Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: “Рисовал города Онеги...” — дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертежника) осталось нам неизвестным. Этого замечательного памятника теперь нет. Вроде бы все прежнее в Турчасове — и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, — гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени... В Турчасове во всей своей красе стоял классический онежский “тройник”, тройной ансамбль: церковь шатровая, церковь кубоватая и колокольня. В соответствии с этой традицией второй турчасовский храм — Преображенская церковь 1786 года — кубоватый. Если Благовещенская церковь была живописна в игре своих объемов, то Преображенская строгих, ясных очертаний. Преображенская кубоватая церковь — одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут в высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду. Сложную и красивую форму мы наблюдаем у этих и у других церквей нижней Онеги. Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным “турчасом”, дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

http://sobory.ru/article/?object=38401

В 1776 году Прохор совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру, где получает благословение на монашеское делание. И вот молодой человек следует в указанный ему монастырь для послушания. Местом его подвига станет Саровская пустынь в Тамбовской губернии (ныне это город Саров, Нижегородской области). В 1780 году Прохор вновь тяжело заболевает, всё его тело распухло. Врачи снова не смогли определить причину болезни, которая продолжалась достаточно долго в течение долгих трёх лет. Половину из них Прохор провёл лежачим в постели. По свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему много душевной пользы. И снова чудесное излечение. Это был уже третий случай чуда в жизни Прохора. Больше он не сомневался. В 1786 году он принимает монашество с новым именем Серафим. А вскоре его посвящают в иеродиаконы, и наконец, в 1793 году рукополагают в иеромонахи (священника). Так началось его новое служение Богу. Ему хотелось нести подвиг подобно его предшественникам Феодосию Печерскому или Сергию Радонежского и вот он решается на уединение в лесу. Строит себе землянку, разводит пчел, сажает огород и живет в отдалении от людей, занимаясь молитвой, чтением Священного Писания и трудом. Питался он скудно, в основном травой снытью, из которой даже научился печь хлеб. Но приходящим к нему людям никогда не отказывал в гостеприимстве и отдавал лучшее из своих запасов. Его доброта была понятна даже диким зверям, которые спокойно питались у него прямо с руки. Известен случай, что к нему постоянно ходил медведь, который практически стал ручным. Также у входа в свою келью он установил камень, на котором подолгу стоял в молитве. Его подвиг остался навек отпечатанным в камне в виде продольных бороздок, стертых его ногами от долгого стояния. И вот мы с вами приблизились к четвертому случаю чуда в жизни Серафима Саровского. Согласно жизнеописанию святого, какие-то разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью, думая, что смогут поживиться богатой добычей. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они сильно избили его и обухом топора проломили ему голову, причём во время этого нападения святой даже не сопротивлялся. В его землянке, естественно, разбойники ничего для себя не нашли и удалились ни с чем. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным, каким и дошел до нас на прижизненном портрете. Когда этих бандитов изловили и привели на освидетельствование к старцу Серафиму, то он при всех простил их и заставил отпустить без наказания. Догадываетесь, что творилось в душе этих людей?!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/et...

В каком году построен был первый храм в Юноковке, - неизвестно. Известно только, что он был во имя святого Николая, однопрестольный. По истории умножения населения Юноковки при Петре несомненно, что около 1709 года уже был храм в Юноковке. По делу 1748 года в Юноковке Суджанского уезда при храме святого Николая два священника, один – Григорий Подольский. Нынешний каменный огромный и великолепный храм разрешено строить в 1793 году. Построение его совершалось попечением священника и благочинного Кирилла Мошлянского и церковного старосты Михаила Уланского на пожертвования благотворительных юноковских жителей, без всяких других пособий. Оно окончено в 1806 году и по благословению блаженной памяти Преосвященного Христофора престол в приделе Святителя и Чудотворца Николая освящён в том же 1806 году, а главный во имя Рождества Богородицы и другой в приделе освящены после. По смерти священника Мошлянского (1806 год) товарищ его, священник (с 1790 г.) Корнилий Краснокутский, заботясь об устройстве каменной колокольни и ограды, в 1823 году пожертвовал 10000 рублей ассигнациями; колокольня была окончена строением в том же году. От древней Николаевской Юноковской церкви, при которой до 1798 года было три причта, сохранилось в нынешней: святое евангелие, печатанное в 1735 году в Москве, служба пр. Никандру М. п. 1709 г., апостол М. п. 1748 г., триоди постная М. п. 1745 г., цветная М. п. 1746 г., минеи служебная в 12 книгах М. п. 1747 г. В Юноковской Рождество-Богородицкой церкви находится с давнего времени прославляемая икона Святителя Христова Николая. По преданию она существует уже более 150 лет. – Икона сия живописи весьма древней и весьма благовидной, в длину 1 аршин 7 вершков, в ширину 14 вершков, в серебряной и вызолоченной ризе. Предание сохраняет в памяти некоторые случаи благодатной помощи, получавшейся верою при сей иконе, ещё с 1770 года. И в недавнее время исцеление Елизаветы Андреевой Савичевой совершилось пред глазами многих из княжеской фамилии Голицыных. В архиве храма хранятся метрические книги с 1774 года, исповедные с 1786 года.

