Всем должностным лицам предписывалось постоянно находиться на своих местах и требовать того же от подчиненных, устанавливалась отчетность с точным соблюдением сроков. Архиерей распорядился, чтобы духовенство не утруждало его своими прошениями: по всем вопросам сначала следовало обращаться к благочинным и лишь в порядке апелляции - в консисторию. От служащих консистории И. требовал не только исправного несения службы, но и «добропорядочного» поведения; даже за проступки, не связанные со службой, они получали взыскания. 7 февр. 1812 г. И. был перемещен на Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую кафедру. 3 марта того же года покинул Минск. Вскоре после отъезда архиерея по инициативе возглавлявшего Минскую духовную консисторию архим. Исаии и неск. служащих, к-рые находились с И. в конфликтных отношениях, было возбуждено судебное дело по обвинению И. в присвоении монастырских денег и имущества, во взяточничестве и в др. финансовых злоупотреблениях; тяжба завершилась только в 1820 г. полным оправданием И. 21 апр. 1813 г. И. издал указ с предписанием священникам произносить проповеди не по своим записям «из тетрадок по примеру Западной Церкви», а наизусть. Много внимания уделял духовному образованию: в 1817 г. открыл уездное и приходское Екатеринославские ДУ, в 1818 г.- Херсонское ДУ, в 1820 г.- Елизаветградское ДУ, осуществил небольшой ремонт зданий Екатеринославской ДС. В соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. осенью 1817 г. И. преобразовал семинарию, увеличил жалованье преподавателям, оказывал материальную поддержку учащимся. По ходатайству И. учителям стали выплачивать т. н. квартирные деньги. 23 февр. 1817 г. правление семинарии представило И. список учеников, заслуживших поощрение своими успехами, и просило наградить их деньгами, чтобы «архипастырским милосердием облегчить те трудности, которые неизбежно бывают при скудости, часто не позволяющей иметь или книг нужных, или одеяния приличного». Архиепископ распорядился выдать каждому из 18 учащихся от 5 до 20 р.

http://pravenc.ru/text/578184.html

На стр. VII Стеллецкий пишет:.. «проф. Левицкий в конспекте по Нравственному Богословию 1817 года». Это из книги еп. Стефана К вопросу о системе нравственного христианского нравоучения стр. 8: «В 1817 году в Московской Академии выработан был профессором Левицким и утверждён комиссией духовных училищ конспект по нравственному богословию, оказавший громадное влияние на дальнейшее направление этой науки». Ошибочное сообщение. Конспекты для комиссии духовных училищ были составлены Филаретом, ректором Петербургской Академии, позднее митрополитом московским, в Обозрении богословских наук (1814 г.). А о. Левицким в Истории Московской Духовной Академии до её преобразования С.К. Смирнова читаем следующее (стр. 23–24): «Чтение по классу нравственного богословия первый открыл в Академии бакалавр Григорий Александрович Левицкий, который начал читать лекции по сему предмету с 6 сентября 1817 года. В расположении плана лекций Левицкий следовал конспекту, составленному комиссией духовных училищ». В § 6 введения Стеллецкий выписывает из статьи Гренкова, между прочим, следующее место (стр. 61): «С преобразованием духовных школ, богословские науки стали преподаваться на русском языке и появились печатные труды; к числу их относится «Деятельное Богословие» Иннокентия Пензенского ». Здесь погрешность: Иннокентий (Смирнов) читал свои лекции на латинском языке, напечатаны они были, после его смерти, в русском переводе. Иностранные цитаты обычно берутся из вторых рук, с умолчанием о том, – так что они оказывают рецензенту книги Стеллецкого своеобразную услугу. Требуется отыскать оригинал для такой или другой страницы. Уже очевидно для рецензента, что оригинал нужно искать в таком-то сочинении, но спрашивается, где именно в оригинале данное место. Это легко отыскать, если у Стеллецкого стоит иностранная цитата: тогда нужно пробежать в предполагаемом оригинале подстрочные примечания, и загадка разрешается быстро. Так у Стеллецкого глава о «внутреннем или естественном нравственном законе» (стр. 106–127) составлена по Мартенсену и Городенскому. Мне нужно было отыскать в книге проф. Городенского место, соответствующее страницам 120 и 121. У Стеллецкого здесь стоить цитата: см. Steinthal. Allgemeine Ethik, Berlin 1885, S. 501. Пробегаю подстрочные примечания в книге Городенского и нахожу на 103 странице: Steinthal. Allgemeine Ethik, Berlin 1885, S. 50. Это и есть страница, соответствующая тексту в книге