Запрещение возводить кого-либо из новообращенных в епископа, Апостол обосновывает так: να μ τυφωθες ες κρμα μπσ το διαβλου. Τυφωθες – от τυφς – чад, дым, в переносном значении – тщеславие, самомнение, заключает в себе здесь, преимущественно, понятие самомнения или гордости, которая омрачает ум и лишает его способности познавать истину точно также, как дым омрачает взор и не дает видеть вещи в их настоящем положении. Поэтому то, в 6:4 изучаемого послания τετφωται стоит рядом с μηδν πιστμενος – ничего не знает. Что новообращенный, при быстром возвышении в священный сан, может возгордиться – явление психологически вполне возможное и понятное. Новообращенный, еще не утвердившийся в христианском смирении, вдруг становится предстоятелем церкви, наставником общества. Трудно ли возмечтать такому человеку о себе, о своих достоинствах? На него смотрят, как на отца, все прибегают к нему с любовью, все оказывают ему уважение и покорность, поверяют ему чувства свои, забывая перед ним и высоту своего звания, и достоинство заслуг, и знатность рода, и другие преимущества гражданской жизни, признаются ему в своих ошибках и падениях, и охотно принимают от него духовное наказание. Не трудно при таких обстоятельствах человеку, неукрепившемуся в христианском смирении и не достигшему христианской чистоты, впасть в самомнение и гордость. Слово κρμα часто употребляется у 70 и всегда с ударением острым (в атт. с блеченным); у классиков оно почти не употребительно: напр., нет его вовсе у Ксенофонта, Платона, Демосфена, Аристотеля, очень редко встречается у Полибия и Плутарха 1743 . 70, через κρμα постоянно переводят 1744 (от ), что означает суд, судебное решение, приговор 1745 , постановление, закон 1746 . С таковыми же значениями употребляется и κρμα у 70 1747 . В Новом Завете κρμα имеет значение суда, судебного решения, осуждения 1748 . Кроме этого, и κρμα, последнее в В. и Н. Завете, имеют значение тяжбы, судебного процесса 1749 . В изучаемом месте, κρμα одинаково может иметь значение, как судебного решения, осуждения, так и судебного процесса, тяжбы. В первом случае, мысль Апостола та, что, возгордившийся епископ подпадает одинаковому с диаволом осуждению, во втором, – что он подлежит тому же самому суду, судебному процессу, как и диавол. Оба мнения большой разницы между собой не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Больше трех лет прожил Иван в одиночестве в лесной чаще на берегу Северной Двины — голодал, терпел холод и нападки окрестных крестьян. А потом, пройдя пол-России, назвался поповским сыном и был принят послушником в Площанскую пустынь. Но настоятель скоро засомневался — очень уж не похож был новичок на поповича. И чтобы не было потом неприятностей от начальства, когда откроется, что он беглый крепостной или помещичий сын, велел ему жить близ обители в лесу, где были кельи, оставшиеся от прежних пустынников. Тут его в сентябре 1745 года и арестовала сыскная команда, прочесывавшая труднодоступные места. Взяли Ивана прямо в его лесной келье — «яко человека, виду письменнаго (паспорта) о себе не имеющаго». «И как в присутствии при допросе показал, что он сержант гвардии тайно ушедший, то представлен был блаженныя памяти государыне императрице Елисавете Петровне», — повествуется в его житии. Государственный преступник Шесть лет испытаний, лишений и скорбей изменили его неузнаваемо. Он был сух и бледен, одет в рубище, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на нем печать глубокого смирения. Весть о прибытии необыкновенного беглеца-гвардейца, ставшего отшельником, быстро облетела Петербург. Многие из преображенцев приходили посмотреть на бывшего однополчанина. Но то, что случилось дальше, было возможно, пожалуй, только в царствование набожной Елизаветы Петровны. Портрет Елизаветы Перовны, 1746 год. Луи Каравак Вообще-то, Иван Ушаков был государственным преступником — дворянином, изменившим присяге. Но… «Не вменяю тебе побега в проступок и жалую прежним чином», — решила императрица, и повелела постричь Ивана Ушакова, по его просьбе, в монахи. И прожив в Александро-Невской лавре три года послушником, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иван стал иноком Феодором. Лекарство от «медных труб» За это время он стал в Петербурге знаменитостью. Многие приходили к нему за советом. Императрица была к нему внимательна и милостива и, посещая обитель, каждый раз спрашивала, хорошо ли ему жить и не терпит ли он от кого обид.

