Ангелы исполняли обряд с обходом кругом этого здания, как ныне делают это мусульмане вокруг Каабы. Когда Адам приступил к устройству Каабы, Бог ниспослал ему этот Бейту-ль-Магмур, что бы он служил ему моделью; по окончании постройки он был взят обратно на небо. По другим преданиям этот Бейту-ль-Магмур был на земле во все время жизни Адама и служил ему храмом, а взят был на небо лишь при Сифе, который и построил мекканскую Каабу. См. Ibn Khaldoun. Les prolégomènes. Trad. par M, De Slane, t. II, p 254. Herbolet, Bibl. Orient, под словом Caaba. Sale, The Koran. The preliminary discourse, p. 116. По всей вероятности, эти мусульманские легенды о небесном храме Бейту-ль-Магмур, образовались под влиянием плохо понятых христианства и иудейства. С одной стороны, на образование этой легенды имели влияния те места Нового Завета где говорится о небесном Иерусалиме (например, Откр. 21:2 ), который сходит по землю, тем более, что эти выражения Писания получили в апокрифах ещё дальнейшее легендарное развитие, например, в откровении Петра читаем: «мы сотворили высший Иерусалим над водами, которые находятся на третьем небе – прямо над нынешним Иерусалимом». Sale, The Koran. The preliminary discourse, p. 116. С другой стороны, мусульманская легенда еще ближе напоминает легенду иудейскую, по которой на небе находится жертвенник, на котором ангел Михаил и души благочестивых приносят жертвы Богу. Sebach 62 Chag, Kohut, ubi. Sup, p. 27. 1771 Дум есть арабское название вееролистной или низкорослой пальмы, которая у ботаников под названием Chamaerops humilis. 1776 Perceval, Essai. I. I, p. 171–172. Миссионерский противомусульманский сборник. Вып. XV, стр. 14–15. 1780 Под влиянием этого требования восточных приличий, мусульмане при совершении хаджа, после его окончания, выходят из двора, который окружает Каабу, не обыкновенно, а задом наперёд, по направлению к холмам Сафе и Мерве. 1782 О крайней сбивчивости этой генеалогии и о постепенном приобретении сведений в этой области относительно упомянутых библейских лиц Мухаммедом, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

– К., 1986. – Т. 3. – С. 241,244–245; Баранов И А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1991. – С. 148–149; Паршина Е.А. Торжище в Партенитах//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 93–94. 1773 Активизация переселения алан и булгар в Таврику из Предкавказья могла быть вызвана последствиями разорительной арабо-хазарской войны 722–737 гг. (Плетнева С. А. Кочевники средневековья. – М., 1982. – С. 168–169). 1775 Талис Д.А. Вопросы периодизации истории Херсона в эпоху раннего средневековья//ВВ.– 1961. – Т. 18. – С. 63; Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 197. 1776 Айбабин А.И. Указ. соч. – С. 200–201; Могаричев Ю.М. Крымская агиография как отражение изменений в политической и церковной структуре Таврики иконоборческого периода//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2003. – Вып. 13. – С. 265; Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Крыма середины – второй половины VIII в.//Х с б. – 2004. – Вып. 13. – С. 163–168. 1777 См.: Якобсон A.A. Крым в средние века. – М., 1973. – С. 44–47; Паршина Е.А., Тесленко И.Б., Зеленко С. М. Гончарные центры Таврики VIII–X вв.//Морська mopribля в Nibhiчhoмy Npuчophoмop’i. – К., 2001. – С. 72–77, рис. 1; Тесленко И.Б., Лысенко А.Б. Археологические разведки на Южном берегу Крыма в 2002 г.//Apxeoлoriчhi видкриття в Ykpaihi 2001–2002 pp.: 36ipka наук. прац. – К., 2003. – С. 270–272. 1779 Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. – Л., 1991. – С. 7; ср.: Якобсон А.Л. О численности населения средневекового Херсонеса//ВВ. – 1961. – Т. 19. – С. 161; Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – Л., 1983. – С. 10. 1780 Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. – С. 41,64,156,164. 1781 Ср.: Theophanis cronographia ex rec. С. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 422–423; Mango C. Le developpement urbain de Constantinople, IVe – Vile siecles. – Paris, 1985. – P. 57 suiv. 1782 Сорочан С.Б., Зубарь B.M:, Марченко A.B. Херсонес-Херсон-Корсунь. – Κ., 2003. – C. 98–99, 190–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский (Бакулеско-Бодони Григорий Григорьевич) Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании. Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности – румын. Отец его был дворянином. Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки. Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов. В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки. Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину. По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность. Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками. По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище. 31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября – во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго. По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии. Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высокопреосвященный митрополит Михаил Высокопреосвященный митрополит Михаил родился 8 ноября 1762 года. Отец его, пономарь Михаил, служил в селе Топоркове, богородского уезда, московской епархии. В семействе пономаря были тогда жена и сын. Михаил при рождении был назван Матвеем. Отец его, страдавший от оспы, в день рождения Матвея, принимал таинство Елеосвящения. К нему поднесли новорожденного младенца, и он благословил его руками, помазанными елеем. Отец скончался в тот день, когда над Матвеем совершено было таинство Крещения. Мать его, истомленная горестью, не могла сама кормить младенца и не имела средств нанять кормилицу. Поэтому, при участии добрых людей, младенец был вскормлен молоком козы. Чтобы дать осиротелому семейству средства к жизни, московский митрополит Платон (Малиновский) оставил за Матвеем причетническое место отца его. Возрастая среди скромной обстановки сельского церковника, Матвей готовился к должности, которую проходил отец. Дядя его, Матвей, священник села Хомягина, научил его читать псалтирь, петь церковные песни, и когда сирота достиг 14-ти летнего возраста, мать отвела его к митр. Платону (Левшину) и просила определить сына на место, предоставленное ему от рождения. Платон оставил за ним место на прежних правах, не сделал его причетником, а отослал в ученье в Троицкую семинарию. Здесь Матвей, с фамилией Десницкого, учился шесть лет (с 1776 по 1782 год). Семинария, под покровительством Платона, была в цветущем состоянии. Содействуя успеху наук и зная, что ученым занятиям особенно благоприятствует уединенная жизнь монаха, Платон старался развивать в учащихся стремление к монашеству и определяя в семинарию наставников, всегда предпочитал монахов. Во время пребывания здесь Матвея Десницкого, все преподаватели были монахи. Десницкий сам стал стремиться к монашеству и уже с 23-х лет готов был идти в монахи. В Семинарии Десницкий отличался кротостию в обращении с товарищами, ревностью к наукам, даром слова и искусством вести публичные диспуты, употреблявшиеся тогда в духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

переводе-пересказе), снабженные множеством дополнений и примечаний, содержащих ценнейшие сведения и ссылки, в т. ч. на рукописные источники. Оригинальных сочинений Н. С. немного, более или менее это определение можно отнести к памятнику аскетической письменности Греции поствизант. периода - «Увещательное руководство», однако и в отношении этого произведения возможны нек-рые оговорки, что связано прежде всего с обильным цитированием античных и христианских, древних и новых авторов, а также с существованием возможных прототипов (см.: Citterio. 