Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Кострома. Церковь Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе. Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуренная двухэтажная церковь, решенная в сдержанных формах барокко, интересна своей необычной объемной композицией и внутренней структурой. Она сооружена в бывшей Гашеевой слободе, вместо обветшавшего деревянного храма, на средства прихожан. Строительство осуществлялось в два этапа: собственно храм возведен в 1759-1762 гг., а трапезная и нижний ярус колокольни — предположительно в 1770-х гг. Верхние два яруса колокольни, а также западное крыльцо относятся к первой половине XIX в. Эти части церкви, как и барабан храма с главой, были сломаны в советское время и восстановлены в ходе реставрационных работ 1988-1992 гг. (арх. И.Ш. Шевелев). Продольно-осевая композиция церкви состоит из вытянутого в направлении “запад-восток” четверика храма, ориентированной поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма с равной ему по ширине полукруглой апсидой завершен глухим восьмигранным барабаном, фигурной восьмидольной кровлей и луковичной главкой. Квадратный двухэтажный нижний ярус колокольни несет два цилиндрических яруса. С запада примыкает крыльцо в виде открытой двухмаршевой лестницы с палаткой на верхней площадке. Основным элементом наружного декоративного убранства являются рамочные наличники окон с ушами, зрительно объединяющие фасады всех частей церкви. Фасады четверика в три оси окон и апсиды выделяются своеобразным мотивом верхней части объема, решенной в виде аттика. Расположенные здесь над окнами второго этажа полукруглые арочки воспринимаются, как сандрики, которые завершают наличники, и одновременно, как традиционные кокошники, восходящие к допетровской архитектуре. Центральный проем первого этажа на южном фасаде четверика, который ориентирован на переулок, соединяющий церковь с ул. Лавровской, первоначально имел арочную форму и служил входом в нижний храм. Фасады трапезной, в отличие от храма, расчленены междуэтажным карнизом. Двухосевая средняя часть выделена пилястрами, охватывающими оба этажа. По-другому решено и завершение стен: грубовато профилированный антаблемент трактован аналогично трапезной. Верхние ярусы с арочными проемами звона, обработанные пилястрами, выдержаны в стиле позднего классицизма. Круговой балкон третьего яруса и главка в виде короны сообщают колокольне индивидуальный характер.

http://sobory.ru/article/?object=03110

Пинск. Церковь Феодора Тирона (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В начале XVII века в Пинске закладывается деревянный монастырь доминиканцев. Доминиканский костёл, а также большой двухэтажный корпус для монахов-доминиканцев, основан в 1667 г. маркграфиней Марией Лукрецией Копец из дома маркграфов Строцци, родственницей польской королевы Цецилии Ренаты, женой полоцкого воеводы Язэпа Копоця. До конца XVIII века костёл монастыря оставался деревянным. Сразу после строительства деревянного костёла в нём установили орган, органистом которого был Франтишек Подгурский (…-1687). Главный алтарь великолепной резной работы украшала икона Богоматери Непорочное Зачатие. Боковые алтари были посвящены Иисусу Христу, св. Доминику, св. Винценту из Ферарры. С 1750 г. доминиканцы стали приглашать на монастырские богослужения капеллу иезуитского коллегиума, что значительно повысило посещаемость литургий. Вскоре после приглашения иезуитская капелла отказалась играть у доминиканцев. Уровень францисканских музыкантов оказался несоответствующим. Поэтому в 1770 г. приор Альберт Трухановский, который переехал сюда из Минска в 1768 г., завёл свою капеллу. При монастыре доминиканцев в 1726 г. в Пинске открылась Высшая школа Русской доминиканской провинции, которая имела право присвоения ученых степеней своим питомцам. Высшая школа содержала двух профессоров богословия и профессора философии. При этом учебном заведении существовала библиотека в 889 томов. В 1830-1840-е гг. историк Антони Мошинский нашел в монастырской библиотеке историческую хронику монастыря, составленную в 1762 г. Клементием Жебровским. В 1850 г. доминиканский монастырь был закрыт, а в 1857 г. костёл отошёл к Православной Церкви, и после перестройки стал церковью вмч. Федора Тирона, покровителя Пинска. Поскольку здание было перестроено из доминиканского костёла под православный храм, о его стилистике судить трудно. Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 кв. м. Такой тип культовых сооружений в архитектуре XVIII века встречался редко. Такой прием встречается в архитектуре Польши (люблинская группа) и Литвы (вильнюсская группа) в середине XVII века, что указывает на творческие связи между этими землями.

