Территория памятника ограждена массивной кирпичной оштукатуренной стеной со столбами. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.28-29, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Строительство Благовещенской церкви или как ее называют в Тростянце «Белой» (за то, что всегда была окрашена в белый цвет), было начато в 1744 г. Построил её за свои средства тростянецкий помещик Осип Тимофеевич Надаржинский, сын духовника Петра Первого Т.В. Надаржинского. В 1749 г. Церковь была построена, а в 1750 г. освящена. Она стала первым каменным храмом в Тростянце. Церковь строилась на окраине Тростянца и являлась частью комплекса помещичьей усадьбы Надаржинских. Но со временем вокруг неё селились люди, строились новые дома, улицы и сейчас она находиться в самом центре г. Тростянец. Что касается первого храма в Тростянце, то он посвящен был славе Вознесения Господня и построен был, по всей вероятности, около 1660 г. и возобновлен полковником Перекрестовым. Поныне цел в тростянецкой церкви крест с такою надписью: «199 (1691) г. апреля 20 д. сей крест построил Царскаго Величества стольник Иван Иванович Перекрестов, в свою отчину село Тростенец, ко храму Вознесения Господня. В нем весу 161 золотник». Ныне в Тростянце каменный храм с тремя престолами, из которых главный во имя Благовещения Божией Матери, а придельные один – во имя Апостолов Петра и Павла, другой – великомученицы Екатерины. Он построен Иосифом Надаржинским, сыном протоиерея Тимофея Васильевича. Каменный тростянецкий храм заложен был по грамоте 1744 г. и освящен в 1750 г. Набожный храмоздатель и такой же почтительный сын Осип Тимофеевич в 1742 г. писал к преосвященному: «В маетности нашей, в селе Тростенце, при храме Вознесения Господня для ежедневного литургисания как в прежних годех было два священника, так и ныне состоит; а покойной родитель наш, бывший Их Императорских Величеств, Государя Императора Петра Великаго и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, духовник протопресвитер Тимофей Васильевич, духовным своим тестаментом завещал, для неоставления повседневнаго служения и для великости парохии (в которой жилых дворов имеется до трехсот) быть при том храме Вознесения Господня троим священникам. Желая исполнить завет родителя нашего, Вашего Преосвященства всепокорно прошу в показанную нашу маетность до вышепомянутаго храма (дабы безпрерывно по вся дни жертва Господеви была приносима) произвесть во священника, чтоб был третей Тростянецкаго диякона Дионисия Иванова, а жить ему на той парохии, кроме доходов, по особливому от нас учиненному определению будет на чем довольно». Благочестивая просьба была исполнена.

http://sobory.ru/article/?object=16289

1 . Первым епископом переславской епархии был архиепископ Арсений Могилянский, синодальный член, поставленный из архимандритов Троицко-Сергиевой лавры; почему и именовался «Переславским и Дмитровским и архимандритом Свято-Троицкия лавры». Посвящение его во епископа происходило в придворной церкви 25 июля 1744 года. Так как он состоял членом Синода, то в помощь ему для управления епархиею указом Синода 1745 года марта 30 дан был викарный епископ. Таким был Серапион, посвящённый во епископа из архимандритов Калязинского монастыря. Ему велено было именоваться «епископом Можайским и Волоколамским» и быть коадъютором Переславской архиепископии, и жить в Переславском Никитском монастыре. Можайская епархия при этом была присоединена (1749 года) к переславской. На ектениях при священнослужении определено было возглашать так: «о преосвященнейшем архиепископе нашем Арсении и боголюбивом епископе Серапионе». 1752 года июня 26 архиепископ Арсений за болезнью был уволен от члена Синода, епархии и архимандрита Троицкой лавры и назначен, согласно его прошению, на жительство в Новгород-Северский монастырь черниговской губернии. 2 . Серапион. Поступил он в управление епархиею на место Арсения в 1752 году. По смерти же Арсения, указом 1753 года февраля 28 повелено ему быть настоящим Переславской и Дмитровской епархии всея архиереем. Правил он, впрочем, только до 29 октября того же года и переведён был в вологодскую епархию. Недолгое правление этого архипастыря ознаменовалось весьма важным событием: в 1753 году он учредил в Переславском Даниловом монастыре епаршую семинарию, в которой преподавались науки философские и богословские. 3 . Амвросий. Поступил он на переславскую епархию в 1753 году из архимандритов ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря. Посвящение его во епископа происходило 7 ноября в московском Успенском соборе. В указе святейшего Синода от 29 сентября, между прочим, написано: «и чинить ему как духовным церковнаго клира, так и всякаго звания светским служителем яко пастырю и командиру достодолжное послушание и повиновение». Пребывание ему назначено было иметь в монастыре «Новый Иерусалим», в который переведена и консистория; в Переславле же осталась кафедральная контора консисторских дел; но преосвященный Амвросий заботился и об устроении кафедрального Горицкого монастыря. Он устроил в нём соборную церковь во имя Успения Божией Матери; величие этой церкви поражает каждого и в настоящее время. На освящение её в 1759 году к 25 декабря приглашены были все настоятели мужских монастырей Переславской епархии. Он также застроил по образцу Ново-Иерусалимского монастыря громадное здание, названное Гефсиманиею; но, к сожалению, не привёл его к окончанию за переведением своим в 1701 году (марта 7) в Крутицкую епархию. Начатые им громадные постройки представляют в настоящее время одни грустные развалины. Из Крутицкой епархии преосвященный Амвросий был переведён в Москву, где в 1771 году взбунтовавшимся во время моровой язвы народом был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

