Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка располагалась на Благовещенской площади ( площадь Труда) перед домом 6. Лейб-гвардии Конный полк был основан по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1730 г. Первоначально он имел походную церковь, освященную в том же году во имя св. Иоанна Предтечи, хранившуюся в доме В. Ф. Салтыкова на набережной Невы. 12 декабря 1743 года в построенных к этому времени полковых казармах лейб-гвардии Конного полка была освящена церковь; несколько позже полковая Благовещенская церковь и штаб полка были размещены в палатах Кикина, где до этого размещался полковой лазарет (ныне Ставропольский пер., дом 9, недалеко от Смольного собора). При размещении церкви в доме Кикина архитектором Ф. Б. Растрелли была произведена перестройка центральной части здания, и над ней в 1750 г. была возведена колокольня с куполом и крестом. Здесь церковь размещалась до 1799 года, когда по распоряжению императора Павла I полку Конной гвардии был передан Таврический дворец, а в 1801 году — дом Гарновского на Фонтанке. В 1805—1807 гг. для Конногвардейского полка были перестроены Кавалергардские казармы у Поцелуева моста по южному берегу реки Мойки; сюда же была перенесена полковая церковь. В 1844—1849 гг. для церкви в центре площади, устроенной к этому времени южнее строившегося первого каменного Благовещенского моста через Неву (позднее Николаевского моста, переименованного после революции в мост Лейтенанта Шмидта), по проекту архитектора К. А. Тона было возведено каменное здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы для обслуживания личного состава Конногвардейского полка. Проект К. А. Тона, по которому строилась церковь, был одобрен императором Николаем I и рекомендован им как образцовый. Строительство началось в июле 1844 года. 20 марта 1849 года состоялось торжественное освящение церкви. Главный алтарь был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый — во имя Анны Пророчицы. Церковь была почти квадратной в плане, имела пять золоченых куполов и парадный, подчеркнутый ризолитом, главный вход. Очень красив был бледно-коричневый силуэт церкви на фоне выкрашенных в светлые тона зданий Благовещенской площади.

