Молодой царь снискал славу мудрого военачальника, под предводительством к-рого груз. войска одержали ряд побед (в 1751 - над войском Азат-хана у Кирбулахи близ Еревана; в 1752 - над войском Аджи-Чалабу; в 1754 и 1755 - над дагестанцами во главе с Нурсал-бегом в битвах при Мчадиджвари и у Кварели и др.). Боевое крещение он получил в 15-летнем возрасте, когда под его командованием грузины одержали победу в Нейшинской долине в Кизики над вторгшимися лезгинами (1735). И. и его отец вели согласованную и энергичную политику, целью к-рой было усиление Картли и Кахети, а также централизация и укрепление царской власти, подъем экономики и превращение обоих царств в главенствующие гос-ва на Юж. Кавказе. Этому способствовали как внутриполитические мероприятия, так и внешнеполитическая и военная активность. В 1750-1752 гг. под покровительство Картли и Кахети перешли Ереванское, Гянджинское и Нахичеванское ханства. Герб царя Ираклия II Герб царя Ираклия II В янв. 1762 г. в С.-Петербурге скончался находившийся там с визитом царь Теймураз II, И. занял престол отца, объединив Картли и Кахети в одно царство. Некоторые феодалы были против восшествия кахетинского царя на картлийский престол. В 1765 г. И. раскрыл заговор картлийских тавадов (князей), выдвигавших на царский трон незаконного сына царя Вахтанга VI царевича Паату. Участники и царевич были преданы суду. В 1768 г., в начале русско-турецкой войны, И. и царь Имерети Соломон I приняли предложение российской имп. Екатерины II Алексеевны о военной взаимопомощи. 27 марта 1769 г. Екатерина II подписала указ о направлении в Грузию военных частей. Весной 1770 г. экспедиционный отряд (1,2 тыс. чел.) под командованием ген.-майора Г. К. Г. Тотлебена и груз. войска двинулись по направлению к Ахалцихе. Но Тотлебен вопреки предложению И. сразу занять Ахалцихе начал осаду крепости Ацкури и, потерпев неудачу, отвел войска в Тбилиси, где вступил в союз с оппозиционно настроенными тавадами. И., одержав победу над превосходящими силами турок у Аспиндзы, был вынужден вернуться в Тбилиси, не воспользовавшись стратегическим превосходством. Тотлебен перешел в Имерети и там выступил на стороне оппозиционных царю Соломону I сил. По мнению историков, Тотлебен «превысил свои полномочия, предприняв по сути дела завоевание Грузии», в результате чего имп. Екатерине II «пришлось думать не о сильной диверсии в Турцию, а об устранении беспорядков, произведенных распоряжениями Тотлебена» ( Маркова. 1966. С. 139). Тотлебен был отозван, в мае 1772 г. Российская империя вывела свои войска из Грузии.

http://pravenc.ru/text/673857.html

В XVIII столетии русские паломники посещали Святую Землю довольно редко; этому препятствовали русско-турецкие войны, ведшиеся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Да и те из пилигримов, которые добира­лись до Иерусалима, редко отваживались пересечь Палестину с юга на север, чтобы посетить Назарет. Одним из таких отважных пешеходцев был насельник Саровской обители отец Игнатий, побывавший в Назарете в период между 1770 и 1772 гг. Но он кратко сообщает о своем посещении святыни: “Усмотрев в Назарете знак святых мест, видех дом Иосифа Обручника; ныне состоит дивный монастырь, содержат римляне” 16 , — пишет он. Особый интерес представляет описание назаретских святынь, принадлежа­щее лейтенанту российского флота Сергею Плещееву, который побывал в Галилее в 1772 году. Посетив православных храм у колодезя, он отправился в католическую обитель, где поклонился месту Благовещения Пресвятой Бого­родицы. К этому времени храм Благовещения претерпел некоторую перестройку (1730 г.), и С. Плещееву довелось созерцать его в обновленном виде. “Я видел пещеру, или обиталище Богоматери, которое около восьми аршин длиною и пяти шириною, из коего идет вверх лестница к другой пещере, около 7 ар­шин окружности, где по обеим сторонам входа суть пустые в стене места наподобие шкапов” 17 , — сообщает лейтенант российского флота. Сергей Плещеев не обошел вниманием и знаменитые колонны, указывающие место явления Архангела Гавриила Деве Марии. Его наблюдения