11 Seelen, De poes. Christ. 1754. § 111. Thierfelder, De Christian. psalmis et hymnis. 1868 p. 15. Еще византийский грамматик Tricha (не позже XII века) объяснял правила греческого стихосложения примерами христианских песнопений. Westphal, Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1867. Т. 1 p. 192. 13 Angelo М. Quirino, Episc. Brixiensi, Cardin. Bibliothecario apostolico- Fran. Tustinus et Prosp. Tassinus, Rhotomag. presbyteri et monachi. Paris. 1754. p. 16. См. Cardin. Pitra, Hymnographie de 1’ Eglise grecque. Rome. 1867. P- 7. 8. 14 Увещ. к эллинам, гл. 38. В подлиннике вместо «истина» сказано: Сивилла, о которой выше (гл. 37) св. отец сказал, что она, когда говорить истину, то не употребляет метрического ритма. 17 Варианты их см. у Бунзена Hippol. В. 2. р. 92–98. 1853. и у Даниеля, Thesaur. hymnolog. Т. II, р. 267 и д. 1855. Герберт говорить: Hymni ecclesiastici antiquiores, qui supersunt, metro adstricti haud erant. De cant. et mus. sac. L 1. с. IV. p. 200. Edit. 1774. 18 IIз них одно: φς ελαρν больше всех подвергалось метрическому разложению; но все усилия определить его метр доселе остались тщетными. Thierfel. ук. соч. p. 33. 22 Tertul. de carne Christ. с. 17 и 20. De Spect. с. 29. Ad uxor. II, 6. О Непоте у Евсевия Н. Е. VII, 24. Евсевий (II, 17) говорит о терапевтах, что у них были песнопения, написанные рифмами и метрами. Это, между прочим, и побуждает сомневаться в их христианстве пли по крайней мере православии. Филон (de vit Contem. XV) говорит тоже об иудейской секте ессеях, хотя Евсевий сравнивает их в некоторых отношениях с христианами. 23 Sozom. Н. Е. III, 16 говорит: «Ефрем восстал против метров (μτρον). Гармоииия и на напевы       его песней составил другие, согласные с церковными правилами». Также Theodorit. Н. Е. IV, 29. Nicephor. Call. IX, 16. См. Asseman. Bibl. Orient. Т. I. p. 474, Hahn, Bardes. gnost. 1819. Daniel. Thesaur. hymnolog. Т. III. 24 Augustin. Conf. IX, 7. X, 33. Paulin. vit. Ambros. с. 4. Сам св. Амвросий в письме к Авксентию говорит, что он писал гимны ligato sermone и прибавляет: hymnorum quoque meorum carminibus deceptum populum ferunt; plane ne hoc abnuo. Собор Бракаренский I. на западе около 560 г. в XII пр. постановил: ut, extra psalmos... canonicarum scripturarum novi et yeteris Testamenti, nihil poemice compositum in Ecclesia psallatur, sicut et sancti praecipiunt canones. Gerbert, ук. соч. С. 1. p. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Первое издание «Толкования...» осуществил Х. Ф. де Рубейс в 1754 г., к-рый также первым предположил, что данный текст имеет стилистическое сходство с проповедями П. Х. ( Rubeis. 1754. P. 228-246; этот же текст перепечатан без изменений: Olivar. 1961. P. 310-312). В 1894 г. нем. ученый Ф. Каттенбуш выступил против такой атрибуции. По его мнению, «Толкование...» представляет собой не проповедь П. Х., а центон, компиляцию из его сочинений ( Kattenbusch F. Das Apostolische Symbol. Lpz., 1894. Bd. 1. S. 107). В 1962 г. Оливар вновь издал текст «Толкования...» ( Olivar. 1962. P. 494-495), сопоставив текст де Рубейса с рукописью. Впосл. «Толкование...» было включено в критическое издание всего корпуса сочинений П. Х. (CCSL. 24. P. 354-355). По мнению Оливара, этот текст является подлинным сочинением, поскольку он имеет литературные, стилистические и структурные параллели со Словами П. Х., а также потому, что в нем фигурирует редакция Символа веры, используемая в подлинных сочинениях богослова. Л. Вестра высказал сомнения в аргументированности мнения Оливара, обратив внимание на то, что текст Символа веры в «Толковании...» в действительности не совпадает с редакцией П. Х. Кроме того, «Толкование...» значительно меньше по объему, чем подлинные Слова П. Х., посвященные изложению Символа ( Petr. Chrysolog. Serm. 46-62); в нем отсутствуют введение и заключение, а также содержатся нек-рые идиомы, не встречающиеся в известных сочинениях П. Х. Автор «Толкования...», по мнению Вестры, хорошо знал проповеди П. Х., но уступал ему в риторическом и богословском отношении. «Толкование...» входило в обряд Крещения, к-рый имел распространение недалеко от Равенны (возможно, в Аквилее) по крайней мере вплоть до IX в. Его автором, т. о., мог быть составитель «Ordo scrutinii catechumenorum», к-рый использовал Слова П. Х., сделав из них ряд кратких извлечений, а также подражая стилю равеннского проповедника ( Westra. 1996). Неподлинные I. Слова (spuria). В «Collectio Feliciana» есть неск. проповедей, к-рые не принадлежат П. Х. Согласно последним исследованиям, к ним относятся следующие Слова:

