В 2005 году установлен православный Крест на колокольне (пока деревянный). По материалам официального сайта Тверской епархии Село Толмачи ныне Лихославльского района, от Твери 62 версты, от Бежецка 88 верст, от Лихославля 45 километров. Две церкви: каменная Богоявленская построена в 1830 году с тремя престолами: Богоявления Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, святителя Николая; вторая Казанская кладбищенская церковь деревянная построена в 1789 году. В приходе 24 деревни, 600 дворов, 2292 мужчины и 2405 женщин, все карелы. Построены 12 часовен: Павлово - Святой Троицы построена в 1861 году, Митецкое - Святой Троицы построена в 1846 году, Колмодворки - святого пророка Ильи построена в 1891 году, Васильково - священномученика Власия построена в 1857 году, Лисицыно - великомученика Георгия, Воробьево - великомученицы Параскевы построена в 1876 году, Березовка - Тихвинской Божьей Матери построена в 1861 году, в поле деревни Березовка - Смоленской Божьей Матери построена в 1899 году, Денежное - святых и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1894 году, Сосновка - Преображения Господня и святителя Николая построена в 1882 году, Горка - святителя Николая, в поле деревни Березовка на пустоши Варница - Скорбящей Божьей Матери построена в 1862 году. Первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена карелами после их переселения в середине XVII века. В середине XVIII века она сгорела. На ее месте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Ее освятили 7 декабря 1782 года строитель иеромонах Николаевский Теребенской пустыни Иероним и священник церкви села Толмачи Федор Михайлов. В 1789 году в селе Толмачи была освящена вторая деревянная Казанская церковь, которая в 1832 году перенесена на кладбище в связи с окончанием строительства каменного храма. Сооружение каменной Богоявленской церкви началось в 1820 году. В 1830 году освящены два придела: Рождества Богородицы и Николая святителя, сам храм освящен в1841 году. Настенная живопись выполнена вновь в 1878 году, сохранился до настоящего времени иконостас первоначального происхождения, он частично разрушен. Церковь расположена в центре села на возвышенности. Памятник служит довольно редким примером церкви, не претерпевшей со времени своего построения никаких переделок, перестроек снаружи. Церковь не действует, утрачены глава колокольни, значительная часть настенной живописи, не сохранена церковная утварь, нет перекрытии на втором и третьем ярусах колокольни. Общественностью села предпринимаются попытки реставрации церкви, начали проводить службу.

http://sobory.ru/article/?object=01039

Воспоминания. М., 2003. Хондзинский П., свящ. « Церковь » и «слово» в богословских воззрениях свт. Филарета Московского и св. Иоанна Кронштадтского //Материалы XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2009. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский и святитель Григорий Палама //Филаретовский альманах. Вып. 5. М., 2009. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет и митрополит Платон (к истории раннего Слова святителя Филарета в Великий Пяток 1806 года)//Филаретовский альманах. Вып. 3. М., 2007. Хоружий С. О старом и новом. СПб., 2000. Цветков Г., свящ. Сионский вестник. Периодическое издание. С.-Петербург. 1806, 1817, 1818 гг.//Духовный вестник. 1862. Т. II. Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича //ХЧ. 1876. 1– 2; 1876. 7–8; 1877. 3–4; 1877. 7–8. Чистович И.А. Прокопович и его время: Сборник статей, читанных в ОРЯС имп. АН. Т. 4. СПб., 1868. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык: В 2 ч. СПб., 1873. Шерард Ф. Греческий Восток и Латинский Запад. М., 2006. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. Шохин В.К. Святитель Филарет в истории русской философии//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). Gerike W. Theologie und Kirche im Zeitalter der Aufklarung. Berlin, 1989. Müller L. Die Kritik des protestantismus in der rusischen Theologie vom 16. – 18. Jh.//Akademie der Wissenschaften und der Literatur 1951. 1. Nichols R. L. Metropolitan Filaret and the Awakening of Russian Orthodoxy, 1782–1825. Diss. University of Washington, 1972. Pourrat P. Quiétisme//Dictionnaire de Theologie catholique. Vob. XIII. Paris, 1937. Schneider H. Johann Arndt und die makarianischen Homilien//Makarios-Simposium über das Böse. Hrsg. v. W. Strothmann. Wiesbaden, 1983. Stoeer F. Ernest Johann Arndt//Gestalten der Kirchengeschichte. Т. 7. Stutgart, 1982. 2 Если о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую Пустынь и в мир уже не вернулся. В этой Пустыни преподобный Макарий обрел духовного наставника старца Афанасия, ученика старца Паисия (Величковского), который приобщил преподобного Макария к работе над святоотеческими творениями. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий продолжил труд, начатый его учителем. Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Под влиянием преподобного Макария укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали Киреевские, А. К. Толстой и И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А. Н. Му­равьев. Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7/20 сентября 1860 года, через час после принятия Святых Христовых Таин, преподобный отец наш Макарий мирно отошел ко Господу. Преподобный Оптинский старец Моисей января 1782 – †16/29 июня 1862 Преподобный отец наш схиархимандрит Моисей, настоятель и старец Оптиной Пустыни, родился в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в семье благочестивого купца и стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст, он со своим младшим братом посещает ряд монастырей и известных старцев. В братьях загорелся огонь монашеского делания. В Саровской пустыни они застали великого старца преподобного Серафима. Среди иноков Рославльских лесов преподобный получил иноческий постриг с именем Моисей и был призван к новому подвигу… Призванный в Оптину Пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Пред­теченского скита, преподобный Моисей вскоре становится настоятелем самой обители. При преподобном Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник (другой) - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Моисей, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) МОИСЕЙ (Мэчиник), священник, сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря) МОКИЙ мч. Эмесский (пам. 29 янв.) - см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец, священномученики и мученик Эмесские МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_89.html

