Позднее в старые постройки чаще всего привносили тоновские элементы, напр. килевидные кокошники и луковичные главы: сев. придел (1845-1860) ц. свт. Николая Чудотворца «Белого» в Вел. Новгороде (1311); приделы (1858) Преображенской ц. в дер. Леохново Старорусского р-на (1788). В 1853-1854 гг. был пристроен обширный притвор и над ним возведена колокольня с шатровым верхом (архит. А. В. Мусселиус, не сохр.) к Благовещенской ц. в Аркажах; сооружена колокольня с луковичной главой (ок. 1868) при Петропавловской ц. на Синичьей горе. В тоновских формах были перестроены церкви: Иверская (прп. Арсения Новгородского) на Ярославовом дворище, Пятницкая в Ст. Руссе (1884-1885, 1891-1894, инженер Ф. Т. Курапов; 1915-1916, архит. А. Н. Дьяков; не сохр.). Органичность дополнения тоновскими пристройками храмов XVI в., которые служили прототипами для проектов самого Тона, демонстрирует сев. придел во имя свт. Тихона, еп. Задонского (1902-1904), при трапезной Сретенской ц. новгородского Антониева мон-ря, пристроенный по инициативе архим. Димитрия (Сперовского). Михаило-Архангельская ц. на Прусской ул. (1685) в Новгороде перестраивалась в 1853 и 1866 гг. ( Селезнёв М. А. Описание ц. св. Михаила Архангела в Прусской ул. в Новгороде. Новг., 1866). В честь окончания Кавказской войны при ней была заложена колокольня с отделкой в русско-романском стиле (вероятно, по проекту 1856 г., возведена в 1864 под наблюдением губ. архит. Ф. И. Гуссаковского, не сохр.). Вознесенская ц. в дер. Речки Солецкого р-на (1865) была расширена приделами в 1909 г., сочетает детали рус. стиля и классицизма, напр. пояса килевидных тоновских наличников в стилистике XVII в. В 1882 г. в рус. стиле с сохранением 3-частной композиции была перестроена барочная Успенская ц. 1773 г. в с. Полнове Демянского р-на (не сохр.). В 1911-1912 гг. на месте флигеля архиерейского дома был построен новый епархиальный Арсениевский дом с декором в стилистике раннего классицизма, соответствующей старому зданию (проект архит. М. Т. Преображенского, строитель - городской архит. Н. Рагулин).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем к-рого был до этого архиепископ. В К. был возведен 1-й из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания,- 3-нефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный - скорее всего деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Зап. рукав имел 8 травей (сохр. сев. стена) и был фланкирован с запада 2 башнями (до 1834 сохр. сев.-зап. башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, зап. углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохр. северная). Вост. часть храма имела 5 т. н. эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: 3 продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящен в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в 1-й четв. XII в. (после 1096 и до 1126) оказавшийся недостаточным хор собора был заменен большим (длиной ок. 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и 3 капеллами (центральная не сохр.). В углы между зап. стенами трансепта и хором были встроены 2 невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещенная 3-нефная крипта (окончена в 1107). Капители ее колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) неск. мастерами; работы завершились не позже 20-х гг. XII в. Некоторые колонны считаются выдающимися произведениями англ. романской скульптуры ( Clifton-Taylor. 1986. P. 64). За алтарем сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Епархии первого класса 1 . Киевская Митрополия начало существования своего имеет со времен Великого Князя Владимира с 988 года. Митрополиты ее, как во время пребывания своего в Киеве, так и по пренесении престола во Владимир, а потом в Москву, до самого разделения Всероссийской Митрополии, именовались Киевскими и всея России. Когда же Московские Митрополиты возведены в Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислении их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место. Ныне Митрополиты именуются Киевскими и Галицкими и Киевопечерскими Священно-Архимандритами. 