http://sobory.ru/article/?object=45382

Иоанно-Предтеченский храм был построен спустя несколько десятилетий после появления в Вятке первых каменных зданий. На протяжении веков город оставался полностью деревянным; первым сооружением из камня в нём стал Троицкий собор 1677 года. Его строительство связывают с незадолго до того назначенным на Вятскую кафедру епископом Ионой. Однако первая попытка оказалась не вполне удачной - храм возвели с ошибками, он начал быстро разрушаться и уже в 1759 году был разобран. Следующий опыт каменного строительства в этих местах - Успенский собор Трифонова монастыря (1684-1689), вышедший не в пример совершеннее и считающийся сейчас одним из самых ценных памятников зодчества в городе. Спустя пару десятилетий в Вятке сформировался собственный оригинальный стиль храмовой архитектуры. Имена создателей каменной Иоанно-Предтеченской церкви не известны, но очевидно, что это были выдающиеся мастера. Даже несмотря на то, что храм перестраивался, а нынешний, особенно нарядный вид приобрёл уже в конце XIX века, основные его формы, пропорции и богатый декор - дело рук именно безымянных вятских мастеров. На вятской земле сложилась своя школа русского барокко, которое отличается особенным региональным разнообразием. Стилистическое " нахождение " вятского барокко совпадает с географическим - это некий переходный стиль между северорусской традицией, с одной стороны, и уральско-сибирской с другой. Первоначально в храме имелся только один престол - в честь Рождества Иоанна Предтечи, - помещавшийся в красивом и необычайно светлом из-за крупных двухсветных окон восьмерике. Однако вскоре по ходатайству ранее упомянутого настоятеля Луки Луппова с северной стороны началось строительство придела, освящённого в 1729 году в честь Грузинской иконы Божией Матери. Такое довольно необычное посвящение связано с тем, что список этой древней иконы появился уже в деревянной Иоанно-Предтеченской церкви. А попал он туда от приезжавших в Вятку купцов, которые и доставили копию этой иконы из Раифского монастыря, что под Казанью. Икона сразу стала пользоваться почитанием, почему и решили освятить в её честь новый придел. В 1735 году к храму пристроили каменную колокольню в характерном для Вятки стиле - высокий восьмерик с глухими стенами, придающими постройке суровую величественность. В 1781 году храм подвергся серьёзной перестройке. Прежде всего, был разобран и обновлён его обветшавший купол. Как выглядела первоначально верхняя часть храма, сейчас сказать трудно, но известно, что церковь увенчали не копией прежней, а новой конструкцией, состоящей из двух восьмериков. Одновременно приподняли и укрепили сам купол. Вскоре с южной стороны храма появился ещё один придел. Его строили в 1786-1793 годах и освятили во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поскольку Иоанну Предтече посвящён главный престол храма, то посвящение придела его родителям выглядит закономерным, оправданным логикой Священной истории.

