В 1-й пол. XVIII в. вместо деревянной строилась каменная ограда с 6 каменными башнями. Согласно договору этого периода, предполагалась ограда «ста сорока осми саженей... в длину, трех [шириной], а в вышину пяти аршин с кирпичным щипцем и крышкою». В 1739 г. ограда состояла из 2 частей: каменной (48 саж.) и деревянной (240 саж.). В 1764 г. ограда была уже 340 саж.: каменная - 206, деревянная - 134 саж. В обители был заготовлен материал для продолжения каменного строительства. Близ св. ворот находились деревянные въездные «створчатые ворота с прикалиткой», близ которых пристроена сторожка с палаткой, а также проездные ворота. В 1784 г. на средства, отпущенные имп. Екатериной II, каменные строительные работы были завершены (к 2014 сохр. лишь башня и небольшой фрагмент ограды). По описи 1860 г., в К. м. находились каменный 2-этажный настоятельский корпус в формах позднего барокко (ок. 1785), 2 каменных одноэтажных корпуса для братии, 3 амбара, кузница, скотный двор с 2 избами для рабочих и странников и проч. При мон-ре на 2 дес. земли располагался фруктовый сад (400 плодовых деревьев). Вне ограды была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, деревянный гостиный двор с 3 жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на р. Колочи. С 1897 г. около мон-ря находилась школа грамоты, в к-рой обучались 35 мальчиков. С вост. и сев. сторон к монастырской стене примыкали 2 пруда - Трещенков и Святой. К 1910 г. возле обители были выстроены каменная сторожка с сараем для дров и церковноприходская школа с 2 квартирами для учителей, заново сооружены избы для рабочих, просторный деревянный скотный двор, каменные дома для приезжих и лавочника. Материальное положение К. м. Сведения за XV-XVI вв. не сохранились. Возможно, первые земельные владения в ближайших окрестностях монастыря были пожалованы князьями Можайскими (кн. Андреем Дмитриевичем или его сыном и преемником в уделе до сер. XV в. кн. Иваном Андреевичем). Хотя в целях укрепления своего влияния на землях, пограничных с Великим княжеством Литовским, документы, подтверждавшие вотчинные права монастыря, могли быть выданы в кон. XV - 1-й четв. XVI в. Речь идет о землях Подмонастырской слободы и с. Вешки с сельцами и пустошами. Сельцо Еросимово Клинского у., вероятно, поступило в К. м. в XVI в., при царе Иоанне IV, от неизвестного вкладчика или было куплено. Пашенные земли были разорены и частично запустели в Смутное время. По переписным книгам 1653-1661 гг., в вотчинах К. м. зарегистрирован всего 21 тяглый двор, в 1678-1700 гг.- 73 двора. В Можайске К. м. владел «нетяглым» двором на Петровской ул. посада, к-рый известен по описанию города XVI в. В 1722 г. имелось подворье в Москве близ Новинского Введенского муж. мон-ря. За выполнение треб братия получала денежные или натуральные доходы. Об этом свидетельствует указ патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 23 дек. 1689 г. о ежегодном сборе с насельников К. м. 16 алтын 4 деньги «славленных Рождественских денег» при посещении иноками Москвы.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Близки к стилистике Бланка Казанская ц. в Поречье (Рузский городской окр.; 1763, заказчица М. П. Яковлева) с купольной ротондой вместо восьмерика и с отдельно стоявшей колокольней (1783), которая позже была соединена с центрическим храмом трапезной (1848), и Никольская ц. в Даниловском (ныне пос. совхоза «Будённовец» Дмитровского р-на; 1768-1771, заказчик кн. И. Ф. Голицын) в виде тетраконха с примыкающей с запада колокольней. Развитый центрический план с 3-лопастными лепестками имела ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Фёдоровском Волоколамского р-на (1768, заказчик кн. П. А. Шаховской; реплика собора Воздвиженского мон-ря в Москве, 1707-1726, не сохр.), но была искажена пристройкой трапезной и колокольни (1882). Усложненная композиция с планом в форме квадрифолия применена в Воскресенской (Рождества Пресв. Богородицы) ц. в Хатуни Ступинского р-на (1785, заказчик гр. А. Г. Орлов-Чесменский), первоначальный объем с отдельно стоявшей колокольней был также искажен трапезной (1820). Отголоском петербургского проекта П. А. Трезини и М. Г. Земцова для Преображенского собора в С.