2 . Новгородская учреждена при том же Великом Князе Владимире в 992 году. С начала были в оной Епископы, потом с 1166 года первые в России Архиепископы и наконец Митрополиты, которые именуются ныне Новгородскими, С. Петербургскими, Александроневской Лавры. 3 .  Московская Митрополия. По перенесении из Владимира в Москву Святым Петром Митрополитом в 1325 году Престола Митрополии Всероссийской, хотя и имели они пребывание свое в Москве, но до кончины Св. Ионы все Митрополиты именовались не Московскими, а Киевскими и всея России. Когда же в 1461 году учинилось совершенное разделение Всероссийской Митрополии на Киевскую и Московскую, то Митрополиты последней начали уже именоваться Московскими и всея России. По учреждении в России в 1589 году Патриаршества, первый возведенный в сие достоинство был Иов Митрополит Московский, и все последующие за оным Патриархи до 1700 года имели пребывание свое в Москве. По кончине же последнего Патриарха Адриана Блюстителем и Эксархом Патриаршеского Престола был с 1702 по 1722 год Стефан Яворский Митрополит Рязанский. В 1722 году Императрица Елисавета Петровна учредила Епархию Московскую, в которой бывшие с того времени Архиепископы и Митрополиты именовались по 1748 год Московскими и Владимирскими; с 1748 года Московскими и Севскими; с 1748 Московскими и Калужскими. С 1799 года поныне Митрополиты оной именуются Московскими и Коломенскими и СвятоТроицкой Сергиевой Лавры Священно-Архимандритами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Блонницкий Иаков, иеромонах, бывший учитель Тверской семинарии; в конце 1743 года, по рекомендации Киевского митрополита Рафаила Заборовского, вызван из Лубенского Мгарского монастыря в наставники греческого языка в Московскую Академию, где и пробыл до 1745 года 138 ). Умер в Киеве 14 апреля 1774 года 139 ). Мокрицкий Анания, иеромонах; поступил из Киева в 1743 году учителем синтаксимы, а в 1745 году за старостию уволен в Киево-печерскую лавру. Рудинский Никодим, иеромонах из киевских воспитанников, бывший прежде в Коломне, учитель реторики в 1744–47 г.г. В августе 1747 года поступил в С.-Петербург в законоучители Шляхетского Кадетского корпуса и здесь скончался в начале 1753 года 140 ). Григорович Кондрат, в монашестве Кирилл, из студентов философии Киевской Академии, 1741–44 г.г. был учителем Рязанской семинарии 141 ), в 1744 году определен в Московскую Академию учителем фары, в 1745 году преподавал здесь грамматику и инфиму, в 1748 году пиитику, в 1752 году реторику. В 1753 году определен законоучителем в Шляхетский Кадетский корпус 142 ). После 1759 года он был игуменом Лебединской Михайловской Предтечевой пустыни, Харьковской епархии, и отсюда переведен в Белгород 143 ). Бродский Константину воспитанник Киевской Академии 144 ), в 1748 году вызван в Московскую Академию в преподаватели философии, в июле 1748 года определен префектом, в августе 1749 года назначен наставником богословия; в 1753 году определен ректором Харьковского Коллегиума и архимандритом Покровского монастыря и скончался в 1703 году. Сломинский Гедеон, из профессоров Киевской Академии выбывший в 1747 году, в 1754 голу определен ректором Московской Академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря и пробыл в этих должностях до 1761 года. Скончался в 1772 году архимандритом Киевского Выдубицкого монастыря 145 ). Гловацкий Варлаам, иеромонах, воспитанник Киевской Академии и бывший учитель Тверской семинарии 146 ), в 1749 году назначен был вместо оказавшегося больным иеромонаха Порфирия Падуновского учителем философии в Московскую Академию 147 ), где в 1753 году был префектом 148 ). В 1776–8 г.г. был архимандритом Лубенского Мгарского монастыря 149 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

