Только в 1756 году отправлен был в Пекин советник Братищев; по возвращении его в сентябре 1758 года коллегия Иностранных дел представила в Сенат, что китайский двор отказал в позволении русским судам плавать по Амуру и в грамоте китайского трибунала от 23 сентября 1757 года написано, что богдыхан указал следующее: «У нас от века того не бывало, чтоб России позволено было в какое-нибудь место провозить свой хлеб рекою Амуром, чего и ныне никоим образом позволить нельзя». В журнале бытности в Пекине Братищева показано, по разведыванию находящегося при нем секунд-майора Якоби, что богдыхан, рассмотря русскую грамоту, в которой заключалась просьба о пропуске русских судов по Амуру, сказал: «Хитрая Россия просит с почтением, да притом и объявляет, что уже для того плавания и суда приказано готовить, чем дают знать, что, и не получа позволения, могут сами идти». В 1764 году Сенат возобновил дело, и по его требованию коллегия Иностранных дел донесла: «Как ни уверена она в необходимости и пользе того, чтоб русские суда рекою Амуром ходили свободно, но по известному упорству в том китайского двора не находит теперь способов возобновить свои домогательства». От далеких берегов Амура внимание отвлекалось событиями, происходившими на берегах Вислы. Выборы польского короля должны были иметь решительное влияние на определение отношений императрицы к ее главным советникам по иностранным делам – Бестужеву-Рюмину и Панину. Бестужев проигрывал в доверии Екатерины, твердя, что надобно оставить польский престол в саксонской династии; Панин выигрывал тем, что вполне согласовался с желаниями императрицы. Донесение Кейзерлинга о противодействии Бестужева видам Екатерины окончательно убило кредит «батюшки Алексея Петровича», который с этих пор не участвует больше в делах до самой смерти своей, последовавшей 10 апреля 1766 года. Панин один ведет иностранные дела, хотя и без канцлерского титула. От 24 декабря 1763 года Кейзерлинг и Репнин передали императрице требования ее кандидата на польский престол графа Понятовского: 1) будущему королю определить ежегодные субсидии и притом гарантировать ему прочность престола; 2) полки гвардии и несколько легких войск должны состоять в непосредственной команде короля, а не гетмана, как было до сих пор; 3) власть королевская в раздаче чинов и награждений по-прежнему должна остаться неотменною.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1738 Ср.: Лк. 14:24. 1739 Ср.: Ис. 1:8. 1740 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Что при перечислении этих событий, соответствующих установлениям и предсказаниям Творца,. 1741 Конъектура Кройманна. В рукописи: «для того». 1742 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1743 Ср.: Лк. 15:4,8. 1744 Ср:.Лк. 15:5—7,9—10. Любопытно обращение Тертуллиана к притче о потерянной овце в «Скорпиаке»: «Заранее видел Бог слабости человеческой природы, козни противника, обманчивость вещей, сети века, а также опасности, которым вере предстоит подвергнуться после крещения, и очень многих, снова идущих к гибели после спасения, замаравших брачную одежду (ср.: Мф. 22:1—14), не запасшихся маслом для светильников (ср.: Мф. 25:1—13), которых нужно искать по горам и лесистым ущельям и на плечах относить назад (qui requirendi per monies et saltus, et humeris essent reportandi)» 8 1745 Ср.: Иез. 33:11. 1746 Игра слов: alterum offendi alterum defendi. 1747 Ср.: Лк. 16:13. 1748 Ср.: Лк. 16:1—7. 1749 См.: Лк. 16:9. 1750 Ср.: Лк. 16:14. 1751 См.: Л к. 16:13. 1752 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не должен». 1753 Т. е. с богом Маркиона. 1754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «соединивший ее в своей речи с богом, умолчал об их Господе». 1755 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о Творце». 1756 Nominaturus et creatorem, si alius esset ipse. Холмес переводит эти слова так: «Не would have been sure to mention the Creator if He were Himself a rival to Him». 1757 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1758 Вставка Кройманна. 1759 См.: Лк. 16:11. 1760 См.: Лк. 16:12. Изменение евангельского текста произведено Мар-кионом. 1761 Т. е. . Ср.: Лк. 16:11. 1762 Ср.: Лк. 16:12. 1763 Исправление Кройманна. В рукописи: «иным». 1764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сделал бы различие и другим богом». 1765 По мнению Кройманна, эта часть текста испорчена. 1766 Ср.: Лк. 16:15. 1767 См.: Лк. 16:15. 1768 Ср.: Притч. 20:27. 1769 Ср.: Пс. 7:10; Иер. 11:20; Откр. 2:23. 1770 См.: Лк. 16:15. 1771 См.: Ис. 2:12. 1772 См.: Лк. 16:16. 1773

