248 Паизиелло Джованни (1740–1816) – итальянский композитор. В 1776–1783 гг. придворный композитор и инспектор Итальянской оперы в Петербурге; в 1784 г. придворный композитор в Неаполе. Наиболее известны его оперы «Служанка-госпожа» (1782), «Прекрасная мельничиха» (1788) и др. 251 Репнин Николай Васильевич (1734–1801) – князь, военный и дипломатический деятель, генерал-фельдмаршал (1796). Участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. посол в Пруссии, в 1763–1769 гг. в Польше. При Ларге и Кагуле командовал дивизией. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., исполняя обязанности главнокомандующего, выиграл сражение под Мачином. В 1770–1790 гг. генерал-губернатор различных губерний. С 1798 г. в отставке. 253 Кваренги Джакомо (1744–1817) – архитектор, представитель русского классицизма; с 1780 г. работал в России. Среди его проектов – Английский дворец в Петергофе (1781–1794), Академия наук (1783–1789), Екатерининский институт (1804–1807), Конно-гвардейский манеж (1804–1807), Смольный институт (1806–1808), Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796). Работы Кваренги во многом определили архитектурный облик Петербурга. Камерон Чарлз (ок. 1730–1812) – архитектор. Шотландец, учился во Франции и Италии. С 1779 г. работал в Петербурге, придворный архитектор Екатерины II. Строил комплекс Царского Села, дворец и павильоны в Павловске, дворец Разумовского в Батурине на Украине. Фальконе Этьен Морис (1716–1791) – французский скульптор. Учился в Париже, в 1766–1778 гг. работал в России, затем в Голландии; с 1780 г. – во Франции. Самое знаменитое творение – памятник Петру I в Петербурге. Чевакинский Савва Иванович (1713–между 1774 и 1780) – архитектор. В 1741–1767 гг. главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, учитель В. И. Баженова и Е. И. Старова. Участвовал в строительстве комплекса в Царском Селе (1745–1760), руководил сооружением Никольского морского собора (1753–1762), перестройкой Кунсткамеры (1754–1758) и др. Баженов Василий Иванович (1737 – или 1738–1799) – архитектор, рисовальщик, педагог. Учился в Москве, Петербурге, Париже. С 1765 г. академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской Академии художеств. Автор проектов Дома Пашкова, ансамбля в Царицыне, дворца в Московском Кремле, Михайловского замка в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Быт.50 1850 г.до Р.Х. Смерть Иосифа. 1806 г.до Р.Х. Год смерти Аменемхета III. Его правление продолжалось 48 лет, в течение которых Египет процветал и развивался. После него воцарился Аменемхет IV. Его правление продолжалось 9 лет и было периодом постоянной внутригосударственной борьбы за власть. 1802 г.до Р.Х. Год смерти Аменемхета IV. Воцаряется последняя правительница из 12-ой династии фараонов – Себекрофну. 1791 г.до Р.Х. Окончание 4летнего правления Себекрофну и времени 12-ой династии фараонов. Наступает период 13-ой династии. Периоды правления фараонов сокращаются, империя начинает ослабевать. Семитские племена из Ханаана и Сирии, которые по историческим записям назывались “гиксос”, использовали внутреннюю нестабильность для обретения политического влияния. Весьма возможно, что, в течение этого периода, некоторые “гиксос” даже становились фараонами. 1787 г.до Р.Х. С 1787 г.д.н.э. Египтом управляет несколько династий. В это время Яхмос I становится первым правителем 18-ой династии фараонов. Он начал намеренно искоренять присутствие израильтян “гиксос” с политической арены. Некоторые из них были вынуждены покинуть страну. Израильтяне начинают испытывать все большее угнетение. Яхмос I или один из последующих за ним (напр.) Тутмос I был назван “царем, который не знал Иосифа”. Исх. 1:8 1580 г.до Р.Х. Вслед за своим отцом Яхмосом I воцаряется Аменхотеп I, который приумножает богатства своего отца. 1560 г.до Р.Х. Тутмос I становится фараоном и продолжает 18ю династию. Угнетение израильтян в Египте усиливается. Во время его правления рождается Моисей. Враждебность по отношению к израильтянам, возможно, была также вызвана военными конфликтами с Палестиной и Сирией. После Тутмоса I воцаряется его сын Тутмос II. 1540–1535 г.до Р.Х. Выходит повеление фараона о том, чтобы у израильтян были умерщвляемы все младенцы мужеского пола. Рождается Моисей. Дочь фараона Хетшепсут находит Моисея в корзинке на берегу реки. Моисей живет в доме фараона как сын. Исх.2 1527 г.до Р.Х. Тутмос III становится одним из величайших фараонов 18-ой династии. Вероятно, некоторое время он совмещал правление с принцессой Хетшепсут, которая также имела титул и права фараона.

http://azbyka.ru/shemy/egipetskij_period...

