Камышин. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Никольский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Единственный храм, уцелевший во время советской власти в городе, это каменный Никольский Кафедральный Собор. Это была самая маленькая церковь в Камышине. До революции в городе было три каменных храма. Изначально Никольский храм был деревянным, 1775 года постройки, возведенным вблизи кладбища. В 1825 году храм перестроили в каменный. В 1933 году Никольский храм был закрыт, разграблен, а здание использовалось под склад. Во время войны храм был открыт для богослужений. И тогда началось медленное восстановление храма. В настоящее время  возведена трёхъярусная колокольня. Испокон веков умерших в России хоронили при церквях и храмах. Но из-за чумы, докатившейся до Камышина (бывшего Дмитриевска) в 1771–1772 годах, в целях предосторожности от распространения «черной смерти» городскими властями был наложен строжайший запрет на захоронения людей при городских храмах. Поэтому недалеко от Камышина на выделенном под кладбище участке земли – «выгоне» – построили маленькую церковь и освятили ее 22 мая 1775 года во имя Николая Угодника. Она стала четвертым по счету православным храмом города, в котором на протяжении пятидесяти лет отпевали умерших горожан. В 1824–1825 годах деревянный Никольский храм перестроили в камне, украсив его 13-ти метровым куполом и крытой галереей, опирающейся на колонны. Хотя храм имел довольно внушительные размеры – общая площадь равнялась около 339 кв. м., внутри одновременно могло находиться более 800 человек, а в штате было три священнослужителя, по сравнению с другими храмами города церковь Николы Чудотворца была сравнительно небольшой. До начала XX века в Никольском храме исправно проводились богослужения. В 1909 году было принято решение о его реконструкции, составлен и утвержден проект, но тогда замысел так и не был претворен в жизнь – сбор средств продвигался медленнее, чем ожидалось, да и начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война не способствовала переустройству. А с приходом к власти большевиков и вовсе произошел переворот во всех сферах жизни, включая церковную.

http://sobory.ru/article/?object=21767

Гагарино. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты В документах 1680 г. упоминается находившееся в среднем течении р. Ягодная Ряса поместье князей Гагариных, по фамилии которых и получило впоследствии свое название село. Согласно историческим документам, поселение было основано служилыми людьми. Сложилось оно из двух населенных пунктов: деревни Новопокровское, Серпетчино тож и с. Никольское, Гагарино тож, расположенных по обоим берегам р. Ягодная Ряса. Последнее называлось так по деревянному храму святителя Николая Чудотворца, построенному в 1775 г. По данным на 1802 г., в с. Гагарино насчитывалось 37 дворов, а в них 151 мужчин и 144 женщины. В приходе Никольской церкви значилось сц. Покровское, Зыково тож, а в нем дворов 81, мужчин 378, женщин 378, а также д. Новопокровская с 18 дворами, а в них 90 мужчин и 102 женщины. В 1818 г. помещик майор Лев Кузьмич Рогозин просил в вотчине своей, «состоящей здешней епархии Раненбургской округи в селе Никольском, Гагарине тож имеется однопредельная деревянная церковь во имя Чудотворца Николая, которая хоть и крепка и к продолжению службы способна, но как имею усердие в оном селе вместо оной деревянной церкви вновь выстроить во имя Христа Спасителя с пределом Николая Чудотворца своим иждивением каменную, то прилагаю к прошению план и фасад. Покорнейше прошу дозволить, и вместо упоминаемой деревянной построить каменную церковь». В марте того же 1818 г. последовал указ Рязанской духовной консистории о разрешении строительства и выдаче антиминса в новую церковь, который 13 августа 1819 г. получен благочинным. В мае 1824 г. новый благочинный доносил священноначалию, что «майор Рогозин по своему произволу преуготовил канавы и грунт к зачатию клажи каменной церкви разстоянием от деревянной не менее пятидесяти сажен, против предписания указа». По указу Консистории было проведено дознание, и вопрос рассматривался Раненбургским земским судом, который отметил, что выбранное Рогозиным место более удобное и красивое, церковь в центре села, на правой стороне ручья, чтобы доступ был всем, и смотрелась церковь добротно и величаво, в восьмидесяти саженях от господского дома; и строит помещик на свои средства и в настоящее время уже вывел стены на три аршина выше фундамента! В результате дело было закрыто и сдано в архив.

