Но Платон, как видно из многих его замечаний, любивший эту науку, в следующем же году расширил ее преподавание; он приказал начальству семинарии учредить отдельный класс всеобщей истории, на который бы собирались по своему желанию ученики из богословия, философы и риторики, а в синтаксии оставить только краткой священной истории. Желавших слушать исторические лекции на первый раз оказалось 3 из богословия, 5 из философии и 5 из риторики; но Платон написал на списке : «прибавить учеников в рассуждении пользы сие науки» и прибавлено было еще 5 человек 218 . Историю поручено было читать учителю риторики. За руководство принята универсальная история профессора московского университета Дилтея (первыя основания универсальной истории 3 части), взятая из Гейнекция и доведенная до Августа. В 1770 году Платон повторил свои требования относительно изучения истории и писал начальству семинарии: «напоминается, чтобы прилежное тщание иметь, дабы ученики учены были и успевали, особливо в риторике, истории церковной и гражданской и географии: сие бо наипаче человека просвещенным делает». В тоже время предписал, чтоб ректор «повторительно прошел с своими учениками историю церковную » 219 . Отзывы наставников за 1772 год показывают, что в этом году всеобщую историю для учеников философии читал в свободные часы префект по руководству Лакроца (краткая всеобщая история пересмотренная и умноженная Формсем с прибавлением вкратце российской, шведской, датской и голштинской. Спб. 1761 г. 2-е изд. 1766.), между тем в тоже время и в риторике преподавалась история священная и гражданская. Учебные книги непрестанно изменялись: в 1775 году история всеобщая читалась по Голбергу, и при этом объясняема была древняя география. В 1786 году курс истории читал учитель высшего класса Стефан Глоголевский, который начал свои чтения с введения в историю, рассмотрел мнения новейших филосовов о системе Мира, о потопе и произведенных им переворотах на нашей планете, и наконец сказав о разделении народов, обратился к истории народа еврейского 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Порошин вел дневник с 1 сентября 1764 года по январь 1766 года – драгоценный и притом единственный материал для знакомства с отроческими годами цесаревича. Физику и астрономию преподавал Франц Иванович Эпинус, бывший профессор астрономии Берлинской академии. В 1756 году он переехал в Петербург, где был членом Академии и профессором высшей математики и физики. Учителем рисования с 1761 года был Андрей Ангилеевич Греков – в прошлом учитель при гимназии. Как художник он ничем себя не проявил и состоял при Павле, кажется, не столько в качестве учителя, сколько в роли шутника. Он рассказывал великому князю побасенки, и часто наследник призывал его быть участником в своих играх и забавах. Остальные учителя – балетмейстер Гранже, учитель фехтования Тремундо, капельмейстер Манфредини, актер Бомон, обучавшие великого князя танцам, фехтованию, музыке и декламации, на воспитание его не оказывали никакого влияния. По мысли государыни и графа Панина, воспитательными средствами при обучении наследника должны были служить также чтение и театр. С этой целью в 1764 году Екатерина II приобрела библиотеку русского посланника в Дании барона И. А. Корфа, состоявшую из 36000 томов. Пополнялась библиотека и за счет дарения книг авторами – русскими поэтами и писателями. Чаще всего чтение было «ознакомительное», когда книга бегло просматривалась либо прочитывались некоторые ее главы. Павлу Петровичу позволяли читать все, что попадалось под руку. Регулярно покупались для него комедии и великое множество опер, так что наследник мог вдоволь разучивать и распевать французские куплеты. Н. И. Панин говорил о комических операх: – Надобно бы их поболее печатать и продавать, чтобы зрителям было вдвое больше от того удовольствия, потому что вся красота их состоит в шутках и замысловатых песенках, в которые, вовсе не читавши прежде, во время представления вслушаться трудно. Книги выбирались до того неудачно, что иногда сам Павел Петрович просил прекратить чтение. Разумеется, на первом плане стояло чтение Вольтера, Монтескье, Руссо.