Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. гос. б-ка. Основана в 1714 г. по указу Петра I . Первоначальный фонд составили 3 книжных собрания: б-ка Аптекарского приказа, б-ка курляндских герцогов (получена в дар от герцогини курляндской (буд. императрицы) Анны Иоанновны , включала в себя книги из прибалтийских провинций) и Готторпская б-ка. В первые годы своего существования б-ка пополнилась частными собраниями деятелей Петровской эпохи - А. А. Виниуса, Р. К. Арескина, П. П. Шафирова, Я. В. Брюса, И. В. Паузе. Книжные собрания Петра I, его сестры царевны Наталии Алексеевны, сына Алексея Петровича и книги из кремлевского дворца поступали в 1725-1729 гг. В 1718 г. б-ка начала обслуживать читателей, с 1725 г. находится в составе академических учреждений, в 1728 г. помещена в здании АН и Кунсткамеры на набережной Невы, в 1747 г. присоединена к АН, до открытия в 1814 г. Имп. Публичной б-ки являлась единственной общедоступной б-кой. Неоднократно меняла название: в 1714-1725 гг.- Б-ка Его Величества, Публичная, или Казенная, б-ка; в 1725-1747 гг.- Имп. Петербургская б-ка; в 1747-1917 гг.- Б-ка имп. АН; в 1917-1925 гг.- Б-ка РАН; в 1925-1992 гг.- Б-ка АН СССР; с 1992 г.- Б-ка РАН. Первый директор - лейб-медик Петра I Р. К. Арескин (1714-1718); первый библиотекарь - И. Д. Шумахер (1714-1761). В 1757-1765 гг. б-кой управляла комиссия в составе Шумахера, М. В. Ломоносова и И. К. Тауберта. Далее библиотекарями (т. е. директорами б-ки) были: Тауберт (1765-1771), С. К. Котельников (1771-1797), И. Ф. Буссе (1797-1800), Ф. И. Шуберт (1800-1818). В XVIII в. в б-ке уже существовали рус. и иностранное отд-ния (рус. фондами заведовал историк А. И. Богданов, затем О. Петров, иностранными - Ф. И. Брем, Г. Фрейганк, И. К. Бакмейстер), но номинально раздел произошел в 1819 г., когда главой рус. отд-ния был назначен П. И. Соколов, а главой иностранного - Х. Д. Френ. Во главе 1-го (рус.) отд-ния стояли: Соколов (1819-1835), Я.

http://pravenc.ru/text/63754.html

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Гавриила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря Справа от Успенского собора располагается четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына - Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения. Самое значительное здание монастыря - Трапезная палата с церковью Введения Марии в храм (1519 г.). Размеры этого здания определены укладом жизни. Традиционно церковь, трапезная палата, келарская выстроены по одной оси, что придает архитектурному ансамблю большую строгость. Стройный граненый столп церкви контрастирует с массивным объемом трапезной палаты. Вплотную к трапезной пристроена колокольня. Массивные формы и высота этого сооружения предопределялись большим количеством и значительным весом находящихся на ней колоколов. С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534гг.). Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого отмечено сооружением двух храмов. В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. К сожалению, уже в XVII веке верх храма был перестроен в ризничную палатку: при этом проемы звона заложили, превратив их в окна. В самом начале XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и сделано новое покрытие с одной деревянной, обшитой лемехом главой.

