Штаты 1764 г., равно как и позднейшие их повышения, не привели и к улучшению материального положения преподавателей, которое было особенно тяжелым в семинариях. П. Знаменский высказывает даже мнение, что переход на штатное содержание только ухудшил их положение. Платы натурой — дровами и продуктами питания — больше не было, а денежное жалованье, несмотря на его повышения, не поспевало за ростом цен, который поразил города во 2-й половине XVIII в. Учителя, бывшие по большей части людьми семейными и жившие на частных квартирах, получали от семинарий дополнительно в лучшем случае только дрова. Нужду испытывали и учителя из ученого монашества. Во Владимирской семинарии имел место такой случай: иеромонах Моисей вследствие бедственной жизни заболел «меланхолической болезнью» и доносил епархиальному архиерею, что из-за «замешательства мыслей» он не может более исполнять свои обязанности. Несмотря на повышения денежного оклада в 1784 и 1797 гг., материальное положение учителей оставалось настолько малопривлекательным, что недостаток в них все более возрастал. Вследствие реформы местного управления при Екатерине II многие семинаристы оказались на государственной службе, где жалованье было выше и где чиновники могли получать побочные доходы от послушного Эта тенденция усугублялась тем обстоятельством, что правительство поощряло поступление студентов семинарий и академий в светские учебные заведения. Так, при Екатерине II за счет студентов духовных академий неоднократно пополнялась Медико-хирургическая академия. В 1798 г. епископов лишили права (которым они обладали с 1779 г.) отпускать семинаристов на светскую службу по своему усмотрению — теперь этим ведал Святейший Синод; в результате такого рода переходы поначалу практически прекратились, исключения делались только для Медико-хирургической академии. В 1803 и 1804 гг. вышли адресованные епархиальным архиереям указы Святейшего Синода, согласно которым разрешалось отпускать лишь тех семинаристов, которые по причине слабого здоровья не годились в священники. Изданный одновременно именной указ запрещал светским учреждениям принимать на службу лиц духовного звания без отпускных свидетельств, выданных Святейшим Синодом. Целью этих указов было обособление духовенства в замкнутое Вместе с тем правительство требовало от Святейшего Синода, чтобы выпускники академий направлялись на педагогическую работу в Министерство народного просвещения. Комитет 1808 г., о котором еще будет речь, докладывал императору Александру I: «Учительская семинария народных школ, все прежние врачебные училища наполнялись и доселе наполняются большею частью питомцами духовных семинарий; сверх сего, знатное их число при учреждении и при других случаях поступило в разные части государственной Как отметил П. Знаменский, развитие Церкви тормозилось тем, что именно лучшие силы молодого поколения систематически уходили на государственную

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Наивысшего подъема храмовое строительство достигло в 80-90-х гг. XVIII в. Этот период характеризуется общим увеличением объемов строительства на всей территории губернии, особенно в ее юж. части. В связи с экономическим подъемом во 2-й пол. XVIII в. крупномасштабное каменное строительство развернулось в Арзамасе, где наряду с гражданскими постройками возведены 16 каменных церквей. Наибольшее распространение в этот период получил бесстолпный тип храма свод на четверике. Ярким примером храма с граненым основанием служит Рождественский в с. Красном Арзамасского р-на (1780). Его особенностью стало построение граненого сомкнутого свода, образованного за счет «срезания» угловых соединений. Получившееся т. о. ярусное завершение формировало внушительных размеров высокий, динамично развитый силуэт. Аналогичную композицию имеют церкви Архангельская в с. Ямская Слобода (ныне Заречное Арзамасского р-на) (1784), Вознесенская в Павлове (1785), Успенская в с. Медынцеве Арзамасского р-на (1789), Космодамианская в с. Воронцове Гагинского р-на (1789). Ярусное завершение др. варианта, с четвериковым основанием квадратного сечения, выстраивалось над традиц. 