Березники. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты БЕРЕЗНИКИ. ЦЕРКОВЬ СОБОРА БОГОМАТЕРИ, сер. 18 в. Расположена на окраине древнего села, у дороги. Каменная церковь с колокольней и двумя приделами (Иоанна Предтечи и Смоленской Богоматери) построена в 1748 г. Рядом с ней до кон. 19 в. стояла деревянная церковь Собора Богоматери 1724 г. (не сохр.). Колокольня храма утрачена. Один из интересных храмов области, архитектура которого следует местным традициям, восходящим к 17 в. В объемной композиции доминирует сравнительно крупный бесстолпный четверик в два света, слегка вытянутый по продольной оси; над его четырехскатной кровлей поставлены пять широко разнесенных луковичных глав на глухих цилиндрических шеях. Более узкий и низкий алтарь имеет пятигранную форму. Крупная трапезная (юго-западный угол ее утрачен при разборке колокольни) под двускатной кровлей вносит асимметрию в общее построение: вытянутая в одну линию с южным фасадом четверика, она сильно расширена к северу благодаря приделу с прямоугольной апсидой, ранее увенчанной небольшой главкой над скатом кровли. Убранство фасадов довольно сдержанно: плоские лопатки закрепляют углы объемов, в завершении проходят простые карнизы с мелкими сухариками. Оригинален аттик четверика с четырьмя нишами - кокошниками на каждом фасаде и с поясом бегунца под ними (на боковых фасадах посредине разделены короткой лопаткой). Необычно расположение окон на северном и южном фасадах четверика: проемы обоих светов расположены в нижней части стен в две оси и смещены к востоку. Все проемы здания прямоугольные; у четверика они имеют скругленные верхние углы, часть из них обведена уступчатыми рамками и помещена в арочные ниши. Помещение храма перекрыто высоким сомкнутым сводом; коробовые своды трапезной опираются на два мощных столба, поставленных в центре по оси восток-запад, над алтарной апсидой придела - три лотка. Первоначальная клеевая живопись сохранилась в среднем ярусе стен храма. Это интересный пример росписи 1-й трети 19 в., где композиции в стиле классицизма сочетаются с гризайльным орнаментом, соединившим в себе как барочные, так и классицистические черты. На южной и северной стенах евангельские сцены размещены асимметрично, что связано с расположением окон. Большое внимание уделяется тщательно проработанным пейзажным либо архитектурным фонам; наиболее выразительны пейзажи в духе романтизма в сценах " Исцеление слепого " и " Христос и самаритянка " на северной стене. В широком гризайльном фризе между окнами первого и второго света барочные раковины и завитки дополнены херувимами и вазами с фруктами. Композиции первого яруса были написаны на фоне рисованных пилястр с ионическими капителями, а небольших размеров сцены третьего яруса объединялись с композициями второго орнаментальной декорацией.

http://sobory.ru/article/?object=12626

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУДИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Дудзицкая] (празд. 1 окт.), чудотворный образ, явленный, по преданию, на сосне. Икона получила название по месту явления в расположенной на берегу р. Птичь дер. Дудичи в Игуменском повете Минского воеводства (ныне Пуховичский р-н Минской обл., Белоруссия). С 1748 г. Дудичи принадлежали Александре Заранковской (ум. ок. 1780), дочери Казимира Заранка, бывшего подчашим Волковысского повета. В 1781 г. супруг Александры, витебский воевода Юзеф Прозор, внес 3 тыс. серебряных р. на строительство деревянной приходской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (заложена в 1778/80 на месте старого деревянного костела как униатская, с 1839 - православная, в 1885 перестраивалась, не сохр.). В 1782 г. к денежному вкладу добавились одна волока (ок. 16,5-16,8 га) земли и сенокосы близ деревни. В 1766 г. в результате ходатайств Александры кор. Станислав Август выдал привилегию на организацию торговли в Дудичах: кроме понедельников устраивались также 3 ярмарки в год - на праздники Крещения Господня, Покрова Богородицы и католич. праздник Защиты (Опеки) Богородицы (в указе приведены 2 первых праздника, празднование 3-го, совпадающего по юлианскому календарю с Покровом, совершалось по григорианскому календарю). Доводом к разрешению организации ярмарок могло быть признание иконы чудотворной еще до 1766 г., т. е. прославленной местночтимой святыней, собиравшей множество паломников. В кон. XVIII в. некие Ратыньские (?) выкрали икону из храма и поместили в своих владениях в Дудичах, с тем чтобы получать доход от паломников, к-рые будут посещать святыню. Дело закончилось судебным разбирательством, и икона была возвращена в церковь. Письменное упоминание о Дудичах как о месте почитания Д. и. в кон. XVIII в. сохранилось в «Исторической песне о Пречистой Деве в церкви Ладзеньской», помещенной в сб. «Песни божественные в торжественные праздники согласно правилам Римской Католической Церкви, собранные на весь год» (Вильно, 1799).

