Сочинения Сковороды хронологически следуют одно за другим с большой равномерностью. Весь свой страннический период он пишет преимущественно, хотя и не исключительно, летом (так, «Жену Лотову», одно из главнейших своих сочинений, он написал во время «непрестанных осенних дождей» 2 и в общем одно сочинение приходится приблизительно на два года. Дошедшие до нас сочинения Сковороды 3 хронологически датируются с довольно большой и бесспорной точностью. Они идут в таком порядке. В 1766 году написаны две вступительные проповеди в курсе лекции «О христианском добронравии» и «Начальная дверь ко христианскому добронравию». В сущности оба произведения суть части одного и того же. В конце 60х годов написаны «Наркис» и «Асханъ», оба посвященные одному и тому же вопросу: самопознанию. К1772 г. относятся «Разглагол о древнем мире». и Беседа двоих». Приблизительно к 1774 году1 нужно отнести написание «Разговора дружеского о душевном мире». В 1776 году написан «Израильский Змий», который иначе называется «ИконаАлкивиадская, диалог: душа и нетленный дух». В 1780 году — «ЖенаЛотова, или Книжечка о чтении Священного писания». В 1783 году — «Брань Архистратига Михаила с Сатаною». В 1787 году — «БлагодарныйЕродиш и «УбогийЖаворонок». В самом конце 80х годов Сковорода написал «Потоп Змиин», который «исправил, умножил и кончил» в 1791 году. Говоря приблизительно, в писательской деятельности Сковороды мы можем выделить три периода. В конце 60х годов, т. е. в начале страннической жизни, внимание Сковороды захвачено главным образом самопознанием. Найдя некоторые твердые основы, Сковорода в середине 70х годов уже в состоянии перейти к сообщению другим тех сокровищ внутреннего мира, которые он обрел, вступив на путь деятельного и динамического самопознания. Если диалоги о самопознании написаны с лирическим воодушевлением, как беседа с самим собой, и в литературном отношении грешат неровностями, совмещая очень сильные места со слабыми и неудавшимися, то диалоги о душевном мире написаны с ровным красноречием и силою уверенного проповедника, который уже не себе, а другим указывает верный и надежный путь жизни. В литературном отношении они наиболее закончены, обдуманы и потому понятны. Они могут лучше всего ввести в круг своеобразных моральных философем Сковороды. Третий период, чрезвычайно важный, составляют диалоги «Израильский Змий», «ЖенаЛотова» и «Потоп Змиин», относящиеся ко второй половине 70х и к 80 м годам и все посвященные одному вопросу — проблеме Священного Писания. Это наиболее умозрительные, наиболее теоретические, наиболее глубокие философские произведения Сковороды. «Благодарный Еродий» и «Убогий Жаворонок» — наиболее слабые в литературном отношении — посвящены вопросам воспитания и носят эпизодический характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=838...

T. Graecae (Lip. 1780), потом три дополнения к этому рассуждению de Alexandrinismis et Macedonismis, in N. T. obviis (Gerae 1788, 1793, 1794). Здесь он из древних источников собрал и сгруппировал остатки александрийского наречия, и разные слова и выражения этого позднего стиля подвел под особые рубрики древних диалектов, явившихся в смешанном виде у Александрийцев. Этому смешанному языку он давал и название οιν, которое ему нравилось (de dial. Alex. pp. 19, 29, 52). После него И. Ф. Фишер (Fischerus) в своих prolusiones de vitiis Lexicorum N. T. (Lips. 1791) старался доказать примерами, что язык Македонян и Александрийцев, вошедший во всеобщее употребление после времен Александра Великого, весьма много отличен от древнего языка аттического. Штурцу возражал Мор (Morus), почитатель Эрнести, в своих Acroases Academicae (Lips. 1797 par. 1. p. 231, 234); об александрийском Диалекте он говорит: «наименование языка писателей Нового Завета александрийским диалектом несообразно, прежде всего потому, что он вовсе не диалект. Для того, чтоб диалект имел смысл и значение диалекта, требуется во-первых, чтобы существовал особый народ, или нация, которая бы употребляла этот диалект, – народ, разграниченный известными пределами и отделенный от другого народа, которому свойствен иной диалект: διλεκτς στι φωνς χαρακτρ ϑνικς (Schol. Aristoph. ad Nub. 317). Но иудеи не составляли в Александрии отдельного народа; они не были тоже, что местные Александрийцы 41 . Во-вторых, поскольку известно, что и в других местах иудеи употребляли тот же язык, какой в Александрии, так как все иудеи, жившие вне Палестины, греческий язык прилаживали к еврейской речи, то почему же от одного города – от Александрии язык должен получит наименование?» Такое же суждение об александрийском диалекте высказал Генрих Планк, профессор Геттингенского университета, в сочинении: de vera natura et indole orationis Graecae N. T. (Gott. 1810) 42 . Он пишет между прочим: «после Александра Великого, язык греческий представляется смешанным из разных диалектов так, что какой язык прежде был господствующим в известных странах, тот послужил основанием для новой речи, и является уже в измененном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

