Серпейск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в с. Серпейск построена в 1771 году и освящена в честь Николая Чудотворца. История сохранила имена пожертвователей, на чьи деньги был возведен храм. Это поручик Домогацкий, купец Гашинов и коллежский советник Минин. В 15 веке Серпейск принадлежал Литовскому Княжеству. В 16 веке вошел в состав Руси, город был деревянным, рубленным. В 18 веке город входил в состав Калужской губернии. В нем проживало около 300 человек. Но к концу 18 века и в начале 19-го город так и не смог стать промышленным центром, ремесла не развивались, и он стал селом. Никольская церковь сохранилась буквально чудом. В 1930-е годы она была закрыта и в ней разместили пекарню. Эта пекарня пережила пожар. Потом к ней начали подводить водопровод и обнаружили захоронения местных жителей. Сегодня непосредственно к храму подходит дорога на Мещовск. В 2000-е годы нашелся неравнодушный человек, который стал сам восстанавливать эту церковь. Сейчас церковь очень медленно, но восстанавливается. Ведутся службы. В начале XVIII в. при Петре I Серпейск входил в состав Калужской провинции. Было в нем на то время, согласно ревизиям, чуть больше 300 душ. Не так уж мало - если знать, что в женщины, к примеру, в сводных цифрах ревизских сказок того времени не фигурировали. А дальше Серпейск так и не смог развиться в ремесленный или торговый центр. В 1796 г. город в связи с малой численностью населения и отсутствием промышленности был выведен за штат и стал относитться к Мещовскому уезду. А в 1919 г. Серпейск лишен и статуса города - став селом, в каком виде дошел и до наших времен. Однако некоторые памятники истории в селе все-таки сохранились. Например, церковь Николая Чудотворца (Никольская). Серпинский Николаевский собор был построен в 1771 г. на средства сразу нескольких лиц: помещика Спешнева, поручика Петра Васильевича Домочацкого, Гаврилы Андреевича Гашникова, колежского советника Алексея Андреевича Минина и купца Глинкова. Колокол собора был отлит на Московском пушечном дворе. В 1789 г. в Николаевской соборной церкви служили протоиерей Варфоломей Прохоров, священник Авраамий Фёдоров, священник Иоким Иванов. В 1805 г. в соборе был произведен капитальный ремонт: заменены полы, купол перекрыт железом и произведено двухразовое обмеднение металла, шпиль обвит английской нитью, яблоко купола и кресты были вызолочены. На рубеже 1920-1930-х гг. храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=04282

Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г. Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г. В 1857 г. в Козельском у. действовали 65 приходов, в клире состояли 73 священника и 21 диакон, в Жиздринском у. имелось 53 прихода, служили 72 священника и 31 диакон. В 1813-1815 гг. предполагалось открыть ДУ в Козельске, однако из-за отсутствия в городе подходящего здания уч-ще было открыто в Мещовске. В 1863-1879 гг. в Козельске действовало единственное в Калужской епархии уч-ще для девиц духовного звания. Оно было создано на базе всесословной частной школы диакона козельской Благовещенской ц. Феодора Вырского, открытой в 30-х гг. XIX в. Занятия шли в доме Вырского, для общежития воспитанниц диак. Феодор приобрел отдельный дом. Вырский преподавал вместе с дочерью А. Ф. Вырской, применял передовые методы. В 1879 г. заведение было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще и переведено в Калугу. В 1881 г. в Козельске был открыт епархиальный свечной завод, вскоре переехавший в Калугу. В кон. XIX - нач. XX в. в крае действовал ряд братств и церковноприходских попечительств. В качестве примера можно привести основанное в 1893 г. братство свт. Николая Чудотворца при Успенской ц. в с. Озерском Перемышльского у. (ныне Козельского р-на). В состав почетных членов братства входили прот. прав. Иоанн Кронштадтский , обер-прокуроры Синода К. П. Победоносцев и В. К. Саблер , министр имп. двора и уделов гр. И. И. Воронцов-Дашков, чаеторговец и благотворитель Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря С. В. Перлов и др. Братство содержало чайную, избу-читальню, приют для престарелых, церковный хор и неск. школ, в т. ч. церковноприходскую школу для девочек. В 1916 г. в Козельском у., разделенном на 4 благочиннических округа, было 59 церквей, в Жиздринском у., состоявшем из 5 благочиннических округов, насчитывалось 75 церквей. