Имея в виду оговорку в высочайшем указе 17 января 1768 года и пользуясь исключительным положением своей епархии, преосвященный Виктор заботился не о буквально точном исполнении предписаний и штатов, а об устройстве жизни сообразно местным потребностям. Штатом своей епархии он руководился только отчасти. У него были свои штаты, свои расходы. Живя сам в монастыре, он находил возможным не держать при своём доме особых иеромонахов, или, лучше сказать, за малочисленностью монашествующих в епархии, не находил возможным это делать. Отпускаемую штатную сумму, за исключением консисторской, которая, в общем, всегда была полностью расходуема на тот предмет, на который предназначалась, – преосвященный Виктор распределял по различным статьям по своему личному усмотрению, не согласуясь со штатными назначениями и особенно заботясь об улучшении ризницы и о певчих 1762 . II Духовная консистория 1763 издавна была в Слуцке – ещё при Слуцком архимандрите, когда в Слуцке не было архиерейской кафедры, и называлась, по месту своего нахождения, Слуцкой 1764 . С назначением в 1785 году в Слуцк епископа, консистория лишь несколько увеличилась и обновилась в своём составе и стала уже в оффициальной перепискеименоваться по титулу местного епископа – «Переяславскою» 1765 . В 1793 году, когда учреждена была «Минская, Изяславская и Брацлавская» архиепископия, консистории опять пришлось переменить своё название в «Минскую», но она по-прежнему осталась в Слуцке, где и находилась во всё время пребывания на Минской кафедре преосвященного Виктора 1766 . Мы не знаем, кто, кроме архимандрита, заседал в консистории, когда в Слуцкеещё не было епископа. Но с преосвященного Виктора уже начинаются новые назначения. В конце марта 1787 года к двум «присутствовавшим» в консистории был назначен преосвященным третий – кафедральный казначей, иеромонах Протасий 1767 . Через полгода приехал из Киева новый «присутствующий», – впрочем, только «впредь до прибытия в Слуцк преосвященнаго», игумен Порфирий Брезинский, назначенный настоятелем Грозовского Успенского монастырей и кафедральным наместником 1768 . В конце 1788 года в консистории прибавился ещё один «присутствующий» – известный игумен Киприан Островский, деливший впоследствии трёхлетнее заключение с преосвященным Виктором в Варшаве 1769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

К сему же доброе и ласковое обхождение архимандрита с знатными господами покрывало и помогало крещеным. И ныне можно приводить в святую веру христианскую с таким же порядком и обхождением. В 1764-м году привезен от Кяхты в Пекин переметчик Петр Калман, которой был вместо сына у тобольскаго купца Владимерова. Сей переметчик принят был в школу российскаго диялекту для точнаго изъяснения российских сведений, за что и оженат был знатно. В 1771-м году пожалован он был офицером осьмаго степени и учинен в вышеписанной школе вице учителем. В том же году привезены были в Пекин четыре переметчика, ссыльныя запорожцы, которыя убежали из серебряных заводов нерчинских: Филип Большой, Андрей Плаха, Данило Третьяков, Федор Таран. Сии определены были салдатами в рускую сотню и на китайских девицах крещеных женилися. В 1765-м году солоны восточныя взяли в плен на реке Амуре троих промышленных: Иосифа Достовалова, Степана Протопопова, Филипа Оплеухина, которых Трибунал отдал было архимандриту во услужение, но в 1768-м году по указу богдыханскому посланы были в Гуаннтунскую губернию слугами. В 1766-м году привезен был в Пекин переметчик из Селенгинска казак Максим Суровцов, которой за свои непорядки долго содержался в Трибунале. В том же году привезено было в Пекин восемь человек ссыльных, которыя убежали из серебряных заводов Нерчинских, да восемь человек раскольников, которыя убежали из Селенгинска, бывши уже салдатами. В 1767-м году привезено было переметчиков в Пекин от Усть-Каменегорской крепости шесть человек, да шестярых от реки Аргуня. В сем году по указу богдыханскому послано из вышеписанных переметчиков тритцать три человека в Фудзяньфу и Гуаннтунн губернии, где определены гварнизонными конными салдатами. В 1768-м году привезено было в Пекин девять человек, из которых четыре захвачены были за рекою Аргуном, а пять человек недалеко от Усть-Каменегорской крепости. В месяце июле сего ж года по указу богдыханскому сии девять пленники да трое, данныя от Трибунала во услужение архимандриту, посланы невольниками (за то, что не хотели быть верноподданными китайскому богдыхану) в Фудзяньфу и Гуаннтунн губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иккинин – 1741 с. кэлбитэ. Ити дьыл кини 67 кинини срэхтээбитэ 11 . 