 1774 года рукоположен во иеромонаха и назначен вице-префектом семинарии. В 1778 году перемещен на ту же должность в Александро-Невскую семинарию. С 14 сентября 1782 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. Возведен в сан игумена Московского Знаменского монастыря. С 1783 года – архимандрит Санкт-Петербургского Зеленецкого Троицкого монастыря, ректор Александро-Невской семинарии и учитель богословия. 13 ноября 1785 года перемещен архимандритом Новгородского Николаевского Вяжищского монастыря. 27 мая 1787 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. 29 июля 1788 года хиротонисан во епископа Воронежского. Скончался 15 апреля 1794 года. Погребен в Благовещенском Воронежском соборе. Был известен как хороший проповедник. Труды: Избранные поучения. – Воронеж, 1799. Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 233–237. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, т. 1. – С. 292. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Слово надгробное преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому. – Воронеж. 1799. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 36. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 363. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 155. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4 Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей. 6 В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс. 7 В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища. 8 Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – археолог, филолог, график, держатель известного литературно – художественного салона. – Ред. 10 Алексей Иванович Малов (1787–1855) – протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. – Ред. 11 Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. – директор Главного инженерного училища, с 1825 – генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. – Ред. 12 Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке. 14 Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. – Ред. 16 Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) – Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. – Ред. 21 Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) – известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). – Ред. 26 Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) – благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. – Ред. 27 Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792–1838) – настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. – Ред. 28 Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Есть возможность очертить круг близких ему произведений, высветить и самобытную художественную среду, существовавшую в 60-80-х годах XVIII века в Тульском крае. Следует назвать и имя талантливого архитектора Кузьмы Сокольникова, украсившего Тулу прекрасными памятниками зодчества. Впрочем, не он один работал в обширном крае, и мы далеки от мысли приписывать его творчеству Казанскую церковь. Но именно этот художник генерировал основные идеи местного направления в зодчестве, выразил эти идеи в наиболее яркой художественной форме и уже тем способствовал их широкому распространению. Ныне же храмов с характерными особенностями тульской архитектуры сохранилось очень немного. Из близлежащих к Савинскому памятников (село относилось к Алексинскому уезду) можно назвать, пожалуй, только два: Никольскую церковь (1747) в селе Фомищеве и Никольскую церковь (1787) в Алексине. Однако, обратившись к документам, мы найдем немало свидетельств о существовании и в Алексине и в уезде целого ряда храмов, принадлежащих к интересующему нас художественному направлению. Вокруг Казанской церкви расположено простое сельское кладбище, какие обычно бывают близ приходских храмов. Но на нем есть могила человека, увековеченного в памяти всего народа. Это могила героя – командира легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева (1855-1913)». Источник: Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)». - М., 1988 Село Савинское (Савино) лежит в 5 верстах от станции Иваново Моск.-Курской жел. дороги, при маленьком ручье Берсеневке, отстоит от гг. Тулы в 60 верстах и от уездного Алексина в 40 верстах. Население прихода составляют крестьяне села Савинского и деревень: Мышенки и Мало-Малахова, в числе 282 душ муж. пола и 303 жен. пола. Начало образования прихода в настоящем его составе относится ко времени основания в селе Савинском в 1770 г. существующего теперь каменного храма во имя Казанской Божией Матери, устроенного на средства полковника Григория Михайловича Любисткова. Одновременно устроен в нем на левой стороне трапезной церкви придел во имя св. Николая чудотворца. Общий вид храма снаружи и внутри остается неизменным и до сего времени, только иконостас в его приделе был возобновлен усердием прихожан в память столетнего существования храма. Наличный состав причта - священник и псаломщик. В пользу его поступает церковная земля в количестве 36 десятин, из которых 3 десятины усадебной В приходе села Савинского в деревне Мало-Малахове имеется земская школа. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула, 1895 г. Алексинский уезд, стр. 86  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05173