4-лотковым сводом, напр., в несохранившихся Воскресенском в с. Березня Сергачского р-на (1779), а также Тихвинском (1777), Всехсвятском (1797), Спасском (1798) храмах в Арзамасе. Наряду с одноглавыми бесстолпными храмами продолжают строить церкви с 5-главым завершением, однако вертикальная динамика такой композиции была менее выраженной: напр., в завершениях Христорождественской ц. в с. Б. Мурашкино (1781, не сохр.), Покровской ц. в с. Кичанзине Арзамасского р-на (1790) и Тихвинской ц. в с. Б. Мурашкино (1792, не сохр.) ярусное построение формируется как у центральной, так и у боковых глав. Коренной перелом традиций отразился в 5-главой Спасской ц. в с. Работки Кстовского р-на (1794, вотчина с.-петербургского дворянина Шубина). Высокий 2-светный четверик перекрывался сомкнутым сводом стрельчатого сечения, значительно выдвинутым над основанием и увенчанным центральной главой. Особенностью композиции являлась постановка боковых глав, не мешающих восприятию сводчатого завершения: небольшие главы были максимально сдвинуты к углам основания.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

183 IX т. 1911 г. Отчет напечатан здесь по списку Виленской публичной библиотеки, состоящему из 9-ти отделов, тогда как в целом отчете, по словам самого Мельникова, было «13 томов (очевидно, тоже, что отделов) с приложениями». Нижегородская Ученая Архивная Комиссия, имея в виду, что копия с отчета Мельникова в свое время препровождена была в Казанскую Духовную Академию, обращалась, как говорится в предисловии к изданному ею отчету, «в Казань с просьбою о высылке ей рукописи, но ее там не оказалось, она исчезла оттуда неизвестно куда». Следует заметить, что это сообщение из Казани было не совсем точно. В библиотеке Казанской Духовной Академии имеются рукописи с отрывками из отчета Мельникова, поступившие сюда из библиотеки Петербургского митрополита Григория. Рукописи значатся под 1677, 1712, 2007, 1879, и 2009. Наибольшую ценность представляют первые три рукописи, как заключающие в себе такие отделы отчета, которых совсем нет в Виленском списке. Так, рукопись 1677 заключает в себе отдел о сектантстве (Ереси в Нижегородской губернии), рукопись 1712 XII (Личный состав раскольнических обществ) и XIII (Лже-епископы) отделы отчета. В рукописи под 2007, кроме отрывков из отделов II (в печат. стр. 15–16, 21–24) и IV (в печат. стр. 69–76, 90–93, 96–101) есть приложение 23-е (Об иносказательном раскольничьем языке), которого также нет в Виленском списке. Рукописи под 2009 и 1879 содержат VIII и IX отделы отчета, последний, сравнительно со списком Виленской п. библиотеки, несколько сокращенный (в печат. стр. 227–327). Затем в Казани имеется еще одна рукопись с отрывками из отчета Мельникова – в библиотеке покойного проф. Н. И. Ивановск ого , теперь переданной в Академию. Эта рукопись содержит в себе в обрывочном виде V, VI, VIII, XII и XIII отделы отчета и в полном виде отдел о сектантстве (Ереси в Нижегородской губернии) – молоканстве, хлыстовщине и скопчестве. 184 Собран. постан. по ч. раск. по вед. Св. Синода, II, стр. 568, постан. апреля 30/мая 18, 1854. 186 Здесь не помещены постановления с 1735 по 1761 г., за 1763 г., с 1765 по 1767 г., с 1769 по 1777 г., с 1779 по 1784 г., с 1786 по 1787 г., с 1789 по 1795 г., за 1797, 1799 и 1813 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Албанское войско вместе с русскими в 1778 году участвовало при покорении городов Кафы, Судака и других горных мест в Керченском уезде. При его участии в 1783 году окончательно присоединен к России Крымский полуостров, названный в 1784 г. 2 февраля Таврической областью. После покорения Крыма греческий полк из Керчи и Еникале был переведен в Балаклаву, известную издревле в качестве скифского укрепленного места. Балаклава сделалась главным поселением прежде бывшего албанского войска. До самого конца века греки несли береговую кордонную службу от Севастополя до Феодосии. В 1797 году 4 апреля одному греческому батальону Высочайше разрешено было селиться от Георгиевского монастыря и Балаклавы до Феодосии. Так шло поселение греков в южных пределах России в XVIII в., 740 если не иметь в виду массового переселения кафийских греков в 1779 г., во главе с Игнатием митрополитом готфийским и кафийским, о чем речь впереди. При разграничении Азовской и Новороссийской губерний князю Потемкину пришлось столкнуться с запорожцами. Следствием столкновения было уничтожение новой Запорожской сечи. Одна часть её отошла к Новороссийской губернии, другая к Азовской. 