http://sobory.ru/article/?object=17312

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 Татищева Росс. История, изданная в М. и С. П. Б с 1766–1784. Часть I. С. 46 и часть II. С. 566. 8 Нестор. С. 59. В издании Кенигсбергского списка прибавлено из Новогородской летописи по списку Татищева, что священник сей был при ней втайне. 15 Шлетцер о сводном Несторе. Русского перевода издан. В С. П. Б. c 1809–1819. Часть II. С. 248. 18 Нестор. С. 84, 85 и 87. Степен. книга. С. 152. Изд. в М. 1775 г. – Из первоначальных церквей две, Васильевская и Десятинная, от древних времен уцелели частью и доныне. Первая, ныне именуемая Трехсвятительская, прежде второй построена была Владимиром, может быть для поспешности деревянная, как и прочие. Ибо для второй каменной Десятинной вызвал он мастеров из Греции. Но и Васильевской здание каменное, доныне оставшееся, очевидно весьма древнее и если не Владимирова же, то крайней мере ближайшего к нему времени. Она длиной, кроме новой уже пристроенной паперти, 35, шириной в 16 аршин и 10 вершков со стенами; вышиной 14 аршин 7 вершков, а верх ее стен с карнизом и по стенам пилястры; также окна, сделанные уже новые. Одно только узкое окно к северу в притворе алтаря оставлено древнее. В старинных сметных, или городовых книгах она описана следующим образом: « церковь каменная Трех Святителей в длину от основания с алтарем 7 сажень, внутри от западных дверей до алтаря полторы сажени, алтарь в длину 3 сажени с аршином; поперек той церкви и алтаря 4 сажени с аршином; на той церкви глав и сводов нет, обвалились во многих местах стены разбились.» Десятинная церковь была гораздо обширнее оной. По следам ее стен, отрытых в 1824 г., заметно, что она была четвероугольная, длина середины около 24, а ширина 18 сажен. Освящена в первый раз в 996 г. мая 12 по сказанию Киевской следованной псалтири изд. 1758 г., а во второй раз 1039, по свидетельству Нестора. Нынешняя же, именуемая Десятинная, длиной, кроме пристроенной колокольни 20 аршин 3 вершка, шириной 8 аршин и 12 вершков со стенами. На верху ее надстроена еще деревянная церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Москва. Кремль. Домовая церковь Петра и Павла в Малом Николаевском дворце. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь занимала два нижних этажа в восточной части дворца. Согласно источникам, церковь эта была устроена в качестве домового храма во имя святых апостолов Петра и Павла внутри Архиерейского дома около 1787 года. Само же здание было построено на несколько лет раньше, в 1775-1776 годах, на месте старых архиерейских покоев, которые были разгромлены толпой во время чумного бунта 1771 года. Поскольку московские архиереи, по указу Синода, проживали в специально отведённых для них палатах в Кремле на территории Чудова монастыря со времени учреждения в 1742 году Московской Епархии, императрица Екатерина II выделила 40 тысяч рублей на постройку дома для возведённого ею в сан митрополита архиепископа Платона. Архитектор Матвей Казаков, приглашённый для этого строительства, расположил Архиерейский дом в углу участка, который примыкал к территории Чудова и Вознесенского монастырей. Под его руководством было возведено двухэтажное здание. По архитектуре оно представляло собой образец классицизма, скромно декорированный и простой в исполнении. Именно в таком виде оно и стало первым сооружением в Кремле, построенным в этом стиле. В нём имелась обязательная, характерная для этого стиля, полуротонда с четырьмя колоннами. Такое решение архитектор предложил для украшения центрального угла здания, который выходил на площадь. Сверху был добавлен невысокий аттик, украшенный гербом из лепнины. Опоясывала это всё открытая галерея. Заданный ритм колонн портика был продолжен лопатками, которые разделяли оба фасада на всю их высоту. Верхний ряд окон был украшен наличниками с лепными барельефами, они же служили украшением и простенков между ними. После кончины митрополита Платона в 1812 году Архиерейский дом на несколько лет «осиротел», а в 1817 году был передан в дворцовое ведомство. Его приспособили под кремлёвскую резиденцию великого князя Николая Павловича, который часто останавливался в этом дворце с семьёй. Именно здесь родился в 1818 году его сын, будущий император России Александр II. В 1824 году над зданием был надстроен из дерева и обложен кирпичом третий этаж. А с 1831 года комплекс стали именовать Малым Николаевским дворцом.

