Что касается самого Августина, то в своих речениях о Filioque он был яснее Илария. Хотя в Троице нет «никаких промежутков времени», на основании которых можно было бы говорить, что исхождение Святого Духа от Отца совершилось после рождения Сына, Писание учит о Его исхождении от обоих, говоря о Нем как о Духе Сына и Духе Отца 1780 . Поэтому должно говорить об «исхождении Святого Духа от обоих вне времени» 1781 . Отец и Сын – единое «начало (principium) в отношении ко Святому Духу» 1782 . «Почему же тогда, – спрашивает он в другом месте, – мы не должны верить, что Святой Дух исходит и от Сына, если Он также и Дух Сына?» 1783 . Приведенные нами отрывки, и особенно первый, вошли в арсенал западной апологии Filioque 1784 . Кроме того, многие другие цитаты из упомянутого трактата заняли важное место в своде святоотеческих речений, составленном в подтверждение латинского вероучения 1785 . Цель такого свода 1786 состояла в том, чтобы «постичь причины, которые в своих книгах о Троице отец Августин полагал первозначными» 1787 в защите этого учения. Эти причины надо искать в самой структуре Августиновой триадологии, ибо «поскольку согласно Августину три лица, общей сущности которых принадлежит также способность быть «лицом», отличаются друг от друга лишь функциями, подобающими каждому в его соотношении с двумя другими, «исхождение от Отца и Сына» он рассматривает как особое свойство Святого Духа внутри имманентной сущности Бога» 1788 . Несмотря на то что составители упомянутого свода цитируют и других латинских отцов 1789 (особенно Амвросия, чье влияние на богословие Августина сказалось и в этом учении) 1790 , они особым образом стараются привести свидетельства и греческих богословов. Многие их сочинения не были переведены на латынь, однако что касается трактата Дидима Слепца «О Святом Духе», то его перевел Иероним 1791 , и, по сути дела, латинский перевод – единственное, что осталось от этого труда. Таким образом, в сочинениях латинских богословов против греков Дидим мог служить поддержкой 1792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начнем с даты рождения. Какие варианты приводят авторы биографических исследований? Возьмем для примера недавно вышедшие издания как более доступные массовому читателю: – 13 ноября 1730 г. 1 – 24 ноября 1730 г. 2 Кстати и год рождения полководца называется разный: то 1727-й, 1729-й, то 1730-й! Не углубляясь в этот аспект, отметим, что хорошая характеристика дискуссии, ее причин и аргументов сторон дана в книге Вячеслава Лопатина, выпущенной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» 3 . Попутно обратим внимание и на вариативность места рождения: одни специалисты называют Москву («Наиболее вероятным местом рождения можно признать дом на Арбате, неподалеку от Серебряного переулка, возле церкви Николы Явленного» 4 ), другие – Москву или пригородное село Покровское («Дом в Покровском может рассматриваться как предположительное место рождения великого полководца, но арбатский предпочтительнее» 5 ), третьи – Москву или какое-либо из поместий («Некоторые историки считают, что он родился в Москве, там у его отца был дом. Но у него было и несколько поместий в разных местах – под Москвой, около Пензы, около Суздаля, около Орла, в Новгородском крае» 6 ). Словом, и этот вопрос – хорошая тема для будущего исследования. Уже с детства маленький Саша увлечен военной историей. Стол в его комнате завален повествованиями о разных битвах прошлого. А тут еще живым примером стал один из близких знакомых отца – генерал-аншеф Абрам Ганнибал. Словом, выбор вариантов карьерного пути особо даже не стоял. Начав в 1748 г. «действительную» капралом в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1754 г. юноша выпущен офицером в полевые полки. Известность он приобрел в Семилетней войне против короля Пруссии Фридриха Великого. Дальше в его послужном списке – война с Барской конфедерацией (русско-польская война 1768–1772 гг.), русско-турецкая война 1768–1774 гг., подавление восстания Емельяна Пугачева в 1774 г. и «операция» против крымского хана Девлет-Гирея в 1777 г., разгром ногайцев в 1783 г. и, наконец, участие в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