http://pravenc.ru/text/180543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Дуниловская Казанская икона Божией Матери Дуниловская Казанская икона Божией Матери (празд. 29 июня), чудотворный образ, местночтимая святыня Вологодской епархии. Согласно Синаксарю (1738-1748?, утрачен в 1861; текст воспроизведен в кн.: Лебедев В. Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией Матери и о Дуниловской Богородской пуст. Вологда, 1899), икона явилась в 1677 г. «близ Андангских починков», в устье р. Дуниловки, впадающей в р. Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалёвский, «государев крестьянин», приписной к Кичменгскому Городку. Диомид поместил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре вместе с сыновьями поставил на месте явления одноглавую 8-гранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом (не сохр.), где поместил икону. Весть об обретении иконы облетела округу. Священники с причтом приходили на место явления и совершали молебны перед чудотворной иконой, к-рая исцеляла многих больных из окрестных сел и деревень. Вблизи часовни возникло поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет подвизался возле часовни как монах-отшельник. В наст. время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком с натянутой тетивой, как на гербе Вятки. Д. и. (62,5×37,3 см) 2-частная: в верхнем регистре - образ Божией Матери типа «Казанская» с предстоящими прор. Илией и арх. Михаилом, в руках у которого соответственно скипетр и держава, в нижнем ярусе представлено изображение свт. Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от к-рого в круглых медальонах изображены Тихон, еп. Амафунтский, и вмц. Параскева. Во 2-й пол. XIX в. великоустюжскими мастерами на средства (600 р.) никольского купца А. П. Рыжкова был изготовлен серебряный оклад иконы, весом ок. 2,5 кг, имел эмалевые поля и каменья в венцах. В нач. XXI в. оклад восстанавливали в мастерской Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса мон-ря ; одновременно для вологодских храмов выполнялись списки Д. и.

http://pravenc.ru/text/180581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями. Феодор Яковлевич Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ) Протопр. Феодор Дубянский. Портрет. 1761 г. Худож. А. П. Антропов (ГЭ) (1691, с. Понорница, ныне Черниговской обл.- 27.11.1769, С.-Петербург), протопр., духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II . Выходец из укр. духовенства. Родом из укр. вотчины цесаревны Елизаветы Петровны, там же принял священнический сан. Женился на дочери прот. Константина Шарогородского, духовника цесаревны. После смерти Шарогородского в 1735 г. унаследовал его место. По восшествии на престол Елизаветы Петровны стал протопресвитером, настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле (с 1749) и собора Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце в С.-Петербурге (с 1754). Известно, что Ф. Я. подарил в ризницу Благовещенского собора Московского Кремля золотые сосуды весом более 7 фунтов. Благодаря близости к фавориту императрицы А. Г. Разумовскому Ф. Я. пользовался влиянием в придворных кругах. Слыл ловким царедворцем, устроившим родственников при дворе. Сопровождал императрицу в поездках. Елизавета Петровна передавала распоряжения Святейшему Синоду через Ф. Я., к-рый зачастую действовал вопреки позиции Синода и даже вмешивался в назначение епископов. В. О. Ключевский в обзоре царствования Елизаветы Петровны писал, что она была послушной духовной дочерью Ф. Я. на протяжении всего периода правления ( Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 4. С. 313). По одной из версий, именно по настоянию духовника императрица в 1742 или 1744 г. тайно венчалась церковным браком с Разумовским. По нек-рым данным, таинство совершил Ф. Я. в ц. Знамения с. Перова под Москвой. В 1744 г. Ф. Я. освятил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Рыбной слободе (ныне в черте С.-Петербурга). В 1744-1747 гг. ему были пожалованы поместья (8 тыс. крестьян) в окрестностях Чернигова и С.-Петербурга, в т. ч. Кёрстовская вотчина в Ямбургском у. С.-Петербургской губ. (1746), имение Шапки на р. Тосна и мыза Порецкая в Шлиссельбургском у., мыза Богуславка (Богословка) на правом берегу Невы (1747). В нояб.-дек. 1748 г. в Кёрстове он построил в стиле укр. барокко деревянную ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.), послужившую образцом при строительстве Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в С.-Петербурге. С 1743 г. владел домом на Фонтанке близ подворья Троице-Сергиевой лавры , с 1751 г. особняком З. Г. Чернышёва на Миллионной ул. с Преображенской ц. (в наст. время на этом месте Новый Эрмитаж), с 1762 г. бывш. Вологодским подворьем с ц. вмц. Варвары на 1-й линии Васильевского о-ва. В 1754-1756 гг. по его проекту для Измайловского полка в С.-Петербурге был выстроен деревянный Троицко-Измайловский собор в виде равноконечного греч. креста с портиками.