-Петербурге (1743-1754), ставшего образцом для многочисленных подражаний, является тип квадратных в плане 5-главых храмов: Преображенская ц. в с. Спас-Косицы Наро-Фоминского р-на (1750-1761, заказчик А. И. Шувалов) с отдельно стоящей колокольней на грузном основании типа колокольни Троице-Сергиевой лавры. Одним из ярких явлений барокко были центрические одноглавые квадратные храмы со срезанными или скругленными углами. Впервые такая схема была применена при строительстве ц. Св. Троицы в усадьбе Ельдигино Пушкинского р-на (1730-1735, заказчики Б. И. и А. Б. Куракины). Здесь был использован проект из Франции, предполагавшийся изначально для храма при Куракинской богадельне в Москве, по образцу капеллы в госпитале Сальпетриер в Париже, однако его воплощение было сделано довольно грубо. С наибольшим изяществом центрическая композиция с экседрами в углах исполнена в ц. Нерукотворного образа Спасителя в усадьбе Вороново в Троицком адм. окр. Москвы (1752-1763, архит. Бланк, заказчик гр. И. И. Воронцов), увенчанной стройным купольным восьмериком и с отдельно стоящей 3-ярусной колокольней. Более скромная Знаменская ц. в Знаменском (Денисьеве) Одинцовского р-на (1754-1769, заказчик А. Г. Разумовский) соединяет центрический храм и колокольню, примыкающую к западной стороне храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

При архим. Данииле (1706-1730) в монастыре был выстроен деревянный двухэтажный настоятельский корпус, просуществовавший до 1774 года. При архим. Иоанникии (1750-1755) построен новый деревянный настоятельский корпус (сохр. примерно до 1860). В 1758 году выстроен деревянный корпус братских келий, в котором также разместилось Енисейское духовное правление , а с 1780 года - открытое при монастыре духовное училище ; он сгорел в 1821 году. Каменные двухэтажные корпуса были сооружены севернее и западнее продолжавших существовать деревянных: в 1794 - 1796 годах - настоятельский, в 1803 году - братский. Их окончательная отделка закончилась в 1826 - 1827 годах, после чего братский корпус получил название училищного в связи с размещением в нем духовного училища; братия поселилась на верхнем этаже настоятельского корпуса. В 1878 году превратившийся в «настоящую развалину» училищный корпус был продан на слом. К 2008 году утрачены все деревянные и каменные постройки, за исключением расположенного вдоль северной стены ограды настоятельского корпуса. Это двухэтажное здание имеет 7 осей по длинной стороне и 4 оси по короткой, сводчатые подвалы и деревянную вальмовую кровлю. Фасады сохранили скромный плоскостной декор, переходный от барокко к классицизму. Согласно описи Енисейского монастыря, составленной в 1765 году, при архим. Александре и иером. Иоасафе, между 1756 и 1765 годами в Спасском храме был поставлен резной позолоченный иконостас с иконами прор. Илии, Казанской Божией Матери, Св. Троицы, с Нерукотворным образом Спасителя в киоте, написанными местными мастерами . Иконостас, в котором было 7 прясел и 7 рядов икон, венчала скульптурная композиция Распятия с предстоящими. В подставе местного ряда, под Нерукотворным образом Спасителя, помещались уникальные иконы: «Христос - защитник пастырей и паствы» , «Богоматерь в аллегориях и символах» , «Призрение ко всем», «Чин любви к Богу» и др. образа с аллегорическими сюжетами - вклад 1773 г. енисейского купца П. Цыфелева . В алтаре находилось резное запрестольное Распятие с предстоящими, выполненное тобольским мастером М. Ивановым и позолоченное в 1785 году.

http://drevo-info.ru/articles/13681464.h...