Интерьер церкви уютен и скромен. Со времен возведения церкви сохранились многочисленные иконы. Один из иконостасов, находящийся в трапезной, относится к 17 веку. Храмовый иконостас был установлен в 1866 году. Он стилизован под барокко. Росписи Дмитриевской церкви – довольно сложны. 12 клейм на южной и северной стенах храма иллюстрируют символ веры. Они вполне могли быть написаны артелью знаменитого царского изографа Билиндина П.Ф., которая писала многочисленные иконы для этого храма. Позже их переписывали и обновляли. Остальные сюжеты росписи выполнены живописцам артели Сапожникова в 1772 году. Наибольшее внимание привлекает композиция на западной стене храмовой части «Убиение царевича Димитрия». В драматичных тонах здесь рассказана вся история гибели царевича, расправы горожан с его убийцами и перенесение мощей царевича Димитрия в Москву. На алтаре – живопись, посвященная теме смерти и воскрешения Иисуса Христа. Тема выполнена в нарочито темных тонах, оставляющих серьезное и мрачное настроение. Интересен ансамбль росписей трапезной, относящийся к 1787-1788 годах. Они принадлежат руке живописца Петра Хлебникова и рассказывают о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы. Наверху в клеймах – изображения дней творения мира, в центре свода парит Господь Саваоф в окружении ангелов. На стенах храма – история первых людей. Фигуры прописаны естественно, хотя и не совсем совершенно, но со знанием анатомии, это было своеобразной данью тому времени и современным художественным достижением. Несколько позже к ним были приписаны прикрывшие наготу пояса. В круглых клеймах на своде паперти написаны заповеди. Северную галерею церкви в 1861 году заменили крупным приделом в честь Царевича Димитрия и князей Ярославля Федора, Давида, Константина, выполненным в стиле эклектики. Здесь хранилась походная церковь дружины Углича, отправившейся в 1855 году на Крымскую войну. Современное состояние [ править править код ] Сегодня в церкви царевича Димитрия располагается один из музейных отделов. Кроме художественных произведений здесь можно увидеть связанные с царевичем реликвии, в том числе прославленный ссыльный колокол. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_цареви...

Обитель преп. Дмитрия Прилуцкого - один из форпостов возрождения России … Какие чудесные слова находят православные сердца в акафистах нашим святым! И к северному чудотворцу Димитрию (сегодня, 24 февраля - день его памяти), уроженцу Переславля-Залесского, который «ко граду Вологде приблизился, в предградии его на Прилуцех поселитися возжелав», то есть основавшему в трех верстах от древнего города Вологда Спасскую обитель, обращены проникновенные, возвышенные, поэтичные строки: «Светильниче Божия благодати, дарами Духа Святаго светло блистающий», «освещающий покаянием ознобленных зимою греховною». И в «Похвальном слове прп. Димитрию чудотворцу» его называют «трисолнечный Троицы угодник», и это неслучайно, ибо он «великому Сергию чудотворцу собеседник». Тому самому столпу нашей Церкви, подарившему Руси учение о Троице. В 1354 г. преп. Димитрий впервые встретился с преп. Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор, как гласит акафист про Димитрия, на собеседование духовное к Сергию «от пустыни пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи заменяше, молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...» Воистину: их молитва достигала небес, как пламень огненный! И если вы прибудете когда-нибудь в Вологду, то непременно придите и к храму преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, возведенному в 1651 г.; считают, что это первый каменный храм города, построенный после Софийского собора . Народ хранит воспоминание, что хозяин дома, где останавливался преп. Димитрий летом не то 1371 г., не то 1378-го, в память о посещении его святым человеком срубил возле дома деревянную часовню, впоследствии заменявшуюся новыми храмами на этом месте. И, конечно, посетите ставший уже прославленным Спасо-Прилуцкий монастырь, что тоже на реке Вологде, - несмотря на близость большого города хранящий особую тишину Русского Севера. Неслучайно в этой обители нашел вечное упокоение и прах поэта-вологжанина Константина Батюшкова (1787-1855), коего Осип Мандельштам назовет «записной книжкой не рожденного Пушкина».

