Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕССИНГ [Нем. Lessing] Готхольд Эфраим (22.01.1729, Каменц, Саксония - 15.02.1781, Брауншвейг), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения . Жизнь Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Род. в многодетной семье протестант. пастора Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи (урожд. Феллер). После посещения городской школы Каменца обучался в 1741-1746 гг. в элитной школе-интернате Санкт-Афра в Майсене. В 1746 г. поступил в Лейпцигский ун-т, где изучал теологию, а с 1748 г.- также и медицину. Наиболее сильное влияние в период студенчества на Л. оказали филолог И. А. Эрнести, историк И. Ф. Крист и математик А. Г. Кестнер. Благодаря знакомству с К. Милиусом и К. Ф. Вайсе Л. сблизился с членами труппы лейпцигского театра Ф. К. Нойбер. В 1747-1748 гг. он опубликовал при поддержке Милиуса свои первые поэтические опыты и комедию «Дамон, или Истинная дружба» (Damon oder die wahre Freundschaft), а в 1748 г. получил известность как драматург благодаря успешной премьере поставленной театром Нойбер комедии «Юный ученый» (Der junge Gelehrte). Увлекшись искусством, Л. предпочел академической или пастырской деятельности образ жизни свободного литератора и в 1748 г. переехал в Берлин, где жил до 1755 г. с перерывом на краткое пребывание в Виттенберге с целью защиты написанной в 1751-1752 гг. диссертации об испанском писателе и враче XVII в. Х. Уарте. Вращаясь в берлинских околотеатральных и богемных кругах, Л. зарабатывал на жизнь литературным трудом в периодических изданиях - «Берлинской привилегированной газете» под ред. Милиуса (сначала как рецензент и переводчик, а с 1751 как редактор ежемесячного беллетристического приложения «Новейшее из царства остроумия») и «Критических сообщениях из царства учености» под ред.

http://pravenc.ru/text/2463601.html

издал исследования об античной эпиграмме и сборник стихотворений барочного поэта А. Скультетуса. Из-под пера Л. выходят многочисленные литературно-поэтические произведения: рассказы, стихотворения, басни, оды, эпиграммы (напр., «Басни и рассказы» (Fabeln und Erzählungen. 1771)). В 1772 г. была опубликована и с огромным успехом поставлена в брауншвейгском театре насыщенная социально-критическими мотивами трагедия «Эмилия Галотти», в которой Л. реализовал на практике сформулированные им ранее теоретические принципы понимания трагического. Однако главным интересом Л. в поздний период стали богословские и религиозно-философские вопросы. В практическом отношении этот интерес выразился во вступлении Л. в 1771 г. в масонскую ложу «Три золотые розы». Во 2-й пол. 70-х гг. XVIII в. Л. в редактируемом им альманахе «К истории и литературе: Из сокровищ герцогской библиотеки в Вольфенбюттеле» опубликовал под заглавием «Фрагменты неизвестного» материалы к сочинению по библейской критике «Апология, или Охранная грамота разумных богопочитателей», взятые из рукописного наследия Реймаруса, рассчитывая на публичную дискуссию. Публикация стала поводом к жестокой полемике о соотношении разума и откровения между Л. и гамбургским пастором Гёце, на чьи отчасти оскорбительные выпады Л. ответил в период с дек. 1777 по июль 1778 г. серией полемических памфлетов под общим названием «Анти-Гёце» (Anti-Goeze). Спор приобрел такую остроту и имел столь широкий резонанс, что после выхода 11-го памфлета «Анти-Гёце» брауншвейгский герцог, уступив давлению духовенства, отозвал у Л. освобождение от цензуры. Продолжением этой полемики в художественной форме стало одно из вершинных достижений Л.-драматурга - драматическая поэма «Натан Мудрый» (Nathan der Weise. 1779), поднявшая проблему веротерпимости на примере взаимоотношений иудаизма, христианства и ислама в средневековом Иерусалиме и имевшая общеевроп. успех (в течение года была трижды переиздана и переведена на англ., франц. и голл. языки). Параллельно Л. работал над циклом диалогов «Эрнст и Фальк: Диалоги для масонов» (Ernst und Falk: Gespräche für die Freimaurer; 1-я ч. вышла в 1778, 2-я - в 1780), где изложил свой взгляд на истинный смысл и цели деятельности масонских лож. Свои философско-исторические воззрения Л. подытожил в трактате «Воспитание человеческого рода» (Erziehung des Menschengeschlechts), законченном в 1780 г.