25 апр. 1742 г. на кафедру Г.-К. е. был избран Павел (Ненадович , впосл. митрополит Карловацкий). Его права австр. имп. Мария Терезия подтвердила 6 апр. 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католич. епископа Загреба. В мае 1745 г. католич. епископ запретил еп. Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католич. епархии. Местные власти третировали правосл. духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Еп. Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митр. Алексий и еп. Павел открыли уч-ща в Плашках и Залужнице близ Врховине. Еп. Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда еп. Павла и смерти митр. Алексия в 1749 г. администратором обеих епархий стал архим. Даниил (Якшич) . 18 сент. 1750 г. указом императрицы Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, Горно-Карловацко-Приморской епархии - приходы в Лике и Крбаве. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович; † 15 мая 1753). На кафедру второй 19 авг. 1752 г. вступил еп. Даниил (Якшич; † 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в муж. мон-ре Гомирье , духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу. Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия //ПЭ. Т. 9. С. 565), но местные прокатолич. власти были настроены к православным враждебно. Так, в 50-60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину правосл. город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные правосл. приходы, запретив въезд в город правосл. священникам. В ответ на протесты еп. Даниила в город было направлено неск. комиссий, к-рые докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Амвросиев Дудин монастырь во все время своего существования управляем был игуменами, только в XVIII ст. между настоятелями его встречаются архимандриты. При игумене Евфимии в 1593 г. была достроена нынешняя каменная колокольня, в 1596 г. 21 июня он с вместе с архимандритом Нижегородского Печерского монастыря Трифоном свидетельствовал мощи схимника Иоасафа, найденные нетленными по разрушении прежнего Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода… С 1677 г. Амвросиев Дудин монастырь, по грамоте царя Федора Алексеевича, причислен был к патриаршему дому, вместо взятого от него Спасопреображенского монастыря на Самаре, и при учреждении св. Синода поступило в его ведомство и стало именоваться Синодальным домовым монастырем. После 1744 г. он находился в ведении Коллегии экономии, а с 1749 г. – в владении епархиального начальства, кроме вотчин, денежных и хлебных доходов. В 1764 г. Дудин монастырь, за неимением средств к содержанию, упразднен, а церковь его с того времени принадлежит к селу Подъяблонову Горбатовского уезда. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Дудин монастырь расположен в полугоре высокого правого берега реки Оки напротив села Желнино, включенного ныне в черту города Дзержинска. К 1910-м годам его ансамбль еще существовал и состоял из ряда каменных построек, к которым относились Успенская церковь с приделом Николая Чудотворца (1677 г.), считавшаяся тогда приходским храмом села Подъяблонного Горбатовского уезда (ныне Богородского района Нижегородской области), колокольня (1593 г.), другие каменные хозяйственные и служебные сооружения, а также ограда. Следует отметить, что в начале ХХ века, в отличие от последних лет советского периода, вопрос о том, считать или не считать бывший монастырь памятником не стоял: церковь села Подъяблонного значилась в списке древних храмов, составленном Нижегородской губернской ученой архивной комиссией (НГУАК). Другое дело, как и каким образом выполнялись те требования, которые из этого проистекали: несмотря на отсутствие общероссийского закона об охране «древностей», ремонтные, строительные, реставрационные и прочие работы на объектах, отнесенных к таковым, регламентировались. Существовал узаконенный порядок их проведения. В частности, Синод своим указом от 30 ноября 1909 года обязал епархиальное начальство согласовывать все «обновления в древних церквах» с Императорской Археологической комиссией (ИАК), являвшейся центральным государственным органом, которому был поручен надзор за состоянием памятников. На местах эти же функции выполняли общественные организации и общества, типа губернских ученых архивных комиссий.

