Онега. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты В состав прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой. В 1601 г. в приходе было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, построенный в 1597 г. В писцовых книгах 1621 и 1622 г.г. указывалось, что в Устьенской волости (названа по своему местонахождению в устье реки Онеги) было 22 крестьянских дома, 3 церковнослужительских, 6 келий, дом священника на погосте был сожжен и разорен литовцами. В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексия Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю. В 1683 г. был построен новый Никольский храм, в 1695 г. - соборный Успенский храм. Волость оставалась во владении монастыря до 1765 г., когда была причислена в состав Новгородской губернии, в 1776 г. переведена в состав Архангельской губернии, в 1780 г. Усть-Онежское селение переименовано в уездный город Онега. 19 июня 1827 г. оба храма сгорели от удара молнии. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм был двенадцатиглавый и имел 30 углов. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный Иоанно-Предтеченский придел. Сгоревшие храмы были уже ветхими. Строительство каменного двухэтажного Свято-Троицкого храма и каменной колокольни началось на средства в размере 8000 руб. асс., пожалованные по указу Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования. Строился храм очень долго. Сначала в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила, затем главный Свято-Троицкий храм - 17 мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом. 2 июля 1837 г. был освящен придел в честь Николая Чудотворца в трапезной нижнего храма. Онежский собор, называвшийся до пожара Успенским, стал именоваться Свято-Троицким. 28 ноября 1848 г. во время совершения литургии в нижнем Михайло-Архангельском храме, по неизвестной причине, случился пожар в колокольне, вследствие чего все деревянное строение как в колокольне, так и в верхнем Троицком храме сгорело, купол колокольни обвалился, колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма были спасены, в верхнем же храме все сгорело. Восстановление верхнего храма шло очень медленно, так что он вторично был освящен в 1860 г. На городском кладбище находился каменный храм во имя св. Лазаря. Ему предшествовал одноименный деревянный храм, построенный в 1788-1791 г.г., освященный в 1791 г. и сгоревший 24 мая 1884 г. На строительство каменного храма израсходовали 3000 руб. из церковной казны и 8000 руб. пожертвований. Несмотря на пожар 1886 года, когда многие лишились своих домов, горожане принимали деятельное участие в строительстве храма. Храм был освящен 10 декабря 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Варлаам, архиепископ Могилевский и Витебский (Шишацкий Григорий) Родился в 1750 году в Черниговской губернии в семье малороссийского поселянина. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник академии, по распоряжению императрицы был послан в Италию «для дальнейшего усовершенствования в науках». Но в связи с военными действиями в Италии возвратился в Киев, не доехав до Рима. Был назначен учителем Переяславской духовной семинарии. В 1776 году пострижен в монашество и определен префектом духовной семинарии. С 1780 года – игумен Мошногорского монастыря Минской епархии. Вскоре, по болезни, получил увольнение и переехал в Переяславский Михайловский монастырь, где прожил около 2 -х лет без должности, затем был назначен игуменом в том же монастыре. С 1785 года – ректор Переяславской духовной семинарии. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии Варлаам был переведен ректором Новгород-Северской духовной семинарии. В 1787 году отправлен в Польшу, управлял там Виленским Свято-Духовым монастырем и состоял «старшим всех виленских монастырей». В 1789 году в результате возникшего в Польше «возмущения» Варлаам был вынужден бежать в Россию. 22 августа 1791 года возведен в сан архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря. 26 мая 1794 года был направлен Святейшим Синодом к Минскому епископу Виктору (Садковскому) для помощи в деле обращения униатов в Православие с назначением настоятелем Дятловицкого Спасо-Преображенского монастыря. В дальнейшем ввиду тяжелой болезни епископа Минского Виктора архимандрит Варлаам руководил всем делом воссоединения на Волыни. 3 июня 1795 года архимандрит Варлаам хиротонисан во епископа Житомирского, викария Минской епархии. С 16 октября 1799 года в связи с образованием самостоятельной Волынской епархии преосвященный Варлаам назначен епископом Волынским и Житомирским. С ревностью он трудился в своей епархии. Его попечением была открыта Волынская духовная семинария, о которой он проявлял особую заботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вощажниково. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь скорее всего построена в 1700 годах, тогда, когда велось строительство церкви Рождества Богородицы. В 1780-е годы Троицкая церковь была перестроена. Для её осмотра приезжали известный московский архитектор К. Бланк и крепостной архитектор Шереметева А. Миронов. Возможно, одному из этих мастеров и принадлежит проект надстройки храма. В верхней летней церкви сохранились фрески выполненные крепостными художниками Н. Шереметева в 1791-1794 годах. В росписи храма, скорее всего принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов, приезжавший в Вощажниково в эти годы. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 О позволении строить новую церковь в Вощажникове говорится в указе Петра Борисовича Шереметева от 19 апреля 1782 г.: «…приходские люди имели желание чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и зделать в два этажа … а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную вновь каменную церковь строит просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строится будет план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста дерев…». Церковь предполагалось построить двухэтажную, следующим указом П.Б. Шереметева от 16 ноября 1782 г. велено «один храм зделать и освятить во имя Спаса Нерукотворнаго, а другой во имя Живоначальной Троицы или Воскресения Христова как они пожелают. На построение той церкви выдать из доходов его сиятелства денег сто пятьдесят рублев …». Строившееся здание упало, возобновили строительство в 1786 г. Согласно описи имущества 1796 г., Троицкая церковь «…заложена в 1782 году. Совершенным строением окончина и украшена 1796-го году. Освящена самим его преосвященством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня». В 1805 г. в Вощажникове стояли две каменные церкви «первая о двух этажах в верху во имя Св. Живоначальныя Троицы, в исподней Св. Вм. Параскевы, нареченныя Пятницы, вторая Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Николая Чудотворца …». Впоследствии придел Николая чудотворца устроили в Троицкой церкви. В литературе указан год начала строительства – 1782, различаются данные о времени окончания – 17961 или 1797 гг. Документы подтверждают дату заложения церкви и уточняют год ее освящения (1782-1796 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=15095