http://pravenc.ru/text/2463601.html

А Румянцев жаловался на затруднительность своего положения, поправить которое блестящими победами вроде Кагульской не было надежды. Мы видели, что в Совете было решено поставить армию в лучшее пред прежним положение; и действительно, вице-президент Военной коллегии граф Захар Чернышев представил, что рекрут назначено почти вдвое больше, чем сколько требовалось, именно в Первую армию – более 20000 и во Вторую – с лишком 10000 человек, что провианту заготовлено на весь 1771 год, что магазины мундирными и амуничными вещами наполнены для Первой армии в Киеве, а для Второй – в Севске. Все это было прекрасно в докладах Совету, но дело было в исполнении, нужно было скорее доставить на место и рекрут, и провиант, и амуничные вещи. В апреле Екатерина писала Румянцеву: «Что еще до вас не доставлены ни амуниция, ни рекруты, о том весьма тужу. Амуниция в Киеве осенью уже была; чаю, что чума много перевозу препятствовала, а о рекрутах слышу, что их внутри нашей границы обучали и обмундировывали. К будущему году амуницию теперь уже отправляют в Киев. Я ни единого вашего письма мимо ушей не пропускаю и всякий раз, что вижу какое ни на есть от вас требование, всячески стараюсь словом и делом, чтоб вы всем удовольствованы были и все препятствия отдалены и преодолены бы были, чего и впредь не упущу продолжать». Это не были милостивые фразы с целью отделаться от докук фельдмаршала; Екатерина по своей природе не могла не стараться всячески, словом и делом, удалять препятствия; но ее воле и власти были пределы. Молдавия и Валахия не могли доставить надлежащего количества продовольствия для войска; находившиеся при русской армии отряды из турецких христиан, или так называемые арнауты, опустошали страну не менее турок, так что жители разбежались по лесам, и выманить их оттуда не было никакой возможности. Надобно было привозить запас из Польши, что сопряжено было с крайними затруднениями по недостатку перевозочных средств вследствие того же обнищания стран, занятых русским войском. Отсюда запоздалость в доставлении необходимых вещей, особенно для самого отдаленного отряда, действовавшего за рекою Ольтою; здесь генералы жаловались, что солдаты ходят без сапог, зимою в одних камзолах, им принуждены были давать половинное количество хлеба, вместо хлеба давали просо, кукурузу, часто испорченные вследствие долгого лежания в ямах. Для обоза и артиллерии недоставало лошадей; веревочная упряжь до того перегнила, что на каждых ста саженях надобно было останавливаться для исправления порвавшихся постромок. Также в печальном положении находились госпитали: здесь больные страдали от голоду и холоду вследствие дурного помещения, недостатка дров и необходимой для приготовления кушанья посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

в-ства рассчитывают удержать 13 городов комитата Ципс как принадлежавших Венгерскому королевству; за них выплатится Польше та сумма денег, в которой они некогда были ей заложены. Что касается окончательного умиротворения Польши, то венский двор согласен, чтоб царствующий король остался на престоле и старая конституция была бы сохранена с теми изменениями, которые будут сходны с политическими интересами России и других соседних дворов». В Вене опоздали; хотя, разумеется, если б и не опоздали с таким объяснением, то оно способно было только снова еще сильнее оттолкнуть Петербург от Вены и сблизить с Берлином. Пруссия не раздражала таким резким предписыванием мирных условий, как позволил себе теперь венский двор, прямо выставляя свои интересы и намерение препятствовать всеми средствами исполнению русских условий. И прусский король неуклонно настаивал на том, чтоб Россия отказалась от Молдавии и Валахии, но он не настаивал на другом важном условии – независимости Крыма, не приводил вознаграждения за тяжелую войну почти к нулю, а предлагал еще вознаграждение на другой стороне. Несмотря на вооружения и высокомерный тон венского двора, в