дополняют те сведения, которые содержатся в записках В. Г. Барского. “При входе в первую (пещеру), на левой стороне висит большой мраморный столб, толщиною около шести футов в окружности (сей столб турками, при нашествии их на Па­лестину, пересечен надвое, и нижняя часть оного увезена в Рим), — пишет С. Плещеев. — Первая из оных пещер украшена образами и мраморною работою, но другая в древней своей простоте свидетельствует неумеренное разнство меж тогдашним и нынешним временем” 18 . Вправо за алтарем был устроен вход в небольшую полукруглую часовню Иосифа Обручника, о которой уже сообщал В. Г. Барский; сюда проследовал и С. Плещеев со своими спутниками: “Отсюда пошли мы в дом, где жил святой Иосиф, древодел, местечко оное невелико, старые стены, которые починкою со­храняются там от монахов католицких, имеющих там небольшую церковь” 19 . Общее впечатление, которое составил С. Плещеев при посещении католической обители в Назарете, было отрадным: “Католический монастырь составляет лу­чшее в Назарете строение, церковь его внутри украшена хорошею живописью и чистым мрамором” 20 , — так завершает он свои записки, посвященные пребы­ванию в граде Святой Марии.

http://pravmir.ru/nazaret-hram-blagovesh...

В XVIII столетии русские паломники посещали Святую Землю довольно редко; этому препятствовали русско-турецкие войны, ведшиеся особенно часто в екатерининскую эпоху (1762–1796). Да и те из пилигримов, которые добирались до Иерусалима, редко отваживались пересечь Палестину с юга на север, чтобы посетить Назарет. Одним из таких отважных пешеходцев был насельник Саровской обители отец Игнатий, побывавший в Назарете в период между 1770 и 1772 гг. Но он кратко сообщает о своем посещении святыни: «Усмотрев в Назарете знак святых мест, видех дом Иосифа Обручника; ныне состоит дивный монастырь, содержат римляне» 16 , – пишет он. Особый интерес представляет описание назаретских святынь, принадлежащее лейтенанту российского флота Сергею Плещееву, который побывал в Галилее в 1772 году. Посетив православных храм у колодезя, он отправился в католическую обитель, где поклонился месту Благовещения Пресвятой Богородицы. К этому времени храм Благовещения претерпел некоторую перестройку (1730 г.), и С. Плещееву довелось созерцать его в обновленном виде. «Я видел пещеру, или обиталище Богоматери, которое около восьми аршин длиною и пяти шириною, из коего идет вверх лестница к другой пещере, около 7 аршин окружности, где по обеим сторонам входа суть пустые в стене места наподобие шкапов» 17 , – сообщает лейтенант российского флота. Сергей Плещеев не обошел вниманием и знаменитые колонны, указывающие место явления Архангела Гавриила Деве Марии. Его наблюдения дополняют те сведения, которые содержатся в записках В. Г. Барского. «При входе в первую (пещеру), на левой стороне висит большой мраморный столб, толщиною около шести футов в окружности (сей столб турками, при нашествии их на Палестину, пересечен надвое, и нижняя часть оного увезена в Рим), – пишет С. Плещеев. – Первая из оных пещер украшена образами и мраморною работою, но другая в древней своей простоте свидетельствует неумеренное разнство меж тогдашним и нынешним временем» 18 . Вправо за алтарем был устроен вход в небольшую полукруглую часовню Иосифа Обручника, о которой уже сообщал В. Г. Барский; сюда проследовал и С. Плещеев со своими спутниками: «Отсюда пошли мы в дом, где жил святой Иосиф, древодел, местечко оное невелико, старые стены, которые починкою сохраняются там от монахов католицких, имеющих там небольшую церковь » 19 . Общее впечатление, которое составил С. Плещеев при посещении католической обители в Назарете, было отрадным: «Католический монастырь составляет лучшее в Назарете строение, церковь его внутри украшена хорошею живописью и чистым мрамором» 20 , – так завершает он свои записки, посвященные пребыванию в граде Святой Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1904. 51. 291.       Один из предшественников И. П. Котляревского в украинской литературе XVIII века — Афанасий Кириллович Лобасевич//Сборник по славяноведению. СПб., 1904.   