Назначение Н. обер-прокурором Синода было единственным в XVIII в. примером определения на данную должность синодального чиновника. Вероятно, в это время имп. Екатерина II Алексеевна перестала опасаться синодальной и вообще церковной оппозиции. Н. удалось, не проявляя особых инициатив, сохранить доброжелательные отношения как с синодалами, так и со светской властью, иногда устраняясь от серьезных церковных дел. При этом Н. принимал некоторые меры, касавшиеся упорядочения церковного управления. Наиболее известным в его бытность обер-прокурором оказалось дело, связанное с доносом вятского кафедрального прот. Евсигния Тукмачёва на еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) . 2 янв. 1786 г. Тукмачёв направил Н. прошение, в к-ром писал, что он недоволен своей карьерой и считает, что его способности были бы оценены лучше в гражданском ведомстве. Он просил о снятии сана и пожаловании соответствующего гражданского чина. В ответ Синод поручил еп. Лаврентию проверить состояние психического здоровья Тукмачёва. 26 февр. 1787 г. архиерей сообщил, что никакого помешательства у протоиерея, пользующегося значительными привилегиями, не заметил. В ответ Тукмачёв обвинил еп. Лаврентия в утаивании казенных сумм - средств на строительство и восстановление после пожара архиерейского дома и соборных денег, предназначенных для семинарии. 4 окт. 1788 г. Н. направил генерал-прокурору кн. А. А. Вяземскому представление с запросом о необходимости возвращения всех средств в казенную палату. Решение Вяземского было направлено скорее в пользу Вятских архиереев - еп. Лаврентия и его предшественника архиеп. Варфоломея (Любарского) : хищения с их стороны не усматривалось. Н. довел эти сведения до Синода и предложил сделать финансовую отчетность более строгой. Еще в 1782 г. императрица отвергла ходатайство архиепископов С.-Петербургского Гавриила (Петрова) и Московского Платона (Левшина) об упразднении отчетности по ремонтным работам и покупке церковной утвари, но этот указ не был доведен до епископата. Поэтому 26 марта 1789 г. по предложению обер-прокурора и на основе именного указа имп. Петра I (от 10 мая 1723) Синод предписал епархиальным архиереям незамедлительно присылать копии с получаемых ими именных указов и ежемесячно уведомлять об исполнении предписаний. Стремлением улучшить делопроизводство можно объяснить и более раннее предложение Н. (1786) о том, чтобы служащие консисторий собственноручно заполняли данные в годовых ведомостях.

http://pravenc.ru/text/2564758.html

12. Два огромных корпуса, каждый из трёх, углами и галереями сомкнутых, двухэтажных флигелей состоят по обеим сторонам большой соборной церкви. Первый корпус между соборной в Благовещенской церковью начат строением в 1718 году, а совершён вчерне в 1720 году. В 1765 году покрыт железом и отделан штукатурной работой. В 1788 году с 81 февраля переделан, а 20 Июня 1789 года начисто кончен. В нём Наместничьи и Иеромонашеские братские кельи, да две большие, на случай публичных собраний залы в верхнем и нижнем этажах близ Благовещенской и Александровской церкви. Другой корпус между собором же и Фёдоровской церковью, именуемый по оной Фёдоровским, начат строением около 1745, а кончен около 1765 года и покрыт железом. С 1767 года жили в оном братия, переселившись из первоначальных деревянных келий монашеских, бывших за Чёрной речкой на Лазаревском кладбище; а в 1789 году с 1 Июня отдан корпус сей для Семинарии. В оной доныне помещаются в Двух флигелях Академические учители, больница, Академическое Правление, Русская школа и Студенты, собранные из Епархий для образования к учительским должностям по новому учреждению Академии; а в третьем – Кавалерская зала, в 1791 году устроенная близ соборной церкви на случай собрания Кавалеров 30 Августа. 