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Гностицизм, это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с минами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о —494— классификации гностических систем. 1756 Гностических учений было множество. Древне-церковные полемисты сравнивают гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых, и говорят, что гностические системы появлялись, как грибы. 1757 Более снисходительные ко всем вообще еретикам современные ученые разнообразие гностических систем уподобляют причудливым очертаниям вечерних облаков, освещенных прощальными лучами заходящего солнца. 1758 Для нас важно отметить лишь то, что гностицизм не был простым рационализмом. 1759 Нет, это было религиозное движение, соединявшее религию и философию. Гностики с своим учением о трех родах людей были аристократами, а ведь рационализм всегда в высшей степени демократичен. Гностиков сравнивают с масонами. 1760 Они искали таинственного откровения: глубины гносиса, но их учения, открыты только тому, кто πνευματικς νϑρωπος. 1761 —495— Однако нового откровения в тесном смысле этого слова гностицизм не давал. 1762 Гностики усвоивали себе христианское откровение и себя называли истинными христианами, 1763 а отсюда спор между гностицизмом и Церковью о новозаветных книгах Священного Писания и вопрос об их толковании. Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Свящ. Писании были для гностиков тем же, чем одежды овчие для хищных волков. 1764 Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птоломея к Флоре», всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 1765 пытались составить доказательства в свою пользу не только из евангельских и апо- —496— стольских слов, но и из закона и пророков; 1766 без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостола 1754 . От Птолемаиды дорога, направлялась в том же при­брежном направлении к северу, к Тиру. Тут, до бли­жайшего на этом пути мыса, заполненного довольно вы­соким горным отрогом 1755 , простирается довольно ши­рокая равнина, у Кармила соединяющаяся с долиной Ездрилонской. Ее Иосиф Флавий называет μγα πεδον и опре­деляет такими цифрами, считая расстояние от Птолемаиды: —173— до замыкающих ее с востока гор Галлилейских – 60 стадий, до Кармила и до начала Ездрилонской долины – 120 стадий, и до горы, возвышающейся на указанном мысе – 100 стадий 1756 . Эта долина была очень живописна: так как ее поверхность волниста 1757 , то глазу путеше­ственника она казалась живым волнующимся морем зе­лени, на котором возвышались, будто острова, высокие купы маслины, апельсин, лавров и кипарисов 1758 , на­право поднимались террасами Галлилейские горы, а на се­вере виднелась белая вершина мелового отрога на мысе 1759 . От Птолемаиды дорога шла параллельно с водопро­водами, которые снабжали город хорошею водою из бли­жайшего источника 1760 . Чрез три часа, от Птолемаиды и чрез два от источника, свв. путники должны были проходить один приморский город, помещавшийся на не­высоком холме, Экдиппу (Ecdippa) 1761 . Он был очень древ­него происхождения и существовал еще во времена Иисуса На­вина, хотя и под другим названием: Ахзив (, Κεζβ, κζβ, Achzib) 1762 ; при разделе земли обетованной он достался в удел колену Асирову 1763 ; впрочем его жители не были изгнаны евреями 1764 : вероятно, он был довольно укрепленным городом. Впоследствии его имя переменилось; и Иосиф Флавий 1765 , и Плиний 1766 , Птоло- —174— мей 1767 знают этот город под именем Экдиппы 1768 . Судя по тем остаткам, которые сохраняются доселе на месте этого города 1769 , нужно полагать, что он был довольно богатым и красивым 1770 . Быть может, от самой Птолемаиды, но от Экдиппы – несомненно, шла мощеная римская дорога 1771 и направ­лялась к известной Тирской лестнице (Scala Tyriorom, Κλμαξ Τυρων) 1772 . Это был довольно высокий горный хребет 1773 , как бы неожиданно вторгавшийся в долину и преграждавший путь. Как показывает самое его на­звание, он представлял из себя трудный переход из равнины к окрестным тирским возвышенностям; с вершины этой скалы открывается красивый вид на окрест­ности: особенно хорош был видь на близ лежащие Ли­ванские горы 1774 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили : Принять к исполнению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «13 февр. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 11 февраля за 1758: —47— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 20 Января 1915 г. за 290, журнал Комитета, 30, о замещении должности законоучителя и инспектора классов Тверского епархиального женского училища. Приказали; Согласно ходатайству IIpeocbящehhoro Тверского и заключение Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: на должность законоучителя и инспектора классов Тверского епархиального женского училища назначить кандидата богословия Императорской Московской духовной академии священника Александра Левковского; о чем уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Тверского указами». Определили: Принять к сведению. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «6 марта 1915. В Совет Академии – для руководства» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 27 февраля за 2532: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 20 Февраля 1915 г. за 1766, препровожденный Управляющим делами Совета Министров, действительным статским советником Лодыженским, при отношении от 17 того же Февраля за 1631, в копии Высочайше утвержденный 14 Февраля 1915 г. особый журнал Совета Министров 31 Января 1915 г., в коем изложено следующее постановление Совета Министров: 1) «на основании статьи 61 6 – Устава о Воинской Повинности (Св. Зак., т. IV, по Прод. 1912 г.), предоставить Военному Министру право привлечь в войска, в 1915 году, молодых людей, пользующихся отсрочками для окончания курса высших учебных заведений; и 2) на основании статьи 87 Основных Государственных Законов (Св. Зак., т. I, ч. I, изд. 1906 г.), распространить на воспитанников высших учебных заведений, пользующихся отсрочками для окончания курса и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Платона должно дать почву для научного построения полной биографии знаменитого иерарха, освещающей все стороны его могучей пастырской личности. Столетняя годовщина со дня кончины м. Платона должна быть ознаменована, прежде всего, трудами в этом направлении, попытками воссоздать доселе не вполне выяснившиеся, или, по крайней мере, оживить в общественном сознании полузабытые черты исторического облика великого иерарха. Самый день кончины м. Платона следовало бы ознаменовать торжественным поминовением и. Платона, по примеру недавнего торжества в память патр. Гермогена... Центром торжеств безусловно должна быть Троице-Сергиева Лавра с исторически связанными с ней учреждениями: Вифанским монастырем, Московской Духовной Академией и Вифанской Семинарией. С Троицкой Лаврой связана вся жизнь м. Платона. Вступив в нее 21 года жизни, около 18 июля 1758 года 1667 , в качестве учителя риторики Троицкой Семинарии, он в —219— том же году 14 августа принимает в ней пострижение в монашество и затем исправляет должность перводиакона 1668 ; через год (1759) становится префектом семинарии и учителем философии, и первым соборным иеромонахом 1669 , в 1761 году – ректором семинарии, в 1763 – наместником Лавры; наконец, с июля 1766 года 1670 и до конца жизни, в продолжении почти пятидесяти лет, ее архимандритом. «По самую смерть не было для него милее и любезнее во всем свете места паче Лавры» 1671 . Сюда он всегда стремился душой и среди шумного блеска придворной жизни, и среди скорбей и тревог епархиального управления, и со слезами отсюда выезжал, отправляясь время от времени, в северную столицу 1672 . Здесь провел он преимущественно последние два десятка лет своей жизни 1673 , и здесь совершен над ним чин погребения. Здесь все носит следы его забот и трудов, начиная от вековой святыни русского народа – Троицкого Собора, с мощами великого печальника русской земли, и кончая мелкими пристройками 1674 , – от главнейших начал ее жизненного строя и до отдельных обычаев и порядков 1675 . Печать могучего духа незабвенного иерарха лежит здесь на всем вместе с печатью духа его великого ученика – митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1743. См.: Еккл.1:2: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! 