монашеской общиной под рук. иером. Моисея. Был воздвигнут новый просторный храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца, а старый переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Расположенная к северо-востоку от К. келлия свт. Николая Чудотворца (Белозёрка), по преданию, была подарена протом свт. Савве Сербскому, к-рый любил в ней уединяться. Восстановлена пострижеником Кириллова Белозерского монастыря иеросхим. Антонием, учеником Хаджи-Георгия, который приобрел ее в 1882 г. Под ц. свт. Николая Чудотворца расположен храм Покрова Пресв. Богородицы. Здесь подвизался старец Тихон (Голенков ; 1884-1968). В 1967-1979 гг. в келлии размещалось братство старца Иосифа Исихаста , ныне - иконописное братство (ок. 12 насельников) во главе с игум. Арсением. По своим размерам келлия сопоставима с небольшими афонскими мон-рями. Братство рус. келлии св. Иоанна Предтечи, расположенной рядом с келлией Барберас, возглавлял иером. Иннокентий. Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Внутри К. Хиландару принадлежат келлии: вмч. Георгия Победоносца (рядом с Протатом, с зап. стороны) с храмом 1785 г., которая до 60-х гг. XVI в. была самостоятельным монастырем, в 1831-1870 гг. здесь действовала мастерская граверов по меди мон. Хаджи-Панкратия из Мадита и его ученика иером. Даниила; ап. Фомы (рядом), построенная в кон. XIX в. духовником Серафимом, в к-рой в нач. ХХ в. иером. Стефаном была открыта фотомастерская, а после второй мировой войны размещался конак, ныне пустует; свт. Николая Чудотворца (Врахниоти, το Βραχνιτη), отреставрирована в нач. ХХ в.; Рождества Пресв. Богородицы (Фласка, το Θλασκ), от к-рой осталась переданная келлии Врахниоти церковь с фресками и иконами, выполненными ок. 1526 г. анонимным художником, расписавшим парекклисион св. Иоанна Предтечи над нартексом храма Протата; свт. Николая Чудотворца (Барберас, Μπαρμπερς, ранее Кохлиара, το Κοχλιαρ, или Хухлий, τ Χουχλον, на северо-восток от скита ап. Андрея Первозванного, рядом с Патерицей), существовавшая в 1316 г. и служившая конаком Дохиара до обмена на хиландарскую келлию Всех святых; св. Архангелов, где жил старец Аверкий Карейский († 1943); и также несохранившиеся келлии Успения Пресв. Богородицы около Протата и вмч. Димитрия Солунского (между келлией Врахниоти и представительством Зографа) с фресками, куда после пожара 1924 г. был переведен конак из келлии свт. Николая Чудотворца, а после второй мировой войны из-за разрушения этой келлии (сохр. остатки визант. башни) - в келлию ап. Фомы.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУРА-ЕВРОПОС Дура-Европос [греч. ορα Ερωπος], древний город на берегу р. Евфрат, у одной из главных дорог, связывавших Дамаск с Месопотамией; в наст. время - городище близ дер. Эс-Салихия (Вост. Сирия); музей под открытым небом. Совр. название условно и образовано из слияния арам. duru - стена, крепость (название бытовало среди местного населения) и македон. топонима Europos (офиц. название в греко-рим. документах). История Крепостная стена Дура-Европос Крепостная стена Дура-Европос Первоначально на месте Д.-Е. располагалась древнеассир. крепость. В 300-280 гг. до Р. Х. Селевк I Никатор основал там колонию македон. воинов, охранявших переправы через Евфрат на пути из 2 столиц гос-ва Селевкидов - Антиохии-на-Оронте и Селевкии-на-Тигре. Приблизительно после 113 г. до Р. Х. в составе Месопотамии Д.-Е. перешел под власть Парфии, став важным форпостом в Сирии. Население города к I в. до Р. Х. было по преимуществу арамейским. В 116 г. Д.-Е. был оккупирован войсками рим. имп. Траяна, позже возвращен имп. Адрианом парфянам, в 165 г., во время парфянского похода имп. Луция Вера, завоеван римлянами и включен в состав рим. пров. Сирия, в 211 г. получил статус колонии. С рим. завоеванием Д.-Е. стал одним из форпостов в войнах с Парфией, его гарнизон был увеличен за счет войск, базировавшихся в Сев. Европе, было начато строительство оборонительных сооружений. С падением Парфии и усилением гос-ва Сасанидов город неоднократно переходил из рук в руки. В 256 или 257 г. крепость была разрушена войсками сасанидского царя Шапура I (сохр. следы разрушений, останки воинов, погибших в подстенных подкопах). В 260-273 гг. Д.-Е. входил в состав гос-ва Пальмира, позже стал местом поселений христ. отшельников, постепенно был поглощен пустыней. В эпоху правления Селевкидов (возможно, раньше) город был окружен зубчатой стеной со сторожевыми башнями (сохр. остатки 26), разделен улицами на квадраты по античной Гипподамовой системе (судя по следам неоконченных строительных работ, первоначальный план не был осуществлен; основной план сохр. структуру эллинистического города). От главных Пальмирских ворот (17-16 гг. до Р. Х.) начиналась широкая улица, на к-рой находилась агора; по оси этой улицы в юго-вост. части города располагалась старая цитадель, основанная греками как стратегион (резиденция стратега), на северо-востоке - новая цитадель (времени Селевкидов, II в. до Р. Х.; перестроена и достроена в парфянский период), у сев. оконечности города, у приречной стены,- резиденция начальника рим. гарнизона (после 227).