Варвара-София, рождение 1725 † 1750, за Иоанном Лёвёнштерна Адам-Лудвиг, рождение 29 августа 1757 † 8 октября 1823; женат 1) на Екатерине Бенкендорф, рождение 16 августа 1749 † 20 ноября 1785; 2) на графине Вильгельмине Стенбок, рождённой баронессе Тизенгаузен (от каждого брака по 3 сына и по 2 дочери) Генриетта, за Багговутом Екатерина, за майором Германом Бенкендорф Германн, эстляндский ландрат, рождение 4 марта 1744 † 22 января 1815; женат на Софие-Доротее ф. Курсель, рождение 1 февраля 1753 † 24 декабря 1829 Пётр, эстляндский ландрат, рождение 17 января 1745 † 28 января 1812; женат на Елене-Гертруде ф. Курсель, рождение 10 ноября 1751 † 18 марта 1819 Иоанн, эстляндский ландрат, рождение 16 июня 1749 † в октябре 1802; женат на Анне-Елисавете Сталь ф. Голштейн † 1824 Лудвиг-Карл, майор, рождение 20 мая 1757 † 11 февраля 1828; женат 1) на Генриетте ф. Дюкер † 1794; 2) на Елеоноре ф. Врангель (все дети от 1-го брака) Екатерина-Гертруда, за бароном Арндтом-Дитрихом Паленом Христина-Елисавета, за Германом Бенкендорф КОЛЕНО IV: Иоанн, рождение 11 февраля 1776 † 21 февраля 1807; женат на Графине Вильгельмине-Юлие Стенбок Лудвиг-Рейнгольд, майор, рождение 10 февраля 1777 † 23 июня 1808; женат на графине Елисавете Стенбок Христофор, генерал-майор, рождение 16 августа 1779; женат 1) на Наталие де-Гастоди † 1799; 2) на Шарлотте Багговут (от 1-го брака сын; от 2-го брака дочь) София, за Корсаковым Елисавета, за графом Магнусом Стенбок Пётр-Магнус-Карл, полковник Вильгельм-Германн, майор, рождение 1791 † 1832 Адам-Лудвиг-Магнус, статский советник, рождение 1-го марта 1798; женат на Юлие Вальтер Христина-Августина Амалия, за генерал-майором Александром ф. дер-Ховен Пётр-Георг, рождение 1769 † 1772 Германн, 25 ноября 1770 † 10 января 1790 Пётр-Георг, генерал-майор, рождение 31 марта 1773 † 1850; женат на Люцие Дьякевич Мориц-Лудвиг, генерал майор, рождение 1 августа 1774 † 25 июля 1803 Карл-Адам, рождение 1776 † 1780 Христофор-Генрих, женат на Каролине Цвейг Бернгард, рождение 22 декабря 1781 † 5 января 1801

