3370–3378, 3381–3383, 3385–3397, 3399, 3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3468, 3471–3483, 3487, 3489–3491, 3493–3502, 3553. НИКОДИМ (Сребницкий), архимандрит Новоспасский, с 6 декабря 1738 г. епископ Черниговский, с 29 марта 1740 г. митрополит Тобольский, после епископ Петербургский, с 20 июля 1736 г. член Св. Синода. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3234–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3308–3320, 3322–3328. ПАВЕЛ , архимандрит Рождественский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода, скончался 18 марта 1742 г. 3618–3620, 3622–3625, 3629–3636, 3639–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706, 3707, 3709–3711, 3716–3724, 3726, 3732, 3734–3744, 3746–3755, 3757–3761, 3763. ПЕТР ГРИГОРЬЕВ , протопоп Благовещенский, с 18 января 1738 г. член Св. Синода. 3175, 3177–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221–3222, 3224–3232, 3235–3248, 3252–3257, 3259, 3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3308–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3362, 3364–3383, 3385–3390, 3392–3397, 3399–3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489, 3503, 3505, 3508–3514, 3516, 3518–3531, 3534, 3535, 3538–3540, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3565–3567, 3569, 3570, 3572, 3573, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3590–3592, 3596–3600, 3603, 3604, 3618–3625, 3629–3644, 3647–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3680, 3682–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3748, 3750–3752, 3754, 3755, 3757–3765. ПИТИРИМ , архиепископ Нижегородский, с 21 июля 1730 г. член Св. Синода, первоприсутствующий в Св. Синоде до половины марта, скончался 8 мая 1738 г. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203. СИМОН (Тихомиров), с 21 ноября 1739 г. епископ Суздальский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода. 3618–3625, 3629–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668, 3671–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3755, 3757–3765.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад об этом 6 марта 1740 г. не соответствовал истине, как это и раскрыл после Св. Синод. Тем не менее, проект совершенной секуляризации заопределенных вотчин обещал правительству большие выгоды не только в смысле устранения накопления недоимок, но и в смысле увеличения суммы доходов, т.к., конечно, вотчины особенно при правильном хозяйстве могли дать гораздо больше, чем с них было определено. Мусин-Пушкин съумел очернить духовное ведомство, обвинив его в корыстолюбии, в запущении недоимки до 100000 руб., в нежелании содействовать государственным интересам, о чем, конечно, светские власти более всего хлопотали, и вместе с тем съумел представить общее довольство при прежнем порядке, в бытность его отца судьей Монастырского Приказа, и несомненность его в будущем, при исполнении его проекта. Затея, разумеется, удалась. Императрица 25 апреля 1740 г. положила резолюцию: «учинить по сему представлению» 384 . Собственно говоря, секуляризация заопределенных вотчин была лишь следующим шагом после предполагавшейся административно-финансовой реформы Синода в 1726 г. Теперь Коллегии Экономии было вверено не только управление и сбор доходов с вотчин, но и само хозяйство в них с полным устранением духовных властей. Последние не могли помириться с отбиранием части их имений в казну, потому что продолжали смотреть на них, как на свою собственность, лишь призванную нести известные государственные повинности. Власти плохо различали определенные и заопределенные вотчины, тем более, что последние служили для них большим подспорьем. При смешанном, денежном и натуральном хозяйстве того времени, крестьянская работа составляла большой капитал. Но между реформами 1726 г. и 1740 г. была большая разница в отношениях к церковным имениям светской власти. Если про правительство того времени можно еще сказать, что оно стремилось найти удовлетворительное решение в запутанном вопросе о государственном хозяйстве, желало, привлечением свободных церковных богатств, придти на помощь истощенному народу, а составлением справедливых штатов 385 обеспечить церковные учреждения, – то правительство Анны Иоанновны о них совершенно не думало. Оно желало лишь с большими выгодами для себя воспользоваться имуществом некоторых многовотчинных монастырей и архиерейских домов, в свое время определенных Монастырским Приказом, оставляя все остальные их собственным о себе заботам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

235 П.С.З. Книга Штатов, т. 44 к 12 декабря 1739 г. Один из ассессоров, согласно указу 8 сентября 1740 г. должен был присутствовать в Конторе Коллегии Экономии в Санкт-Петербурге. При нем состояли один секретарь и несколько канцелярских служителей. Жалованье они получали из Коллегии Экономии сверх штата, соответственно окладам чиновников Петербургских коллегий. П.С.З. XI, 8232. 237 Там же, книга протоколов особой нумерации 66 л. 62, 21 января 1740 г. Подобная же отсылка состоялась и в 1743 г. (там же, книга протоколов особой нумерации 83 л. 70). 238 М.А.М.Ю. кн. протоколов особой нумерации 82 л. 168–169, 23 сентября 1743 г. Среди названных лиц почему-то не упомянут действительный ст. сов. и Коллегии Экономии Вице-Президент Сумароков (там же книга протоколов особой нумерации 143 84 л. 68). 251 П.С.П. I, 1742 г., Записки Я.П. Шаховского. Издание «Русской Старины», СПб, 1872, стр. 36. 259 Так было и в Коллегии Экономии, где обозначение времени приезда и отъезда членов обозначалось начиная с заседания 1 мая 1727 г. (М.