1759 Же древн. и Ал. вм. поздн. убо. Все древн.: архиереи и фарисеи вм. тепер. – рее. Зогр. Юр. Добр. Тип.: собор вм. сонм др. Ал. сседалище Асс. Мир. Тип. на Иисуса согл. нек. гр. Ал. глаголаша, – неточно. человек сей – одни греч. и слав. а др. греч.: сей человек. Знамения многа – древнесл. и Ал. согл. одним, др. многа знамения, третьи греч.: многия творит знамения. Ал.: пустим. Ал. веруют вм. древн.: веру имуть. Ал. Ро(омега)меи. Ал. согл. греч. букв.: нас и место и язык. Остр. Мар. Асс.? Мир. Ник. Конст. и поздн. и теп. наш, но Гал. Зогр. опуск. 1760 Некый Остр. Гал. др. един же етер Мар. Асс. Ник. Усв. Ал.: кто но Зогр. Мир. Арх. опуск. Ал. из них – лета того. Ал. ниже пом. Зогр.: добре Ал. ползует. Мар. Конст. Ал. поздн. нам согл. одн. греч. но Асс. Остр. Зогр. Гал. Мир. Ник. вам согл. др. грел. Симон. за мир вм. люди. Ал. лета того – пророчестоова – зане – за языки. Зогр. съберет росточ. с ед. 1762 Нужно, однако заметить, что чтение Ima1a у блаж. Августина далеко не бесспорно, и некоторые ученые относят его даже к разновидности Вульгаты. 1763 Известно, что вообще много библейских выражений – особенно из Нового Завета –встречаются во французском языке, где таким образом доселе отражается понятие латинских, библейских переводов: см. L.-Cl. Fillion, Echos bibliques dans le langage franc, ais contemporain в «Revue de I’ Institut catholique de Paris» за март-апрель и май-июнь 1906 г. 1764 Ср. и Prof. W.M. Ramsay, Tarsus в «The Expositor 1906». X, р. 367, что – подобно св. Апостолу Павлу – «Tertullian was mainly influencia in devising a Latin expresson for the Greek Christian theology». 1765 Уже после написания настоящей работы появилась интересная книга Бревера (Heinrich Brewer, S.I. Kommodian von Gaza, Ein Arelatensischer Laiendichter aus der Mitte des fünften Jahrhunderts. Paderborn. 1906), относящая время жизни Коммодиана к середине V-ro века. Автор не считает одного особо необходимым торопиться с внесением выводов Бревера в свое исследование. 1766 Эта песня была в большом ходу даже в захолустных духовных училищах еще в 70-х годах XIX в., когда живы были латинские традиции, так что, напр., на актах, экзаменах и пр. некоторый формулы обращений к начальникам и наставникам произносились обязательно на латинском языке: salutamus, gratias agimus и т.п. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так в 1783 году в купеческое сословие по Тотьме был причислен государственный черносошный крестьянин Дмитрий Брагин, участник морских промыслов 1759–1762 годов в районе Алеутских островов. Приходно-расходная ведомость за 1796 год указывает, что крестьяне Михаил Малевинский и Степан Трофимов «находятца от рыльского купца и имянитого гражданина Шелехова в морском вояже» — Григорий Шелехов основал Северо-Восточную компанию, позже преобразованную в Российско-американскую, и создал первые русские поселения на североамериканском континенте. Григорий Шелихов Поэтому в Тотьме купечество росло как, пожалуй, ни в одного другом городе России. По данным ревизии за 1763 год в городе насчитывалось 199 человек мужского пола и 96 — женского, причисленного к купеческому сословию, а в 1782 году — 238 мужского и 262 женского. При этом часть местных купцов регистрировались в других городах, в первую очередь сибирских. Так, в 1764 году Иван Вахрушев записался в кяхтинское купечество, а Иван Федоров в 1777 году записан в «мещанский цех по Иркуцку». Энергии тотьмичей хватало и на Америку, и на Сибирь, и на свой родной город. 2 Мы Форт-Росс никогда не забудем Создателем Русской Америки — городов, селений, верфей, кузниц стал выходец Русского Севера, житель Каргополя Александр Баранов . А основать и возглавить самый южный ее филиал — Форт Росс, довелось тотьмичу Ивану Кускову. Русская колония в Калифорнии возникла не от хорошей жизни. Хотя Аляска была богата пушниной, а прибрежные воды — морским зверем, продовольствия не хватало категорически. Дипломат и один из руководителей Американской компании Николай Резанов приобрел судно «Юнона», велел построить судно «Авось» и отправился на юг, вдоль Американского континента. Продовольствие нашлось в Калифорнии — испанской колонии. Благодаря переговорным талантам и романтической истории с дочерью коменданта Сан-Франциско «Юнона» и «Авось» вернулись, нагруженные провизией, и накормили Русскую Америку. Однако руководство Русско-американской компании в то время, сделало ставку не на закупку провианта, а его производство. На Аляске пшеница не вызревала, поэтому и родилась идея посеять ее в Калифорнии.

