Но это был фанатизм добра, фанатизм сострадания к страждущим, фанатизм благотворения, – этого благодатного чувства, облагораживающего природу человека...». 15 Вместе с тем И. В. Капнист предложил увековечить память Ф. П. Гааза составлением капитала, проценты с которого раздавать ежегодно в день кончины Гааза, 16-го августа, бедным семействами арестантов, потому что «мысль подобного рода благотворения принадлежала исключительно ему и выполнение ее было, так сказать, любимым его делом». Для составления этого капитала, на которое все члены отозвались с полнейшей готовностью и искреннейшим сочувствием предложению, тотчас же внесено членами по подписке 1,050 р.; отделено из благотворительной суммы Тюремного Общества 1,000 р. и розданы членам книжки для собирания подписки. О решении Комитета был уведомлен и президент Общества Попечительного о тюрьмах граф А. Ф. Орлов († 1862), который также с полным сочувствием к «христианской деятельности покойного Гааза» изъявил согласие на выделение означенной суммы из благотворительного капитала Комитета. 16 Таков был Ф. П. Гааз. Позже его родился (именно в 1782 году) и скончался (в 1867 году) святитель Филарет, митрополит Московский, который однако гораздо ранее его примкнул к Обществу попечительному о тюрьмах, именно с самого основания его в 1819 году он вошел в состав Петербургского Комитета в качестве одного из его вице-президентов, 17 также как и в Московском Комитете, с самого основания в Москве такого же Общества (в 1828 году), он состоял вице-президентом его. И между тем как Ф. П. Гааз был, можно сказать, духовным питомцем римско-католической церкви и западного филантропа Джона Говарда с его последователями, митрополит Филарет учился человеколюбию (φιλανϑρωπα) и благотворительности на лоне русского православия, сперва среди любящей и взаимно любимой им семьи родительской в небольшом по числу жителей, но издавна славившемся их благочестием, уездном городе Московской губернии Коломне 18 (до 1800 года), а затем (в 1800–1808 годах) среди любящей и также любимой семьи семинарской в Троице-Сергиевой Лавре, где истинным отцом или патриархом этой семьи был митрополит Платон († 1812) 19 , известный столько же своим высоким светлым умом, сколько и добрым сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Первым был издан учебник догматики ректора Киевской духовной академии (КДА) архимандрита Антония (Амфитеатрова) 3 , впоследствии архиепископа Казанского, подготовленный на основе лекций, читавшихся им с 1841 по 1847 год. Данный труд был написан под руководством митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) (1779–1857), который в свою очередь обращался за советом к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) (1782–1867). По указанию святителя Филарета (Амфитеатрова) полный курс, рассчитанный на два учебных года и завершенный уже к 1843 году, в 1844–1845 учебных годах сравнивался с курсом протоиерея Петра Матвеевича Терновского (1798–1874), читавшимся в другом отделении семинарии, а в 1846–1847 учебных годах проходил апробацию различными преподавателями уже в обоих отделениях. После получения положительных отзывов « Догматическое богословие …» рассматривалось на 11 заседаниях Конференций Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий. Получив полное одобрение, труд вышел из печати в 1848 году и до 1862 года выдержал 8 изданий, а его автор был удостоен степени доктора богословия. На протяжении 20 лет — с 1848 по 1867 год — «Догматическое богословие…» было главным учебным пособием в духовных учебных заведениях. Это пособие использовалось также для подготовки к экзаменам в академиях и различных светских учреждениях. Оно было переведено на французский и греческий языки и распространялось в Болгарии, Сербии и Молдавии. В 1849 году началась публикация «Православно-догматического богословия», составленного митрополитом Макарием (Булгаковым) 4 . Публикация была предварена изданием в 1847 году «Введения в православное богословие», представляющего собой переработку конспектов догматики для Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), составленных на основании руководства святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). За этот труд автор удостоился степени доктора богословия. «Православно-догматическое богословие» вышло в 1849–1853 годах в пяти томах и к 1895 году выдержало пять изданий 5 . За эту догматическую систему автор был удостоен полной демидовской премии и благодарности государя императора. В 1867 году издается сокращенный вариант догматики под названием «Руководство к изучению Православного догматического богословия», ставший учебником для духовных семинарий.

