Иосиф , 1742, 45, 47. Игнатий , 1751. Симон , 1752, 56. Варфоломей , 1761–1764, 4 мар. перев. в Московский Знаменский. Дионисий , 1764–74. Герасим , 1774–80. Архимандриты Афанасий перев. из Снетогорского 1804; † 1810. Афанасий Телятьев , 1810–19, 30 окт. перев. в Новый Иерусалим. Зосима Смирягин , с 1819; † 23 февр. 1821. Иероним , с авг. 1821 по июль 1823, перев. в Боголюбов. Мелетий Леонтович 1823 перев. из Кутеенского, а 1824 – в Киево-Братский. Иннокентий Сельнокринов , 1824–27, 23 мая хирот. в викария Московского. Антоний , 1827 и 28. Мельхиседек Золотинский в исх. 1828 перев. из Вологодского Каменного Духова; 6 авг. 1841 хирот. в викария Пермской епархии. Антоний , 1841–45. Митрофан 1845 перев. из Спасо-Мирожского; до 1854. Порфирий , 1855–59. Полиевкт Пясковский , 1860–62, 4 мая перев. в Вологду инспектором семинарии, а 31 мар. 1864 архим. Спасо-Прилуцкого монастыря. Илиодор , 1863–66. Платон , 1869. Великопустынского, ныне упразднённого [IV, 84]: Игумены Александр , 1627–31. Харитон , в июне 1664. Геннадий , 1677. Митрофан , 1682–1694. Симеон , 1698. Иоаким , 1719 и 20. Геннадий Андреевский в 1746 перев. в Печерский. 3 Спасо-Мирожский, в Пскове, основан св. Авраамием в половине XII веха; упом. 1188 (Новг., I, 19). Ныне третьеклассный. [V, 69.] Игумены Св. Авраамий † 24 сент. 1158. Исидор , 1269. Василий убит 1295. Карп , 1404. Герман , в исх. XVI века. Геннадий , 1617–20. Герасим , 1623. Александр , 1630. Онуфрий , в дек. (sic) 1630. Макарий , в дек. 1636. Арсений , 1641. Иона , 1648. Митрофан в 1650 перев. в Печерский. Афанасий , 1662–70. (Перев. в Снетогорский?). Никандр , 1673–77. Архимандриты Герасим , 8 февр. 1684–91. Корнилий , 1691–99, перев. в Печерский. Аарон , 1702–13. Маркелл , 1719 и 20. Иоасаф Лисянский , 1755–1761, 2 дек. хирот. в еписк. Архангельского. Иоанникий , 1762 и 63. Иринарх , 1763–68, перев. в Снетогорский. Игумены Стефан , 1768–74. Варлаам Головин , 1774 и 75, перев. в Снетогорский. Иустин Трипольский , 1775–84, перев. в Белгородский Николаевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23-го ч., после обеда, я вздумал посетить некоторые городские церкви, которые оставались до сего времени мной не осмотренными. На этот раз мной обозрены были следующие церкви, находящиеся за рекой Твердой. 1) Екатерининская. Церковь каменная трёхпрестольная, сооружена в 1787 г., довольно благолепна. Есть древние иконы и, между прочим, резной образ Великомученицы Екатерины, усердно чтимый гражданами. Приход состоит из 246 душ, из коих половина находится в трёх деревнях, отстоящих от церкви в 5-ти и 6-ти верстах. Настоятель, священник Гавриил Виноградов 64 лет, вдов, уроженец Владимирской епархии и мой сверстник по семинарии. По окончании в 1840 г. курса, он принят был в Тверскую епархию и определён в феврале 1841 г. на священническое место к церкви села Нерехотского, Калязинского уезда, и там оставался почти сорок лет. В апреле 1880 г. определён на настоящее место. 2) Миновикторовская. Церковь трёхпрестольная, построенная в 1805 г., небольшая, но очень благолепная. Между священными, дорогими утварями, хранятся старинные оловянные сосуды. В приходе более 800 душ, и потому по штату положено быть настоятелю и двум псаломщикам. 3) Неопалимовская-кладбищенская, бесприходная; церковь сооружена в 1841 г. усердием мещанина Жукова, но причт при этой церкви утверждён в январе 1854 г. 4) Сергиевская. Церковь трёхпрестольная, сооружена в 1780 г. усердием купца Богданова, не отличается особенным благолепием. Приход малочисленный – немного более 200 душ. Священник И. Петропавловский из студен- —496— 1881 г. тов Вифанской Семинарии; лишь в январе 1881 г. определён на настоящее место. 5) Никитская. Церковь трёхпрестольная, сооружённая в 1774 г., содержится не в довольной чистоте и опрятности. Приход малочисленный – всего 205 душ. 6) Крестовоздвиженская. Церковь трёхпрестольная, существует с 1768 года. На престоле св. антиминс оказался разодранным, за что священнику Иоанну Веселову сделано строгое внушение. 