Ведь там, где сейчас шумят большие города, где раскинулись фешенебельные курорты; где стоят величественные храмы – там долгое время не было ничего. Кроме степи, аулов, скромного населения, занимавшегося экономической деятельностью на самом примитивном уровне. Даже более того, все парки, в том числе огромный Кисловодский парк – результат титанического труда  русских людей. Во всяком случае – подданных российского императора.  Там была степь, голые горы. Каждое деревце, чтобы там возник сад, нужно было привезти издалека. Заботиться, чтобы этот саженец дал корни, стал расти, чтобы на месте сухой палки когда-нибудь появилось раскидистое дерево. Роль русского народа в освоении этого региона сравнима с ролью садовника, который работает над созданием великолепного тенистого парка, и начинает с голой земли. Дело в том, что Россия давно тянулась в этом направлении. Были попытки установить здесь русскую власть - соответственно, и православную веру еще в XVI веке, при Борисе Годунове, при Феодоре Иоанновиче. Но тогда не удалось это сделать, потому что Россия была недостаточно сильна,  потому что надвигалась Большая Смута начала XVII века, надолго уничтожившая наступательный потенциал нашей страны.  Но в XVIII веке, особенно – в начале   XIX о  возможности продвижения в эту сторону вспомнили опять, потому что наш главный геополитический противник  в этом регионе, Османская империя, трижды потерпел поражение в больших войнах с Россией. Сначала это война 1768-1774 гг., потом 17871791 гг. и третья, которая закончилась  за год до начала войны 1812 г. Трижды турки были разбиты, они постепенно отступали, как бы выдергивая щупальцы своей власти, своего влияния, своих гарнизонов, своих крепостей с территории Северного Кавказа, северо-восточного Причерноморья. Отступали, не оставляя никаких сил в регионах, связанных с нынешним Ставропольским краем, нынешней  Кубанью, нынешней Адыгеей   и т.д. И подавно они не могли влиять на дела, разворачивающиеся в регионе Кавказских минеральных вод.

http://radonezh.ru/analytics/nelermontov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВ Семён Сергеевич (1763 или 1765, Ярославль - 22.03.1810, С.-Петербург), поэт, переводчик. Род. в семье священника. В 1774 г. принят в гимназию при Московском ун-те, в 1782 г. произведен в студенты (в лит-ре встречается указание на то, что в 1774 Б. был определен в ДС, в 1780 перешел в университетскую гимназию). Во время учебы в ун-те испытал сильное влияние мистико-масонских идей, распространявшихся М. М. Херасковым, Н. И. Новиковым, И. Г. Шварцем, участвовал в переводческой семинарии при ун-те, существовавшей на средства розенкрейцеров (см. ст. Масонство ), был членом связанного с масонами «Дружеского ученого общества». В 1784 г. начал печататься в журналах «Собеседник любителей российского слова» и «Покоящийся трудолюбец». В 1785 г. закончил учебу, в февр. 1786 г. переехал в С.-Петербург, с 1787 г. служил в Герольдмейстерской конторе, состоял членом близкого к масонам «Общества друзей словесных наук». В 1791 г. Б. выехал (вероятно, был выслан) на юг России, с февр. 1792 г. состоял переводчиком при Н. С. Мордвинове (в его походной канцелярии, с 1795 - при конторе Главного командира Черноморского флота в Николаеве). В 1798 г. Б. опубликовал «лирико-эпическое песнотворение» «Таврида» - своеобразную поэтическую энциклопедию («исчисление») природы и истории Крыма. В 1800 г. вернулся в С.-Петербург, служил переводчиком в Адмиралтейств-коллегии, с 1804 г.- в Комиссии о составлении законов. В 1804 г. выпустил сб. «Рассвет полночи». Скончался от туберкулеза, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В поэзии Б. центральное место занимают религ. и философские темы. В ранних стихотворениях, опубликованных в ж. «Покоящийся трудолюбец», он попытался дать картину священной истории: творение мира («Размышление на первую главу Бытия», 1784), блаженная «весна» Адама, грехопадение и подчинение человека времени и смерти («Осень», 1785), спасительное действие Любви в истории вселенной («Ода Любовь», 1785), гибель мира в огне, рождение «новой земли» и «нового неба» («Ночное размышление», 1785).