http://pravenc.ru/text/2580428.html

Клеманом (1714-1793). В 1733-1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 опубл. в общей сложности 43 тома). Др. монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» (Recueil des historiens des Gaules et de la France), начатое М. Буке (1685-1754). В 1738-1786 гг. М. успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в др. странах Европы в XIX в., в т. ч. «Monumenta Germaniae Historica» . В целом с сер. XVIII в. в трудах М. все больше места занимала не патрология или история Церкви, а светская история, в т. ч. работы по истории отдельных франц. провинций и городов ( Morice P.-H. Histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1750-1756. 2 vol.; Plancher U., Merle Z. Histoire générale et particulière de Bourgogne. Dijon, 1739-1781. 4 vol. и др.). Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель Дельрю обратился к кор. Людовику XV с предложением использовать научный потенциал М. для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных ученых этого периода были Р. П. Тассен (1697-1777) и Ш. Ф. Тутен (1700-1754), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» (Nouveau traité de diplomatique. P., 1750-1765. 6 vol.), к-рый развивал идеи Мабильона. В 1750 г. Ш. Клемансе (1703-1778) совместно с Дюраном и М. Дантином (1688-1746) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» (L " Art de vérifier les dates. P., 1750. 2 vol.), впосл. многократно переиздававшийся (подробнее библиографию изданий М. см.: Baudot. 1928. Col. 423-442). М. занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3-4 тыс.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Нерешительность Моголов была выгодна и маратхам, к-рые много сделали для разрушения некогда могущественной империи. Сосредоточив в своих руках реальную власть, пешва (главный министр) Маратхского гос-ва Баладжи Вишванатх Бхат (1713-1720) смог преодолеть внутренние разногласия в среде маратхских феодалов и добиться от могольского правителя права на сбор налогов с 6 суб в Декане. Основанная им т. н. династия пешв правила до 1818 г. При пешвах Баладжи Рао (1720-1740) и Баладжи Баджи Рао (1740-1761) маратхи заметно продвинулись на север и юг, подчинив себе большую часть Южноазиатского субконтинента. Результатом их завоеваний к 30-м гг. XVIII в. стало образование на территории И. ряда маратхских княжеств, самыми крупными среди к-рых были Нагпур (правящая династия Бхосле/Бхонсле), Индаур (династия Холкар), Гвалиор (династия Шинде/Синдия) и Барода (династия Гайквад/Гаеквар). Эти 4 княжества во главе с Махараштрой образовали конфедерацию со столицей в Пуне. В 1739 г. в Сев. Индию вторглось войско иран. завоевателя Надир-шаха, разбившее многотысячную армию правителя Дели Мухаммад-шаха и разграбившее столицу Моголов. Потеряв казну, Моголы лишились последних рычагов воздействия на подданных. Джагирная система практически перестала существовать. Власть Мухаммад-шаха ограничивалась Дели и незначительными территориями между реками Ганг и Джамна (Ямуна). Последующие могольские правители - Ахмад-шах (1748-1754), Аламгир II (1754-1759) и Шах Алам II (1759-1806) - были марионетками в руках афганцев или маратхов. С 1748 г. правитель Афганистана Ахмад-шах Дуррани/Абдали совершил 5 военных походов в Сев. Индию, в результате к-рых Аламгир II был вынужден признать его власть над Пенджабом, Синдом и Кашмиром. В Пенджабе интересы афганцев пересеклись с интересами маратхов, к-рые в стремлении подчинить себе всю И. дошли до сев.-зап. территорий. В сражении при Панипате (14 янв. 1761) афганцы наголову разбили маратхов. После чего маратхи бросили все силы на борьбу с юж. соседями - Хайдарабадом и подвластным ему Карнатиком.