741 С присоединением части Запорожской сечи Новороссийскую губернию составили 11 уездов – Кременчугский с г. Кременчугом, где было местопребывание губернатора, Крюковский, Полтавский, Елисаветградский, Новосенжаровский, Екатерининский, Славянский, Херсонский, Новопавловский, Саксагонский и Ингульский. 742 В состав Азовской губернии вошли города Азов, крепость св. Димитрия, Таганрог, Черкасск, Жилища Донских казаков, Новая Днепровская линия, отошедшие от Турции города Крымского полуострова – Керчь, Еникале, порт Кинбур с округом между Днепром и Бугом, Бахмутская провинция или уезд – Славяно-Сербия с городом Бахмутом. 743 В 1775 г. 20 октября к Азовской губернии присоединены были г. Тор и два местечка – Новая и Старая Водолага, а к Новороссийской из Миргородского уезда два местечка Поток и Омельник. 744 Вместе с завоеванием северных побережьев Черного моря и полуострова Крыма, вместе с заселением и гражданским устройством Новороссийского края Русское правительство выдвигало церковные интересы обширнейшей южной русской окраины, пока еще слабо закрепленной за Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Штаты 1764 г., равно как и позднейшие их повышения, не привели и к улучшению материального положения преподавателей, которое было особенно тяжелым в семинариях. П. Знаменский высказывает даже мнение, что переход на штатное содержание только ухудшил их положение. Платы натурой — дровами и продуктами питания — больше не было, а денежное жалованье, несмотря на его повышения, не поспевало за ростом цен, который поразил города во 2–й половине XVIII в. Учителя, бывшие по большей части людьми семейными и жившие на частных квартирах, получали от семинарий дополнительно в лучшем случае только дрова. Нужду испытывали и учителя из ученого монашества. Во Владимирской семинарии имел место такой случай: иеромонах Моисей вследствие бедственной жизни заболел «меланхолической болезнью» и доносил епархиальному архиерею, что из–за «замешательства мыслей» он не может более исполнять свои обязанности. Несмотря на повышения денежного оклада в 1784 и 1797 гг., материальное положение учителей оставалось настолько малопривлекательным, что недостаток в них все более возрастал. Вследствие реформы местного управления при Екатерине II многие семинаристы оказались на государственной службе, где жалованье было выше и где чиновники могли получать побочные доходы от послушного населения  . Эта тенденция усугублялась тем обстоятельством, что правительство поощряло поступление студентов семинарий и академий в светские учебные заведения. Так, при Екатерине II за счет студентов духовных академий неоднократно пополнялась Медико–хирургическая академия. В 1798 г. епископов лишили права (которым они обладали с 1779 г.) отпускать семинаристов на светскую службу по своему усмотрению — теперь этим ведал Святейший Синод; в результате такого рода переходы поначалу практически прекратились, исключения делались только для Медико–хирургической академии. В 1803 и 1804 гг. вышли адресованные епархиальным архиереям указы Святейшего Синода, согласно которым разрешалось отпускать лишь тех семинаристов, которые по причине слабого здоровья не годились в священники. Изданный одновременно именной указ запрещал светским учреждениям принимать на службу лиц духовного звания без отпускных свидетельств, выданных Святейшим Синодом. Целью этих указов было обособление духовенства в замкнутое сословие  . Вместе с тем правительство требовало от Святейшего Синода, чтобы выпускники академий направлялись на педагогическую работу в Министерство народного просвещения. Комитет 1808 г., о котором еще будет речь, докладывал императору Александру I: «Учительская семинария народных школ, все прежние врачебные училища наполнялись и доселе наполняются большею частью питомцами духовных семинарий; сверх сего, знатное их число при учреждении губерний и при других случаях поступило в разные части государственной службы»  . Как отметил П. Знаменский, развитие Церкви тормозилось тем, что именно лучшие силы молодого поколения систематически уходили на государственную службу  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Но их было очень мало с одной стороны, с другой и эти немногие не всегда могли являться правоспособными для участия в конференции. Отсюда весьма естественно было предложить на конференции 1745 года вопрос: кому нужно быть в заседаниях конференции. Мы уже знаем, что решение вопроса было в пользу присутствования на конференции способнейших руководителей классов (тоже мирян) и благочестивейших и рассудительнейших членов. 