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

Федор Иванович (русский царь) 53 Федоров И. 68 Фейербах Л. 147, 152, 162, 163 Феодорит Киррский 37, 6 " 1- — 63 Феофан Грек 175 Филарет (Гумилевский) 57 Филипп (московский митрополит) 131 Филипп Пустырник 88 Филон 65, 112 Филофей (старец) 78 Фичино М. 21 — 23, 74, 149, — 174 Флетчер Д. 121, 126 Фома Аквинский 20, 25, 93, 150 Фонкич Б. Л. 29, 49, 57, — 175 Хейни Д. 22, 57, 58, 114, — 152 Хлудов А. И. 46 Хрисипп — 105 Цицерон 59 Чаадаев П. Я. — 171 Шаховской С. 99 Шашков А. Т. 48, 57 Швейцер А. 108 Шмидт Г. 170 Шмидт С. О. 57 Штефлер И. 75 Шуйский П. 32, 43 Шультце Б. 57, 58, — 72   Эмпедокл 150, 163 Энгельс Ф. 65, 128 Эней Сильвий 65 Эпикур 66, 105 Эразм Роттердамский 23, 83, 84, 139, 170, 174 Эриугена 83, — 114 Юлий II (римский  папа) 71 Юстиниан (византийский император) 129 — — 131 Ямвлих 21 Ярослав Мудрый 60, — 98     ЛИТЕРАТУРА 1.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2–е. 2.  Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5–е. 3. Максима Грека сочинения (Иоасафовское собрание). Рукопись сер. XVI в. Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ), ф. 173, МДА Фунд. 42. 4. Максима Грека сочинения (Хлудовское собрание). Рукопись 1563 г. Государственного Исторического музея (ГИМ), Хлуд. 73. 5. Максима Грека сочинения (Румянцевское собрание). Рукопись сер. XVI в. ГБЛ, ф. 256, Румянц. 264. 6. Максима Грека сочинения. Рукопись сер. XVI в. ГБЛ, ф. 113, Волоколам. 488. 7. Максима Грека сочинения (Соловецкое собрание). Рукопись кон. XVI в. Государственной Публичной библиотеки  им.  М. Е. Салтыкова–Щедрина (ГПБ), Солов. 494/513. 8. Максима Грека сочинения. Рукопись 1660 г. ГПБ, Солов. 495/514. 9. Максима Грека сочинения (Троицкое собрание). Рукопись XVII в. ГБЛ, ф. 304, Троиц. 200. 10. Максима Грека сочинения (Поморское собрание). Рукопись перв. четв. XIX в. ГИМ, Хлуд. 74. 11. Максима Грека сочинения (Большаковское собрание). Рукопись 1862 г. ГИМ, Хлуд. 75. 12. Толковая Псалтырь (перевод Максима Грека). Рукопись кон. XVI в. ГИМ, Синод. 71/156. 13.  Максим Грек. Беседование о пользе грамматики. М., 1782.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

431 Guilemur Wiedenfeld, «De exorcism, origine»... Vid. Voldcbinq. Thesaurus comment, select. Tom. II. pars I. Ed. Lips, 1838, pag. 137. 433 Wiedenfetd. Ibid., pag. 137 «Diabolo adjuratione mandare, ul ex homine ad se obsesso egredialur. 434 Joc. Флавий «Antiquit». Lib. VIII, cap, II, § 5. «Ор. omn». Edit. Oberthur. Tom. 1. Lips. 1782, pag. 859. В грекоримском мире с целью отогнания злых духов употреблялись различные амулеты или талисманы, заменявшие собою заклинания. У Персов, по учению Зароастра, самое лучшее средство изгнания злых духов – многократное чтение известных молитв («Истор. Религий». Том. III, стр. 159). В настоящее время заклинания, в различных видах и получившие свое начало из глубокой древности, встречаются у китайцев, японцев, монголов и др. народов. «Истор. Религий». Том. 1, стр. 327–228; том. II, стр. 307, 356 и др. 435 Wiedenfeld. «De exoreismi origine». Vid. Voldcbing «Thesaurus. Commebtat., select». Tom II, pars. I. Lips 1838, pag. 139–141. 436 Киприан. «Epist. LXII ad Magn». cap. VI. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. III, col. 1150–1151. «Твор. Киприана», в рус. пер., том 1, Киев 1862, стр. 322–323. 437 Иустин Философ. «Dialog, cum Triphon.». Cap XXX; Curs Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. VI, col. 540; в русск. пер. «Памяти др. хр. письм.» Том. III, стр. 190. 438 Феофил Антиох. «Ad. Autolic.». Lib. II, cap. VIII. « Ε κα ο δαιμονντες νοτε κα μχρι το δερο ξορκξονται κατ το νματος το ντοε Θεο, κα μολογε ατ τ πλνα πνεματα, ε ναι διμονες» Curs Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. VI, col. 1061–1064: ср. в рус. пер. «Памятники древ. Христиан. Письмен.» Том 1, стр. 33. 439 Тациан. «Огат. adv Ellin»., сар. XVI. Curs. Compl. Ратго1. Ser. Graec. Tom. VI, col. 841. «Памятн, др. христиан. письмен» Т. 1, стр. 156, 440 Минуций Феликс «Ocmav». сар. XXVII. Curs. Compl. Pamrol. Ser. Lat. Tom. III. col. 323–326. Ср. «Памят. др. христиан. письменности Т. 1, стр. 91–93. 442 Минуций Феликс «Ocmav», Сар. XXIII. Adjurati enum (demones) per Deum verum et solum, invite miseris corporibus inhorescunt: et vel exsiliunt statim vel evanescent gratim, prout fides proxientis adjuvat, aut gratia curantis aspirat Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. III, col. 326; ср. «Памят. др. христиан. письмменности» 1, стр. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