Городище. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 10 километрах на юго-запад от г. Минска находится д. Городище. Она является деревней Щомысленского сельсовета. Первые упоминания д. Городище относятся к середине XVI века. В 1567 году деревня являлась собственностью князей Палубинских. В местечке проводились торги и имелся господский двор. С 1667 года Городище переходит во владение Статкевича Е., а в 1791 году – в имение помещика Пищалы. Своего храма в деревне до середины XVIII века не имелось. Население никогда не было католическим. О том, что оно изначально исповедовало Православие, свидетельствует, во-первых, время основания поселения – до Брестской Унии, во-вторых, то, что первый храм являлся униатским, а не римо-католическим. В 1756 году владельцем имения, помещиком Пищало, возводится деревянный на каменном фундаменте униатский храм в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Храм представлял собой прямоугольный сруб под гонтовой крышей, над которой с фронтального бока и посередине возвышались два купола. Оштукатуренные стены членились рядом окон и входными дверями. Потолок и пол были дощатые. Апсиду выделял простой иконостас на 10 икон. В церкви имелся местночтимый образ святителя Николая в серебряной ризе, пожертвованный в 1780 году Игнатием Пищало. Этот же помещик записал на церковь 20 десятин земли. В 1839 году приход переходит в Православие. Из первой клировой ведомости за 1840 год известно, что к тому времени церковь находилась в довольно ветхом состоянии. К ней было приписано 4 храма: 1. В д. Чики – деревянная с колокольней церковь в честь Предтечи Господня Иоанна. Построена помещиком В. Войдзевичем. 2. В д. Витовка – деревянная церковь в честь Преображения Господня. Построена в 1764 году помещиком Пищало. 3. В д. Новый Двор – деревянная церковь в честь Успения Богородицы. Построена в 1764 году помещиком Францем Володковичем. 4. В д. Вериги – деревянная церковь в честь Положения Ризы Господней. Построена в 1820 году помещиками Веригами.