7) Богородице-рождественская на Исаевце. Церковь трёхпрестольная 1777 года. 25-го ч. получен был мной печатный секретный Указ Св. Синода от 19-го числа за 11 – „о дополнении некоторых пунктов Высочайше утверждённых 27-го октября 1860 г. правил единоверия, как то: относительно венчания браков, крещения детей, приписки православных к единоверческим, церквам и пр...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как-то раз приведена была к старцу отцу Льву шестью человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца, упала пред ним и сильно закричала: «Вот этот-то седой меня выгонит. Была я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец прочитал над нею молитву и помазал ее святым маслом из лампады у иконы Божией Матери. После молитв старца бесноватая тихо встала и пошла из его кельи. Потом ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая, а после кончины старца с верою брала с могилы его землю для других больных, и они также получали от нее пользу. «Я помню, – рассказывал Киево-Печерский иеросхимонах Антоний, – пришла к старцу отцу Леониду одна женщина, у которой была на груди рана. Отбросив стыдливость, она открыла её старцу в присутствии всех нас, его келейных. Батюшка, ничтоже сумняся, омочил свой указательный перст в елей, теплившейся пред святой иконою Матери Божией лампады, помазал рану женщины и отпустил её домой. Чрез неделю эта женщина пришла к старцу с благодарением и всем нам заявила, что рана её зажила вскоре после того, как старец помазал её елеем». – «Бывало нередко, – прибавлял отец Антоний, – придёт к батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идёт бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелён». В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Перед кончиной преподобный Лев сказал обступившим его чадам: «Ныне со мной будет милость Божия». Старец крестился и повторял много раз: «Слава Богу!», ликуя душой среди тяжких телесных страданий. Лицо его всё более светлело, и он уже не мог скрывать ощущаемой им духовной радости в уповании на будущие воздаяния от Господа. В болезни тело и руки старца были холодными, и он говорил любимым чадам и своему келейнику Иакову: «Если получу милость Божию, тело моё согреется и будет тёплое». По кончине тело старца стояло 3 дня в храме, не издавая нисколько смертного запаха, и согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. В день кончины преподобного служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/65147.html

Мраморское. Церковь Иоанна Предтечи. Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1841. Адрес: Свердловская обл., г. Полевской, с. Мраморское, ул. Пушкина, 11 Координаты: 56.547258, 60.411007 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Строительство каменного трехпрестольного Иоанно-Предтеченского храма было завершено в конце XIX века, оно велось более пятидесяти лет. В 1930-х годах церковь была закрыта для богослужений и практически до 2000-х годов  медленно и неуклонно разрушалась. Реставрация началась несколько лет назад. На сегодняшний день восстановлен только один придел в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены, в котором проходят постоянные богослужения. Сайт Православной газеты Екатеринбургской епархии Существующий ныне православный храм в память Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Иоанна освящён 12 октября 1841 года. 4 июня 1897 года освящён северный придел во имя во имя святых равноапостольных Константина и Елены, построенный на средства екатеринбургского мещанина К. И. Трапезникова. 16 августа 1899 года освящён южный придел в честь Сретения Господня. 