http://pravoslavie.ru/59763.html

Ср. со с. 133. Известно, что 19 мая 1910 года Пеги выяснял по пневматической почте точную дату смерти Бернара–Лазара и получил ответ: 1 сентября 1903 года. Отсюда, видимо, это уточнение. 292 Монтегю Морис (1855–1911) — поэт, драматург и романист еврейского происхождения, чьи ирония и смелость вызывали немало споров в конце XIX века. 293 13-я Тетрадь 10-й серии от 20 июня 1909 года. 294 Распространенное в те годы выражение является на самом деле парафразом из знаменитой речи афинского военачальника Ификрата (415–353 гг. до н. э.): «Нужно больше остерегаться армии оленей под предводительством льва, чем армии львов под предводительством оленя». 295 Последователь Пеги Эмманюэль Мунье (1905–1950) вновь обратится к этой идее при создании своего журнала Эспри в 1932 году, чтобы «порвать с установившимся беспорядком». 296 Мелин Жюль (1838–1925) — французский политический деятель, глава правительства во время Дела Дрейфуса. Враждебно относился к пересмотру Дела. Ушел в отставку после выборов 1898 года. 297 Луи–Филипп (1773–1850) король Франции (1830–1848 годы). После Июльской революции 1830 года он был приведен к власти крупной либеральной буржуазией, которая таким образом еще раз предала интересы народа во имя «порядка», гарантировавшего ее собственные интересы. 298 Гизо Франсуа Пьер Гийом (1787–1874) — французский политик и историк. В годы буржуазной монархии Луи–Филиппа поддерживал его правление и занимал посты в правительстве. 299 Сравни с «Первым посланием Коринфянам» апостола Павла: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (гл. I, стих 18) и «Потому что немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков» (гл. I, стих 25). 300 Корнель М. Театр. T. 1/Пер. Ю. Корнеева. М.: Искусство, 1984. С. 243. 301 Корнель. Сил (акт 1, сцена VI, стих 344). 302 Имеется в виду издание «Истории Святого Людовика» Жуанвиля (см. прим. 117), вышедшее в серии «Французские классики» в 1881 году и затем много раз переиздававшееся. 303

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Кстати же, с некоторыми монахинями Горицкого девичьего монастыря святитель Игнатий был знаком. С двумя из них, в будущем проявившими себя великими подвижницами, он поддерживал дружеские о Господе отношения долгие годы. Первая – это матушка Феофания (в миру Александра Сергеевна Готовцева, в девичестве Щулепникова; 15 февраля 1787–16 мая 1866). В 1809 г. 15 января она вышла замуж за генерал-майора Семена Степановича Готовцева, а 8 августа этого же года он скончался от ран, полученных в сражении со шведами; через четыре года, 13 ноября 1813 г., умерла ее малютка-дочка Анна. Еще при жизни дочери Александра Сергеевна, посетив Новоезерский монастырь, познакомилась с о. Феофаном, а после ее кончины вела с ним переписку, находя в его письмах подкрепление и утешение в скорбях. В 1818 г. она окончательно решилась уйти в монастырь, выбрав для этого известный благочестием Горицкий. Она прибыла туда 9 марта и уже 16 сентября приняла постриг в рясофор с переименованием в Феофанию; в мантию она была пострижена почти через 20 лет – 8 ноября 1837 г. В то время игуменьей монастыря была Маврикия (Ходнева). Будучи сама из простых и малограмотна, «она получила от Бога особый дар управлять монастырем, и слава о ее подвижнической жизни привлекала к ней ищущих спасения от соблазна и суеты в уединении и молитве» 16 . Число насельниц в монастыре при ней простиралось до 600 человек. Она на первых порах с большим недоверием отнеслась к новоначальной Феофании, считая ее белоручкой. Но, увидев ее искреннюю готовность выполнять любые послушания, ее смирение и