http://pravenc.ru/text/149423.html

См.: Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/Под ред. В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского и В.И. Ламанского. Т. XIV. Новороссия и Крым. Архивная копия от 31 октября 2015 на Wayback Machine/Сост. Б.Г. Карпов, П.А. Федулов, В.И. Каратыгин и др. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1910) включала в себя следующие губернии: Екатеринославскую (современные границы Днепропетровской, часть Запорожской области, а также часть современных ДНР и ЛНР), Херсонскую (Николаевская и Одесская области, часть Днепропетровской и Херсонской областей) и Таврическую (Херсонская область, часть Запорожской, а также республика Крым). Все эти территории вошли в состав Российской империи по результатам двух Русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 годов. Этнический состав новороссийских губерний был пёстрым, здесь проживали великороссы, малороссы, евреи, крымские татары, греки и т.д. Харьковская, также как и прилегающие к ней Курская и Воронежская губернии в Царский период назывались Слобожанщиной, где проживали преимущественно великороссы (русские). Окончательно Украина как государственное образование была сформирована в результате Гражданской войны 1918-1922 годов. В марте 1919 года в период проведения VIII Партсъезда Лениным был передан в состав Украины промышленный Донбасс ( Донецко-Криворожская республика [см.: Солдатенко В.Ф. Донецко-Криворожская Республика – иллюзии и практика национального нигилизма//Зеркало недели. 2004, 4 декабря]) и была провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР). На ее территории создана Донецкая губерния с центром в Луганске, а в РСФСР образована Донская область с центром в Ростове-на-Дону. После установления на всей территории Украины советской власти и определения границ, данное территориальное образование было оформлено как республика в составе СССР и названа УССР. Передача Донбасса в состав Украины показывает, что Ленин относился к интересам России пренебрежительно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/01/sv...

В трактире маклер сказал, что даже останется наверняк в руках N, так как Гиляров никоим образом не сможет заплатить долга в 25 000 и не только в два года, как будет следовать 1775 по заключенному условию, а никогда. Дача была заложена из 10% годовых, и в 1885 году была собственностью г. N с множеством книг, почему-то не взятых с чужой уже дачи. В 1882 г. Никита Петрович был жестоко 1776 тесним кредиторами. 25 000 р(ублей), полученные под дачу, скоро 1777 пошли на уплату долгов и издание неудавшегося журнала «Радуга», и в 83 г. еле-еле мог выплачивать, 1778 и не в срок, процентов 2500 р(ублей). В 1880 г. бумажный фабрикант и торговец в Москве, Ключин, предлагал Н(иките) П(етровичу) продать ему фабрику за 80 000 р(ублей) с условием 1779 найма помещения для типографии, конторы и квартиры в его доме около Зарядья. 1780 Это выгодное предложение было по необъяснимой 1781 для практического ума причине (отвергнуто). Можно полагать, что с фабрикой расстаться Н(иките) П(етровичу) было 1782 тяжко, как доброй матери с своим ребенком. Любовь к фабрике доходила до смешного; напр(имер), Н(икита) П(етрович) устроил при ней кабинет с камином и уставил его хорошей 1783 мебелью, повесил большие круглые часы в 25 р(ублей), между тем как в конторе газеты красовалась развалющая мебель и часишки с гирями, стоящие рубля полтора. Разные добавления Никита Петрович, 1784 дав согласие Основскому 1785 хлопотать о разрешении издавать газету, начал усиленно придумывать название газеты и сел в вагон, не придумав названия. Придумывая новое название 1786 будущей газете, 1787 просил каждого хорошего 1788 гостя в этом смысле; но гости все упоминали 1789 названия умерших изданий, и за это сердился. Так, напр(имер), Алексею Афан(асьевичу) Александрову 1790 он сказал: «Какой вы, извините, бестолковый: ведь я вам говорил не раз, что для новой 1791 газеты требуется необходимо новое название». – «Я бы назвал просто своим именем: газета Гилярова-Платонова, и баста». – «Приберегите для себя заголовок газеты по фамилии: задумаете сами быть издателем, тогда газету свою и назовите: газета Алексея Афанасьевича Александрова». Н(икита) П(етрович) заставлял придумать название и детей своих; они наконец придумали: «Труба». В вагоне Н(икита) П(етрович) придумал название «Слава», но передумал: самохвальство. «Я под русским 1792 словом слава разумел латинское fama». «Современные известия» придуманы были уже в Петербурге, в гостинице. – «Название хотя 1793 длинновато, но надоело уже придумывать. Надоело уже и слышать одно и то же: газета, газета, газета».