См. таблицу 1; также: Smolitsch I. Katharinas II. religiöse Anschauungen und die Russische Kirche, в: JGO. 1938. 3. S. 568–579. Екатерина (София Августа Фридерика фон Ангальт-Цербст) прибыла в Петербург 3 февраля 1744 г.; см. прим. 287. Платонов. Лекции. С. 615, 712. Литература о Екатерине II очень обширна; о трудностях в первые годы ее правления: Корсаков Д. А. Сторонники воцарения Екатерины II, в: Ист. в. 1884. 2; Кизеветтер А. А. Первое пятилетие правления Екатерины II, в: Сборн. в честь П. Н. Милюкова. Париж, 1930; Ключевский В. О. Импер. Екатерина II, в: Русс. м. 1896. 11 (также в: Очерки и речи. М., 1913 и СПб., 1918); Лаппо-Данилевский А. С. Очерк внутр. политики Екатерины II. СПб., 1898; Hoetzsch O. Katharina die Zweite von Rußland: Eine deutsche Fürstin auf dem russischen Zarenthron des 18. Jh. Leipzig, 1940; 2-е изд.: 1942. В. А. Бильбасов хотел написать подробную историю Екатерины, но, к сожалению, появились в печати только: История Екатерины II. Т. 1 (1728–1762). СПб., 1890; Т. 2 (1762–1764). Лондон, 1895; Т. 12. Берлин, 1896; немецкий перевод: Berlin, 1897. Важные письма Екатерины II, в которых говорится также о церковных вопросах, в: Сборник. Т. 1, 6, 9, 10, 22 (к Гримму), 27, 32 (к Гримму), 42, 43 (к Гримму). Специально о вопросах народного образования при Екатерине см.: Рождественский С. В. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII веке. СПб., 1912. Т. 1. Важны также: Храповицкий А. В. Дневник: 1782–1793. СПб., 1874, 1901. 2-е изд. (Храповицкий был секретарем Екатерины II); Грибовский А. М. Записки о Екатерине Великой. М., 1862. Платонов. Лекции. С. 601; ср. с. 612. О Симоне Тодорском: Макарий (Булгаков). История Киевской Академии. СПб., 1843. С. 153, 171–175; Сборник. 138. С. 44; РБС (Сабанев-Смысловский). С. 498; Харлампович. Малороссийское влияние. 1. С. 488, 531; Èievskij D. Ein unbekannter Hallenser slavischer Druck, in: ZSP. 1938. 15; ders. Die «russischen» Drucke der Hallenser Pietisten, in: Kyrios. 1938. 3; Winter E. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Rußlandkunde im 18. Jh. Berlin, 1953; ders. «Einige Nachricht von Herrn Simeon Todorski»: Ein Denkmal d. deutsch-slawischen Freundschaft im 18. Jh., in: Zeitschrift für Slavistik. 1956. 1. Тодорский по окончании Киевской Духовной Академии около 10 лет провел в Германии, где учился в Галле.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

школ и б-к, освобождали дома духовенства от уплаты налогов и т. д. На протяжении XVIII - нач. XX в. число мусульм. культовых зданий в Оренбургской губ. постепенно росло: в 1800 г. насчитывалось 1147 мечетей, в 1858 г.- 1699. Этот рост продолжился и после выделения самостоятельной Уфимской губ. В 1885 г. в Оренбургской губ. было 486 мечетей, в 1912 г.- 599. Крупные мусульм. общины сложились в Сеитовском посаде (ныне с. Татарская Каргала Сакмарского р-на) - 10 мечетей, в Оренбурге - 8 мечетей, в с. Новомусине (ныне Шарлыкского р-на) - 6 мечетей, в Орске - 5 мечетей; в Асекеево и Сарманае (ныне Шарлыкского р-на) действовали по 4 мечети; в с. Дюсметьеве (ныне Пономарёвского р-на), г. Илецке (ныне Соль-Илецк), пос. Никольском (ныне Кувандыкского городского окр.), селах Новосултангулово, Старокульшарипово, Старомукменево (ныне Асекеевского р-на), Тукай (ныне Александровского р-на) и Утеево (ныне Красногвардейского р-на) - по 3 мечети. Со 2-й пол. XVIII в. крупнейший на Юж. Урале комплекс мусульм. образовательных учреждений среднеазиат. типа складывался в Сеитовой слободе (Сеитовский посад). Ежегодно сюда прибывали десятки новых учеников из Ср. Поволжья, где они в основном не имели возможности получить традиц. образование из-за действовавших ограничений со стороны властей. Стандарты образования в местных медресе были столь высоки, что в кон. XVIII в. даже имамы и мударрисы из Волжско-Уральского региона нередко отказывались от религ. дел и отправлялись на обучение в Сеитовский посад. В 1810 г. здесь обучались 359 шакирдов, в 1869 г.