Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новгород-Северская и Глуховская епархия существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии. 1785-1797 гг. Хиротонисанный во епископа 8 марта 1657 г. Лазарь (Баранович) имел титул «Черниговский и Новгород-Северский», такой же титул был у его преемников. В 1657-1785 гг. и с 2008 г. по настоящее время Новгород-Северский (ныне Черниговской обл., Украина) является 2-м кафедральным городом Черниговской и Новгород-Северской епархии . Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Н.-С. и Г. е., что было связано с учреждением 27 янв. 1782 г. Новгород-Северского наместничества. Указом Синода епископом Новгород-Северским и Глуховским был назначен Иларион (Кондратковский) с предписанием пребывания в новгород-северском в честь Преображения Господня мужском монастыре , ставшем архиерейским домом. 6 июня 1785 г. была образована Новгород-Северская консистория. В том же году еп. Иларион перевел в архиерейский дом из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина) духовную семинарию (коллегиум), в сент. в ней начались занятия. Первым ректором семинарии стал архим. Варлаам (Шишацкий). После перевода архим. Варлаама в 1787 г. обратно в Переяслав ректором семинарии в 1787-1796 гг. являлся архим. Платон (Романовский), в 1796-1797 гг.- архим. Иероним (Загоровский). К 1790 г. в семинарии учились 470 чел. В 1785 г. в Н.-С. и Г. е. насчитывалось 448 церквей и 20 монастырей (14 мужских и 6 женских). Епархия была разделена на 11 уездных протопопий: Глуховскую, Конотопскую, Коропскую, Кролевецкую, Мглинскую, Новгород-Северскую, Новоместскую, Погарскую, Сосницкую, Стародубскую, Суражскую.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Садковский), архиеп. Минский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) (Садковский Василий Семенович; ок. 1741 - 11.11.1803, Чернигов), архиеп. Черниговский. Род. на Уманщине в семье униатского священника из дворянского рода. Отец В. во 2-й пол. 40-х гг. XVIII в. переселился в Киев, присоединился к правосл. Церкви и стал священником при Преображенской ц. на Подоле. В. Садковский учился в Киево-Могилянской академии (см. ст. Киевская духовная академия ) во время ректорства архим. св. Георгия (Конисского) , в 1755 г. поставленного во главе Могилёвской (Белорусской) епископии. В 1758 г. Садковский по приглашению свт. Георгия приехал в Могилёв и 17 лет состоял личным секретарем архиерея. В 1764 г. Садковский был назначен кафедральным проповедником, префектом и профессором Могилёвской ДС. Весной 1768 г. рукоположен во иерея, стал членом Могилёвской консистории, именуясь «наместником кафедры Могилёвской». С 18 авг. 1774 г. игумен мстиславского Тупичевского мон-ря, с 12 дек. 1775 г. (по др. данным, с 23 янв. 1775) священник при российском посольстве в Варшаве. 25 окт. 1783 г. В. был поставлен во главе Слуцкой архимандритии в Польше, в февр. следующего года получил презенту на архимандритию от виленского воеводы и владельца Слуцка кн. К. Радзивилла. 19 мая 1784 г. в Киеве, в Софийском кафедральном соборе, митр. Киевским Самуилом (Миславским) возведен в сан архимандрита, в июле прибыл в Слуцк. Занимался устроением монастырской жизни и учреждением церковных школ. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен В., хиротония состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе, одновременно В. стал коадъютором Киевского митрополита. Местом пребывания архиерея являлся слуцкий во имя Св. Троицы мон-рь . Территория Переяславской епархии занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, включала в себя 323 храма, 365 священно- и церковнослужителей. В 1786 г. В. получил королевский привилей на управление кафедрой. Будучи российским подданным, с согласия российского правительства 7 мая 1787 г. принес в Тульчине присягу на верность королю и Речи Посполитой. В 1786-1787 гг. В. активно занимался церковными делами: ходатайствовал перед Синодом о строительстве церкви при рус. посольстве в Варшаве, совершал инспекционные поездки по мон-рям епархии, сопровождал имп. Екатерину II в ее поездке на Украину. При В. были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд жен. и муж. мон-рей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС.

