В 1938 г. храм был закрыт, а здание отдали под типографию, склады и другие учреждения. Для увеличения объема полезной площади в храме был сделан второй этаж. К началу восстановления внутреннее помещение храма представляло собой большое количество комнат, заваленных мусором. Кафельные полы были в основном сохранены, почти цела изразцовая печь. В конце 1993 г. храм был передан православной церкви и по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Владыки Климента является подворьем Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 19 августа 1994 года в престольный праздник храма первую Божественную литургию совершил наместник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря игумен Гавриил.  В Великий пост 1995 года службы были перенесены в правый придел, освященный в честь святителя Николая.  19 декабря 1996 года из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, в сопровождении игумена Гавриила, прибыла икона преп. Нила Столобенского с частицей мощей. Осенью 1997 года в храме было проведено отопление. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Вниз к реке, от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу. Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово “пуст, строенья нет ничего”, “в городе ж”. В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая церковь “Спаса на глубоком”, деревянная; вероятно, за этот 60-летний промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700 г.; приделы за время 1804—1810 гг. при содействии купца Сорокина. Колокольня сооружена в 1776—1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3-х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной трибун-шпиль.

http://sobory.ru/article/?object=00904

её разобрали и вскоре построили каменную нынешнюю церковь известную под названием Воскресенской, также двухэтажную, в коей освящены в нижнем этаже церковь Варварская в 1770 год, а в верхнем Воскресенская в 1787 годах. В 1795 году в верхнем этаже иконостас весь вызолочен и стены расписаны стенным письмом. В 1772 году при сей церкви устроено кладбище для всей Нерехты, которое при ней и было до 1784 года, когда оно было переведено за город, где и построена кладбищенская церковь. В 1816 году на алтаре и церкви кровли покрыты железом. В том же году в селе Парском слит колокол в 200 пуд,но по причине повреждения, в 1819 году в Ярославле поменян на новый,весом 229 пудов. В 1826 году священник Иаков Нерехтский за старостию уволен от должности,при церкви служил он с ноября 1778 года. Он был первым из учёных священников " . (Диев М.Я., В.Актов., Гос. архив Костромской области). В этой церкви служил дед М.Я. Диева - Пётр Фёдорович, затем унаследовал место настоятеля его отец - Яков Нерехтский, а в 1826 г. служил в Воскресенской церкви брат исследователя - Владимир Актов(1804-1839 гг.), которого сам Михаил Диев с благодарностью вспоминал как учёного священника и " знатока местных древностей " , хронологические записки которого очень любопытны для истории Нерехты. Сам Диев жил в каменном родовом доме, которым он гордился и считал любимым приобретением. Дом этот стоит рядом с церковью Варвары Великомученицы(нынешний адрес: ул.Володарского, 36). В 1989 г., в год 195-летия со дня рождения М.Я. Диева, на доме установлена мемориальная доска. Судьба же самой Воскресенской-Варваринской церкви в советское время сложилась печально. В 1929 году умер последний священник Павел Рождественский. Храм к этому времени уже был закрыт. Его использовали в разные годы и под инкубатор и как мастерскую, перед войной - как общежитие и классы ФЗУ, во время войны - как цех для изготовления маскировочной сетки, с 1946 г. - оба этажа использовали под жильё. Реставрация церкви началась с приспособления её под хранилище музея в 1980-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=01066