http://sever.foma.ru/kak-zhiteli-russkog...

Таково, и действительно, христианское учение о сущности и значении «познания» Бога, которое обозначается обычно термином γνσις или πι’γνωσις. В высшей степени характерно и знаменательно самое филологическое значение названного термина, – вполне гармонирующее с существом обозначаемого им состояния. Корень γνο (или γνω) означает такое именно познание, которое предполагает тесную связь, взаимодействие субъекта познающего и объекта познаваемого 1759 . Отсюда понятие «познания», обозначаемое словом, произведенным от этого корня, очень родственно чувству, но оно вообще шире объемом, чем это последнее, включая в себя и момент различения одного получаемого впечатление от другого. Так как. далее, познание, обозначаемое названным термином, является результатом не одной деятельности разума, но возникает из чувства дельной человеческой личности, то оно содержит в себе и этический момент. Слова μος, γνωπι’ζειν включают в себя и момент доверия 1760 , причем у Гомера γνωτο’ς означает даже «родственник по крови» 1761 . Так. обр., γνσις означает познание в смысле именно опыта, покоящегося на восприятии впечатлений со стороны объекта познание 1762 . Отсюда из основанного на опыте познания развивается убеждение 1763 . По силе всего сказанного γνσις оказывается, следовательно, духовным и как бы моральным познанием 1764 . Итак, γνσις – не просто восприятие или знание, но такое, в котором человек, так сказать, участвует морально, – следов., знание, стоящее в непосредственной связи с его волей 1765 . Указанные, основные и наиболее характерные, черты γνσις’а рельефно выступают и в Новозаветном его употреблении. В сажом деле, если отрицательное выражение о незнании кого-либо 1766 безусловно отвергает всякую даже отдаленную связь с предметом 1767 . Поскольку в таком случае отрицается основное условие всякой связи – познание 1768 , так что выражение «не знать кого-либо» адекватно по смыслу другому: «быть вполне чуждым предмету» 1769 , не иметь к нему ровно никаких отношений, – то «познание» предмета, напротив, констатирует наличность тесной связи объекта познания с субъектом познающим 1770 . При этом – нередко – «познание» оказывает влияние на познающего в том смысле, что существенно и характерно определяет его отношение к объекту познания 1771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В католическом мире, правда, иезуиты еще с конца 16 в. встречали идейные противодействия. В конце 16 в. у них начался спор с доминиканцами по вопросу о благодати. Позднее с ними полемизировали августинцы и янсенисты. Начиная с 1743 г., казуистическая мораль иезуитов подвергалась резким нападкам со стороны некоторых итальянских доминиканцев. Многие выдающиеся кардиналы были тогда убежденными противниками иезуитов. В миссионерской работе иезуиты обострили отношения с другими миссионерами, прибегая в борьбе с ними к безнравственным приемам. Осуждались развивавшиеся торговые операции иезуитов, в которых вносился дух спекуляции. Нарастало недовольство ими. В Италии некоторые города изгнали иезуитов за их поведение. Первым католическим государством, непосредственно столкнувшимся с иезуитами, была Португалия. Вследствие договора, заключенного между Испанией и Португалией в 1750 г., некоторые округа Парагвая должны были перейти во владение последней; но местное население, под предводительством иезуитов, оказало португальским властям вооруженное сопротивление. Началось следствие. Оно еще не было закончено, как в 1758 г. было произведено покушение на португальского короля Иосифа I. Иезуитов обвинили в участии в этом преступлении и 3 сент. 1759 г. под влиянием министра Помбаля состоялся королевский эдикт, по которому орден был изгнан из пределов Португалии; члены его были посажены на суда и высажены на берег в пределах Папской области. Поводом к изгнанию иезуитов из Франции послужили их торговые операции. Патер Лавалетт, основавший в 1743 г. под видом миссии на Мартинике торговый дом, сосредоточил в своих руках всю торговлю Вестиндских остовов. Потеряв два судна с товарами, захваченных англичанами, он объявил себя в 1755 г. банкротом. Орден же, как это делалось и раньше, отрекся от него, во избежание крупных платежей пострадавшим. В Париже начался процесс, раскрывший ряд злоупотреблений ордена. Парижский парламент присудил орден к платежу долга и учредил комиссию для расследования его статуса. Комиссия