Петербурге не раз убеждались, что дело не в Австрии, а в Пруссии. Но прусский король требовал настойчиво, чтоб Россия отказалась от дунайских княжеств и в вознаграждение взяла себе часть польских владений. Такая связь между турецким и польским делом не нравилась в Петербурге: отдать назад в турецкие руки две христианские области, жители которых были уверены, что такого возвращения не будет, проиграть, таким образом, во мнении христианского народонаселения турецких областей было очень тяжело. На это можно было решиться только в крайности; и осенью 1771 года эта крайность, по мнению многих, настояла. Двойная война вообще была тяжка, тем более что не были уверены в безопасности относительно Швеции. Для продолжения войны требовалось усиление средств со стороны России, а возможность усиления средств именно теперь ослабевала. Мы видели, что русское войско встретило в областях Порты врага более страшного, чем турецкое и татарское войско, встретило чуму. Но болезнь не ограничилась одним войском; она пошла дальше, распространилась по внутренним областям России, свирепствовала в Москве, где благодаря опять войне, недостатку внутренней стражи вспыхнул бунт, умерщвление архиепископа. Надобно было освободить зараженные области от рекрутского набора, и Чернышев в октябре объявил Совету, что набор может уменьшиться до 20000. С другой стороны, вследствие чумы же уменьшились казенные доходы. При таких обстоятельствах трудно было возражать людям, которые говорили: благоразумно ли отказываться от непосредственного приобретения ближайших к России областей, населенных русским народом, из-за независимости далекой Молдавии и Валахии, продолжать из-за этой независимости тяжкую войну, которая может еще усложниться, стать еще труднее?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

За этим главным побегом вскоре последовал второй. Из Астраханской губернии ушли за реку Куму 160 семейств калмыков, уже крещенных, и опять обратились в ламайскую веру. Вообще. К началу XIX в., всех крещенных калмыков осталось всего до 6000 человек 151 . Этими событиями в жизни калмыков православной миссии среди них нанесен был сильнейший удар, и миссия должна была надолго прекратить свою деятельность среди калмыков. III. Преобразования в управлении калмыков, оставшихся в России. – Начало веротерпимости в отношениях правительства к инородцам. – Положение миссий и миссионеров. – Уничтожение должности инородческих миссионеров. – Благодеяния правительства магометанам и ламаитам. – Положение православия среди калмыков в начале XIX в. Численность калмыков, оставшихся в пределах России после побега 1771 года, не превышала 5,000 семей или кибиток. Русское правительство, опасаясь вторичного побега, определило им для кочевья места на правом, нагорном берегу Волги. Затем, рескриптом Екатерины II от 19 октября 1771 года было навсегда уничтожено звание калмыцкого хана; каждый калмыцкий владелец был поставлен в совершенную независимость от другого; на долю владельцев было определено только хозяйственное управление улусом и разбор частных дел, судебная же власть сосредоточилась в зарго из народных представителей, при чем постановления этого юридического учреждения контролировались еще русскими властями. Эта мера должна была принести весьма важные результаты в деле объединения калмыков с Россиею. В 1786 г. астраханский генерал-губернатор П.С. Потемкин признал возможным даже закрыть суд зарго, а дела о калмыках передать в уездные суды по принадлежности улусов. Но со вступлением на престол Павла Петровича дербетовскому владельцу Чучею Тундутову снова было пожаловано достоинство наместника калмыцкого ханства, снова было открыто зарго, снова калмыки перешли в полное подчинение своим родовым правителям 152 . Таковы перемены, происшедшие в судьбах приволжских калмыков в царствование Екатерины II и Павла I. Вместе с этими переменами в управлении калмыков со стороны правительства обращены было самое серьезное внимание на то, чтобы калмыки, как и все другие инородцы России, пользовались полною религиозною свободою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МОЖАЙСКАЯ 04.11.1862 16.06.1866 ВИТЕБСКАЯ 16.06.1866 07.12.1874 ХАРЬКОВСКАЯ 07.12.1874 13.04.1879 ТВЕРСКАЯ 13.04.1879 13.10.1896 Савва Черный КРУТИЦКАЯ 24.02.1544 17.02.1554 Савва Шпаковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 18.02.1739 30.06.1740 КОЛОМЕНСКАЯ 30.06.1740 29.07.1749 Савватий АСТРАХАНСКАЯ 04.03.1683 01.07.1696 Савватий в/у? ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (1571) КОЛОМЕНСКАЯ Савватий Антонов в/у АЛАТЫРСКАЯ 11(24)12.2004 17(30)01.2005 АЛАТЫРСКАЯ 17(30)01.2005 Савватий Зосимович СЛУЦКАЯ, обн. 28.09(11.10)1926 02.1931 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 02.1931 10.1931 СЛУЦКАЯ, обн., паки 10.1931 19.03(01.04)1933 Самсон(Сампсон) АСТРАХАНСКАЯ 02.02.1697 03.04.1714 Самуил Запольский-Платонов КОСТРОМСКАЯ 19.08.1817 06.04.1830 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.02.1826 Самуил Миславский КУРСКАЯ 28.12.1768 24.09.1771 КРУТИЦКАЯ 24.09.1771 17.03.1776 в/у МОСКОВСКАЯ 20.01.1775 ЯРОСЛАВСКАЯ 17.03.1776 22.09.1783 КИЕВСКАЯ 22.09.1783 05.01.1796 Севастиан СМОЛЕНСКАЯ Севастиан Вести КИНЕШЕМСКАЯ 08.09.1914 30.05.1917 МАКАРЬЕВО-УНЖЕНСКАЯ 30.05.1917 17.09.1917 КИНЕШЕМСКАЯ, паки 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 НЕРЕХТСКАЯ в/у КОСТРОМСКАЯ, обн. 07.1923 КОСТРОМСКАЯ 07.1923 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, обн. 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, паки 25.11(08.12)1929 Севастиан Пилипчук в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 23.09.1977 03.10.1977 КИРОВОГРАДСКАЯ 03.10.1977 31.08.1989 Блаж. Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 05.10.1634 25.02.1653 Св. Серапион НОВГОРОДСКАЯ 15.01.1506 04.1509(5?) Серапион Александровский ДМИТРОВСКАЯ 11.06.1788 16.10.1799 КАЛУЖСКАЯ 16.10.1799 21.10.1799 КАЗАНСКАЯ 21.10.1799 11.12.1803 КИЕВСКАЯ 11.12.1803 24.01.1822 Серапион Курцов (Курцев) НОВГОРОДСКАЯ 14.06.1551 29.10.1552 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) ВИКАРИАТСТВО ПЕРЕСЛАВЛЬ- ЗАЛЕССКОЙ ENAPXIU 30.03.1745 16.02.1746 МОЖАЙСКАЯ 16.02.1746 03.03.1753 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 03.03.1753 29.10.1753 ВОЛОГОДСКАЯ 29.10.1753 12.1761 Серапион Маевский НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 29.05.1869 15.05.1876 ЧЕРНИГОВСКАЯ 15.05.1876 06.03.1882 АРХАНГЕЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В письме от 23 января 1774 года владыка Платон писал государыне: «Имея врученную мне по Божию и Вашего Императорского Величества благоволению епархию, чувствую на совести моей всегдашний долг, дабы во управлении оныя соответствовать тем обязательствам, которые на меня возложены Божиими и Вашего Императорского Величества законами. Чему дабы я мог совершеннее удовлетворить, почитаю за нужное видеть персонально состояние церквей, духовенства и паствы. И хотя я по всемилостивейшему Вашего Императорского Величества дозволению в 1771 году в епархию на 4 месяца был отпущен, но в оное краткое время по новости моей во все, что нужно было, персонально взойти не имел удобности. Того ради, Ваше Императорское Величество, всенижайше прошу... всемилостивейше уволить меня в епархию на год» 102 . Отпуск был предоставлен архиепископу Тверскому. Императрица Екатерина II начиная с исхода 1768 года была озабочена целым рядом внешне- и внутригосударственных проблем. Манифестом 18 ноября 1768 года была объявлена война Оттоманской Порте; продолжалась борьба с польскими конфедератами; в 1770 году в Москве появилась моровая язва, вызвавшая открытый мятеж. В 1771 году опасно заболел цесаревич, и власть императрицы, казалось, повисла на волоске. В 1772 году, используя удачную обстановку (русские войска находились далеко от Петербурга и не могли быть срочно переведены в неспокойную Варшаву), Фридрих Прусский настоял на разделении Польши 103 не в ущерб себе 104 и, наконец, с 