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились Успенский собор, Вознесенская и Благовещенская церкви (1810) в Козельске, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого монастыря в с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского у. (1670), Введенский собор Оптиной пуст. (1750-1771), Смоленский собор в Сухиничах (1770), Казанская ц. в с. Людинове Жиздринского у. (1802-1820) с уникальным хрустальным иконостасом, Александро-Невский собор в Жиздре (1855), 15-главый Казанский собор Шамординского монастыря (1889-1902) и др.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Возрождение пустыни в кон. XVIII в. было связано с переходом в число братии группы монахов из Николо-Пешношского мон-ря. Уже в нач. XIX в. сама О. п. стала направлять настоятелей в др. обители, за ними зачастую отправлялись группы оптинских насельников. Десятки воспитанников О. п. назначались на высокие должности в др. мон-рях, в Калужском архиерейском доме, в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В Калужской епархии в XIX - нач. XX в. по традиции настоятелями малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря , Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, Лихвинского Покровского Доброго мон-ря в большинстве случаев ставились монахи, прошедшие через оптинское братство. Эту традицию поддерживали калужские архиереи, многое для ее укрепления сделали еп. Николай (Соколов) и архиеп. Григорий (Митькевич). Архиереями стали жившие в разное время в О. п. еп. Игнатий (Брянчанинов) , архиепископы Иувеналий (Половцев) и Михей (Алексеев) , митр. Трифон (Туркестанов) ; все они поддерживали связи с обителью, а архиеп. Михей проживал в ней на покое в 1914-1923 гг. Еп. Игнатий писал, что в О. п. собрано «избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России». Старцы Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев С поселением в 1829 г. в О. п. иеросхим. прп. Льва (Наголкина) в обители была установлена традиция старчества, восходящая к ученикам схиархим. прп. Паисия (Величковского) В О. п. удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества на протяжении столетия - вплоть до 20-х гг. XX в. После смерти старца старшая братия выбирала его преемника. Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому идти за окормлением. Оптинские старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту и, как правило, имели офиц. статус братских духовников. Стоявшие административно выше их настоятели О. п. советовались с ними.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Церковь мучеников Бориса и Глеба в с. Белкине. 1773 г. Фотография. 2007 г. В 3-й четв. XVIII в. появилась группа памятников, связанных с творчеством московских архитекторов, прежде всего К. И. Бланка. Им свойственны подчеркнуто изящные, узкие, вытянутые вверх композиции, преимущественно типа «восьмерик на четверике», и тонкий по рисунку плоский ордерный декор. Одной из первых, вероятно, была построена ц. Воскресения (1757) в вотчине князей Голицыных в с. Ладинском (Роща, Тарусский р-н, см.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209) - крестообразная в плане, с недлинными рукавами креста, близкая по типу к московской ц. вмц. Екатерины на Ордынке. Храмы, созданные самим Бланком, или близкие к его стилю: ц. святых Бориса и Глеба (1773) в с. Белкине, усадьбе И. Л. Воронцова, для которого Бланк много строил (Боровский р-н; напоминает Спасскую ц. в Киове, в его же подмосковной усадьбе) (см.: Николаев. 