покорность, полюбила ее и сделала своей доверенной помощницей и советчицей. Уход Александры Сергеевны в монастырь произвел большое впечатление на ее родных. Через некоторое время в Горицкий монастырь прибыла ее старшая сестра, Анна Сергеевна, на третий день постриглась в рясофор, а через три года – в мантию, получив имя Маврикия; скончалась она схимонахиней восьмидесяти двух лет в 1855 г. Через год после Анны Сергеевны в монастырь поступили еще три их родственницы. Брат их, Петр Сергеевич Щулепников, пожелал поступить в Новоезерский монастырь, но будучи слабого здоровья, не доехав, скончался в Горицком монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

20 Адресовано священнику Г. И. Богоявленскому, мужу сестры митрополита Филарета Агриппины Михайловны. – Прим. сост. 29 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 32 Дворянка Харьковской губернии Ю. Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 33 Александра Федоровна, императрица (1798–1860), супруга императора Николая I. Известна обширной благотворительностью. Оказала нравственное и духовное влияние на формирование личности сына – будущего царя-реформатора Александра II. Тепло относилась к А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову. – Прим. сост. 35 Алексей Петрович Ахматов (1817–1870), обер-прокурор Святейшего Синода (1862–1865). – Прим. сост. 36 А. В. Горский (1814–1875), протоиерей, профессор. Награждение было произведено императором Александром II по представлению обер-прокурора. – Прим. сост. 37 Лев Карлович (Карл Людвиг) Боде (1787–1859), барон, обер-гофмейстер. Его отец эмигрировал во время Французской буржуазной революции (1789–1794) в Россию. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. С 1842 г. – гофмаршал и вице-президент московской дворцовой конторы. Надзирал за постройкой Большого кремлевского дворца. В 1853–1856 гг. – предводитель дворянства Подольского уезда Московской губернии. Был женат на представительнице рода Колычевых. Погребен под храмом Святителя Филиппа в с. Лукино (ныне Патриаршее подворье). – Прим. сост. 39 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Подольского уезда Московской губернии. В архиве (Ф. 35, разд. III, к. 3, ед. хр. 2, л. 18) хранится письмо от 7 июня 1847 г. за подписью митрополита Филарета с сообщением о полученном от Святейшего Синода разрешении на строительство этого храма. – Прим. сост. 40 Внизу имеется надпись, выполненная рукой неизвестного: 16 июня 1855 г. Его Высокопревосходительству Г[осподину] Обер-Гофмейстеру Барону и кавалеру Льву Карловичу Боде. Последние пять слов и число месяца – рукой митрополита Филарета. НИОР РГБ. Ф. 35 (Фонд Боде-Колычевых), разд. III, к. 3, ед. хр. 2. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

175 Paulus «Neues Repertorium» Iena 1790. Hurtable «The sacred record of creatien». Rorison «Replies to Essays and Reweiws» 1881. 183 Точно так же решает этот вопрос и I. Corluy в «Dictionnaire apologetique» Iaugey, art. «Ecriture sainte» 941 p. Deuxieme edition. 184 Ио. Злат. «Беседа на кн. Бытия» II, т. IV, ч. I, стр. 9. СПб. 1898. Гр. Нисский «О шестодневе» ч. I. 5, 7 стр. тв. св. отцов. 37 т. Москва 1861. JuniL Ер. African: Moyses profetico quidem dicit spriritu, sed sprecie narrat historica» – De part. div. legis, lib. I c. III y Galandii, Г. XII. Venetiis 1787. Theodor. «Proem. in Psalmi» Mig. ser. grace. 80. 861 p. Serer Gabal: haec historia Moysis... pes prophemicam vero gratiam Moysis revdatam. Non enim haec Moyses ut historiagraphus dixit, sed ut propheta» Mign. 56. 431. 189 Литература: Св. Иоанн Златоуст «Беседы на кн. Бытия» IV т. 1-я книга полного собрания его творений СПб. 1898. Василий Великий «Беседы на Шестоднев», Твор. I ч. Москва. 