1742–45 с.с. Блгэ олорон гс дьону срэхтээбитэ литератураа ыйыллар. Иннокентий II 1742 с. муус устар 12 кнгэр енээ Блгэ срэхтэммит олохтоохторго анаан таара дьиэтин туттарарга Синодтан кнл ылбыта 12 . Киниттэн ураты, олохтоохтору срэхтиэх иннинэ ити кэмэ саа тутуллуталаабыт чочуобуналар уонна таара дьиэлэрэ киэник дьарыктаммыттара. Холобура, 1742 с. бастакы аарыгар енээ Блтээи Николаевскай чочуобуна аабыта Григорий Чупров 158 кинини срэхтээбит 13 . Оттон лхмэтээи таара дьиэтин аабыта ити дьыл 54 кинини срэхтээбитэ биллэр. 14 Дьокуускай Спасскай манастыыра 1734–41 с.с. 448 олохтоохтору срэхтээбитэ 15 . Ити тмгэр 1733–41 с.с. Саха сирин рднэн срэхтэммиттэр ахсааннара 1116 кини буолбута 16 . Олохтоох нэнилиэнньэ ортотугар христианскай итээл тараныытын банылыырга-кнлргэ 1764 с. «итээли таратааччы» («веропроповедник») дуонунана олохтоммута. Таара рэин таратар аабыыт Григорий Ноговицын 1766–69 с.с. 838 кинини срэхтээбиттэрэ 17 . Ол эрээри, таара рэин бастакы таратааччылар олохтоохтору срэхтээнин боппуруонун кыайан р ктхптхтр. Ол курдук, 1768 с. ыытыллыбыт биэрэпис тмгнэн, Саха сирин рднэн баара эрэ 6003 срэхтэммит эр кини баара 18 . Бу дьанааы тлччлэр 16 бырыныаннарыгар эрэ тэнэнэр (дьанааы эр дьон эрэ тлллэрэ). XVIII йэ 70-с сылларыгар Саха сиригэр 16 таара дьиэтэ баара 19 . Аабыттар бу кэмэ олохтоох нэнилиэнньэ кскэ срэхтэнэригэр улахан оруолу ылбыттара. Холобура, Унээ Бл тааратын дьиэтин аабыыта Дмитрий Гоголев 1768–1773 сс. 1831 кинини срэхтээбитэ 20 . И. Биллингс экспедициятын кыттыылааа Г.А. Сарычев 1785 с. сахалар гстэрэ срэхтэммиттэрин тунунан суруйбута 21 . Мантан салгыы XVIII йэ бттэ – XIX уйэ сааланыыта сахалар, эбээннэр, эбэкилэр уонна юкагирдар ордук элбэхтик срэхтэммиттэрэ. Тойоттор уонна баайдар клээниннэринэн улуустарга саа таара дьиэлэрин тутуу лаппа кэээбитэ. 1806 с. таара дьиэтигэр сыллата айыыларын этээччилэр ахсааннара 85604 киниэхэ тиийбитэ 22 . Араас биричиинэлэринэн айыыларын сыллата эппэт дьон гстэрин ааыстахха, бу олохтоох нэнилиэнньэ баныйар гс тт буолара саарбаа суох.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С основанием лесозаводов Шувалова и Гома необходимость устройства порта в здешних землях и водах стала очевидной. Несколько раз производились изыскательские работы. Проводить суда в город предполагали по двум фарватерам, расположенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры, и подходы к городу были очень мелководны, поэтому, как пишет исторический путеводитель «Старая Онега», во времена английского лесопромышленника Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на мысу которого под названием Рожок и на Крестовом острове до сих пор сохранились вбитые в скалы большие металлические кольца, предназначенные для швартовки плоскодонных грузовых барж. С 1764 года там же находилась таможенная застава, а с 1781 года — таможня. 5 Верфи Вильяма Гома В 1762 году Гом построил на левой стороне реки Онеги две верфи — на реке Поньге и в Подпорожье. Была у англичанина верфь и в самом городе Онеге. Здесь строили не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Например, уже через год после создания верфей, летом 1763 года, со стапелей спустили судна «Вильям» и «Поньга». На верфи в Подпорожье построили суда «Лондон», «Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн». В 1768 году было создано специальное судно «Кочмара» для экспедиции Ф. В. Розмыслова на Новую Землю. Маршрут экспедиции Ф. В. Розмыслова За семь лет на верфях Гома построили 24 морских корабля для перевозки за границу лесных грузов. Эти корабли с удовольствием покупали заграничные купцы. В то же время иностранные купцы сами ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами свои корабли — с 1762 по 1768 год в Усть-Онежскую волость заплывал 251 иностранный корабль. Товары перегружали на рейде возле острова Кий. Лесной товар из Онеги доставляли на Кий-остров на дощатых плоскодонных баржах, так называемых «романовках». Дождавшись тихой погоды и отсутствия волнения на море, лес перегружали на морские корабли прямо на воде вблизи острова. Позже было несколько проектов обустройства гавани в устье реки Онеги, но ранние попытки углубить дно фарватера оказались безуспешными.