- 496, к кон. XIX в.- ок. 700. Мн. выпускники продолжали обучение в Бухаре, Самарканде, Балхе, Герате, Кабуле и др. признанных центрах ислам. культуры. В Сеитовском посаде получили образование мн. выдающиеся деятели мусульм. культуры: крупнейший поэт, автор многочисленных трактатов по философии, богословию, праву, филологии Габдрахим Утыз Имяни (1754-1834), поэт и дипломат Абульманих Каргалый (1782 - не ранее 1833), автор популярных религиозно-дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794-1867), 3 первых главы российских мусульман муфтии Мухамеджан Хусаинов (1756-1834), Габдессалям Габдрахимов (1765-1840) и Габделвахид Сулейманов (1786-1862).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

В 18 в. было предпринято несколько изданий литургических рукописей, отчасти следовавших за изданием Гоара: Евсевий Ренодо (ум. 1720) выпустил Liturgiarum orientalium collectio в 2–х томах (Parisiis, 1715–1716; 2–е изд., испр.: Франкфурт–на–Майне, 1847; репринт: Лондон, 1970), куда были включены, в частности, литургические последования несториан, сирояковитов и коптов. Этой проблемой были заняты также Иосиф Симеон Ассемани и его племянник Иосиф Алоизий (или Джузеппе Луиджи) Ассемани (ок. 1710–1782), автор фундаментального труда Codex liturgicus Ecclesiae Universae в 13–ти т. 977 В Лондоне публикуется собрание основных литургий христианской Церкви, подготовленное Томасом Бреттом 978 . Издаются также отдельные древние литургии 979 . Армянский издательский центр, сложившийся в Венеции, публикует издания армянской литургии 980 . В 19 в. Германн Адальберт Даниель (1812–1871) издает Codex liturgicus ecclesiae universae in epitomen redactus 981 ; С. Зервос предпринял издание Великого евхология (Εχολγιον τ μγα, Венеция, 1862); католическое издание Великого евхология осуществлено в Риме в 1873 г.; греческие литургические тексты по рукописям издает Ч.А. Свэнсон 982 ; греческий Иератикон по чину Великой церкви издан в Константинополе в 1895 г. В 1865 г. на немецком языке выходит издание И.Л. Кёнига «Литургии древней Церкви». В 1897 г. Вильгельм фон Крист (1831–1906) и Матфеос Параникас (1832–1885) осуществили издание Anthologia Graeca carminum Christianorum 983 , которое содержит не только литургические тексты, но и гимны Григория Назианзина , Климента Александрйского, оды Синезия и т.д. В 1903–1913 гг. в Париже известные литургисты бенедиктинцы аббат Фернан Каброль (1855–1937) и Анри Леклерк (1869–1945) публикуют 4–томное собрание Monumenta Ecclesiae liturgica. Их же трудами с 1907 г. начинает выходить 15–томный Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie (издание было закончено в 1953 г. и подверглось критике за определенную неаккуратность). Можно отметить также издания отдельных литургических памятников на основе средневековых рукописей, время от времени предпринимаемые специалистами 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1745 См. ст. 13 синодального устава. Ср. ρτησις κεφ. σ′ κα κγ′ Τμου Ζετημτων τινν ναγκαων, изданного восточными патриархами в 1663 г. М. Г εδεν, Διατξεις, I, 347 и 366, а также § 15 IV части консист. системы в Карловацкой митрополии касательно обвинения епископа или консистории (in corpore). 1747 См. канонизм 1862 г. об устройстве Константинопольского патриаршего синода (в частности ст. 3, В.). 