1891 г. Бл. Феодорит «Толкование на кн. Бытия» его творений часть I-я. Москва. 1855 г. Бл. Августин «О книге Бытия буквально» часть 7-я его творений, Киев, 1893. Ефрем Сирин «Толков. на кн. Бытия» 8 ч. его творений. Москва. 1853. Гр. Нисский «О Шестодневе» ч. I твор. св. отцов. 37 Москва 1861. Ambrosius «In Hexam.» Migne XIV t. Hieronym «Liber Hebr. Quaestion. in Genesim». M. XXIII. Eustaph. Antioch. «Commen. in Hexamaeron» Mig. ser. graec. XVIII, r. Из других толкований на Шестоднев назовем «Догмат. опыты» Филарета, арх. Черниговского I ч. 1864 г. Макария «Догматич. Богословие». т. II. Сильвестра «Опыт правосл. догм. бог.», т. III, Киев, 1865. Иустина I ч.. а также «Записки на Бытия» митр. Филарета I ч. М. 1867 г. Властова «Священ. Летоп.» I, 1876 и «Толкование на паремии из кн. Бытия» преосвящ. Виссариона I т. СПб, 1894. Их числа иностранных общих комментариев на кн. Бытия особого внимания заслуживают труды Cornely a Lapide «Commentaria in Genesim» Anverpiae 1764 г. Calmet «Commentarius litteralis in s. scripturam». Genesis 1755 г. Rosenmller «Scholia in V. Testamentum» P. I. Lipsiae 1788 г. Из новых иностранных трудов этого рода назовем комментар. Dillmann«a, Keil»a, Delitzsch«a, Gerlach»a, Lange, The pulpit Commentary и, в особенности, ученый труд Hummelauer " a «Commentarius in Genesim» Parisiis 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

1523. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (в мире Николай Степанович Клементьевский; 1787–1856). 1524. Протасов Николай Александрович (1799–1855), граф — генерал от кавалерии, член Государственного Совета, с 1836 г. — Обер-прокурор Святейшего Синода. 1525. Барятинский Александр Иванович (1814–1879), князь, с 26 августа 1856 г. — Кавказский наместник. 1526. См. с. 426. 1527. Жена М. Н. Муравьева — Пелагия Васильевна, урожденная Шереметева (1802–1871). 1528. Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский. Канонизирован в 1994 г., память 19 ноября/2 декабря. 1529. См. современные переиздания первой книги С. И. Снессоревой «Дарьюшка. Очерк жизни русской странницы». СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. 119 с. Дарьюшка: Из жизни русской странницы [инокини Исидоры: Для детей] М.: Моск. подв. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Отчий дом, 1995. 63 с.; Русская странница Дарьюшка: Рассказ с ее слов. СПб.: Воскресенский Новодевичий монастырь, 1996. 64 с.; Дарьюшка: Из жизии русской странницы [инокини Исидоры (Шурыгиной Д. Α.): Повесть] М.: Отчий дом, 1997. с. Главный труд С. И. Снессоревой: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православною Церковью на основании Священного Писания и церковных преданий. Составила София Снессорева. С изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. СПб.: изд. И. Л. Тузова, 1891. 560 с. То же: Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1993. 457 с.; То же: Омск: Ом. Тарская епархия, 1996. 462 с.; То же: М.: «Синтагма», (1997). 560 с.: То же: Ярославль: Верхняя Волга, 2000. 457 с. 1530. В последнее время появились работы, посвященные проблемам литературного творчества Святителя. См., например: Любомудров А. М. Святитель Игнатий и проблема творчества//Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова: В т.]. М.: Паломникъ, 2000. Т. 4. С. 513–523. (Далее — Настоящее издание.) Священник Геннадий Беловолов. «Поэтические опыты» аскета: Проза святителя Игнатия Кавказского//Святитель Игнатий Брянчанинов. Песнь под сенью креста. СПб.: Диоптра, 2000. С. 5–14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010