Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 61. «Анналы Краковского капитула» (после 1283 г.) Непосредственное продолжение древнейших польских анналов, которые были начаты, как считается, ок. 1000 г. в Гнезне при кафедральном соборе, а затем, с переносом при Казимире I Восстановителе ок. 1038/9 г. княжеской резиденции в Краков, велись в капитуле тамошнего кафедрала. Ок. 1120 г. список с них лег в основу «Анналов» краковского монастыря Св. Креста (см. 41), чем и объясняется сходство обоих «Анналов» на пространстве XI в. В единственном сохранившемся списке второй половины XIII в. памятник охватывает период с 965 по 1283 г. Ввиду лапидарности содержательно не связанных друг с другом записей контекст «русских» известий не приводится. Издания: Ann. cap.Crac. 1872. Р. 779–816; Ann. cap.Crac. 1978. Р. 21–105. Переводы: На русский язык: Щавелева 1990. С. 148–152 (только «русские» фрагменты; с неточностями). Литература: См. литературу, указанную в 41. 1. 1015. Умер Владимир (Wladimir), князь Руси (dux Ruthenorum) 1770 . (Ann. cap. Crac. 1978. P. 45) 2. 1018. Болеслав Первый побеждает русь (Rutheni) и опустошает [их] землю 1771 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 45) 3. 1078. Король Руси убит в сражении 1772 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 51) 4. 1087. Умерла Добронега (Dobronega), жена Казимира 1773 . 1088. Женился Мешко 1774 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 53) 5. 1135. В 5-е иды февраля 1775 – резня и разорение Вислицы (Wizlicia) 1776 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 57) 6. 1182. Князь Казимир (dux Kazimirus) победил русь 1777 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 64) 7. 1205. Роман (Romanus), могущественнейший князь (princeps) Руси 1778 , вознесшийся в гордыне и похвалявшийся бесчисленным множенством своего громадного войска, убит в сражении в Завихосте (Zauichost) Лешком (Lezstco) и Конрадом (Cunradus), сыновьями князя Казимира 1779 , с помощью Всемогущего, который попирает выи кичащихся собственной доблестью, который повергает сильных, а униженных воздвигает. Ибо тогда помощь небес настолько преисполнила храбростью горстку, которая из-за своей усталости и утомления осталась от малого, уже разошедшегося по домам войска названных князей, что когда, обратившись, они смелым натиском напали на бесчисленные фаланги упомянутого Романа, замышлявшего коварным обманом погубить Польшу (Polonia) 1780 , то один обращал в бегство тысячу, а двое – десять тысяч. Помимо неслыханной ярости сечи, рассказывали и о потоках крови, стекавших в Вислу (Wizla); тогда вода в ней изменила природный цвет на красный, и [было] в ней без числа трупов падших от победоносной десницы поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДЖОЛИНИ [итал. Angiolini], представители католич. ордена иезуитов , братья-итальянцы, работавшие в России на рубеже XVIII-XIX вв. Приехали из Пьяченцы для проповеднической и научной деятельности (1782), узнав о том, что Екатерина II не собирается обнародовать буллу папы Климента XIV о роспуске Об-ва Иисуса (1773). Джузеппе А. (1747-1814). Член ордена иезуитов с 1762 г., с 1773 г. священник. В Полоцке получил известность как проповедник, преподавал в Полоцкой иезуитской коллегии философию, математику, физику, с 1798 г.- теологию и каноническое право. В 1806-1809 гг. был ректором иезуитской коллегии в С.-Петербурге, после чего вернулся на кафедру теологии в Полоцк. В день открытия Полоцкой академии (см. Академии духовные католич. в России ), 10 июня 1812 г., получил степень д-ра теологии и канонического права и стал профессором Полоцкой академии, затем проректором и зав. канцелярией. Автор кн. «Institutiones philosophicae ad usum studiosorum Academiae Polocensis» (Философские наставления для учащихся Полоцкой Академии. Полоцк, 1819. 2 т.). Гаэтано А. (1748-1816). Член ордена иезуитов с 1765 г. Изучал лит-ру в Пьяченце, философию в Болонье, теологию в Вероне, где и получил сан священника. Изучал также живопись и архитектуру. Преподавал франц. язык, архитектуру и живопись в Полоцке и Витебске. В Витебске по его проекту был построен костел. Работал над историей ордена иезуитов. Занимался активной проповеднической деятельностью, с 1800 г. в С.-Петербурге. В 1803 г. вернулся в Италию, где был назначен генеральным прокуратором ордена, в 1805 г. занял пост провинциала на Сицилии, а затем стал советником конгрегации обрядов. Франческо А. (1750 - 12.02.1788, Полоцк). Член ордена иезуитов с 1765 г. В 18 лет уже владел 10 языками (древнеевр., халд., сир., греч., лат., нем., франц., англ., испан.). Изучал лит-ру в Пьяченце и философию в Болонье, затем переехал с братом Гаэтано в Верону, где изучал теологию и получил сан священника. Перевел на итал. язык труды Иосифа Флавия (опубл. в 1779/80), трагедии Софокла («Эдип», «Электра», «Антигона») и Еврипида (опубл. в 1782). В 1782 г. издал сборник своих стихотворений на итал., греч., лат. и древнеевр. языках. В Полоцке, Могилёве, Витебске и Москве в иезуитских учебных заведениях преподавал философию, Свящ. Писание, математику и языки. Быстро выучив польск. и рус., составил для итальянцев, живущих в России, русско-польско-итал. грамматику, а также перевел на польск. язык произведения Софокла и Фукидида. Начал писать на латыни историю ордена иезуитов в России. Продолжить ее написание он поручил отцу Пьетро Бони, к-рый начал ее издавать. В наст. время трудно определить, какие части были написаны Франческо А., т. к. рукопись не сохранилась. Луиджи А.