17 марта 1933 года храм был закрыт, колокольня снесена. В настоящее время храм возвращён верующим и восстанавливается, службы проходят в уже отремонтированном северном приделе. Там находится сохранённая верующими после закрытия храма икона равноапостольных Константина и Елены. Источник: Википедия Мраморское село находится в 40 верстах по ж. д. к югу от Екатеринбурга, в одной версте от ст. Мраморской Пермь-Т. ж. д. В 1738 г. к югу от Горнощитского села были открыты мраморные ломки. Для отделки мрамора устроена была в Северском заводе вододействующая фабрика, отданная в 1758 г. Турчанинову. В 1765 г. в самом центре каменоломней устроены были казармы для рабочих, разросшиеся впоследствии в целое селение. В 4 верстах от казарм на реке Чусовой устроена была в 1768 г. мраморная фабрика, взамен Северской, действующая до 1810 г. В 1810 г. фабрики для обработки мрамора выстроены были в самом селении. Для улучшения производства переселены были из Петербурга 10 семейств мастеров-мраморщиков. Фабрика в селении существовала до 1858 г., когда была закрыта за ненадобностью.

http://sobory.ru/article/?object=20397

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонид (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

9 Прп. Лев (в миру Лев Данилович Наголкин; 1768–1841) – иеросхи­монах. С 1797 г. – в Оптиной пустыни, обладал многими духовными дарованиями. 10 Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) – митрополит, с 11 сентября 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов. 11 Имеется в виду «Декларация» митрополита Сергия, заместителя Патриаршего местоблюстителя, опубликованная в 1927 г. Обращение, содержавшее заявление о гражданской лояльности Церкви к советской власти, было главным условием государственной регистрации церковно­го управления, без которого Церковь оставалась нелегальной организа­цией. Несмотря на то, что легализовать Церковь стремился еще святитель Тихон, «Декларация» послужила поводом для возникновения тяжелых церковных нестроений. 12 Сщмч. Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов; 1856–1937) – архиепископ, участник Поместного собора 1917–1918 гг., после которого он был возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву. Во время Первой мировой войны из Польши был эвакуирован. В первый раз его арестовали в 1921 г. До этого, будучи приписанным к Троице-Сергиевой Лавре, составил летописный очерк о Смоленской Зосимовой пустыни. В 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. 13 Серафим (Чичагов) , иером. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губернии, Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899. Цит. по: Игнатия, мон. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С. 65. 15        Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков; 1880–1961) – митрополит Саратовский и Балашовский, крупнейший духовный писа­тель XX в., миссионер. С 1904 г. по 1908 г. трижды встречался со святым праведным Иоанном Кронштадтским . Общался со множеством право­славных подвижников, в том числе с Зосимовскими старцами – препо­добными Алексием (Соловьевым) и Германом (Гомзиным) . В 1920 г. воз­главил военное духовенство Русской армии. В эмиграции в годы Великой Отечественной войны стал одним из вдохновителей патриотического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особое внимание Паисий уделял изучению и переводу творений отцов Церкви. В святоотеческой литературе Паисий видел главное руководство к духовной жизни. В Нямецком монастыре Паисий собрал многочисленную группу учеников, которых обучал греческому языку: под его руководством они переводили святоотеческие книги и переписывали их. Однако деятельность Паисия этим не ограничивалась. Он был выдающимся духовным руководителем и наставником «умного делания». Влияние Паисия в конце XVIII u b XIX веке распространилось более чем на сотню монастырей благодаря более чем 200 его ученикам, которые разошлись по всей России. Главным центром старчества в XIX веке стала Оптина пустынь, один из монастырей Калужской губернии. Сюда из рославльских лесов переселилась