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Таковы, например: 1) Contra haereses.4,11,3: «Alius vero quidam, qui et clarus est magister ipsorum...» (в латинском переводе) 1757 и у Тертуллиана : «Accipe alia ingenia circulatoria insignioris apud eos magistri, qui...»; 1758 когда греческое имя πιφανς ( διδσκαλος) переводится неправильно в обоих текстах: «clarus» и «insignioris». Или: 2) Contra haereses. 1,2, 3. Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «[Primo quidern con-tristari propter incon-summationem gene-rationes] metuere post-remo, ne finis quoque insisteret». 1759 «Primo quidem contri-statam propter incon-summationem generationis: post deinde timuisse, ne hoc ipsum finem habeat». 1760 " Πρτον μν λυπηθναι δι τ τελς τς γεν σεως, πειτα φοβηθναι μηδ ατ τ ε ναι τε λεως χειν». Или: 3) Contra haereses. I, 5, 2 – и Adversus Valent. Cap. XX, где у Тертуллиана 1761 и в латинском переводе стоит «archangelum» – в то время как в греческом подлиннике у Епифания « γγελον». 1762 Или: 4) Contra haereses. 1,2,4 ­­ Adversus Valent. Cap. X. Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «Enthymesin vero ejus et illam appendicem Passionem ab Horo relegatam et crucifi-xam...». 1763 «Separata enim inten-tione ab ea cum appen-dice passione ipsam quidem intra Pleroma perseverasse; concupis-centiam vero ejus cum passione ab Horo sepa-ratam et crucifixam». « Χωρισθεσης γρ τς νθυμσεως π ατς σν τ πιγινομν π θει, ατν μν ντς Πλη ρματος ε ναι; τν δ νθμησιν ατς σν τ πθειπο το ρου φο– ρισθναι κα ποστε– ρηθναι». 1764 5) Или: Contra haereses. 1,2,2 ­­ Advers. Valerit. Cap. IX Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «Aeon (viderit soloecismus, Sophia enim nomien est)... prorum-pit in patrem inquirere, et genus contrahit vitii, quod exorsum quidem fuerat in allis aliis qui circa Nun, in hunc autem, id est in Sophiam, derivarat (ut solent vitia in corpore alibi connata in aliud membrum perniciem suam efflare)» 1765 «Praesiliit... Aeon, hoc est Sophia, et passa est passionem... quae exorsa quidem fuerat in iis, qui sunt erga Nun et Alethiam derivavit autem in hunc Aeonem, id est Sophiam...». " Προλατο... Αν, του– τστιν Σοφα, κα πα θε πθος... νρξα– το μν ν τος περ τν Νον κα λθειαν, πσκηψε δ ες το τον...». 1766

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Академия выступила инициатором издания ряда теоретических трудов. Хосе Кастаньеда перевел на испанский язык (1761) издание Витрувия в редакции Клода Перро (1673), причем на обложку вместо изображения Лувра был помещен Эскориал. Диего де Вильянуэва написал «Собрание различных критических сочинений обо всех частях архитектуры» (1766), в к-ром изложил, в частности, идеи аббата М. А. Ложье и Ф. Альгаротти. Хосе Эрмосилья опубликовал ряд изданий, посвященных Эскориалу и дворцу Карла V в Гранаде. Т. о., сразу наметилась ориентация испан. неоклассицизма не только на франц. образцы, но и на национальное наследие Ренессанса, в первую очередь на архитектуру эрререско. Так, в мон-ре августинцев-филиппинцев в Вальядолиде (1759-1930, В. Родригес) барочный монументальный ротондальный храм получил растянутый вдоль улицы плоскостный 2-башенный фасад, напоминающий фасад Эскориала с его центральным портиком и боковыми башнями. В др. произведениях