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Необходимо отметить, что с началом Османской эпохи на Ближнем Востоке центр Вселенского Православия переместился в Россию, так как она была единственным политически свободным православным государством. На территории Малой Азии, Сирии, Палестине, Северной Африке и на Балканах в XV – XIX идет период изоляции и самообороны Православия вообще перед лицом турок. Российское правительство неоднократно предоставляло помощь Константинопольскому Патриархату равно как и другим патриархатам (Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), оказавшимся под властью османов. Помощь, в основном, носила финансовый характер. В XVIII в. русское правительство делало попытки к улучшению жизни православных христиан в Османской империи (в частности, по итогам русско-турецких войн 1768 – 1774 и 17871791 гг.) Поскольку османы, вслед за территорией Малой Азии, расширили границы своей империи за счет завоевания Балкан, то, будучи подчиненными в политическом отношении к Османской империи, эти земли автоматически стали канонической территорией Константинопольского Патриархата. Заручившись поддержкой султана, Патриархия получает право управлять балканскими церквами – в Османскую эпоху теряют свою независимость Сербская, Болгарская, Румынская Православные Церкви. В среде национального балканского (негреческого) духовенства Патриарахат проводит (нередко насильственно) политику эллинизации, то есть «огречивания» местного населения. Центром всего греческого мира в это время становится Патриархия, расположенная в одном из кварталов Константинополя – Фанаре (отсюда название – «греки-фанариоты»). Начиная с конца XV в., не имея опыта эффективно заниматься государственными делами, османы начинают все же привлекать греков к государственному управлению в качестве переводчиков, советников султана, членами посольств и дипломатических миссий. Начиная с XVI в., процедура избрания патриарха становится формальной. Некоторые архиереи получали патриаршее место через подкуп. Симония приобрела огромные масштабы. За XVI век – сменилось 23 патриарха, за XVII век – 50 патриархов, за XVIII век – 33 патриарха. Причем некоторые из них, добиваясь благорасположения турецких властей и путем симонии занимали патриаршую кафедру по нескольку раз – например, Патриарх Кирилл Лукарис в 1610 – 1630-е гг. занимал кафедру 6 раз, Патриарх Парфений IV в 1650 – 1680-е гг. – 5 раз и т. д. Патриаршая власть была крайне нестабильной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилась серия тезисов работ разных лиц, датированная концом 1950-х гг., возможно, относившихся к одному сборнику (?): М. И. Артамонов дает в своей работе характеристику византийско-хазарских отношений; 1786 О. И. Домбровская пытается передатировать некоторые памятники средневекового Херсонеса с IV–V на IX–X вв.; 1787 Е. Э. Липшиц в своих тезисах вновь обращается к вопросу влияния славян на формирование византийской общины; 1788 М. Сюзюмов обращает внимание читателя на значение ересей в истории Византии: люди вели борьбу за выбор пути и в результате не пошли ни по одному. 1789 Но если в фонде осталось много материалов по научной работе исследователя, то его преподавательская деятельность практически не нашла отражения. Материалы к лекциям занимают всего 5 дел, причем в основном это документы 1947–1952 гг. 1790 В них нет текстов лекций: только небольшие планы и заметки. Большая часть этих дел – списки студентов и их работ. От преподавательской деятельности Л. А. Мацулевича 1910-х гг. материалов не сохранилось. 1791 В течение жизни Л. А. Мацулевич вел активную переписку. Среди его корреспондентов были Н. И. Брунов, H. Н. Воронин, В. Н. Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг, М. Э. Матье, В. И. Равдоникас, М. А. Тиханова и мн. др. Во многом именно переписка позволяет уточнить детали научной жизни ученого. Анализ писем исследователя показывает, что по большей части свои собственные письма (вернее, их черновики) он не хранил. По тем немногим, что сохранились, почти невозможно догадаться, что переписка была одним из компонентов научной деятельности ученого (это становится ясно при анализе писем, обращенных к нему). Большая часть писем Мацулевича, так же как и писем, обращенных к нему, датируется 40–50-ми гг., с момента эвакуации из Ленинграда во время войны до его смерти. Среди них много писем сотрудников Эрмитажа и ИИМКа, как оставшихся во время войны в Ленинграде, так и уехавших в другие города, с известиями об их жизни, работе, научных планах. 1792 Есть также переписка с грузинскими коллегами и АН Грузии: это или официальные письма с согласованием плана работ, 1793 или дружеская переписка с рассказами о творческих планах, последних новостях из жизни научного сообщества. 1794 Подобный же характер во многом носит и переписка с другими адресатами. 1795 Часто встречаются письма по вопросам организации научной работы, 1796 многие из них связаны с публикацией статей Л. А. Мацулевича. 