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Интерьер лютеранского собора в Будапеште. Архит. Ш. Пец. 1905 г. Интерьер лютеранского собора в Будапеште. Архит. Ш. Пец. 1905 г. Улучшение положения некатолич. населения, в т. ч. лютеран, наступило при имп. Иосифе II (1780-1790), проводившем политику просвещенного абсолютизма. В ответ на совместную жалобу, поданную протестант. орг-циями, в которой описывались страдания, перенесенные протестантами за годы правления предыдущих императоров, Иосиф II в 1781 г. издал т. н. Указ о терпимости (Edictum Tolerantiae). Запрещались какие бы то ни было преследования на религ. почве, повсеместно протестантам гарантировались свободное вероисповедание и гражданские права, аннулировались конфессиональные ограничения при приеме на гос. службу, отменялся контроль католич. епископов над др. конфессиями. Запрещалось требовать от протестантов такой присяги, которая была бы несовместима с их убеждениями. Было возвращено право самостоятельного созыва соборов (с условием участия в них католич. наблюдателя), восстановлено церковноприходское самоуправление, сняты запреты на деятельность протестант. пасторов, проповедников и учителей. Был положен конец насильственному обращению людей в католичество. В течение 80-х гг. XVIII в. количество церковных зданий выросло с 272 до 758. Указ о терпимости вступил в силу в 1791 г., при имп. Леопольде II, на съезде Гос. собрания, обеспечив, т. о., значительную свободу вероисповедания для протестантов в Венгрии. После этого начали восстанавливаться протестант. образовательные структуры и типографии. Многонациональный состав лютеран (венгры, словаки и немцы) в 20-х гг. XIX в. стал одной из причин разногласий внутри церковной организации. Также причиной отсутствия единства среди лютеран было противостояние 2 лагерей, которые по-разному определяли задачи церкви в условиях господствовавшего в то время либерализма. Одни призывали к проведению всесторонних реформ, включая коррекцию определенных богословских положений ради сближения с кальвинизмом и возможного создания совместной церковной орг-ции, другие требовали неукоснительного соблюдения конфессиональных традиций.

http://pravenc.ru/text/186835.html

Христианский Запад со времен Возрождения возвращается к античному пониманию истории. Однако уже с конца XVII века с возникновением в Европе науки в современном понимании формируется представление о мировом историческом процессе , имеющем свои четкие и неизменные законы. Впервые об этом заговорили французский католический епископ Ж.-Б. Боссюэ («Рассуждение о всемирной истории», 1681) и итальянский ученый Дж. Вико («Основание новой науки об общей природе наций», 1725): для первого законы истории были божественным установлением подобно законам природы, для второго они были связаны с этическими нормами. Так или иначе, впервые стало возможно говорить о «смысле истории» и пытаться вывести его на манер математической формулы. Теперь история стала пониматься рационально – а человек стал ее заложником, винтиком грандиозного механизма. Век Просвещения внес тут свои коррективы: на историю стали смотреть как на саморазвивающийся процесс. Агностик Г.-Э. Лессинг («Воспитание рода человеческого», 1780) заговорил об историческом прогрессе и стадиях религиозно-общественного развития (под ними он понимал язычество, иудаизм и христианство). Первым об истории как всеобъемлющем процессе, в котором участвует все человечество, сказал пантеист И.-Г. Гердер («Идеи к философии истории человечества», 1784–1791). Последовавшие Наполеоновские войны, казалось бы, подтверждали такой тезис. Еще одним неизбежным выводом из такого представления была сформулированная в виде вопроса мысль пантеиста Ж.-А. Кондорсе («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794): «Если человек может, с почти полной уверенностью, предсказать явления, законы которых он знает, если даже тогда, когда они ему неизвестны, он может, на основании опыта прошедшего, предвидеть с большой вероятностью события будущего, то зачем считать химерическим предприятием желание начертать с некоторой правдоподобностью картину будущих судеб человеческого рода по результатам его истории?» Историческая наука уже начинала превращаться в идеологию и предсказывать счастливое будущее. Правда сам Кондорсе в период написания своего труда сидел в якобинской тюрьме в ожидании гильотины.