парламента в 1762 г. обнародовала данные; орден признавался опасным для государства. Король Людовик XV предложил генералу ордена Риччи внести некоторые изменения в устав ордена, но получил отказ. В 1764 г. королевским декретом иезуиты были изгнаны из Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Создание многоголосных партесных партитур с использованием широкого диапазона потребовало существенного расширения возможностей хора. Для пения в хоре стали активно привлекаться мальчики с высокими голосами (пение в церкви женщин по-прежнему считалось недопустимым). Во второй половине XVII века на Руси стали создаваться певческие школы, в которых детей обучали уже по новой моде. Реформы Петра I ударили по всей русской культуре, включая церковное пение. Знаковыми событиями петровской эпохи стало переформирование двух основных хоровых коллективов: Государевых и Патриарших певчих дьяков. Государевы певчие дьяки были в 1701 году переименованы в «придворный хор», а спустя несколько лет вместе со всем двором переехали в Санкт-Петербург. Коллегия Патриарших певчих дьяков после упразднения патриаршества Петром I в 1721 году была значительно сокращена, но некоторые ее члены остались в Москве под именем «синодальных певчих». И тот и другой хоры постепенно переориентировались на партесное пение. В послепетровский период главным законодателем музыкальной моды становится Придворная певческая капелла. Партесный стиль пения в «польском» варианте, в каком его практиковали Дилецкий и другие мастера его школы, к середине XVIII века начал выходить из употребления. На смену ему пришел «итальянский» стиль – не менее далекий от традиционного для Руси знаменного пения, которое в течение XVIII века начало приходить во все больший упадок. Придворная певческая капелла становится главным проводником итальянского влияния. Среди ее руководителей – итальянцы Франческо Аррайя (с 1735 по 1759), Бальдассаре Галуппи (с 1764 по 1768) и Джузеппе Сарти (с 1784 по 1801). Руководство духовной музыкой эти композиторы совмещали с активной деятельностью в области светской музыки, написанием и постановкой опер. Во второй половине XVIII века в России трудились, преимущественно в оперной сфере, и другие итальянские маэстро, в том числе Джованни Батиста Локателли, Томмазо Траэтта, Винченцо Манфредини, Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1759 . Конечно, такое „требование (восточных) было (для св. Кирилла) неприятно и тяжело 1760 ; он был сильно опечален таким ожесточенным настроением восточных 1761 и не мог согласиться на такие условия, потому что это значило бы зачеркнуть все, сделанное им и Эфесским собором против ереси Нестория. Если бы св. Кирилл был таким гордым и самолюбивым человеком, каким его изображают некоторые историки, то несомненно он даже не отвечал бы на такое дерзкое предложение восточных. Но св. Кирилл не таков был. Он скорбел об ожесточении восточных и всеми силами искал их воссоединения. Он прежде всего убедил Аристолая в невозможности исполнения условий восточных. „Как я, говорил он ему, заключу с ними мир и разрушу постановления собора“? Аристолай, хотя и настаивал на выполнении воли императора, 1762 но утешил св. Кирилла, клириков александрийских и епископов всего Египта, 1763 уничтожив то, что было для них обидным и согласившись на предложенный св. Кириллом условия примирения с восточными. 1764 И вот, св. Кириллом составлено было в ответ Акакию Верийскому довольно обширное 1765 послание. 1766 Высказав сочувствие заботам Акакия о примирении, он скорбит, что восточные только громко кричат о желании примириться, на самом же деле препятствуют примирению, коль скоро требуют, чтобы он отказался от всего, написанного им против Нестория, и ограничился одним никейским символом. Против последнего он ничего не имеет, но заявляет, что против Нестория он писал, будучи вынужден его гнусными речами против Христа. Св. Кирилл далее удивляется, как те, которые императором обязаны осудить Нестория и анафематствовать его скверные догматы, могут требовать уничтожения написанного против этих догматов „Ведь если написанное (нами) против Нестория или против превратных его догматов неправо, в таком случае, говорит св. Кирилл, он низложен без всякого основания. Даже больше того это будет. Значит, что он мыслил правильно, а мы заблуждались, не соглашаясь с ним. Ты понимаешь, что они требуют дела невозможного“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