http://sever.foma.ru/onega-pochemu-petr-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Д. М. Бортнянский Бортнянский Дмитрий Степанович ( 1751 - 1825 ), русский композитор. Родился в 1751 г. в г. Глухове Черниговской губернии. Семи лет за прекрасный голос был взят в придворный хор. В 1764 - 1768 гг. занимался теорией музыки под руководством Галуппи . После отъезда Галуппи в Венецию Бортнянский в 1769 (у Мелаллова - в 75/?/) г. был отправлен туда для продолжения у него образования. В Италии провел 10 лет - это очень много: обычное время пребывания " пенсионеров " за счет казны было вдвое-втрое меньше. Причиной задержки послужило частое отвлечение молодого музыканта от занятий с маэстро Галуппи на разного рода деятельность при графе Орлове: в это время шла русско-турецкая война 1768-1774 гг., и Бортнянский, с его южно-европейской внешностью и знанием итальянского языка, выполнял ряд поручений, от разведывательных и секретных до участия в экспедициях под командованием князя Долгорукова, связанных с открытием второго фронта на Балканах. После войны пишет оперу " Креонт " , постановка которой должна была стать как бы выпускным экзаменом по результатам учебы. Не слишком усердные занятия сказались - опера жестоко провалилась. Об этом было донесено в Петербург , но вместо взыскания Бортнянский получил продление пребывания в Италии. В 1778 г. он реабилитировал себя успешными постановками двух опер. В 1779 г. вернулся в Петербург . Имя Бортнянского было овеяно романтическим ореолом военных подвигов и приключений, сочинения его произвели при дворе хорошее впечатление, и он сразу был назначен придв. капельмейстером и композитором. В 1796 г., с учреждением придворной капеллы , он был сделан первым ее управляющим и получил звание " директора вокальной музыки " , в каковой должности и оставался до конца жизни. По отзывам современников, был очень симпатичным человеком, строгим к службе, преданным искусству, добрым и снисходительным к людям.