13. Между библиотекой и Фёдоровской церковью к южной стороне Лавры всю линию поземного строения с небольшой посредине башенкой занимает Духовная Академия. Линия сия отделана около 1760 года. В ней помещена Академическая довольно обширная с хорами зала и жилые для учеников комнаты. 14. Консистория, вне Лавры, на левую сторону Чёрной речки против Лазаревского кладбища, построена при самом заведении монастыря. С ней жили настоятели монастырские до построения их покоев в самой Лавре. После там помещаемы бывали чередные Архимандриты, а в 1801 году в этот корпус переведена с Лазаревского кладбища Консистория. Все Лаврские здания, вне Лавры на левой стороне Чёрной речки находящиеся, обведены каменной оградой, в которой на северной стороне находятся жилые комнаты для служб, погреба и богадельня, в 1786 году построенная и 1789 году распространённая. Полуциркуль для площади к Невскому проспекту строен в 1785 году; ограда от приходской церкви до Чёрной речки – в 1786 году; от Лазаревской церкви по дороге и по Чёрной речке – в 1789 году. Около Лавры и по Невскому проспекту находятся многие дома, принадлежащие также Лавре и отдаваемые от неё в оброки жильцам. С западной стороны за Лаврой, как выше упомянуто, есть регулярный сад, заведённый с 1773 года, а после и полисадом обсаженный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

280 По присоединении Крыма к России, он со свитою и гаремом своим жил в Тамани, где под его влиянием происходили волнение татар и ногайцев, и оттуда тайно переписывался с расположенными к нему влиятельными татарами, жившими в Крыму. Многие письма его были перехвачены, и в апреле 1784 г. ему было объявлено, чтобы он немедленно отправился в Калугу. Он отправился туда, но 7 февраля 1787 г. удалился в Турцию, получив из русской казны 20000 р. на путевые издержки, и в Турции жил до самой смерти, получая от Русского правительства на содержание себя по 200000 р. в год. 281 По удалении Шагина в Калугу, свита и гарем его остались в Тамани. Правитель таврической области Каховский объявил (23 апреля 1786 г.) им, чтобы они или приняли подданство Русское, или немедленно удалились за границу. Начальник свиты Ислям-бей отвечал, что свита Шагина, состоящая из 30 мурз и 1170 служащих ногайцев, не может без дозволения Шагина присягнуть на верноподданность России. Однако до 200 человек принесли присягу и остались в Тамани при ханском гареме, а 21 октября 1786 г. вся свита Шагина с гаремом и ханскими вещами отправилась в Турцию 282 . Празднование в Симферополе столетия присоединения Крыма к России В 1883 г., 8 апреля, исполнилось столетие со времени присоединение Крыма к России. Благодарная Таврида, испросив Высочайшее разрешение отпраздновать это весьма важное для ней событие, праздновала три дня: 8, 9 и 10 числа апреля. 8 апреля (в пятницу) совершена была закладка памятника Императрице Екатерине II в городском саду. Здесь в час дня Таврический Преосвященный, в присутствии военной и гражданской власти, среди многочисленной публики, совершил водоосвящение, потом спустился в углубление для основания памятника, обтянутое красным сукном, окропил святою водою основание для памятника, приготовленные 12 камней, доску с надписью и ларец с монетами и первый положил в основание камень; затем военные и гражданские сановники, один за другим, полагали камни, а Преосвященный в это время, став над углублением, после ектении, произнесенной протодиаконом, прочитал молитву по древнему требнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Е. Б. Смагина Д. в философских учениях 1-е употребление термина «Д.» применительно к философским концепциям принадлежит нем. философу и ученому-энциклопедисту