http://sobory.ru/article/?object=34456

Носовское. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Иоакима и Анны. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1788 и 1814. Адрес: Вологодская область,Череповецкий район, п/о Ясная Поляна с.Носовское. Координаты: 59.181782, 37.902126 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви за 1921 год Церквей две, обе каменные. Первая – Воскресения Христова, однопрестольная, построена в 1788 году тщанием прихожан. Вторая – Богоотец Иоакима и Анны, построена в 1824 году тщанием прихожан, два придела: Николая Чудотворца (левый) и пророка Илии (правый). Колокольня каменная, построена отдельно от церквей в 1795 году тщанием прихожан. Утвари достаточно. По штату: священник и псаломщик. Кружечных доходов за 1921 год – 72.000 рублей. Земли состояло: усадебной с церковным погостом – 2 десятины 1676 кв. сажен, пахатной – 12 десятин, сенокосной – 15 десятин, всего – 51 дес. 1676 кв. сажен. В настоящее время на причт имеется только 12 десятин, качество земли низкое. В приходе две школы: Носовская 2-классная и Данская 1-классная, в настоящее время занятия не ведутся. Преосвященный посетил приход в последний раз в 1902 году. Сторожка каменная. От местного благочиния в селе Ильинском 12 вёрст. Ближайшие церкви: Покровская Дементьевская – 3 версты, Благовещенская г. Череповец – 5 вёрст. 4 часовни в деревнях: Большой Двор, Шалаево, Данское, Новец. В наше время Воскресенская церковь представляет собой руины, но внутри еще видны остатки фресок. Колокольня в 11 пролетов высотой не сохранилась, но во время войны она еще существовала и использовалась как наблюдательный пункт. Церковь Иоакима и Анны в настоящее время является действующей. Приход Носовский, V класса Первоначальное основание прихода относится к XVII веку. В 1668 году по благословлению патриарха Иосифа II-ro был открыт приход Носовский. До этого времени прихожане сей церкви принадлежали Череповской слободе, к Феодосиевскому приходу, что ныне Благовещенская церковь в г. Череповце и были крепостные Череповецкого Воскресенского монастыря, куда были пожертвованы князем Андреем Михайловичем Можайским - внуком Калиты, около 1488 года. Первая церковь в приходе была устроена во имя св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны деревянная; в таком виде она существовала до 1770 годов, а приход назывался Богоиоакимовским. В 1770 году или несколько позже пожар истребил ее до основания, а на место ее дозволено грамотою Вологодского епархиального архиерея Иринея в 1775 году перевести деревянную церковь Леонтиевскую из села Богородского с переименованием в Богоиоакимовскую. Церковь эта по ветхости заменена в 1814 году каменною. Название прихода Воскресенского произошло со времени построения летнего храма Воскресенского в 1788 году. В настоящее время в приходе два храма: один летний холодный, устроенный во имя Воскресения Христова однопрестольный, а другой зимний, теплый Богоиоакимовский, с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=35519

Серапион, митрополит Киевский и Галицкий (Александровский Стефан) Родился 22 июля 1747 года в Александровской слободе Владимирской губернии в семье священника. 11 марта 1759 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. 23 сентября 1770 года по окончании духовной семинарии оставлен в ней учителем. 8 февраля 1771 года пострижен в монашество. В январе 1772 года назначен проповедником Московской духовной академии. С 10 марта 1775 года – игумен Крестовоздвиженского монастыря в Москве. 27 января 1776 года перемещен игуменом Московского Знаменского монастыря. С 17 февраля 1779 года – архимандрит Московского Богоявленского монастыря. С 1785 года состоял в Москве цензором духовных книг. 11 июня 1788 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с оставлением архимандритом Московского Богоявленского монастыря. 16 октября 1799 года назначен на вновь учрежденную Калужскую кафедру. 21 октября 1799 года возведен в сан архиепископа с новым назначением в Казань, не успев побывать в Калуге. Состоял вице-президентом Российского Библейского общества в Казани и в Казанском учебном округе. С 11 декабря 1803 года – митрополит Киевский и Галицкий и член Святейшего Синода. В 1814 году избран в почетные члены Санкт-Петербургской духовной академии. 24 января 1822 года уволен на покой. Скончался 14 сентября 1824 года. Погребен в Киевском Софийском соборе. Митрополит Серапион вел интересный дневник. В «Трудах Киевской духовной академии за 1882 год» (октябрь, ноябрь) помещен дневник его за время управления Киевской митрополией. Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 105. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403, 1405. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 154. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 291, 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Туринский Свято-Николаевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был основан в 1624 году архиепископом Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. Вновь открыт в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога, но не было в нем установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника, для отправления богослужения. Посему Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) послал в город Туринск иеромонаха Макария, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь, а монахини оставлены в женском Покровском (до 1740 г.). Первая, построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь (построена и освящена в 1785 г.) в честь Вознесения Господня, на пожертвования доброхотных дателей, и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны (освящены 16.10.1778 г.). В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы (1768-1833, память 24 октября/6 ноября), а второй – Василиска (1824, память 29 декабря/11 января), вознамерились искать в глубине Сибири уединеннаго и пустыннаго места для безмолвнаго жительства и спасения душевнаго; остановились в 40 верстах от г. Кузнецка Тобольской губернии. В числе первых благодетелей были благодетельницы, которые переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии. С согласия Преосвященного Зосима избрал Туринский Николаевский мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринский_Свят...