http://sobory.ru/article/?object=43688

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Т. Болотов. Гравюра Л. Серякова. 1886 г. (РГБ) Андрей Тимофеевич (7.10.1738, с. Дворяниново Алексинского у. Тульской губ.- 4.10.1833, там же), автор религиозно-нравоучительных сочинений, мемуарист, теоретик и практик в области сельскохозяйственных наук. Из обедневшего дворянского рода, отец был военным. Б. получил домашнее образование, с 1752 г. жил в С.-Петербурге у дяди Т. И. Арсеньева. В 1755 г. прибыл на службу в Архангелогородский полк, куда был записан в 1748 г. В 1757-1758 гг. участвовал в военных действиях рус. армии в Вост. Пруссии. В 1758-1761 гг. состоял переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Пруссии Н. А. Корфа, затем В. А. Суворова (отца буд. генералиссимуса) в Кёнигсберге (совр. Калининград). Слушал лекции в Кёнигсбергском ун-те, увлекся философией Х. Вольфа , сочинениями его популяризатора И. К. Готшеда и др. «вольнодумческими» книгами, благодаря к-рым «едва было не сделался и сам совершенным деистом и вольнодумцем» (Записки. Т. 2. С. 60). От деизма Б. спасло усердное чтение трудов нем. лютеран. богослова, критика Вольфа Х.-А. Крузиуса (Крузия), «весь философический курс» к-рого Б. «для лучшего понятия и незабвения выучил даже от слова до слова наизусть» (Записки. Т. 2. С. 56-57). К тому же времени относятся первые лит. опыты Б.: письма к Н. Е. Тулубьеву (1760; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 110) и «Памятная книжка» (1761; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 55), заключающая 365 (по числу дней года) правил морали. В янв. 1762 г. Б. был назначен флигель-адъютантом Корфа, ставшего петербургским генерал-полицмейстером. 24 марта 1762 г. прибыл в С.-Петербург, но уже в июне вышел в отставку и уехал в Дворяниново, в 1764 г. женился на А. М. Кавериной. Б. сторонился любых форм политической и общественной деятельности (в 1767 отказался участвовать в выборах депутатов в Уложенную комиссию). Занимаясь благоустройством имения, изучал иностранную лит-ру по агрономии и экономике, обобщал собственный опыт и прочитанное в записях. В 1766 г. ответил на вопросы, предложенные в «Трудах Вольного экономического общества», в том же году был принят в члены об-ва и стал деятельным сотрудником журнала. В 1766-1778 и 1790-1807 гг. в «Трудах Вольного экономического общества» было напечатано ок. 30 работ Б. (самая значительная - «Наказ управителю», 1777), за к-рые трижды (в 1770, 1771 и 1777) автор получал от об-ва награды. В 1774-1776 гг. Б. управлял собственными имениями Екатерины II в Киясовской вол., в 1776-1796 гг.- в Богородицкой вол. По плану Б. был застроен Богородицк, под его наблюдением выстроен Богородицкий дворец (архит. И. Е. Старов) и разбит парк. При Б. в Богородицке открылись пансион для благородных детей и волостное уч-ще для крестьян.