http://sobory.ru/article/?object=05132

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Т. Болотов. Гравюра Л. Серякова. 1886 г. (РГБ) Андрей Тимофеевич (7.10.1738, с. Дворяниново Алексинского у. Тульской губ.- 4.10.1833, там же), автор религиозно-нравоучительных сочинений, мемуарист, теоретик и практик в области сельскохозяйственных наук. Из обедневшего дворянского рода, отец был военным. Б. получил домашнее образование, с 1752 г. жил в С.-Петербурге у дяди Т. И. Арсеньева. В 1755 г. прибыл на службу в Архангелогородский полк, куда был записан в 1748 г. В 1757-1758 гг. участвовал в военных действиях рус. армии в Вост. Пруссии. В 1758-1761 гг. состоял переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Пруссии Н. А. Корфа, затем В. А. Суворова (отца буд. генералиссимуса) в Кёнигсберге (совр. Калининград). Слушал лекции в Кёнигсбергском ун-те, увлекся философией Х. Вольфа , сочинениями его популяризатора И. К. Готшеда и др. «вольнодумческими» книгами, благодаря к-рым «едва было не сделался и сам совершенным деистом и вольнодумцем» (Записки. Т. 2. С. 60). От деизма Б. спасло усердное чтение трудов нем. лютеран. богослова, критика Вольфа Х.-А. Крузиуса (Крузия), «весь философический курс» к-рого Б. «для лучшего понятия и незабвения выучил даже от слова до слова наизусть» (Записки. Т. 2. С. 56-57). К тому же времени относятся первые лит. опыты Б.: письма к Н. Е. Тулубьеву (1760; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 110) и «Памятная книжка» (1761; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 55), заключающая 365 (по числу дней года) правил морали. В янв. 1762 г. Б. был назначен флигель-адъютантом Корфа, ставшего петербургским генерал-полицмейстером. 24 марта 1762 г. прибыл в С.-Петербург, но уже в июне вышел в отставку и уехал в Дворяниново, в 1764 г. женился на А. М. Кавериной. Б. сторонился любых форм политической и общественной деятельности (в 1767 отказался участвовать в выборах депутатов в Уложенную комиссию). Занимаясь благоустройством имения, изучал иностранную лит-ру по агрономии и экономике, обобщал собственный опыт и прочитанное в записях. В 1766 г. ответил на вопросы, предложенные в «Трудах Вольного экономического общества», в том же году был принят в члены об-ва и стал деятельным сотрудником журнала. В 1766-1778 и 1790-1807 гг. в «Трудах Вольного экономического общества» было напечатано ок. 30 работ Б. (самая значительная - «Наказ управителю», 1777), за к-рые трижды (в 1770, 1771 и 1777) автор получал от об-ва награды. В 1774-1776 гг. Б. управлял собственными имениями Екатерины II в Киясовской вол., в 1776-1796 гг.- в Богородицкой вол. По плану Б. был застроен Богородицк, под его наблюдением выстроен Богородицкий дворец (архит. И. Е. Старов) и разбит парк. При Б. в Богородицке открылись пансион для благородных детей и волостное уч-ще для крестьян.