«Измаил взят, слава Богу! Победа наша…» Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила 24 декабря, 2018 Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила Взятие крепости позволило России избежать изоляции и вести войну сразу с несколькими могущественными государствами. 24 декабря – День воинской славы, установленный в честь взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790 году. Об этом событии вспоминает протоиерей Александр Ильяшенко. Протоиерей Александр Ильяшенко Война 1787-1791 гг. была не первая русско-турецкая война. Еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче донские казаки захватили Азов и выдержали длительную осаду, которую вела огромная турецкая армия. Но, поскольку тогда Русь не могла ввязываться в большую войну с Турцией, царь приказал казакам Азов оставить. Это было примерно за полтора столетия до штурма Измаила. В начале XVIII века Прутский поход, предпринятый Петром Великим, окончился полной неудачей, сам император едва не оказался в плену и избег его лишь ценой большого выкупа и территориальных уступок. Но, начиная со второй половины XVIII века, военное счастье стало сопутствовать русской армии. Турки, потерпевшие ряд поражений от русских войск, чтобы как-то компенсировать неудачи, потребовали очень серьезных уступок от царского правительства, в том числе они требовали право проводить досмотр русских торговых судов, которые проходили мимо их владений. Такие условия Россия, конечно, принять не могла. Не получив никакого ответа на это требование, турки в 1787 году объявили России войну. К тому моменту сложилась напряженная международная обстановка. Англия, Франция, Польша и несколько других европейских стран планировали оказать помощь Турции, у которой дела складывались неудачно. Потому в конце 1790 года в городе Систове была собрана конференция, где христианская Европа, будем говорить обобщенно, решала вопрос о помощи мусульманской Турции против православной России. Если бы этот союз сложился, то Россия оказалась бы одновременно в изоляции и перед сильной коалицией, что поставило бы Россию в очень трудное положение. «Извольте поспешить туда для принятия всех частей в Вашу команду…»

http://pravmir.ru/izmail-vzyat-slava-bog...