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТТШТЕЙН [нем. Wettstein] Иоганн Якоб (5.03.1693, Базель - 9.03.1754, Амстердам), швейцар. протестант. теолог, текстолог НЗ. Изучал философию и теологию в Базельском ун-те. Еще студентом В. занялся исследованием рукописей и ранних переводов НЗ, работал в б-ках Голландии и Англии (1714-1717). По окончании учебы, став пастором, В. подготовил новое издание греч. НЗ. Однако, когда в гранках издания обнаружилось, что он внес в текст варианты, отличные от «общепризнанного текста» (см. ст. Библия ), к-рые он считал более близкими к оригинальным, В. был отправлен за штат, а издание так и не вышло в свет. В. уехал в Амстердам, где в 1751-1752 гг. опубликовал греч. НЗ в 2 томах (Novum Testamentum Graecum editionis receptae cum lectionibus variantibus... necnon commentario pleniore... opera et studio). В этом издании он ничего не менял в «общепризнанном тексте», но под текстом разместил нек-рые варианты, к-рые считал изначальными. Кроме того, под текстом В. поместил 2 объемных критических аппарата, первый из к-рых отражал варианты чтения, предлагаемые различными рукописями. Примененная здесь система обозначения кодексов (маюскулы, или унциалы, - большими лат. буквами, после окончания лат. алфавита - еврейскими; минускулы, или курсивные рукописи, - араб. цифрами) просуществовала без изменений до нач. XX в., когда К. Р. Грегори, сохранив принципы В., привел эту систему в тот вид, к-рый принят в новозаветной текстологии в наст. время (см. ст. Текстология библейская ). Второй аппарат предлагал собрание цитат из произведений классической греч. и евр. лит-ры, пояснявших содержание используемых в НЗ понятий и представлений. В приложении В. опубликовал описание всех известных на то время рукописей НЗ и трактат «О толковании Нового Завета». При интерпретации текста НЗ, как и любого др. произведения, В. считал, что необходимо стремиться прочитать текст глазами первых читателей и учитывать представления, характерные для времени его появления. Лит.: Hulbert-Powell Ch. L. John James Wettstein, 1693-1754. L., 1937. Рубрики: Ключевые слова: АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии

http://pravenc.ru/text/158286.html

В начале рукописи на семи страницах написан рецепт о пользе и употреблении магнезии, на немецком языке. [Рукопись XVIII века, на 7 + 86 + 109 страницах. На внутренней стороне переплета 218. – 21,5 Х 16,6]. XLII (по старому каталогу 769). Hodoeporicon Ruthenicum, seu descriptio itineris longissimi ac periculosissimi magnificorum nobilissimorum dominorum d. Jacobi Ulfeldii , domini de Koxbölle, senatoris regni Danïae, d. Gregorii Ulstandii, domini de Estruph, et d. Arnoldi Ugeruph, domini de Ugeruph, legatorum d. Friderici II, regis Daniae et Noruegiae etc. ad magnum ducem Muscoviae Ivanum Basilii omnium Ruthenorum monarcham, anno Christi 1578, scriptum ab Andreâ N. Fionico, ecclesiaste d. Jacobi Ulfeldii. Denuo exaratum Hafniae, circa annum a Nativitate Domini ac Salvatoris nostri Jesu Christi 1754. Это описание путешествия в Россию посланников Фридриха II, короля датского, в 1578 году, списано с печатного издания 1754 года, на 150 страницах. X 18,1. Внизу заглавного листа рукою А. Ф. Малиновского написано: «приложить к рукописям» и карандашом другой рукой: 82]. XLIII (по старому каталогу 884). [Л. 1. De testamentis ex praesumptionibus. Cap. II. Versic.: item si aliquis... На л. 2 liber II, cap. XIV и XV. На лл. 3–14 liber IV, cap. I-XI, XV-XXIII, XXX. На лл. 15–23 liber VI, cap. II, VIII, X, XXI, XLIVLII, LV–LVII. На лл. 24–61; Ex additionibus legum civilium с 1334 г. по 1656 г. Рукопись на латинском и итальянском языках; писана скорописью XVII в., на 61 л., в переплете, оклеенном чистыми пергаминными листами. На листе, приклеенном к переплету, рукою XVII в. написано: «в книжица» (первую см. выше XXVII, стр. CCXIV). На следующих чистых же листах, до текста, имеются записи: «В», «М» и (рукою XVIII в.) «книжка на латинском и италианском языках о завещаниах». Внизу листов идет счет их славянскими буквами, сделанный в XVII в. – 19,5 Х 14,7]. XLIV (по старому каталогу 890). Tractatus de praetensionibus omnium principum in Europa hodierna die dominantium, т.