Стеллецкого, который поставил S. 501 вместо 50, вероятно, для внушительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялось мероприятие, посвященное памяти архимандрита Палладия (Кафарова) (1817-1878) 26 ноября 2019 г. 18:07 25 ноября 2019 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялось торжественное мероприятие, посвященное памяти выпускника академии, одного из основоположников российского академического китаеведения архимандрита Палладия (Кафарова) (1817-1878). В ходе мероприятия прошла церемония открытия бюста архимандрита Палладия. Собравшихся приветствовал проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин, подчеркнувший важность сохранения памяти выдающихся выпускников академии на Неве. Попечитель благотворительного фонда «Палладий» О.Н. Маркин отметил, что цель мероприятия — «прославление достойного сына России». По его мнению, в нынешних политических условиях необходимо рассказывать о таких людях, как архимандрит Палладий, сделавших колоссальный вклад в отечественную науку и образование. Ректор Академии епископ Петергофский Силуан поблагодарил за преподнесенный дар и выразил надежду на возобновление научной деятельности в области китаеведения в академии: «Санкт-Петербургская духовная академия — колыбель отечественной синологии и иудалогии, тех двух направлений, которые сейчас мало кому известны из будущих пастырей. Мы с гордостью можем отметить, что из этих стен когда-то выходили люди, труды которых в настоящее время определяют светские дисциплины самого широкого направления». О жизненном пути архимандрита Палладия рассказал сотрудник Института востоковедения РАН кандидат исторических наук А.М. Куликов, обративший внимание на особенности служения своего коллеги в Китае: «Немногие из участников Духовной миссии прошли это испытание до конца. Архимандрит Палладий является одним из тех, кто нес это служение достойно: 32 года своей жизни он провел в Китае, занимаясь миссионерской и научной деятельностью. Удивительно, но его научными трудами продолжают пользоваться и наши современники». В завершение мероприятия протоиерей Константин Костромин поблагодарил присутствовавших и отметил, что в последнее время становится доступным для изучения все большее число жизнеописаний и трудов и других членов Русской православной миссии в Пекине. Петр Иванович Кафаров проходил обучение в Чистопольском духовном училище, Казанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Не окончив полный курс, он был пострижен в монашество с именем Палладий и в сане иеродиакона зачислен в состав XII Духовной миссии в Пекине. В годы работы XIII и XV миссий архимандрит Палладий был уже их руководителем. По итогам тридцатидвухлетнего пребывания в Китае он создал китайско-русский словарь, популяризирующий кириллическую транскрипционную систему китайского языка, а также написал ряд работ, посвященных востоковедению. Санкт-Петербургская духовная академия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5537839.ht...

В 1814 году о. Иннокентий был членом комитета, составленного для испытания студентов перед окончанием первого учебного курса после преобразования семинарии. Кроме того, с 1817 года он стал членом академической конференции 13 . Летом 1817 года на о. Иннокентия возложено было особого рода поручение – ревизия С.-Петербургской армейской семинарии; в октябре он представил отчет о произведенной им ревизии, в котором с одобрением отзывался о состоянии дел в учебной и нравственно-воспитательной работе этой семинарии 14 . Архимандрита Иннокентия, как образованнейшего человека своего времени, приглашали к участию в ученом комитете министерства народного просвещения 15 . С апреля 1817 года он состоял членом главного правления народных училищ. В июне 1816 года вышло особое Высочайшее повеление о назначении архим. Иннокентия вместе с ректором С.-Петербургской Академии, архимандритом Филаретом, членом комиссии по финляндским делам. Приведем письмо князя А. Н. Голицына к митрополиту Амвросию 16 , в котором объявлялось о смысле этого назначения. «Высокопреосвященнейший Владыко, милостивый государь и архипастырь! Святейший Синод рассмотрел заключение комиссии по финляндским делам о том, что по существующим там законам допускаемые в присутствие судебных мест депутаты со стороны Греко-Российской Церкви по следственным делам о людях духовного звания не могут иначе быть признаваемы, как только в качестве поверенных, и потому не имеют права ни заседать, ни иметь голоса. Мне было поручено довести до высочайшего