http://foma.ru/udivitelnaja-istorija-dja...

«Надо отвергнуть, – читаем в другом месте 1746 , – представление о каждой личности, как законченном, самозамкнутом целом, и поискать, нет ли у всех людей одного общего корня, в котором бы сохранилось единство нашей природы и по отношению к которому каждая отдельная душа является разветвлением, хотя бы обладающим и самостоятельностью и свободой». Необходимо, по мысли м. Антония (см. тут же), принять «учение об единстве человеческого естества, по причине которого (т.е. единства. – В.З.) одна личность может вливать непосредственно в другую часть своего содержания». Надо признать, что это различение «естества» и «личности» в высшей степени важно для философии персонализма. В замечательных «статьях по пастырскому богословию», в которых так много общефилософских идей, м. Антоний, предвосхищая будущие построения СЛ. Франка (см. о нем ч. IV, гл. V), настаивает на том, что при духовном созревании человека «его личное «я» всегда и во всем заменяется «мы» 1747 . Там же учит 1748 м. Антоний о возможности «упразднения незримого средостения, стоящего между человеком и человеком». По учению м. Антония, только в Церкви «другие – как «не-я» – перестают быть противоположными мне, моему я; и здесь свобода каждой личности совмещается – вопреки пантеизму – с метафизическим единством их бытия» 1749 . Мало этого; м. Антоний подходит очень своеобразно к «динамической гносеологии», начатки которой мы видели у И.В. Киреевского; для м. Антония «ослабление непосредственного противоставления я и не-я… способно, по-видимому, видоизменять основные свойства человеческого самосознания " … «Здесь то и раскрывается истинный человеческий разум, доселе потемненный греховностью нашего падшего естества». «Отсюда следует, – заключает всё рассуждение об этом м. Антоний 1750 , – что закон нашей личной обособленности есть закон не безусловный, не первозданный, но закон сознания падшего». М. Антоний, философское дарование которого явственно выступает даже в тех кратких извлечениях, которые мы сделали, не развивал своих идей в форме систем, но всё же он заслуживал того, чтобы о нем упомянуть в истории русской философской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

138. Не имей короткого знакомства с настоятелем и частых свиданий с ним: из этого рождается дерзость и желание начальства [ 1746 ]. 139. Некоторому старцу сказали о том, что иные сподобляются видеть Ангелов. На это старец сказал: «Блаженны те, которые непрестанно видят грех свой» [ 1747 ]. 140. Спросил некто старца: «Почему имеющиеся ныне между монахами подвижники не получают благодатных даров подобно древним?» Старец отвечал: «Потому что тогда была любовь, и каждый подымал ближнего своего вверх; ныне любовь охладела и каждый влечет ближнего своего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодати». 141. Сказал старец: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, верую, что приобретение брата моего есть мое приобретение» [ 1748 ]. 142. Слова Писания за три нечестия Тирова и за четыре не отвращуся его [ 1749 ] имеют следующее значение: помышлять о грехе, соглашаться с помышлением, выражать словом греховное помышление; четвертое же — исполнить это помышление делом. В последнем случае уже не отвращается гнев Божий [ 1750 ]. 143. Писание говорит: праведник яко финикс (пальма) процветет [ 1751 ]. Этим изречением изображается, что плод добрых дел высок, прям и сладок. В пальме одна сердцевина, и вся внутренность ее белая: то же обретаем и в праведнике. У него несложное, простое сердце, всецело устремленное к Богу. Белизне тела пальмы подобно в нем осияние веры. Все делание праведного — внутри его сердца; там и меч его для сражения с диаволом [ 1752 ]. 