http://sobory.ru/article/?object=34117

Гавриил Державин Державин Гавриил Романович (1743–1816) – поэт, государственный деятель. В 1762 году «недоросль от рода Багримы-мурзы, выехавшего из Золотой Орды при царе Иване Васильевиче», Гавриил Державин был принят солдатом в Преображенский полк. «В сей академии нужд и терпения я образовал себя», – скажет он о своей более чем десятилетней военной службе, начавшейся с дворцового переворота и восшествия на престол Екатерины Великой. В своих «Записках» он напишет о себе в третьем лице: «Государыня тогда часто присутствовала в Сенате, который был помещен в Кремлевском дворце; проходя в оный, всегда жаловала чиновных к руке, которого счастия, будучи рядовым, и Державин иногда удостаивался, нимало не помышляя, что будет со временем ее статс-секретарь и сенатор». Не мог себе представить преображенец Державин, что именно ему суждено будет восславить в одах все победы русского оружия – от суворовских до кутузовских, создать марш «Гром победы, раздавайся!», который станет таким же легендарным, как марш Преображенского полка. Державину принадлежат не только наиболее значительные эпические произведения. Он автор трех самых популярных зачашных песен того времени. Одна из них, «Кружка», продолжала звучать в застольях преображенцев вплоть до роспуска полка в феврале 1917 года. В репертуар военных хоров неизменно входила державинская здравица в честь Румянцева и Кутузова, а под «Солдатским дифирамбом» стоит знаменательная дата 10 мая 1814 года – день капитуляции Парижа. Державинская «Цыганская пляска», созданная в 1805 году, стоит у истоков такого популярнейшего весь XIX век музыкально-поэтического жанра, как цыганский романс. Но рядом с «поэтом Фелицы», поэтом-государственником и поэтом-лириком Гавриилом Державиным, стоит Державин – духовный поэт, Державин – автор оды «Бог», ставшей своего рода поэтическим богословием. «Ода эта, – отмечает современный исследователь Михаил Дунаев , – станет во всей русской литературе явлением исключительным, и не потому, что никто не дерзал посягнуть на подобную тему – как раз дерзали, особенно в XVIII столетии, многие. И не только в России, но и в Европе. Но у одного лишь Державина поэтическая мощь и совершенство поэзии так полно и безусловно соответствуют избранной теме». Ода «Бог» была впервые опубликована в 1784 году, но ей предшествовали и за ней последовали молитвы, первая из которых «Кто может, Господи, Твои уставы знать?..» датирована 1775 годом, а последняя, «Покаяние», – 1813 годом. 27 сентября – 2 октября 1807 года он напишет четыре исповедальных молитвы «Сетование», «Проповедь», «Благодарность», «Умиление» – одни из самых проникновенных во всей русской поэзии. А предсмертное «Покаяние» закончит строками:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Синодское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельский храм. Каменный, с приделами во имя прп. Димитрия, Прилуцкого и Вологодского Чудотворца (справа) и Покрова Пресвятой Богородицы (слева). Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была сооружена в 1749 г. Каменный храм построен на средства прихожан в 1803 (1805) г., освящен в 1805 г. Правый придел устроен усердием г-жи Варвары Подреевской (Падревской) в 1859 г., левый – прихожанами в 1865 гг. В 1872 г. церковь была перестроена по новому плану, причем восьмерик и купол сделаны деревянными, а крыша обоих приделов – возвышена. Колокольня сооружена новая, трехъярусная. На заседании постоянной комиссии по вопросам культов при оргкомитете ВЦИК Саратовского края от 22 ноября 1934 г. церковь, как бездействующую с 1929 г., постановили передать с государственный фонд. Источник: «Inpenza.ru» ,  «Пенза Православная» До настоящего времени деревянное завершение храма не сохранилось. В плане храм имеет квадратную форму, с включенными в него тремя алтарями, расположенными по одной линии. Центральный алтарь выше боковых. Колокольня трехъярусная, верхний ярус восьмериковый, нижние - четвериковые. Декор довольно скупой и сейчас в него при начавшемся восстановлении храма внесено некоторое оживление за счет выделения средней части южного фасада тремя аттиками в виде килевидных кокошников. Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский Александр Синодское (Архангельское, Верхозим), село, центр сельсовета, в 22 км к югу от районного центра. Возникло между 1722 и 1743 годами, заселялось синодскими, принадлежавшими Синоду, крестьянами (Гераклитов, 1923, с. 313). Отставной капрал Григорий Федорович Галабурда (Халабурда), получив не позже 1701 года за службу поместный оклад, завещал в 1722 году свою поместную землю 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, на речке Верхозиме Николаевскому Амвросиеву Дудину монастырю (Нижегородский уезд), который числился в домовой вотчине московского патриарха, а с 1721 года – в ведении Синода. На этой земле село основал Дудин монастырь. Первоначально оно именовалось Верхозимом (1743 г.), затем (1762 г.) Архангельским, Верхозим тож, жители – синодальные крестьяне, в XIX веке – государственные крестьяне.