сведения, что по нашим законам во всех случаях, когда человек духовного звания подлежит суждению светского правительства, он не может быть судим иначе, как при духовном депутате, который имеет право заседать и подавать голос. Его Императорское Величество, получив по сему предмету представление и от комиссии по финляндским делам, высочайше повелеть соизволил: учредить комиссию из двух членов греко-российского исповедания и двух лютеранского для рассмотрения и представления на высочайшее утверждение вопроса о том, каким образом должны впредь производиться в финляндских судебных местах дела о людях духовного звания греко-российского исповедания. Государь Император соизволил назначить в сию комиссию с нашей стороны ректора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Филарета и ректора семинарии архимандрита Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) В раннем творчестве Б. преобладали сатирические жанры (эпиграммы, пародии, шуточные послания), однако их успех смущал автора. Б. отказался публиковать принесшую ему известность сатиру на совр. поэтов «Видение на брегах Леты» (1809), считая, что «этакие стихи легко писать и чести большой не приносят» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 109). Под влиянием легкой франц. поэзии XVIII в. и рус. анакреонтики он создал условный мир земного счастья, где господствует культ дружбы, любви, беззаботного веселья и независимости. Однако в этой поэтической утопии, связанной прежде всего с идеальным образом античности, Б. противопоставлял внешнему блеску действительности романтическое «мечтание» («Мечта», 1802-1817), предпринимал попытки изобразить «огонь и яд» языческой страсти и экстатический восторг («Вакханка», 1815), а сердце человека уподоблял «мрачному кладезю» («Счастливец», 1810). События Отечественной войны 1812 г. обусловили перелом в творчестве Б.- крушение просветительских идеалов, культа Франции, ее поэзии и философии. Б., трижды проехавший через разоренную Москву, писал: «Святыня, мирное убежище наук, все осквернено толпою варваров! Вот плоды просвещения или, лучше сказать, разврата остроумнейшего народа» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 232). Под впечатлением «ужасов войны» Б. обратился к жанру монументальной исторической элегии, к патриотической тематике («Переход через Рейн», 1816-1817), писал о трагической судьбе поэта, призванного отрешиться от «страстей земных» («Гезиод и Омир, соперники», 1816-1817; «Умирающий Тасс», 1817). Лейтмотивом творчества Б. становятся мысли о непрочности и бренности земной жизни, в пределах к-рой невозможно осуществление положительных идеалов («Странствователь и домосед», 1815). Разочаровавшись в разуме человека и скорбя о мимолетной красоте мира, Б. обратился к «миру лучшему», к христ. принципам и идеалам. На его духовную эволюцию оказали значительное влияние религ.

http://pravenc.ru/text/77684.html

изложил свои взгляды на назначение религии и Церкви в гос-ве. В марте 1812 г. Г. поддержал ходатайство англ. пастора Джона Петерсона об открытии в России Библейского об-ва, 6 дек. имп. Александр I утвердил разработанный Г. устав об-ва. 11 янв. 1813 г. в доме Г. состоялось первое собрание его членов-учредителей, он был избран президентом об-ва, к-рое с 1814 г. получило название Российского библейского общества . Г. увлекся мистицизмом, способствовал изданию и распространению книг мистического содержания, покровительствовал ж. «Сионский вестник» и различным мистическим об-вам. С 1816 г. стал председателем имп. Человеколюбивого об-ва, содействовал организации при нем медико-филантропического отд-ния, принимал участие в создании Попечительного о тюрьмах об-ва, Об-ва попечения о бедных, приюта для неизлечимо больных. С авг. 1816 г. временно исполнял обязанности министра народного просвещения. 24 окт. 1817 г. было создано «двуединое» Мин-во духовных дел и народного просвещения, призванное среди прочего руководить делами религ. и светского просвещения, «дабы истинное благочестие было всегда основанием истинного просвещения». К новому мин-ву, к-рое возглавил Г., перешли функции обер-прокуратуры Святейшего Синода, Мин-ва народного просвещения, а также Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. Обязанности обер-прокурора Синода, теперь подчинявшегося министру, стал исполнять кн. П. С. Мещерский . В подчинении Г. оказалась духовная и светская цензура. Либеральный цензурный устав 1804 г. оставался в силе, но негласным распоряжением Г. были приняты меры к недопущению в печати идей, «противных принятым ныне твердым правилам», к пресечению «вольнодумства, безбожия, своевольства, мечтательного философствования». Попытка Г. в 1819 г. открыть в Московском ун-те богословский фак-т натолкнулась на сопротивление Синода и потерпела неудачу. В 1817-1824 гг. он возглавлял Комитет опекунства израильских христиан, занимавшийся делами крестившихся евреев. В 1817-1821 гг. исполнял обязанности попечителя Виленского учебного округа, содействовал развитию польск.