http://sobory.ru/article/?object=03521

были напечатаны в 1744 г. в специально изданной по этому поводу книге («Описание краткими стихами иллюминации...»). В панегирической речи имп. Елизавете оратор подчеркивал, что находящийся в ее руках «меч Петра» прежде был украшен славными победами, а ныне - «лавром всенародного безмятежия». 25 сент. 1749 г. К. вновь произнес проповедь в присутствии императрицы, затем - «Слово в день преставления преподобного Сергия» (впосл. опубл.). А. П. Сумароков назвал его проповедь «прекрасной». Задавшись вопросом, что помешало этому «почтенному человеку» прославиться, писатель отвечал: он «из светских вышел, но в моду не вшел» ( Сумароков. 1787. С. 281-282). Автор «Истории Троицкой Лаврской семинарии» С. К. Смирнов писал, что проповедь К. отличается бойким, живым языком и духом «горького» обличения. Проповедник «доходит до горячности и изливается потоком красноречия против недостатков общества, которые ярко выставляет наружу, и, не стесняясь даже присутствием императрицы, клеймит позором злоупотребления, господствовавшие в сфере правительственной». После кончины еп. Феофилакта (Губанова) в 1757 г. Воронежская кафедра неск. месяцев оставалась вакантной. По именному указу от 17 апр. 1758 г. Воронежским епископом был назначен настоятель Новоспасского московского в честь Преображения Господня муж. мон-ря архим. Мисаил (Чирский), а К., рекомендованный Синодом в Белгородские архиереи, переводился на его место. Но архим. Мисаил, несмотря на повышение, отказался от епископского служения на Воронежской кафедре из-за слабого здоровья и необходимости окончания строительных работ в Новоспасском мон-ре. Московская Синодальная контора решила повременить с производством К. в новоспасские архимандриты. По желанию имп. Елизаветы Петровны архим. Мисаил остался «в оном монастыре по прежнему», а К. был переведен в Воронежскую епархию. 6 авг. 1758 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось его архиерейская хиротония, к-рую возглавил митр. Московский Тимофей (Щербацкий) . 6 сент. К. прибыл «на Воронеж в Троицкий, а из Троицкого сего ж сентября 8 дня приехал к церкви Рождества Богородицы и в церкви облачился и шел до собора крестным ходом, с ходом и в соборе литургию служил» (ОДДС.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

В 1874 г. при церкви была возведена церковно-приходская школа -деревянная на каменном фундаменте, в 1883 она была переведена в земское ведомство. Приход просуществовал до 1935 года, после чего усилиями местного председателя колхоза храм был закрыт и использовался как место хранения зерна. Возрождение церковной жизни началось в 1992 году, а регулярные богослужения начались с 1993 года. В настоящее время церковь практически восстановлена. http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/church/33/ С. Авдотьино на р. Северке - родовое имение Новиковых. В 1627 г., незадолго до смерти (умер на службе в Свияжске), его получил за многолетнюю службу прямой предок русского просветителя Николая Ивановича Новикова, Андрей Фёдорович. В 1749 г. отставному статскому советнику Ивану Васильевичу Новикову была выдана храмозданная грамота на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви. В 1753 г. был освящён северный придел во имя преподобного Василия, епископа и исповедника Парийского. В 1776 г. главный престол освящён во имя празднования Тихвинской иконе Божией Матери. В 1789 г. во имя святителя Алексия Митрополита Московского был освящён южный придел, возведена колокольня. Композиция храма - " восьмерик на четверике " - традиционна для елизаветинского барокко и храмов более ранних лет. В советское время храм был закрыт, внутреннее убранство уничтожено, не сохранилась стенная роспись. Из всех икон промыслом Божим была сохранена лишь храмовая икона Тихвинской Божией Матери. Здание использовалось как зернохранилище. В 1963 г. студенческий отряд МГУ произвёл его консервацию. В 1993 г. храм передан общине верующих. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения. При храме имеется Воскресная школа для детей села и близлежащих деревень. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html Белокаменный храм построен по прошению отставного статского советника Ивана Васильевича Новикова, отца известного просветителя Николая Ивановича Новикова (1744-1818, здесь он родился, провел последние 22 года жизни и был похоронен).

