Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ XII Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) (22.08.1760, замок Дженга, Папское гос-во, ныне пров. Анкона, обл. Марке, Италия - 10.02. 1829, Рим; до избрания папой - Аннибале Франческо Клементе Мелькиоре Джироламо Никола Серматтеи делла Дженга), папа Римский (с 28 сент. 1823). Род. в патрицианской семье гр. Флавио Серматтеи делла Дженги и гр. Марии Луизы, урожденной Периберти ди Фабриано. В 1773 г. поступил в коллегию Кампана в г. Озимо (Папское гос-во), в 1778 г. продолжил учебу в Риме в Пиченской коллегии для воспитанников из обл. Марке. 21 дек. 1782 г. генеральный викарий Рима кард. Маркантонио Колонна посвятил его в субдиакона, а 19 апр. 1783 г.- во диакона. 14 июня того же года кард. Иацинт Сигизмонд Жердиль рукоположил его во пресвитера (ему была предоставлена диспенсация , поскольку А. делла Дженга не достиг канонического возраста). Продолжил учебу в папской Академии церковной знати. В янв. 1790 г. папа Римский Пий VI назначил его действительным тайным папским камергером. В 1792 г. А. делла Дженга стал одним из личных секретарей папы. Пий VI назначил его на должности каноника собора св. Петра в Риме и аббата-коммендатора мон-ря Монтичелли, расположенного близ родового замка Дженга - места упокоения его родных. В 1793 г. папа Пий VI возвел А. делла Дженгу в достоинство прелата папского двора. Ввиду предстоявшего назначения нунцием в Кёльн 21 февр. 1794 г. наречен папой Пием VI архиепископом Тира in partibus infidelium. Епископское рукоположение А. делла Дженги, состоявшееся 24 февр. того же года в кафедральном соборе рим. субурбикарного диоцеза Фраскати, возглавил кард. Генри Стюарт. 14 марта был назначен нунцием в свободный имперский г. Кёльн, который он был вынужден покинуть в связи с франц. оккупацией в окт. 1794 г. 18 мая 1795 г.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Иструть. Воскресенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В иллюстрированном сборнике «Европейская Россия» (Санкт-Петербург, 1906) говорится: «3латоустовский Воскресенский Единоверческий (православно-старообрядческий) мужской монастырь расположен на горах Среднего Урала в живописной местности, превосходящей по целебности климата Южный берег Крыма. Местность возвышена около версты над уровнем моря. Кроме того, еще горы поднимаются на огромную высоту. В монастыре соблюдается истовое служение по древнему чину, как ни в одном староверческом монастыре России. Монастырь расположен на берегу реки Аи (по-русски «Святой»), по чистоте своей не уступающей горным ключевым водам. В 6-ти верстах от монастыря — особая монастырская платформа «Единовер» на Самаро-Златоустовской железной дороге (между станциями Бердяуш и Сулея), Ближайшее почтовое отделение, «Айлино», Уфимской губернии». Готовясь к этому путешествию, мы узнали, что обитель сея была основана в 1849 году. Расположена она на склоне горы (которую, конечно же, именуют Монастырской) у деревни Иструть, на берегу одноименной реки. Раньше река Иструть была перекрыта плотиной и образовывала пруд. В монастыре блестели куполами две однопрестольные церкви: Воскресения Христова и Покрова Пресвятыя Богородицы. В настоящее время в монастыре проживают пять насельников: четверо из Миасса, один — из Златоуста. Старший из них пришел в монастырь 8 лет назад, младший — в позапрошлом месяце. Духовное руководство осуществляет священник из поселка Бердяуш отец Сергий(Ушаков). В хозяйстве монастыря скотное подворье, на котором живут лошади и коровы; послушники возделывают огороды и занимаются тем, что умеют из мирской жизни. Например, один из них чинит мотоциклы, второй на селе работает сварщиком. Зимой дороги в Иструть переметает, и насельники оказываются отрезанными от мира. В таких случаях выручают запасы, сделанные в старинных монастырских погребах. Как по писанному В историческом романе Николая Глебова «Даниил Кайгородов» (Челябинск, 1961) указывается, что монастырь будто бы возник в XVIII веке и во времена смуты 1773-75 годов сам Емельян Пугачев побывал в этих краях.