http://sobory.ru/article/?object=03210

Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий († 1654 г.) родился в Рефимно (о. Крит), получил хорошее образование, подвизался на Св. Горе, рукоположен в митрополита Фессалоник, объехал многие края и скончался в России, где сочинял и переводил книги, проповедовал и благотворительствовал. Он упокоился в обители Преображения в Любне 496 . Св. Афанасий поддерживал реформаторскую деятельность великого Патриарха Московского Никона († 1681 г.) 497 . В работе по исправлению церковных книг ему помогали монах Дионисий Ивирит 498 и монах Арсений Грек 499 . В 1730 г. святогорский монах из России Пахомий принял мучение за Христа в Усаки под Филадельфией, там, где в юности отрекся от Него 500 . В 1742 г. принял мучение в Константинополе иеромонах из Новгорода Константий из святой афонской обители Великой Лавры, вскоре после своего отречения 501 . Митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий († 1786 г.), родом грек, в юности подвизался в обители Ватопед на Афоне. Он проявил себя как новый Моисей, став в защиту своей паствы, руководство которой принял в 1769 г. В 1778 г. он осуществил труднейшую задачу по выводу притесняемых православных (около 50 тыс. человек) из-под ига татар-мусульман в христианское Приазовье, в Мариуполь, где святой иерарх и упокоился от многих трудов 502 . Видный старец Паисий Величковский († 1794 г.) родился в Полтаве на Украине в 1722 г. Едва ему исполнилось 15 лет, он пришел в Любечскую обитель, а затем в Великую Лавру Киева. В 1746 г. он прибывает на Св. Гору и основывает скит пророка Ильи. Там он начал делать переводы святоотеческих творений на славянский язык; после 17 лет пребывания на Афоне едет в Молдавию с несколькими монахами. Как игумен Нямецкой обители, он собрал под своим началом много монахов из России, Болгарии и Румынии. В Молдавии он продолжал трудиться над переводами аскетических трудов, особенно следует отметить издание им славянского «Добротолюбия» (1793). Прп. Паисий возродил монашеский дух в Румынии и России 503 . Он был ревностным приверженцем подлинно обновленческого движения святогорских колливадов 504 . Многие из его учеников после блаженной кончины старца распространяли его учение, а среди 50 лучших его последователей выделяются и несколько русских: продолжателями дела Паисия стали просвещенные монахи Оптиной пустыни 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сентября 27 дня по указу преосвященного Луки, епископа Казанского и Свияжского, из казенной суммы тщанием Неплюева " . Оказывается, первая Никольская церковь являлась современницей Оренбурга, заложенного двумя годами ранее! Она возводилась тогда, когда " под стук топора и под гром пушек " на берегу Урала, в башкирских степях, возводился форпост России " для отворения пути " в Индию. Основатель крепости и губернатор края И. И. Неплюев был глубоко и искренне верующим человеком. При нём военная крепость быстро превращалась в город. Помимо Никольского храма, по его инициативе были возведены три каменные церкви: Преображенская, Введенская и Георгиевская. Во время страшного пожара в Оренбурге, происшедшего в 1786 году, сильно пострадали многие церкви города, в том числе и Свято-Николаевская церковь, построенная Неплюевым для городовых казаков в 1745 году на казённые деньги. Церковные принадлежности и ризница были переданы после этого пожара в Георгиевскую церковь. Приход и причт Николаевской церкви официально существовал ещё в 1793 году, после чего были окончательно упразнены, а все казаки, проживающие в самом городе, так и в Форштадте, были приписаны к приходу Георгиевской церкви. Сам Георгиевский приход был самым значительным в Оренбурге и насчитывал в 1798 году 437 дворов или 1748 душ мужского пола. Большим событием для совсем новой Никольской церкви стало её посещение в конце июля 1891 года наследником престола великим князем Николаем Александровичем, будущим последним российским царём. Храм любовно украсили к торжеству, а рядом с ним возвели часовню, для которой казаки на свои средства приобрели икону " в память чудесного избавления от угрожавшей его высочеству опасности в Японии 29 апреля 1891 года " . В начале ХХ века при Никольской церкви существовало несколько школ: женская церковно-приходская и две непосредственно казачьих - мужская и женская. Приход храма увеличивался, сам храм нуждался в расширении. К 1910 году к церкви пристроили два боковых придела: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://sobory.ru/article/?object=14064