http://pravenc.ru/text/158548.html

Нагорье. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Нагорье, при прудах и колодцах, находится в 45 верстах от уездного города и в 175 от губернского. Нагорье получило свое название от гористой местности, на которой оно расположено. Это большое торговое село, лежащее недалеко от границы Переславского уезда с Тверской губернией. В начале XVII ст. Нагорье принадлежало окольничему М. М. Замыцкому, в 1624 г. оно отписано было в государевы дворцовые села во дворец, но вскоре снова было возвращено Замыцкому. После Замыцких Нагорье принадлежало Салтыковым, от них перешло к графу Апраксину. В 1770 г. это имение куплено было императрицей Екатериной II и пожаловано адмиралу Гр. Ан. Спиридову за победу его над Турецким флотом при Чесме. В роде Спиридовых Нагорье оставалось до 1861 г. В начале XVII ст. в селе Нагорном было две церкви, как видно из писцовых книг 1628 – 29 гг.: церковь Преображение Спасово, деревянная, верх шатровый, и на погосте церковь Николы чудотворца с приделом вмц. Ирины строения вотчинника Д. А. Замыцкого. Две церкви существовали в Нагорье почти до конца прошлого столетия. Николаевская церковь в старину называлась «Никола в Тынцах», упразднена была эта церковь в 1796 г. после постройки каменного храма, на месте ее устроена часовня, а вблизи нее расположены дома священнослужителей. Другая церковь во имя Преображения Господня существовала до 1785 г.; кем она была восстановлена из запустения, бывшего в 1628 г., сведений о том не сохранилось, но внесена она в патриаршие окладные книги 1654 г., следовательно, восстановлена незадолго до этого времени. В 1785 г. вотчинник Нагорья адмирал Спиридов вместо деревянной церкви начал строить обширный храм каменный с тремя престолами; постройка была окончена в 1787 г. В 1795 г. к этому храму с западной стороны пристроены были еще два придела в память бывшего деревянного Никольского храма; в 1833 г. в трапезе был устроен еще престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в память бывшей домовой церкви того же имени у помещика Спиридова. ( Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в доме помещика Матвея Гр. Спиридова устроена была в 1821 г., а по смерти его в 1833 г. упразднена) Всех престолов, таким образом, в церкви в настоящее время шесть: в холодной - в честь Преображения Господня, Живоначальной Троицы и Рождества св. Иоанна Предтечи, в приделах теплых - во имя св. Николая Чудотв., Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Казанской иконы Божией Матери. Над престолом главного храма устроена сень на 4 деревянных колоннах, купол сени увенчан небольшим крестом, внутри купола живописное изображение Господа Саваофа; с лицевой стороны сени два резных ангела, держащих корону. Подобная сень устроена и над престолом в приделе Николая чудотв. Внутри церкви при входе в трапезу погребено тело храмоздателя адмирала Спиридова и его супруги. Колокольня при церкви устроена одновременно с нею.

http://sobory.ru/article/?object=04067

Нерехта. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту " славного художника " и зодчего С.А.Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения. Церковь, как и Воскресенская, - в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения. Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличии от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х - начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - " Жертвоприношение Иакова " и " Моление о чаше " .