Вып. 292.       Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии: Отделение Киев, 1905. Т. 2 (1751-1762). 293.       Киевская академия в гетманство Кирилла Григорьевича Розумовского (1750—1763)//ТКДА. 1905. 5. 294.       Новооткрытый альбом видов и рисунков достопримечательностей Киева 1651 г//ТКДА. 1905. 7. 295.       Сенатский указ киевскому архиепископу Рафаилу Заборовскому от 16 декабря 1742 г. в ответ на его ходатайство о восстановлении некоторых прав южнорусского духовенства и Киевской академии//КС. 1905. 9. 296.       О выборе членов причта прихожанами в связи с вопросом о возрождении прихода//РДСП. 1905. 9-12, 14. 297.       Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии: Отделение Киев, 1906. Т. 3 (1762—1770). 298.       О Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря//КС. 1906. 3/4. 299.       Киевская академия в царствование Екатерины II (1762—1796)//ТКДА. 1906. 7, 9, 10. 300.       " Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века " H. П. Кондакова. СПб., 1906 (библиографическая заметка)//ТКДА. 1906. 3. 301.       Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии: Отделение Киев, 1907. Т. 4 (1770-1783). 302.       Автобиографические записки преосвященного Иренея Фальковского: Часть I (1762—1783 гг.)//ТКДА. 1907. 7. 303.       О внешнем виде св. Иоанна Златоуста//ТКДА. 1907. 7. 304.       " Правило увещательное пияницам к покаянию и трезвости их, певаемое не в церквах, но в школах " (1779 г.)//КС. 1907. 3. 305.       Христос и труждающиеся//Древности — ТИМАО. 1907. Т. XXI, вып. 2. 306.       Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии: Отделение II. Киев, 1908. Т. 5 (1783 —1796). 307.       О древней стенописи в Спасской на Берестове церкви//ТКДА. 1908. 308.       О новооткрытой киевской монете XVI века//Сборник Харьковского историко-филологического общества.

http://bogoslov.ru/person/401224

Список настоятелей московского Сретенского монастыря Среди бедствий от пожаров, неприятельских нашествий и междоусобных смут утратилось много древних письменных и археологических памятников, представлявших немалый интерес, и в числе других важных документов исчезли и многие памятники, содержавшие сведения о настоятелях Сретенского монастыря. Имена настоятелей, дошедшие до нас, по тщательном исследовании архивных и библиографических материалов , мы представляем далее в полном хронологическом порядке. Игумен Иона – 1580 г. Игумен Маркелл – 1598 г. Игумен Ефрем – 1613, 1614, 1619 и 1627 г. Игумен Моисей – 1634–1644 гг. Игумен Варлаам – 1645–1648 гг. Игумен Дионисий – 9 мая 1653 г., октябрь 1657 г., 1674–1682 гг. Игумен Пахомий – 1688–1681 гг. Игумен Корнилий – январь 1692 г. Игумен Моисей (Великосельский) – с 1693 г. († 26 февраля 1719 г.) Игумен Исаакий – 1721–1726 гг. Игумен Феодор (Левонов) – 23 февраля 1731 г. – 2 января 1732 г. (переведен из Колоцкого монастыря Смоленской епархии, где был с февраля 1729 г., а в 1732 г. переведен в Угрешский монастырь) Игумен Евсевий (Леонов) – определен 20 января 1732 г., упоминается до 1736 г. Иеромонах Иаков – в 1737 и 1738 г. Игумен Петр (Котляревский) – 1740–1742 гг. Игумен Софроний (Зиминский) – 1742–1744 гг. Игумен Лаврентий (Иванов) – с 1744 г. († 22 ноября 1757 г.) Игумен Максим – 1758 г. Архимандрит Иоасаф – в ноябре 1759 г. (затем переведен в вяземский Предтечев монастырь, где пробыл до 1778 г.) Архимандрит Маркелл (Тросницкий) – 1762–1764 гг. (из дворян Польской области Полоцкого воеводства) Игумен Гедеон – 1770 г. (переведен из Угрешского монастыря) Строитель Антоний (Протопопов) – 1765–1769 гг., игумен – с 1770 г. (11 мая 1771 г. переведен в Угрешский монастырь) Архимандрит Никон – 1772–1778 гг. (взят из Киева, затем переведен в Севскую семинарию прокуратором) Игумен Арсений – упомянут 5 января 1783 г. Строитель Филарет – январь 1806 г. Игумен Максим (Погудкин) – определен 19 сентября 1805 г. (но вскоре отказался от игуменства; в 1816 г. определен в Песношский Николаевский монастырь Московской епархии; в 1836 г. уволен по старости; † 29 марта 1850 г.)