148. Спросил брат старца: «Что значат грехи?» Старец отвечал: «Грехи значат, когда человек свои нарушения закона считает за ничто и покушается учить других. Такому сказал Господь: Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» [ 1757 ]. 149. Говорили старцы: «Когда Моисей входил в облако, то говорил с Богом; когда же выходил из облака, то говорил с народом; так и монах, когда находится в келлии своей, то беседует с Богом; когда же выйдет из келлии, то приступают к нему демоны» [ 1758 ]. 150. Сказал старец другому старцу, имевшему любовь и занимавшемуся странноприимством как монахов, так и мирян: «Лампада светит многим, но для этого нужно, чтоб ее светильня была возжжена» [ 1759 ]. 151. Некоторый брат спросил старца: «Авва! окажи любовь, дай мне наставление, что мне собрать в юности моей, чтоб иметь в старости?» Старец отвечал: «Или приобрести Христа, и Он будет промышлять о тебе, или деньги, чтоб тебе не бедствовать от нищеты. От тебя зависит избрать или Господа Бога, или мамону» [ 1760 ]. 152. В Писании не сказано о нищем Лазаре, чтоб он имел какую-либо добродетель: видно только то, что он никогда не роптал на богача, но с благодарением носил бремя нищеты своей. За это Лазарь принят на лоно Авраама [ 1761 ]. 153. Нам не должно иметь никаких помышлений, кроме помышлений страха Божия. Если кто принужден будет озаботиться о потребностях тела, никак не должен попустить себе размышления об этом прежде времени [ 1762 ]. 154. Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании, и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему [ 1763 ]. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце, во-вторых, на лице, в-третьих, языком, в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот по крайней мере да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти, или кто требует лихвы, тот подобен диаволу [ 1764 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Гностицизм, это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с минами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о —494— классификации гностических систем. 1756 Гностических учений было множество. Древне-церковные полемисты сравнивают гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых, и говорят, что гностические системы появлялись, как грибы. 1757 Более снисходительные ко всем вообще еретикам современные ученые разнообразие гностических систем уподобляют причудливым очертаниям вечерних облаков, освещенных прощальными лучами заходящего солнца. 1758 Для нас важно отметить лишь то, что гностицизм не был простым рационализмом. 1759 Нет, это было религиозное движение, соединявшее религию и философию. Гностики с своим учением о трех родах людей были аристократами, а ведь рационализм всегда в высшей степени демократичен. Гностиков сравнивают с масонами. 1760 Они искали таинственного откровения: глубины гносиса, но их учения, открыты только тому, кто πνευματικς νϑρωπος. 1761 —495— Однако нового откровения в тесном смысле этого слова гностицизм не давал. 1762 Гностики усвоивали себе христианское откровение и себя называли истинными христианами, 1763 а отсюда спор между гностицизмом и Церковью о новозаветных книгах Священного Писания и вопрос об их толковании. Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Свящ. Писании были для гностиков тем же, чем одежды овчие для хищных волков. 1764 Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птоломея к Флоре», всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 1765 пытались составить доказательства в свою пользу не только из евангельских и апо- —496— стольских слов, но и из закона и пророков; 1766 без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гениальный Паскаль в своих «провициальных письмах» и другие приверженцы янсенизма в запальчивом споре с иезуитами беспощадно разоблачили их безнравственные и вредные правила и тенденции, и тем не мало способствовали посрамлению иезуитизма и самого папства. VII. Папство в XVIII и XIX веках Прежде всего неприязненное настроение общественного мнения выразилось против иезуитов. Их безнравственные правила и вредное влияние на народ, вх вмешательство во всевозможные интриги, заговоры, соблазнительные процессы, огромные богатства, приобретаемые нередко темными путями, постоянные противодействия всяким живым свободным стремлениям правительств и обществ – возбудили против них всеобщую