1970. С. 35-39); крестообразная в плане, с верхним восьмериком ц. Успения (1771) в имении Хитрово Висляеве (Ферзиковский р-н); ц. Преображения (1783) в Серпейске; отчасти ц. Благовещения (80-е гг. XVIII в.?) в с. Хохлове (обе типа «восьмерик на четверике», Мещовский р-н). Доминирующим оставался тип провинциального храма «восьмерик на четверике» с декором в стиле позднего барокко или раннего классицизма (оконные наличники с боковыми «ушами», треугольные или лучковые сандрики с замками, подоконные «фартуки» и накладные доски): ц. Знамения в с. Хордове (1764) помещика Н. В. Янова (Мещовский р-н), ц. Преображения (1784) в имении Чебышёвых Спас-Прогнанье (Жуковский р-н). С ними соседствуют храмы, выполненные в столичной и провинциальной манере: в Серпейске, имевшем во 2-й пол. XVIII в. нек-рое время статус уездного города, был выстроен в местных традициях Никольский собор (1771), а ц. Преображения (1783) - в стиле Бланка. Для сельских храмов также использовалась архаичная композиция бесстолпного 2-светного четверика, преимущественно с одной главой: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Ивановском кн. П. Ф. Тюфякина, Никольская ц. (60-70-е гг. XVIII в.?) в с. Никольском помещиков Глебовых, ц. Покрова (1790) в с. Покров-Полея И. И. Бегичева (все в Жуковском р-не), ц. Благовещения (1767) в с. Серединском под Боровском - усадьбе помещиков Скобеевых, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Барятине (Дзержинский р-н). Мн. ранее построенные городские и сельские храмы получили новые колокольни - многоярусные, с ордерным декором, в стиле укр. барочных образцов или колокольни Новоспасского мон-ря в Москве: Успенский собор (1784) в Перемышле, Пятницкая ц. (70-80-е гг. XVIII в.) на городище Мосальска, Казанская ц. (60-е гг. XVIII в.) в с. Григоровском под Перемышлем, ц. св. Иоанна Предтечи и ц. вмч. Георгия на Воробьёвке в Калуге (обе 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1765 . Николаевская на Восне, мужская пустынь, ныне часовня близ погоста Никольского на Восне, Тверской губ., Кашинского у., в 30 вер. к сев.-зап. от Кашина и в 5 вер. от села Кесова Гора, на открытом прекрасном местоположении. По преданию, разорен татарами в 1238 г.; на месте его нахо­дили остатки риз и разной церковной утвари. “Тверск. губ. в.”, 1850 г., 41 (Письма о древн. м-рях.). 1766 . Николаевская – Амонская, Вамонская, Вармонская или Монская, мужская пустынь, ныне село Никольниково, Курской губ., Рыльского у., в 14 вер. в сев.-зап. от Рыльска, при р. Амоне. Существовала в первой половине XVII ст., когда ею управлял в 1629 г. строитель Боголеп, и упоминается в 1685 г. по делу о расколе на Дону. В 1724 г. приписана к Николаевскому Рыльск. м-рю (Волынская пустынь), но по просьбе капитана Волжина и поруч. Офросимова с товарищи в 1726 г. сделана самостоятельною и до 1745 г. со­стояла в Синодальной области. До при­писки в 1724 г. в пустыне было 4 церкви, кельи, ограды и 26 монахов. “Ист. Росс. Иер.”, III, 498; “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 17 (дело о расколе, стр. 233, 235), “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VI, 1726 г., 416 (прошение о неприписке к Волынской пуст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 651. 1767 . Николаевская – Благовещенская – Городеченская – Серпейская, мужская пустынь, ныне село Городечня, Калужской губ., Мосальского у., в 55 вер. к зап.-сев.-зап. от Мосальска, при рч. Вороне. О ней известно толь­ко, что она уже существовала в конце XVII ст., а в 1724 г. была приписана к Георгиевскому м-рю в Мещовске. В Бла­говещенской церкви села находится про­славленная икона Св. муч. Параскевы, к которой стекается много богомольцев. “Ист. Росс. Иер.”, III, 750; Ратшин, 114; “Топогр. опис. Калуж. наместн.”, 46; “Ист. опис. Малояросл. Черноостр. мон.”, 34; Попроцкий, “Калуж. губ.”, II, 17; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.”, 273, 284; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 197; “Калуж. губ. в.”, 1850 г.,            2 (м-ри в