Х. Вольфу (1679-1754), к-рый в соч. «Рациональная психология» (Psychologia rationalis, 1734) писал: «Дуалисты - это те, кто допускает существование как материальных, так и нематериальных субстанций» (Dualistae sunt, qui et substantiarum materialium et immaterialium existentiam admittunt - Wolff Chr. Psychologia rationalis/Ed. J. Ecole//Gesammelte Werke. Abt. 2. Hildesheim, 1972. Bd. 6. S. 26). Сходную трактовку термина «Д.» предлагал М. Мендельсон (1729-1786): по его словам, дуалист полагает, «что существуют как телесные, так и духовные субстанции» ( Mendelssohn M. Morgenstunden. B., 1786. S. 108). Такая т. зр. оказывается теснейшим образом связанной с имеющим весьма древние корни религиозно-онтологическим Д., в рамках к-рого противопоставляются духовный и материальный первопринципы бытия. Вместе с тем начиная с Нового времени эта проблематика разрабатывалась различными мыслителями вне прямой связи с религ. идеями; подобная тенденция сохраняется и в совр. философии. В этом смысле можно говорить об особой форме Д.- секулярно-философском метафизическом Д., частным случаем к-рого является начинающийся с Декарта и широко обсуждаемый вплоть до наст. времени антропологический Д. (учение о душе и теле человека как о 2 самостоятельных реалиях). Смысловая суть метафизического Д. состоит в признании его приверженцами духа и материи (а как следствие - субъективного и объективного начал в мироздании) 2 целиком различными и самостоятельными видами бытия, несводимыми друг к другу (см.: Кюльпе. М., 2007. С. 196). В этом отношении противниками Д. оказываются как строго материалистические, так и строго идеалистические концепции, поскольку их приверженцы допускают существование лишь одного начала всех мировых вещей и процессов (материального или духовного соответственно), тем самым занимая позицию онтологического монизма. Дуалистическое противопоставление материальной и духовной субстанций в качестве философской проблематики возникло на самых ранних стадиях развития философии, несомненно несло на себе отпечаток различных религ. идей и представлений (концепции творения мира и человека, грехопадения и т. п.) и развивалось в тесной связи с религ. воззрениями и под их постоянным влиянием.

http://pravenc.ru/text/180507.html

он отправился в Италию, потом во Францию, заезжал еще раз в Женеву, в 1856 г. - он в Париже, а в 1857 г. вернулся в Россию. Все это время он вел путевой дневник по-французски (не опубликован) и одновременно отправлял письма отцу С. Г. Строганову на pycckoм[xlviii]. Исследователи (Е. П. Гречаная и др.) отмечают содержательную близость писем и дневника. В письмах (из Данцига, Берлина, Женевы и т. д.) А. С. Строганов, как и полагается по законам жанра, последовательно излагал хронику учебных занятий, сообщал о покупке живописных полотен и произведений прикладного искусства, различных «курьозностей» (именно тогда закладывалась первоначальная основа его знаменитых коллекций), рассказывал о разнообразных достопримечательностях, редкостях и т. д. В том числе о греческой рукописи («антиквитете», «манускрипте») - «Путешествии Иеремии, патриарха Константинопольского, в Москву» (в письме из Турина от 21 сентября 1754 г.) Тут необходим koммehmapuй.[xlix] П. А. Строганов родился в Париже в 1772 г., где провел по одним сведениям первые 7, по другим 5 лет своей жuзhu.