Ярышев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1768 и 1772. Год утраты:1910 (Разобрана по ветхости) Адрес: Украина, Винницкая область, Могилёв-Подольский район, Ярышев Координаты: 48.511789, 27.631738 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В местечке Ярышев Подольской губернии (сегодня - село Ярышев Могилев-Подольского района Винницкой области) была величественная деревянная церковь Успения Богородицы и деревянный костел, также Успения Богородицы. Церковь была построена в 1768-72 годах и представляла собой гармоничный стройный крестообразный, пятиглавый храм, единственный такой на Подолье. Рядом стояла трехъярусная колокольня. В начале 20 века недалеко построили новую церковь, а старую разобрали в 1910 году. Остались подробное описание и фото храма, сделанные в 1905 году профессором Павлуцьким ( " Деревянные и каменные храмы " – К.: 1905 г.). А новую церковь и старый костел уничтожили коммунисты. http://www.panoramio.com/photo/117407705 В Ярышеве есть старинная деревянная пятикупольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда построена Ярышевская церковь, с точностью неизвестно. В старейшей по времени церковной описи 1829 г. указывается, что эта церковь построена в 1768 г. с дозволения униатского епископа Леона Шептицкого, освящена в 1772 г. униатским деканом Иоанном Остаповичем. Более раннего документа с указанием времени постройки церкви не имеется. В г. Баре Могилевского уезда сохранилось предание, занесенное в местную церковную летопись в 1868 г., что Ярышевская церковь устроена из деревянного здания Барской Николаевской церкви в 1795 г., купленного Ярышевскими прихожанами. Документально об этом ничего неизвестно; из документов только видно, что Николаевская церковь города Бара, существовавшая в конце XVIII в ., была заложена в 1764 г. и что в 1772 г. иконостас в ней был древний. К сожалению, нет описания этой церкви и в имеющихся в архиве Подольского историко-археологического общества книгах ревизий или визитах церквей XVIII в. Правда, есть в двух более ранних по времени визитах 1740 и 1747 гг. сведения о Ярышевской церкви, но эти сведения очень кратки, так что по ним нельзя судить, какая тогда была в м. Ярышеве церковь, — только и есть указания, что церковь «Успенская деревянная, крытая гонтами». Некоторые полагают, что здание это построено гораздо раньше 1768 г., а дата, показанная в описи 1829 г., относится к внешнему или внутреннему обновлению церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35624