http://pravenc.ru/text/180593.html

Наиболее ранним христ. автором, к-рый мог соприкоснуться с идеями Н. в изложении Плотина и Порфирия, является Ориген . Он не просто был современником этих философов, но вырос в той интеллектуальной среде александрийского платонизма, которая оказала важное влияние на формирование взглядов Плотина, учившегося в Александрии у платоника Аммония Саккаса в 30-х гг. III в. С хронологической т. зр. знание Оригеном сочинений Плотина и Порфирия маловероятно. Параллели с учением Плотина, обнаруживаемые в нек-рых сочинениях Оригена, могут объясняться опорой на общие платонические источники, однако нельзя полностью исключать ни того, что Оригену были доступны отдельные заметки Плотина, впосл. вошедшие в состав «Эннеад», ни того, что Ориген встречался и общался с самим Плотином или его учениками (так, Порфирий прямо упоминает, что он встречался с Оригеном; см.: Euseb. Hist. eccl. VI 19. 5). Однако в философско-богословском отношении Ориген оставался ближе к среднему платонизму, чем к Н., о чем свидетельствует в т. ч. и приводимый Порфирием список языческих философов, сочинения которых читал Ориген (Ibid. 19. 8; подробнее см.: Crouzel. 1992; Морескини. 2011. С. 173-175). Первые прямые свидетельства внимания христ. богословов к учению неоплатоников связаны с изданием Порфирием соч. «Против христиан». Из сообщений церковных историков известно как минимум о 3 ответных христианских трактатах: 1) «Против Порфирия» (CPG, N 1818; сохр. несколько фрагментов) сщмч. Мефодия ( ок. 311), еп. Олимпийского; 2) «Против Порфирия» (CPG, N 3672; сохр. 2 фрагмента в лат. переводе) Аполлинария († 390), еп. Лаодикии Сирийской, в 30 книгах; 3) «Против Порфирия» (не сохр.; упоминается блж. Иеронимом Стридонским; см.: Hieron. De vir. illustr. 81) Евсевия Кесарийского, в 25 книгах (подробнее о полемике см. в статьях сборника: Die Christen als Bedrohung. 2017; ср.: Erler, Tanaseanu-D ö bler. 2016. Sp. 881-884). Евсевий Кесарийский был знаком со мн. сочинениями неоплатоников; так, в «Церковной истории» он упоминает о Порфирии и его полемике с христианами (см.: Euseb.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУКАММАС Аль- [араб.  ; Давид аль-Мукаммис, Давуд ибн Марван ар-Ракки], иудейский философ и богослов (IX в.). Прозвище М., встречающееся в источниках в неогласованной форме, по-разному прочитывалось исследователями. До недавнего времени широкое распространение имела гипотеза Ш. Д. Гойтейна, к-рый интерпретировал араб. форму   как указание на человека, занимающегося пошивом рубах (  ). Однако С. Струмза, опираясь на словоупотребление, зафиксированное в араб. версии греч. Жития Стефана Савваита Старшего, предложила прочтение   как указание на человека, носящего отличающую его от других араб. одежду. Краткие биографические сведения о М. известны гл. обр. из сообщения о нем караимского автора Абу Юсуфа Якуба аль-Киркисани (Х в.), а также частично из трудов самого М. Родившийся, вероятно, в Ракке (Сев. Сирия), М. был обращен из иудаизма в христианство философом и врачом «Наной из Нисибина», к-рого исследователи отождествляют с западносир. (яковитским) диак. Нонном Нисибинским († после 862), представителем раннего христ. калама (рационалистического богословия). После многолетнего обучения у него М. вернулся в иудаизм, о чем свидетельствует антихрист. настрой его сочинений в сочетании с глубоким знанием христ. богословия. Предпринимавшиеся попытки причислить М. к караимам или, напротив, к раввинистам не имеют надежных оснований; по всей видимости, М. писал свои сочинения до того, как караимское движение оформилось в самостоятельное религ. течение. Введение в научный оборот созданных М. текстов и их активное изучение во 2-й пол. XX - нач. XXI в. позволяют говорить о нем как о