[lii] В 1779 г. его гувернером стал Жильбер Ромм, будущий член революционного Конвента. Вместе с ним юный воспитанник отправился в Россию, где «за семь лет исколесил... едва ли не всю европейскую часть Российской империи - от Белого моря до Черного, от Волги до западной rpahuцы»[liii], побывав в 1784 г. в Олонецкой и Пермской губерниях, Финляндии, на Алтае, Байкале, в 1785 г. на Валдае, в Новгороде, Москве и Туле, в 1786 г. - в Малороссии, Новороссии и Крыму и т. д. Не исключено, что в качестве путеводителя путешественники использовали какие-то предварительные материалы из «Живописного путешествия по России», составленного А. С. Cmporahobым[liv]. В 1786 г. они (взяв с собой, в частности, постоянного спутника в путешествиях по России и будущего архитектора А. Н. Воронихина) возвратились в Западную Европу, путешествовали по Германии, Швейцарии (в 1787 г.), в 1789-1790 гг. находились в Париже, выезжая летом в Оверни (центр Франции), откуда Ж.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Указом святейшего Синода от 27-го декабря 1785 года повелено было ввести этот способ и во всех духовных училищах. Но это исполнено было, по крайней мере в отношении к здешней Главной семинарии, не скоро. Впрочем сделаны значительные, против прежнего, улучшения по учебной части, именно: 1) В круг наук введены некоторые новые предметы, которых прежде не преподавали: церковная история, механика и естественная история 82 . Тогда же открыт класс математики и опытной физики. 2) За руководство в преподавании наук приняты были книги, изданные комиссией об учреждении народных училищ; именно – арифметита (Спб. 1786), руководство к геометрии (Спб. 1785), физике (Спб. 1765), механике (Спб. 1785), начертание естественной истории, с присовокуплением к оной рисунков на царство животных; всеобщее землеописание (2 ч. Спб. 1788–1795), пространное землеописание Российского государства с 9 картами (Спб. 1786 и 1787), всемирная история, полушария или изображения обеих половин земного шара и проч. Книги эти отпускаемы были в здешнюю и прочие епархиальные семинарии с уступкой 30 % против обыкновенной продажной цены в уважение того, что комиссия при печатании некоторой части книг пользовалась содействием св. Синода 83 . По тем наукам, для которых не было ни учебников, ни руководств на русском языке, руководствовались иностранными: по философии – Винклером; риторике – Лежаем; по богословию учебной книгой было сокращенное богословие Феофана Прокоповича ; пособием–богословские уроки Турретина. 3) Учители должны были помесячно представлять ректору отчеты о предметах, пройденных каждым из них по своему классу; а ректор представлял их митрополиту. В конце года составлялся общий отчет о трудах наставников и успехах воспитанников в продолжении года. М. Гавриил сам присутствовал на экзаменах, утверждал списки с разделением воспитанников на разряды и назначением одних к выпуску, других к переводу или выключке из семинарии и потом доносил о своих наблюдениях св. Синоду 84 . Впрочем, и сами наставники составляли учебники по своим предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

342 Университетское здание на Моховой улице (ныне просп. Маркса, д. 18), построенное по проекту Μ. Ф. Казакова в 1786–1793 гг., сгорело в 1812 г.; было восстановлено через четыре года под руководством архитектора Д. И. Жилярди, сохранившего основные объемы и внутреннюю планировку, но перестроившего фасад. В дальнейшем здание существенно не перестраивалось. 344 До 1733 г. в Москве еще существовал «Комедиантский дом у Никольских ворот», строительство которого было начато по повелению Петра I (см.: Забелин, с. 336–342). В начале 1700-х гг. «комедии» ставились в «большой столовой палате» Лефортовского дворца. 345 Театр у Красного пруда был построен в 1756 г.; здесь выступали итальянская и русская труппы (подробнее см.: Пыляев, Старая Москва, с. 117–118). 346 Первый постоянный русский театр был основан по указу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. «Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову», – гласил этот указ (см.