Церковь была деревянная, во имя Апостолов Петра и Павла с деревянной колокольней. В церкви упоминаются четыре иконы: Спаситель, Введение во храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов Петра и Павла, святого Пророка Илии. Колоколов в церкви было 4 и весили они вместе 800 кг, а самый большой 196 кг. Со времени открытия церкви неизвестно, сколько же здесь было причта, но на основании некоторых указов видно, что кроме священника были еще два причетника. В 1782 г. причт состоял из 5 членов. Уже в то время священники и дьячки были с домашним образованием, обучались на дому по часослову, псалтырю, пению по «ноте», но церковные документы поручались писарям, более искусным в этом деле. 23 марта 1808 г. Петропавловская церковь сгорела. Село было упразднено, церковное имущество было переведено в церковь села Колесниково. Вятской духовной консисторией 11 ноября 1809 г. выдана храмозданная грамота 5780 на строительство нового каменного храма. Двухэтажный храм построен 1815 г. В нижнем этаже теплая церковь освящена 31 января 1816 г. в честь равноапостольных Святых Петра и Павла. С 1816 г. верхняя холодная церковь осталась недостроенной. В 1857 г. принято решение переделать двухэтажную церковь в одноэтажную теплую церковь. В 1860 г. начаты работы по переделке. Кладка церкви завершена в 1862 г. В новой теплой церкви 1863-186.. гг. устроены два придела: правый придел освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый в честь священномучеников Власия и Модеста. В 1870 г. достроен холодный храм и освящен 23 июня 1871 г. в честь Апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь закрыта на основании постановления Президиума Сарапульского окружного исполкома от 17 марта 1930 г. Здание было передано под культурное учреждение. В 1930–1940-х гг. церковь была полностью разрушена, сохранился только фундамент храма. В настоящее время в селе имеется молельный дом. С сайта Каракулинского благочиния . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=45446