группа последователей Паисия во главе со старцем Львом (1768–1841), именем которого открывается список Оптинских старцев. Его учеником был Макарий (1788–1860), продолживший ученое дело преподобного Паисия и оказавший большое духовное влияние на своих современников. Наиболее известным из Оптинских старцев был преподобный Амвросий (1812–1891), к которому за духовным советом съезжались со всей России. Будучи тяжело больным, он находил слово утешения и поддержки для каждого приходящего, будь то простой крестьянин или аристократ, священнослужитель или интеллигент. Собеседниками Оптинских старцев были многие выдающиеся писатели и мыслители, в том числе славянофилы братья Киреевские, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев , B. C. Соловьев, Л. Н. Толстой. Учениками Оптинских старцев были и некоторые архиереи, в частности святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), автор многочисленных аскетических произведений, содействовавших монашескому возрождению. Огромное влияние на духовную жизнь России XIX века оказал преподобный Серафим Саровский (1754–1833) , один из величайших святых Православной Церкви. Он происходил из купеческой семьи и в раннем возрасте почувствовал тягу к монашеству. Восемь лет он пробыл послушником в Саровской обители, после чего принял иноческий постриг и был рукоположен в сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Жертвой Ватикана» стал товарищ Владимира Буковского по сумасшедшему дому (середина 1960-х годов) Это был французский коммунист, по происхождению румын, который прожил более десяти лет в Марселе, а потом приехал в Советский Союз, чтобы посмотреть, что представляет собой коммунизм на практике. Он поступил в Молдавии на обувную фабрику и там долго работал. Ему не понравилось, что рабочие обувной фабрики, да и всей обувной промышленности, получают так мало денег. Он предложил своим коллегам по работе бороться за лучшую зарплату. Они объявили забастовку, и он был арестован и признан невменяемым. В больнице он долго не мог понять, что с ним произошло. Что означают такие действия коммунистов? Для него коммунизм и борьба рабочих за лучшую жизнь – это примерно одно и то же. Ему это было непонятно. Под конец его пребывания он стал сходить с ума по-настоящему, потому что уверял всех, что в советском правительстве действует рука Ватикана 651 . ... При монашеском постриге в Крестовой церкви митрополичьей резиденции в Серебряном Бору владыка нарёк меня Августином (в честь блаженного Августина , епископа Иппонского (353–430). К своему удивлению, я не нашёл его имени в православном церковном календаре и сказал об этом святителю. Владыка проверил, и точно! Видимо, в Издательском отделе перестарались «ревнители благочестия»: убрали западного святого из православных святцев. Ведь не случайно он у нас всего лишь «блаженный» – до святого «не дотягивает». А между тем это имя носили такие выдающиеся деятели Русской православной Церкви, как Августин (Виноградский ; 1766–1819), архиепископ Московский; Августин (Сахаров; 1768–1841), епископ Оренбургский; Августин (Гуляницкий ; сконч. 1892), епископ Екатеринославский и другие. – Так значит, нет? Будет! Митрополичий звонок в Издательский отдел, и в очередном календаре блаженный Августин был «реабилитирован». Издательский отдел и сегодня стоит «на страже». 2005 г., 625-летие Куликовской битвы. И вот, председатель Издательского совета Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев заявляет, что «погубить православную веру» в 1380 г. хотели... генуэзские наёмники Мамая, выходцы из католической Западной Европы. А Пересвет, как выясняется, сражался на Куликовом поле с буддийским монахом Челубеем, владевшим восточными боевыми искусствами... 652 о. Михаил Арранц