http://pravenc.ru/text/149697.html

Кажим. Церковь Димитрия Ростовского. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Дмитрия Ростовского находится на территории поселка Кажим Койгородского административного района республики Коми Российской Федерации. Храм расположен в северо-восточной части поселка недалеко от плотины через одноименную реку. Храм был построен между 1817 и 1826 годами на самой возвышенной части населенного пункта, который возник в связи со строительством здесь в 1757 году железоделательного завода. Храм просуществовал до 1928 года, а потом его закрыли. В настоящее время с востока к зданию храма примыкает историческая застройка поселка конца 19-го - начала 20-го века, с юга – находится большая незастроенная площадь. Это большое красивое каменное здание после Октябрьской революции было закрыто для богослужений и национализировано. Со здания сбросили купола, а само строение стали использовать для хозяйственных нужд. Сначала там был клуб, позднее оборудовали склад. Здание сильно пострадало от бесхозяйственной деятельности и погодных условий. В1991 году культовое здание было возвращено православным верующим, которые начали восстанавливать храм. В настоящее время действует один восстановленный придел. Здание храма является памятником градостроительства и архитектуры. kaliningradgid.ru Церковь Дмитрия Ростовского интересный образец классицистического храма первой трети XIX в. Церковь расположена на возвышенности в северо-восточной части поселка Кажым Койгородского района, у плотины, к которой обращена своим протяженным северным фасадом. С востока к церкви примыкает историческая застройка поселка конца XIX – начала XX вв., с юга – обширная незастроенная площадь. Первая деревянная церковь в Кажыме была поставлена в 1761 г. «по просьбе устюгского первой гильдии купца Курочкина». Храм был освящен в честь новопрославленного святого Святителя Дмитрия епископа Ростовского (канонизирован в 1757 г.). Существующую каменную церковь начали строить при наследниках И. Я. Курочкина, а завершили «тщанием заводосодержателя Боборыкина» в пору расцвета завода – в 20-х гг. XIX в., когда стало возможным возвести это очень дорогое сооружение, организовать изготовление кирпича, доставку материалов и многочисленных сборных элементов его декора. Церковь имела три престола: главный – Дмитриевский – и два придельных – во имя святого Николая Чудотворца и святого Иоанна Новгородского Чудотворца. Последним священником храма в 1907-1916 гг. был Александр Кириллович Покровский. В связи со смертью настоятеля храм был закрыт и после революции использовался в светских целях. В годы войны здесь размещался поселковый клуб. Впоследствии здание передано под склад, а также использовалось для хозяйственных нужд (для шорной мастерской местного колхоза). С 1999 г. находится в пользовании местной православной общины.

http://sobory.ru/article/?object=13129

Белёв. Собор Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход этой церкви первоначально, вероятно, находился вблизи самой церкви, в так называвшейся " Георгиевской селидебной слободе " , и только лишь впоследствии, по причине частых опустошений г.Белева татарами и литовцами и большими пожарами, прихожане этой церкви расселились по разным частям города. Но с разделением городских приходов по кварталам в 1880 г., приход этот занимал определенный район в городе. Название свое приход получил по храму, а так как храм по историческим актам известен под именем Афанасие-Кирилловского, то Георгиевского, и приход именовался то Афанасие-Кирилловским, то Георгиевским. Когда образовался приход этой церкви, сказать нет возможности, но из писцовых книг 1621 г. видно, что он в это время уже существовал. В конце XIX в. в приходе числилось 253 д. м. п. и 291 ж. п. По сословному положению прихожане, как и вообще городские обыватели, представляли разнообразие: состояли из купцов, мещан, чиновников, военных и крестьян. Самые ранние сведения о приходском храме относятся к 1621 г. Из писцовых книг этого года видно, что Афанасие-Кирилловская церковь была деревянной. В 1757 г. эта церковь сгорела и вместо нее построена каменная церковь " общим приходских людей коштом " в 1757-1761 гг. Для совершения богослужения прежде устроен был в трапезной части храма придел с правой стороны во имя влмч. Георгия, почему эта церковь и получила название Георгиевской. Настоящий же храм, во имя свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, окончательно устроен около 1788 г. В 1790 г. усердием церковного старосты Волкова и прихожан, на левой стороне трапезы, устроен другой придел во имя иконы Владимирской Богоматери. Дальнейшая история храма состоит в различных поновлениях и поправках его внутри и снаружи; из них наиболее крупная состояла в замене старых иконостасов в трапезной церкви новыми в 1864 г. на пожертвования приходских купцов, братьев Субботиных (500 р.) и Курабцева (1000 р.). В 1880 г. Афанасие-Кирилловская церковь назначена соборною вместо Спасо-Преображенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=43493