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 14, с. 613, 10599). В годы директорства Сумароков написал лишь одну трагедию – «Димиза» (1756), позднее переделанную в «Ярополка и Димизу», и драму «Пустынник» (1757). 347 О. С. Павлищева (сестра A. С. Пушкина) писала о их детских годах: «...родители возили (...) на уроки танцевания к Трубецким (...), Бутурлиным (...), Сушковым, a по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве» (A. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. M., 1974, т. 1, с. 47). (Танцмейстер жил на Бронной в собственном доме). Иогель вел танцевальные классы в доме Грибоедовых (в Новинском, в приходе Девяти мучеников; ныне ул. Чайковского, д. 17); у него учились Д. Н. Свербеев, Н. И. Новиков, И. И. Дмитриев (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 211). 349 Этот дом на старом Ваганьковском холме строился в 1784–1786 гг. архитектором В. И. Баженовым для гвардии капитан-поручика богача Π. Е. Пашкова (1721–1790). «К Александру Ильичу дом перешел в 1802 г.; к бригадиру Алексею Александровичу в 1810; в 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДРОЙЦ [Гедрайтис; литов. Giedraitis] Иосиф Арнульф (Юозапас Арнульфас) (29.06.1754, Гедройце, ныне Гедрайчяй, Литва - 5(17).07.1838, Ольсяды, ныне Альседжяй, Литва), еп. Самогитский (Жямайтский), переводчик Свящ. Писания на литов. язык. Потомок ветви кн. Фабиана Гедройца, 2-й сын ротмистра литов. войск Йонаса Гедройца и племянник Инфляндского, затем Самогитского еп. Степонаса Йонаса Гедройца. Начальное образование получил в Вильно. С 1771 г. учился в семинарии в Ворне (ныне Варняй, Литва), где располагалась кафедра Самогитского еп-ства. Еще не будучи клириком, получил от дяди должность каноника капитула Инфляндского еп-ства. 24 янв. 1781 г. рукоположен во пресвитера, назначен настоятелем прихода в Лайжеве (ныне Лайжува, Литва). С 1781 по 1785 г. обучался в Риме, куда был направлен по протекции дяди-епископа. В 1785-1786 гг. Г. совершил поездку по Сев. Италии, Франции, останавливался в Париже. Через Нидерланды и Германию вернулся на родину, где в 1786 г. был назначен каноником капитула Самогитского еп-ства. В 1788 г. стал прелатом-архидиаконом, в 1789 г. был комиссаром по сбору средств на общественные нужды. За успешное осуществление этой миссии польск. кор. Станислав Август наградил Г. орденом св. Станислава. В Виленском ун-те Г. получил степень д-ра канонического права (1790) и д-ра богословия (1792). С согласия польск. короля папой Римским Пием VI Г. был утвержден в должности епископа Ортенсийского in partibus infidelium и 11 апр. 1791 г. назначен коадъютором (помощником) епископа Жмудского с правом наследования еп-ства. После 3-го раздела Речи Посполитой Г. в 1795 г. был избран первым делегатом от духовенства и народа Жямайтского княжества и отправлен в С.-Петербург, где его приняла имп. Екатерина II , пожаловавшая Г. крестом с бриллиантами. В 1801 г. в связи с болезнью дяди Г. вступил в управление Самогитским еп-ством и после смерти епископа (13 мая 1802) занял эту кафедру. При Г. в еп-стве открылось ок. 20 новых приходов. Он способствовал духовному просвещению паствы, в чем видел одну из главных задач. По его распоряжению при каждом приходе были организованы школы. Г. сумел установить хорошие отношения с рус. властями и пользовался активной поддержкой министра иностранных дел Российской империи кн. Адама Чарторыйского. При его участии помимо начальных приходских школ Г. смог организовать в поветах гимназии и школы для продолжения образования. Оказывая содействие развитию благотворительной деятельности, Г. помогал в организации лечебных учреждений. Стараниями Г. было построено новое здание кафедрального собора Самогитского еп-ства в Ворне.