Уфа. Церковь Троицы Живоначальной. Смоленский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По поверьям, за 20 лет до строительства храма на этом месте произошло явление лика Божьей Матери, таким образом, храм обеспечил себе главенствующее положение еще на долгие времена. В то время большинство сооружений строились с оборонительной целью, церкви не исключение. Крепкие и толстые стены собора могли выдержать любой вражеский натиск. Собор имел кубическую форму, с пятью куполами и алтарь, состоявший из трех частей: в центре располагался престол, слева жертвенник, справа ризница. Внутри церковь украшали фрески, пол, уложенный каменными плитами и замурованные в стены глиняные голосники для более лучшей акустики. В 1824 году к приезду императора Александра I, церковь была перестроена и обновлена. Деревянный храм снесли, а вместо него построили кирпичную церковь, сохранив в неизменном виде лишь центральную часть, отдельно стоящую колокольню. Много легенд связано со Смоленским собором. Во время крестьянской войны (1773–1775 гг.), когда вражеские силы подвергали Уфу осаде, в храме во время службы постоянно слышался колокольный звон. Самое удивительное, что на тот момент колокольни уже не существовало, после пожара в 1759 году ее еще не восстановили. Из-за этого неоднократно прерывалась служба, и люди, испугавшись выбегали в ужасе из храма. Об этом странном обстоятельстве было доложено в Москву, откуда пришел приказ осмотреть церковь и по надобности её разобрать и заново собрать. Но даже это не помогло. Вследствие чего было принято совершить крестный ход вокруг города, после чего удивительный гул прекратился. После революции 1917 года в здании храма располагались склады, кинотеатр и даже тюрьма. Несмотря на сложное отношение между церковью и властью, неоднократно поднимался вопрос о реставрации церкви как памятника архитектуры. Но в 1933 году церковь была закрыта, а спустя 20 лет снесена. В 1957 году на месте Смоленского собора установили памятник дружбы в честь 400-тия присоединения Башкирии к России. http://imhomir.com/blog/Ufa/8020.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36597

Никодим Панкратьев , 18 февр. 1774, из префектов акад.; † в начале 1775. Кассиан Лехницкий , с 5 апр. 1775, из префектов акад.; † 11 июня 1784. Варлаам Миславский 10 авг. 1784 перев. из Ростовского Борисоглебского монастыря, а 8 мар. 1787 в Киево-Михайловский Златоверхий, оставаясь ректором; † 30 июля 1791. Иероним Блонский , архим. Киево-Михайловский, определён ректором 9 сент. 1791; в 1795 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофилакт Слонецкий (Слоницкий) , архим. Киево-Михайловский, определён ректором 17 авг. 1795; 10 дек. 1798 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь, оставаясь ректором до 1803. Ириней Фальковский в апр. 1803 перев. из Гамалеевского митра, а 8 сент. в Киево-Николаевский Пустынный. Иакинф Логановский , из префектов акад., с 30 мар. 1804; 28 окт. 1813 перев. в Курский Знаменский мнтрь. Иоасаф Мохов , из префектов акад., с 17 янв. 1814; в мар. 1817 уволен в Киево-Печерскую Лавру на покой; † ... Моисей Богданов-Платонов (Антипов) произведён в 1817; 2 мар. 1824 хирот. в Новгородского викария. Мелетий Леонтович в 1824 перев. из Спасо-Елиазарова монастыря; 21 нояб. 1826 хирот. в викарии Киевской епархии. Кирил Куницкий 30 нояб. 1826 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 13 мая 1828 хирот. в викарии Киевской епарх. Смарагд Крыжановский 23 авг. 1828 перев. из Московского Петровского монастыря, а в 1830 – в Пинский Богоявленский. Иннокентий Борисов , 27 авг. 1830, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад.; 21 нояб. 1837 хирот. в викарии Киевской епархии. Иеремия Соловьёв в 1838 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 6 апр. 1841 хирот. в викарии Киевской епархии. Дмитрий Муротов в 1841 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 4 мар. 1851 хирот. в еписк. Тульского. Антоний Амфитеатров , с 1851; 3–4 мар. 1858 хирот. в викарии Киевской епархии. Израиль Лукин , с 1858; 24 янв. 1860 хирот. в еписк. Винницкого (викарий Подольской епархии). Филарет , с 1860, а 26 мар. 1874 назначен вторым викарием, еписк. Уманьским. 4 Пустынный Николаевский, в Киеве, основан, будто бы, в отдалённой древности; известен с начала XVI века. Ныне второклассный [IV, 522]. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010