http://pravenc.ru/text/180536.html

из с. Вершина, ныне в музее «Малые Карелы» близ Архангельска (1672), Никольская ц. в с. Согиницы Ленинградской обл. (1696-1698). Происхождение шатра спорно, сторонники «теории самобытности» настаивают на том, что он зародился в деревянном строительстве и был заимствован каменными храмами. В последние годы все больше подтверждается т. зр., согласно к-рой особое влияние на распространение каменных и деревянных шатровых храмов оказала ц. Вознесения в Коломенском (1532), построенная итал. мастером ( Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50). Др. типы завершений сохранившихся храмов восьмериком от земли - крещатая бочка (ц. Собора Богородицы из с. Холм, ныне в Костроме (1552, XVIII в.)), укр. кровля-баня (ц. свт. Николая в с. Зачачье Холмогорского р-на АО (1687, 1748). Известны также 10-гранная ц. Воскресения в пос. Важины Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1630, перекрыта классицистическим куполом в 1827-1831) и 6-гранная ц. Богоявления в с. Пянтег Пермского края (1617, шатер не сохр., перестроена, по всей видимости, из оборонительной башни). Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Церковь Успения Богородицы в с. Варзуга Мурманской обл. 1674 г. Постройки с квадратной в плане клетью (четвериком) в качестве основного объема отличаются многообразием завершений. Шатровые храмы типа восьмерик на четверике (подобные аналогичным каменным) - Петропавловская ц. на Лычном о-ве в Кондопожском р-не Карелии (1620, сер. XVIII в.), Воскресенская ц. в М. Немнюге Пинежского р-на АО (1642, не сохр.), Варваринская ц. в Яндомозере Медвежьегорского р-на Карелии (1650), ц. Рождества Богоматери в с. Гимрека Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1659-1695), ц. Иоанна Златоуста в с. Саунине Каргопольского р-на АО (1665). Поздние шатровые храмы часто достигали огромных размеров - церкви Покрова в Лядинах (1743), Успения в Кондопоге в Карелии (1774), Димитрия Солунского в с.

http://pravenc.ru/text/171732.html

языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом. Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.

http://sobory.ru/article/?object=01817

В янв.-февр. 1746 г. на севере Камчатки произошел бунт оленных коряков, юкагиров и алюторцев, к к-рым присоединились крещеные ительмены. Причиной бунта послужили злоупотребления казаков и сборщиков ясака, а не реакция на христианизацию, как беспочвенно указывается в ряде источников (известно, что бунтовщики не рушили крестов). Во время беспорядков были убиты иером. Флавиан, студент Кочуров, дьячок Ф. Смирнов и пономарь В. Решетков, а также 40 солдат и 12 сборщиков ясака. В мае организаторы бунта сдались властям, И. настоял на наказании не только восставших, но и сборщиков ясака. За 5 лет И. совершил 4 поездки по полуострову. Во время первой из них, начавшейся 26 нояб. 1745 г., были переписаны ранее крещенные 5607 чел., И. лично крестил 1709 чел. (отчет Синоду от 16 мая 1746). В сент. 1746 г. И. направился вверх по рекам Камчатке и Еловке с целью обозрения, «како пребывают в вере камчадалы». Наказывал за прелюбодеяние, содомский грех, употребление мухоморов (для волхвований или достижения наркотического опьянения) и др. как «инородцев», так и казаков. Капитан 1-го ранга А. С. Сгибнев утверждал, что начальник миссии был «жесток и бесчеловечен» и «как палач наказывал всех плетьми, перед церковию, за малейшее несоблюдение церковных правил и непременно сам присутствовал на экзекуции» ( Сгибнев. 1869. С. 56). Но подобные наказания, практиковавшиеся еще в Византийской империи, И. применял исключительно за серьезные преступления. Вторая миссионерская поездка началась в нояб. 1746 г. с посещения Бобрового берега (побережье Кроноцкого зал.). 6 дек. И. выехал в Верхнекамчатский острог, где в том же месяце освятил Богоявленскую ц. Вернулся 27 марта 1747 г., за время поездки были крещены лишь 10 чел. С 13 нояб. 1747 по 23 марта 1748 г. состоялась 3-я поездка по Камчатке. И. отправился в Тигиль, посетил Большерецкий острог и Петропавловскую гавань. Много беседовал с паствой (в каждом острожке находился по 3 дня), побывал в 3 школах, где числилось 205 учеников, вернулся через Бобровый берег. В последнюю поездку (с нояб. 1748) И. посетил Ичу и Тигиль, чтобы распорядиться о постройке новых церквей, разграничении приходов и др. В нач. 1749 г. он составил катехизис «Сила Божественного учения, вкратце начертанная» (текст не сохр.; зарегистрирован в «Каталоге российским книгам Библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составленном им самим» (М., 1846) под 580) и разослал его в списках по камчатским церквам и молитвенным домам для прочтения во все воскресные и праздничные дни с запретом что-либо добавлять и убавлять.