http://sobory.ru/article/?object=03118

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варлаам, архиепископ Могилевский и Витебский (Шишацкий Григорий) Родился в 1750 году в Черниговской губернии в семье малороссийского поселянина. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник академии, по распоряжению императрицы был послан в Италию «для дальнейшего усовершенствования в науках». Но в связи с военными действиями в Италии возвратился в Киев, не доехав до Рима. Был назначен учителем Переяславской духовной семинарии. В 1776 году пострижен в монашество и определен префектом духовной семинарии. С 1780 года – игумен Мошногорского монастыря Минской епархии. Вскоре, по болезни, получил увольнение и переехал в Переяславский Михайловский монастырь, где прожил около 2 -х лет без должности, затем был назначен игуменом в том же монастыре. С 1785 года – ректор Переяславской духовной семинарии. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии Варлаам был переведен ректором Новгород-Северской духовной семинарии. В 1787 году отправлен в Польшу, управлял там Виленским Свято-Духовым монастырем и состоял «старшим всех виленских монастырей». В 1789 году в результате возникшего в Польше «возмущения» Варлаам был вынужден бежать в Россию. 22 августа 1791 года возведен в сан архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря. 26 мая 1794 года был направлен Святейшим Синодом к Минскому епископу Виктору (Садковскому) для помощи в деле обращения униатов в Православие с назначением настоятелем Дятловицкого Спасо-Преображенского монастыря. В дальнейшем ввиду тяжелой болезни епископа Минского Виктора архимандрит Варлаам руководил всем делом воссоединения на Волыни. 3 июня 1795 года архимандрит Варлаам хиротонисан во епископа Житомирского, викария Минской епархии. С 16 октября 1799 года в связи с образованием самостоятельной Волынской епархии преосвященный Варлаам назначен епископом Волынским и Житомирским. С ревностью он трудился в своей епархии. Его попечением была открыта Волынская духовная семинария, о которой он проявлял особую заботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владимир Русак Скачать epub pdf Епархиальное управление В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епархий. С переделами губерний число епархий увеличивалось. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ведении Синода, без собственного архипастыря. В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второклассных (архиепископий); 15 епископий. В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна белорусская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге. С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще более умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пределам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие: 4 митрополитов, 12 архиепископов, 12 епископов. В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году. Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, который представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года – троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению. В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятельным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства. Органы епархиального управления долгое время оставались прежними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо архиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа. В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемой епархией”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященный митрополит Серафим 4 Высокопреосвященный митрополит Серафим родился в 1763 году, в Калуге, входившей тогда в состав московской епархии и, при крещении, назван Стефаном. Отец его, Василий Тимофеев, был дьячком калужской Козьмодамиановской церкви. В 1776 году, он, с фамилией Глаголева, поступил в информаторский (приготовительный) класс Перервинской семинарии, в Москве; отсюда, в январе 1779 года, с фамилией Глаголевский, перешел в Троицкую семинарию, а потом, в 1783 году, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где слушал философию и богословие. В списках студентов академии, за 1783 год, сохранилась о нем след. аттестация: «успехов весьма изрядных». Учась в академии, Стефан Глаголевский, с другим студентом Матфеем Десницким (впоследствии митрополит Михаил) слушал лекции в Московском университете и обучался языкам немецкому и французскому. За слушание лекций в университете Стефаном Глаголевским и Матфеем Десницким платило «Дружеское ученое общество», основанное Новиковым. В марте 1785 года Стефан Глаголевский был определен в Троицкую семинарию учителем сперва грамматического класса, потом риторики. В мае 1787 года было ему предложено принять посвящение в стихарь и дать отзыв, в какое звание он желает поступить. Глаголевский написал: «я, нижеподписавшийся, объявляю сим, что я в стихарь посвящен быть желаю, а в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу, в чем своеручно и подписуюсь». 3-го сентября того же года Глаголевский переведен в Московскую академию на должность учителя риторики. 2-го декабря в Заиконоспасском монастыре он был уже пострижен в монашество с именем Серафима. 1790 года, 21 авг., сделан префектом Московской академии и преподавателем философии. В феврале 1795 г. возведен в сан архимандрита, с предоставлением ему в управление Лужецкого монастыря и члена Московской духовной консистории, в 1798 году поручено ему преподавание богословия в Московской академии, и тогда же он перемещен был в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а в следующем 1799 году возведен был в должность ректора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010