Henry Drummond, owner of Albury Park and host of the conferences, who also published annual reports on the discussions (Dialogues on Prophecy). Many biblical commentators counted the “seven times of the Gentiles” from the captivity of Manasseh, which they dated to 677 B.C.E. This was obviously done so that the Gentile times would end at the same time already being assigned to the 2,300 dayyears, that is, in 1843 or 1844. 47 Pym published his work, A Word of Warning in the Past Days, in which he ended the “seven times” in 1847. Interestingly, he builds his calculation of the 2,520 years of Gentile times on the “seven times” mentioned in Leviticus 26 times” of Daniel 4 In other words, the judgements threatened by Moses, which should last during the seven times, or 2520 years; and the judgements revealed to Daniel, which should come to an end by the cleansing of the sanctuary after a portion of the greater number 2520. 48 Others, however, were looking forward to the year 1836 C.E., a year fixed on entirely different grounds by the German theologian J. A. Bengel (16871752), and they tried to end the “seven times” in that same year. 49 Illustrating the state of flux existing, Edward Bickersteth (1786 1850), evangelical rector of Watton, Hartfordshire, tried different startingpoints for the “seven times of the Gentiles,” coming up with three different ending dates: If we reckon the captivity of Israel as commencing in 727 before Christ, Israel’s first captivity under Salmanezer, it would terminate in 1793, when the French revolution broke out: and if 677 before Christ, their captivity under Esarhaddon (the same period when Manasseh , king of Judah, was carried into captivity,) (2 Kings xvii. 23, 24.2Chron. xxxiii. 11,) it would terminate in 1843: or, if reckoned from 602 before Christ, which was the final dethronement of Jehoiakim by Nebuchadnezzar, it would terminate in 1918. All these periods may have a reference to corresponding events at their termination, and are worthy of serious attention. 50

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

Мн. храмы имеют излюбленную Л. форму ротонды. Они восходят к образам раннехрист. мартириев и храма Гроба Господня в Иерусалиме. Наиболее характерны ротонды, окруженные колоннадой наподобие античных толосов: Троицкая ц. в с. Александровском в усадьбе кн. А. А. Вяземского («Кулич и Пасха», 1785-1790, ныне в черте г. С.-Петербурга) с необычной колокольней в виде пирамиды; церковь-усыпальница с главным престолом в честь Воскресения Христова в Никольском-Черенчицах, в к-рой был погребен сам Л. (1793-1800); ц. вмц. Екатерины в Валдае Новгородской обл. (1793, достраивал архит. И. Дмитриев, изменивший проект Л.). К кругу ротонд с колоннами примыкает часовня Воздвижения Креста Господня в Торжке (1814). Другие ротонды массивны и развивают тему Пантеона с двойным куполом и нишами-капеллами вокруг: неосуществленный проект т. н. Колыванской ц. (ок. 1790) и построенные по тому же проекту ц. свт. Николая Чудотворца в пос. Диканька (1794-1810, усыпальница Кочубеев) и ц. Рождества Христова в с. Вергуны Хорольского р-на (1801-1807) - обе в Полтавской обл. Украины. Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг. Церковь вмц. Екатерины в пос. Мурине Ленинградской обл. 1786–1790 гг. В работах Л. получил новое осмысление древнерус. тип ярусного центрического храма-колокольни («иже под колоколы») как единого столпообразного сооружения, дополненного антикизирующими мотивами ротонд, колоннад, куполов и экседр. Как правило, Л. использовал этот тип в мемориальных и погребальных храмах, напр. в ц. вмц. Екатерины в пос. Мурино Всеволожского р-на Ленинградской обл. (1786-1790, заказ А. Р. и С. Р. Воронцовых в память Е. А. Воронцовой). Центрическая 3-ярусная постройка с экседрами и портиками в нижнем ярусе увенчана октагоном и открытой деревянной колоннадой-ротондой (ярус звона), что отсылает одновременно к древнерим. «Кенотафу Юлиев» в Глануме (I в., Сен-Реми-де-Прованс, Франция) и к нарышкинским храмам кон. XVII в. Оригинальная трактовка той же темы получила воплощение в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Горницах Кувшиновского р-на (1789-1795, заказчик П. В. Беклемишев). Колокольня имеет вид столпа, увенчанного небольшой колонной ротондой, и примыкает к компактному кубическому объему храма с юга, осеняя усыпальницу. Оси восточного и западного фасадов отмечены конхами, а главный, северный фасад украшен портиком со сдвоенными колоннами, несущими триумфальную арку. Позднее этот же тип строения был использован в 5-ярусной надвратной колокольне Борисоглебского мон-ря в Торжке (1804-1811, достроил архит. Я. А. Ананьин), каждый ярус к-рой обладает неповторимым обликом. Типология, разработанная Л., была востребована и позднее, напр. в ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Рамешки Рамешковского р-на Тверской обл. (1830-1837).