ненависть. Самые правительства Европы признали нужным уничтожить этот орден. Первый пример на это подал либеральный португальский министр Номбаль, озлобленный против иезуитов постоянным противодействием их реформаторским планам его. Интригам иезуитов приписано было возмущение, произведенное в Парагвае и покушение на жизнь короля Иосифа Еммануила; на этом основании 1759 г. издан был указ об изгнании иезуитов из Португалии. Папа Климент XIII издал буллу в защиту иезуитов; но Португальский министр запретил обнародовать буллу, прервал всякие сношения с Римским двором, выслал папского нунция за границу, и за тем приказал посадить всех находившихся в Португалии иезуитов на суда и переправить к папе в Италию. Примеру португальского последовали и другие правительства: французский король соглашался оставить иезуитов в своей стране под условием преобразования ордена. Но гордый генерал иезуитов Риччи отвечал: «пусть они остаются, каковы теперь, или пусть их вовсе не будет (Sint, ut sunt, aut non sint.)». По этому и из Франции их изгнали в 1764 г. Также из Испании, Неаполя, Пармы. Наконец новый папа Климент XIV (Ганганелли), избранный враждебною иезуитам партиею в 1773 году издал буллу о совершенном уничтожении иезуитского ордена, состоявшего тогда официально из 22000 человек (после этого не прошло года и папа был отравлен ). С тех пор иезуиты официально перестали существовать во всех католическим государствах Европы, хотя тайно продолжали существовать и вести свои интриги; только в схизматических государствах либерального Фридриха II прусского и императрицы русской Екатерины II им позволено было существовать законным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

1754 Встречается этот мотив, как символический, и в позднейшем иудаизме, где, напр., в молитвах судного дня призыв «научить нас каяться, как прозелиты, сочетается с надеждой стать вновь, как прозелиты, невинными, подобными невестам» (Шмаина-Великанова. Книга Руфи как символическая повесть. С. 206). Определение «прозелиты – девы» в мидраше Тахнума на кн. Бытия (см. там же), возможно, является отголоском толкования Песн 1:3 «девицы () возлюбили тебя». 1758 При этом отмечается, что у раввинов «умирающий помазанник никогда, ни в одном тексте не представлен как сын Давидов; здесь некий мессианский образ, не имеющий ничего общего с образом Мессии – царя, сына Давида» (Куломзин Н., прот. Мессия-пророк. С. 198). 1759 Так, в документе «Устав общины» провозглашается: «Совет общины устойчив в правде для вечного насаждения, дом святыни для Израиля, основание Святого святых для Аарона... чтобы совершить искупление за землю... стена испытанная, драгоценный краеугольный камень... чертог святого святых для Аарона... [чтобы] приносить жертву приятным ароматом, и дом совершенства и истины в Израиле» (1QS VIII. 5–9). 1761 Сам по себе феномен невинных страданий, решительно бессмысленных при незнании как причины, так и итога, конечно, великой шумеро-аккадской культуре был известен. Ознакомиться с его поэтическим описанием можно на примере т.н. «Песни о невинном страдальце» в кн. Ассиро-вавилонский эпос. С. 128–130. 1763 По изд. 1979 г.: 1764 По изд. 1954 г.: 1766 Этот прием концептуально выделяется у М. Вайса, приводящего сравнение с веревкой, у которой связаны начало и конец: «...поэт, желая намекнуть на сказанное раньше, упоминает сначала последнее по времени, а потом – то, что ему предшествует» (Вайс. Библия и современное литературоведение. С. 106–107). 1767 Слав. им єг соотв. греч. лекционариям: τ νομα ατο, т.е. имеется в виду исчезновение имени «нечестивца» ( σεβς). Однако в древних рукописях τ νομα ατν соотв. евр. . Возможно, греч. и слав. богослужебное чтение возникло в результате гармонизации текста. Дело в том, что «нечестивцу» в евр. тексте соотв. термин , который может быть и собирательным, т.е. «погиб [всякий] нечестивый; [само] название их...» и проч. В греч. из-за буквальности пер. гармония текста оказывается несколько расстроенной, и ее-то восстанавливает ед.ч. местоимения ατο. Но можно предположить здесь и содержательную гармонизацию, так как далее в ст. 12 провозглашается: «возвестите в народах (ν τος θνεσιν, евр. ) деяния Его». Думается, что первые переводчики сознательно шли на это противоречие, потому что у пророков попеременно предсказывается то гибель язычников, то их спасение через обращение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010