http://sobory.ru/article/?object=42156

Гребнево. Церковь Гребневской иконы Божией Матери. Гребневская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Так называемая летняя церковь, она же церковь Гребневской Божьей Матери. Построена в 1786-1791 годах архитектором И.Ветровым (возможно, по проекту М.Ф.Казакова). Информация  с www.proselki.ru Ведомость о церкви Гребневския Божия Матери Богородскаго уезда, что в селе Гребневе за 1872 год Построена первая холодная в 1786 году тщанием и иждивением бываго помещика того села Генерал-майора Гаврила Ильича Бибикова. В ней по обеим сторонам, с разрешения Высоко-преосвященнейшаго Филарета в 1849 году тщанием и иждивением помещика Феодора Феодоровича Пантелеева устроены два придела: на правой стороне во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, а на левой во имя великомученика Феодора Стратилата. Вторая теплая в 1823 году тщанием и иждивением князей Александра и Сергия Михайловичей Голициных, на которой устроена колокольня. 1854 года вокруг обоих церквей с разрешения Высокопреосвященнейшего Фмларета сделана каменная с железными решетками ограда, с двумя железными решетчатыми воротами, на правой стороне в углу ограды каменныя: сторожка, а на левой ризница, крытые железом. Усадьба Гребнево как художественный ансамбль создана по заказу генерала Г.И. Бибикова в 1780-1790-х гг. Строгие формы классицизма основных сооружений сочетались в ней с псевдоготической архитектурой многочисленных служебных и хозяйственных построек. Парк с громадным прудом, почти озером, с восемью островами и сейчас свидетельствует о масштабах усадьбы. Летняя Гребневская церковь построена в 1786-91 гг. учеником М. Казакова И. Ветровым. Внутренняя отделка принадлежит С. Грязнову. Имена строителей выгравированы на бронзовой храмозданной доске, находящейся внутри церкви. Кирпичный с белокаменными деталями храм центрического типа выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, увенчанная бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом, заменившей традиционное церковное завершение. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и портиками дорического ордера. Внутреннее убранство отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Очень хороши белые с тонкой золоченой резьбой иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=00762

Кайбелы (акватория Куйбышевского водохранилища). Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1894. Год утраты:1955 (разобрана при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 1,5 км к югу от села Крестово-Городище Координаты: 54.157686, 48.618598 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Тщанием прихожан в 1791 году в Кайбелах была построена деревянная холодная однопрестольная церковь – во имя пророка Илии. Первый храм здесь появился в первой половине XVIII века. По данным 1848 года, священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, особого оклада не имели, поэтому их содержание оценивалось как скудное. Ближайшими церквями являлись две – Христорождественская в Крестово-Городище и Богоявленская в Тургенево. В храме находились копии метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1828 года, опись церковного имущества 1830 года и другие документы. Должность священника с 1837 года исполнял Михайло Иванов (пономарский сын, из необучавшихся в училище), до этого с 1807 года служивший пономарём в Чердаклах, затем с 1817 года диаконом и с 1824 года священником в Крестово-Городище (до 1829 года). Дьячком с 1846 года являлся Михайло Яковлев, родной брат пономаря. Пономарём с 1845 года служил Феодор Яковлев. В 1842 году во время пребывания в селе Ерыкла Сенгилеевского уезда (современная Старая Ерыкла Теренгульского района) его вместе с причтом приговорили к штрафу за ложное показание по духовным росписям местных крестьян, бывших на исповеди, но потом простили. Но с пономаря, как и со священника, взяли подписку, согласно которой за пьянство и неисправность должности его временно отрешили от должности и для обучения чтению, пению и уставу направили в Симбирский Покровский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=52633