144. Суманитяныня приняла Елисея по той причине, что не имела расположения пристрастного ни к какому человеку. Суманитяныня есть образ души, а Елисей есть образ Святого Духа. Когда душа отступит от смешения с миром и его попечений, тогда приходит к ней Дух Божий, и она, доселе бесплодная, соделывается способною к чадорождению [ 1753 ]. 145. Некоторый брат спросил старца, должно ли ему употреблять пищу вместе с братиями, которых он намеревается посетить? «Вместе с женщиною, — сказал старец, — не позволяй себе употреблять пищу» [ 1754 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1741 ...шаль из чистого шелка...- В подлиннике: mafortem olosyricum — «шелковая шаль, платок, головной убор», который покрывал голову и плечи женщины. 1742 ...свидетель Маккон, ваш слуга.. .— См. кн. X, гл. 15. 1743 ...те подняли бунт... и пролили кровь диаконов.- См. кн. IX, гл. 41. 1744 ...пресвитер Тевтар...- О нем см. кн. IX, гл. 43. 1745 ...хотя ее и не связали, однако она не была свободной. - Монахини заключили аббатису под стражу, См. кн. X, гл. 15. 1746 ...отсюда ясно, что убийство замышлялось...- В подлиннике: unde certum tractari — не очень ясный текст, по-видимому, испорчен. 1747 ...дабы ввести в заблуждение королевского сына.- Т. е. Теодоберта II, сына короля Хильдеберта. 1748 Суннегизил - бывший конюший короля Хильдеберта и участник заговора против короля. См. кн. IX, гл. 38 и прим. 193 к кн. V. 1749 Под пытками он сознался не только в причастности к смерти короля Хильперика...- На наш взгляд, здесь лучше принять чтение «Хильдеберт» (Childebertus, рук. C1.1 — Childeperi), так как в кн. IX (гл. 38) говорится, что Суннегизил был замешан в заговоре против Хнльдеберта. Гизебрехт в своем переводе принял чтение «Хильдеберт». (См.: Cregor von Tours . Zehn Buecher fraenkiscnen Geschichten Uebers. von Giesebrecht. В.. 1851). 1750 ...соучастником составленного Раухингом. Урсионом и Бертефредом заговора по убийству короля Хильдеберта был Эгидий, епископ реймский. - См. кн. IX. гл. 9, 14. 1751 ...который убил его отца, обрек его мать на изгнание и захватил [часть] его королевства...- Король Хильперик после убийства Сигиберта отправил Брунгильду в Руан; он захватил часть королевства Хильдеберта, сына Сигиберта. См. кн V гл. 1. 2. 1752 Референдарий .— См. прим. 20 к кн. V. 1753 ...после изгнания короля Гунтрамна они поделят между собой его королевство и города.- Имеются в виду король Хильперик и король Хильдеберт; от имени последнего действовала австразийская знать, заключая союз с Хильпериком против короля Гунтрамна. См. кн. VI, гл. 3, 31; кн. VII, гл. 6. 1754 Вот почему выступившее войско разрушило и опустошило город Бурж, округ Этампа и крепость Шатомейан . — Т. е. города короля Гунтрамна. См. кн. VI, гл. 31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Первая постройка в с. Должике – храм, посвященный Св. Иоанну Предтечи, с молитвой полковника Григория Ерофееевича Донца в 1700 г. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу. Придел ее в честь Владимирской иконы Божьей Матери построен в 1746 г. кн. Я. Н. Крапоткиным, женатым на дочери Феодора Григорьевича Донца. Придел реставрирован в 1860-х годах князем Феодором Григорьевичем Голицыным. Храмоздатель кн. Я. Н. Крапоткин не дожил до освящения его – умер и похоронен в храме 5 октября 1746 года архимандритом Варлаамом Тишнинским, а в середине октября того же года храм освящен преосвященным Антонием Митрополитом, который «печатал архипастырским жезлом гроб князя», как говорит фамильная летопись. Другой придел «устроен усердием надворного советника Дмитрия