http://sobory.ru/article/?object=25736

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киев. Церковь Рождества Христова на Подоле (новая). Церковь Рождества на Подоле /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 2002 и 2003. Архитектор:А.И. Меленский (первоначальный проект) Адрес: Украина, г. Киев, ул. Петра Сагайдачного Координаты: 50.459188, 30.525107 Проезд:станция метро " Почтовая площадь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Пожалуй, наиболее известный на Украине храм в честь Рождества Христова — «шевченковская» церковь на Почтовой площади в Киеве. По одной из версий, это одна из старейших церквей Киева, основанная в 1011 году. Впрочем, документ, на котором основывается это предположение, историками считается недостоверным. Так что можно уверенно писать, что первая церковь с этим названием и примерно на этом месте упоминается в источниках в 1543 году (есть упоминания более ранние, но установить местоположение той церкви невозможно). В 1564, 1717 и в 1743 годах её строили по новой (предыдущие, вероятно, сгорели). Последняя церковь была несчастливой — её строили более сорока лет, но в 1804 году она уже пришла в такую ветхость, что грозила завалиться от ветра. В 1805 году деревянную церковь разобрали, а в 1809-11 годах отстроили в камне по проекту первого городского архитектора Андрея Меленского, автора многих культовых и гражданских сооружений. Он, например, построил Никольскую церковь на Аскольдовой могиле, колокольню церкви Спаса на Берестове, Контрактовый дом, памятник Магдебургскому праву. Длительность строительства во многом объяснялась неудачно выбранным местом — новую церковь сдвинули в сторону реки, но при производстве земляных работ выяснилось, что здесь пролегала деревянная труба водопровода XVIII века, вокруг которой возникло заболоченное место. Пришлось отводить воду и насыпать «подушку» из щебня. К тому же у общины было мало средств, и протоиерею о. Михаилу (Луценко) пришлось приложить немалые силы к их сбору — он уговорил пожертвовать часть заработка даже местного нищего! Освятили церковь в 1814 году.

http://sobory.ru/article/?object=04838

Церковь Пророка Илии, блгв. Александра Невского и мц. Параскевы на Пороховых (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храмовый комплекс пророка Илии, Александра Невского и Параскевы Пятницы является памятником федерального значения, находится в муниципальном округе Пороховые. Содержание История [ править править код ] В 1715 году вдалеке от города, там, где сейчас стоит эта церковь, были основаны Охтинские пороховые заводы. В 1717 году на их территории была построена деревянная часовня, освящённая во имя святого Илии Пророка. В 1721 году часовня была разобрана и на её месте началось строительство деревянной церкви Илии Пророка, освящённой в 1722 году. В 1742—1743 годах деревянная церковь была заменена более широкой деревянной, но уже на каменном фундаменте, церковью Илии Пророка. Её освящение состоялось 18 июля 1743 года. В 1760 году к церкви был пристроен тёплый зимний придел, освящённый во имя Дмитрия Ростовского 27 декабря 1760 года. В церковной ограде было основано небольшое кладбище. Строительство церкви, стоящей там сейчас, началось в 1782 году, церковь строилась по проекту архитектора Н. А. Львова, предположительно при участии И. Е. Старова. Достроена и освящена в 1785 году. В 1805—1806 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова к церкви был пристроен тёплый придел, освящённый во имя Александра Невского. Передний фасад пристройки украсил четырёхколонный ионический портик с треугольным фронтоном. Этот придел и основной объём храма не были объединены в одно целое, но расположены вплотную друг к другу. Северный и южный фасады пристройки украшают две ионических колонны. Над этой пристройкой возвысилась одноярусная колокольня со шпилем. В 1875—1877 годах Александро-Невский придел объединён с основным зданием церкви за счёт сооружения апсиды в восточной части придела и притвора в западной части храма. В 1901—1902 годах проведена ещё одна перестройка храма, во время которой колокольня была надстроена на один ярус и несколько изменена форма купола. Малое освящение перестроенной церкви состоялось 8 июля 1911 года. Колокольня декорирована пилястрами, оба яруса с каждой стороны завершает треугольный фронтон. Второй ярус завершает небольшой купол. Его завершением, в свою очередь, является фонарик, увенчанный шпилем с крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Пророк...