http://drevo-info.ru/articles/222.html

Распоряжения на этот счет еще не поступало, но правительство уже затребовало от местных властей точных данных о белом Ведомости за 1768 г. должны были содержать сведения о количестве действующего духовенства и церковнослужителей, а также об их семьях и о числе учащихся в духовных школах. Ввиду недостатка в рекрутах во время войны с Турцией правительство отдало в 1769 г. распоряжение о новом военном наборе, несмотря на донесение Святейшего Синода об огромном числе незаполненных церковных вакансий. При этом местная администрация должна была перепроверить данные 1768 г. о возрасте сыновей духовных лиц, часто неверные, действуя следующим образом: 1) военнообязанными считались мужчины от 15 до 40 лет; 2) в рекруты шел каждый четвертый из сыновей служащих клириков и каждый второй из сыновей неслужащих, а кроме того, каждый второй из тех, возраст которых был занижен (якобы менее чем 15 лет); 3) освобождались от набора воспитанники семинарий, а также члены семей, содержавшие престарелых Эти и без того довольно мягкие правила применялись не слишком строго. Многие признанные при освидетельствовании непригодными к военной службе не переводились, как ранее, в податные сословия, а возвращались в распоряжение Святейшего Синода для назначения на церковные должности. Но многочисленные прошения тех, кто ранее были приписаны к податному сословию, о возвращении в духовное звание неизменно отклонялись; был даже издан специальный указ, запрещавший кому бы то ни было покидать податные Новые штаты, необходимость которых стала ясна уже в 1764 г., были установлены лишь в 1778 г. В сравнении со штатами 1722 г. по желанию императрицы предусматривалось большое сокращение церковного клира. Это было связано с Уставом о губерниях 1775 г., согласно которому для вновь образованных канцелярий требовалось много грамотных людей; дать их в таком количестве могло только духовное сословие. Штаты 1778 г., распространявшиеся и на малороссийские губернии, предусматривали следующие квоты: 1) на 150 дворов — один священник; 2) на 200 и более дворов — один священник, в особых случаях — два; 3) на 250–300 дворов — два священника; 4) в более крупных приходах — три священника, но также лишь в случаях особой нужды.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

5. Языческие писатели: Тацит, Плиний, Светоний, Лукиан, Цельс, Порфирий, Юлиан. Их сведения фрагментарны, по большей части второстепенны, недостоверны и окрашены враждебностью, но имеют немалую апологетическую ценность. См. Hat. Лерднер (ум. 1768): «Собрание древних иудейских и языческих свидетельств в пользу истинности христианской религии» (Nath. Lardner, Collection of Ancient Jewish and Heathen Testimonies to the Truth of the Christian Religion, 4 vols., Lond. 1764 — 1767). Впоследствии переиздано в нескольких изданиях его «Сочинений» (Works, vol. VI. 365–649, ed. Kippis). Труды по истории эпохи апостолов William Cave (англиканин, ум. 1713): Lives of the Apostles, and the two Evangelists, St. Mark and St. Luke. Lond. 1675, новое, пересмотренное изд., H. Cary, Oxford, 1840 (переизд. в Нью–Йорке, 1857). См. также Cave, Primitive Christianity, 4th ed. Lond. 1862. Joh. Fr. Buddeus (лютеранин, ум. в Йене, 1729): Ecclesia Apostolica. Jen. 1729. George Benson (ум. 1763): History of the First Planting of the Christian Religion. Lond. 1756, 3 vols, quarto (перев. на нем. язык Bamberger, Halle, 1768). J. J. Hess (ум. в Цюрихе, 1828): Geschichte der Apostel Jesu. Zur. 1788; 4th ed. 1820. Gottl. Jac. Planck (ум. в Геттингене, 1833): Geschichte des Christenthums in der Periode seiner Einführung in die Welt durch Jesum und die Apostel. Göttingen, 1818, 2 vols. Neander (ум. в Берлине, 1850): Geschichte der Pflanzung und Leitung der Christlichen Kirche durch die Apostel. Hamb. 1832. 2 vols.; 4th ed. revised 1847. Перевод на англ. язык (History of the Planting and Training of the Christ. Church), J. E. Ryland, Edinb. 1842, и в серии Bonn " s Standard Library, Lond. 1851; переиздан Philad. 1844; пересмотрен E. G. Robinson, N. York, 1865. Эта эпохальная книга не потеряла своей ценности и по сей день. F. С. Albert Schwegler (ум. в Тюбингене, 1857): Das nachapostolische Zeitalter in den Hauptmomenten seiner Entwicklung. Tübingen, 1845, 1846, 2 vols. Неумеренно критическая попытка перенести апостольские писания (за исключением пяти книг) в послеапостольскую эпоху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Concilium Hipponiense (8. 10. 393), can. 1, 34 Гиппонский Собор (8. 10. 