http://sobory.ru/article/?object=01031

Военная коллегия выделила деньги на доставку металла в Воронеж и на проезд строителей до Волуек. Дальнейшая доставка мастеров ложилась на плечи войска Донского. Приступили ли вышеназванные мастера к работе нам не ведомо. Зато хорошо известно, что 12 августа того же 1744 г. в Черкасске произошел большой пожар. Военная коллегия, опираясь на сообщение с Дона, доложила в Правительствующий Сенат, что в течении 3 часов «Черкасск з двумя каменною и деревянною церквами и со всем строением тако и с пороховою казною... згорел без остатку»». Сгоревшей каменной церковью, названной в документе, являлся Собор. Именно там находились жалованные грамоты, клейноты войска Донского, «которые подлинно все погорели». Какая из деревянных церквей сгорела, требует уточнения. Пожар поразил и Ратненскую церковь, находившуюся за городской чертой, определяемой крепостными стенами. Об этом свидетельствуют как В. Сухоруков, так и Г. Левитский. Естественно, что при восстановлении сгоревшего города, основное внимание было обращено на ремонт и создание нового интерьера войскового Воскресенского собора. Тем не менее, уже в 1749 г., апреля 13 в Москве по просьбе войска Донского были выделены деньги на подводы для возвращавшегося на Дон казака Михаила Барабанщикова. Он вез с собой строителей: 1 мастера и 10 каменщиков и штукатуров. Мастеровые должны были в Черкасске строить церковь Петра и Павла, а так же каменную колокольню к церкви преображения. Можно предположить, что основное здание кирпичного храма уже существовало, оставалось выстроить колокольню. К 1751 г. все новостроящиеся и подновляющиеся церкви были готовы. На празднование столь крупного события прибыл с причтом епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт, освятивший все три храма: Собор, Преображенскую и Петропавловскую церкви. Преображенская церковь была освящена в три приема. 6 августа 1751 г. обряд освещения главного придела во Имя Преображения Господня совершил сам епископ Феофилакт. 8 августа архимандрит Варсонофий освятил престол св. Илии, а 10 августа архимандрит Корнилий освятил престол св.

http://sobory.ru/article/?object=07185

Игуменом монастыря был назначен Антоний, человек распорядительный и ревностный к общему благу. На первый раз он оправил деревянную Покровскую церковь; потом, собрав значительные пожертвования, заложил каменную двухэтажную церковь с колокольнею, и в 1739 г. окончил постройку. В нижнем этаже главный престол освящён во имя Рождества Христова, придел во имя святителя и чудотворца Николая, в верхнем во имя Казанской Божией Матери. В 1744-1745 г. выстроил два двухэтажных корпуса, настоятельский и братский, и каменную вокруг монастыря ограду на 226 саж. В 1749 г. над святыми воротами устроена ещё церковь во имя Иоанна Предтечи и при ней двухэтажный корпус, для складки купеческих товаров. В 1757-1763 г. построена 3 каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на месте прежней деревянной. По отчислении крестьян в коллегию экономии, этот монастырь лишился многих средств к безбедному существованию. Несмотря на то, заботливостью настоятелей: игумена Гедеона с 1770-1781 г. и строителя Корнилия 1781-1784 г., монастырь нисколько не упал, но продолжал улучшаться. В это время он особенно обогатился церковною утварью и дорогими иконами. Таким образом к концу XVIII столетия, по устройству зданий и по благолепию церквей, он оказался довольно богатым и благоустроенным. В настоящем столетии, хотя ничего не прибавлено к прежним постройкам, но, по крайней мере, монастырь не потерял того благоустройства, какое получил в конце прошлого столетия. Из внутренних украшений главного храма особенно замечательна икона Казанской Божией Матери, стоящая в верхней Казанской церкви по левую сторону царских врат. На ней риза и венец серебряные, вызолоченные, весом в 18 фунтов и 81 золотник: убрусы узорчато унизаны жемчугом с драгоценными камнями. В древних монастырских документах икона эта названа чудотворною; в настоящее время также многие почитают её чудотворною; но нет письменных сказаний о чудотворности её. Тёплая церковь, находящаяся в нижнем этаже Казанской церкви, трёхпрестольная: главный престол в часть Рождества Христова, с правой стороны придел во имя св. великомученика Пантелеймона, с левой – во имя св. и чудотворца Николая, во время наводнений постоянно бывает заполнен водою, отчего образуется в ней сильная сырость, так что почти в продолжение всего лета служба в ней не совершается.

