Москва. Церковь Гавриила Архангела ( " Меншикова башня " ). Меншикова башня Карта и ближайшие объекты Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие  известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара. По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

http://sobory.ru/article/?object=02179

Пантыл. Церковь Димитрия Солунского. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Дмитрия Солунского, 1773-1787; 1824; 1901 гг. Один из интересных памятников так называемого «вятского барокко», построенных в традициях великоустюжского храмового зодчества ярусного типа первой половины-середины XVIII века. Единственный из сохранившихся культовых памятников района (наряду с церковными воротами в с. Сырьяны), отличающихся пластическим разнообразием и тонкостью исполнения фасадного декора, свойственного храмам этой стилевой группы. Колокольня, построенная в формах классицизма, до начала XX века составляла с церковью разностильный храмовый комплекс, а затем в результате реконструкции была включена в ее объем. К настоящему времени памятник сохранился в руинированном состоянии. В середине 1990-х годов при нарушении правил эксплуатации здания обрушились свод, северная стена и крыша трапезной. Тогда же отвалился крупный фрагмент западной стены четверика, кладка которой была ослаблена центральным проемом и нишами алтарей теплого храма. Утрачены главка и кровельное покрытие холодной церкви, шпиль колокольни. Церковь имеет следующие параметры в плане: длина 63,6 м, ширина 15,2 м. Закладка и возведение храма начались в 1773 году под руководством А. М. Окулова. За один строительный сезон удалось построить трапезную с теплым приделом, ахолодную церковь поднять «до нижних первых от земли окон». Однако свод трапезной рухнул, и для продолжения работ пришлось нанимать другого подрядчика. Им стал П. Тупасов, который вчерне завершил постройку теплого храма в 1775 году. Через год после выполнения внутренней отделки и устройства иконостаса теплый храм освятили. Кладка холодной церкви продолжалась еще несколько лет и была окончена в 1779 году. Затягивание работ (освящение главного престола состоялось в сентябре 1787 года) было вызвано отсутствием средств и необходимостью займа в других приходах. Поэтому, вероятно, храм изначально был построен без колокольни; колокола висели на деревянной, отдельно стоявшей звоннице.

http://sobory.ru/article/?object=13068

Кабаличи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приход села Кабаличи уже в XVII веке упоминается как один из самых древних приходов современного Брянского района, однако сведений о храме не сохранилось. Последняя деревянная церковь здесь была построена в 1705 году, но к 1760-м годам обветшала. В 1768 году по желанию и на средства помещика Ивана Никифоровича Тютчева было начато сооружение нового храма с двумя Алтарями: главным во имя Рождества Богородицы и теплым придельным во имя Ильи Пророка. Богослужения в новом храме начались в 1773 году в придельном Алтаре, а главный Алтарь храма был освящен только в 1779 году, когда были окончены все строительные и отделочные работы. До 1836 года приход состоял из села Кабаличи и деревни Глинищево. В 1836 году присоединено к нему село Балдыж с деревнями Карпиловка и Севрюково. В храме два алтаря: главный — летний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; придельный, в трапезной части храма — зимний во имя Святого пророка Илии. Главный Алтарь был освящен в 1779 году. В 1901 году, после капитального ремонта, храм был заново освящен. В годы коллективизации (конец 1920-х годов) храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд. В 1994 году был воссоздан приход. Богослужения проходят во временном помещении, здание храма реставрируется. Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) На центральной площади села Кабаличи, одного из древнейших брянских сёл, стройной свечой высокой колокольни возвышается церковь Рождества Богородицы. Говорят, что " освещая " широкие просторы этих мест, она создаёт здесь особое настроение. У церкви много обиходных названий - Богородицкая, Богородице-Рождественская, Рождество-Богородицкая. На всю округу - Кабаличи, Глинищево, Титовка - это единственный приход для верующих. Дошедший до нас каменный храм - наследник деревянных предшественников. Четыре столетия назад колокольный звон уже разносился по окрестным полям и перелескам, созывая народ на молитву.