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Митрополит Амвросий был сыном священника, родился 30 ноября 1742 г. в погосте Стогове Переславского уезда Владимирской губернии и был назван Андреем. До 14 лет воспитывался дома, а с 1757 г. обучался в Троицкой лаврской семинарии. По окончании курса он с 1764 г. проходил в той же семинарии разные учительские должности до риторики, 17 ноября 1765 г. сделан был библиотекарем и катихизатором в семинарии, а 12 июня 1767 г. – учителем еврейского языка. 12 февраля 1768 г. Подобедов постригся в монашество с именем Амвросия, 23 марта рукоположен в иеродиакона и 22 сентября того же года – в иеромонаха. С пострижением в монашество деятельность о. Амвросия переходит в Московскую академию. С августа 1768 г. он занимал в академии должность проповедника, а в сентябре 1771 г. сделан префектом и учителем философии. В это же время он приобрел известность как проповедник. Его проповедь , сказанная в 1771 г. в Донском монастыре при погребении убитого взволновавшеюся чернью во время чумы московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), по повелению императрицы, была напечатана и переведена на немецкий и французский языки. В 1774 г. 18 августа он назначен был ректором Московской академии и архимандритом Заиконо­спасского монастыря. В 1775 г. он сделался лично известным императрице: 14 июня, в день рождения великой княгини Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, архимандрит Амвросий в присутствии императрицы произнес проповедь. Императрица одобрила, наградила проповедника бриллиантовым крестом и велела при первой епископской вакансии представить его кандидатом. В 1778 г. он представлен был на Севскую кафедру. 15 апреля императрица утвердила избрание и приказала вызвать его для хиротонии в С.-Петербург. 27-го было наречение, а 5 июля он был хиротонисован в епископа Севского и Брянского, викария Московской митрополии. На хиротонии присутствовала императрица; Амвросий благодарил ее краткою речью и был награжден бриллиантовою панагиею, богатым архиерейским облачением и деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аббат Мартин Герберт. Гравюра. XVIII в. [нем. Gerbert] Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (11.08.1720, Хорб-ам-Неккар, Шварцвальд, совр. Германия - 13.05.1793, Санкт-Блазиен, там же), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед. Воспитывался в иезуитских школах во Фрайбурге (Брайсгау) и в Клингенау (Аргау). Вступил в орден бенедиктинцев в мон-ре Санкт-Блазиен в 1736 г., посвящен в сан пресвитера в 1744 г. С 1755 г. монастырский библиотекарь, а также наставник по философии и теологии. В 1759-1763 гг. путешествовал по Германии, Италии и Франции, собирая и каталогизируя рукописные источники по истории Церкви (см. сочинения Г.: Iter alemannicum, accedit italicum et gallicum: sequuntur glossaria theotisca ex codicibus manuscriptis a saec. IX usque XIII. St. Blasien, 1765. [S. l.,] 17732; нем. пер.: Reisen durch Alemannien, Welschland und Frankreich.../Übers. v. J. L. K[öhler]. Ulm, 1767). В 1764 г. был назначен князем-аббатом мон-ря Санкт-Блазиен. при нем обитель достигла наивысшего расцвета за всю историю существования. После пожара 1768 г. (унесшего бóльшую часть уникальной рукописной коллекции Г.), пользуясь протекцией имп. Марии Терезии, Г. за 15 лет отстроил мон-рь (новое здание было освящено в 1783), превратив его в своего рода научную академию по образцу парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Церковно-политическую и научную деятельность Г. можно проследить по его переписке и документам (Briefe und Akten des Fürstabtes Martin II. Gerbert von St. Blasien, 1764-1793/Vorarb. v. G. Pfeilschifter, A. Allgeier; bearb. v. W. Müller. Karlsruhe, 1957-1962. 2 Bde). Одним из первых крупных печатных трудов Г. стало изложение основ экзегетического, канонического, догматического, нравственного, мистического, литургического, таинственного и символического (т. е. изложенного в порядке Апостольского Символа веры ) богословия (Principia theologiae.

http://pravenc.ru/text/164645.html

Отдел III. От учреждения духовных штатов до настоящего времени. 1764–1864 С учреждением Духовных Штатов оклад на содержание монастыря ограничился; из зданий монастырских скотный двор, бывший вне монастыря, сгорел; церковь Фроловская на Св. воротах и придельная Св. Апостола Андрея Первозванного не только в кровлях, но и в самых стенах от времени и непрочности кладки обветшали; братские каменные кельи, построенные на низком» и сыром месте, для жительства (но причине угарности) сделались неудобны; и все вообще строение монастырское требовало значительной поддержки, а средства (и пособия к сему) со всех сторон совершенно иссякли, так что к концу XVIII столетия Добрый монастырь находился в положении очень посредственном. Но как ни трудно было при скудных средствах поддерживать падающие здания монастырские, впрочем ревностные Настоятели не преставали поправлять их, большею частью па сумму монастырскую. Так 31 в 1768 году, по упразднении в сем монастыре Архимандрии, Игумен Сильвестр отстроил во внутренности Настоятельского корпуса, в нижних кельях, рундук и лестницу, а в верхнем мосты и потолки; в том же году построена, вместо деревянной, каменная наугольная башня. 32 В 1770 году поправлен золотом и красками весь иконостас Соборной Покровской церкви. 33 В 1778 году в приделе Св. Апостола Андрея Первозванного иконостас переделан, починены старые и написаны вновь некоторые иконы. 34 В 1780 году в каменной колокольне верх, оказавшийся непрочным, разобран и перестроен вновь. Таковыми починками и поправками зданий, монастырь сей начал приходить в лучшее состояние. Указом Консистории 1802 года, Марта 31 дня, в сей обители учреждена снова Архимандрия производством в сан сей Префекта Калужской Семинарии, Соборного Иеромонаха Вениамина; попечением сего Настоятеля, еще до посвящения его в Архимандрита, 35 в 1801 году покрыта соборная Покровская церковь новым железом, вместо бывшей тесовой кровли. 36 В 1803 году Архимандрит Вениамин отстроил внутренность корпуса Настоятельских келий (и сделал их способными для жительства Настоятелей) на сумму, вырученную от продажи Настоятельских деревянных келий, 37 В 1806 году Архимандрит Галактион, с дозволения Преосвященного Феофилакта, Епископа Калужского, сломавшиеся, пришедшие в ветхость, деревянные братские кельи и другие каменные ветхие здания, и употребивши их на бут, выстроил новый каменный корпус для братии в 12 келий, покрыл оный железом и окрасил на сумму монастырскую; здание сие окончено в 1808 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Саметь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Саметь - одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным. Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и " место церковное свв.апп. Петра и Павла " . В начале 50-х гг. 17 века в " селе Самите " стояли две деревянные церкви - во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского. В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной; правый - во имя свв.апп.Петра и Павла; левый - во имя Алексия, митр.Московского. В 1-й пол. 19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол. 19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. 20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени. К нач. 20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г. - за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03087

Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Подобедов Андрей Иванович) Родился 20 ноября 1742 года в селе Стогове Переславльского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 года обучался в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию. С 1771 года – префект академии. С 1774 года – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию. С 27 марта 1785 года – архиепископ Казанский и Симбирский. С 16 октября 1799 года – архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а в декабре назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 года пожалован в митрополиты. С 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород. Поводом к удалению его в Новгород послужило недовольство императора Александра I на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с обер-прокурором Святейшего Синода, князем А. Н. Голицыным. Скончался 21 мая 1818 года и был погребен в Новгородском Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи. Основным направлением деятельности преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. В Казани преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Белёв. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь, 3 класса, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Этот (уже бывший) монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих. «По челобитью около 1625года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». Такое определенное известие об основании сей обители заключено в монастырской описи 1764г. Согласно с сим и в актах XVII столетия не раз упоминается, что в этом монастыре «местныя иконы и Деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и вся церковная утварь и круг монастыря ограда строенья Великих Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича». Монастырь построен в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает р. Ока. С монастырского двора открывается превосходный вид на обширную луговую долину правого берега р. Оки. Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. Первое письменное сведение о состоянии обители встречается в Белевских писцовых книгах письма и меры Василия Чернышова.

http://sobory.ru/article/?object=04682

Борзна. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1765 и 1768. (колокольня 1864, храм расширен в 1903, в 1990-е перестроен). Адрес: 16401 Украина, Черниговская обл., Нежинский район, г. Борзна, ул. Пантелеймона Кулиша, 116 Координаты: 51.254039, 32.424308 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь св. Николая чудотворца в 50 саженях от собора, ближе прочих церквей к торговой площади. Там, где стоит эта церковь, в 1755 г. существовали две деревянные церкви: святителя Николая - холодная, и близь нея, называемая придельною к ней, теплая Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1757 г. об церкви сгорели: «сего 1757 г. октября против 25 дня, писали члены причта, с вечера как бы в четвертом часу ночи, церковь наша приходская святителя Христова Николая борзенская, не ведомо, с какого случая, снутри загоралась и до самого основания со всеми церковными сосудами, книгами, одеяниями и прочими утварями церковными до остатка погорела, да при той же церкви и придел в отличности Воведения пресвятой Богоматери и колокольня со всеми колоколами погорела тож» и проч. В том же 1757 г., на месте Введенской церкви, иждивением г. майора Георгия Скерлета, построена была небольшая деревянная теплая церковь св. великомученика Георгия, которая и была освящена того ж года протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским. Церковь св. великомученика Георгия существовала недолго. В 1764 г. в Месяце октябре, неизвестно от чего, сгорела вместе с избою дух. правления борзенского, в которой сгорела тогда большая часть архива. На месте сгоревшей церкви св. Николая, согласием Иереев Емельяна Квитницкого и Симеона Ковалевского с прихожанами, положено было строить большую деревянную же церковь - во имя святителя Николая. «А как церковной суммы мало имелось, да к тому ж и прихожане за последовавшими в мимошедших годах пожары находились не без разорения» испрошена была у высокопреосвященнейшего Арсения книга для сбора по епархии Киевской доброхотного подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=55411

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010