http://sobory.ru/article/?object=29556

Санкт-Петербург. Церковь Екатерины. Церковь во имя святой великомученицы Екатерины Карта и ближайшие объекты Место, занимаемое церковью святой великомученицы Екатерины, издавна освящено присутствием на нем храма. С 1745 г. здесь располагалась " полотняная " (переносная) церковь Живоначальной Троицы Кабардинского полка. Вскоре ее сменила деревянная Никольская церковь, принадлежавшая Астраханскому драгунскому полку. С 1760-х гг. она стала церковью Кексгольмского полка и была переосвящена во имя святой Екатерины; ризница и утварь были перенесены в храм из походной церкви полка, некогда расквартированного на Гаванском поле, а позже, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перемещенного на Кадетскую линию Васильевского острова. В 1782 г. деревянная Екатерининская церковь стала " оспенною " , предназначавшейся для заболевших оспой или корью. Та церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году со всей ризницей и утварью. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины. В сентябре 1811 года по повелению императора Александра I была начата постройка нового, уже каменного, храма. Храм строился по проекту зодчего, ректора Императорской Академии Художеств А.А. Михайлова 2-го (1773-1849). Труд архитектора был почти безвозмездным. Наблюдал за работами каменных дел мастер И. Камельский. Строительство продолжалось 12 лет, так как во время Отечественной войны 1812 года приток пожертвований на церковь резко понизился. 23 ноября 1823 года состоялось освящение церкви. Приход Екатерининской церкви был выделен из приходов Андреевского собора и Благовещенской церкви. В нем было всего 40 домов, из которых православных было только 25; впоследствии к нему добавили часть домов по 3-й линии. В соответствии с замыслом зодчего, здание церкви – это центрально-купольное сооружение, в основе плана которого положен греческий крест. Поставлено сооружение было несколько отступя от " красной линии " улицы – приём, характерный для культовых построек Петербурга второй половины XVIII века. Храм имел два боковых придела: правый - во имя Святого Иоанна Крестителя, левый во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Основной вертикальной доминантой этого культового сооружения по замыслу зодчего был купол на высоком барабане, решенный в виде ротонды с колоннадой ионического ордера. Доминирующий купольный объём со скульптурой ангела на медном шаре на его вершине, работы скульптора И. П. Прокофьева, создавал выразительный вертикальный силуэт на этом участке Васильевского острова, как со стороны Малой Невы, так и в ряду застройки Съездовской линии. В руках ангела находился медный позолоченный крест. Изнутри купол изображал собою небо. Здание церкви, наверное, самое лучшее произведение архитектора А. А. Михайлова.

http://sobory.ru/article/?object=00739

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Де Ветте. Литография. Сер. XIX в. Де Ветте [нем. De Wette] Вильгельм Мартин Леберехт (12.01.1780, Улла, близ Веймара - 16.06.1849, Базель, Швейцария), нем. протестант. богослов и библеист. Богословское образование получил в ун-те Йены (1799-1804), где его профессорами были И. Я. Грисбах , И. Ф. Габлер и Г. Э. Г. Паулус . В 1805 г. приват-доцент в Йене, в 1807-1810 гг. занимал должность профессора на богословском фак-те Гейдельбергского ун-та, где преподавал и ВЗ и НЗ. С 1810 г. по приглашению Ф. Шлейермахера преподавал в Берлинском ун-те, откуда был уволен в 1819 г., потому что выразил соболезнование матери К. Занда, студенческого активиста, убившего писателя А. фон Коцебу. После 3-летнего периода научных исследований в Веймаре. Де В. был приглашен на должность профессора в Базель (1822-1849). По мнению К. Барта , богословие Де В. опирается на философию Я. Ф. Фриса (1773-1843), подчеркивавшего в познании важность религ. чувства и опыта ( Barth K. Die protestantische Theologie des XIX Jh. Zürich, 19603. S. 408-409). Де В. указывает на неизбежную перед ограниченностью и чистой феноменальностью знания (И. Кант) способность человеческого разума к постижению идей, недоступных знанию как таковому, на способность предвосхищения в «чувстве» (нем. Gefühl) вечного бытия вещей. Это чувство, выражающее религ. представление о мире в виде догматов, символов и мифов, становится предметом теологии как критической науки (Dogmatik. Bd. 1. S. 39). В догматических работах Де В. сочетаются методы историко-грамматической школы, послужившей предпосылкой рационализма, с Гердеровым интересом к разнообразию исторической жизни как к основному объекту историко-критического метода ( Barth. Theologie. S. 411). Литературно-поэтическое, эстетическое восприятие религии Де В. позволяет ему находить Откровение там, где его не нашел бы историк-рационалист. Понимание, напр., Пятикнижия как теократического эпоса расширяет наше знание об Откровении, даже если само Пятикнижие в окончательной его форме понимается как произведение, возникшее в результате религиозно-патриотического воодушевления евр. народа в период вавилонского плена. Таким же образом значение пророков и смысл их предсказаний нужно, по Де В., искать в их отношении к совр. им ситуации. Центральной проблемой в НЗ является исследование устного предания, предшествовавшего письменному, и не только развивавшего, но и по-новому формулирующего содержание Откровения. Такая принципиальная открытость по отношению к содержанию, связанная у Де В. с самой радикальной исторической критикой, распространяется и на историю христ. догматов, к-рые Де В. принимает. Он писал, что «моя философия позволяет мне признать систему нашей церкви в ее основах правильной, и нет ни одного важного догмата, под которым я не подписался бы с полной уверенностью» (Dogmatik. Bd. 2. S. X).