47 Малый Катехизис был перепечатан несколько раз: в Почаеве в 1782, 1783 и 1785 гг., в Супрасле в 1788 г. и в Пруссии, не известно когда (Родос. Опис. старопеч. кн., стр. 235). 52 Москвитянин 1845 г., 12, стр. 158; сн. Матер. для ист. раск., изд. Брат. св. Петра митр. 1, 155. 54 Дементьев. Критич. разб. так называем. Кн. о вере. стр. 17–13; Матер. для ист. раск. VI, 143. 56 Лучшие издания Стоглава – это Казанское (1862 г.) и Брат. св. Петра митр. (1891 г.); последнее напеч. по списку 16 в.; но старообрядцы в беседах с православ. ссылаются на Кажанчиковское издание (1863 г.). 58 Миниатюрами называются мелкие изображения, иногда раскрашенные, находящиеся в рукописных книгах, а политипажами – изображения, воспроизведенные печатным способом и бывающие только в печатных книгах. 59 Книга Хрисовул, т. е. грамота с золотою печатью, была издана Константин. собором 1593 г., подписана всеми восточными патриархами и прислана в Москву царю Феодору Иоанновичу и патр. Иову. Подлинник её хранится в Московск. Синод. библиотеке под 198, а точный снимок символа, находящегося здесь, приложен к Деянию собора 1654 г., изданному Братством св. Петра митр. (л. 6 об.). 61 Подлинник этого Номоканона хранится в библиотеке Московск. Синод. типографии под 454, а снимок с листа, на котором сделаны поправки, приложен к сочинению иером. Филарета «Чин литургии св. И. Златоустого по изложению староп. служебников». Москва, 1876. 63 В церкви собеседования могут быть открываемы в том лишь случае, когда есть полная надежда, что собравшиеся на беседу старообрядцы не причинят оскорбления святыне храма (Утвер. Св. Син., по опред. от 25 мая 1888 г. за 1116, прав. об устр. мис., прав. 14). 64 Некоторые миссионеры заранее объявляют темы для бесед; но раскольнические совопросники большею частью уклоняются от них. Настаивать на этих темах, конечно, следует, но если и совопросники и присутствующие старообрядцы будут настаивать на своем предмете беседы, который их более интересует, то следует удовлетворить их желание – иначе можно только повредить делу миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Память 4 сентября. – 158. Моисей – преподобный, авва, Синайский подвижник. IV в. Происходил из Фарана. Подвизался в Раифе, в одной пещере. С юности посвятил себя Богу, провел в иночестве 73 года, все это время не вкушая хлеба и питаясь небольшим количеством фиников и воды. Прославился подвигами бодрствования, безмолвия и поста. Святостью своей жизни и проповедью обратил в христианство весь окрестный народ. Имел дар чудотворения, исцелил начальника измаильтян Оведиана от нечистого духа. Известен его ученик по имени Моисей. – 62, 317. Моисей Мурин – преподобный, † около 400 г. Память 28 августа. – 77. Моисей – Оптинский старец, схиархимандрит, строитель Оптиной Пустыни. 15 января 1782 † 15 июня 1862. В мире Тимофей Иванович Путилов. Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии, в благочестивой купеческой семье; отец его был родом из Серпухова. Двое братьев Тимофея, Александр и Иона, впоследствии также были в монашестве: один – игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний, а другой – игумен Саровской обители Исайя. В юности Тимофей служил у откупщика в Москве. Вместе с братом Ионой они были у затворницы Ивановского монастыря Досифеи и у Новоспасских старцев Александра и Филарета. 13 мая 1805 г. оба брата против воли родителя поступили в Саровскую пустынь. Тимофей нес послушание на хлебне и ходил за больным старцем Исаиею. В 1808 г., по совету о. Серафима, казначея Брянского Свенского монастыря, поступил в этот монастырь, 3 августа 1809 г. определен в число послушников. В 1811 г., по совету иеромонаха Московского Симонова монастыря Алексия (Адриана), ушел к Рославльским пустынножителям. Там он прожил 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия и был им келейно пострижен в монашество, причем восприемным отцом его от Евангелия был старец Досифей. Во время нашествия французов в 1812 г. недолго жил в Свенском монастыре, а затем еще 8 лет в Рославльских лесах. В 1816 г. вместе с братом Александром был на богомолье в Киеве, а в 1819 и в 1820 гг. в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Он был сыном крестьянина (мирское имя — Василий), выучился ремеслу жестянщика. В 20 лет он пришел в Троице-Сергиеву лавру и поступил в нее послушником. Его духовным наставником был старец Григорий. Еще послушником Василий принимал участие в учреждении одной сестринской общины, в которой впоследствии старчествовал. Когда старец Григорий скончался (1862), Василий перешел к другому старцу, по имени Даниил, который преставился в 1865 г. и перед кончиной сказал Василию, что и он впоследствии станет старцем. В 1865 г. Василий принял монашеский постриг с именем Варнава. В 1872 г. он стал иеромонахом. Уже тогда, несмотря на его молодость, к нему стали приходить посетители. Он поселился в Гефсиманском скиту, и с 1873 г. до самой своей кончины 17 февраля 1906 г. старец Варнава привлекал к себе множество верующих людей. Характер его обхождения с благочестивыми людьми напоминал манеру старцев Леонида и Амвросия Оптинских: он любил придавать своим поучениям и советам форму пословиц или шуток. Основанная им сестринская община в деревне Выксе (под Ардатовом Нижегородской епархии) в 1878 г. была преобразована в женский монастырь, и старец Варнава все время оставался духовным отцом сестер обители . В 1-й половине XIX в. в Москве большим почитанием пользовался старец Филарет (1752–1842) из Новоспасского монастыря. Он пришел из рославльских лесов, где 11 лет (1799–1810) провел в совершенном уединении. Это благодаря ему известный русский мыслитель И. В. Киреевский отказался от своих деистских убеждений и вернулся в Церковь; жена Киреевского была духовной дочерью старца Филарета, и именно она посоветовала мужу обратиться к старцу. Позднее, уже после кончины старца Филарета, но по его совету, Киреевский познакомился с оптинским старцем Макарием, которому стал помогать в издании аскетических творений . Старец Филарет был также духовником митрополита Филарета Дроздова. В XIX в. особенную славу приобретает Валаамский монастырь. Когда старец Назарий в 1782 г. получил от митрополита Гавриила поручение восстановить эту обитель, она пребывала во внешнем запустении и внутреннем духовном упадке.