http://pravenc.ru/text/149697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Благовещения построена в 1805-1809 годах, объект культурного наследия РФ. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Приморский благочиннический округ. Содержание История [ править править код ] Первый храм [ править править код ] На набережной Большой Невки в Старой Деревне в 1760-е годы А. П. Бестужев-Рюмин построил деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда мыза Каменный Нос и приобрела свое второе название — село Благовещенское. Строительство церкви началось ещё в конце 1740-х гг. по проекту архитектора П. А. Трезини — сына первого архитектора города Доменико Трезини. Одноко арест и ссылка Бестужева-Рюмина в 1758 году приостановили работы, и строительство было завершено только после его помилования и возвращения в Петербург. Деревянный храм в виде ротонды был возведен к 1762 году, тогда и состоялось его первое освящение. Поскольку сооруженная церковь была холодной, через три года началось сооружение теплого придела. В 1770 году он был освящен во имя святого князя Александра Невского. Сюда перенесли из упразднённой домовой Благовещенской церкви графа иконостас, находившийся прежде в первом (во время сооружения) Исаакиевском соборе. 12 июня 1803 года храм сгорел от удара молнии (иконостас удалось спасти). Современная церковь [ править править код ] Новый храм с тремя приделами был построен владельцем Новой Деревни С. С. Яковлевым по проекту архитектора В. О. Мочульского в стиле ампир. Возведение церкви велось с 1805 по 1809 год. Общая композиция постройки близка классическим усадебным церквам-ротондам второй половины XVIII века. Завершает храм также ротондой, оформленной тосканской колоннадой из 12 колонн, между которыми размещались колокола. В церкви находился красивый ампирный иконостас, в золоченом напрестольном кресте «хранились мощи нескольких святых и частица Животворящего Креста».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕОЧИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Вознесения Господня Беочинского мон-ря. Фотография. ХХ в. Церковь в честь Вознесения Господня Беочинского мон-ря. Фотография. ХХ в. [серб. Беочин манастир] Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в сев. части Фрушка-Горы, у городка Беочин (Сербия). Точное время основания мон-ря неизвестно. В тур. регистрах упомянут впервые как муж. в 1566/67 г. (в это время в обители была небольшая однонефная церковь). В 1622 и 1629 гг. игумены Б. м. Лонгин и Антоний находились в Москве с просьбой об оказании помощи в обновлении мон-ря. После австрийско-тур. войны, в 1697-1699 гг., Б. м. был восстановлен монахами мон-ря Рача, бежавшими во время переселения сербов из Косова. В 1708 г. они построили небольшую деревянную церковь. Существующий в наст. время каменный храм, освященный в честь Вознесения Господня, был возведен в 1732-1740 гг. на средства ктиторов Миливоя Милаковича и его сына Петра. В 1762 г. к зданию церкви пристроили колокольню. В храме сохранился пятиярусный иконостас, созданный под влиянием укр. искусства в 1756-1766 гг. серб. иконописцами Я. Халкозовичем, Д. Бачевичем и Ф. Димитриевичем. В течение XVIII в. в Б. м. работали также мастера Г. Зограф (1768), Т. Крачун (ок. 1770) и А. Маркович (1791). В монастырском саду одновременно с церковью была построена часовня во имя вмч. Георгия (иконостас 1739); в 1905 г. ее заменили новым зданием (архит. В. Николич). Келейные корпуса, окружающие храм с юга и запада, были построены в 1728-1771 гг. Монастырский комплекс полностью обновили в 1893 г.; в 1921 г. в ряд построек внесли небольшие изменения. Во время второй мировой войны Б. м. пострадал от хорват. усташей, ризница была ограблена (предметы частично возвращены). К святыням Б. м. относятся чудотворная икона Божией Матери и могила еп. Хвостанского Варнавы (Настича) , умершего здесь 12 нояб. 1964 г. После второй мировой войны мон-рь возобновлен как жен. обитель. В 1974 г. была отреставрирована церковь, в 1978 г.