http://pravenc.ru/text/115144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [араб. ас-Сакизи] († после 1791, о-в Хиос), патриарх Антиохийский (6 авг. 1767 - 15 дек. 1791). По происхождению грек с о-ва Хиос, прозванный Хиосец. Был протосинкеллом К-польского патриарха Самуила , проводившего политику подчинения Поместных Церквей христ. Востока власти Фанара. После смерти Антиохийского патриарха Филимона Самуил, ссылаясь на волю покойного и властные полномочия К-польского престола, своей властью, без ведома сир. архиереев, возвел Д. на Антиохийский престол. В поставлении Д. в патриарха сыграло роль и стремление фанариотов не допустить избрания на Патриаршество араб. кандидата, т. к. греки подозревали арабов в симпатиях к католицизму. В янв. 1768 г. Д. прибыл в Дамаск. Начало его Патриаршества пришлось на тяжелый период в жизни Антиохийской Церкви. Русско-тур. война 1768-1774 гг., неурожаи, мятежи и смуты в Сирии, военные действия османских пашей против мятежных правителей Египта и Палестины легли тяжелым бременем на христиан Дамаска , к-рые вынуждены были возмещать военные расходы властей. В 1772 и 1773 гг. рус. флот атаковал Бейрут, и мн. христиане, бросив имущество, бежали в горы. В 1774 г., после ухода из Бейрута рус. гарнизона, османские власти казнили нек-рых состоятельных христиан и конфисковали их собственность по обвинению в сотрудничестве с русскими. В 1776 г. к побережью подошел тур. флот, направленный для подавления сепаратистских мятежей и сбора недоимок. Христ. верхушка и архиереи Бейрута снова бежали в горы, где более 3 лет укрывались, пока обстановка в Бейруте не нормализовалась. Влиятельный правосл. шейх Юнус Никула, назначенный в кон. 70-х гг. XVIII в. начальником Бейрутской таможни, убедил христ. беженцев, в т. ч. митр. Макария (Садаку), вернуться в город. Бедствия православной общины в 70-х гг. XVIII в. сопровождались нарастанием недовольства властью Д. Христиане обвиняли его в жестокости, в сребролюбии и скупости, в употреблении мясной пищи. Наибольшие порицания вызывало занятие патриарха ростовщичеством, что считалось в высшей степени предосудительным для духовного лица и роняло престиж православных в Дамаске. В 1776 г. Д. совершил поездку по сев. епархиям Патриархата, а оттуда, по-видимому, направился в К-поль. Трудно сказать, был ли отъезд патриарха из Дамаска вызван конфликтом с местными христианами, или их недовольство прорвалось наружу уже в отсутствие Д., однако в течение 2 последующих лет в дамасской общине происходили серьезные волнения. Православные писали К-польскому патриарху Софронию II, арабу по происхождению, о своих претензиях к Д. и выдвигали ряд условий его возвращения в Дамаск. Примирение сторон, по крайней мере формальное, произошло в 1779 г., и патриарх вернулся в Сирию. Впосл. он организовал ремонтные работы в кафедральном соборе и в ряде церквей Дамаска и Сайднаи.