1797 К сожалению, писем, в которых содержатся материалы к научному творчеству ученого, сохранилось очень мало. Это несколько писем, в которых исследователь обменивается с адресатами информацией, 1798 и несколько писем, в которых он обменивается мнениями. 1799 Все это показывает, что Мацулевич вел переписку подобного рода, но до нас она, увы, не дошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спекулятивный порядок нарушается в природе более всего тем, что её «особенные ступени и определения» остаются в виде самостоятельных существований (Existenzen) позади и не включаются органически в высшие, или, что то же, «более глубокие» формации. 1786 Отсюда в природе такое обилие повторений и «скука» от бесплодного и ненужного избытка. 1787 Идея оказывается бессильной «проработать» 1788 это обилие случайных событий и обстоятельств, и в результате всего этого «развитие индивидуальности» оказывается подверженным «внешним случайностям» и уродливым уклонениям (Monstrositäten), болезням, «угрозам и опасностям». 1789 Единичности эмпирического мира не включены органически во всеобщность божественной субстанции: «физическая природа» имеет «свой собственный ход и свои собственные законы», 1790 а естественный состав человека заставляет его служить «партикулярным целям» и уклоняет его от высшего спекулятивного закона добра. 1791 Затерянный в этом мире и оторванный от Божества, человек ведет жизнь «неуверенную, боязливую и несчастную». 1792 Изо всего этого с очевидностью выясняется, что самоотпускание Идеи повергает её в злосчастную бездну «конкретного эмпирического». «Отпадение» Идеи оказывается её «падением», и к новому состоянию её должно быть отнесено и применено все, что Гегель формулировал и выговорил об эмпирической конкретности. И, прежде всего, этот мир чувственного бывания оказывается спекулятивно-неприемлемым: Понятие стоит здесь в безысходной необходимости отвергнуть себя за отпадение от себя. Мир не может быть «оправдан». Таков тот второй исход, к которому был приведен Гегель: относительный мир, взятый в своем подлинном составе, не живет жизнью спекулятивной разумности. Он – самобытен, имеет свой строй и свою судьбу. Ритм божественного процесса не есть его ритм, и достижение «конкретного» состояния оказывается этому миру не по силам. Космогония не может быть включена в линию Божия пути, а теогония не может обогатиться мировыми состояниями. Понятно, что и в этом случае великий переход от абсолютного к относительному остается не обоснованным и не раскрытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Не помещены в бархатной книге потомки посадников и бояр Великого Новагорода я младшего брата его Пскова; новогородских бояр: Авиновых, Ананьиных, Анцыфоровых, Арзубьевых, Астафьевых, Бабкиных, Базиных, Балкашиных, Берденевых, Божиных, Борецких, Буйносовых, Висловых, Глуховых, Горошковых, Грузовых, Дворянинцевых, Едемских, Есиповых, Жадовских, Иевлевых, Кавских, Калитиных, Кашаных, Кильских, Климовых, Коробовых, Котовых, Кошурковых, Кузминых-Караваевых, Лошинских, Морковых, Мелуевых, Медведниковых, Насоновых, Неревиных, Норовых, Олферьевых, Побединских, Подвойских, Понарьиных, Разсохиных, Ревшиных, Репеховых, Савелковых, Селезневых, Селифонтовых, Синцовых, Совкиных, Судаковых, Судимонтовых, Сухощоковых, Телятевых, Трощейкиных, Трябловых, Тучиных, Тютрюмовых, Феофилактовых, Шаховых и Щебельковых, и бояр Псковских: Винковых, Дойниковичей, Епимаховых, Казачковичей, Каплиновых, Качаловых, Коробьиных, Ледовых, Печатниковых, Помазовых, Поткиных, Пятковых, Скуратовых, Совниных и Шибалкиничей. Приложение V. Список Российским подданным, получившим достоинства Княжеское и Графское Империи Римской А. Князья Римской Империи пожалован Императором Леопольдом I: 1705 сентября 10. Санкт-Петербургский губернатор, генерал-поручик, Римской Империи граф Александр Данилович Меншиков (пожалован российским князем 30 мая 1707) Императором Карлом VI: 1723 августа 1. Сенатор, российский князь, Дмитрий Константинович Кантемир. Род его пресёкся во второй половине XVIII века Императором Иосифом II: 1772 октября 4. Генерал-фельдцейхмейстер, российский граф Григорий Григорьевич Орлов † 13 апреля 1783 1776 февраля 27. Военной коллегии вице-президент, генерал-аншеф, российский граф Григорий Александрович Потемкин (получил от Екатерины Великой, 8 июля 1787, титул «Таврического») † 5 октября 1791 Императором Францом II: 1796 июня 2. Генерал-фельдцейхмейстер, Римской Империи граф Платон Александрович Зубов † 7 апреля 1823 Все вышеозначенные лица получили княжеское достоинство с титлом светлости. – В России ещё четыре фамилии, получившие княжеское достоинство Римской Империи (без титла: светлости), прежде поступления их в российское подданство: князья Радзивиллы (с 1547); князья Любомирские (с 1647); князья Сапеги (с 1701) и князья Яблоновские (с 1743) Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010