945 После 1746 года мы не знаем, были ли допускаемы простые члены общин к совещаниям на конференциях. В 1784 году акт Deed of Declaration точно определил состав конференции, исключив не только мирян (простых членов), но и около половины проповедников. Итак если миряне-методисты могли и не находить оснований в древнехристианской истории для своих притязаний, то они имели полнейшие основания в первоначальной истории методизма. Демократический дух жил в методизме и не позволял главному учреждению, стоявшему во главе общин, стать олигархическим проповедническим учреждением: многим членам хотелось, чтобы в конференции участвовали и представители мирского элемента, а потому они были недовольны Plan’oм of Pacification, который, дав некоторые права и преимущества кураторам, обошел вопрос об изменении состава конференции, в частности вопрос о представительстве на конференции простых членов методизма. Ревностным поборником прав простых методистов явился А. Килгам, который уже прославился в борьбе по вопросу о совершении таинств проповедниками, и в котором нужно видеть деятельного проповедника, но недовольного существующим порядком. 946 На этот раз конференция уже не могла ему простить его поведения. В 1796 году в её заседаниях было постановлено: «Так как А. Килгам поднял много недовольств против Джона Весли и проповедников… то по точном исследовании данного вопроса мы объявляем его недостойным быть членом общества методистов». Килгам был изгнан, но волнение не было ослаблено: миряне подали протест на следующую конференцию (1797 года). В ответ на их заявление конференция, чтобы показать законность своим действий, издала в свет сокращение протоколов разных конференций; здесь же были подтверждены акты Deed of Declaration и Plan of Pacification.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

234 Кагул – река, левый приток Дуная. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. 21 июля 1770 г. у с. Вулканешти произошло сражение I русской армии П. А. Румянцева с главными силами турецкой армии великого визиря Халиль-паши. Превосходящие силы турок были полностью разгромлены, потеряв около 20 тыс. человек и 130 орудий. Потери русских – 1,5 тыс. чел. 235 Кучук-Кайнарджи – деревня, в которой в июле 1774 г. был заключен мирный договор между Россией и Турцией. Договор установил границу России по Кубани, предусматривая отделение от Турции Крымского ханства, объявленного независимым. Россия получила часть черноморского побережья, а также Кабарду. Было установлено право свободного плавания русских кораблей по Черному морю и через проливы, признана автономия Молдавии и Валахии и их переход под покровительство России. 236 Безбородко Александр Алексеевич (1747–1799) – государственный деятель. Происходит из украинской казацкой старшины, С 1775 г. секретарь Екатерины II, с 1784 г. фактический руководитель коллегии Иностранных дел, при котором Турция признала присоединение Россией Крыма (1783 г.), был подписан с Турцией Ясский мирный договор (1791 г.) и др. С 1797 г. светлейший князь и канцлер. 237 Ларга – река, левый приток р. Прут. В июле 1770 г. на ее берегу произошло сражение между I русской армией генерал-аншефа П. А. Румянцева (38 тыс. чел., 115 орудий) и войсками крымского хана Каплан-гирея (15 тыс. турецкой пехоты, 65 тыс. татар). Авангард турок был разгромлен. Чесма – бухта в Хиосском проливе Эгейского моря. 26 июня 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в ней произошло сражение русского флота под командованием графа А. Г. Орлова , фактически – адмирала Г. А. Спиридова, и турецким флотом под командованием капудан-паши Хасан-бея. Турецкий флот был блокирован в бухте и практически полностью сгорел. Рымник – река в Румынии, приток р. Серет. 