е. Трактат о претензиях всех князей, господствующих ныне в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Но, впоследствии, дела пошли в переписку, в оттяжку, а причт, между тем, все бедствовал. Прося государыню о подворье, просили, главным образом – «дабы указом Вашего Императорского Величества оный дом приказано было починить коштом Вашего Императорского Величества» (слова прошения Исаакиевского причта в августе 1737 г.); но резолюцией на их   прошение хотя и «дозволено в том дому жить до будущего лета Исаакиевской церкви протопопу с братией и причетнику, которым отвесть в то дому покоев каждому по препорции» (слова резолюции кабинета от 7 сент. 1737 года), но дом чинить велено из доходов Новгородской епархии. Послали из Святейшего Синода указы управителям дома и в Новгородскую консисторию с приказанием – дать денег на починку – и дали, и исправили дом, и на всю починку пошло 153 рубля 60 копеек. Так недостаточно исправленный и, в последствии, не поддерживаемый надлежащим ремонтом, дом этот пришел, в последствии, в такую ветхость, что совершенно уже не гармонировал с окружающими его зданиями. Императрица Елисавета Петровна, обозревая (в 1754 году) заселяемую после пожара местность, среди зданий, воздвигнутых по новым лучшим планам, заметила этот старый и некрасивый дом, и приказала осведомиться, за кем этот дом состоит и для чего он не достраивается. Санкт-Петербургская полицеймейстерская канцелярия, зная, кто в доме живет, но не зная, за кем он в действительности состоит во владении, отношением своим от 5-го июля 1754 года требовала от Святейшего Синода справки: «за кем именно тот дом ныне во владении состоит», а между тем, выставляя на вид, что «по именному, блаженныя памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны указу, повелено на погорелых местах, где и означенный дом состоит, строить регулярные каменные дома и крыть черепицей или железом, а тот дом не регулярно и покрыт дранью, и против прочих регулярных домов оказывает худой вид», просила, «дабы по исправлению того дома починкою и к переделке кровли от Новгородского архиерейского дому, или кого надлежит, соизволено было принудить, дабы оный дом в таком знатном месте далее без починки не оставался».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

557 ст. Меж. Зак., изд. 1893 г., обязывает составлять планы и межевые книги на все участки, образовавшиеся при специальном размежевании дач чересполосного владения. Сверх того, в той же статье постановлено: если владелец обмежеванной дачи, по получении плана, передаст часть оной в постороннее владение, то, сверх выдачи особого плана на ту часть преемнику владения, у прежнего владельца, на плане его и на копии должны быть нанесены границы вымежеванных новому владельцу частей. Зак. Меж. ст. 705, дополн., по Прод. 1890 г. 310 При этом для некоторых покупщиков образовался особый род владения на праве оброчном. Именно сторонние владельцы, купившие после запретительного указа 1727 года участки из тех земель, на коих однодворцы были положены в подушный оклад, или самовольно на них поселившиеся, обязывались, если желали удержать за собой земли, принять вместе с однодворцами участие в содержании ландмилиции; для сей цели они обложены ежегодным сбором по 5 к. за десятину. Украинская ландмилиция перестала существовать в 1769 году; в 1783 однодворцы подвергнуты рекрутской повинности, но сбор по 5 коп. за десятину с некоторых владельцев все еще продолжался, пока не был уничтожен Высочайше утвержденным мнением Государственного совета 22 февраля 1817 года. 311 Впрочем, слово межевать особо заставляет предполагать, что и порозжие отсутственные земли однодворцев предоставлялись в полное распоряжение казны. По межевой инстр. 1754 года земли сего рода, если невозможно было обратить их в надел безземельным однодворцам, предполагалось обращать в продажу от вотч. коллегии. С 1754 по 1766 год некоторые из сих земель могли быть действительно проданы сторонним людям; меж. инстр. 1766 года (XIX, 10) предписывает оставить их за покупщиками, если уже бесспорно за ними обмежеваны. В 1800 году Государственный совет, рассуждая о землях однодворцев, уже не упоминает об отсутственных, а различает только 2 рода земель, жалованные лично или купленные и принадлежащие целым селениям по дачам или по отводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В родительском доме Тимофей жил до четырнадцати лет. В 1737 году были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, которые со всей строгостью предписывали «сделать церковно-служительским детям разбор, и лишних, особливо не учащихся, отдавать на военную службу». В Новгородской епархии, не имевшей тогда епископа, исполнение этих указов было особо ревностным. Тимофей был привезен матерью в Новгород для поступления в Духовное училище. 