http://sobory.ru/article/?object=05019

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу. Карта и ближайшие объекты Г. Лукомский: " Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: " на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича " . Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб., по словам священника) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка " Огненное восхождение " - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых " . Источник: В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Вяз. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Село Вяз было основано в 1695 году. В этот же год жителями села от архиепископа Вятского Ионы (Баранова) была получена храмозданная грамота на построение деревянной Спасской церкви. Вторая деревянная церковь была построена в 1764 году, но перевезена в 1779 году на Ахтырское кладбище Вятки. Каменная Спасская церковь (которая сохранилась до настоящего времени) была построена в 1773 - 1777 годы, приход состоял из 22 селений. Сейчас в селе Вяз от силы два или три жилых дома, все остальные - дачи или сады. Из старинных построек остались только церковь и бывший дом священника, сейчас уже перестроенный. Восстановлением церкви занимается о. Владимир Трухин. В тяжелом 1998 году вместе с прихожанами он на народные средства построил в посёлке Радужный Михайло-Архангельскую церковь. При церкви вскоре образовалась община, куда приходили бездомные. Были построены кельи, но вскоре места стало мало. Отец Владимир принял решение переводить общину за город. Выбор пал на село Вяз, к тому времени почти полностью покинутое. Там был выкуплен и перестроен дом, когда-то принадлежавший священнику, в нём сейчас располагается община. Члены общины занимаются хозяйством, восстановлением Спасской церкви, иногда участвуют в ремонтных работах в других церквях. В будущем предполагается создание в селе Вяз мужского монастыря. Все, кто хочет помочь общине, могут обратиться по адресу: 610008, г.Киров, Нововятский р-н, ул.Мичурина, 22. Михайло-Архангельская церковь. Отец Владимир Николаевич Трухин. Подробнее о деятельности священника Владимира Трухина можно прочитать в интервью с ним - http://www.rusvera.mrezha.ru/487/5.htm. Статья о селе Вяз и фото - Спасская церковь с. Вяз каменная, построена в 1776 г. расстоянием от г. Вятки в 22 версты. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли усадебной 1 десятина 569 сажень, пахотной 30 десятин 2284 сажени, сенокосной 2 десятины 116 сажень. Братский денежный доход: содержание от казны 539 руб., кружечный раздел: священнику 558 руб. 24 коп., диакону 372 руб. 16 коп. и псаломщику 186 руб. 8 коп. Руги собрано на весь причт до 10 пуд. ржи и 90 пуд. овса.

http://sobory.ru/article/?object=08529

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, - рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком». Во времена гонений на православную веру, после закрытия храма в 1940 году, купол и колокольня были разрушены, долгое время в церкви размещался склад. Прошли тяжелые десятилетия...