1773 года на юго-восточной окраине России разыгралась пугачёвщина. Этот грозный бунт начался накануне женитьбы цесаревича Павла Петровича 105 . Много загадок он оставил. Достаточно сказать, что и по сию пору никто из историков не ответил на вопрос: откуда взялись деньги у казака-дезертира Пугачева на вооружение своей армии? И случайно ли совпадение этих двух событий: задуманная императрицей женитьба сына и возникшее пугачевское волнение, заставившее всех помещиков России следить более за действиями армии Пугачева, нежели за грядущими событиями при дворе? Впрочем, предоставим возможность решить этот вопрос добросовестным историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В.В. Виноградов Очуметь ОЧУМЕТЬ. Слово очуметь является производным от чума. Поэтому любители крылатых слов склонны связывать возникновение этого слова с наиболее опустошительной чумой 409 , о которой только можно найти сведения в русской истории. Разница лет в сто и больше обычно нисколько не смущает таких этимологов. Например, Б. Шейдлин в своей книжке «Москва в пословицах и поговорках» (М., 1929) пишет: «Страшная чума 1654 и 1771 г. оставила так часто и так легко произносимое ныне крылатое словцо: очуметь» (с. 59). С. В. Максимов тоже связывал появление слова очуметь со страшной московской чумой 1771 г. (Максимов, Крыл. слова, с. 176). Но для такого хронологического прикрепления нет никаких оснований. Глагол очуметь в лексикографической традиции впервые зарегистрирован В. И. Далем. В его словаре читаем: «Очумлять, очумить кого, заразить чумою, зачумить. Гуртовщики прогоном у нас очумили скот. Очумиться и очуметь, заразиться чумой, или вообще заболеть ею. У нас все собаки очумели//Очуметь сев. и вост. одуреть, осаметь, забыться временно, быть в беспамятстве, напр. от головокруженья, дурноты, угару и пр. Да что ты, очумел что ли, не слышишь? Очуменье, сост[ояние] по гл[аголу]. Очумелый, очумевший» (сл. Даля 1881, 2, с. 805). Таким образом, глагол очуметь Далю представляется диалектным словом – северным и восточным. Действительно, как областное слово он внесен в «Опыт областного великорусского словаря»: «Очуметь, гл. ср. сов. Забыться, говорить не о том, о чем спрашивают, или не отвечать на вопросы. Ты совсем очумел. Арханг. Перм. Ирбит» (Опыт обл. влкр. сл., с. 150). Самая неточность определения значения слова говорит о том, что до второй половины XIX в. слово очуметь не соприкасалось с литературным языком, оно бытовало лишь в областных народных диалектах. На то же косвенно указывает и наличие слов чумить и зачумить, прич. зачумленный в русском литературном языке XVIII и начала XIX в. В самом деле, в словаре 1867–1868 гг. указано: «Чумить, млю, мишь; зачумить, гл. д. Сообщать другим, распространять чуму; зачумлять». Соответствующая возвратная форма: чумиться, зачумиться (сл. 1867–1868, 4, с. 446). Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (4 листка разного формата). Печатается по рукописи с внесением ряда необходимых поправок. – В. Л. 409 Слово чума считают заимствованием из турецк. сита, которое, в свою очередь, возводят к румынск. ciuma, из др. греч. κμα (см. Фасмер, Греко-слав. этюды, с. 224). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В марте 1771 года организация борьбы с эпидемией была поручена генерал-поручику Петру Дмитриевичу Еропкину. Он сформировал в 14 частях (позднее в 20), на которые тогда делилась Москва , санитарные отряды с лекарями и смотрителями. Больные отсылались в Угрешскую больницу. Умерших хоронили на специальных кладбищах за городскою чертой, которых было Безотрадную картину представлял город в августе-сентябре 1771 года. По воспоминаниям современников, жизнь в нем замерла, парализованная великим бедствием. Целые кварталы запустели, во множестве домов вымерло все их население, и они стояли заброшенные, с растворенными настежь дверями и воротами, опустошенные грабителями, появившимися тогда в большом количестве. Другие дома были покинуты обитателями, и