http://pravenc.ru/text/Де Ветте.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ [итал. Pontificia Università Gregoriana], папский ун-т в Риме, находится под упр. ордена иезуитов . Берет начало от основанной в 1551 г. Игнатием Лойолой при финансовой поддержке графа Гандии (Испания), вице-кор. Каталонии Франциска Борджа Римской коллегии (Collegium Romanum), или «Бесплатной школы грамматики, гуманитарных наук и христианского вероучения» (итал. Scuola di grammatica, d " umanità e dottrina cristiana). В 1553 г. в Римской коллегии учреждены теологический и философский фак-ты; после первого присуждения докторских степеней по теологии (1556) коллегия получила статус ун-та. Ввиду увеличения учащихся (к 1570 их число превысило 1 тыс. чел.) и из-за недостатка университетских помещений и средств в 1578 г. папа Римский Григорий XIII конституцией «Quanta in vinea» утвердил новый устав Римской коллегии. В 1582-1584 гг. для нужд ун-та было сооружено обширное здание на Пьяцца-дель-Колледжо-Романо в Риме. В память о заслугах папы Григория XIII в реорганизации и финансировании ун-т получил его имя и стал называться Григорианским. После упразднения ордена иезуитов (1773) управление Г. у. поручалось кардинальской комиссии; с восстановлением ордена папа Лев XII вновь вверил руководство ун-том иезуитам (с 1824). Во время революции и провозглашения Римской республики (1848-1849) преподавание в Г. у. было прервано. С образованием объединенного итальянского гос-ва (1870) занятия в ун-те прекратились, в 1873 г. гос-во конфисковало здание Г. у. В 1874 г. ун-т возобновил деятельность в помещениях Германской коллегии во дворце Борромео в Риме; в 1931 г. при поддержке папы Римского Пия XI и генерал ордена иезуитов В. Ледуховского сооружено совр. здание ун-та (Пьяцца-делла-Пилота, 4). В основу обучения в Римской коллегии было положено окончательно разработанное 5-м генералом ордена иезуитов К. Аквавивой (1581-1615) правило «Ratio studiorum» , совмещавшее «Духовные упражнения» Лойолы с методикой преподавания Парижского ун-та и включавшее весь комплекс гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (впосл. это правило было заимствовано из Г. у. др. иезуитскими коллегиями). Первенствующее значение теологического фак-та в ун-те способствовало созданию в нем богословской школы, внесшей значительный вклад в развитие католич. богословия (напр., разработанный профессорами ун-та новый дидактический метод преподавания нравственного богословия и др.). В кон. XVI и в XVII в. в Г. у. обучались и преподавали видные католич. теологи и апологеты: кард. Роберт Беллармин , кард. Пьетро Паллавичино , пресв. Ф. Суарес , пресв. Г. Васкес и др. Мн. выпускники Римской коллегии (в т. ч. Маттео Риччи ) активно занимались миссионерской деятельностью в Лат. Америке, Африке, Азии.