новаторе, привнесшем в иудейскую традицию ранее неизвестные ей лит. формы и интеллектуальные модели, во многом восходящие к христ. источникам. М. принадлежат 1-я иудейская богословская «сумма» на араб. языке («Книга об основах религии» или «Двадцать глав»; в XII в. переведена на иврит и получила распространение за пределами арабоязычного мира), первые систематические иудео-араб. экзегетические трактаты (комментарий на Книгу Екклесиаста, не сохр.; комментарий на кн. Бытие под названием «Книга творения» - вероятно, толкование на Шестоднев, идентифицирован небольшой фрагмент - см.: Stroumsa. 2002), одни из наиболее ранних иудео-араб. полемических сочинений против христиан («Книга вызова», не сохр.; «Логическое опровержение христианства», в Каирской генизе идентифицированы 2 фрагмента под названием «Пятьдесят вопросов в опровержение христианства») и, вероятно, 1-й ответ иудаизма на араб. языке др. религ. системам, включая ислам, манихейство и инд. верования («Опровержение буддизма (др. вариант -тех, кто верят в переселение душ)», не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2564326.html

(Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VI). От составленного также на латыни жизнеописания Стефана Лангтона , архиеп. Кентерберийского (1207-1228), сохранились лишь фрагменты (см.: Bolton. 2004). На англо-нормандском диалекте старофранцузского языка М. П. написал стихотворные Жития кор. Эдуарда Исповедника (основано на лат. Житии авторства Элреда из Риво (BHL, 2423); посвящено кор. Элеоноре Прованской; сохр. в иллюстрированной рукописи сер. XIII в. Cantabr. Univ. Lib. Ee III 59, написанной не в Сент-Олбансе, а в Вестминстерском аббатстве; авторство М. П. признают не все исследователи), св. Альбана (сохр. в богато иллюстрированной рукописи-автографе М. П.- Dublin. Trinity College Library. 177) и католич. св. Фомы Бекета (сохр. неск. фрагментов: Fragments d " une vie de St. Thomas de Cantorbéry. 1885; см. также: Morgan. 1988). Кроме того, возможно, сам М. П. в конце жизни сделал стихотворный перевод на старофранц. язык написанного им Жития св. Эдмунда (Vie de St. Edmond. 1929). О широком круге интересов М. П. свидетельствует составленный им иллюстрированный сборник сочинений, посвященных предсказанию судьбы («Liber Experimentarius» Бернарда Шартрского и др.; рукопись Bodl. Ashmole. 304; среди иллюстраций особый интерес представляют портреты древнегреч. авторов: Сократа, Платона, Евклида, Пифагора). М. П. приписывают некоторые рисунки в сборнике исторических и географических трактатов, составленном его другом, монахом Сент-Олбанса Иоанном Уоллингфордским (Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VII). М. П. сочинял стихи на латыни; он составил и частично переписал сборник произведений латиноязычного поэта Генриха Авраншского († не ранее 1260; см.: Vaughan. 1958. P. 258-260; Townsend, Rigg. 1987). Для взглядов М. П. как историка были характерны пессимистическая оценка современного ему общества, эсхатологические ожидания (особенно в ранний период, когда он, по-видимому, ожидал конца света в 1250), критическое отношение к королевской власти, папству, новым нищенствующим орденам, в которых он видел угрозу традиционному бенедиктинскому монашеству, английский патриотизм и уничижительные оценки других народов, особенно французов.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Описывая пелагианство как ранее уже неоднократно осужденную ересь, М. М. рассчитывал убедить светские и церковные власти Вост. Римской империи в недопустимости оказания к.