раннего неоклассицизма отразилось скорее франц. влияние, напр. в зап. фасаде собора Санта-Мария-ла-Реаль в Памплоне (пров. Наварра, 1783-1800) с его 4-колонным портиком и не лишенными барочных реминесценций башнями. Крупнейший мастер испан. неоклассицизма Хуан де Вильянуэва, близкий к палладианской линии, автор зданий Музея Прадо (1785-1830) и Королевской обсерватории (1790-1808) в Мадриде, почти не проявил себя в церковной сфере, создав лишь небольшой ораторий Кабальеро-де-Грасия в Мадриде (1782-1795). История И. 1-й пол. XIX в., изобиловавшая войнами и революциями, не способствовала строительству, и потому церковная архитектура неоклассицизма практически не получила дальнейшего развития. Стоит отметить лишь произведения Сильвестре Переса Мартинеса, ученика Родригеса, теоретика палладианства, близкого к итал. постнаполеоновскому неоклассицизму,- неосуществленный проект церкви в Мугардосе (пров. А-Корунья, 1804) и храмы Нуэстра-Сеньора-де-Асунсьон в Мотрико (пров. Гипускоа, 1798-1843) и Бермео (1823-1858, пров. Бискайя). Епископский дворец в Асторге.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1759 . Конечно, такое „требование (восточных) было (для св. Кирилла) неприятно и тяжело 1760 ; он был сильно опечален таким ожесточенным настроением восточных 1761 и не мог согласиться на такие условия, потому что это значило бы зачеркнуть все, сделанное им и Эфесским собором против ереси Нестория. Если бы св. Кирилл был таким гордым и самолюбивым человеком, каким его изображают некоторые историки, то несомненно он даже не отвечал бы на такое дерзкое предложение восточных. Но св. Кирилл не таков был. Он скорбел об ожесточении восточных и всеми силами искал их воссоединения. Он прежде всего убедил Аристолая в невозможности исполнения условий восточных. „Как я, говорил он ему, заключу с ними мир и разрушу постановления собора“? Аристолай, хотя и настаивал на выполнении воли императора, 1762 но утешил св. Кирилла, клириков александрийских и епископов всего Египта, 1763 уничтожив то, что было для них обидным и согласившись на предложенный св. Кириллом условия примирения с восточными. 1764 И вот, св. Кириллом составлено было в ответ Акакию Верийскому довольно обширное 1765 послание. 1766 Высказав сочувствие заботам Акакия о примирении, он скорбит, что восточные только громко кричат о желании примириться, на самом же деле препятствуют примирению, коль скоро требуют, чтобы он отказался от всего, написанного им против Нестория, и ограничился одним никейским символом. Против последнего он ничего не имеет, но заявляет, что против Нестория он писал, будучи вынужден его гнусными речами против Христа. Св. Кирилл далее удивляется, как те, которые императором обязаны осудить Нестория и анафематствовать его скверные догматы, могут требовать уничтожения написанного против этих догматов „Ведь если написанное (нами) против Нестория или против превратных его догматов неправо, в таком случае, говорит св. Кирилл, он низложен без всякого основания. Даже больше того это будет. Значит, что он мыслил правильно, а мы заблуждались, не соглашаясь с ним. Ты понимаешь, что они требуют дела невозможного“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В Петровском-Разумовском на так называемых «выселках» проживал на нанятой 1761 даче в 1881 г. 1762 некоторый отставной присяжный поверенный, который часто ездил в Москву и, проезжая мимо дачи Н(икиты) П(етрович)а, любовался ею, 1763 и частенько говаривал жене своей: «Вот бы нам иметь такую дачку». – «Друг мой, – замечала на это жена, – ты очень завистлив. Мало ли чего хочется, да карман не позволяет. Ты раньше все бредил Монте-Карло, а теперь дачей Гилярова. Дача Гилярова стоит тысяч сто, а у нас