393), каноны 1, 34 Breviarium Hipponense, С PL 1764 SL 149 (ed. C. Munier, 1974)=Concilium Carthaginense (a. 525), CPL 1767SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 264)=Sylloge canonum Africanorum collectionis Laureshamensis 64, CPL 1769a SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 320–321)= Concilia Africana secundum traditionem collectionis Hispanae, CPL 1790 SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 329, 335)= Codex Apiarii causae, CPL 1765 SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 105)=Ferrandus Carthaginensis (f 546/547), Breuiatio canonum, can. 120, Concilio Laodicensi, tit. 18, CPL 1768 SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 295, 297). Can. 1=III Concilium Carthaginense (a. 28. 08. 397), can. 4. Ut ante uiginti quinque aetatis annos nec clerici ordinentur nec uirgines consecrentur. Канон 1. Чтобы ни клирики не рукополагались, ни девы не посвящались ранее 25-летнего возраста. Can. 34. Ut presbyter поп consulto episcopo uirgines non consecret; erisma uero numquam conficiat. Канон 34. Чтобы пресвитер без разрешения епископа дев не посвящал и никогда не помазывал. III Concilium Carthaginense (а. 28. 08. 397), can. 33 La colecciôn CANONICA Hispana/Ed. G. M. Dîez, F. Rodriguez. Burgos: Editorial CSIC–CSIC Press, 1982. T. 3. P. 329=Concilia Africana SECUNDUM TRADITIONEM COLLECTIONIS HlSPANAE, CPL 1790 (MUTATIO) SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 335)=Breviarium Hipponense, can. 31, CPL 1764 SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 42)=Registri ecclesiae Carthaginensis excerpta, CPL 1765h SL 149 (ed. C. Munier, 1974. P. 186). Пер. C. А. Емельяновой под ред. T. Л. Александровой. Канон почти дословно совпадает с последующим постановлением Карфагенского Собора 419 года, см. ниже: Concilium Carthaginense (30.05. 419), can. 44 (53). De custodia sacrarum virginum Ut uirgines sacrae, si a parentibus a quibus custodiebantur priuatae fuerint, episcopi prouidentia uel presbyteri ubi episcopus absens est, monasterio uirginum uel grauioribus feminis commendentur, ut simul habitantes inuicem se custodiant, ne passim uagando ecclesiae laedant opinionem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До нач. 60-х гг. XVIII в. нередко имели место случаи бегства воспитанников из семинарии и неявки их после «вакационного отпуска» на занятия (в обоих случаях штрафовали отцов семинаристов). В 1762-1768 гг. ректором Переславской ДС был настоятель переславского Данилова мон-ря архим. Иоанникий (Микрицкий; впосл. епископ). По предположению Малицкого, он преподавал в риторическом и «пиитическом» классе, заменяя отсутствовавшего учителя (Там же. 1917. Вып. 2. С. 102). К нач. 1763 г. в Переславской ДС учились 62 казеннокоштных и своекоштных семинариста, 5 певчих и 13 учеников живописной школы (Там же. С. 74). Своекоштные воспитанники жили в обывательских домах подмонастырских слобод без присмотра семинарской администрации, что негативно сказывалось на их прилежании и нравственном состоянии. По указанию еп. Сильвестра консистория выработала проект мер к совершенствованию уровня преподавания в семинарии, улучшению материального положения и нравственности воспитанников; архиерей, внеся нек-рые поправки, 18 марта 1763 г. утвердил проект. В частности, предполагалось уменьшить число семинаристов, отобрав 40 наиболее способных, содержать их на казенном коште в стенах семинарии (свести в «купножительство»), улучшить их питание, построить баню, организовать медицинскую помощь. Для семинаристов были куплены 2 деревянных здания братских келий, привезенные из приписной к Борисоглебскому на Песках мон-рю Осиповой пуст. Здания были собраны в Горицком мон-ре. Еп. Сильвестр способствовал пополнению семинарской б-ки. После введения штатов в 1764 г. сумма, выделяемая на Переславскую ДС, оказалась меньше прежней суммы, собиравшейся в епархии на содержание учебного заведения. В связи с сокращением финансирования 3 окт. 1765 г. еп. Сильвестр распорядился уменьшить число казеннокоштных семинаристов до 20 чел. Поскольку даже сокращенное число казеннокоштных воспитанников оказалось невозможно полностью содержать на казенные суммы, архиерей распорядился выплачивать семинаристам «жалованье» на покупку провизии, одежды, обуви и т. д. Прекратилось финансирование медицинской помощи, сократились траты на ремонт семинарских зданий, на пополнение б-ки и др. В 1766 г. закрыт класс живописи. В 1768 г. в семинарии учился 51 воспитанник. В период ректорства архим. Иоанникия (Микрицкого) сократилось количество случаев неявки семинаристов после каникул; о случаях бегства воспитанников из семинарии при еп. Сильвестре сведений нет. Переславскую ДС окончил, а позднее в ней преподавал Д. Н. Синьковский (1739-1792), впосл. профессор философии Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010