К. м. посещали: в 1684 г.- патриарх Иоаким (Савёлов) , в 1804 г.- митр. Московский Платон (Левшин), который счел, что «обилие каменных построек не соответствовало количеству насельников», епархиальные архиереи, в 1818 г.- имп. Александр I Павлович , принявший в дар от игумена список Колочской иконы Божией Матери, в 1837 г.- цесаревич Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II ), осмотревший панораму Бородинского поля и оставивший вклад в мон-рь на память о своем пребывании, в 1839 г.- вел. кн. Михаил Павлович. В 1911 г. вид мон-ря и, очевидно, примечательные церковные древности были запечатлены на цветном диапозитиве фотографом С. М. Прокудиным-Горским. Сведения о братии прослеживаются лишь с XVIII в. В июле 1724 г., при игум. Иоиле, в обители проживали 15 иноков, в 1739 г.- 8: игум. Антоний, 4 иеромонаха (в т. ч. казначей и ризничий), иеродиакон, 2 монаха, а также 16 бельцов (пономарь, 6 псаломщиков, конюший, «у продажи свечь», хлебодар, «при часовне», 5 на др. послушниях). Кроме конюшего, свечного, хлебодара и часовенного все насельники получали в год жалованье - всего 51 р. Также в К. м. проживали 3 отставных солдата, их жалованье составляло 3 р. 66 к. окладных денег, хлеба каждому полагалось 3 четв. и 1,5 четверика в год. В 1764 г. игумен получал 62 р. 70 к., ризничий - 6 р. 10 к., 2 иеромонаха - по 1 р. 10 к., белый священник, присланный из Переславской духовной консистории,- 6 р., монах-пономарь - 4 р. 50 к., монах-чашник - 4 р., подьячий - 19 р. и 8 служителей - по 8 р. Также братия и бельцы получали дифференцированное хлебное жалованье зерном и крупами. Во 2-й пол. XVIII в. в К. м. было ок. 12 чел. братии. В 1778 г. в их число входили игум. Мисаил, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, пономарь-монах, 2 монаха, «да находящийся в надежду пострижения церковник», а также 6 штатных служителей. Подьячий и 2 служителя находились при обители вне штата. В 1896 г., при настоятеле в К. м. старце архим. Агапии (1874 - 21 сент. 1897), проживали 8 насельников (5 иеромонахов, 2 иеродиакона и монах), в 1900 г.- архим. Порфирий († 9 марта 1906), 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Макарий (1482–1563) – митрополит Московский и всея Руси (с 1542), венчал на царский трон Ивана IV (1547), возглавлял «иосифлянскую партию» на Стоглавом соборе (1551). Макарий , Патриарх Антиохийский (1642–1672) – участник Собора Русской Церкви 1655 г., обсуждавшего церковную реформу Патриарха Никона , а также Собора 1666–1667 гг., низложившего Никона и отлучившего от Церкви всех противящихся соборным определениям. Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890–1986) – секретарь ЦК ВКП(б) (1921– 1930), член Президиума ЦК КПСС (1926–1957), Председатель СНК СССР (1930–1941), зам. Председателя СНК (Совета министров) СССР (1941–1942 и 1946–1953). Мстислав (1076 – 1132) – старший сын Владимира Мономаха , князь Новгородский (с 1095), Переяславский (с 1117), Великий князь Киевский (1125–1132). Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744–1817) – граф, ученый и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода (1791–1797). Никон (Минов Никита; 1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси (1652–1666); убежденный сторонник полной самостоятельности Патриарха в делах церковного управления, не допускающей вмешательства светской власти. Проведенные им церковно-обрядовые и книжные исправления обострили социокультурную напряженность в период позднего русского средневековья. Остерман Андрей Иванович (1686–1747) – сын лютеранского пастора из Вестфалии, с 1703 г. на русской службе: вице-президент Коллегии иностранных дел (с 1723), вицеканцлер (1725–1741). С восшествием на престол Елизаветы Петровны (1741) приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Березов, где и умер. Паисий – Папа и Патриарх Александрийский (1657 – ок. 1678), участвовал и председательствовал в заседаниях Большого Московского собора 1666–1667гг., низложившего патриарха Никона и отлучившего от Церкви старообрядцев. Пассек Петр Богданович (1736–1804) – участник дворцового переворота, приведшего на царский престол Екатерину II, губернатор Могилёвского наместничества (1778–1781), затем Белорусский генерал-губернатор (до 1796).