http://pravenc.ru/text/171218.html

Бусяжь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Бусяж, Бусяжь (белор. Бусяж) - деревня в Ивацевичском районе Брестской области Белоруссии. Входит в состав Милейковского сельсовета. Деревня находится в 7 км к северу от города Коссово, в 4 км от Бусяжа проходит граница с Гродненской областью. Первое упоминание о деревне датируется 1559 годом. В XVII веке имение принадлежало Альбрехту Прославскому, затем хорунжему слонимскому Сигизмунду Прославскому и его брату Христофору, канонику виленскому. В 1648 году братья продали поместье подканцлеру литовскому Казимиру Льву Сапеге. Первоначально храм в деревне Бусяж был возведен в качестве костела монахами-картезианцами из знаменитого монастыря в городе Береза, расположенного относительно недалеко от села. Позже, во второй половине 19-го века, данный храм был переоборудован под православную церковь. Тогда же перед храмом была построена небольшая брама-колокольня. В начале Второй Мировой войны церковь в деревне Бусяж была закрыта. Вновь открылась в 1973 году. С тех пор церковь в деревне Бусяж остается действующей. В недавнее время здание храма подверглось небольшому текущему ремонту, и теперь находится в отличном состоянии. По другому источнику, в деревне 1773-1779 годах была возведена каменная греко-католическая церковь. Строил ее поручик Иосиф Котович, одолжив деньги у Картуз-Березовского католического монастыря и начав строительство в 1744 году. В 1779 году храм был построен. В 1910 году был перекрыт жестью. В 1866 году греко-католическая церковь передана православным и освящена как Успенская церковь. Каменная православная Успенская церковь, памятник архитектуры барокко. Рядом с церковью небольшая каменная двухъярусная колокольня XIX века. Церковь включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Архитектурный памятник 2 категории. По материалам: http://www.pinskeparh.by/;  Стройная кирпичная Успенская церковь, отстроенная в стиле барокко, стоящая у развилки дорог, уже при первом взгляде не оставляет сомнений относительно своего происхождения. Это бывший костёл, заложенный в середине XVIII века (1744-1779) монахами-картезианцами из Берёзы и в 1866 году переделанный в православную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=44774