-л. покровительства пелагианам. Помимо сочинений блж. Августина М. М. опирался на ряд документов, с к-рыми он имел возможность ознакомиться в Риме в кон. 10-х гг. V в. Проведенный Шварцем анализ показал, что М. М. знал и использовал следующие основные источники (приводятся в хронологическом порядке): 1) деяния Карфагенского Собора 411 г., осудившего Целестия; 2) письма еп. Римского Иннокентия I (401-417), в к-рых поддерживалось осуждение пелагиан Карфагенскими Соборами 411 и 416 гг.; 3) письмо св. Аттика , еп. К-польского, не принявшего Целестия в церковное общение в 417 г.; 4) протокол заседания рим. духовенства, проведенного летом 417 г. под председательством еп. Римского Зосимы, на к-ром были выслушаны объяснения Целестия и его осуждение Карфагенскими Соборами было признано поспешным и несправедливым; 5) некое письмо еп. Зосимы африкан. епископам, в к-ром он объяснял принятое на заседании решение (не сохр.); 6) послание еп. Зосимы «Tractoria», в к-ром он объявил о пересмотре предшествующего решения и о полном осуждении еретических мнений Пелагия и Целестия (см.: Schwartz. 1924-1925. P. X-XI). М. М. были известны также сочинения Пелагия: «Толкование на послание к Римлянам» (CPL, N 728), некая проповедь (не сохр.) и письмо, адресованное вдове Ливании (CPL, N 754; сохр. только несколько отрывков). Богословские мнения Целестия М. М. излагал преимущественно с опорой на постановления Карфагенских Соборов и епископов Римских; приводя цитаты из сочинений Пелагия, он с их помощью демонстрировал, что учения Пелагия и Целестия совпадают и, следов., одинаково подпадают под церковное осуждение. 2. «Предостережение против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» (Commonitorium adversum haeresim Pelagii (по CPL); Liber subnotationum in verba Juliani (по PL); Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani a Mario Mercatore servo Christi (по ACO); CPL, N 780; текст: PL.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Сцены из Ветхого Завета. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 1-я пол. V в. (Berolin. SB. Teol. lat. Fol. 2) После захвата И. готами скриптории на ее территории продолжали работать. На рубеже V и VI вв. был создан еще один иллюстрированный кодекс с текстами Вергилия - Римский Вергилий (Vat. lat. 3867). Довольно примитивный характер миниатюр и грамматические ошибки в тексте дают нек-рые основания для гипотезы о провинциальном происхождении манускрипта. В нем сохранилось 19 из 42 миниатюр, в стиле к-рых по сравнению с более ранними произведениями очевидно упрощение художественного языка, выразившееся в схематизации фигур, плоскостной трактовке пространства, чрезмерной яркости колорита. Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) В кон. VI в. в Риме, при папе Григории I Великом, было написано «Евангелие св. Августина» (Cantabr. Corp. Christ. 286), увезенное в 597 г. в Кентербери св. Августином, архиеп. Кентерберийским. Изначально в рукописи было 4 образа евангелистов (сохр. лист с изображением ап. Луки - Fol. 129v) и 6 полностраничных миниатюр, разделенных на 12 компартиментов со сценами евангельского цикла (сохр. 1 лист - Fol. 125). Миниатюры этой рукописи послужили образцами для мн. англ. миниатюристов и оказали определяющее воздействие на стиль и иконографию рукописей «школы Кентербери». В 554 г. Кассиодор, рим. политик и писатель, служивший готскому кор. Теодориху, создал в своем имении в Калабрии мон-рь Виварий - культурный и образовательный центр с большим скрипторием и библиотекой. Среди греч. и лат. текстов, переписанных в Виварии, были как книги ВЗ и НЗ, так и сочинения античных и раннехрист. авторов. Часть рукописей после разрушения Вивария попала в Рим, а потом была привезена Бенедиктом Бископом в Нортумбрию, где их неоднократно копировали. Так, напр., Амиатинский кодекс (Laurent. Amiat. I, до 716 г.) является копией Кодекса Grandior (не сохр.) - Библии, написанной в скриптории Вивария.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010