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в. В 1764 г. в О. м. были утверждены строительское управление и штат из настоятеля и 6 монашествующих (впосл.- еще 6) и 6 послушников. В 1781 г. здесь проживали только строитель (1778-1784) иером. Корнилий, свящ. Петр Иванов и мон. Аарон, в 1793 г.- строитель (1793-1799) иером. Мелхиседек и инок. Несмотря на бедность мон-ря, в нем удалось построить 2 церкви - теплую Александро-Свирскую (сооружена из старых настоятельских келий, реконструирована с устройством иконостаса в 1782 и 1793 гг. с переосвящением во Введенскую), и соборную Богоявленскую (1782). На деревянной на столбах колокольне висело 7 колоколов, в т. ч. один из Свирского мон-ря. Средства для пропитания братии давали мукомольная мельница и лесопильный завод на р. Чегле. Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в. Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в. Девятиглавый, с 2 главами над приделами 4-престольный Богоявленский собор, судя по описанию, соответствовал традициям сев. деревянного зодчества и отличался обширными размерами. В 1788 г., при строителе (1785-1793) иером. Филарете, в нем были освящены левый придел во имя апостолов Петра и Павла и правый - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 1793 переосвящен во имя прп. Александра Свирского). В подцерковье находился придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с гробницами преподобных Сергия и Варвары (расширен в 1802 в ходе ремонта храма). В 4-ярусном иконостасе иконы верхних 3 ярусов были «суздальского произведения». Художественный интерес представляло 5-ярусное медное литое паникадило. В 1803 г., при строителе (1799-1804) иером. Пахомии, правый придел был вынесен в смежную с оградой угловую вост. башню с кельями. Там в 10-х гг. XIX в. устроили теплую церковь, но служили в ней только до 1819 г., после чего придел прп. Александра вернули в Богоявленскую ц. Храм Богоявления с Александро-Свирским и Петропавловским приделами ремонтировали в 1802, 1835 (поставлен на каменный фундамент) и 1853 (установлен новый иконостас) гг.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

Старцы XX века В Ельце в 1853 г. родился прп. Нектарий Оптинский . Он был крещён в церкви прп. Сергия Радонежского (не сохранилась). Из-за бедности учился он не в городской школе, а в сельской церковно-приходской. Уже в 11 лет ему пришлось начать работать – в лавке купца Хамова. В Оптину пустынь молодого приказчика направила схимница Феоктиста, столетняя старица, ученица Тихона Задонского , с которой ельчане советовались во всех важных делах. При советской власти настоятелем Вознесенского собора служил архимандрит Исаакий (Виноградов). Отец Исаакий был белым офицером в Дроздовской дивизии. В эмиграции принял священный сан, затем монашеский постриг, удостоился сана архимандрита. Жил в Чехословакии. В 1945 г. был арестован советскими спецслужбами и осуждён. После освобождения служил священником в Ельце. Его слава прозорливого духовника и великого проповедника простиралась на всю Россию. Он умер в 1981 г., но и теперь его духовные дети приходят к нему на могилу и получают помощь, как при жизни старца. Там же, на Новом кладбище Ельца, покоится почитаемый многими иеросхимонах Нектарий (Овчинников). До пострижения он был хирургом. В 1937 г. на собрании коллектива больницы в городе Мичуринске вступился за бывшего главного врача, обвиняемого в «троцкизме». Его уволили с такой статьёй, что он долго нигде не мог устроиться на работу. Едва взяли в Воронеже на станцию переливания крови. В начале войны, работая на этой станции, он и свою кровь сдавал для фронта. А, заведуя больницей в оккупации, рискуя жизнью, тайно лечил раненых красноармейцев. В 1955 г. стал священником. В 1975 г., служа литургию в Вознесенском соборе, отец Нектарий почувствовал себя плохо. С трудом закончив службу, священник слёг; у него отнялись руки и ноги, он ослеп. В таком состоянии последние 9 лет своей жизни он принимал духовных чад со всей страны. Его страдания закончились в 1985 г. Новое кладбище находится за городом, по дороге на Орёл. Преподобная Мелания Преподобная Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь Ельца. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

