Преподобный Лев (1768–1841) Иеросхимонах Лев (в миру Лев Даниилович Наголкин, в монашестве Леонид) принес и утвердил в Оптиной дух старчества. К этому великому старцу в Оптину пошли иноки и миряне – и с тех пор людской поток не прекращался, пока уже в годы богоборческой власти Оптина не была закрыта. В 1834 году прибыл в Оптину иеромонах Макарий (Иванов) , который стал достойным помощником старцу Льву. Они делили свои труды, покорствовали и смирялись друг пред другом, вместе подписывались в письмах, а в последние пять лет жизни старца Льва были как бы один дух в двух телах. Так что, когда не стало старца Льва, осталась живой другая половина его – старец Макарий. О старце Льве и старце Макарии святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Оба старца были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни; сами руководствовались этими писаниями, руководствовали сими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом. Память их была богато украшена мыслями святыми. Никогда они не давали советов от себя, но всегда представляли в совет изречение Святого Писания или святых отцов. Это давало советам их силу: те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование». При старце Льве стал меняться внутренний строй монастырской жизни. Ничего важного в монастыре не предпринималось и не делалось без благословения старца. К его келье ежедневно, особенно в вечерние часы, стекалась вместе братия. Каждый спешил покаяться пред старцем, в чем согрешил в продолжение дня делом, словом или помышлением, просить его совета и разрешения в встретившихся недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческой любовью и всем преподавал слово опытного назидания и утешения. Мудрость старца и искусное врачевание немощствующих душ скоро сделали отца Льва известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его кельи из городов и селений дворяне, купцы, мещане и простой народ. Все были принимаемы старцем с отеческою любовью, и никто из них не выходил из его кельи, не быв утешен им духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Александра Ильинична родилась 30 ноября 1795 года в семье графа Ильи Андреевича Толстого (1757 – 1820) и его супруги Пелагеи Николаевны (1742 – 1838), урожденной княжны Горчаковой. Алина, как звали ее в семье, была старшей из детей. У супругов Толстых был еще сын Николай Ильич (1794 – 1837) и дочь Пелагея Ильинична (1797 – 1875). Все члены семьи нежно и преданно любили друг друга. Алина получила прекрасное домашнее воспитание, к пятнадцати годам великолепно играла на арфе, любила читать, особенно увлекалась французской поэзией. По словам княгини Елены Васильевны Горчаковой, Алина была «красивая, обходительная, нежная, разумная, добрая и богатая девица». 1 Голубоглазая грациозная красавица Алина блистала на столичных балах и не раз была царицей бала. В восемнадцать лет графиня Алина Толстая сделала, как тогда говорили в свете, «блестящую партию», выйдя замуж за графа Карла (Карла Густава) Ивановича Остен-Сакен. Его отец, Иван Иванович Остен-Сакен (1727 – 1789), генерал-поручик, дипломат, происходил из древнего дворянского рода Остен-Сакен, известного в Курляндии с XVI-ro века. Он был саксонско-польским посланником в Стокгольме, затем с 1763 по 1768 год - посланником Саксонии в России. Мать Карла – Елена Васильевна Горчакова, урожденная баронесса фон Ферзен. Граф Карл Иванович (1787 – 1855), капитан артиллерии, участник войн с Наполеоном, выйдя в отставку в 26 лет в чине подполковника, решил жениться и сделал предложение Алине Толстой, которое было с радостью принято. Венчание Карла и Алины состоялось 14 февраля 1813 года в церкви Всех Скорбящих Петербурга, что за Литейным мостом. На свадьбе присутствовали многочисленные родственники – графы Толстые и князья Горчаковы. Родственники предрекали молодой чете счастливое будущее, для которого были все предпосылки. Княгиня Елена Васильевна Горчакова, свекровь Алины, писала накануне свадьбы её старшего сына Карла: «Мой Шарль (так она его называла на французский манер) в один прекрасный день станет счастливым. Я в этом уверена, так как у суженой всё при ней». Вскоре после свадьбы молодые уехали жить в богатое остзейское имение мужа (Прибалтика) 2 .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. преп. Старцы Оптинские Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода " Добротолюбия " . В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — " умной молитве " . Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: " Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость " . Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Содержание Предисловие Психологические основы Русская житийная литература и ее источники Критические исследования Назидательная литература Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы Святая Плеяда Преп. Авраамий Смоленский Период татарского нашествия и ига Святые князья Святители Преподобный Сергий Радонежский Святой Стефан Пермский Распространение Святости и Ее противники Северная Фиваида I. Преп. Кирилл Белозерский II. Иноки комельского леса III. Иноки кубенского озера Противники христианской духовности в России I. Русское язычество и его пережитки II. Антихристианские секты а) Стригольники б) Ересь жидовствующих Часть вторая. Золотой Век Русской Святости Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский и их школы Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Жизнь Учение Преподобный Иосиф Волоколамский Личность и дело Писатель А) Устав Б) Послания В) «Просветитель» Святые Миряне Юродивые Христа ради Женская святость Часть третья. Русская святость петровскую эпоху и позже Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) Личность. О Совершенстве. Поклонение Святого Дмитрия Страстям Христовым. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Человек. Епископ Воронежский. Подвижник. Духовное учение Святителя Тихона. Паисий Величковский и начало духовного обновления. Оптина Пустынь и ее старцы Старец Леонид (1768 –1841) Старец Макарий (1788–1860) Старец Амвросий (1812 –1891) Преподобный старец Серафим Саровский (1759–1833) Заключение Алфавитный указатель     Предисловие Труд ныне уже покойного отца Иоанна Кологривова, предлагаемый здесь русскому читателю, возник первоначально в качестве лекций, читанных в Папском Восточном институте в Риме. Цель была, таким образом, – сколь возможно полно и точно ознакомить с вершинами русской духовности молодых представителей западного религиозного мира. Не только на Западе имеют, обычно очень туманное представление о том, что из себя представляет русская святость и как она проявлялась за тысячу лет русской истории: приходится признать, что в самой России лишь в течение последних дореволюционных десятилетий начали обращать должное внимание на величайшие ценности собственной духовной культуры. Очень многое из них, в XIX веке лежавшее втуне, незамеченным или непонятым, открывалось как бы заново и стало предметом очень серьезной и вдумчивой исследовательской работы. В России эта работа оказалась затем прерванной событиями, не успев принести всех своих плодов, и лишь отчасти могла быть продолжена отдельными русскими авторами заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря Предисловие Многие из мужских монастырей и пустынь уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описание женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет еще мало разработанный и будущий историк Русского Православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток. Это обстоятельство служило не малым для меня поощрением в составлении исторического описания Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по просьба его почтенной Настоятельницы Игуменьи Павлины. К тому же обитель эта, благодаря благодетельному влиянию на нее двух известных своею духовною опытностью и благочестием Старцев – Иеросхимонахов Леонида († 1841) и Макария († 1860) и благоразумному управлению; справедливо почитается одною из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего отечества. История обители обнимает собою два с половиною столетия; но материалы для ее описания весьма скудны. Монастырский архив XVII и половины XVIII столетия уничтожился вовсе, частно по поводу упразднения обители в 1764 году, частно же но время пожара, бывшего в ней в 1801 году, который истребил и большую часть актов второй половины прошедшего столетия. Этот весьма чувствительный недостаток вознаграждают отчасти материалы, найденные старанием Игуменьи Павлины в Московском Архиве старых дел, благодаря обязательному вниманию его почтенного Начальника, Действительного Статского Советника Петра Ивановича Иванова. Внешняя история обители, от ее восстановления в 1768 году до настоящего времени, описана по уцелевшим в монастырском Архиве актам; история же ее внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой Настоятельницы, которая была свидетельницею и участницею всех замечательных событий в ее обители, в течение последних 30 лет. I. Местоположение обители Белевский Крестовоздвиженский третьеклассный девичий монастырь находится Тульской губернии в городе Белеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ ЦЕРКОВЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИЕВСКИЙ ЦЕРКОВЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевской митрополии УПЦ), расположен на юж. окраине Киева (Украина), в урочище Церковщина (ранее Гнилечина). Основан в 1833 г. как подворье Киево-Братского в честь Богоявления муж. мон-ря . С 1900 г. скит, с 1919 г. мон-рь. Обитель устроена на территории бывш. Гнилецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Впервые он упоминается в грамоте Киевского митр. Иосифа II (Солтана) от 5 июня 1517 г. о предоставлении настоятелю киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила муж. мон-ря игум. Иоакиму «землищи, на имя Гнилец, где ж издавна был монастир, штож держал небожчик Микула Панькевич, слуга… Софейский [митрополичий]» ( Максимович. 