23 марта 1745 года архимандрит Иоасаф приехал в Лавру и здесь, в знаменитой обители святорусской, воздвигнутой не златом и серебром, а молитвенным потом и слезами пустынножителей, «начал жить с Богом на послушании наместническом». Наместническое послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандрит Иоасаф проходил до июня месяца 1748 года. За время служения в Лавре он явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля — священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Последний, как член Святейшего Синода, в течении большей части года находился в С.-Петербурге и потому в деле управления Лаврой вынужден был полагаться на ближайшего и надежнейшего своего сотрудника — наместника архимандрита Иоасафа. Приснопамятный архимандрит Иоасаф был, следовательно, ближайшим и постоянным управителем Лавры. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием и победоносно совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге внутренней духовной борьбы и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей. Но недолгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Промысл Божий скоро указал ему, великому труженику Божиих дел и носителю Божией благодати, более обширное и многотрудное поприще деятельности архипастырской, к которой он уже практически был подготовлен. Вскоре он был призван к архипастырскому служению. Кафедральный Свято-Троицкий собор г. Белгорода 1 января 1748 года скончался Антоний Черновский — митрополит Белгородской епархии. Св. Синод представил Ее Величеству доклад со списком кандидатов на это место. В числе кандидатов был помещен архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры наместник Иоасаф (Горленко). 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении высокопросвященного, попечительного и трудолюбивого архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на обширную в то время Белгородскую епархию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Весной 1747 г., при ректоре архим. Дамаскине (Аскаронском; впосл. епископ), в ун-т при С.-Петербургской АН были отобраны 10 способных и знающих лат. язык учащихся из «школ» философии и риторики (ОДДС. Т. 28. 36). В янв. 1748 г. архим. Дамаскин был уволен из ДС из-за конфликта с воспитанниками, а новый ректор, архим. Иосиф (Ямницкий), приступивший с нач. 1748/49 уч. г. к чтению курса богословия, 30 дек. 1748 г. скончался. Богословский класс ДС был вновь открыт лишь в 1750 г. новым ректором - архим. Иоасафом (Миткевичем, 1750-1756; впосл. епископ). При нем состоялся и ее 1-й выпуск: в 1754 г. полный курс окончили 28 студентов, 4 из к-рых стали епископами (свт. Тихон Задонский - в 1761; Антоний (Ферапонтов) - в 1767; Симон (Лагов ; впосл. архиепископ, в 1759-1761 ректор ДС) - в 1769; Иоанникий (Микрицкий) - в 1775). Тимофей Яковлев, рукоположенный в 1755 г. во священника к посольской церкви в Стокгольме, в 1761-1769 гг. служил законоучителем Морского корпуса в С.-Петербурге. В 1761-1767 гг. ректором ДС был архим. Лаврентий (Баранович), в 1767-1770 гг.- архим. Дорофей, в окт. 1770 - янв. 1774 г.- «ученейший муж» архим. Транквиллин. При введении в 1764 г. штатов митр. Димитрий (Сеченов) смог обеспечить ДС самым высоким окладом (8285 р. в год), но не обошлось без задержек с финансированием. В окт. 1767 г. по ходатайству митр. Димитрия имп. Екатерина II разрешила совершать постриги в семинариях ради пополнения «ученого монашества» (преподавательских и адм. кадров); в Новгороде они начали регулярно совершаться лишь с полноценным замещением в 1775 г. вдовствовавшей архиерейской кафедры (в периоды межархиерейства постриги приостанавливались: в частности, с этим была связана 4-летняя задержка с принятием монашества окончившими ДС в 1754). В дек. 1768 г. учащиеся ДС донесли в Синод «о чинимом им Новгородским семинарским правлением во всем неудоволствии, как то в одежде и пище». Была затребована денежная отчетность, но рассмотрение не состоялось, а в нач. 1770/71 уч. г. архим. Дорофей был смещен с поста ректора. В 1769 г. Синод вызвал 2 семинаристов для обучения «лекарской науке» на коште ДС у синодального лекаря И. Фукса, к-рый устроил их «волонтирами» при С.-Петербургском генеральном сухопутном госпитале для прохождения теоретического и практического курса. Один из них, Стефан Калинин, удостоился аттестата лекаря от Медицинской коллегии и 7 нояб. 1774 г. был определен Синодом к исправлению лекарской должности в Новгородской ДС (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 263).