1787 См. и E. Grünebanm, Die Sittenlehre des Judenthums, S. 153–154: «Die leibliche Auferstehung die Pharisäer zur Ausgleichung der göttlichen Gerechtigkeit bei dem oft vorkommenden Leiden des Frommen schon hienieden für nöthig hielten (ср. у Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud I, Strelitz 1870, S. 128)... Bedenkt man aber, dass dieser Auferstehungsglaube gerade zu den Zeiten, da das Volk im tiefsten Drucke schmachtete, besonders in den Vordergrund trat, so begreift man leicht, dass derselbe sich bei den Pharisäern mit dem Messiasglauhen verhinden (s. Ikk. IV, 30) und die Hoffnung auf eine Auferstehung des ganzeu Icideuden Volkes in sich schliessen konnte». 166: «Und wenn auch die Lehre des Pharisaismus von der «Auferstehung» der Leiber nach dem Tode zur Ausgleichung der Leiden der Gerechten im gegenwärtigen Leben eine Geburt der traurigen Zeit war , aus fremden Boden herübergenommen , in dem Siege ihrer Lehre selbst feierten sie die wahre Auferstehung, die Auferstehung des Geistes, die zu allen Zeiten gefeiert wird, durch welche überall die «Denkenden (Maskhilim) glänzen wie der Glanz des Himmels, wie die Sterne immer und ewig»; die Auferstehung, die der Prophet verkundigt, die dem todten Gerippe wieder Leben gibt, wenn «Gott, der Herr, seinen Geist ihm einhaucht " ». Cp. в прим. 1765. 1789 Cp. Prof. М. Lazarus, Die Ethik des Judenthums, S. 141: «Man kann mit aller Bestimmtheit behaupten, dass die Ausbildung vom Jenseits und der Seligkeit... noch eine sehr dürftige ist», что применяется и к позднейшему иудейству. 1790 Так Prof. H. Schultz в Alttestamentliche Theologie (Göttingen 1889), S. 762–763: «sie (die Auferstehungslehre) eine Lehre der Schule war und auf Schriftgelehrsamkeit ruhte». 1791 Ср. E. Petavel Olliff, Le probleme de 1’immortalité I (Paris 1891). p. 108. См. и в прим. 1787. 1792 См. даже Er. Stave, Ueber den Einfluss des Parsismus auf das Judentum, S. 169: «Der Auferstehungsbegriff keine direkte Entlehnung, sondern ein innerisraelitischer Begriff ist, der auf dem Boden eigener Erfahrungen gewonnen würde». 203: «Der Begriff der Auferstehung keine direkte Entlehnung aus dem Parsismus ist... Die Entwicklung ist vielmehr als eine rein innerisraelitische aufzufassen, bei der man, auf der Grundlage der alten psychologischen Voraussetzungen über das gegenseitige Verhältnis von Seele und Кöгрег zu einander (ср. прим. 1765-e) und infolge der mit Jeremia und Ezechiel beginnenden Individualisirung der Religion, das, was früher für das ganze Volk geltend war, auf das Individuum überführte und damit das Individuum selbst an die Stelle der Gesamtheit setzte».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Их сепаратистские устремления проявились в ходе восстания Али-бея аль-Кабира (1760-1767, 1768-1772), в результате к-рого Е. стал полностью независимым от Османской империи. В нояб. 1770 г. войска Али-бея вторглись в Сирию и 9 июня 1771 г. вступили в Дамаск, однако после этого успеха егип. армия под предводительством Мухаммад-бея Абу-з-Захаба отказалась продолжать борьбу с султаном. Не сумев подавить мятеж, Али бей бежал в Сирию, а в 1773 г. погиб. При Мухаммад-бее Абу-з-Захабе (1772-1775) и его преемниках мамлюки формально признали свою зависимость от Стамбула. Им больше не удавалось объединить силы, хотя они доминировали в стране. Дань с Е. перестала поступать в Стамбул, расходы на нужды благотворительности, в т. ч. на организацию хаджа, были сведены к минимуму. В 1786 г. в Е. была направлена тур. военная экспедиция под командованием Хасан-паши аль-Джазаирли с целью вернуть провинцию под прямое управление Порты. В 1787 г. турки заняли Каир, заменили у власти одну группировку мамлюков другой, но экспедиция в целом не привела к серьезным изменениям в положении Е. и Османской империи. Вскоре мамлюкские соправители Е. шейх аль-балад Ибрагим-бей и амир аль-хадж Мурад-бей, воспользовавшись русско-тур. войной 1787-1791 гг., вернули себе контроль над Е. и воссоздали мамлюкский эмират. На рубеже XVIII и XIX вв. Е. стал объектом колониальной экспансии Франции. Генерал революционной республики Наполеон Бонапарт организовал масштабную военную экспедицию в Е. В его планах Е. отводилась роль стратегического плацдарма для утверждения франц. господства в Средиземноморье и последующего захвата англ. колониальных владений в Азии. 1 июля 1798 г. франц. войска высадились в Е., 21 июля между французами и мамлюкским ополчением произошло «сражение у пирамид». Поражение в нем мамлюков привело к быстрому установлению франц. правления в Е. Французы сочетали оккупационную администрацию и местные органы власти, контролировали Нижний и отчасти Средний Е. Верхний Е., находившийся под контролем мамлюкского правителя Мурад-бея, был фактически превращен во франц.

http://pravenc.ru/text/187963.html

При этом массивный из того же материала постамент, единичные элементы декора (на торцовых сторонах по одному небольшому рельефному лекифу), емкие надписи на лицевых сторонах саркофага, а главное - довершающий композицию карниз с высокими лучковыми фронтонами и акротериями,- все это создает выразительный образ Н. как жертвенника. Новшество в применении к форме саркофага проявляется и в варианте его установки на 4 шарах в качестве ножек (напр., гранитный саркофаг, визуально отделенный шарами от изготовленного из того же материала высокого постамента - Н. тайного советника и сенатора П. А. Мансурова, † 1834, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Такая оригинальность решения в Н. частного лица была немыслима для средневек. мышления, где шар, или сфера, с утвержденным на нем крестом - элемент христ. космологии, однако стала возможна в Новое время, при обращении к античности в поисках иных содержания и форм. Тот же прием установки памятника на шарах, как материально реализованная иллюстрация разделения сфер земной и небесной, часто встречается при установке в качестве памятника пирамиды (напр., гранитное Н. фабриканта В. В. Ольхина, † 1791, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Н. в виде жертвенника или с жертвенником в качестве детали памятника является едва ли не одним из самых распространенных. Классицистический жертвенник - решенная в ордерной системе форма, с прямоугольным или квадратным в плане объемом, завершенным выступающей плитой-карнизом с фронтонами и акротериями. Активное использование такого вида Н. на протяжении длительного периода (с кон.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