Петровича Щербинина, сыном дочери кн. Я. Н. Крапоткина, Татьяны Яковлевны Щербининой в 1769 г., во имя Иакова брата Господня». В храме имеются: Крест серебряный вызолоченный, Икона серебряная и священные вещи 1748 г. Книги: Евангелие 1703 и 1741 гг.; Апостол 1756 г.; Триоды 1693 г.; Требник 1746 г.; Минея 1734 г.; Ирмос нотный, написанный в 1720 г. Похоронены при церкви с. Должика: 1746 г. кн. Яков Никитич Крапоткин; 1824 г. Дмитрий Петрович Щербинин; 1828 г., София Веселовская; 1839 г. – Павел, 1843 г. – Вера, 1848 г. – София, 1848 г. – Анна Веселовские; 1848 г. Княжна София Федоровна Голицына, 1852 г. Княгиня Мария Михайловна Голицына 1853 г. Кн. Михаил Голицын, 1853 г. Кн. Мария Голицына и в последующие годы: кн. Феодор Дмитриевич Голицын, Кн. Вера Дмитриевна Голицына, Кн. Дмитрий Федорович Голицын и Кн. Сергей Феодорович Голицын.Вот вкратце история владетелей Должика: в 1860 г. пожалованы земли Должика Григорию Ерофеевичу Донцу, в 1700 г. они перешли к его сыну Феодору Григорьевичу Донцу. В 1724 г. его дочь Прасковья Феодоровна Донец вышла замуж за кн. Якова Никитича Крапоткина, а в 1746 г. его дочь кн. Татьяна Яковлевна Крапоткина вышла замуж за Петра Андреевича Щербинина. В 1776 г. их сын Дмитрий Петрович Щербинин владел Должиком. В 1824 г. его дочь София Дмитриевна Щербинина вышла замуж за Михаила Степановича Веселовского, его дочь Мария Михайловна Веселовская вышла замуж за князя Феодора Григорьевича Голицына, его сын (1852 г.) кн. Дмитрий Феодорович женат на графине Марии Александровне Сиверс (дети их Александр, Сергей и Елизавета). Как видно из перечня владетелей, в период построения дома (и одного из приделов церкви) собственниками Должика были Щербинины. Таким образом, строителем дома, определенно носящего отпечаток стиля конца и даже второй половины XVIII века, т. е. еще не empire, а скорее Louis XVI – являлся Щербинин...

http://sobory.ru/article/?object=41346

Метенский Симеон, из киевских воспитанников и учителей Тверской семинарии, в 1743 году – учитель фары в Троицкой семинарии. Маляховский Геласий, иеродиакон, из киевских воспитанников, вызванный в Троицкую семинарию в 1743 году 611 ). Пещанский Степан, в монашестве Серафим, из студентов Киевской Академии 612 ), в 1743 году былъ учителем низшего класса. Граблев и Заюшевский, учителя в 1743 году 613 ). Паскевич Иаков Феодоров, в монашестве Иннокентий, из польских шляхтичей, учившийся в Киевской Академии, с декабря 1744 года преподаватель еврейского языка. В 1758 году назначен архимандритом Калязинского Макариева монастыря, но за болезнью отказался от сего назначения и, вследствие прошения, помещен на жительство при Тверском архиерейском доме 614 ). Вольховский Афанасий, учитель Харьковского Коллегиума, в 1745 году первый префект Троицкой семинарии, а с 1748 года – ректор ее. Скончался в 1776 году в сане Ростовского епископа 615 ). Каменский Николай, иконописный мастер, обучавший учеников иконописи с 1746 до 1748 года 616 ). Чепелевский Василий, в монашестве Авксентий, из воспитанников Киевской Академии 617 ); в 1747 г. определен учителем фары и инфимы; в 1754 году выбыл из учителей 618 ). Казанович Павел, иеромонах, прибывший в 1748 г. из Киева с двумя живописного мастерства учениками Игнатием и Иаковом Бороховичами для обучения семинаристов иконописи 619 ). Гординский Стефан Андреев, из воспитанников Киевской Академии, с 1749 года учитель Троицкой семинарии; в 1755 году по прошению уволен в Малороссию 620 ). Чишкевич Иван, в монашестве Игнатий, воспитанник Киев. Академии, из бывших учителей Новгородской семинарии, вызван в Троицкую семинарию в 1749 году и прибыл туда в 1750 году 621 ). 