губ.), 19 (о церквах в губ.); 1856 г., 13 (стат. свед. о Мещов. у. конца XVII ст.); Строев, “Спис. иер.”, 588, 21; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 105 душ крест.); 1863 г., I, Отд. 1, 134 (Церк. ист. опис. упраздн. м-рей); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 350 (в 1700 г. имела 1 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, прилож., LXVIII, XVIII (в 1678 г. имела 1 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К ряду храмов с несколько упрощенными композициями и декором относятся постройки крепостных архитекторов мосальского купца А. С. Хлюстина - Е. Е. Латышева и И. А. Каширина (ученик имп. АХ): Никольский собор (1806-1818, воссоздан в нач. XXI в.) в Мосальске, ц. Покрова (1809) в дер. Покровское, ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1808 - 20-е гг. XIX в.) в с. Быстром (все в Мосальском р-не), ц. Св. Троицы (1818) в Троицком (близ Кондрова Дзержинского р-на). Главные объемы, прямоугольные или крестообразные в нижней части, завершены высокими купольными ротондами с венчающей главкой на высоком барабане; 3-ярусные колокольни в каждом ярусе украшены ордерным декором ( Шорбан, Зубарев. 2005). Постройки Ясныгина или архитекторов его круга отличают подчеркнутая монументальность форм основного объема с портиками на боковых фасадах, несущего массивную световую купольную ротонду, пониженные апсида и трапезная; колокольня, как правило, 3-ярусная, завершается чрезвычайно высоким шпилем, напр.: Казанская ц. (1802-1820; утрачены верхние части здания) в г. Людинове, Печерская ц. (10-е гг. XIX в.) в селе Лопатиных Прудки, Казанская ц. (1817) в селе А. А. Долгова Дунине (обе в Медынском р-не), ц. Рождества Пресв. Богородицы (10-е гг. XIX в.- 1823) в усадьбе кн. Козловских Барятино (Борятино, Мещовский р-н). Важной частью архитектуры К. и Б. е. стало масштабное монастырское строительство. В Оптиной Свято-Введенской пуст. возвели ряд сооружений: 3-ярусную колокольню (1801-1804), Казанскую ц. (1805, 1815), больничную церковь с кельями (1809), ограду с башнями (1832-1839); в 1837 г. был значительно расширен Введенский собор 1771 г.; в 20-х гг. XIX в. создан комплекс Иоанно-Предтеченского скита, основанного в 1821 г. (комплекс Оптиной пуст. восстановлен в кон. XX - нач. XXI в.). В формах столичного ампира был построен Крестовский мон-рь (1827-1832, не сохр.) в Калуге. Разрушенный в 1812 г. Никольский Черноостровский мон-рь в Малоярославце был возведен по новому проекту (1825-1839): с высокой колокольней, величественным, близким к центричному в плане 2-этажным собором, жилыми и хозяйственными корпусами (авторство приписывается разным зодчим, в т. ч. А. Л. Витбергу, работы осуществлялись под надзором губ. архит. Н. Ф. Соколова, см.: Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 147; комплекс отреставрирован в 90-х гг. XX - нач. XXI в., см.: Там же. С. 148). Было возведено неск. ампирных храмов, близких по формам к образцовым проектам этого времени: Казанская ц. (1824) в с. Грибове (Медынский р-н), ц. вмч. Георгия (1828) в с. Георгиевском на Угре (Юхновский р-н), Спасская ц. в селе помещиков Щепочкиных Кондрове (ныне город, Дзержинский р-н). Особой аскетичностью форм обладает ц. Успения (20-е гг. XIX в.) в с. Богимове (Ферзиковский р-н). В формах столичного ампира с характерным лепным декором по проекту архит. В. П. Стасова была перестроена Никольская ц. нач. XVIII в. (в аварийном состоянии) в усадьбе Полторацких Авчурино (Ферзиковский р-н).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Редкая по составу и обширная иконографическая программа алтарных росписей основывалась на ветхозаветных сюжетах: «Прор. Иона во чреве кита» - на сев. стене; «Прор. Исаия» - на вост. стене сев. придела; «Жертвоприношение Ноя» - на вост. стене юж. придела; «Жертвоприношение Еноха» - на юж. стене; «Плач Иеремии», «Сей есть Сын Мой возлюбленный», «Святое Семейство» и образ свт. Василия Великого - в сев. приделе; изображение судии Гедеона, «Моисей, источающий воду из камня», «Медный змий», «Лестница Иакова», «Святая Святых» - в юж. приделе, хотя над горним местом традиционно для XIX в. и более раннего времени размещались композиции Страстного цикла. Сюжет «Жертвоприношение Авраама» - один из наиболее популярных в составе алтарных росписей - был написан по гравюре Ф. А. Килиана (1758). Наречение имени св. Иоанну Крестителю. Роспись Благовещенского собора в Мещовске. 