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв., с. Жиляны (Жуляны) под Киевом - 22.12.1769, Киев), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии. Род. в семье священника. В 1727 г. окончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг в Златоверхом киевском во имя святого архангела Михаила мужском монастыре . В 1732-1734 гг. преподавал синтаксиму и пиитику в академии, 16 янв. 1735 г. в сане иеромонаха назначен наместником Златоверхого киевского мон-ря. По рекомендации Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) вызван в Москву, где в 1742 г. возведен в сан архимандрита и определен начальником 4-й Пекинской духовной миссии в Китае и настоятелем пекинского Сретенского мон-ря. Вместе с группой миссионеров отправился из Москвы в февр. 1743 г. и прибыл через Иркутск и Кяхту (где встретился с Иркутским еп. Иннокентием (Нероновичем) ) в Пекин 27 нояб. 1745 г. Вместо положенных 7 лет находился в Китае ок. 10 лет. Среди подопечных Г. был иером. Феодосий (Сморжевский) , первый историограф Пекинской духовной миссии. Члены 4-й миссии контактировали с иезуитами, имевшими миссионерский опыт в Китае. 4 июня 1755 г. Г. выехал из Пекина и прибыл в Москву в нач. 1756 г. В февр. 1757 г. назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 июля 1757 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Г. во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской митрополии. Уделял много внимания нравственному воспитанию паствы и местного духовенства, украшению храмов, материальному обеспечению Переяславской ДС и приобщению детей сельского духовенства к обучению в ней. Часть епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Г. назначил правителем всех заграничных церквей и мон-рей игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) . Боролся с унией, в 1768 г. Г. и игум. Мелхиседек были обвинены в содействии народному восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Святейшему Синоду 29 сент. 1768 г. Г. был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье.

http://pravenc.ru/text/164665.html

Скачать epub pdf 17 апреля 1758 года по Именному Указу императрицы Елизаветы Петровны архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Гедеон (Криновский) был назначен настоятелем Троицкой Сергиевой Лавры. Епископ Псковский, Изборский и Нарвский Гедеон (в миру – Григорий Андреевич Криновский)родился в 1726 году в Казани в семье пономаря. В 1738–1746 гг. обучался в Казанской духовной семинарии, по окончании которой принял монашеский постриг при епископе Луке (Конашевиче), был оставлен при семинарии. Во время учебы получил фамилию Авриксельский, в 1746–1751 годы носил фамилию Рычковский (Ричковский). В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в Славяно-латинскую академию. Принят в академию. Произносил проповеди в московском Заиконоспасском монастыре, снискал популярность среди москвичей. Проповеднический дар будущего святителя высоко ценили А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин , И.И. Шувалов. Последний представил священноинока имератрице Елизавете Петровне. 8 января 1753 года иеродиакон Гедеон назначен императрицей Елизаветой придворным проповедником «и продолжал между тем проповедание при дворе почти до самой кончины сея императрицы». 2 февраля 1757 года возведен в сан архимандрита Саввино-Сторожевского Рождество-Богородицкого монастыря. С 4 марта 1758 года – член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года – настоятель Троицкой Сергиевой Лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. В июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Епископ Гедеон, ранее занимавшийся делами своей кафедры заочно, отправился в Псков в 1763 году. Не доехав до своего кафедрального города, владыка заболел и остановился в пригородном Пантелеимоновском монастыре. Здесь он и скончался 22 июня 1763 года. Погребен в Псковском Троицком соборе. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия. Успех его объяснялся тем, что Криновский одним из первых среди видных проповедников того времени стал говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора. По отзыву Платона (Левшина) , слушатели Гедеона «бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