http://pravenc.ru/text/166505.html

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Мантейфели Фамилия Мантейфелъ (Manteuffel) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Померании, откуда, разделясь на множество ветвей, она разошлась по Мекленбургии, Саксонии, Лаузицу, Баварии, Швеции и остзейским областям. Имя Мантейфелей уже встречается в Померании в 1226 году, при Герцоге Барниме. В последствии ветвь Мантейфелей, переселившаяся в остзейские области, присоединила, в следствие брака, к имени своему имя старинной фамилии Цёге (Zoge), фамилии известной с начала четырнадцатого века 267 . Оттон Цёге-фон-Мантейфелъ, майор шведской лейб-гвардии при Карле XII († 1721), от брака с Екатериною-Софиею Клингенштерна имел сына Оттона-Якова, шведского генерал- лейтенанта и посланника в Берлине, возведённого Королём Шведским Густавом III, в 1772 году, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Иоанн-Гергардт Цёге ф. Мантейфелъ († 1710), был ландмаршалом герцогства курляндского. Готгардт-Иоанн Цёге ф. Мантейфель, эстляндский ландрат, возведён был Императором Германским Францом I, 16/27 апреля 1759 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Маргарите-Елисавете ф. Гюнтерсберг, имел четырёх сыновей 268 : 1) граф Андрей (рождение 1714 † 10 октября 1768), сперва австрийский офицер, потом русский генерал-майор; при отставке награждённый чином генерал-поручика; от брака с Софиею-Фредерикою ф. Стакельберг оставил сына, графа Андрея Андреевича (рождение 1762 † 1832). Сей последний был сенатором, и от брака с Шарлоттою-Софиею ф. Бок (рождение 1773 † 1830), имел четырёх сыновей и трёх дочерей: а) графиня Юлия Андреевна; б) графиня Елисавета Андреевна (рождение 1794 † 18 марта 1831), за действительным статским советником Оттоном Левенштерна; в) графиня Анна Андреевна; г) граф Иван Андреевич (рождение 15 декабря 1795 † 1849), действительный статский советник; д) граф Эрнест Андреевич (рождение 9 февраля 1801), женат на Матильде ф. Бреверн; у них сын граф Эрнест Эрнестович, (рождение 27 сентября 1844), и четыре дочери, графини: Паулина, Матильда, София и Виргиния Эрнестовны; е) граф Камиллий Андреевич, (рождение 31 июля 1803 † 18 декабря 1830); женат был на графине Генриетте Александровне Игельштром; у них сыновья: граф Готгардт Камиллиевич, рождение 1827, и граф Виктор Камиллиевич, рождение 1829, и дочь графиня Юлия Камиллиевна; ж) граф Виктор Андреевич, (рождение 1805 † 1829); 2) Готгардт-Иоанн, (рождение 1716 † 1753), от брака с Екатериною- Еленою ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Москва. Домовая церковь Михаила Архангела при 2-ом Кадетском корпусе в Екатерининском дворце. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Михаила, архангела, при Втором кадетском корпусе церковь (1-й Краснокурсантский проезд, дом 3/5; уничтожена). По распоряжению императрицы Екатерины II в 1773–1776 гг. за Яузой, на месте дважды сгоревшего Головинского дворца по проекту Антонио Ринальди был построен новый дворец, названный Екатерининским. Длина дворца – 220 метров, ширина – 140 метров, объем – 388 тысяч кубических метров. Это было одно из самых больших зданий в Москве XVIII века. Его создателем был архитектор К.И. Бланк. Для составления рисунков внутренней отделки в 1780 г. из Италии был выписан архитектор Д. Кваренги, он украсил фасад дворца длинной колоннадой. Окончательная отделка Екатеринского дворца была закончена в 1796 г. В 1797 г. император Павел I превратил дворец в казарму. В нем поселили восемь батальонов Московского гарнизонного полка. В 1824 г. полк перевели в соседнее здание Красных казарм, а во дворце поместили кадетский корпус. В 1849 г. здесь же был в дополнение к Первому размещен и Второй кадетский корпус, который сразу же устроил свою церковь во имя архангела Михаила, освященную 6 декабря 1849 г. в восточном крыле здания. Высоко над округой поднялась большая глава нового кадетского храма. В западном крыле у Первого кадетского корпуса был уже свой домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла, более скромно отделанный. Пятьдесят лет спустя, к юбилею корпуса, переименованного в честь императора Николая I, Михайловский храм реконструировали. 5 сентября 1899 г. обновленную церковь освятил настоятель храма протоиерей М.М. Воздвиженский. Стены были отделаны под мрамор, двухъярусный иконостас вновь вызолочен, иконы и живопись отреставрированы. Согласно преданию, в этом храме произошла встреча будущего монаха Оптиной пустыни, святого старца Варсонофия со святым праведным Иоанном Кронштадтским, приезжавшим ненадолго в Москву. Эта встреча стала решающей для молодого офицера в выборе своего жизненного пути.