1748 См. прим. 1 и 3 § 119. – Ср. о предмете этого §. W. Molitor, Ueber canonisches Gerichtsverfahren gegen Cleriker. Mainz, 1856. Jos. Fessler, Der canonieche Process nach seinen positiven Grundlagen und seiner ältesten historischen Entwickelung in der vorjnatinianische Periode. Wien, 1860. N. München, Das canonische Gerichtsferfahren und Strafvechren. 2 Bde. Köln und Neusz, 1865. H. Kellner, Das Busz-und Strafverfahren gegen Kleriker in den sechs ersten christlichen Jahrhunderten. Trier, 1863. 1752 См. Gerichtsverfahren in den drei ersten Perioden у Puchta, Cursus der Institutionen. II, 78 fg. 1753 См. прим. выше и Gerichtsverfahren in der vierten Periode. Ib. II, 266 fg., а также Zacharia, Geschichte des griech.-röm. Rechts (II Aufl. Berlin, 1877). S. 368. 1754 См. книги, упомянутые в 1 прим, этого §, а также Zacharia, Op. cit. S. 365 и § 96, где описано судопроизводство по одному бракоразводному делу на епископском суде острова Кипра около 1300 г. (S. 373–378). Ср. и Dissertatio de forma judiciorum ecclesiasticorum у Du Pin, De antiqua ecclesiae disciplina, pag. 95 sq. 1773 Вообще об обязанностях этих поваренных см. мои Дocmojahcmba. стр. 134–135. Иером. Павел, О должностях, стр. 82 и сл. Zhushman, Die Synoden. S. 129 fg. 1778 См. относительно Карловацкой митрополии II отдел консистор. системы 1782 г. (где находится самое судопроизводство, которое, по смыслу ст. XXXIX учреждения о епархиях 1871 г., действует и теперь), относительно Сербии – чл. 185–223 закона о церковных властях 1890 года; Греции – ст. 9 закона о епископиях 1852 г.; России – IIU раздел консисторского устава 1883 г.; Болгарского экзархата – чл. 160–172 (100–106) экзархийского устава. Ср. архим. Е. Иоаннович, О судех церковных. Карлштадт, 1844, а также «Ueber das kirchengerichtliche Verfahren» в Schaguna, Compendium des kanon. Rechts. § 443 fg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

3 Легкая победа англичан над китайцами... - Имеется в виду так называемая первая " опиумная " война (1840-1842), завершившаяся унизительным для Китая Нанкинским договором, который положил начало открытой империалистической экспансии в Китай. 4 ...вспомните о французской революции... - В духе европейского либерализма Одоевский враждебно относился к якобинской диктатуре во время Великой французской революции 1789-1794 гг. (ср. примеч. 6 на с. 307-308 и примеч. 41 на с. 309). 5 ...и слово язычника: " Мы ничего не знаем! " ... - Подразумеваются слова Сократа: " Я знаю только то, что ничего не знаю " . Интересное истолкование этих слов, в духе стихотворения Тютчева " Silentium " , см. на с. 135. 6 ...теория славянофилизма, появившегося во 2-й половине текущего столетия... - Одоевский здесь неточен: теория славянофильства появилась в 40-е годы. 7 Шлецерова история для детей.... - Имеется в виду книга: Schlozer Vorbereitung zur Weltgeschichte fur Kinder, 1779 (2-я часть книги вышла в 1806 г.). - Книга Шлецера неоднократно переводилась в России. Первый перевод, сделанный Э. Энгельсоном, вышел под названием: Корень всемирной истории для детей Соч Г. Шлецера. СПб., 1789. 8 Когда же черт возьмет тебя? - Слова из " Евгения Онегина " (гл. 1, строфа I). 9 фан-Бурен, или ван Бюрен, Мартин (1782-1862) - президент США с 1837 по 1841 г. Его программа, особенно в вопросе о рабстве, носила подчеркнуто консервативный характер. 10 ...лицемерие есть невольная дань уважения добродетели... - из книги французского писателя Франсуа Ларошфуко (1613-1680) " Максимы и моральные размышления " (1665). 11 Талейран Шарль Морис (1754-1838) - французский политический деятель; прославился беспринципностью, возведенной им в своего рода принцип. 12 Кетле Адольф (1796-1874) - бельгийский статистик, астроном и физик, сыграл большую роль в организации статистического учета. По его инициативе созывались международные статистические конгрессы. 13 Уатс - имеется в виду Уатт Джемс (1736-1819), который с 1763 г., работая механиком университета в г. Глазго, занялся усовершенствованием парового двигателя Т. Ньюкомена, а в 1784 г. изобрел универсальную паровую машину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010