http://pravenc.ru/text/161889.html

IV, 107 и 155), бывшей в вологодских краях в 20-х годах, в портфелях археографической комиссии (примеч. 44 и 48) и в «Полном собрании законов Российской Империи». Хронология преосв. Евгения и вообще все почти «Сведение» исторически верно. Исключение составляют: сообщение о начале постройки Сольвычегодского собора в 1510 г. (в 1558 г.), по «Летописцу о г. Сольвычегодске, о подчинении устюжской епархии вологодской в 1786 г. (в 1788 г.), об учреждении костромской епархии в 1742 г. (в 1744 г.) и об отписи вольского уезда из холмогорской епархии в вятскую в 1786 г. (в 1788). Относительно же отписи от вологодской епархии к вятской Устьвыма, Яранска и Вожемска с уездами в настоящей редакции «Сведения» сказано, что она произведена в 1672 г., а в редакции более ранней (рук. 138) – в 1676 т., как действительно и было (Савваитов, стр. 169). Время отхода (3 июля 1787 г.) от вологодской епархии к новгородской Белоезерска и Чаронды у Евгения обозначено более точно (рук. 161), чем у Савваитова (стр. 201). – Но не смотря на все свои ученые достоинства, труд нашего автора в настоящую пору не важен уже для историка русской церкви, – последний, в случае надобности, всегда будет обращаться к г. Савваитову и дополнившему его, на основании новых архивных, части консисторских данных, ускользнувших от внимания Евгения, H. И. Суворову. Будь «Сведение» опубликовано в свое время, его отечественная историческая наука встретила бы с радостью. И это потому, что ранее, в конце XVIII ст., хотя и были собраны кое-какие известия об учреждении вологодской епархии, но известия эти крайне скудны, недостаточны. Переписанные на трех столбцах, они хранятся теперь в рукописном сборнике шево-софийской соборной библиотеки 167, л. 50 об. и 51 in fol.), что дает нам возможность познакомить читатели с их характером. «Состоящие ныне под ведомством вологодской епархии города и уезды, говорится там, были под ростовской епархией». Из «Сведения» же Евгения известно, что, кроме ростовской, некоторые города вологодской губернии подчинялись в церковном отношнии новгородским преосвященным; те и другие города им точно и указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

30 дек. 1783 г. К. приобрел собственный дом в Кёнигсберге на Принцессинненштрассе, в к-рый он окончательно переселился к лету 1784 г. и в к-ром жил до конца своих дней. После прекращения преподавательской деятельности летом 1796 г. К. оставался в штате ун-та до 1801 г. За 41 год преподавания в Кёнигсбергском ун-те (с 1755 по 1796) К. прочел 268 курсов лекций по логике, метафизике, этике, антропологии, праву, педагогике, естественной теологии, физической географии, теоретической физике, математике, механике и др. предметам, что само по себе свидетельствует об энциклопедическом характере его воззрений. К. дважды (в 1786 и 1788) был избран ректором Кёнигсбергского ун-та; он был принят в члены ряда европ. академий наук: Берлинской (1786), С.-Петербургской (1794), Сиенской (1798). В последние годы жизни К., несмотря на болезни и общий упадок сил, писал сочинение под предполагаемым названием «О переходе от метафизических начал естествознания к физике», рукопись которого была издана впосл. под условным названием «Посмертное сочинение» (Opus postumum) в 21-м и 22-м томах AA (перевод отрывков на рус. язык см.: Из рукописного наследия. 2000. С. 321-588). К. скончался в 11 ч. утра 12 февр. 1804 г. Он был похоронен 28 февр. 1804 г. в торжественной обстановке, в присутствии офиц. лиц, представителей профессорско-преподавательской корпорации, студентов и мн. жителей Кёнигсберга, пришедших отдать дань уважения знаменитому земляку. Философское учение К. Система философии Эпоха К. оставила неизгладимый отпечаток на его религ. воззрениях и философском учении. Вместе с тем философия К., несмотря на влияния, испытанные им со стороны различных направлений античной и новоевроп. философии и ее отдельных представителей ( Платона , Аристотеля , Лейбница, Дж. Локка , Спинозы, Руссо, Юма и др.), является самостоятельным творением великого мыслителя. Уже в XIX в. в философии нередко звучали утверждения, что К. преодолел противоречия между рационализмом и эмпиризмом, что после К. представляется невозможным возвращение к докантовской теории познания и метафизике, что кантовское учение о свободе человека является краеугольным камнем мн. нравственных и правовых теорий.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010