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Герасимов-Зыбелин Алексей Герасимович; ок. 1730, Москва - 27.09.1797, Макариев Желтоводский мон-рь), архиеп. Казанский и Симбирский. Вместе с братом С. Г. Зыбелиным, буд. проф. Московского ун-та, А. Зыбелин учился в Славяно-греко-латинской академии , по окончании к-рой был рукоположен во диакона. Овдовев, в 1760 г. пострижен в монашество, в 1761 г. рукоположен во иеромонаха. В 1760 г. назначен преподавателем грамматики в академии, в кон. 1763 г.- преподавателем философии и префектом академии. 20 марта 1768 г. определен преподавателем богословия и ректором академии с возведением в апр. 1768 г. в сан архимандрита Заиконоспасского московского мон-ря . 10 окт. 1770 г. в Успенском соборе Московского Кремля А. был хиротонисан во епископа Архангелогородского и Холмогорского. Основной заботой А. стало развитие духовного просвещения в епархии. В 1771 г. А. устроил для Архангельской ДС 5 новых корпусов, ввел в семинарскую программу богословие, философию, математику и др. дисциплины. 9 июля 1773 г. переведен на Нижегородскую и Алатырскую кафедру. Учредил порядок произнесения проповедей по расписанию, все священнослужители епархии под угрозой штрафа обязаны были предоставлять проповеди собственного сочинения в синодальную контору. Подобная практика выявила изъяны в духовном образовании пастырей, что заставило А. в 1775 г. ввести в Нижегородской ДС преподавание ряда новых дисциплин. А. открыл духовные уч-ща в Алатыре, Саранске, Курмыше, Лыскове и др., написал для них инструкции. В 1779 г. принимал активное участие в открытии и устройстве Нижегородского наместничества. Собрал и опубликовал древнейшие сведения о Нижегородской епархии. Во время пугачевского бунта (1773-1775) А. много потрудился для успокоения возмутившейся паствы, рассылал воззвания с увещаниями не поддерживать восставших. 25 апр. 1782 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Казанскую кафедру. По поручению императрицы Екатерины II А. открыл наместничества в Симбирске и Казани, за что был награжден драгоценной панагией.

http://pravenc.ru/text/115956.html

Усть-Ницинское. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Здание церкви построено на средства от пожертвований в 1773–79 годах. Храм представляет собой здание в два этажа с колокольней и западным приделом. Внутренний объем здания был разделен на две части, одна часть была теплой, зимней и освящена во имя Успенья Божьей Матери. Вторая часть помещения была холодной, летней, имела главный престол во имя Святой Троицы. Придел, который был расположен с западной стороны здания, имел свой вход в виде арки и был предназначен для приюта путников, едущих и идущих по торговым путям к Ирбитской ярмарке. После Октябрьской революции 1917 года для всех церквей России начались тяжелые дни. Было принято постановление об отделении церкви от государства. Храмы повсеместно закрывали, церковные здания отбирали, ценности реквизировали в пользу государства. Здания храмов использовали не по назначению. В конце 90-х годов прошлого столетия церковные здания стали возвращать верующим. В 1998 году начались восстановительные работы здания церкви во имя Святой Троицы при участии местных жителей на средства, собранные от пожертвований. Контроль за реставрационными и строительными работами ведет Научно-Производственный Центр по охране и использованию памятников истории и культуры. В 2001 году организована православная община при храме. Богослужения проводятся регулярно. Источник информации - Свято-Троицкая церковь является памятником архитектуры и истории XVIII в. Построена в 1773–1779 годах на средства прихожан. Охраняется государством. По формированию внутреннего пространства вдоль продольной оси искусствоведы относят ее к сибирскому типу. Западный придел имеет вход в виде огромной арки. По мнению специалистов, придел предназначался для приюта и обогрева торговых гостей, ибо слобода стояла на перекрестке торговых путей к Ирбитской ярмарке. Двухэтажная каменная церковь имела два престола: первый главный в холодном храме во имя Святой Троицы и второй в теплом храме – во имя Успения Божьей Матери, и называлась Троицкая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=18840