1744. Рукописи сохранили и название Песнь песней, и Песни песней. 1745. Ср.: 1Ин.4:17. 1746. Водоем больше, т. е. шире колодца. 1747. «Под солнцем» (sole) — рефрен, который часто встречается в Книге Екклесиаста. Если богатство дано, то одно дар Бога (Екк.5:18). 1748. См.: 1Тим.6:17–18. 1749. См.: 1Кор.13:13. 1750. См.: Песн.4:15. 1751. См.: Ин.4:7 и след. Такую же этимологию слова «самарянка» свт. Амвросий приводит в exp. Luc. 7. 74; exp. ps. 118, 21. 5: paenit. 1. 11. 51. Слово «Самария» — от евр. Шомром — сторожевая крепость (см.: Origenes. comm, in Ioh. 20. 35. 310). 1752. См.: Притч.22:20: И ты трижды запиши это на широту сердца твоего для себя в совет и знание. 1753. См.: Гал.6:14. 1754. См.: Ин.15:1. 1755. См.: Мал.4:2. 1756. См.: Песн.2:5, 5:8. См. выше 3. 8. 1757. См.: Песн.2:7, 3:5, 8:4. См. также: inst. u. 17. 111; ехн. u. 9. 60. 1758. Морескини пишет, что такое истолкование свт. Амвросий, возможно, взял из не дошедшего до нас сочинения св. Ипполита Римского, о комментариях которого на Песнь песней известно из грузинского перевода (Moreschini. Р. 69, n. 67). 1759. См.: Ин.1:1–2. 1760. См.: Кол.3:1. 1761. См.: Пс.41:2. См. также Песн.2:9: Подобен брат мой газели или молодому оленю на горах Вефиля. Ориген говорит, что газель (серна) и олень чисто в Писании упоминаются одновременно, газель «дальнозорка», олень «враг змей и воюет c ними» (Ориген. Гомилии на Песнь песней. 2. 11. С. 75). 1762. Вефиль — место, где Иаков заснул и увидел лестницу, восходящую к небу (Быт.28:11–19). 1763. См.: Песн.2:9: Вот стоит за стеной нашей, заглядывая через оконца, вглядываясь через сети. Подробно толкует об этом Ориген (см.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. 2. 12. С. 76–77). 1764. См.: Мф.11:28. 1765. См.: Песн.2:10. 1766. См.: Лк.13:7. 1767. Понимание этого места возможно в контексте слова камень же был Христос (1Кор.10:4). 1768. См.: 1Кор.1:23. 1769. См.: Песн.2:9. 1770. Свт. Амвросий немного перефразирует текст Писания, точнее: Встану я и обойду город, по площадям и улицам, и буду искать того, кого возлюбила душа моя.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Кроме того, в отношении церковного суда вообще и в виду предписаний римского права о судопроизводстве, принятых церковью, в канонах обращено особое внимание на лиц, которые вообще являются пред церковным судом, именно на истца, обвиняемого, защитника и свидетелей. 1 . В отношении истца каноны делают различие между делами церковными и гражданскими, могущими быть предметом судебного разбирательства. Подать на духовное лицо жалобу по церковным делам может только православный и пользующийся добрым именем 1756 ; следовательно обвинителем не может быть неправославный 1757 , бывший под судом или осужденный 1758 , не пользующийся добрым именем 1759 , обвинявший не основательно кого-нибудь и получивший отказ 1760 , и вообще никто из тех людей, которых не принимают и светские суды в качестве обвинителей 1761 . Обвинение должно быть гласным, а тайное не принимается даже от епископа 1762 . По делам частного характера – иначе, и жалоба принимается от всякого 1763 . Сверх этих канонических постановлений о личности обвинителя, каноны узаконяют еще, чтобы он, начав процесс, довел его до конца и представлял, по требованию суда, все доказательства, необходимые для подтверждения его обвинения. Вследствие этого, если бы во время ведения процесса он скрылся или намеренно не отозвался на вызов суда, то обвиняемый освобождается от всяких последствий обвинения, а обвинитель подвергается заслуженному наказанию 1764 . В случае, если место, где начат