1832–1851 гг. Наречение имени св. Иоанну Крестителю. Роспись Благовещенского собора в Мещовске. 1832–1851 гг. Среди непоновлявшихся росписей эпохи эклектики, вероятно сер. XIX в., следует отметить исполненную маслом живопись в четверике Никольского собора в Серпейске (1771, Мещовский р-н). Здесь прослеживается зависимость от классицистических традиций. Подобно картинам, композиции размещены на стенах основного объема в 2 ряда и заключены в широкие профилированные гризайльные рамы с крупными завитками листьев аканта и стилизованными раковинами. Зап. стену занимают характерные для 2-й пол. XIX в. изображения «О блудном сыне» и «О богаче и нищем Лазаре». Несмотря на утраты, росписи отличаются выразительностью отдельных образов, индивидуальностью и свободной манерой письма. Близка по стилистике к серпейским росписям единственная сохранившаяся композиция «Успение Божией Матери» (1882) на зап. стене сев. придела ц. Рождества Христова (1800) в с. Щелканове Юхновского р-на (в «метрике» на храм 1887 г. говорится, что «стены в настоящей недавно (1882) росписаны живописью... роспись сделана в первый раз...» - ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2000. Бывш. Мещовский у.). Росписи присущ необычайно светлый, перламутровый колорит виртуозно изображенных драпировок. При нек-рой общей наивности изображения мастера демонстрируют знание законов анатомии, свободную передачу движений и ракурсов, мастерство в написании ликов.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 509, 2650; Оп. 3. Д. 288; РГБ ОР. Ф. 213. К. 110. Д. 28; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-13244. Ист.: Письмо на имя настоятеля Мещовского Георгиевского мон-ря, игум. Лаврентия//Калужские ЕВ. 1902. 4. С. 120-121; ПСПиР. Царствование государя Павла I. Пг., 1915. 529; У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996. Лит.: Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 283-287; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба/Сост.: М. Попроцкий. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. Ч. 2. С. 541-546; Леонид (Кавелин), архим. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 74-78; он же. Ист. описание Мещовского Георгиевского муж. общежит. мон-ря. М., 1870. Мещовск, 2011; он же. Память о царице Евдокии Феодоровне на ее родине//РА. 1873. 4. Стб. 648-653; Строев. Списки иерархов. Стб. 581-582; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Архангельский С. Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского. М., 18972; С[оловь]ёв В. И. Г. Мещовск: (Ист. очерк)//Калужские ГВ. 1897. 114. С. 3; ЖПодв. Февр. С. 93-114; Июнь. С. 354-369; Июль. С. 163-174; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912. С. 252-255; Житие прписп. Георгия, Даниловского чудотворца. М., 2000; Малаканова Л. Мещовск: Возрождение обители. Ивантеевка, 2005; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; У истоков рос. государственности: (Роль женщин в истории династии Романовых): Исслед., мат-лы: II-V Междунар. науч. практ. конф. СПб., 2010-2013; Земля Калужская - земля святая. Калуга, 2014. С. 66-67. Г. М. Запальский Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