Строит. Иона , основатель, 1652. – Даниил , в мар. 1653. Игум. Иосиф определён 16 июня 1653, и в 1656, 57, 58. Строит. Варлаам , в июле 1661. Игум. Гавриил , в дек. 1681. Строит. Симеон , 1686. 11 Елатомской Адриановы пустыни, в Шацком уезде, приписной к Новому Иерусалиму, упразднённой в 1764 г. [III, 70]: Игумены Адриан (при царе Иоанне Василиевиче). Давид , в апр. 1613. Феодосий , в февр. 1621. Иона , 1624. Васильевского уезда, Борисоглебского стана, Успенской Адриановы пустыни. Игумены Филарет , в авг. 1649. Савватий , 1651 и 52. Феодосий , в февр., окт. 1657, в июле 1660, в февр. 1662. Нифонт , в янв. 1679. 12 Вознесенский, девичий, в Тамбове, основан в 1690 г. Ныне третьеклассный. [III, 600.] Игуменьи Фекла † 1735... Екатерина определена 23 февр. 1736; упом. 1739. Александра , 1749–59, 3 сент. отрешена, за беспорядки. Екатерина , 1759–64. Не называлась игуменьей. Анна , в 1764–67; † ... Палладия Дурова , в 1767–72, 4 февр. перев. в Московский Вознесенский мнтрь. Митрополия , 1772–1785, † 17 янв. Евпраксия Микулина , в 1785–89, перев. в Пензенский Троицкий мнтрь. Павла Смирнова , 1789–1800, † 6 дек. Смарагда Норова , 1801–4, уволена на покой. После в Киево-Флоровском игуменьей. Маргарита Лукина , из казначей, 1804–27; † 20 дек. 1830, на покое. Афанасия Созонова , из казначей, в 1827–44, уволена на покой и † … Евгения Гаврилова , из казначей, в 1844–69, † … Алевтина Криволуцкая определена 28 мар. 1869; удалена 13 июня 1870. Дорофея Киликовская , с 26 июня 1870. 13 Санаксарская Богородичная пустынь, от Темникова 3 версты. [VI, 3.] Строители Феодосий , игум., основатель, с 1659; упом. 1685. Зосима … Трифон ... Пётр упом. 1729 и 30. Филагрий ... Порфирий определён 24 февр. 1752 по 17 мар. 1753, отказался. (Пустынь приписана к Саровскому). Феодор Ушаков (восстановитель) в 1764–74, по суду отставлен. Иоиль определён 8 авг. 1774; по дек. 1778. Венедикт , с дек. 1778; † 27 дек. 1788. Вениамин , с 1788. Ксенофонт , игум., 1858–63. Иларий , 1864–67. Особые заметки IV, 82. Елатомского Спасского иг-нья Маремиана , 1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору. Историческое описание Киевской лавры. – Киев. 1799, 1801, 1804. Права и преимущества малороссийского духовенства (рукопись лаврской библиотеки). Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773–1776 гг.). Слово на день вступления на престол императрицы Екатерины. – М., 1768. Слово на 21 декабря 1768 года. – СПб., 1769. Слово о силе, правилах и выгодах, в Законе Божием содержащихся. – М., 1776. Слово о великих предметах учреждений Екатерины. – СПб., 1777; М., 1778. Слово при первом служении в Киеве 1784 г. – М., 1786. Речи: Императрице Екатерине в Москве. – М., 1775; Императрице Екатерине при посещении Данилова монастыря. – М., 1775; Императрице Екатерине в Киеве. – Киев, 1787. Слово на Рождество Христово в 1757 году (в рукописи). Слово на преподобного Феодосия в 1758 году (в рукописи). Переписка с игуменом Иаковом//Киевские ведомости. – 1857. Инструкция с расписанием, когда какие предметы преподавать в академии//История Киевской академии. – С. 129–130. Литература: Рождественский Ф. Самуил (Миславский), митрополит Киевский (с 70 письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории). – Киев, 1877. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 3-е изд. – СПб., 1910. – С. 49. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 91. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 117, 196, 199. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, – С. 128. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 279–280. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1404, 1418. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Карл-Адольф, рождение 22 января 1784 † 14 сентября 1830; женат на Иоанне Сиверс Ганс-Генрих, рождение 5 сентября 1786; женат на баронессе; Елене Элеоноре Менгден София, за ротмистром Насакеном Анна-Якобина, за майором Григорием Польманом КОЛЕНО VI: Германн-Карл-Георг, рождение 14 ноября 1819 Фабиан-Бернгард-Карл-Ганс, рождение 1816 Матильда Генриетта-Юлия Юлия-Августина Иоанн Тизенгаузен служил полковником в войсках Короля Шведского Карла X; сын его Георг-Рейнгольд служил сперва подполковником в войсках Карла XII, потом находился лифляндским ландратом; в этом звании он участвовал в сдаче города Риги на капитуляцию фельдмаршалу графу Шереметеву; 13 июля 1710 года, лифляндское дворянство, предводимое Георгом-Рейнгольдом Тизенгаузеном, присягнуло на верноподданство Петру Великому. Вот поколенная роспись потомству Георга-Рейнгольда, сына Иоаннова: отцовский КОЛЕНО I: Георг-Рейнгольд, рождение 1650 † 19 июня 1734; женат на Анне-Соломее-Луизе Кёниг КОЛЕНО II: Вильгельм-Генрих, рождение 15 октября 1689 † 19 октября 1730; женат на Беате-Юстине Клебек Кард-Магнус, рождение 18 января 1691 † 1743; женат на Юстине-Доротее Цеймерн, рождение 1699 † 1778 Георг-Фридрих, рождение 31 января 1692 † 17.., женат на Эртен † 1739 Луиза-Соломея, за шведским генерал-адьютантом Эбергардом Боргентрейх Маргарита-Елисавета, рождение 13 мая 1695 † 26 февраля 1748; за Каспаром Стиернфельдтом КОЛЕНО III: Георг-Христиан Георг-Каспар, рождение 29 августа 1729 † 1811; женат: 1) на Гертруде-Юлие Цеймерн, рождение 1 декабря 1739 † 28 июня 1764; 2) на Софие-Елисавете Цёгё-фон-Мантейфель, рождение 1748 † 29 апреля 1804 (все дети от 2-го брака) Карл-Рейнгольд, рождение 19 декабря 1730 † 1768; женат на баронессе Христине-Софие Гильденгоф Анна-Доротея, за бароном Иоанном-Адольфом Клодт-ф.-Юргенсбург Юстина-Луиза, рождение 11 августа 1735 † 27 декабря 1822; за Яковом-Иоанном Леске Георг-Вильгельм, † 1760; женат на Юстине-Беате Герберс Маргарита-Елисавета, 1) за Георгом-Густавом Дюнтеном; 2) за подполковником бароном Оттоном-Вильгельмом Ферзеном

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мелания ступила на путь юродства, но прп. Иларион Троекуровский, посетивший Елец, и другие прозорливые подвижники вразумили её и благословили стать затворницей. В 1819 г. она вошла в свою келью и больше не выходила из неё. Со временем Мелания обрела дар прозорливости. Люди в щели кельи просовывали записочки и получали по молитвам Мелании исцеления и иную помощь. Предсказала блаженная и день своей кончины – 11 (24) июня 1836 г. Вечером этого дня три путешественницы из Задонска видели над Каменной горой огненный столб высотой до неба. Монастыри [ править править код ] Знаменский монастырь [ править править код ] Знаменский монастырь В глубокой древности Елец стоял на Каменной горе, где сейчас остатки Знаменского женского монастыря. Не позднее 1675 г. здесь возникла небольшая мужская обитель в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской. Вскоре обитель сделали женской, а в 1769 г. она сгорела вместе со всем городом. Монахинь перевели в Воронеж. На пепелище остались жить две старицы. В период восстановления особенное покровительство монастырю оказал свт. Тихон, проживавший на покое в Задонской обители. Иногда святитель посещал монастырь сам, иногда присылал тайную милостыню монахиням и беднейшим ельчанам. По его благословению в 1772 г. в монастырь из Воронежа переселились послушницы Матрона и Ксения, а купец Конон Кожухов по просьбе святителя выстроил для них келью. Со временем Матрона постриглась в монахини с именем Олимпиады и стала настоятельницей. Славу обители принесла прп. Мелания. Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010