В кон. дек. 1787 г. К. в письме Рейнгольду благодарил его за популяризацию идей критической философии и отмечал, что ему «известны три части философии, каждая из которых имеет свои принципы a priori... теоретическая философия, телеология и практическая философия, из которых средняя, конечно, окажется наиболее бедной в априорных основаниях определения» (Трактаты и письма. 1980. С. 561; AA. Bd. 10. S. 514-515). В 1788 г. вышла статья К. «О применении телеологических принципов в философии» (Über den Gebrauch teleologischer Prinzipien in der Philosophie); в том же году им была издана «Критика практического разума» (Kritik der praktischen Vernunft); в 1790 г. он опубликовал «Критику способности суждения» (Kritik der Urteilskraft). С 1791 по 1798 г. К. издавал сочинения, тесно связанные с религиозной проблематикой. В их число входят неск. статей: «О неудаче всех попыток теодицеи» (Über das Mißlingen aller philosophischen Versuche in der Theodicee, 1791), «Об изначально злом в человеческой природе» (Über das radikal Böse in der menschlichen Natur, 1792), «Конец всего сущего» (Das Ende aller Dinge, 1794), «Спор факультетов» (Streit der Fakultäten, 1798), а также кн. «Религия в пределах только разума» (1793). Последнее сочинение возникло из статей религ. содержания, не опубликованных К. по причине цензурного закона от 1788 г., к-рый ввел ограничения на издание религ. сочинений, если в них высказываются собственные оригинальные мнения относительно истин веры. Тему цензурных ограничений К. обсуждал в письме Фихте от 2 февр. 1792 г. Воспользовавшись тем, что Кёнигсбергский ун-т вслед. академических свобод располагал правом самостоятельно разрешать издание книг, К. опубликовал свой труд, за что получил в 1794 г. в именном указе кор. Пруссии Фридриха Вильгельма II выговор с предупреждением об ответственности в случае дальнейшего неповиновения. В черновике ответного письма Фридриху Вильгельму К. не отказывается от своих основных идей, выражающих суть «религии разума», более того, именно с этой т. зр. отвергает выдвинутые против него обвинения в ложном истолковании Откровения и христианства. К. отмечает, что в читаемом по учебнику Баумгартена курсе метафизики, «раздела о христианстве нет и не может быть», поэтому он в качестве «наставника молодежи» никак не может согласиться с высказанными в его адрес обвинениями (Трактаты и письма. 1980. С. 595; AA. Bd. 11. S. 527-528). В 1797 г. вышел состоявший из 2 частей основной труд К. по моральной философии - «Метафизика нравов» (Die Metaphysik der Sitten).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

«В своем заключительном труде, охватывающем последнюю четверть XVIII – первую треть XIX в., Ингрэм пришел к выводу о том, что Большая Игра была вызвана стремлением британцев навязать остальному Человечеству свои представления об устройстве мира, а затем попыткой избежать последствий провала предпринятых усилий. Чтобы аргументировать эту интерпретацию, британский профессор предложил определить Большую Игру как " изобретение англичан в соавторстве с турками, иранцами, афганцами и сикхами, направленное против русских " » . Российский журналист М.В. Леонтьев, снявший многосерийный документальный фильм о «Большой Игре», видит её истоки в успешной для России русско-турецкой войне 1787-1791 годов, взятии Очакова и последующим успешном обретении и освоении Новороссии . Слова Премьер-министра Великобритании Уильяма Питта-младшего, сказанные им в 1788 году во время его выступления в британском парламенте очень хорошо вписываются в эту канву : «Высокомерие русского кабинета становится нетерпимым для европейцев. За падением Очакова видны цели русской политики на Босфоре, русские скоро выйдут к Нилу, чтобы занять Египет. Будем же помнить: ворота на Индию ими уже открыты» . Об этом же периоде в своих работах пишет и британский журналист П. Хопкирк, который утверждал, что именно в 1791 году, российская императрица Екатерина Великая уже «обсуждала тщательно разработанный план по освобождению Индии из крепнущей хватки Великобритании» , хотя, впрочем, «дальше обсуждения плана дело не пошло (Екатерину отговорил её главный министр и бывший любовник, одноглазый князь Потёмкин), но это был первый из длинной цепочки подобных прожектов вторжения в Индию, с которыми русские государи забавлялись ещё около столетия» . В то же время, П. Хопкирк, в своих книгах, посвящённых изучению «Большой Игры», обращает внимание, что в странах Запада, политических, научных кругах средствах массовой информации, крайне популярным является воспроизведение подложного «Завещания Петра Великого», первого из российских государей, проявившего интерес к возможному продвижению России в Центрально-азиатский регион .