всего 30 тысяч, да продаст ли он ее – это еще 1764 вопрос. Вообще всё это глупости». У упомянутого человека (назовем его N) был некий 1765 приятель, занимающийся маклерством, человек очень пронырливый. Однажды N высказал свое вожделение насчет дачи Гилярова. – «Мне до страсти хочется иметь такую дачу на собственной земле, как гиляровская. Пронюхай, голубчик, не продаст ли он ее, узнай цену. Ты на все руки мастер, а за услугу будет «калым " ». – «Я все могу сделать». Комиссионер 1766 взялся за дело энергично; пронюхал о плохих денежных делах Н(икиты) П(етровича), 1767 познакомиться с Н(икитой) П(етровичем) решил 1768 посредством сотрудничества в газете. Была написана статейка об адвокатуре, отнесена в редакцию и лично вручена секретарю; с секретарем комиссионер (два сапога пара) быстро познакомился и довольно коротко; узнал, что Н(икита) П(етрович) ищет денег и не против занять деньги под дачу, разузнал о делах Н(икиты) П(етровича) 1769 все подробности. Через секретаря комиссионер 1770 добился свидания с Н(икитой) П(етровичем), результатом коего 1771 был залог дачи за 25 000 р(ублей). «Обстроив дела» в какую-нибудь неделю, 1772 комиссионер полетел к N на дачу, ожидавшему дельца с нетерпением: «Дела наши, 1773 батенька, дрянь: дачи тебе не видать, как своей спины. Гиляров, как я наверное 1774 узнал, нуждается в деньгах; прослышал, однако, что под дачу некий господин не прочь дать 70 000 р(ублей)». – «Друг мой, как же быть?» – «Я сделал то, о чем ты меня просил, потратил последние гроши на «подмазку», угощение, а от тебя, вижу, будет шиш. Делай как знаешь, ты не дурак». – «Пощади!» – «Если дашь сейчас 500 р(ублей), а потом еще 500 р(ублей), то…» – «Дам, дам, дам». Получив 500 р(ублей), ловкач сказал: «Теперь ты станешь между двумя зеркалами и увидишь свою спину. Поедем к Тестову, я там расскажу все подробно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1767 В 1766 г. соответствующее решение было принято, однако, похоже, так и не приведено в исполнение в связи с переездом Синода из Москвы в Петербург и последующей бюрократической неразберихой. 1768 Самым поразительным в дальнейшей истории антиохийско-российских отношений выглядит прекращение обращений за милостыней патриархов, правивших после Сильвестра. Только в мае 1792 г., почти через 30 лет, патриарх Анфимий писал русскому представителю в Константинополе, что его престол не получал милостыни с 1763 г., «то за бытием сих [жалованных] грамот в Антиохии, то за другими обстоятельствами», 1769 и просил об оказании помощи. Патриарх получил искомую милостыню только в 1800 г., когда Коллегия Иностранных Дел передала по его доверенности двум греческим купцам около 3900 руб., «набежавших» с 1761 г. 1770 Такие же необъяснимые паузы 1771 наблюдаются в контактах с Иерусалимским престолом. Целых 30 лет прошло после миссии Агапия, прежде чем в 1776 г. с просьбой о милостыне в Св. Синод обратился патриарх Авраамий. Было решено передать ему через русского представителя в Стамбуле 2800 руб. из средств «палестинских штатов». Шесть лет спустя патриарх написал, что денег этих так и не получил. Как выяснилось, их употребили на другие нужды в Московской конторе Иностранных дел, что породило продолжительную переписку между Коллегией Иностранных Дел и Св. Синодом. 1772 В русско-палестинских отношениях снова повисла долгая пауза. В следующий раз иерусалимский патриарх обратился за помощью в Св. Синод только в 1815 г. На тот момент в Государственном казначействе хранилось более 90 тыс. руб., не востребованных с 1780 г. различными получателями милостыни по «палестинским штатам». 