Полоцк. Богоявленский монастырь. Карта и ближайшие объекты Богоявленский Братский монастырь, 2 класса, в городе Полоцке. Время основания неизвестно; но о нем упоминается в 1633 году, когда его возобновили князья Огинские. После пожара в 1761 году монастырь был восстановлен и освящен в 1777 году. Здесь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери. В четверг на первой неделе Петрова поста, в память воссоединения унии, совершается из монастыря крестный ход на реку Двину и по городу. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Богоявленский монастырь был основан в XVI веке. Первоначально состоял из деревянной церкви и братской школы. В 1633-36 гг. князь Лев Самуил Огинский и мировой судья Севастьян Мирский отсроили монастырь после пожара и содействовали основанию в нем православного братства. В 1633 г. грамотой Владислава IV монастырь утвержден как православный. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе и украшенная драгоценными камнями. В 1656-69 гг. в братской школе преподавал Симеон Полоцкий. В 1668 г. по приказу короля Яна Казимира монастырь был отобран у братства. После пожара 1757 г. на месте деревянного храма возведен каменный Богоявленский собор. После визита в 1780 г. Екатерины II в Полоцк из государственной казны были выделены деньги на упорядочение монастыря. В 1782 г. архитектор Дж. Кварнеги разработал проект, согласно которому планировалась раскрытие композиции ансамбля строений вдоль улицы Нижнепокровской (ныне ул. Ленина). Богоявленский собор фланкировали 2-этажные сооружения: с запада монастырский корпус, с востока - мужское духовное училище (не сохранилось). В монастырском корпусе находилось 2 домовые церкви Евфросиньи и Екатерины, кельи монахов и игумена. Данная церковь находилась на углу монастыря, занимала 2 его этажа и была накрыта в 1830-е куполом. В 1784-91 и 1812-19 гг. в монастырском корпусе размещалось народное училище, в 1792-1812 гг. - богодельня. В 1970-е гг. корпус отреставрирован и передан под жилье. В 1990-е гг. в корпусе создан музей белорусского книгопечатания, а в помещении домовой церкви - музей-библиотека Симеона Полоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=13590

Ростов. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:между приблизительно 1748 и 1757. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Ростов, улица Добролюбова Координаты: 57.174772, 39.394041 Изменить описание объекта Церковь [Михаила Архангела] на месте убиения свят. Леонтия. Вид с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов ВеликийАвтор:С. М. Прокудин-Горский (отреставрировано братьями Ходаковскими Константином и Владимиром Александр Качалин 1 января 1911 Карта и ближайшие объекты Ростовская приходская церковь св. Архистртатига Божия Михаила стояла неподалеку от восточных стен Спасо-Яковлевского монастыря. В начале 1930-х гг. церковь уничтожена до полного основания и разобрана на кирпичи. В прошении, поданном в декабре 1748 г. на имя Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского, игуменом Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Савватием, обозначена просьба о разрешении строительства храма св. Архистртатига Божия Михаила. Очевидно, основные работы по сооружению Архангельской церкви завершились к 1756 г., но полностью она была закончена в 1757 г., и с юридической точки зрения ее заказчиком являлся Ростовский Яковлевский монастырь. За время возведения храма сменилось пять настоятелей данной обители. Начиналось строительство, видимо, еще при игумене Савватии (1740-1750), продолжалось при игуменах Серапионе (1750-1753), Гаврииле (1753), Киприане (1754-1757) и закончилось при игумене Иларионе (1757-1761). Возможно, каждый из них, а также митрополит Арсений Мацеевич оказали влияние на формирование архитектурно-художественного облика церкви. Согласно сообщениям в литературе, в 1794 г. к Архангельскому храму был пристроен придел во имя ростовских святителей Леонтия, Иакова и Димитрия, что как будто подтверждается сохранившейся подлинной храмозданной грамотой, выданной Арсением, архиепископом Ростовским и Ярославским, священнику указанной церкви Федору и церковному старосте купцу Ивану Шапошникову 10 сентября 1794 г. В грамоте, в частности, говорится: «Благочинному города Ростова соборной церкви ключарю иерею Владимиру при той настоящей Архангельской заложить оную предельную церковь». Из чего, казалось бы, следует, что данный придел начали строить после 10 сентября 1794 г. К середине 1870-х годов Архангельская церковь изрядно обветшала. «Алтарь холодного ее отделения клонился к разрушению; позолота на иконостасе потемнела, равно как и живопись внутри храма тоже очень состарилась. В теплом приделе до того было черно, что нельзя было рассмотреть сделанных живописных изображений, и не было возможности отличить святых одного от другого».

http://sobory.ru/article/?object=43140

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010