http://sobory.ru/article/?object=25378

Хвастовичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Хвастовичи (Фастовичи). Относились к Милеевской волости, ныне село является административным центром Хвастовичского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. сёла Хвастовичи (Фастовичи писалось в то время. Прим. составителя В. Л.), Кудрявец с деревнями: Высокое, Колодесцы, Милеево, Далина, Теребень, Красная и Станки принадлежали Ивану Никитовичу Зотову, Феодосию Кузьмичу Яцыну. В упомянутых селениях было 513 дворов, в которых проживало 1634 души мужского и 1773 женского пола. Село Хвастовичи находилось на левой стороне речки Белья, по обе стороны речек Сукромна, Брода на большой Карачевской дороге. Церковь деревянная великомученицы Параскевы, наречённой Пятницей. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 45 верстах от уездного города Жиздры по Орловскому тракту при речке Велья. В 176 дворах проживало 624 души мужского и 635 женского пола. Действовал завод, в год проходило две ярмарки. Деревянная одноэтажная церковь с колокольней построена в 1849 г. помещицей Надеждой Николаевной Костомаровой с помощью церковно-кошельковой суммы. Дата построения в разных источниках разнится. В клировых ведомостях за 1863 г. стоит вышеупомянутая дата. В клировых ведомостях за 1895 г. - 1840 г. Фигурируют деньги Ивана Алексеевича Меньшикова. У графа де-Рошефора - 1849 г. Он же указывает на хранимую в церкви древнюю чтимую икону святой Параскевы. Офицеры Генерального штаба обнародовали наиболее раннее упоминание о строительстве Пятницкой церкви в селе Хвастовичи - 1678 г., возобновлена в 1845 г. Престолов два. В настоящей холодной части престол освящён во имя Успения Пресвятой Богородцы, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, память 28 октября/10 ноября. Каменная церковь с колокольней построена в 1899 г. на церковные деньги и добровольные пожертвования личного почётного гражданина Ивана Алексеевича Меньшикова. В клировых ведомостях за 1915 г. дата «1899» написана так, что прочитать можно по разному — «1844», «1877». На месте престола старинной церкви находилась часовня. К двум вышеупомянутым престолам добавился третий — во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», память 25 января/7 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=48192

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Ефремовской епархии Тульской митрополии), находится в с. Папоротка Богородицкого р-на Тульской обл. Основан решением Свящ. Синода от 6 окт. 2001 г. при приходском храме в честь Казанской иконы Божией Матери с. Папоротка. На месте обители находились деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (1772-1774) и колокольня, возведенные на средства прихожан. В 1773 г. церковь была расписана «иконным изображением», в 1810 г. построен иконостас. В марте 1849 г. из Москвы в Папоротку был привезен колокол весом 155 пудов 13 фунтов. Поскольку поднять его на обветшавшую колокольню не представлялось возможным, было решено возвести новую каменную колокольню и храм. Для строительства была продана крестьянская роща столетних дубов за 7 тыс. р., но вырученных денег не хватило для быстрого завершения начатых работ, поэтому стройка продолжалась 15 лет. В 1855-1870 гг. по проекту губ. архит. С. В. Громова в Папоротке была возведена новая каменная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с колокольней. При достаточно традиц. объемно-пространственной композиции (основной объем с куполом на высоком 8-гранном барабане, трапезная с высокой 2-скатной кровлей, 4-ярусная четвериковая колокольня) декор Казанского храма является редким и удачным примером «итальянского стиля»: в данном случае соединения форм неоренессанса (сдвоенные арочные окна, высокий 8-локовый купол) и неороманики (ползучие аркатуры, арочные ниши). Общий вид Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. По преданию, название новому храму было дано после того, как 8 июля (в день празднования Казанской иконе Божией Матери), во время грозы, от удара молнии в с. Папоротка «открылся» чудотворный источник. Это явление прихожане восприняли как благословение Пресв. Богородицы. В 1875 г. деревянный Покровский храм был разобран, трапезная обращена в часовню, а престол, жертвенник, иконы с иконостасом и проч. убранство перенесены для хранения в новую церковь. В 1881 г. на средства прихожан в Казанском храме был устроен «придельный алтарь» в честь Вознесения Господня в память о спасении семьи имп. Александра II во время взрыва в Зимнем дворце 5 февр. 1880 г. Строительство отдельного придела завершилось уже после трагической гибели императора. Позолоченный 5-ярусный иконостас Казанского храма украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. Иконостас в Вознесенском приделе 3-ярусный.

http://pravenc.ru/text/1319844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010