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Сергий , 1720. Феодосий , 1725. Даниил , 1726. Никанор , 1732–37, лишён сана. В 1737–40 управляли наместники. Герасим , с 1740; † 1760. Софоний Македонский , 1760–64, перев. в Трифонов. Давид перев. из Трифонова, 1764–1768. Игумены Нафанаил 1769 перев. из Верхочепецкого; † 1771. Платон Любарский произведён 1771 и 5 авг. 1772 перев. в Казанский Спасопреображенский. Мисаил , 1772–78, лишён сана. Адам , 1779–82. В 1782–85 управляли казначеи. Димитрий , 1785–91. Евгений , 1791–97. Архимандриты Мануил , 1798; † 1801. Иероним , 1801. Иннокентий 28 мая 1802 перев. из Орловского Спасского; до 1812. Иона , 1812–14. Феофилакт , 1814–24. Анастасий , 1824 и 25. Андрей , 1825–27. Иероним , 1827–29. Адриан Тяжелов произведён 22 окт. 1829, а 24 сент. 1833 перев. в Козловский Троицкий. Варлаам Денисов , 1834–40, 30 сент. (инспектор семинарии) перев. в Иркутский Вознесенский. Евгений , 1841–46. Вениамин , 1848–50. Гавриил , 1851–55. Вениамин , 1856. В 1857–9 вакансия. Евфимий , 1860–62. Дионисий , 1863–69. 3 Спасо-Преображенский, в Вятке, основан в 1624 г., ныне 3-го класса. [III, 682.] Игуменьи Евфимия , 1624–54. Мавра , 1661–71. Параскева , 1679–84. Анна Рязанцева , 1687–1703, окт. Варвара , 1711–14. Феодосии , 1737 и 38. Маргарита , 1764–72. Марианна , 1772–79. Афанасия , 1840. Сусанна , 1848–62. Емерентиана , 1863–66. 4 Богословский, близ Вятки, основан в 1723 г., упразднён в 1764. [V, 557.] Архимандриты Лаврентий Полторац кий , 1737–39. Иоасаф Потемкин , 1744, перев. в Трифонов. Иезекииль , 1760 и 61. Софоний , в окт. 1763. 5 Верховятского Преображенского Екатерининского, упразднённого [IV, 81]: Строители Павел , 1596. Гурий , 1614. Пахомий , 1693. Серапион , игум., 1707. Варсонофий , 1720. 6 Чепочкин Спасский, близ города Уржума, основан в 1622 г., упразднён. [VI, 655.] Игумены Кирилл Мачехин (строит.) 1645–47. Самсон , 1648 (строит.) Геласий , 1669 и 70, авг. Авраамий , 1674–77. Ануфрий , 28 дек. 1686. Макарий , 1687–99. Софроний , 1702, 15. Александр , 1716 и 17. Михаил , 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ X. духовные наказы ученику. по беседам преподобного Льва Оптинского (1768 – 1841) 1. «Внимание себе»: предметы внимания Святая Церковь повелевает помнить произносимый ею глас к Богу: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих». Господи, мы не очень-то помним эти слова Писания и не полагаем «дверь хранения устнам своим». Прости нас. При этом надобно воображать, что те, которые делают это в разуме духовном, сего достойны, а ты считай себя недостойным разговора с ними, и, когда спросят тебя, отвечай с благоговением. Дверь ограждения, которую нам надо иметь – это умение подумать (вообразить) о том, что те, которые полагают хранение устам своим, делают это в духовном разуме, в этом их достоинство. А нам, новоначальным, надо считать себя недостойными разговора с ними. И если они нас спросят, то отвечать надо с благоговением. У нас же такого рассуждения не обнаруживается, и отвечать с благоговением мы не умеем. Прости нас, Господи. Когда же увлечешься противным этому, кайся и старайся неотложно исправиться. Должно еще вести себя так, чтобы братия не заметили в тебе твоей отличности в исправлении. Господи, мы с огорчением замечаем за собой увлечение противоположным сказанному, не каемся в этом и не спешим исправиться. Прости нас. И еще мы не научены вести себя так, чтобы братия не заметили в нас отличности в исправлении. Нам же хочется показать, что мы на «пятерку» исправляемся. Прости нас за этот показ, Господи. Когда ты видишь в других вольное выражение мыслей и соблазняешься, то знай, что это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают. Таковыми поступками скорее обнаруживается внутренний людской характер, и для дышащих презорством это нужно. Итак, ты несправедлив. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты пришел в училище самоотвержения, исполнять повеленное тебе, но не имеешь права судить, где, когда и как с кем поступают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010