2002. P. 929-930). Деятельность Н. С. представляла собой в первую очередь работу редактора, переводчика, схолиаста. Г. Подскальский подчеркивает, что «многие из известных нам (т. е. опубликованных) трудов [Никодима Святогорца] суть всего лишь сборники, компиляции, переработки или пересказы классических трудов других писателей. Однако их широкое воздействие сравнимо с резонансом, вызванным деятельностью аббата Миня. Впрочем, наряду с ними присутствуют и подлинно оригинальные сочинения» ( Podskalsky. 2005. S. 469). Основные труды Н. С. «Добротолюбие» (Θιλοκαλα) впервые издано в Венеции в 1782 г. Об обстоятельствах создания и публикации этой святоотеческой антологии и ее составе см. в ст. «Добротолюбие» , а также в ст. Макарий Нотара . Сведения об изданиях и о переводах см. также в работе: Citterio. 2002. P. 919-921. В 2016 г. были опубликованы статьи, в к-рых были рассмотрены рукописные сборники, по-видимому предшествующие появлению антологии и положенные в ее основу ( Deun. 2016; Paschalidis. 2016). Наиболее важными рукописями такого рода являются написанные колливадом мон. Константием: Σκιθος. Μον το Εαγγελισμο. N 10 (1768, подробное описание с идентификацией всех произведений, фрагментов и схолий см.: Deun. 2016. P. 164-198) и Ath. Karakal. 72 (1585) (1776, см.: Paschalidis. 2016. P. 215-217; о др. протофилокалических рукописях см.: Ibid. P. 217-221; о мон. Константии см.: Ibid. P. 212-215). Анализ рукописей, содержащих значительное число текстов, в дальнейшем вошедших в изданную в Венеции святоотеческую антологию «Добротолюбие», позволяет заключить, что деятельность по собиранию такого рода текстов началась задолго до встречи на Афоне свт.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

Радищев поступил так, как в его эпоху поступали «логические самоубийцы», отрицавшие главное в человеке – его Божественное происхождение. Самоубийца совершал один из самых тяжких грехов, потому что посягал на жизнь, которая ему не принадлежит. Радищев подвел логическую черту под всем русским просвещением как одной из форм богоборчества и атеизма. Он был не единственным, кто обратился к программному стихотворению Вольтера – «Молитве» из заключительной части «Поэмы о естественном законе» (1752). Первым из русских поэтов это сделал в 1776 году Гавриил Державин, в вольном и значительно расширенном переводе которого «приглушены» именно богоборческие мотивы. Державин не просто переводит стихи с французского на русский, а вступает в спор с Вольтером и вольтерьянцами. Радищевский перевод в этом отношении, наоборот, ближе к подлиннику. Радищев стремится с наибольшей точностью передать мысли своего духовного гуру. Из песнопения «Творение мира»  Хор: Тако предвечная мысль, осеняясь собою И своего всемогущества во глубине, Тако вещала, егда все покрытые мглою Первенственны семена, опочив в тишине, Действия чужды и жизни восторга лежали, Времени круга миры когда не измеряли. Бог: Един повсюду и предвечен, Всесилен Бог и безконечен; Всегда Я буду, есмь и был, Един везде вся исполняя, Себя в себе Я заключая, Днесь всё во мне, во всем Я жил. Но неужель всегда пребуду Всесилен мыслью, мыслью Бог? И в недрах божества забуду То, что б начати Я возмог? Или любовь моя блаженна Во мне пребудет невозжженна, Безгласна, томна, лишь во мне Всевечно жар ее пылая, Ужель безплодно истлевая, Пребудет божество во дне? Расширим себе пределы, Тьмой умножим божество, Совершим совета меры, Да явится вещество. Хор: Вострепещи днесь, упругое древле ничто! Ветхий се деньми грядет во могуществе стройном, Да сокрушит навсегда смерть во царстве покойном, Всюду да будет жизнь, радость, утехи. 1779–1782 (?) Молитва Из Вольтера Тебя, о Боже мой, Тебя не признавают, – Тебя, что твари все повсюду возвещают. Внемли последний глас: я, если прегрешил,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Это относится как к наиболее значимым фигурам - Фердинандо Фуге с его колоссальным Странноприимным домом в Неаполе (1751-1829) и Луиджи Ванвителли, автору перестройки созданной Микеланджело ц. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме (1748-1765, фасад снесен в 1911), так и к малоизвестным мастерам, напр. братьям Джулио и Джузеппе Кампорезе, построившим церкви Сан-Никола-ди-Бари в Сорианонель-Чимино близ Витербо (1782-1791) и Сантиссима-Тринита в Дженцано-ди-Рома к юго-востоку от Рима (после 1780-1808). Первым произведением сложившегося неоклассицизма в Риме стали Музеи Ватикана. По инициативе Джованни Баттисты Висконти, преемника Винкельмана на посту главного инспектора по древностям, под них был реконструирован бывший дворец папы Иннокентия VIII (между 1484 и 1492, ныне музей Пио-Клементино, Ватикан). Работы велись в 1771-1793 гг. (Алессандро Дори, с 1772 Микеланджело Симонетти, с 1775 также Пьетро Кампорезе), были созданы залы Греческого креста, Муз и Круглый, 8-угольный двор и др. Ученик Ванвителли Джузеппе Пьермарини стал основоположником неоклассицизма в принадлежавшем Австрии Милане, построив театр «Ла-Скала» (1776-1778) и королевский дворец (1773-1778); он возвел фасад ц. Санти-Джервазио-э-Протазио в Парабиаго (1780) к северо-западу от Милана. Др. ученик Ванвителли, Симоне Кантони, перестроил десятки сельских церквей к северу от Милана (в т. ч. в швейцар. кантоне Тичино); его главное произведение - ц. Санти-Джервазио-э-Протазио в Горгондзоле (1806-1820), отличающаяся замысловатым объемно-пространственным построением. Интерьер базилики Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. 1825–1854 гг. Интерьер базилики Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. 1825–1854 гг. После завоевания И. имп. Наполеоном было положено начало реконструкции крупнейших городов, в т. ч. Милана и Рима. При непосредственном участии франц. мастеров в стилистике неоклассицизма перестраивались исторически сложившиеся пространства, менявшие свое назначение и характер (площадь перед замком Сфорца в Милане и Пьяццадель-Пополо в Риме).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В центре находится надпись «In God We Trust» («На Бога уповаем»). Это национальный девиз Соединенных Штатов, официально принятый 30 июля 1956 г., во время президентства Дуайта Эйзенхауэра; однако он появился уже в 1862 г. на двухцентовой монете, тогда как в несколько иной версии — «In God Our Trust» — он присутствовал в патриотической песне «Тне Star-Spangled Banner» («Усыпанное звездами знамя»), приобретшей популярность с 1814 г. и в 1931 г. Принятой Конгрессом Соединенных Штатов в качестве государственного гимна. По бокам от надписи изображены две стороны Большой Печати Соединенных Штатов, выбранной в 1776 г. Бенджамином Франклином, Томасом Джефферсоном, Джоном Адамсом и после тщательной проверки одобренной Конгрессом 20 июня 1782 г. На одной стороне печати можно увидеть американского орла с распростертыми крыльями, сжимающего в когтях справа боевые стрелы, а слева — оливковую ветвь, в клюве держащего ленту, на которой написан другой национальный девиз — «Е Pluribus Unum» («Из многих — единое»). Эта фраза состоит из тринадцати букв по количеству колоний, установивших новую республику. Кроме того, над орлом помещено созвездие из тринадцати звезд, расположенных таким образом, что они образуют звездный рисунок, окруженный ярким ореолом. С другой стороны религиозного девиза изображена усеченная пирамида, состоящая из тринадцати слоев квадратных каменных блоков. Эти блоки символизируют самоуправление, а незаконченность конструкции означает, что к американской республике могут присоединиться новые штаты. На первом уровне блоков выгравирована римскими цифрами дата подписания Декларации независимости MDCCLXXVI. Основание пирамиды окружено лентой с надписью, взятой из стихотворения Вергилия «Novus ordo Seclorum» ( «Новый порядок веков»). Над пирамидой возвышается священный треугольник с божественным оком, окруженный фразой из тринадцати букв, также заимствованной из Вергилия и вырисовывающейся на небе, словно слова, изреченные голосом свыше: «Annuit Coeptis» ( «Одобрил начинания»).