11 сентября 1789 г. турецкая армия – 100 тыс. чел. под командованием визиря Юсуф-паши была полностью разгромлена соединенными силами России (7 тыс. чел.) и Австрии (18 тыс. чел.) под командованием принца Кобургского и генерал-аншефа А. В. Суворова, потеряла всю артиллерию и обозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Учился Нарыков в Ярославской семинарии в конце 1740-х и начале 1750-х годов, а немецкий яз. изучал у лютеранского пастора, находившегося при жившем в это время в Ярославле (в ссылке) Курляндском герцоге Бироне. Сентября 10-го 1752 г. Дмитревский, вместе с другими принятыми в придворную труппу актерами, определен в Кадетский корпус для обучения языкам немецкому, французскому и итальянскому и для упражнения в театральных представлениях вместе с кадетами, для которых имелся уже тогда в корпусе домашний театр. Когда, в 1756 г. 30 августа, состоялся Высочайший указ об учреждении придворного постоянного театра и назначено было «на всю актерскую труппу» для жалованья по 5000 р. в год, то в штат этой труппы определен и Дмитревский, который, по смерти Волкова, заступил и первенство его в этой труппе. В 1763 г. Дмитревский отправлен был за границу, где (в Голландии, Франции и Германии) провел около двух лет, посещая тамошние театры. Дабы видеть, пишет Штелин 12 , разность в прежнем и настоящем его (Дмитревского по возвращении из заграницы) вкусе и искусстве представлена была при дворе трагедия Сипав и Трувор, в которой г. Дмитревский доказал, что путешествие его не бесполезно для него было, ибо он играл неподражаемо. В августе 1767 г. он вторично посылался в Париж, для приглашения оттуда в Россию французской труппы. Прибыв затем в Россию, он «привел в порядок всю театральную игру» и получил звание «публичного актера». В 1783 г. (16 авг.) назначен он «в надзиратели спектаклям к российскому театру», потом – «российских актеров инспектором», и 7 марта 1784 г. поручено ему обучать находившихся при театральной школе учеников и учениц «декламации и действованию»; наконец, 5 января 1787 г., одновременно с отставкой, Дмитревскому, «как единому из начальных основателей театра, служившему 35 лет с отменным достоинством и усердием», пожалован пенсион по 2000 р. в год, при казенной квартире. Но и после этого выступал он иногда на театральные подмостки. Так в присутствии Императора Павла, играл он в 1797 г. в трагедии «Дмитрий самозванец» и в драме «Алберт». В последний же раз выходил он на сцену в 1812 г. в драме «Всеобщее ополчение», в роли отставного унтер-офицера, приносящего в жертву отечеству единственное свое достояние, заслуженные им серебряные медали.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Никифора. Наставники знали разговорный греческий язык и вообще владели языком в совершенстве. Беляев и Сагацкий, по поручению ректора Епифания, разбирали и переводили беседы Златоуста и толкования пр. Никифора. Успехи студентов в греческом языке были так значительны, что многие из них и даже некоторые из учеников риторики свободно переводили греческих писателей и писали на греческом языке сочинения. Один из учеников риторики Петр Бельский в 1815 г. перевел с греческого языка на русский «полезныя мнения различных греческих писателей» и с приложением самого подлинника греческого текста напечатал их особой книжкой в Москве 1815 года. Начальство академии должно было заботиться, чтобы изучение греческого языка шло, сколько возможно, успешнее. Высочайшим указом 27-го августа 1784 г., данным святейшему Синоду, повелено было усилить в духовных семинариях преподавание греческого языка, во-первых, потому, что книги священные и учителей православной греко-российской церкви на нем писаны, во вторых потому, что знание сего языка многим другим наукам способствует. Знающим греческий язык повелено отдавать, при определении воспитанников на убылые места, предпочтение пред теми, кто ему не учился. После сего указа в послужные списки должностных духовных лиц вносимо было свидетельство о степени знания греческого языка. Гак в послужных списках учителей греческого языка Сагацкого и Беляева записано: «по-гречески переводить и говорить могут»; в послужном списке ректора Афанасия: «переводить и сочинять может». Указ 1.784 г. подтвержден в 1798 г.: святейший Синод предписал, чтобы все студенты обучались языкам еврейскому, особенно греческому, как нужным для разумения св. писания. Классы древних языков были обязательны для воспитанников до синтаксического класса. Множество учебных часов по 8, 9 и 10 в сутки поглощало у воспитанников время, мало оставляя места для повторения и домашних упражнений. Чтобы иметь более свободного времени, студенты иногда испрашивали у академического правления дозволение на квартире заниматься языками и некоторыми экстраординарными предметами с письменным обязательством сдавать экзамен по этим предметам на ряду с товарищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010