особенно много было пустых барских особняков, которые охранялись только двумя-тремя дворовыми людьми. И, несмотря на такое запустение города, число жертв болезни было громадно: в сентябре умирало ежедневно 500-800 человек и С апреля по декабрь 1771 года в Москве умерло 56 672 Чума 1771 года, сопровождавшаяся большою смертностью жителей Москвы, принесла много бедствий и для Московской Церкви. Болезнь похищала и пастырей Церкви, обязанных священным отеческим долгом и любовью напутствовать умирающих. От заболевавших чумою священно- и церковнослужителей заражались и священные предметы - церковные облачения и книги, бывшие в их употреблении. Случалось, при многих церквах вымирал даже и весь причет, и церкви оставались без службы Божией и даже без всякого присмотра. Всех церквей было запечатано 75, а священников к концу октября 1771 года умерло до 106 В это время трагически погиб от взбунтовавшейся толпы архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). В Сретенском мужском монастыре вымерла вся братия, и остался лишь игумен Амвросий, который одновременно состоял в экономах Московского архиерейского дома и жил в кафедральном Чудовом Он писал в Московскую духовную консисторию 16 ноября 1771 года, что находящиеся в Сретенском монастыре монашествующие «иеромонахи Пахомий, Сильвестр, иеродиакон Лаврентий, монахи Паисий да Иларион в нынешнем 1771 году в разных числах все померли, и затем налицо никого не осталось, о чем сим

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

1762 апреля 24 премьер-маиор Василий Сергеевич Головин. 1713 июня 2 Марья Ивановна дочь князя Урусова. 1727 декабря 26 Федосья Ивановна дочь Волынских. 1749 апреля 25 погребен придворный тафель-декарь Иван Михайлов сын Редриков. 1753 августа 21 дня погребен придворный лакей Алексей Воронов. 1754 августа 27 погребен каменных и штукатурных дел подмастерье Яков Алексеев сын Буев. 1756 июня 26 погребен тайной конторы актуариус Федор Афанасьев. 1757 декабря 17 поручик Александр Степанов сын Милорадович. 1758 ноября 20 надворный советник Ив. Ив. Бибиков. 1759 марта 10 полковница Евфимия Любисткова. 1762 сентября 12 поручик Михаил Любистков. 1763 апреля 8 девица Александра дочь Лисунского Михаила Ефимовича действительного камергера лейб-гвардии Измайловского полка капитана. 1768 апреля 3 дня канцелярист отчинной коллегии Матвей Андреев. 1770 апреля 17 московской типографии директор Максим Терентьев сын Суворов. 1771 апреля 17 действительный тайный советник и кавалер Яков Лукич Хитров. 1771 апреля 20 Настасья Степановна дочь сына Колесницкого государственной коллегии иностранных дел. 1771 апреля 21 Андрей Андреев государствен. медицинской коллегии при конторе присутствующий статс-физик и доктор. 1771 мая 30 супруга действ. тайного советника Якова Лукича жена Василиса Ив. Хитрова. 1771 июня 11 купеческая жена Екатерина Ив. дочь Щукина. 1771 июня 20 купеч. жена Матрона Ив. дочь Серавина. 1771 июня 22 девица Екатерина Алексеевна Сухотина. 1771 августа 8 генеральша Анна Яковлевна, в замужстве бывшая за тайным советником Николаем Петровичем Солтыковым. Приложение Д. Кладбище монастырское В настоящее время на монастырском кладбище более 1000 памятников; на многих из них время совершенно изгладило надписи; самый старший из памятников, на коих сохранились надписи, поставлен в память неизвестной по фамилии Наталии Феодоровны, скончавшейся в 1716 году 11 марта. По архитектуре и ценности своей обращают на себя внимание пред другими памятники: над князьями Трубецкими, над купцами: Третьяковым, Молчановыми, Анной Гавриловной Нарышкиной, над Тюляевыми. Некоторые из могил особенно пред другими свидетельствуют о подвигах веры и семейной любви: из Берлина 186 и Тамбова 187 , с полей Грос-Егерндорфа 188 , из Симбирска 189 , из пределов Киева 190 и из Пятигорска 191 перенесены останки скончавшихся родственной любовию в обитель Спаса еще прежде трубы Архангела.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010