Тверь. Церковь Филиппа апостола. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Филиппа апостола Год постройки:Между 1774 и 1779. Год утраты:1959 Адрес: Россия, Тверская область, г.Тверь, улица Благоева пересечение с набережная Афанасия Никитина (сквер Апостола Филиппа) Координаты: 56.867951, 35.891855 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По замыслу архитекторов, создававших в 1773 году регулярный план заволжской части города, набережные Волги и Тверцы предполагалось застроить каменными домами " сплошной фасадой " . Осуществить задуманное не удалось, но тем не менее большинство жилых домов на набережной уже в XVIII веке были каменными. Перед ними на спусках к реке располагались " предместья " - так назывались участки земли, не подлежавшие застройке и, как правило, использовавшиеся под огороды. Деревянный храм во имя апостола Филиппа на берегу Волги впервые упомянут в источниках начала XVII века. На его месте в 1770-е гг. " тщанием купца Черепягина " построена каменная церковь с южным Трёхсвятским приделом и двухъярусной колокольней. В 1853 году был устроен северный придельный храм во имя чудотворной иконы Божией Матери " Споручница грешных " . По проекту, выполненному в 1901 году архитектором В. Назариным, малый южный храм предполагалось увеличить в размерах. Одновременно прихожане решили выстроить новую трёхъярусную колокольню. Статья с сайта " Прогулки по старой Твери " Каменный храм апостола Филиппа с южным приделом трех святителей и каменной колокольней был построен в Заволжской части Твери в 1774, центральный престол освящен в 1779 году стараниями прихожан и тверского купца Дементия Черепягина. С этого места и начинался один из самых старых тверских посадов - Заволжский. Под набережной здесь протекает небольшой ручей, впадающий в Волгу в районе городского пляжа чуть выше Старого моста. Всем, кто бывал на пляже, известна труба, из которой он вытекает. Это древний Гостиный ручей (или Мытный), упоминающийся в летописях начиная с XIV века.

http://sobory.ru/article/?object=34654

Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский (Герасимов-Зыбелин Алексей Герасимович) Родился около 1730 года в г. Москве. Обучался в Московской славяно-греко-латинской академии. По окончании курса академии был посвящен в Москве во диакона. В 1760 году пострижен в монашество. С 1760 по 1763 год в академии исполнял должности учителя грамматики и инфимы, синтаксимы, пиитики, проповедничества. В 1763 году назначен префектом академии и учителем философии. В 1768 году определен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря. 10 октября 1770 года хиротонисан в Москве во епископа Архангелогородского и Холмогорского. 9 июля 1773 года переведен в Нижний Новгород. 25 апреля 1782 года возведен в сан архиепископа и назначен в Казань. 5 марта 1785 года уволен на покой в Нижегородский Желтоводский монастырь с правом управления им. Скончался 27 сентября 1797 года и был погребен под папертью Троицкого собора Желтоводского монастыря. Основной заботой преосвященного Антония было развитие духовного просвещения. Прибыв в Архангелогородскую епархию, он обратил особое внимание на устройство местной семинарии. Для большего развития духовенства он ввел в круг семинарских предметов богословие, философию, математику. В Нижегородской епархии им открыты духовные училища в городах Алатыре, Саранске, Курмыше, Лыскове и др. Он первый ввел порядок произнесения проповедей по расписанию по всей епархии. В 1779 году принимал деятельное участие в открытии и устройстве Нижегородского наместничества. По поручению императрицы Екатерины II преосвященным Антонием открыты наместничества в Симбирске и Казани, за что он был награжден драгоценной панагией, которая хранилась в Нижегородском кафедральном соборе. Преосвященный Антоний заботился о распространении христианской веры среди инородцев. В Нижегородской епархии об архиепископе Антонии сложилось мнение как об архипастыре строгом, мудром и благоразумном. Во время пугачевского движения преосвященный Антоний проявил особенную деятельность по успокоению своей возмутившейся паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бушулей. Церковь Екатерины великомученицы. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Бушулей расположено в горно-таёжной местности Забайкалья, на правом берегу реки Алеур при впадении реки Бушулей (бассейн Шилки и Амура). Ещё 300 лет назад здесь шумела лиственничная тайга, изредка посещаемая кочевыми тунгусами (эвенками) со своими оленями стадами. В 1772 году на месте будущего села Бушулей среди кочевых тунгусов поселился мессионер и проповедник Кирилл Васильевич Суханов, выходец из купеческого сословия. Он срубил себе здесь первую избу и преступил к обращению язычников в православную веру, обучал их грамоте и землепашеству, строил с ними дома, обучал ремёслам. Уже в 1773 году он в своей слободе открывает русскую школу для тунгусских детей, которая может считаться первой во всём Нерчинском крае, где преподавателями были он сам и его лучший друг Василий Иванович Березин. А уже в начале 1775 года основатель слободы добился разрешения на постройку здесь первого деревянного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Для строительства церкви и на церковную утварь К.В. Суханову было предписано Иркутской епархией получить от Нерчинска 1000 рублей ассигнациями. Церковь построили довольно быстро, но простояла она недолго. Среди тунгусов оставалось ещё много приверженцев языческой веры и в 1779 году церковь сгорела, по всей видимости, из-за поджога. Вскоре К.В. Суханов отправляется в Иркутск за разрешением построить в селе на прежнем месте каменный трехпрестольный храм. Получив благословение, он сразу же принимается за строительство, кирпич для церкви изготовляли сами крещёные тунгусы, они же и строили. Внутреннее убранство и святые образа для храма писали К.В. Суханов и В.И. Березин. Вся постройка велась на собственные денежные средства К.В. Суханова. В начале 1780 года он был рукоположен в священники. 13 мая 1783 года Троицкий храм был освящён. К северу от храма была построена отдельно стоящая колокольня с шпилевым завершением. Первоначально село носило название Сухановская Слобода - честь своего основателя, но в конце XIX - начале ХХ веков старое название было утрачено и сейчас оно называется по названию реки - Бушулей. Храм закрыли после революционных событий 1917 года. В 1927 году местные жители начали разбирать стены. Старожилы рассказывают, что местным жителям очень понравился церковный кирпич и они постепенно храм разобрали для личных нужд. Сейчас от кирпичного двусветного четверика храма остались лишь руины нижних частей стен. Апсида, северная стена храма и колокольня утрачены полностью.

