Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. В 1753-1757 гг., при игум. Досифее, в Ж. м. вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи. Храм Рождества Пресв. Богородицы - характерный для Костромской губ. пример здания, сочетающего приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. Двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами. В 50-х гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в которых размещались ризница и б-ка. По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.

http://pravenc.ru/text/182215.html

После управлявшего обителью в 1757-1759 гг. архим. Иоасафа наместником (1759-1760) стал игум. Аарон, при к-ром были построены придел Сретения Господня в ц. прп. Марии Египетской и придел свт. Димитрия Ростовского в храме свт. Николая Чудотворца. Строительство Димитриевского придела на средства бригадирши П. Г. Кориной завершилось в 1761 г. (упразднен в 1832). Позднее иждивением 1-го московского городского головы Д. Д. Мещанинова в Никольском храме был устроен придел во имя Всех святых. После непродолжительного настоятельства игум. Максима (1760-1761) М. С. м. в 1761-1765 гг., в период проведения правительством церковно-имущественной реформы, управлял игум. Маркелл (Тросницкий). Особая комиссия должна была выяснить истинные доходы от церковных имений и соответственно этому подготовить учреждение «штатов», т. е. определить размеры жалованья, выдаваемого из казны. Описи производили посылаемые комиссией обер-офицеры из дворян, служившие в армейских полках. Согласно описи, составленной в апр. 1763 г. поручиком Семёновского полка Л. И. Талызиным, в М. С. м. проживали 6 монашествующих, 3 бельца (пономари), служили 4 священника и диакон из белого духовенства; все они содержались на ежегодное жалованье из Штатс-конторы (за вотчину, переданную с. Коломенскому) в размере 11 р. 50 к. и «малого хлебного». В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, М. С. м. был отнесен к заштатным и оставлен на содержании из собственных доходов. В обители полагалось проживать 7 монахам. Постановлением от 15 марта 1764 г. монастырь планировалось упразднить, т. к. он не имел приносящих доход вотчин, и передать Военной коллегии, а на его территории разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот. Во время эпидемии чумы, в 1771 г., согласно сообщению сретенского игум. Амвросия, служившего экономом Московского архиерейского дома и проживавшего в основном в Чудовом монастыре, умерли все насельники: 2 иеромонаха, иеродиакон и 2 монаха. В 1776 г. наместник (1772-1778) архим. Никон составил подробную опись М. С. м., отметив, что кроме него в обители живут иеромонах, иеродиакон, 3 «бельца-священника» и послушник; на территории обители расположены Владимирская ц. с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, Мариинская ц. с приделом Сретения Господня, Никольская ц. с приделом свт. Димитрия Ростовского.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Иона (в мире Иван) Лещинский (1744–61). В 1730 г. был вызван из Киева в учители московской славяно-греко-латинской академии; в 1732 г. пострижен в монашество; в 1739 г. послан в Крутицкую епархию для обучения ставлеников (История академии, стр. 218–219); в 1741 г. 13 июня определен в Угрешский монастырь во игумена; с января 1742 г. был членом московской дикастерии. В 1743 г. 20 августа, по резолюции преосв. Иосифа, архиепископа московского, назначен экзаменатором церковников (ставлеников). Переведен, 18 апреля 1744 г., в Спасо-Андрониев монастырь; в 1747 г. 7 марта был на погребении Донского архимандрита Кирилла (Описание Донского монастыря, стр. 157–8). Андрониев монастырь в настоятельство его пострадал от пожара 10 мая 1748 г. (пожар окончился 11 мая по полуночи в 1-м часу. Чтения в Обществе любящих духовное просвещени е. 1881, февраль, отд. III, стр. 37. 50), а именно в монастырской церкви Алексея митрополита «иконостас и протчее, також и на протчих церквах крышки, и на келлиях крышки ж, и двери, и в них окна, и житницы с хлебом сгорели». По занятиям отстройкой погоревшего монастыря, о. Иона уволен, в августе 1749 г., от присутствия в консистории (бывшей дикастерии); в 1758 г. 23 января, в кафедральном Чудовом монастыре сказал краткое приветствие новоприбывшему из Киева митрополиту московскому Тимофею (Щербацкому); с 1759 г. снова присутствовал в консистории, † 7 ноября 1761 г. и погребен в южной паперти монастырской соборной церкви. По надгробной надписи он был (настоятелем) в этом монастыре 19 лет, а на самом деле 17½, лет и 25 дней. Варлаам Гловацкий (1761–1776) в 1749–52 гг. иеромонах и учитель философии в московской славяно-греко-латинской академии (История академии, стр. 222); с 1753 по 1756 г. игумен Николо-Перервинского монастыря. Переведен, 27 февраля 1757 г., в Угрешский монастырь; 28 января 1759 г. уволен от должности по прошению. Определен, 5 декабря 1760 г., в качестве правителя, в Андроньев, в помощь Ионе, андрониевскому архимандриту (за его параличом), а по смерти его произведен в архимандрита Спасо-Андрониева монастыря и был с 1761 г. членом консистории, но указом св. Синода от 25 июня 1767 г. уволен по прошению от этой должности; 2 мая 1776 г. переведен в Мгарский Преображенский монастырь Полтавской епархии (от Лубен в 5 вер.), где настоятельствовал он по 1778 г. включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