http://sobory.ru/article/?object=05361

Красноярск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Красноярска - Собор Воскресения Христова был заложен летом 1761 года по грамоте тобольского митрополита Павла. Строительство собора осуществлялось на средства прихожан приглашенными из Енисейска мастерами, сначала под руководством зодчего П.Т.Сокольникова, а с 1769 года – С. Паклина. По грамоте тобольского епископа Варлаама, собор был освящен 10 ноября 1773 года. В 1779-1782 годах были пристроены теплые придельные храмы: южный - во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия митрополита Ростовского (грамота на освящение выдана 12 ноября 1781 г.) и северный - иконы Владимирской Богоматери (освящен 22 июня 1782 г.). В 1799-1823 годах на средства красноярских купцов П. Попова и И.Н. Яковлева вокруг здания была возведена великолепная с мотивами рококо металлическая на кирпичных устоях ограда. В западной линии ограды было выстроено одноэтажное кирпичное здание богадельни. В начале 1820-х годов под руководством красноярского мастера И. Быкасова первоначальное шатровое завершение колокольни было заменено купольным восьмигранным покрытием с главой. В 1850-х годах западная часть здания Воскресенского собора была значительно реконструирована. В процессе работ объем первоначальной колокольни был разобран до верхней отметки ее нижнего четверикового яруса. Новая колокольня, возведенная на продольной оси здания, была соединена с ранним объемом собора двухэтажной пристройкой, на втором этаже которой разместился придельный храм во имя святого великомученика Никиты. Предположительно проект новой соборной колокольни и придельного храма был выполнен губернским архитектором Я.М. Алфеевым. С апреля 1853 г. надзор за строительством осуществлялся губернским архитектором А.В. Илышевым. Храм Никиты, сооруженный на средства красноярской купчихи А.В.сМясниковой, был освящен, вероятнее всего, осенью 1855 года. В 1859 году на новую колокольню были подняты два колокола весом в 513 и 1119 пудов. Строительство колокольни завершилось в 1860-1861 гг.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Феотоки Николай) Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца. Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию. В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона. 30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии. В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук. Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника. В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви. В 1768 году уехал в Яссы. С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами. В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником. 6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским. 16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни. Скончался 31 мая 1800 года. Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Сиверсы Фамилия von Sievers прияла начало в герцогстве Голштинском, откуда перешла в Швецию, а из Швеции в Лифляндию. Пётр Иванович Сиверс, адмирал, святого Александра Невского кавалер и адмиралтейств-коллегии вице-президента, управлял этою коллегиею с ноября 1728 по февраль 1732 года. Фридрих-Вильгельм (рождение 1716 † 11 января 1781) женат был два раза: на девица ф. Ребиндер и на девица ф. Шульц, и от каждого брака имел по два сына: а) Фридрих-Вильгельм, полковник; женат был на Христине ф. Лилиенфельд; б) Карл, подполковник; женат был на девица ф. Фишбах; в) Пётр-Рейнгольд, женат на девице ф. Штауден; потом на девице ф. Мейер; г) Вильгельм, служил подполковником. Из других ветвей фамилии Сиверс, Христиан, майор шведской службы, имел сына Иоакима Христиановича († 1779), бывшего, при Императрице Елисавете Петровне, вице-губернатором в Ревеле, а при Екатерина Великой генерал-поручиком. Другой Иоаким ф. Сиверс имел двух сыновей: Карла и Иоакима. Старший, Карл, (в России Карл Ефимович) находился, при Императрице Елисавете Петровне, генерал-поручиком, гофмаршалом и святого Александра Невского кавалер; возведён был королём шведским Фридрихом I в Баронское Шведского Королевства достоинство 7 сентября (27 августа) 1745 года; а императором германским Францом I в Графское Римской Империи достоинство 15 (3) февраля 1760 года. Граф Карл Ефимович († 30 декабря 1774), бывший при Екатерине Великой обер-гофмаршалом, оставил от брака с Бенедиктою-Елисаветою ф. Крузе († 19 сентября 1777), дочь, бывшую за своим двоюродным братом, графом Яковом Ефимовичем Сиверсом, и трёх сыновей: а) Граф Иоанн-Карл, полковник († 1806), женат был на девице ф. Липгардт; потом на девице ф. Швенгельм; имел сына Павла (см. далее), и дочь графиню Бенедикту, за бароном Розеном; б) Граф Пётр служил майором; в) Граф Карл служил подполковником и женат был на баронессе Вреде. Граф Павел Карлович (см. выше, рождение 1773 † 1824), генерал-майор, от брака с Екатериною ф. Гинцель, оставил двух сыновей: Графа Якова Павловича (Яков- Карл-Георг, рождение 31 августа 1814), и графа Густава Павловича (Густав-Готтлиб-Леонард, рождение 1 марта 1823), и дочь, графиню Паулину-Юлию-Бенедикту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Библиография Труды архиепископа Никифора 1 . Λ γοι ες τν γ αν κα μεγλην Τεσσαρακοστν... ν Λειψ, 1766; ν εροσολμοις, 1854 233 . [Поучительные слова на святую Четыредесятницу... Произнесены в 1758–1765 гг. на Керкире.] Отдельные Слова в рус. переводе: (15), (29) 234 . Весь сборник переведен на русский язык бывшим секретарем Св. Синода Стефаном Писаревым, еще при жизни Феотокиса, но не издан. 2 . Στοιχεα Φυσικς... Τ. 1–2. ν Λειψ, 1766–1767. [Основания физики...] 3 . Π νημα χρυσον Σαμουλ Ραββ το Ιουδα ου ξελγχον τν τν Ιουδα ων πλνην... ν Λειψ, 1769. – Перевод с лат. на греч. Русский перевод: Златое сочинение Самуила раввина иудеянина, изобличающее заблуждение иудейское. СПб., 1788; М., 1837. 4 . Το σ ου πατρς μν Ισακ πισκ που Νινευ το Σρου, τ ερεθντα Ασκητικ... Λειψ α, 1770. [Преподобного Исаака Сирина , епископа Ниневийского, Слова подвижнические.] 5 . Σειρ νς κα πεντ κοντα πομνηματιστν ες τν κττευχον κα τ τν Βασιλειν... Τ. 1–2. ν Λειψ, 1772–1773. [Цепь пятидесяти одного толковника на Восьмикнижие и на Царства...] 6 . Απ κρισις ρθοδ ξου τινς πρς τινα δελφν ρθδοξον περ τς τν Κατολικν δυναστεας, Χλλη, 1775; Χλλη, 1851. [Ответ некоего православного к некому православному брату о насилии католиков...] Переведено на русский язык еще при жизни Феотокиса, но не издано. 7 . Речь благочестивейшей, боговенчанной, превознесенной и человеколюбивейшей монархине Екатерине Алексеевне, самодержице Всероссийской, произнесенная 6 августа 1779 г., при хиротонии в архиепископа (паралл. греч. и рус. тексты) Перевод с греч. Сичкарева Луки. СПб., при Императорской Академии наук, 1779. – 15 с.; то же (паралл. греч., франц. и рус. тексты), М., 1796; то же (на рус. языке) в кн.: Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. C. 63–65. 8 . Απ δειξις το κρους   τν τς Νας   κα Παλαι ς Διαθκης βιβλ ων, κα τος ν ατος ληθεας περσπισις νασκευ τς κ το Βολταρου ββλου... ν τ Βινν, 1794. [Доказательство уважительности книг Нового и Ветхого Завета и защищение содержащейся в них истины против хулителя ее Вольтера...] – Перевод с франц. на греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010