Котка. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Старейшая из церквей Котки — это православная церковь св. Николая Чудотворца, возведённая 1799–1801 гг. по проекту адмиралтейского архитектора Якоба Перрини для базировавшихся в Роченсалми русских моряков. Возведена она в стиле провинциального классицизма и, кажется, будто перенесена в Финляндию из глубинной России некой загадочной тайной силой. Предание гласит, что в ходе Крымской войны в 1855 г. англичане хотели разрушить церковь. И тогда грудью на их пути встала пожилая женщина, 100-летняя полковница Мария Пурпур. И враг спасовал. Город Котка, насчитывающий 55 тысяч жителей, расположен в устье реки Кюмийоки, связанной с крупными финскими озерами. Только в 1879 он получил городские права. Благодаря удобной и большой гавани Котка в наши дни крупнейший порт Финляндии по экспорту грузов, особенно лесоматериалов. Церковь свт. Николая Чудотворца – самое старое здание в городе. Это – бывшая воинская церковь крепости Роченсальм, предшественницы города. Крепость и военно-морской порт были основаны после заключения в 1743 Абоского мирного договора со Швецией, по условиям которого государственная граница России прошла по реке Кюмень (Кюмийоки). Укрепления на этом месте стали особенно активно возводиться после морских сражений шведского и русского флотов у Роченсальма в 1789 и 1790 гг. Знаменитый А. В. Суворов, руководивший постройкой крепости по поручению Екатерины II, позаботился также о духовных потребностях жителей: он на свой счет приобрел церковные облачения и выписал из Петербурга регента, чтобы обучать солдат клиросному пению. Сведения о первых церквах Роченсальмской крепости очень скудны и несколько противоречивы. Известно, что в начале XIX века в ее окрестностях существовали две деревянные церкви: Божией Матери «Всех скорбящих радости» (1796–1797) – при морском госпитале и Успенская (1805) – при военно-полевом госпитале на Кюмени. В 1792 в самой крепости была построена временная деревянная Никольская церковь, для которой иконостас и убранство, включая три колокола, были взяты из флотской церкви, заготовленной в 1788 для кораблей Средиземноморской эскадры.

http://sobory.ru/article/?object=15926

Церковь Воскресения Христова (Ульяново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Воскресения Христова (Ульяново) — Каменная церковь о двух этажах построена в 1803 г. Нижняя холодная построена на средства графа Брюса, верхняя тёплая за счёт церковных сумм и пожертвований прихожан. Содержание История [ править править код ] Петр I подарил Плохино видному государственному деятелю Якову Вилимовичу Брюсу храм в с. Плохино,. Этот храм строился более 50 лет. Основание его заложил и выстроил нижнюю часть граф Я.В.Брюс к 1743 г., но с его смертью строительство прекратилось. Местные жители направили ходоков в Италию, где жила сестра покойного, ставшая его наследницей. На выделенные ею деньги и собранные средства сельчан строительство храма продолжилось. Полностью оно было завершено в 1805 г. В архитектуре храма использовалась традиционная ярусная композиция, смешение стиля барокко и торжественного классицизма. Храм шестипрестольный: главный алтарь освящен в честь Воскресения Христова, а приделы – в честь апостола Иакова Зеведеева, великомученицы Екатерины, святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, великомученика Димитрия Солунского и Всех Святых. При храме действовала церковноприходская школа, здание которой сохранилось до настоящего времени, имелась библиотека, подаренная Я.В.Брюсом. Вокруг храма была построена кирпичная ограда с металлическими воротами. За оградой располагался фруктовый сад, а в юго-восточной части ограды имелся некрополь. В приход входили также деревни Долгая, Речица, Фурсово, Красногорье, Дудорово, Обухово и Старица. В 1931 г. храм был закрыт, служившие в нем протоиерей Алексий Добромыслов, священник Антоний Жуков, священник Павел Кубаевский и диакон Михаил Птушкин арестованы. После освобождения протоиерей Алексий Добромыслов и священник Павел Кубаевский покинули село, а священник Антоний Жуков продолжал совершать требы, проживая в частном доме. 18 октября 1937 г. он был расстрелян вместе со священником Иоанном Зерцаловым. После закрытия в храме стали хранить зерно. В 1934 г. с колокольни были сброшены все колокола, в 1939 г. сняты шпиль с колокольни и маковка с крестом с центрального купола. Во время войны в подвале храма было бомбоубежище. После войны и до 1980 г. подвалы храма использовались как овощехранилище.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Воскре...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010