180 Мария Алексеевна – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Была привлечена к следствию по делу царевича Алексея, арестована, освобождена в 1721 г. 181 Голиков Иван Иванович (1735–1801) – историк. Курский купец. Собрал огромное количество рукописей, в том числе писем Петра I, и составил многотомный труд «Деяния Петра Великого» (1788–1789 гг.) с «дополнениями» (1790–1797 гг.). 182 Очерк представляет собой LXXIII лекцию В.О. Ключевского в его «Курсе русской истории». В данном издании заголовок сокращен. В «Курсе» лекция озаглавлена: «Русское государство около половины XVIII в. – Судьба реформы Петра Великого при его ближайших преемниках и преемницах. – Императрица Елизавета. – Император Петр III». Публикуется по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958. Т. IV. С. 330–347. 183 Шувалов Иван Иванович (1727–1797) – государственный деятель; с 1749 г. камер-юнкер, фаворит императрицы Елизаветы Петровны. С 1760 г. генерал-адъютант. Куратор Московского университета, создатель и первый президент Академии художеств (1757–1763 гг.). При Екатерине II в опале. В 1763–1777 гг. за границей, в «отпуске по болезни», выполнял ряд дипломатических поручений правительства. Шувалов Петр Иванович (1710–1762) – государственный и военный деятель, участник переворота 25 ноября 1741 г., возведшего на престол Елизавету Петровну. С 1746 г. граф, с 1761 г. генерал-фельдмаршал. В 1750-х гг. фактически определял внутреннюю политику Россия. Автор проектов государственных, экономических и военных реформ. С 1757 г. начальник Оружейной канцелярии, изобрел т. н. секретную гаубицу и «шуваловский единорог». 184 Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих, 1686–1747) – государственный деятель, дипломат, граф. Сын лютеранского пастора. На русской службе с 1703 г. Принимал активное участие в заключении Ништадтского мира 1721 г.; с 1723 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. С 1726 г. член Верховного Тайного совета, в 1725–1741 гг. вице-канцлер. При Анне Иоанновне фактический руководитель внешней и внутренней политики России. После переворота 1741 г. предан суду, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой в Березов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