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Наконец, были в это время в Киево-Печерской лавре и такие ученые иноки, из числа воспитанников Киевской Академии, которые, подолгу оставаясь в лавре, исполняли в ней особенные какие-либо поручения – ученые, литературные, юридическо-административные и др. К числу таких лаврских иноков принадлежал и Софроний Тернавиот, к описанию жизни и деятельности которого мы теперь и переходим. Глава II. Биография Софрония Тернавиота и история его московской командировки Софроний Тернавиот 164 в миру назывался Стефаном. Он был сыном бунчукового товарища, числившегося в Киевском Малороссийском полку и жившего в Киеве, на Подоле. Здесь и родился С. Т. в 1725 г. 165 Можно думать, что в 1735–1736 гг., когда ему исполнилось 10–11 лет, он был определен в Киевскую Академию для обучения. По крайней мере, в ведомости студентов, относящейся к апрелю 1737 г., мы видим С. Т. учеником аналогии (самого низшего академического класса). В это время ему было 12 лет от роду, и он оказывал средние успехи в учении 166 . В ведомости следующего года он значится уже учеником «инфимы», сыном «козачим» и успехов «мерных» 167 . К сожалению, на этом и оканчиваются наши сведения о времени академического образования С. Т. Есть указания на то, что он не окончил полного академического курса и учился только «по философию». 168 Летом 1748 года, быть может, по окончании философского класса, С. Т., вместе с другими своими товарищами и студентами других классов Киевской Академии, заявил желание принять монашество и быть постриженным в Киево-Печерской лавре 169 . Самое пострижение его совершилось 26 июля 1748 года, причем поручителем его был соборный лаврский старец и наместник Троицкого больничного монастыря Иакинф Максимович, который и сам был, как мы знаем, уроженцем Киево-Подола 170 . В течение 1748 и 1749 г. г., С. Т., по-видимому, оставался простым монахом в лавре и исполнял здесь разные послушания, не исключая и самых низших 171 . В следующем 1750 году мы видим С. Т. в числе иеродиаконов, служивших в церкви Троицкого больничного монастыря 172 . Сюда был взят он, вероятно, наместником этого монастыря, вышеупомянутым Иакинфом Максимовичем, который, по-видимому, был близким родственником С. Т. 173

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

2. Из Исторического, Географического и Топографического описания С.-Петербурга, изданного в 1779 году, Рубаном. Монастырь Новодевичий, во Имя Воскресения Христова, заложен 30 Октября 1748 года, от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны на том месте, где был до того Ее Дворец, именуемый Смольный. Сия Обитель и в ней Церковь , великолепнейшим образом сооружаемые, строением сице не окончены, и Ее Величество Государыня Императрица Екатерина Вторая, пекущаяся о пользе Российского народа и на верх блаженства возводящая оный, в 1764 году благоволила учредить в ней Общество 200 благородных девиц, где оные, прославляя щедроты Монаршия, и воспитываются на основанни изданного о том в свет от Ее Императорского Величества Устава. 3. Из описания Санкт-Петербурга Ивана Пушкарева, изданного в 1839 году. На берегу Невы напротив Охты, находилась деревня Смольная, в которой устроен был завод дегтярный, снабжавший смолою сперва Ниеншанцы, a после и С.-Петербургское Адмиралтейство. Близ этого места Петр, Великий в 1720 году построил загородный Дворец, наименованный от того Смольным, и назначенный для пребывания Великой Княжны Елисаветы Петровны в летнее время. По вступлении Ее на Престол, Смольный Дворец опустел, Императрица жительствовала обыкновенно в Зимнем Дворце, и лишь изредка посещала прежнее жилище, в котором провела лета юности. Вскоре Она вознамерилась превратить его в приют бедным сиротам девицам, и с этою целью, однажды в Октябре 1748 года, объявила члену синода Архиепископу Симеону, что желает на месте Смольного Дворца воздвигнуть Девичий Монастырь с Церковными и прочими зданиями: «Мысль священная и благотворная по последствиям». Думают также, что сама Императрица намеревалась провести в сем Монастыре остаток дней Своих, сдав правление Петру III, но это, как известно, не исполнилось. В 30 день Октября 1748 года, Преосвященнейший Симеон отслужил молебствие в Церкви Конной Гвардии, и обойдя с крестами вокруг Дворца, в присутствии Императрицы положил основание новому Монастырю, названному по Соборному храму Воскресенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010