процесс, не представляет обвинителю достаточного ручательства в свободе суда от внешних влияний, или если родственные и другие связи обвиняемого со свидетелями не дают ему уверенности, что последние будут показывать правду, то он имеет право требовать перенесения дела в какое-либо соседнее место, где эти влияния не могут действовать на правильный ход процесса 1765 . Представляя жалобу, обвинитель должен точно обозначить, в чем обвиняется известное лицо, и указать двух или трех свидетелей, которые могут доказать основательность его жалобы 1766 . Наконец, если во время процесса обнаружится, что сам обвинитель находится под следствием, то его жалоба совершенно отвергается, кроме того случая, когда она касается частного дела 1767 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Монастырские корпуса соборного двора По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои. На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 года постройки) – ныне реставрируется. В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата (1822 года постройки, ныне также на очереди реставрации). С западный стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная, откроет свои двери к лету 2011 года. С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж - самая старая сохранившаяся постройка монастыря – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус ныне также реставрируется. С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Корпуса гостиного двора К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. С прежнего времени возобновлена традиция украшать этот двор цветниками, клумбами и газонами. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Первый построен в 1762-1764 годах, второй в 1812 году. Эти дворы служили для размещения лошадей и экипажей как монастырских, так и приезжающих почетных богомольцев. Архиерейская пристань

http://sobory.ru/article/?object=00012

Пострижен в монашество 14 августа 1758 г. вместе с Платоном. В июле 1763 г. определен префектом, а в мае 1765 года ректором. 3) Михаил Иванович Ильинский, сын священника церкви Ильи пророка, в Сергиевском посаде. Учился в Троицкой семинарии с 1743 до 1759 года. В 1760 г. записан в чиновный список слуг Троицкой лавры в звании канцеляриста, потом поступил на должность учителя пиитики в ярославскую семинарию, откуда в ноябрь 1765 года переведен в Троицкую семинарию на кафедру философии, а 11 сентября 1766 года определен и префектом, и вместе с тем был библиотекарем. От предложения, сделанного ему Платоном, вступить в монашество отказался в самом начале префектуры, и вскоре объявил желание перейти в светское звание и получил чин титулярного советника. В 1775 году он подал Платону прошение, в котором писал: «по величайшей наклонности к наукам, приобретенной 30-летним упражнением, прошу уволить меня от префектуры, также и от содержания библиотеки, чувствуя от сих должностей много развлечения в ученых занятиях». Платон уволил его от сих должностей, оставив учителем философии. В июле 1776 года Ильинский в новом прошении Платону писал, – чтоб его вовсе уволили от службы при семинарии. Платон дал резолюцию: «от семинарии уволить, и, за немаловременные его при семинарии труды, тоже жалованье производить чрез полгода, дабы, доколе не преищет себе места, не оставался без пропитания. Но при сем собору в самой скорости представить с мнением о недостатке по семинарии суммы, по представлению ректора с префектом.» Дело увольнения Ильинского началось по поводу экономии, которою заведывал префект: в конце 1774 года, когда Платону представлена была примерная смета издержек на следующий год, – он не утвердил сметы, а приказал ее сократить так, чтобы па содержание полукоштных семинаристов могло остаться от годовой суммы до пяти сот рублей. Расписание вновь составлено было, но Платону представлено не было. Между тем в следствие ограничения суммы на расходы, сделанного по предписанию Платона, и по случаю дороговизны припасов допущена была передержка на сумму до 900 рублей: эти деньги семинария заимообразно в разные сроки получила от лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010