http://bogoslov.ru/event/6168401

Наконец, Архиепископ Московский, с 1757 года по 16 Сентября 1771 года. 16 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, Член Синода с 1757 года Ноября 4. В 1767 году, Января 3, уволен и 18 Апреля скончался. 17 . ИОАННИКИЙ I Павлуцкий, Архимандрит Савинский, с 1758 по 1762 год; потом Епископ Воронежский. 18 . СИЛЬВЕСТР Страгородский, Епископ Переславский, затем, с 1763 года, Крутицкий. А велено ему присутствовать погодно, переменяясь с Преосвященными Тимофеем Московским и Амвросием Крутицким по старшинству. В 1771 году, Марта 14, за болезнью уволен на покой. В 1763 году, Октября 3, Именным Высочайшим указом повелено в Синодальной Конторе присутствовать Архиерею 1, Архимандриту 1, Протопопу 1 и быть Прокурору. 19 . ВАРФОЛОМЕЙ, Архимандрит Знаменский, затем Савинский, с 1764 года Января 16. В 1773 году скончался. 20 . АЛЕКСАНДР I Георгиевич Левшин, Протоиерей Успенский, с 1768 года Января 16. В 1798 году скончался. 21 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 24 Сентября 1771 года. В 1775 году, Февраля 17, пожалован Членом Синода и Апреля 11 скончался. 22 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 1771 года Сентября 24. В 1775 году, Февраля 17, пожалован Членом Синода. В 1776 году, Марта 17, переведён в Ростов. 23 . ИОАНН II Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1771 года. В 1775 году пожалован Членом Синода. В 1778 году, Декабря 8, скончался. 24 . ПЛАТОН II Левшин, Архиепископ, затем Митрополит Московский и Член Синода с 1775 года Декабря 20 по 25 Января 1776 года. Потом с 9 Января 1777 года по 2 Апреля 1792 года. 25 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 1776 года Февраля 5 по 29 Марта 1776 года. 26 . ДАМАСКИН Семёнов–Руднев, Архимандрит Заиконопасский и Ректор Академии, с 1779 года Апреля 19. В 1782 году, Мая 4, хиротонисан в Епископа Севского. 27 . АМВРОСИЙ II Подобедов, Епископ Севский, затем Крутицкий, с 1782 года Января 21 по 1785 ход. Ныне Митрополит Новгородский и первенствующий Член Синода. 28 . ПЛАТОН III Любарский, Архимандрит Донской, с 4 Мая 1792 года. В 1794 году, Февраля 26, хиротонисан, в Епископа Тамбовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сырой Лес. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Погост " Каменно " находился в 200 верстах от Санкт-Петербурга. Сегодня, если добираться по дороге Санкт-Петербург - Кингисепп - Сланцы - Гдов до поворота у деревни Подолещье вам придется проехать порядка 240 километров. Еще четыре километра придется ехать по асфальтированному проселку до деревень Каменный Конец и Сырой Лес, где и находится нынешний храм свт. Николая. На месте современного каменного храма здесь ранее существовал деревянный, который был освящен в 1782 году, о чем было записано на верхнем ярусе иконостаса. Церковь эта, кстати сказать, построенная на месте сгоревшей в 1776 году деревянной же церкви, была покрыта железом, не имела отопления, снаружи была обита досками, а изнутри холстом. Из святынь, хранившихся в деревянной церкви была известна старинная икона свт. Николая, имевшая на обороте надпись: " 1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фомина, сына Базанина, в усадьбище Каменно на место погоревшей церкви в том же году июня в 8-й день " . В библиотеке храма хранились тогда: план на церковную землю 1782 года, составленный гдовским землемером Иваном Ярусовым, и подписанный чертежным директором капитаном Петром Нееловым; межевые книги того же 1782 года. Земли в них указано 4 десятины и 3 сажени у церкви и еще 8 десятин и 160 сажень в полверсте от церкви; план на пустошь " Никольское Ивановское Сиденье " , составленный в 1843 году. Пустошь находилась от церкви в 2-х верстах и состояла из 20 деятин, и 1450 квадратных саженей. План, составленный в 1786 г. Рябовым, обновлен в 1843 году Алексеем Агаповым. Пустошью прежде владели Коновницыны. Из прежних священников известны: Флор Абрамов, упомянутый на плане 1782 года; Федор Абрамов (+1804); Никита Евсевиев, в 1826 году переведенный в Петербург в домовую церковь князя Щербатова; Михаил Разумовский, переведенный в 1729 году в Павлово; Иоанн Иоаннов, в 1846 году переведенный в Петербург в Новодевичий монастырь; Михаил Каменский, старанием которого в 1857 году было заведено училище, обновлен храм, куплен за 800 рублей колокол в 50 пудов и приобретено церковной утвари на 400 рублей; Александр Андреев Рассудовский. Ранее, до утверждения штатов причт храма получал ругу, доходы за требы и от земли. Осенью собиралось до 30 кулей хлеба на причт. В 1843 году причт был определен по 4-му разряду и получал от казны 340 рублей в год, но при этом пользовался отчасти прежними способами содержания. Крестьяне занимались земледелием, рыбной ловлей, извозом, плотничеством, сапожным делом. В училище, открытом в 1849 г. училось до 15 человек ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=01358

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010