11 декабря 1738 года он, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде, взявшего его на свое иждивение, был зачислен в Новгородскую Духовную славянскую школу при архиерейском доме. От чтения книг ему приходилось переходить к работе, от копания гряд – к школьным занятиям. «Таким образом, еще не будучи подвижником, Тимофей уже начал предвкушать жизнь подвижническую». В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия Духовная славянская школа была преобразована в Духовную Семинарию. Из общего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведен во вновь открытую Семинарию и принят на казенное содержание. Начальство Новгородской Семинарии присвоило ему новую фамилию – Соколовский. О годах семинарской жизни святитель Тихон вспоминал впоследствии: «Я продолжал учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию, и так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам; куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку». Обучался Тимофей в Семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой Семинарии был недостаток учителей. В 1754 году Тимофей окончил Семинарию. Один из исследователей так характеризует годы его пребывания в ней: «Во время всеобщего увлечения схоластикой, когда в самой Семинарии, воспитавшей святителя, преобладала над всем схоластическая ученость, когда между словом и делом, между мыслью и действительностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хорошо говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали, святитель Задонский был человеком совершенно чуждым указанных недостатков и противоречий». Тимофей был назначен преподавателем риторики (1754–1758). Молодого учителя, отличавшегося необыкновенной сердечностью, скромностью и благочестивой жизнью, все очень любили и уважали: и ученики, и семинарское начальство, и Новгородские архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так прожил Тимофей до 14-летнего возраста. В 1737 г. мать повела его в Новгород, чтобы определить в Семинарию. Но почему-то не вдруг удалось ему поступить туда, и его уже предназначили исключить из духовного звания и определить в военную арифметическую школу. Спасла опять любовь брата, бывшего тогда причетником в Новгороде. Он упросил начальство принять брата в семинарию, обещая помогать ему в содержании. 11 декабря 1738 г. Тимофей был записан в семинарию с фамилией Соколова. Вскоре умерла его мать. Для приобретения дневного пропитания Тимофей нанимался к огородникам копать гряды. И хотя потом Тимофей был определен на казенный счет, но терпел и после того великую нужду. Из казенного хлеба, который он получал, только половину он оставлял себе на пропитание, а другую продавал и покупал свечу, – путем лишения себя в пище он мог заниматься по вечерам. И при таких тяжелых условиях, Тимофей Соколов усиленно занимался, что вызывало насмешки со стороны сверстников. Богатые товарищи, проводя время в играх, подходили к Тимофею и, махая на него отопками лаптей, говорили: «величаем тя». Впоследствии, когда Св. Тихон, уже посвященный во епископа, приехал в Новгород, эти же товарищи пришли к нему для принятия благословения. Святитель сказал им: «вы, братцы, смеялись надо мной, когда мы были в семинарии малолетними детьми, и отопками на меня махали, теперь же и кадилами будете кадить». А они сказали: «прости, владыка святой»! Он же сказал им: «я шутя вам говорю, братцы». Обучение Тимофея Соколова в семинарии было довольно продолжительно: начавшись в 1738 г., оно окончилось только в 1754 году. Это объясняется исключительно тем, что Новогородская семинария, во время обучения в ней св. Тихона, не была еще полной семинарией. Так, он четыре года просидел в риторике, так как до 1745 г. еще не было в семинарии философского класса; затем четыре же года Тимофей Соколов просидел в философии, так как богословский класс был открыт только в 1748 году. А потом, вследствие смерти учителя этого класса и неимения другого подходящего учителя, богословский класс был прикрыт, ученики же снова обращены в философский класс, где пробыли до 1750 г. В 1750 г. св. Тихон снова стал слушать Богословский класс, который окончил в 1754 году. Но уже в 1750 г. он, будучи еще семинаристом, определен был учителем греческого языка, который и преподавал до окончания семинарии, после чего был определен учителем риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010