http://pravoslavie.ru/31444.html

В 1753–1762 гг. по проекту архитектора С. И. Чевакинского у пересечения Екатерининского и Крюкова каналов сооружался Никольский Морской собор. Этот храм тоже выполнен в барочном стиле. Для его облика характерна та же, что и в постройках Растрелли, удивительная изощренность украшений. Собранные в пучки колонны, лепные наличники в виде головок Ангелов, сложные гирлянды вокруг верхних овальных окон придают храму живописный, праздничный облик. Перед храмом Чевакинский поставил трехъярусную колокольню со стройным, высоким, тонким силуэтом. В конце века, в 1790 г., закончилось сооружение Троицкого собора в Александро-Невской лавре. В эту пору на смену барокко в зодчество пришел новый стиль– классицизм. И. Е. Старов, зодчий Троицкого собора, был одним из самых талантливых архитекторов-классицистов. Облик Троицкого собора строг, выразителен. Над центром собора возвышается купол, а над западной стороной храма –две колокольни, включенные в единый объем сооружения. И. Е. Старов возвел также надвратную церковь лавры, которая композиционно связывает монастырь с Невским проспектом. В Москве в эту эпоху тоже строились храмы в барочном и классическом стиле, придающие древнему городу новые, европейские черты. Один из самых прекрасных храмов новой Москвы– церковь святителя Климента, епископа Римского, на Пятницкой улице, воздвигнутая в 1762–1770 гг. зодчим, имя которого осталось неизвестным. Огромный двухэтажный собор с могучим пятиглавием, возвышающийся над панорамой Замоскворечья, не кажется массивным и тяжелым. Портики из полуколонн коринфского ордера, украшающие верхний этаж, небольшие главки с перехватом, декоративная лепнина из растительного орнамента зрительно растворяют огромные объемы храма, создают впечатление легкости. Одна из вершин русской архитектуры 18 в. – колокольня Троице-Сергиевой лавры, возведенная в 1740–1770 гг. по проекту И. Ф. Мичурина и его ученика Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня, превышающая по высоте звонницу Новодевичьего монастыря и кремлевскую колокольню Ивана Великого, ставшая архитектурным центром древней лавры, не подавляет других лаврских строений, не нарушает архитектурной целостности монастыря, не кажется в нем инородным телом. Ее стройная и легкая, прорезанная арками башня органически сливается с архитектурным пейзажем обители, служит его центром. Четыре одинаково оформленных фасада подчеркивают центральное положение колокольни в ансамбле монастыря. Со всех сторон одинаково хорошо видна вертикаль колокольни, поддержанная могучим пятиглавием древнего Успенского собора. Сооружение колокольни логически завершило создание прекрасного архитектурного ансамбля древней святыни, продолжавшееся веками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Пастор Рислер возглавлял французско-немецкую реформатскую общину до 1760 года. К этому времени он причислил к приходу гернгутеров, живших в Петербурге. (Протестантская секта лютеранского толка, возникшая в 1772 году в местечке Гернгут, недалеко от Дрездена, в Саксонии, находилась в оппозиции к Евангелическо-Лютеранской Церкви). Вызванный в Юстиц-коллегию, Рислер был обвинен в нарушении канонов и лишен места пастора. Впоследствии он примкнул к одному из гернгутских течений – стал членом общины «моравских братьев». 