http://pravoslavie.ru/42183.html

Теперь лягает и осел: Дух века вот куда зашел! Строфа Х (в «Современнике» заключительная). Ст. 12. И ежегодно продавалась; Остальные стихи поэмы опубликованы только после смерти Пушкина. Поэма в том составе, как она дошла до нас, содержит размышления Пушкина о судьбах русского дворянства. В тот же период, когда писалась поэма, Пушкин набрасывал заметки об исторической роли дворянства. Черновые редакции отдельных строф показывают, как колебался Пушкин в выборе героя, то изображая богатого аристократа, то окончательно разоренного потомка когда-то богатого дворянского рода. Из белового текста исключены строфы – возможно, по цензурным основаниям, – имевшие большое значение в замысле; так, нет строф, касающихся судеб рода Езерских в XVIII веке, хотя именно этот век особенно обилен превратностями, приведшими последних Езерских к разорению. См. «Из ранних редакций». (1) Софийский хронограф – Софийский временник, летописный свод, составленный в Москве в середине XV века на основе Новгородских летописей. (2) Фиглярин – Булгарин; Пушкин имеет в виду фельетоны Булгарина в «Северной пчеле» 1830 г., в которых Булгарин нападал на предков поэта. Ответом было стихотворение «Моя родословная» и журнальная заметка о записках Видока. (3) Коллежский регистратор – чин 14-го класса, низший по табели о рангах. (4) «Державин двух своих соседов и смерть Мещерского воспел». – Имеются в виду стихотворения Державина «К первому соседу» (1780), «Ко второму соседу» (1791) и «На смерть князя Мещерского» (1779). Анджело Поэма окончена 27 октября 1833 г. и напечатана в альманахе «Новоселье», ч. 2, 1834, вышедшем в свет в апреле 1834 г. В рукописи подзаголовок: «Повесть, взятая из Шекспировской трагедии „Measure for measure “». По настоянию министра С. С. Уварова из поэмы было исключено несколько стихов. И во втором издании (в сборнике 1835 г. «Поэмы и повести»), несмотря на энергичные протесты Пушкина, места эти не были восстановлены. Поэма соединяет оригинальное повествовапие в духе старинных итальянских хроник на сюжет драмы Шекспира «Мера за меру» с довольно близким переводом некоторых сцен этой драмы. Первоначально Пушкин собирался перевести драму Шекспира размером подлинника («Вам объяснять правления начала», см. т. III). Критика встретила драму отрицательно, видя в ней признаки падения таланта Пушкина. По этому поводу Пушкин говорил Нащокину: «Наши критики не обратили внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучшего я не написал».