Лаппеенранта. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Суворовская Покровская церковь в Вильманстранде Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь в г. Лаппеенранта - самая старая православная церковь в Финляндии. Когда в 1741 г. русские войска взяли Вильманстранд (Лаппеенранта), расположенный на южном берегу Сайменского озера, гарнизоном в крепости был оставлен Владимирский пехотный полк. Выборгский губернатор кн. Ю. Репнин испросил у Императрицы Елизаветы Петровны разрешения переделать существовавшую в крепости шведскую кирку в православную церковь и выделить необходимые для это деньги. Дело, однако, затянулось, и Владимирский полк на свои средства решил построить в крепости небольшую деревянную церковь, освященную в 1744 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1775 г. архитектор Коллегии экономии Карл Паульсен подал смету на 6 823 руб. на постройку нового храма, но деньги снова выделены не были. К этому времени население крепости значительно увеличилось: в 1769 г. в ней значилось 302 человека в гарнизоне и 113 гражданских лиц. Здесь стояли две роты Фридрихсгамского гарнизонного полка, артиллерийская, инженерная и провиантская команды. 14 ноября 1747 г. в крепости, в семье гевальдигера (офицера военной полиции) родился будущий драматург Александр Петрович Сумароков. В 1805 г. в городе уже жило 1400 военных и 200 гражданских лиц. В 1780 г. Императрица Екатерина II утвердила план застройки в Вильманстрандской крепости, по которому намечалось и сооружение новой каменной церкви вместо обветшавшей деревянной. Ее заложили только в 1782 г. на юго-восточной стороне крепости. Кто автор проекта, установить не удалось. Строительство шло три года, и на храм было истрачено 4 тыс. руб. Его освящение состоялось 26 августа 1785 г., в день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. Чин освящения совершил о. Стефан Васильев. На торжестве освящения храма присутствовали генерал-поручик К.Х. Гюнцель, выборгский губернатор и местный комендант полковник Барбот де Марии. Храм был построен на казенные средства. Существует предание, будто его строителем был русский полководец граф А.В. Суворов-Рымникский, но это не соответствует действительности. Суворов посещал церковь во время пребывания в Финляндии в 1773, 1791-1792, 1795 гг. молился и читал Апостол. Согласно достоверному источнику, он изготовил своими руками аналой для церкви и пожертвовал икону двунадесятых праздников. Судьба этих вещей неизвестна. Здание возведено из кирпича на фундаменте, сделанном из неотесанного гранита. Постройка производилась под наблюдением командующего Старо-Финляндского инженерного округа генерал-майора Алексея Тучкова. Строительный материал подвозили по Сайменскому озеру. На колокольне висели пять колоколов, из которых самый большой был весом в 85 пудов (1,5 тонны).

http://sobory.ru/article/?object=07721

М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Доклад на научно-богословской конференции на тему: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.», прошедшей в СПбПДА в сентябре 2013 года. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к жизни и деятельности протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , и поэтому весьма актуальным является написание его подробной научной биографии. Задача эта непростая, поскольку историография вопроса до сих пор остается практически неразработанной, в то время как источников, посвященных жизни и деятельности протопресвитера, до нас дошло достаточно много.В настоящей статье, рассмотрены источники, затрагивающие связь протопресвитера со своей малой родиной – Вологодской землей (в ее современных границах). 1 . Причем они хранятся не только в центральных (главным образом, в РГИА), но и в региональных и даже некоторых зарубежных архивах, что значительно осложняет работу исследователя. Главными документами, позволяющими изучить его родословную и выявить подробности детских лет, являются клировые ведомости Желобовской церкви и материалы фонда Белозерского духовного училища. Поскольку до 1788 года Белозерский уезд входил в состав Вологодской епархии, самые ранние клировые ведомости Желобовской церкви хранятся в фонде 496 «Вологодская духовная консистория» Государственного архива Вологодской области (ГАВО). В нем, в частности, имеются ведомости за 1763:1766, 1774 и 1780 годы 2 . Клировые ведомости за 1788:1789, 1791–1797:1801, 1803:1808, 1810–1812:1815, 1817:1818, 1833 годы находятся в фонде 480 «Новгородская духовная консистория» Государственного архива Новгородской области (ГАНО) []. К сожалению, в данном фонде отсутствуют ведомости за 1834–1871 годы, что лишает нас возможности выявить ряд важных подробностей, относящихся к ранним годам жизни А. А. Желобовского и периоду его учебы в Белозерском духовном училище. В последнем случае нам на помощь приходят материалы фонда 982 «Белозерское духовное училище» ГАВО, в котором имеется 6 дел, где упоминается имя будущего протопресвитера 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010