http://sobory.ru/article/?object=53778

Ирбит. Собор Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В книге патриарха российского краеведения Г.Ф. Миллера «История Сибири» значится, что Богоявленский храм впервые построен около 1643 г. бывшим приказчиком Ирбитской слободы, верхотурским сыном боярским В.И. Муравьевым. Церковь была деревянной и имела один придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. Но этот храм сгорел, и в 1765 г. начали строительство нового каменного двухэтажного семипрестольного. Нижний Богоявленский придел освятили в 1773 г., два верхних над ним – пророка Илии – 1779 г., Тихвинской иконы Пресвятой Богоматери – 1783 г. Впоследствии к ним пристроили двухэтажные приделы: правый нижний – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – в 1859 г., левый нижний – святителя Иннокентия, епископа Иркутского – 1860 г. Вторые этажи закончили в 1873 г.: правый – во имя благоверного великого князя Александра Невского, левый – великомученицы Параскевы. После этого храм приобрел форму креста. Его украшением были пять золоченых куполов и восьмигранная колокольня. В 1808 г. Священный синод присвоил Богоявленскому храму статус собора. В Богоявленский приход входили семь часовен, расположенных в городе и его окрестностях. Самая ближняя к нему – Иверской Богоматери – находилась в центре ярмарочной площади. Именно на ней в Крещение поднимали ярмарочный флаг. Вторая – Власьевская – стояла на вершине археологического памятника «Ирбитское городище», напротив деревни Мельниковой. Другие размещались в ближних деревнях: Пантелеймоновская – в Фоминой, Преображенская – на выезде из Ирбита в сторону Байкалово, Успенская – в Шмаковой, Петропавловская – Ерзовке, Казанская – Чусовлянах. В общей сложности Богоявленский собор объединил пять тысяч православных ирбитчан. Около храма был погост для духовных лиц. Но от него, как и от собора, не осталось и следов. Был разобран, кирпичи использовались при строительстве " Уралмаша " . Часть сохранившихся помещений используется службами ЦРБ им. Д.И. Мальгина.

http://sobory.ru/article/?object=23561

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010