26) Костромская семинария. Начало этой семинарии положено было в 1746 году тогдашним Костромским епископом Сильвестром Кулябкою, из бывших профессоров и ректоров Киевской Академии, который в июне 1746 года издал по епархии указ о сборе с монастырей и церквей хлеба на содержание будущих семинаристов. Семинария помещена была в Ипатьевском монастыре, в монашеских кельях, близ архиерейских покоев, и начальником и вместе учителем ее назначен был иеромонах Анастасий Бялопольский, прибывший с преосвященным Сильвестром из Киева и обучавшийся в Киевской Академии. Но устойчивость и правильную организацию эта семинария получила лишь в 1754 году 622 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

8 июня того же года императрица Елисавета Петровна посетила Троице-Сергиев монастырь. 22 июня указом Святейшего Синода архимандриту Арсению предписано было именовать Троице-Сергиев монастырь Лаврою. По приказу императрицы Елисаветы Петровны на колоколе «Годунов», отлитом в 1600 г. по приказу Бориса Годунова, были срублены надписи, упоминавшие о царе Борисе и членах его семьи. В 1745 году граф А. Г. Разумовский пожертвовал 3000 руб. на строительство и украшение каменной церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии. В этом же году была завершена перестройка Казначейской линии келий, начатая в 1743 году. В 1746 году произошел великий пожар, уничтоживший большую часть лаврских келий, кровли над крепостными стенами, башнями и храмами, многие здания в слободах. Во время этого пожара погибла значительная часть монастырского архива. В том же году в Лавре началось строительство Смоленской церкви (1746–1748). В 1748 году мастерами Гаврилой Смирновым и Семеном Степановым отлит лаврский царь-колокол весом 4000 пудов. 1749 год – устроена железная кровля над трапезной, завершена начатая в 1747 году работа по украшению сводов двух крайних западных помещений верхнего этажа Чертогов лепными штукатурными барельефами, изображающими победы Петра I. Над парадным входом в покои наместника и казначея построена Лестничная башня. 1 февраля 1750 года в Лавру был привезен отлитый в 1748 году царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек. 3 февраля царь-колокол был поставлен на дубовые столбы против южного фасада лаврской колокольни. 1753 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Афанасий (Вольховский; 1753–1758), впоследствии Епископ Тверской. 3 июля того же года в присутствии императрицы Елисаветы Петровны состоялось освящение Смоленской церкви, заложенной еще в 1746 году. 5 июля Елисавета Петровна одобрила предложенный архитектором Д. Ухтомским проект достройки колокольни двумя дополнительными ярусами и новое завершение над ней. Также надстроен в высоту барабан Успенского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Церковь св.мироносицы Марии Магдалиы бла построена в 1746-1748 гг. при усадьбе княгины М.Д.Кантемир, дочери молдавского господаря Д.Кантемира и сестры первого русского сатирика А.Д. Кантемира (по легендам, тайной любовницы Петра Первого). Храм в стиле барокко представлял собой двусветный восьмерик, с высоким купольным сводом. В 1835-42 гг. к храму были пристроены трапезная с приделами иконы " Всех Скорбящих Радости " и свт. Николая Чудотворца (освящен позднее). Церковь славилась богатством деревянной резьбы в отделке интерьера. В 1934 (35) гг. храм был закрыт, снесены завершения и утрачена внутренняя отделка. В 1960-х гг. были снесены трапезная и колокольня. Здание использовалось под клуб, затем под магазин. С 1998 г. церковь была возвращена верующим и восстанавливается. В 1999 г. в храм была возвращена святыня - икона святой Марии Магдалины, которые долгие годы пребывала в храме с.