К юго-западу они уходили в татарские владения по левобережью Дона, иначе – в пределы сарского епископа, указанные ему в XIV в. митрополичьими грамотами 50 . Восточную границу сев.-вост. Руси определить трудно. Она совпадала с границей Рязанского княжества, пограничного с татарскими владениями по рр. Цне, Оке и Волге. Полагают, что самым восточным городом Московского княжества тогда был Нижегородский город Курмыш на р. Суре. К северо-востоку лежали – земля Вятская, где кроме самой Вятки (Хлынов) известны были города Котельнич и Орлов, далее – земля Зырянская и Пермь с владениями новгородцев. Тут не более ста лет начало прививаться христианство и образовалась новая Пермская епархия, осьмая по счету в числе русских северо-восточных епархий, оставшихся по разделении за Московской митрополией. Север, куда серп, коса и топор ходили, а с ними люди, принадлежал Новгороду; в 1323 году новгородцы уступили шведам на сев.-западе три корельских округа – Саволакс, Ескич и Егреня 51 . В то время, как на востоке и северо-востоке русские владения и территория русской церкви распространялись вследствие поступательного колонизационного движения и завоевательных приобретений русского правительства в инородческих странах, на юго-западе мирно и силою оружия возвращены от Литвы исконные православные русские земли. Возвращению их содействовал добровольный переход на московскую сторону пограничных удельных князей, тянувших к Литве. В 1493 году два князя воротынских поступили на службу к московскому князю Ивану III – оба с отчинами. При их содействии удалось присоединить к Москве г.г. Серпейск и Мещовск. Почти одновременно взята была Вязьма, а её князья и паны отведены в Москву 52 . В 1493 г. литовский король Александр называл своими Вязьму, Серпейск и Мещовск 53 , но в следующем 1494 году должен был окончательно отказаться от них. По договору с Иваном III они достались Москве в числе смоленских пригородов, городов и волостей. Тогда же передан Москве весь Серенск, половина которого по ольгердову договору принадлежала Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тридцати пяти лет от роду блаженный Андрей перебрался в г. Мещовск, где и нес крест, избранного им ради Христа, подвига юродства до самой смерти своей. По приезде в Мещовск блаженный Андрей пошел по городу. Подойдя к дому мещанской одной вдовицы Елены Суховой, остановился, прислонился к стене дома и задумался... Мать этой вдовицы, увидя убогого человека, позвала его в дом, одела, покормила и уложила спать. Так и остался в этом доме жить до самой смерти блаженный Андрей. Лишь изредка еще живал понедолгу он в доме Феодора Петровича Сухова, родственника Елены. Бедные вдовицы приютили того, кто бедность и нищету избрал вольною своей волею ради Христа! И замечательно поучительно было его отношение к своим домохозяевам! Без спросу их он ничего не брал и по хозяйству никуда не входил; он горячо сочувствовал радостям их и скорбел горестями. Феодор Сухов однажды был по торговым делам в г. Витебске. Там он тяжело заболел. Больной, он поехал домой, был в пути одиннадцать дней. В течение этих дней, между тем, блаженный Андрей, духом провидя случившееся, молился о больном, и приговаривал: «едет дядюшка, умирает». Когда же тот подъехал к дому, первый встретил его... Однажды у Феодора Сухова очень была больна малолетняя дочка. Дитя было при смерти. Родители положили ее под образа и плакали. Андрей лежал на печи и смотрел на них. Вдруг сошел; мать больной и говорит ему: «Андреюшка, вот, дочка наша умирает! «Блаженный весело посмотрел, сделал руками жесты, как женщины прядут, и вышел. Но скоро же и вернулся с яблоками и пряниками, и стал угощать больное дитя. Та вдруг села, поела, а скоро и совсем поправилась. В другой раз, две недели болела и была в беспамятстве одна из дочерей Елены Суховой. Блаженный предсказал выздоровление, и она действительно, пришла в себя и оправилась. Когда же, принявшая его первой, старушка заболела предсмертной болезнью, блаженный, очень грустя, все ходил, да приговаривал: «матушку скоро понесут в монастырь и детки будут плакать о ней!» Слыша это, старушка поспешила исполнить христианский долг и, действительно, скоро умерла; и, оплакиваемая детьми, была погребена в Мещовском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010