360 В 1775 г., по Высочайшему повелению от 15 янв., Яицкое Казачье войско за деятельное участие в Пугачевском бунте и «для Предания всего случившагося полному забвению» было переименовано в Уральское; река Яик переименована в р. Урал, а Яицкий городок – в Уральск (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XX, 1775 г. 14.235). 361 В Оренбурге – Спасо-Преображенский собор (1746–1750 г.), Введенский (1755–1758 гг.), Троицкая ц. (1744 г.), Вознесенская (1750–1755 гг. Георгиевская (1756–1761 гг.), в уезде в крепостях: Черноречинской – Казанская (1742 г.), Татищеве – Мих.-Архангельская (1744 г.), Рассыпной – Петропавловская (1730 г., вернее 1742 г.), Пречистенской – Богородицкая (1744 г.), Красногорской – Воскресенская (1741 г.), Орской – Преображенская (1734 г.), Губерлинской – часовня Иоанно- Предтеченская (1747 г.), Ильинской – часовня Ильинская (1744 г.) и др.; В Челябинском уезде, в крепостях: Эткульской – Богоявленская (после 1760 г.), Миасской – Ильинская (1743 г.), Таловской – Никольская (1752 г,); в Верхнеуральске – Богоявленская (1743 г.), в Магнитной – Троицкая (1747 г.), в Авзяно-Петровском заводе – Казанская (1755 г.), в Сакмарском городке (1733 г.), в Калмыковском – Флоро-Лаврская (1754 г.) и др. (Подобн. списки церквей см. «Оренбургская епархия, т. I» Н. Чернявского. Оренбург 1900 г., стр. 272–312). 362 С 1769 г., по приблизительному подсчету Рычкова, в Оренбургском крае инородцев было: в Уфимской провинции: башкир – 86384 чел., мещеряков – 13867 чел., в Исецкой – башкир – 19792 чел., мещеряков – 1683 чел., каракалпаков – 30000 чел.; крещеных калмыков – 8700 чел., мордвы – 880 душ, черемисов – 1000 дворов, чувашей – 500 дворов. 365 Н. Чернавский. Оренбургская епархия... т. I, стр. 147, 155. Ежемесячные сочинения. Спб. изд. Акад. Наук 1757 г. март, стр. 301, ср. январь, стр. 40–45. 368 Ежемесячные сочинения... Спб. 1757 г., январь, 36–37; март, 207, 213. При р. Чусовой, в вотчине Строгановых находилась сплавная пристань Ослянская, ближайшая (54 вер.) к Сибирскому Благодати-Кувшинскому заводу, при р. Кувше, впадающей в Туру; от Верхотурья в 111 вер. (там же, стр. 204, 208). Количество земли, пожалованной русскими царями Строгановым в Пермской губернии, равнялось приблизительно 10,382,047 дес.; с течением времени оно сократилось, но еще в 1715 году Строгановские земли представляли собой огромную территорию в 63897 кв. верст, вдвое больше нынешней Голландии (Д. Смышляев, Пермский край, т. II, стр. 90, Пермь 1893). Тут см. карту Строгановских вотчин 1734 г. с обозначением всех заводов и селений. О первоначальном и постепенном заселении земель Строгановых в Перми Великой см. Памятную книжку Пермской губ. 1889 г. Список сел в пермских владениях Строгановых, числом 53, в Орловском и Чусовском присудах в 1715 г. см. Пермская Старина. А. Дмитриева. Вып. II, стр. 188–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

СПб., 1901. С. 20). Возник прецедент, к-рый давал возможность не только петь молебны, но и писать иконы «несвидетельствованных» чудотворцев. Этим не замедлили воспользоваться в Валаамском мон-ре. В построенном в 1756 г. на месте сгоревшего в 1754 г. Преображенском соборе имелись иконы святителей Сергия и Германа, а вскоре появился и посвященный им малый придел (в подклете). В период очередного межархиерейства, в 1756 г., в составе Новгородской консистории остался «Иверского монастыря архимандрит Дамаскин един». По ходатайству архим. Дамаскина (Аскаронского) об увеличении числа членов консистории Синод указом от 8 июля 1756 г. назначил к присутствию в ней по 1 представителю черного и белого духовенства (РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 295), из которых кафедральный прот. Дометий Феофилактов оставался в должности более 15 лет (уволен в марте 1773 как «довольно в консисторском присутствии потрудившийся» - Там же. Оп. 54. Д. 136). Ограничения на монашеские постриги привели к тому, что к сер. 50-х гг. XVIII в. мн. мон-ри Новгородской епархии испытывали «крайнюю нужду» «не токмо в иеромонахах, но и в монахах», о чем Новгородская консистория трижды ставила в известность Синод, к-рый указом от 13 марта 1757 г. предписал как можно больше отсылать к таким мон-рям для священнослужения вдовых попов и диаконов (Там же. Оп. 37. Д. 302). В 1757-1767 гг. во главе Новгородской епархии стоял архиеп. Димитрий (Сеченов; с 1762 митрополит). Он благословил постриг первых выпускников Новгородской ДС (1758), в 1761 г. возглавил хиротонию 1-го епископа из новгородских семинаристов - Тихона (Соколова; впосл. свт. Тихон Задонский). По его инициативе для службы в епархии были приглашены выпускники КДА Лукиан Баранович (в 1758, в монашестве Лаврентий; прослужил в епархии 16 лет) и Феофил (Раев ; в 1762, прослужил в епархии свыше 25 лет, впосл. епископ); 6 июля 1763 г. из архимандритов тихвинского Большого Успенского мон-ря во епископа Владимирского и Яропольского был хиротонисан Павел (Гребневский). В день дворцового переворота, 28 июня 1762 г., архиеп. Димитрий не стал дожидаться документов об отречении имп. Петра III, сразу провозгласив его супругу самодержицей Всероссийской. 4 сент. он приветствовал имп. Екатерину II в Софийском соборе в Новгороде по пути на коронацию в Москву. Демонстрируя новгородцам свое благочестие, императрица в свой 1-й «проезд» поклонялась св. мощам не только в соборе, но также в Антониевом и Хутынском мон-рях. Назначенный в нояб. 1762 г. членом Комиссии о церковных имениях (Духовной комиссии) митр. Димитрий стремился максимально отстоять интересы епархии в ходе принятия решений по секуляризации церковных имуществ .