http://predanie.ru/book/221006-poemy/

27 октября 1735 г. были составлены так называемые «Палестинские штаты», которыми назначалась ежегодная пятитысячная сумма на выдачу всем просителям милостыни с перечнем тех кафедр и монастырей, которым она была положена; выдача денег Константинопольскому патриарху происходила через константинопольского русского резидента. Здесь, по сути, мы имеем дело с первой попыткой русского правительства влиять на церковные дела христианского Востока, контролируя отправку туда денег; правда, реальный контроль за расходованием этих средств систематически не производился ни в XVIII в., ни позднее. Петр Великий сделал лишь первые шаги к решению проблемы выхода к Черному морю, этот вопрос был решен уже во второй половине XVIII в., при Екатерине II. Победоносные русско-турецкие войны 17681774 и 1787–1791 гг. обеспечили свободу мореплавания для русских судов по Черному морю. Русская экспедиция в Средиземное море 1770 г. была нацелена, во-первых, на помощь грекам в деле завоевания ими свободы и, во-вторых, должна была помешать снабжению Константинополя через Дарданеллы. В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия впервые получила официальное право покровительства христианскому населению Османской империи. 237 В 1780-е годы совместно с Австрией был разработан так называемый Греческий проект, который предусматривал восстановление Византийской империи с государем из русского царствующего дома. Однако после присоединения к России Крыма в 1783 г. стало окончательно ясно, что этот план невыполним. 238 В XVIII в., особенно во времена Екатерины II, контакты России с греками активизируются. Греки оказывали русским помощь во время архипелагских экспедиций. Особенно следует подчеркнуть деятельность Константинопольского патриарха Серафима II, плававшего на корабле графа Г. Г. Орлова и распространявшего патриотические воззвания среди своих соотечественников. Практического результата для освобождения Греции, однако, эти экспедиции тогда не имели. После разгрома греческих повстанцев турками тысячи греков эмигрировали на юг России, где пользовались поддержкой со стороны русского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Потому-то, так называемая «естественная история» не есть собственно история, как это давно уже замечено. 8 Мы не без причины указываем здесь на эти давние явления в области проповеди, готовые, по-видимому, повториться и в наше время на западе и уже повторяющиеся в Америке, как узнаем о том из статей протоиерея E. К. Смирнова: «О религиозной жизни в Америке» («Русский Вестник» 1883 г.) и из книги А. П. Лопухина : «Жизнь за океаном» (1882 г.). В недавно (1883 г.) вышедшей книге, достопочтенного бостонского ректора Брока (Brooks), во французском издании имеющей заглавие: «Conferences sur la prédication (Paris, 1884 г.), мы имеем уже самый горячий и энергический протест против такого направления проповеди и по истине блестящую апологию её нормального характера. 9 На этом основании и сама теория проповеди справедливо иногда разделяется на три части: принципиальную, материальную и формальную. Последнее слово гомилетической литературы: «Lehrbuch der Homiletik, von Alfred Krautz, Gotha, 1883», составлено именно по этому плану, также, как и известная гомилетика Schweizer’a. 10 Приводим здесь полностью заглавия сочинений, которые ниже цитируются сокращенно: I. Сборники и издания святоотеческих творений: 1. Magna bibliotheca veterum Patrum et antiquorum Scriptorum Ecclesiae, primo a Marg. de la Bigne comp., postea studio Colon. Theolog. aucta, nunc vero addit. docentor. auctor. gr. et lat. locupl. Paris. 1764. 17 томов in fol. 2. Maxima bibliotheca veterum Patrum antiquorumqne. Scriptorum Ecclesiae, Lugd. 1677. 27 томов, in fol. 3. Bibliotheca veterum Patrum antiquorumqne Scriptorum Ecclesiae locupl. et accurat. op. Andr. Gallandii, Venet. 1765–1775. 11 томов. 4. Fr. Oberthür: Opera omnia SS. Patrum Graecorum graece et latine. Virceb. 1777–1794. 15 томов. 5. Его же. Opera omni ass. Patrum latinorum, Virceb. 1780–1791. 15 томов. 6. B. Carderii. Catena Graecorum Patrum in Lucam, gr, lat. Antwerp. 1628., – in Joannem, 1650, Expositio in Psalmos gr. lat., 3 тома. Antw. 1643–1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Далее, имеются псальмы, обращенные к нему: На день ангела его 53 , Плач о смерти его 54 . Рифмы вспоминательные о нем 55 , Стих плача 56 , Стих надгробного плача 57 , Плач от лица всей церкви 58 . Семену Денисову приписывает Г. Яковлев «Плач о смерти брата Андрея», сочиненный по метру стихотворному 59 ; этот плач указан выше. Сохранилось поздравление С. Денисову с днем Ангела 60 ; плач о смерти его: «Плач о умершем, сочинен стихами»; у него краегранесие: Трофим плачет о Симеоне и Козьма скорбит от жалости сердца 61 . Существуют рифмы вспоминательные о екклесиарсе Выговского общежительства Петре Прокопиевиче, всего его жития 62 . Плач о киновиарсе Данииле 63 . Все приведенные выше вирши относятся к первой половине XVIII века. Но традиция и школа не утратились и впоследствии; мы можем проследить Выговское стихотворство до самого падения пустыни. Существует Канон Всемилостивому Спасу, по окончании коего, в рукописи Архива Св. Синода 841 имеется следующее извещение на л. 224 об.: «Канон сей Всемилостивому Спасу сочинен до 7-й песни кир Андреем, a 7, 8 и 9 песни сочинены кир Гавриилом в четыредесять стоп иамбически со вмещением спондея и пиррихия; а тропари и богородичны два седальна и кондак со икосом тем же иамбом, но без равномерия, как в песнях стихами сочинены». В оглавлении рукописи, писанном поморским почерком, написавшим оглавление многих ценных поморских рукописей, значится: «Канон Исусу Христу сочинения Андрея Борисова и Гавриила Скачкова» 64 . А. Борисов пришел в Выговскую пустыню в 1740 г. и был киновиархом в ней с 1780–1791 r., а Гавриил Скачков был главой Поморцев в Москве, жил с 1745 по 1821 г. Выговцы оплакивали А. Борисова в следующем стихе: Стих Выговского общежительства о приснопамятном благопопечительном отце А. Борисовиче 65 . Настоятель пустыни Кирилл Михайлович (1809–1825) тоже удостоился стиха в день тезоименитства 66 . Имеется псальма Лексинских девиц 67 , приветственные рифмы благодетельнице пустыни H. К. Галашевской 68 20-х годов XIX в. Большинство стихов положены на крюковые ноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010