http://pravenc.ru/text/578110.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в. В связи с предполагавшимся посещением Малороссии императрицей в начале зимы 1742/43 г. А. В. первый раз был вызван туда гр. А. Г. Разумовским. По заказу фаворита императрицы архитектор спроектировал и начал строительство обширного, богато отделанного дворца к югу от г. Козельца Черниговской губ., в пойме на левом берегу р. Остёр (ныне с. Алексеевщина, не сохр.). Небольшой дворцово-парковый ансамбль был спроектирован в традициях 1-й пол. XVIII в. Главный дом располагался на центральной оси парка и удачно сочетался с окружающим ландшафтом и сложившейся застройкой (Там же. С. 16, 21). Дворец предназначался для приезда императрицы, в дальнейшем там предполагалось устроить резиденцию А. Г. Разумовского. Возможно, дворец послужил прототипом его же усадьбы в Перове под Москвой и резиденции имп. Елизаветы в Киеве. Летом 1743 г. А. В. вернулся в столицу. Повторно он был отправлен в Малороссию в 1747 г. для возведения церкви в Козельце и, вероятно, для строительства в Глухове резиденции для нового гетмана гр. К. Г. Разумовского. А. В. спроектировал деревянное «строение» (1749-1751, не сохр.), напоминавшее царскосельское. В ансамбль должна была войти церковь, а также театр, манеж, оранжерея. А. В. продолжил строительство усадьбы - бывш. путевого дворца имп. Елизаветы, в частности главного дома, ц. Воскресения Христова (первоначально Алексиевская, не сохр.), «садов» и пруда (1748-1757, 60-е гг. XVIII в.). Он спроектировал усадьбу Н. Д. Разумовской в Адамовке с большим деревянным домом (1748 - нач. 50-х гг. XVIII в.) и здание канцелярии Киевского полка в Козельце (1756-1757, 1765, возможно, 1761-1766, сохр.). Двухэтажное сооружение имеет элементы барокко и раннего классицизма, необычна лоджия-терраса на верхнем этаже, огражденная аркатурой. В 1753 г. А. В. были присвоены звание архитектора и чин капитана. Собор в Честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

Изящество храма подчеркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придает широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Церковь во имя Св. Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе в Тотьме. 1768–1772, 1780–1788 гг. Фотография. 2004 г. Элементы раннего барокко и древнерус. формы сочетает 2-ярусная бесстолпная ц. св. Иоанна Предтечи (1738-1740), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской ц. в Тотьме (1744-1749). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до наст. времени Воскресенская ц. на Ленивой площадке (1762-1763) и ц. Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объем храмов завершали ступенчато расположенные 5 глав на 2-ярусных барабанах. Упрощенным завершением отличалась ц. свт. Леонтия Ростовского (1758, не сохр.). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились 3-частные храмы с колокольнями над притвором, основной объем к-рых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде 2 вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, напр. церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дюдиковой пуст. (1748, не сохр.), в честь Владимирской иконы Божией Матери (1759-1764), свт. Николая на Сенной пл. (1713-1777; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохр.), Успения Пресв. Богородицы (50-е гг. XVIII в., действующая), прп. Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), вмч. Екатерины во Флоровке (1776, не сохр.), Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778-1780, действующая), арх. Гавриила (1780), Богородицкая на Верхнем долу (не сохр.), Преполовения Господня в Устюжне (1800, не сохр.). Нарядный Владимирский храм, 2-светный, ярусный, с 5-гранным алтарем и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская ц. в Новинках (1772, частично сохр.).

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010