1773 Иссякающий поток официальной финансовой помощи отчасти компенсировался разрешением старцам иерусалимского патриарха собирать милостыню в тех или иных епархиях, как правило на Украине. Подобные же разрешения давались монахам Синайской обители, приезжавшим в Россию в 1723, 1735, 1745 и последующих годах. Помимо выплат по «палестинским штатам» (из расчета 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акакий и Георгий – не лаодикийский 1758 , но скорее александрийский 1759 были выдающимися из всех епископов, принимавших участие в этом состязании 1760 . Проповедь Мелетия имела место 1761 и, возможно, состоялась в присутствии императора 1762 после других проповедей на тот же текст 1763 . Также достоверно известно, что тяготевшие к Мелетию антиохийцы уже в 362 году ко времени александрийского собора могли в основе мыслить православно. Несмотря однако на все это, по мнению Лоофса 1764 , суждение большинства (πλεονες) Епифания и историков V века об этой проповеди Мелетия, которая на самом деле могла быть его первой проповедью в Антиохии, совершенно несостоятельно, и связь между смещением Мелетия и этим гомилетическим произведением его должна быть признана ничем иным, как вымыслом. Уже то обстоятельство, что Златоуст совершенно умалчивает об этой славной проповеди, служит в пользу изложенной нами гипотезы. Затем заслуживает внимания, что Сократ 1765 , сообщая о первых проповедях Мелетия прямо говорит, что в них он «предлагал слушателям только нравственное учение» 1766 . Наконец в пользу той же гипотезы говорит неблагоприятное для Мелетия православное предание о начале его деятельности. Решающим фактором, говорит Лоофс, является сама проповедь . Правда, она не арианская: создание (κτισε) для проповедника не стоит в противоречии с рождением (γννησε), которое для Сына является единственного рода началом, так как только оно (против Маркелла) обеспечивает Ипостазическую самостоятельность Сына 1767 . Хотя выражения этого рода и совпадают с омойузианскими воззрениями 1768 , тем не менее эта проповедь, не говоря уже об омоузии, даже не омойузианская 1769 . В ней нет ни слова ни о предвечном рождении, ни о подобосущии или единосущии. Со своим вступительным указанием на «мир», со своим заключительным увещанием о прекращении всяких споров, со своим двукратным употреблением голого (μοιος) 1770 и своим трехкратным объяснением, что данные христологические формулы «достаточны» 1771 , она вполне соответствует тому, что должно ожидать от омейского придворного епископа, который не был скрытым арианином 1772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1754 Встречается этот мотив, как символический, и в позднейшем иудаизме, где, напр., в молитвах судного дня призыв «научить нас каяться, как прозелиты, сочетается с надеждой стать вновь, как прозелиты, невинными, подобными невестам» (Шмаина-Великанова. Книга Руфи как символическая повесть. С. 206). Определение «прозелиты – девы» в мидраше Тахнума на кн. Бытия (см. там же), возможно, является отголоском толкования Песн 1:3 «девицы () возлюбили тебя». 1758 При этом отмечается, что у раввинов «умирающий помазанник никогда, ни в одном тексте не представлен как сын Давидов; здесь некий мессианский образ, не имеющий ничего общего с образом Мессии – царя, сына Давида» (Куломзин Н., прот. Мессия-пророк. С. 198). 1759 Так, в документе «Устав общины» провозглашается: «Совет общины устойчив в правде для вечного насаждения, дом святыни для Израиля, основание Святого святых для Аарона... чтобы совершить искупление за землю... стена испытанная, драгоценный краеугольный камень... чертог святого святых для Аарона... [чтобы] приносить жертву приятным ароматом, и дом совершенства и истины в Израиле» (1QS VIII. 5–9). 