http://pravenc.ru/text/2577765.html

многочисленны. В целом они отличаются, с одной стороны, единообразием метрики (4-стопный ямб), строфики (10-стишная строфа), стиля (высокого, славянизированного), идеологии и оптимистического настроения, а с другой - сложностью звуковой организации, свободной композицией, несводимой к прямолинейно-логической последовательности, гиперболической образностью, обилием риторических «украшений» и неожиданных сравнений, призванных поразить воображение и приобщить читателя к «восторгу» поэта. Среди других стихотворений Л.- «Письмо о пользе Стекла» (1753), в к-ром изложена история наук и просвещения, включенная в христ. контекст («О коль велика к нам щедрот Его пучина,/Что на землю послал возлюбленного Сына!/Не погнушался Он на малый шар сойти,/Чтобы погибшего страданием спасти»). В «Разговоре с Анакреоном» (1761, опубл. в 1771) Л. сформулировал свою лит. позицию, в частности противопоставив эпикурейскую и стоическую философию, при этом показал их как недостаточные для человека. В 1750-1751 гг. по «изустному» указанию имп. Елизаветы Петровны Л. написал 2 трагедии - «Тамира и Селим» (поставлена в 1750 и 1751; опубл. в 1752), основанную на событиях в Крымском ханстве времен правления Мамая, и «Демофонт» (опубл. в 1752) на античный мифологический сюжет. По сравнению с трагедиями А. П. Сумарокова (первыми образцами этого жанра в рус. лит-ре) в трагедиях Л. снижена роль любовной интриги. В 1760 и 1761 гг. вышли 2 песни героической поэмы Л. «Петр Великий» (не завершена), в которой среди прочего имеется похвала Соловецкому мон-рю. В 1748 г. вышла из печати «Риторика» Л. («Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки»), состоящая из 3 частей («О изобретении», «О украшении» и «О расположении»). Это сочинение, являющееся 1-м написанным по-русски пособием по риторике, включало множество примеров из античной и новой европ. словесности в переводах Л., из его собственных сочинений, а также из трудов отцов Церкви, в основном святителей Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова . «Риторика» пользовалась большой популярностью, но на практике была востребована гл. обр. в духовных учебных заведениях. В «Российской грамматике» (завершена в 1755; изд. в 1757, на титуле - 1755 г.) Л. впервые дал систематическое описание норм живого великорус. языка - «московского наречия», наряду с которым он выделял «северное» и «малороссийское». Т. о. Л. заложил основы для создания нормированного лит. языка, считая это делом первостепенной важности: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