http://pravenc.ru/text/2110955.html

Состояние и размеры Аптекарского дома в первые же годы работы ун-та перестали удовлетворять его потребности. На углу Моховой и Б. Никитской улиц у кн. П. И. Репнина были арендованы земельные участки. В стоявших здесь зданиях стали читать лекции и проводить конференции. На новую территорию перенесли б-ку, открытую 3 июля 1756 г., уникальный минералогический кабинет, к-рый в 1791 г. был преобразован в Музей натуральной истории. Но полностью проблема размещения ун-та не была решена. В 1775 г. профессора подали в Сенат записку «О недостатках и нуждах Московского университета», предлагая перевести ун-т за город, но это предложение не было поддержано. В 1786 г. имп. Екатерина II Алексеевна разрешила ун-ту купить владения на Моховой ул. в приходе храма вмч. Георгия на Красной Горке и выделила 125 тыс. р. Среди новых университетских владений оказались земли неск. храмов, в т. ч. ц. во имя сщмч. Дионисия Ареопагита (упом. в 1625, была завещана Репниным ун-ту в 1780, разобрана в 1791 из-за ветхости), ц. свт. Леонтия Ростовского (возведена в 1514; архит. Алевиз Фрязин (Новый), к кон. XVIII в. обветшала и снесена в 1793) и ц. прор. Илии (основной престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). Последняя была обновлена в 1770 г., но в 1812 г. настолько пострадала от пожара, что уцелевшие святыни пришлось перенести в храм вмч. Георгия на Красной Горке. Проектированием здания ун-та занимался архит. В. И. Баженов, затем архит. М. Ф. Казаков . Симметричные крылья здания были возведены уже в 1784 г., закладка основной части состоялась 23 авг. 1786 г., церемония открытия прошла 23 авг. 1793 г. в новом, величественном актовом зале. Университетская ц. во имя мц. Татианы располагалась в левом крыле здания, она была расписана итал. худож. А. Клауди и освящена 5 апр. 1791 г. Московским и Коломенским митр. Платоном (Левшиным) . Перенесенные в нее древние иконы из разобранной ветхой ц. сщмч. Дионисия Ареопагита размещались в иконостасе, расположенном вдоль стены трапезной части храма.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

В 1772 году были приглашены каменщики из Устюга и Соликамска, так как из всех окрестных населённых пунктов на тот момент каменные храмы возводились только в этих городах. Однако это строительство преследовали неудачи: церковь была заложена в больших размерах, но грунт земли оказался вскоре после основания не совсем благонадёжным Незавершённое здание пришлось разбирать, а строительство приостановить. Спустя 14 лет, 6 июля 1786 года был заложен новый храм в честь апостолов Петра и Павла. В 1787 году умирает А. Ф. Турчанинов. Несмотря на это, Филанцата Степановна, вдова покойного, продолжила финансировать строительство храма. Его строительство было завершено в 1793 году. Освящение храма игумен Гедеон, настоятель Троицкого Рафайлова монастыря, совершил 11, 12 и 13 сентября 1793 года. Старый деревянный храм был разобран и истоплен в печах новой каменной печи только в 1800 году. К 30-м годам XIX века назрела необходимость перестроения Петро-Павловского храма, поскольку он уже не вмещал всех прихожан не только в праздничные дни, но и в будни. Для исследования здания пригласили архитектора Малахова, который тщательно изучил состояние фундамента храма, кладки стен и грунты. После всех расчётов был составлен проект и смета расходов на сумму болек 7100 рублей серебром. В конце концов, прихожане Петро-Павловского храма в 1848 году собрали необходимые средства и покрыли новым железом храмовую крышу. В 1857 году общим решением прихожан, после утверждения епархиальным начальством, церковным старостой был выбран купец Ферапонт Зубов. В церковной летописи о нём говорится так: церковь Полевская обезнеченная разъ и почти единовременно ценнымъ и виднымъ, в последующие за темъ годы, ни сама не обогащалась, ни имела ниоткуда пожертвований и, по словамъ старожилов, содержалась относительно внутренней чистоты и опрятности в небреженеии. Конец всему этому положил церковный староста Зубов. В течение своей пятнадцатилетней службы (съ 1857 г. по 1871 г.), онъ, такъ сказать, переродил храм со стороны благолепия и хозяйства не щадя для этого ни своихъ силъ, ни собственныхъ средствъ. В числе его заслуг — приобретение церковного дома для священнослужителей с усадьбой в 485 квадратных сажен.

http://sobory.ru/article/?object=11621

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010