1761 Сам по себе феномен невинных страданий, решительно бессмысленных при незнании как причины, так и итога, конечно, великой шумеро-аккадской культуре был известен. Ознакомиться с его поэтическим описанием можно на примере т.н. «Песни о невинном страдальце» в кн. Ассиро-вавилонский эпос. С. 128–130. 1763 По изд. 1979 г.: 1764 По изд. 1954 г.: 1766 Этот прием концептуально выделяется у М. Вайса, приводящего сравнение с веревкой, у которой связаны начало и конец: «...поэт, желая намекнуть на сказанное раньше, упоминает сначала последнее по времени, а потом – то, что ему предшествует» (Вайс. Библия и современное литературоведение. С. 106–107). 1767 Слав. им соотв. греч. лекционариям: τ νομα ατο, т.е. имеется в виду исчезновение имени «нечестивца» ( σεβς). Однако в древних рукописях τ νομα ατν соотв. евр. . Возможно, греч. и слав. богослужебное чтение возникло в результате гармонизации текста. Дело в том, что «нечестивцу» в евр. тексте соотв. термин , который может быть и собирательным, т.е. «погиб [всякий] нечестивый; [само] название их...» и проч. В греч. из-за буквальности пер. гармония текста оказывается несколько расстроенной, и ее-то восстанавливает ед.ч. местоимения ατο. Но можно предположить здесь и содержательную гармонизацию, так как далее в ст. 12 провозглашается: «возвестите в народах (ν τος θνεσιν, евр. ) деяния Его». Думается, что первые переводчики сознательно шли на это противоречие, потому что у пророков попеременно предсказывается то гибель язычников, то их спасение через обращение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Дунтены Шведские майоры Готгард Дунте (Dunte) и Лудвиг Дунте возведены были, при Короле Шведском Карле XI, правительственным советом Королевства Шведского (Король был в то время малолетным), в дворянское достоинство, 31 октября 1663 года, под именем: Дунтен (Dunten). Эрнест-Карл ф. Дунтен служил в российской армии генерал-поручиком, и скончался в 1780 году. Оттон-Магнус Дунтен (рождение 1722 † 1799) возведён был, 24 января 1787 года, Императором Иосифом II, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Анне-Вильгельмине ф. Бок, имел двух сыновей: 1) граф Карл-Вильгельм (рождение 1761 † 1830), от брака с Вильгельминою ф. Стааль (рождение 1771 † 1840) имел сына, графа Оттона Карловича (рождение 1800), который женат на Аделаиде-Софие де-Кегорн, имеет двух сыновей: графа Евгения Оттоновича (рождение 23 сентября 1829) и графа Павла Оттоновича (рождение 19 марта 1833), и двух дочерей: графиню Марию Оттоновну и графиню Аделаиду Оттоновну; 2) Георг–Рейнгольд (рождение 23 августа 1766 † 29 мая 1845) не имел детей от брака с графинею Наталиею Петровною Пален. Герб дворян Дунтен: щит разделён горизонтально на две половины: в верхней, в серебряном поле две красные розы; в нижней, в голубом поле, три золотые лилии. На гербе дворянский шлем; на нём покрывало серебряное, красное, золотое и голубое; из шлема выходит, в каждую сторону, по три знамя, красное, серебряное и голубое, и между ними человек держит обнаженный меч. Намет справа красный, подложенный серебром; слева голубой, подложенный золотом (см. Шведский Гербовник). Герб графов Дунтен: щит разделён перпендикулярно на две половины: правая серебряная, левая красная. В каждой половине, на зелёной траве, по одному розану и по одному тюльпану, на стеблях. Розаны и тюльпаны белые в красном поле, и красные в поле серебряном. Посреди герба восьмиугольная звезда, красная в поле серебряном и серебряная в поле красном. На щите графская корона, и на ней дворянский шлем, из коего выходят: вправо стебель с красною розою; влево стебель с розою белою, и посреди обоих стеблей семиугольная звезда, коей правая половина серебряная, а левая красная. Намет красный, подложенный серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010