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/22/...

Подрывала нормальное течение церковной жизни и развивавшаяся в стране симония. Некоторые епископы-греки, получив назначение на доходное место за деньги, старались возместить свои затраты, направляя на церковные должности всякого, кто мог внести в их казну значительную сумму денег. Гонясь за наживой, они поставили в стране такое количество священников, которое не вызывалось действительными нуждами. В результате появилось немало безместных священников, которые, наподобие наших прежних крестцовых попов, бродили по стране, предлагая свои услуги за насущный хлеб и роняя еще ниже и без того невысоко стоявший духовный сан. Освобождение страждущим народом Балкан несла Россия. Начавшиеся в 1768 году русско-турецкие войны, ареной которых обыкновенно были Молдавия и Валахия, оказывали большое влияние на эти княжества, пробуждая светлую надежду на будущее. Каждый русский поход против турок вызывал общую радость румын, и они массами бесстрашно присоединялись к победоносным полкам Православной России. Уже первая русско-турецкая война во времена Екатерины II закончилась в 1774 году весьма благоприятным для румын Кучук-Кайнарждийским договором. По этому договору всем румынам, действовавшим во время войны против Порты, объявлялась амнистия; предоставлялась свобода христианского вероисповедания в пределах Турецкой империи; конфискованные ранее земли возвращались; господарям Молдавии и Валахии разрешалось иметь в Константинополе своих поверенных православного исповедания. Кроме того, Россия оговорила право покровительствовать княжествам в случае их столкновений с турецкими властями. Последовавшая вскоре вторая освободительная война России с Турцией (1787- 1791) закончилась Ясским трактатом 1791 года, которым по отношению к дунайским княжествам подтверждались условия прежнего договора и, кроме того, румынам предоставлялась двухлетняя льгота относительно податей. Но, естественно, румыны стремились к полному освобождению от турецкого и фанариотского ига. Осуществление своих заветных чаяний они видели в присоединении к России.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Посетил пароход «Херсон» и г. одес. градоначальник шталмейстер И.В. Сосновский, а также представители прокурорского надзора, сыскной полиции и др. В течение всего дня власти производили на пароходе дознание. Монахи подробно допрашивались» 1787 . «Лица, признанные в сане и монашестве, русскою церковною властью, в числе 8, были отправлены на подворье Андреевского скита; 40 человек, обвиняемых и подозреваемых в уголовных преступлениях, были отправлены в тюрьму, а остальные были направлены по проходным свидетельствам в мирском одеянии для водворения на родину по местам прописки» 1788 . 17 июля – на пароходе «Лихачёв» в Одессу привезли ещё 212 монахов. «Из донесений архиепископа Назария и прошений монахов усматривается, что привезённые и добровольно приехавшие имябожники ведут пропаганду в народе, но что некоторые из них раскаиваются в своём заблуждении и просят разрешения или вернуться на Афон, или поселиться в каком-либо из 113 находящихся в России монастырей. Положение некоторых из монахов весьма тяжёлое, так как сами они не могут по старости и слабости снискивать себе пропитание, а ни своих средств, ни могущих содержать их родственников не имеют» 1789 . Некоторых монахов переодевали в еврейские ермолки 1790 . Некоторые изгнанные афонские монахи «ходят по монастырям, являются к сельским священникам, усердно беседуют с мирянами, всюду и перед всеми выставляя себя как мучеников и страдальцев за веру истинную, обвиняя православных патриархов и архиереев в еретичестве, масонстве и жидовстве» 1791 . 31 июля – «Акт заседания Кинота»: «чтобы все, до настоящего времени высланные и возвращающиеся, ни под каким условием, или предлогом, не должны быть приняты в Ваши Священные Монастыри...» 1792 . Июль – на Валааме книгу «На горах Кавказа» предали сожжению 1793 . Телеграмма : «Почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества нашу усерднейшую благодарность за освобождение нашего монастыря от грозившей ему со стороны революционеров и сектантов опасности разорения. Настоятель русского монастыря Св. Пантелеимона архимандрит Мисаил со всею братиею».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010