1877). В люстрации Киевского воеводства 1552 г. сообщалось: «Монастыр был Светое Пречистое Гнилецкий, и тому монастыру озера и сеножати бывали, нижли от татар запустели, и гоны бобровые. С тое пустотины выежчаеть слуга панцерный одноконь на службу господарскую» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 1. С. 121). В ведомости 1752 г. упомянуты «Гнилещина, где был прежде манастырь мурованый Рождества Богоматери; и пещера в горе при оном же местцу» ( Закревский. 1868. С. 706). К кон. XVIII в. Гнилецкий мон-рь оказался почти забыт. Так, в описании 1785 г. сказано: «На оной горе, где оныя пещеры состоят, видно ныне, что, конечно, на оной состоял монастир или городок в древния времена, потому что и ныне видно ж как кирпичи, так и каменного несколко фундамента» (Описи Киïвського haмichuцmba. 1989. С. 170-171). Согласно актам Выдубицкого мон-ря 1768 г., братия Киево-Печерской лавры произвольно именовала пещеры Гнилецкого урочища «Антониевыми» (ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 5447. Л. 1, 4; Максимович. 1841, 1877). Это название могло появиться в результате ошибочной ассоциации Гнилецких пещер с деятельностью прп. Антония Киево-Печерского, родоначальника пещерного монашества на Руси. В нач. XIX в. окрестные жители называли один из Гнилецких водных ключей «Антониевым колодцем» ( Максимович И. П. 1840; Троицкий. 1913. С. 18). В 1819 г. Киевское губернское правление намеревалось «пещеру… оказавшуюся пустою и весьма удобною к укрытию бродяг, и даже самих разбойников, уничтожить», но Духовный Собор Печерской лавры, отвечая на запрос о юридической принадлежности урочища (не входит ли оно в состав лаврских угодий), рекомендовал «к ней особливое иметь уважение», поскольку якобы «в оной имел пребывание… отец наш Феодосий Печерский» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 1446). В нач. XIX в. были «найдены в земле остатки церковного каменного здания: окрестные жители называют это место Церковищем и, по преданию, говорят, что здесь когда-то был монастырь» ( Максимович. 1877).

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121670_11.html

Преподобный Лев Оптинский (1768–1841) Преподобный Лев Оптинский – основатель оптинского старчества. Вместе с шестью учениками, среди которых был и будущий великий святитель Игнатий (Брянчанинов) , преподобный Лев переселился в Оптину в 1829 году. Господь поставил Своего угодника в Оптину возделывать, насаждать и хранить забытый уже на Руси образ монашеского жития – благодатное старчество. В нашей книге публикуются две беседы преподобного старца Льва со своими ближайшими учениками – отцом Павлом Тамбовцевым и Алексеем Поликарповичем Бочковым. Старческие беседы преподобного Льва Оптинского , записанные его духовными чадами Рассказы монаха Тихоновой пустыни, Калужской епархии, С. Монах С., бывший ученик старца отца Леонида, рассказывал о себе следующее: «Когда жил я дома, многие из нашего села приходили в Оптину пустынь и, сподобившись слышать от батюшки отца Леонида мудрые христианские наставления, славили его в разговорах друг с другом. Захотелось и мне видеть батюшку, а ежели примут в обитель, то и остаться при нем. Нашел я себе товарища нашей же деревни, человека, который знал немного грамоту, но много о себе думал. Идучи с ним дорогой, я часто ему напоминал об отце Леониде, говоря: «Что-то, – посоветует ли нам старец идти в монастырь или нет?» На что мой товарищ отвечал гордо: «Что его совет? Я сам умею «в грамоти». Наконец приходим мы к отцу Леониду, который шуточно и ласково нас приветствовал. Прожив несколько дней, мы стали просить у батюшки благословения, чтобы нам остаться в монастыре. Но старец мне благословил остаться, а моему товарищу велел сказать, чтобы он шел в деревню. «Я ему не советую, – сказал он, – идти в монастырь». Оскорбленный этим, мой спутник начал роптать на старца, говоря: «Какой это старец! Я и тебе не советую, брат, слушать его». Но я, несмотря на его горделивые советы, по батюшкину благословению остался в монастыре, а мой товарищ отправился в деревню и, не послушав совета старца, пошел все-таки в монастырь. Пожил в одной обители немного; увидел свою немощь, как страсти воюют и нападают на одинокого борца, не имеющего помощи от духовных советов опытного старца; перешел в другой монастырь – надеялся там найти себе лучшее. Но наши страсти везде с нами. Наконец вышел он из монастыря, потеряв усердие к иноческой жизни. После я слышал, что он женился. Вот до чего довела его глупая гордость: «Что старец? Я и сам «в грамоти» знаю».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010