Гребнево. Использованы материалы сайта " Храмы России " , справочника " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Марии Магдалины, по адресу: Щелковский район, д.Улиткино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Анискинское, д.Улиткино, ул.Центральная, д.24А. Кирилл Аминов, 25 мая 2015 г. Церковь во имя св. Марии Магдалины каменная построена в 1748 г. Княжна Мария Дмитриевна Кантемир – владелица села Улитина (Улиткино) в прошении, поданном в Московскую Духовную Консисторию, 2 июля 1746 г. писала: «в Московском уезде, в Боховом стану, в вотчине ее, в сельце Улитине имеется дом, да 13 крестьянских дворов, а то сельцо Улитино приходом состоит села Гребенева к церкви Николая чудотворца расстоянием в 4 верстах, в вешнее и осеннее время, за болотами и за лесами, крестьянам к церкви ходить и ездить никак невозможно, и просила, чтоб в том сельце Улитине построить вновь каменную церковь во имя св. Марии Магдалины, а под строение церкви попу с причетники поступает пашенной земли 15 четвертей в поле, сенных покосов 15 копен». Того же 1746 г. из Московской Духовной Консистории выдан указ о строении каменной церкви в сельце Улитине.

http://sobory.ru/article/?object=12134

Тихвинской Божией Матери, что на Бережках. Дорогомилово, на набережной, близ Брянского вокзала. Построена в 1746 году. Придел Николая Чудотво рца. Преображения Господня, что в Преображенском. На площади близ Преображенской заставы. Построена в 1746 году. Были переделки около 1768 года и в 1781. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Александра Невского. Ильи Пророка, в колокольне церкви Пятницы на Пятницкой. Колокольня построена в 17461748 годах. Архиепископ Платон Евпла Диакона. Мясницкая, угол Милютинского переулка. Построена в1750 году. Вверху престол Св. Троицы. Внизу с севера в 1837–1843 годах пристроен придел Михаила Архангела. 243. Воскресения Словущего, что в Монетчиках. Зацепский Вал, Словущенский переулок. Главная церковь построена в 1750 году, трапезная – в 1812. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Андрея Стратилата. 244. Казанской Божией Матери. Никитская, Хлыновский тупик, подле Никольского храма. Имеется сведение, что Казанская церковь построена графиней Скавронской в пятидесятых годах XVIII века. 245. .Алексея Митрополита, что в Рогожской. Угол Николоямской и М. Алексеевской улиц. Построена в 1748–1751 годах. Главный престол Феодоровской Божией Матери. Другой придел Николая Чудотворца. 246. Никиты Мученика, что в Старой Басманной. Построена в 1751 году. Зодчим, повидимому, был кн. Д. Ухтомский, строитель Красных ворот. Главный престол Владимирской Божией Матери. Другой придел Иоанна Крестителя. 247. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе. Построена в 1751 году, обновлялась в 1816, 1838, 1871 годах, расширена в 1902 году. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Николая Чудотворца. 248. Космы и Дамиана, что в Таганской слободе. Обыкновенно называется «Космы и Дамиана Нового». Швивая Горка, угол Новокосмодамианского переулка. Построена в 1745–1752 годах на месте старой: церкви, стоявшей с 1656 года. Обновлялась в 1859 году. Приделы: l) Рождества Богородицы, 2) Пророка Илии, 3) Симеона и Анны, 4) Иоанна Богослова. Священномученика Ианнуария. У Красных ворот, в Запасном Дворце, ныне занятом Дворянским Институтом. Построена в 1753 году и была освящена, ко дню рождения Императрицы Елизаветы Петровны, во имя Севастиана Мученика. В 1762 году был устроен придел этого последнего имени, а главная церковь была переименована ко дню рождения Императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010