670 Реформаты в екатерининскую эпоху (1762–1796 гг.) В 1762 г. деревянный реформатский храм сгорел, после чего немецкие реформаты причислились к лютеранской церкви св. Петра на Адмиралтейской стороне, а французские – к голландской реформатской церкви. В таком положении они находились до 1770 года. 671 В 1770–73 гг. на Большой Конюшенной улице была возведена каменная немецко-французская реформатская церковь . Она строилась на средства французских реформатов, составлявших в смешанной общине большинство. Автором проекта был российский архитектор немецкого происхождения Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) Фельтен (1730–1801). Церковь была возведена на затесненном участке между существующими домами. Фельтен поставил здание длинной стороной по красной линии улицы, используя всю ширину участка. Это повлекло за собой совершенно особую планировку помещения. Парадная мраморная лестница вела прямо от входа с улицы на второй этаж, где располагались церковный зал и другие помещения, В первом этаже размещалось жилище пастора. В центральном зале не было колонн, а хоры шли только по одной стороне – там, где размещался орган. (Ныне в здании церкви располагается шахматный клуб им. М.И. Чигорина). Таким образом, возобновилась деятельность французско-немецкого реформатского прихода, и в 1773 году состоялись выборы нового пастора. Однако в ходе выборов между немецкими и французскими реформатами возникли споры. Юстиц-коллегия повелела, чтобы каждая община имела своего пастора, но французские реформаты с этим не согласились. Ссылаясь на то, что церковь построена на их средства, французы опротестовали решение Юстиц-коллегии. Дело тянулось несколько лет и наконец, в 1778 году, было представлено на рассмотрение императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Часть униат. приходов Брацлавщины вошла в Каменецкий официалат (обозначавшийся в 1735-1741 как «Каменецкая епархия»); в период конфликтов между Львовским епископом и Киевским митрополитом в Каменецкий официалат входили Рашковская, Красненская и др. протопопии. В 50-60-х гг. XVIII в. за контроль над униат. приходами Брацлавщины велась борьба между Львовским еп. Львом Шептицким, к-рый поддерживал пророссийскую Радомскую конфедерацию, и Киевским митр. Фелицианом Филиппом Володковичем - сторонником Барской конфедерации. Конфликт закончился победой Шептицкого: в 1762 г. папа утвердил его коадъютором Володковича. В 1764 г. приходы вост. Брацлавщины были переданы во временное управление Холмскому еп. Максимилиану Рыло. В 1769 г. Володкович бежал в Пруссию, в сент. 1773 г. большая часть униат. приходов и церковных владений Брацлавщины официально перешла в ведение Львовского епископа, ему же подчинились униат. протопопии Киевщины, граничившие с Брацлавщиной: Корсунская, Смелянская, Тетиевская и др. В 1765 г. в г. Умань, на границе Брацлавщины и Киевщины, был основан униат. Рождество-Богородицкий муж. мон-рь, ставший крупным центром пропаганды унии. При Шаргородском, Барском, Винницком и Уманском униат. монастырях действовали школы. При поддержке польск. магнатов открывались униат. мон-ри: Галайковский (в с. Галайковцы, упом. в 1741), Черноостровский (в с. Чёрный Остров, упом. в 1770), Паволочский (в мест. Паволочь, упом. в 1770), Ляховецкий (ныне Белогорье Хмельницкой обл., упом. в 1770). Однако эти обители просуществовали недолго. Мн. униат. обители занимались виноторговлей: василианский Свято-Троицкий муж. мон-рь близ мест. Сатанов (ныне Хмельницкой обл.) в 60-х гг. XVIII в. производил и продавал водку, «бровар», пивоварню имел василианский Головчинский в честь Преображения Господня мон-рь (в совр. с. Головчинцы Хмельницкой обл.). Для искоренения следов Православия на вост. Брацлавщине униаты применяли следующую тактику: вскоре после перевода православного прихода в унию приходскую церковь под предлогом ветхости разбирали и строили на новом месте храм в униат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели («Об общественном договоре, или Принципы политического права», 1762). Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль», и «Общественный договор», а Р. был объявлен вне закона. В 1762–1767 гг. он скитался по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770 г., достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782–1789), после чего удалился в Эрменонвиль, где скончался и там же был похоронен. В 1794 г., в период Якобинской диктатуры, останки Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор. САБЛЕР ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ (1847 – ок. 1928) – окончив юридический факультет Московского университета, до 1876 г. был его доцентом, затем служил в Министерстве юстиции. Занимал пост товарища обер-прокурора Св. Синода (1911–1913) при К.П. Победоносцеве , был обер-прокурором Св. Синода в кабинете Столыпина. САВЕЛЛИЙ – еретик III в., завершитель системы монархиан-модалистов; родом из Птолемаиды Ливийской в Пентаполисе. См. Савеллиане. САВОНАРОЛА (SAVONAROLA) ДЖИРОЛАМО (1452–1498) – настоятель доминиканского монастыря, знаменитый итальянский проповедник и предшественник Реформации, организатор нравственно-общественных преобразований во Флоренции, сеньором и королем которой он провозгласил Иисуса Христа. С. провел в своем монастыре реформу: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

238 Понятовский Станислав Август (1732–1798). В 1757–1762 гг. польско-саксонский посол в России, фаворит Екатерины II. При ее поддержке и Фридриха II в 1764 г. избран польским королем. В 1795 г. отрекся от престола. Последние годы жизни провел в Петербурге. 239 Жоффрен Мари Терез (1699–1777) – хозяйка знаменитого парижского салона, в котором бывали Монтескье, Фонтенель, д " Аламбер, Дидро, Гольбах, Гиббон и др. 240 Перекусихина Мария Саввишна (1739–1824) – камер юнг-фрау Екатерины II. По отзывам современников, все фавориты Екатерины «находились у нее в нравственной зависимости». 241 Державин Гаврила Романович (1743–1816) – крупнейший русский поэт XVIII–haч. XIX в. и государственный деятель. В 1762 г. – солдат Преображенского полка, участник переворота. С 1784 г. олонецкий, в 1785–1788 гг. – тамбовский губернатор. В 1791–1793 гг. кабинет-секретарь Екатерины II, в 1794 г. президент Коммерц-коллегии, в 1802–1803 г. министр юстиции. 243 Елагин Иван Перфильевич (1725–1794) – историк и писатель. В 1743 г. окончил Сухопутный кадетский корпус. При Екатерине II сенатор и обер-гофмейстер, в 1766–1779 гг. управляющий театрами. 245 Иосиф II (1741–1790) – император Священной Римской империи, в 1765–1780 гг. соправитель своей матери Марии-Терезии, представитель «просвещенного абсолютизма». В 1781–1785 гг. отменил крепостную зависимость крестьян; ограничил самостоятельность католической церкви, в 1781 г. издал «Толерантный патент» о веротерпимости. 246 Тюрго Анн Робер Жак (1727–1781) – французский государственный деятель, экономист, философ-просветитель. Окончил теологический факультет Сорбонны; в 1774–1776 гг. генеральный контролер финансов, провел ряд антифеодальных реформ. Сотрудничал в «Энциклопедии». Основное сочинение – «Размышление о создании и распределении богатств» (1766). 247 Рейналь Гийом Томас Франсуа (1713–1796) – французский историк и социолог. С 1747 г. сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Его основное сочинение – «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (6 тт., 1770) – в 1781 г. было осуждено парламентом на сожжение, Рейналь бежал из Франции, проживал в России; в 1787 г. вернулся на родину. В 1789 г. был избран в Генеральные штаты, но отказался от мандата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010