- часовня. По данным на 2002 г., в Б. м. подвизаются 6 монахинь и 1 послушница, настоятельница - игум. Екатерина. В ризнице хранятся иллюминированные Евангелия XV и XVI вв., церковная завеса XIV-XV вв., серебряный киот мастера Дмитра и др. Лит.: Руварац Д. Манастир Беочин. Сремски Карловци, 1924; Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931. С. 1-13; О. Иконостас цркве манастира Беочин.//Зб. уметности Матице Српске. 1975. 11. С. 291-301; В. Архитектура фрушкогорских манастира. Нови Сад, 1984. С. 209-210; Б., Н. Манастири Фрушке Горе. Нови Сад, 1994. С. 27-34; Црква: Календар Српске Православне Nampujapшuje. Београд, 1996. С. 226; В. Србске Цркве од комуниста. 1997. С. 65-69; http://www.vojvodina. com/kultura/html/manastiri1.htm [Электр. ресурс]. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАНК Церковь во имя вмц. Екатерины на Б. Ордынке в Москве. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмц. Екатерины на Б. Ордынке в Москве. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. Карл Иванович (1728, С.-Петербург - 26.10.1793, Москва), рус. архитектор позднего барокко и раннего классицизма. Сын архит. И. Я. Бланка (1690-1745); учился у отца и И. К. Коробова. В 1748 г. получил звание гезеля (производителя работ), в 1753 г.- помощника архитектора и в 1755 г.- архитектора. Работал в команде А. П. Евлашева. По эскизу В. В. Растрелли и проекту Б. был восстановлен шатер и его декоративное убранство в Воскресенском соборе Новоиерусалимского мон-ря (1756-1759). По проектам Б. в 60-70-х гг. XVIII в. было возведено неск. московских храмов: свт. Николая в Звонарях на ул. Рождественке (1762-1781) и Спасская ц. в усадьбе Вороново Подольского у. Московской губ. (60-е гг. XVIII в.) - по заказу гр. И. И. Воронцова, храм святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот (1764-1768, разобран в 1930/31) - по заказу гр. А. П. Бестужева-Рюмина. В память коронации Екатерины II по ее заказу Б. были построены церкви во имя святых Кира и Иоанна на Солянке (1765-1768) (в 1874 была передана для подворья Сербской Православной Церкви, разобрана в 1934) и вмц. Екатерины на Всполье (на Ордынке; 1763 проект, 1766-1775), ставшая центром Екатерининской слободы. Для храмовой иконы вмц. Екатерины императрица пожертвовала драгоценную ризу со своим вензелем. Иконы для иконостаса были написаны художниками Д. Г. Левицким и В. И. Василевским. Отличительной чертой церковных построек Б. было центричное крестообразное в плане пространство, перекрытое куполом с люкарнами и главкой на восьмигранном барабане, с трапезой и колокольней. Скромному внутреннему убранству отвечал сдержанный барочный декор снаружи. Б. участвовал в создании гражданских построек: дворца в Братовщине, Анненгофа, Воспитательного дома на Москворецкой набережной (1763-1770) и др. Под рук. Б. в Кускове был построен дворец, при его участии - павильон «Эрмитаж», в усадьбе Вороново - «Голландский дом», типичное для романтического направления архитектуры классицизма двухэтажное сооружение у пруда, стилизованное под голл. национальное зодчество (60-е гг. XVIII в.). Лит.: Крашенинников А. Ф. К. Бланк (1728-1793)//Зодчие Москвы, XV-XIX вв. М., 1981. С. 147-152; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 223-225; То же. Замоскворечье. М., 1994. С. 201-202; Романюк С. К. Москва: Утраты. М., 1992. С. 92-93, 162-164; Заушкевич Г. В. Бланк К. И.//История рус. архитектуры. СПб., 1994. С. 565. Ю. Р. Савельев Рубрики: Ключевые слова: АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)

http://pravenc.ru/text/149373.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010