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

Вениамин (Багрянский Василий; сер. XVIII в.–1814), епископ. С 1782 г. ректор Александро-Невской духовной семинарии, настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря в сане архимандрита. С конца 1783 г. настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря. Ректор духовной семинарии. В 1789 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825–1892), архиепископ. Выпускник и профессор КазДА. В 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. Одновременно назначен начальником Забайкальской духовной миссии с пребыванием в Посольском Преображенском монастыре. С 1868 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский с поручением наблюдать за Японской миссией. За 19 лет его управления открыто 19 миссионерских станов, обращено в христианство около 40 тысяч коренных жителей. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1976), архиепископ. В 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Находился на оккупированной территории, вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Московской Патриархией. С сентября 1943 г. служил в Почаевской лавре, где пострижен в монашество и служил в последующие годы. В 1944 г. арестован и отправлен на 12 лет в Колымские лагеря. С 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский, в. у. Хабаровской и Владивостокской епархиями. С 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Вениамин (Таушанович; 1884–1952), епископ Сербской Православной Церкви. Закончил духовную семинарию в Кишиневе, православный богословский факультет в Афинах, где получил докторскую степень. В 1925 г. хиротонисан во епископа Бихачского. С 1934 г. епископ Браничевский. Основал газету «Святосавский путь». Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1869–1957), архиепископ. В 1942 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. в. у. Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий епархией Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

789 . Речи ректора Академии архимандрита Лаврентия, профессоров Соколова и И.Н. Корсунского и студента Н.Ф. Добротина при погребении почетного члена Академии графа М.В. Толстого //Богослов, вестник. – 1896. – Март. – С. 474–483. 790 . Русская благотворительность: Филарет, митрополит Московский и Ф.П. Гааз. – М.: Тип. Снегиревой, 1893. – 39 с. – Отт. из: Детская помощь. – 1893. 791 . Саввин Сторожевский Звенигородский монастырь. – М.: Унив. тип., 1898. – 16 с, 1 л. ил. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1898. 792 . Систематический каталог книг библиотеки Московской Духовной Академии: Т. 1–5.-М., 1881–1910. 793 . Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. – Харьков: Тип. Губ. правл., 1890. – 431 с. 794 . Теория аккомодации в отношении к вопросу о Новозаветном толковании Ветхого Завета//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. 795 . Труды Московской Духовной Академии по переводу Священного Писания и Творений св. Отцев за 75 лет (1814–1889) ее существования//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер.– 1889. – Ч. 44. 796 . Учение Аристотеля и его школы (перипатетической) о Боге. – Харьков: Тип. Губ. правл., 1891. – 193 с. – Отт. из: Вера и разум. – 1890–1891. 797 . Учение врача Иппократа и его школы о Боге. – Харьков: Тип. Губ. правл., – 33 с. – Отт. из: Вера и разум. – 1894. Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) Евграф Иванович Ловягин родился 10 декабря 1822 года в семье ректора Тверского Духовного училища, впоследствии протоиерея Тверского кафедрального собора. Первоначальное образование получил в Тверском Духовном училище и Тверской Духовной семинарии. В 1847 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и был назначен бакалавром на кафедру греческого языка. В 1849 году за сочинение «О заслугах св. Афанасия Великого для Церкви в борьбе с арианством» Евграф Иванович получил степень магистра богословия. В 1852 году он был переведен в класс математики и удостоен звания экстраординарного профессора. В том же году он был определен на должность секретаря академической Конференции и внешнего академического Правления, а в 1863 году перемещен на должность секретаря Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры, на которой пробыл тридцать лет.Евграф Иванович исполнял и другие обязанности. С 1855 по 1862 год он состоял делопроизводителем Комитета, учрежденного при Академии «для издания духовно- нравственных книг, назначаемых для чтения простому народу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010