http://sobory.ru/article/?object=30448

Иоанна Предтечи муж. пуст., предоставив право выбирать наместника-строителя. В 1734 г. архиеп. Досифей (Богданович-Любимский; † 1736) назначил игум. Самуила ректором Харьковского коллегиума, а настоятелем Н. Г. м.- иером. Герасима. Однако в 1725 г. игум. Самуил вновь возглавил обитель. В 1736 г. он был назначен присутствующим в Белгородской духовной консистории. В 1739 г. архиеп. Белгородский и Обоянский Петр (Смелич) поручил игум. Самуилу надзор за духовенством г. Мирополье и окрестных сел. Между тем хозяйство Н. Г. м. приходило в упадок, соседи-помещики присвоили себе некоторые монастырские владения. Так, судья Семен Кондратьев завладел мельницей на р. Псёл, отставной полковник Романов - землями по р. Гуйва, сенокосными лугами и рощами. Постройки Н. Г. м. ветшали: в 1733 г. упала колокольня, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные здания решили разобрать, а из строительного материала соорудить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. В янв. 1744 г. игум. Самуил написал прошение об увольнении от должности, сообщив, что «за глубочайшею своею старостию и дряхлостию, к тому ж и за болезнию, монастырь содержать и в чинимых монастырю от смежных владельцев обидах и разорениях защищать и оборонять не может» (цит. по: Там же. С. 231). Н. Г. м. возглавляли иером. Исаия (Думинский), а с янв. 1745 г.- иером. Иоасаф (Новосельский), к-рый начал судебные тяжбы о возвращении мон-рю земель и угодий. В 1749 г. указом еп. Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) настоятелем Н. Г. м. стал игум. Рафаил (Мокренский), префект Харьковского коллегиума, в 1752 г.- игум. Филарет, в 1759 г.- архим. Матфей (Млодзинский?), в 1769 г.- архим. Гавриил (Спичинский), в 1773 г.- деятельный иером. Наркис (Сергиевский; † 1780), при к-ром был построен деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1780 г. Н. Г. м. возглавил строитель Курской Коренной в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игум. Константин (Савурский; † 1785), при котором были построены пекарня, просфорня, колокольня, новая ограда со св.

http://pravenc.ru/text/2566152.html

С XV в. В. м. владел населенными землями и угодьями, пожалованными митрополитами, а также купленными или подаренными частными лицами. К сер. XVII в. во Владимирском у. мон-рю принадлежали село, сельцо, 5 деревень, 14 пустошей, полупустошь и треть пустоши - всего 804 чети земли. В документах XVI в. сохранились сведения о выплате В. м. митрополитом ружного жалованья. В 1644-1647 гг. на монастырской земле стояли 84 двора (135 крестьян муж. пола), в 1678 г.- 130-138 дворов (373 крестьянина муж. пола), в 1721 г. числилось 470 крестьян, в 1744 г.- 463 крестьянина. В 1644-1647 гг. мон-рь владел мельницей, в 1763 г.- 4 мельницами. В 20-60-х гг. XVIII в. повинности в пользу мон-ря состояли из окладных оборочных денег с крестьян и денег, собираемых с духовенства (ок. 23 р. в год), а также натуральных поборов (ок. 223 пудов овса, пшеницы, гороха, гречи, ячменя, конопли). Неокладные доходы состояли из сборов за сдаваемые в аренду земли и угодья, платы за требы и др. В 1749 г. эти доходы составили 79 р. 32 к., в 1761 г.- 124 р. 87 к. В. м. собирал подушную подать с крестьян в пользу гос-ва: в 1721 г.- 116 р., в 1763 г.- 231 р. 50 к. В 1722 г. к В. м. были приписаны Покровский на Нерли и любецкий Успенский мон-ри, в 1725-1727 гг. Космин Яхромский мон-рь . При учреждении штатов В. м. предполагалось оставить на собственном содержании, однако он был упразднен (вместо Санаксарской пуст., предназначенной к упразднению, но сохраненной по воле имп. Екатерины II). Никольский храм стал приходским, клирикам было выделено на пропитание 3 дес. пашни и угодий. Указом Синода 11 апр. 1775 г. В. м. был возобновлен как 2-классный с архимандричьим управлением, в нем поселили архимандрита и братию упраздненного Константино-Еленинского мон-ря, находившегося в вост. предместье Владимира. До нач. XIX в. В. м. именовался Цареконстантиновским Волосовым или Цареконстантиновским. Указом Владимирской консистории 16 марта 1844 г. В. м. «по случаю крайних ветхостей зданий» был упразднен и приписан к Боголюбскому мон-рю с передачей последнему всего имущества. Капитал обители (20 727 р.) был передан через Владимирскую консисторию во Владимирский приказ общественного призрения; проценты с капитала использовались для нужд Боголюбского мон-ря и на ремонт В. м. В ризницу Боголюбского мон-ря поступили из В. м. Евангелие с вкладной записью 1544 г. Рязанского еп. Ионы, рукописное Евангелие, вложенное в янв. 1583 г. А. Михайловым, а также рукописные Евангелия, поступившие в мон-рь в качестве вкладов в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/155175.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010