http://pravenc.ru/text/2110683.html

102. Чесноков Павел Григорьевич (1877-1944 гг.), выдающийся русский церковный композитор, педагог, окончил Московскую консерваторию (1917 г.), автор более 360 церковных и 100 светских вокальных произведений. В его творчестве характерно проявляется высокое религиозное вдохновение, задушевность, глубокое раздумье и созерцательность. 103. Там же. 104. Кнорринг Н. Воспоминания об о. Георгие. - В кн.: Спасский Г. Ук. соч. - с.86. 105. Там же. 106. Е. А. М. Акафисты в храме Святой Троицы. Воспоминания об о. Георгие. - В кн.: Спасский Г. Ук. Соч. - с 129-131. 107. Берг В. Ук. соч. - с.78. 108. Кнорринг Н. Ук. Соч. - с.86. 109. Кнорринг Н. - В кн.: Узники Бизерты. - с.158. 110. Там же. - с.159. 111. Там же. - с.156. 112. Там же. - с.159. 113. Берг В. Ук. соч. 114. Ковалевский П.Е. Дневники 1918-1922. - СПб.: Европейский дом, 2001. - с.380. 115. Там же. - с.382. 116. См.: Евлогий Г. Ук. Соч. - с.467. 117. Комитет по сооружению храма в Бизерте. -//Морской журнал. - Прага, 1937, 1. - с.16. 118. См.: Россия в изгнании. Ук. Соч. - с.84. 119. Цит по: Панова М. Ук. соч. - с.14. 120. Константин Великий (272-337 гг.), объединил Западную и Восточную части империи, победив Максенция, под знаком Св. Креста в 312 г., провозгласил христианство равноправной религией в Милане в 313 г., открыл I Вселенский собор в Никее в 325 г. 121. Елена (244-327 гг.)- мать императора Константина, способствовала распространению христианства, в 325 г. отправилась в Палестину, предприняла раскопки в Иерусалиме, в результате чего обнаружено место погребения Христа Спасителя, над которым воздвигнут храм и обретен Св. Крест. 122. Юлий I (+352 г.), 36-й папа Римской. 123. Елизавета Петровна (1741-1761 гг.), российская императрица, дочь Петра I, пришла к власти в результате дворцового переворота. В ее царствование основаны: Московский университет (1755 г.), Академия художеств (1757 г.), появился профессиональный театр, осуществлен ряд научных экспедиций. После смерти Елизаветы власть перешла к ее племяннику Павлу III, мужу Екатерины II.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

В сер. 18 в. оба главных храма монастыря были выстроены из кирпича: в 1753 – 1757 гг. церковь Рождества Богородицы с приделами Иакова Железноборовского и Николая Чудотворца, к 1761 г. – собор Рождества Иоанна Предтечи с отдельно стоявшей колокольней. Вероятно, в кон. 18 в. к храму были пристроены западная паперть, соединившая его с колокольней, и северный придел Сергия Радонежского. В 1820-1833 гг. на средства Н.Г. Львова его мастерами был устроен четехъярусный иконостас. Дальнейшее каменное строительство пришлось на 1-ю пол. 19 в. В 1811 г. деревянная ограда была заменена кирпичной высотой около 3 метров с небольшими угловыми башнями. Тогда же был сооружен каменный житный амбар. Около 1825 г. возведен корпус настоятельских и братских келий, в период с 1843 по 1850 гг. – башня-часовня Трех святителей с трапезной и гостиница. Ранее, в 1816 – 1819 гг., за пределами монастыря поставлены деревянные гостиница и лавки. В 1861 г. производилось значительное обновление интерьеров обеих церквей, а фасады монастырских построек были побелены. Тогда же в церкви Рождества Богородицы был упразднен придел Николая Чудотворца. После закрытия монастыря в 1929 г. часть его сооружений была разрушена, часть искажена. Разобраны почти вся ограда и башни, деревянные гостиница и лавки. Южная часть территории частично застроена сельскими домами и прорезана улицей села. В настоящее время постройки монастыря – кирпичные, оштукатуренные или побеленные по кладке – восстанавливаются. Монастырь занимает довольно большую территорию, близкую по форме трапеции, с пересеченным рельефом местности. При этом основные постройки монастыря сосредоточены на ровной верхней площадке мыса, вытянутой в направлении запад – восток. Взаимное расположение зданий, поставленных близко друг от друга на небольшой территории, создает свободную композицию, лишенную осевого и симметричного принципов объемно-пространственного построения. Живописный силуэт архитектурного комплекса определяют пятиглавия обоих храмов и высокая шатровая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=05009

В 1753-1757 гг. в Ж. м. при игум. Досифее вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской Духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи. Храм Рождества Богородицы - характерный для Костромской губ. пример постройки, сочетающей приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. 2-светный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую, относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами. В 50-е гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в к-рых размещались ризница и б-ка. По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.

http://sobory.ru/article/?object=05009

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010