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Значительный урон семинарии был нанесен в 1812 г. Разместившиеся в мон-ре франц. солдаты использовали на топливо ограду семинарского общежития, мебель и значительную часть б-ки, частично разрушили здания. Учебный процесс возобновился в февр. 1813 г., преподавателей и учеников в разоренную семинарию набирали с трудом. 20-21 сент. 1817 г. в Минской ДС были проведены преобразования, предусмотренные реформой духовных уч-щ 1808-1814 гг.; семинария была разделена на 3 духовно-учебных заведения: семинарию, уездное и приходское уч-ща. К тому времени в Минске при кафедральном соборе существовала небольшая школа для архиерейских певчих, в к-рой преподавали предметы, положенные по программе уездных уч-щ, поэтому от идеи открытия духовных уч-щ в Минске решено было отказаться. Уездное духовное уч-ще начало работу при ДС в Слуцке 21 сент. 1817 г., 30 окт. 1817 г. там же открылось приходское уч-ще. Минская ДС в 1819 г. вошла в состав Киевского духовно-учебного окр., была подотчетна КДА. Ее преподавателями, как правило, становились выпускники КДА. Из общеобразовательных дисциплин в семинарии преподавали математику, словесность, гражданскую историю, географию, физику и философию, древние и новые языки; из богословских - Свящ. Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю и церковную археологию. В окт. 1833 г. открылись духовные уездное и приходское уч-ща при Екатерининском храме в Минске (уч-ща в Слуцке сохранились). Инициатором их создания стал их 1-й смотритель иером. Геласий (Княжевский; впосл. архимандрит), ректор Минской ДС в 1836-1849 гг. Он же в 1848 г. инициировал открытие ДУ при пинском Богоявленском мон-ре. В 1839-1840 гг. в подчинение Минской ДС были переданы бывш. униат. духовные школы Литовско-Виленской митрополии, ставшие православными после упразднения унии: Ляданское (при Ляданском монастыре, упразднено в 1848), Божинское (в с. Божин Игуменского у., в 1874 упразднено), Березвечское (в мест. Березвечь Дисненского у., вслед. присоединения уезда в 1844 к Виленской губ. перешло в подчинение Литовской ДС в Жировицах), Столпецкое низшее приходское (в мест. Столпцы), Толочинское низшее приходское (в г. Толочине), а также уездные духовные уч-ща за пределами Минской губ.: Тороканское (при Тороканском мон-ре в Гродненской губ.), Кобринское (в Кобрине Гродненской губ., ныне Брестской обл.) и Милецкое (при Милецком Николаевском муж. мон-ре в мест. Мильцы на Волыни; в 1844 перешло в ведение Волынской ДС). В сент. 1839 г. число студентов Минской ДС значительно увеличилось за счет поступления в нее перешедших в Православие бывш. учеников или выпускников униат. духовных школ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В.В. Виноградов Ловить Ловить. [...] в письме Онегина [...] ярко представлена французская стихия русского литературного языка. В той или иной степени к ней можно возвести такие формы Онегинского языка, как, например: С какою целью Открою душу вам свою? (ср. франц.: ouvrir son coeur à quelqu " un; s " ouvrir " a quelqu " un); чужой для всех, ничем не связан Я думал... (ср. в «Словаре Академии Российской» 1822, 5, 89–92 всю группу слов связать, связь и т. п. и ср. значения франц. фразеологии: lier amitié avec quelqu " un; être fort lié avec qn.; se lier avec qn.; se lier d " amitié; se lier par un contrat; cp. значения liaison и т. д.); Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами. Ср. у Батюшкова: Стоит и жадным ловит оком Реки излучистой последние края (Переход через Рейн). Еще Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге» отмечал разрушение русской семантической структуры глагола ловить под влиянием французского языка (с. 185). (Ср. значение слова ловить в «Словаре Академии Российской» (3, с. 588– 589). Ср. у Вяземского: Его ты душу в час прощанья Ловил по трепетным устам... (К NN, на смерть его сына). Ср. у Дельвига в «Песне»: Ночью – сплю ли я, не сплю, Все устами вас ловлю, Сердцу сладкие лобзанья!). Ср. употребление этого слова у Пушкина в ранних стихах: Счастье резвое лови... (Гроб Анакреона, 1815). Их очи, полные безумством и томленьем, Сказали: счастие лови (Торжество Вакха, 1817). Минуту юности лови (К Каверину, 1817). С прелестницей ловить веселья тень (Сон, 1816). Еще полна Душа желанья И ловит сна Воспоминанья (Пробужденье, 1816). В «Евгении Онегине»: Ловить минуту умиленья (1, 11). Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит... (6, 21). Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей (8, 15). Летучей славы не ловлю (1, 55). Поймали славу между тем (1, 58); и мн. др. под. Но ср. бытовое оправдание переносных значений слова ловить посредством реализации метафоры: Жестокая хандра За ним гналася в шумном свете, Поймала, за ворот взяла И в темный угол заперла (8, 34). и др. под. (Виноградов. Язык Пушкина, с. 227–228). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Нач. XX в. В последующие годы Ж. реконструировал неск. крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821-1823), Екатерининское уч-ще (1818, 1826-1827) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывш. Слободской дворец, 1826-1832). Во всех случаях архитектору приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проемы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821, 1823-1826), компактные монолитные объемы которого архитектор разместил со стороны улицы по 3-частной палладианской схеме. Ж. был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве (дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815-1817) и Лопухиных (1817-1822) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818-1823), кн. С. С. Гагарина на Поварской (20-е гг. XIX в.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829-1831)). В 20-30-х гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки кн. Голицыных возвел многочисленные сооружения, в т. ч. конный двор с муз. павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Ж. привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская обл.; 20-е гг. XIX в.); вероятно, был автором зданий конного завода в с. Хреновом (Воронежская обл.; окончены к 1818). Серьезную проблему в изучении наследия Ж. представляет его длительная совместная работа с А. Г. Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, Григорьев воспитывался и обучался в доме И. Д. Жилярди. Ж., с детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Ж.

http://pravenc.ru/text/182307.html

В поисках надежного источника доходов К. пробовал себя в различных сферах деятельности: давал частные уроки математики, занимался переводами и заказной публицистикой. Летом 1817 г. К. познакомился с философом и общественным деятелем А. де Сен-Симоном (1760-1825). Увидев в К. восторженного единомышленника, Сен-Симон вскоре после знакомства решил привлечь его к делу систематизации и популяризации своих воззрений и предложил ему место личного секретаря с постоянным жалованьем. В качестве секретаря Сен-Симона К. участвовал в работе над альманахом «Индустрия» (L " Industrie), издававшимся на средства подписчиков, в число к-рых входили мн. гос. деятели, а также влиятельные промышленники и финансисты Франции. Идейной основой альманаха являлась поддержанная К. концепция Сен-Симона, в соответствии с к-рой развитие общества неразрывно связано с развитием «индустрии», т. е. производительной деятельности в самом широком смысле. Задачу либеральных мыслителей Сен-Симон и К. видели в выработке «науки производства» и в пропаганде моральных, политических и экономических принципов индустриализма как новой прогрессивной идеологии; распространение этих принципов объявлялось единственным средством мирного преодоления господства реакционных слоев общества, не вовлеченных в производство - гос. бюрократии, аристократии и духовенства. Поскольку статьи в альманахе выходили либо за подписью Сен-Симона, либо анонимно, невозможно с точностью определить, какие из них были созданы К., однако большинство исследователей полагают, что автором 9 статей, опубликованных в 1817 г. в 4 тетрадях 3-го т. и в 1-й тетради 4-го т. «Индустрии» (совр. переизд.: Comte. Ecrits de jeunesse. 1970. P. 43-107), был К., а Сен-Симон лишь определял общую тематику статей и просматривал материалы перед публикацией, возможно, внося при этом нек-рые исправления в тексты. В различных по тематике, но объединенных общей идейной установкой статьях К. предложил своеобразную программу теоретических и практических мер, необходимых для торжества индустриальной идеологии.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010