А.М.Ю. кн. протоколов особой нумерации 6 л. 1 протокол 175). 264 П.С.З. VII, 4970, 26 октября 1726 г. Архив Св. Синода кн. И. В. указов 1726 г., л. 79; П.С.З. IX, 7095, 11 ноября 1736; X, 7582, 13 мая 1738 г.; XI, 8295, 2 декабря 1740; 8299, 15 декабря 1740 г. По указу Сенатской Конторы от 18 июня 1736 г. Были сосчитаны и выписаны нерешенные в Коллегии Экономии дела с 1730 г. Оказалось: с 1730 г. – 1 нерешенное дело; с 1731 – 1; с 1732 – 6; с 1733 – 2; с 1734 – 2; с 1735 – 5; с 1736 – 1, главным образом за нехождением истцов и недачей гербовой бумаги. Колодников нет. Ведомость подана 20 августа 1736 г. М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 253 д. 693/31. 270 Согласно этому Коллегией Экономии хранение ее денег было поручено майору Исупову и ассесору Топильскому. М.А.М.Ю. книга протоколов особой нумерации 49 л. 27, 6 апреля 1736 г. 272 В 1760 г. Синод требовал прислать ему из Канцелярии С.Э. Правления 20000 руб. закрыв рубли серебряные в бочонки, обернув рогожей и запечатав канцелярской печатью под конвоем поруч. Попова вместе с книгами М. Син. Типографии по зимнему первопутью. М.А.М.Ю. кн. журн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

3618 . – 15 декабря. Об утверждении вновь составленного штата Св. Синода и подчинённых ему мест По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав учинённого по именным блаженной и вечнодостойной памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской, указам Святейшего Синода с подчинёнными местами и служители штата, сообщённого из Правительствующего Сената сего 1740-го года октября 3 дня, с таковым объявленным чрез сенатского обер-секретаря Василия Демидова словесным представлением: что оный штат от Правительствующего Сената утверждён, и ежели Святейший Правительствующий Синод соблаговолит тот штат утвердить же, то б, подписав, приказал сообщить в Правительствующий Сенат. Приказали : во оном штате, где о тысячнорублёвой на синодальные канцелярские расходы сумме воспомянуто, изъяснить, что та сумма имеет быть употребляема на покупку бумаги, чернил, свеч, сургуча, дров, також на прогоны и на содержание квартирмейстера с гребцами, и на починку судов, и на прочие случающиеся мелочные расходы, и потому, тот штат подписав, сообщить Правительствующему Сенату при ведении с таким требованием: дабы Правительствующий Сенат соблаговолил потому ж оный подписать и по содержанию состоявшегося блаженной и вечнодостойной памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской, октября 30 дня 1738 года указу для надлежащего по тому штату отпуска отослать в Коллегию Экономии при указе, а таков же для Всемилостивейшего Его Императорского Величества указа сообщить в Кабинет Его Императорского Величества. 3619 . – 17 декабря. О подаче Его Императорскому Величеству ведомости о монастырях 1740 г. декабря 11 дня по состоявшемуся Его Императорского Величества за подписанием именем Его Императорского Величества, Её Императорского Высочества благоверной Государыни Великой Княгини Анны, Правительницы всея России, указу повелено, какие здесь, в Нове-Городе и в Москве и около оных мест имеются монастыри, и сколько за которым из них вотчин и в них дворов и числа душ, учиня в Святейшем Синоде обстоятельную ведомость, подать прямо Его Императорскому Величеству без продолжения времени, как скоро возможно, и во исполнение оного Его Императорского Величества Высочайшего указа к сочинению той ведомости по справке в Синодальной Канцелярии по делам 724 года о своде малобратственных монастырей по Духовному Регламенту в совокупление с прочими, о числе имеющихся за монастырями вотчин и в них дворов и мужеска полу душ ведомости имеются, точию на оных за столь много прошедшим временем утвердиться не можно, того ради в силу Высочайшего Его Императорского Величества указа чинена о том справка о имеющихся в Нове-Городе и в Москве и около тех мест монастырях со обретающеюся в Санкт-Петербурге Коллегии Экономии Конторою, а о вотчинах Невского монастыря – с тем монастырём, и из таковых справок ведомость сочинена и Святейшим Синодом рассматривана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.]    Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596—1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597—1599); Матфей II, вторично (1599—1602); Неофит II (1602—1603); Рафаил II (1603—1607); Неофит II, вторично (1607—1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612—1621); Кирилл I, вторично (1621—1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623—1630— 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634—1635); Кирилл II, вторично (1635—1636); Неофит III (1636—1637); Кирилл I, в шестой раз (1637—1638); Кирилл II, в третий раз (1638—1639); Парфений I (1639—1644); Пар- фений II (1644—1645); Иоанникий II (1646—1648); Парфений II, вторично (1648— 1651); Иоанникий II, вторично (1651—1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652—1653); Иоанникий II, в третий раз (1653—1654); Паисий I, вторично (1654—1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655—1656); Парфений III (1656—1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657—1662); Дионисий Ш (1662—1665); Парфений IV, вторично (1665—1667); Клим (1667); Мефодий III (1668—1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671—1673); Герасим II (1673—1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675—1676); Дионисий IV, вторично (1676—1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679—1683); Дионисий IV, в третий раз (1683—1684); Парфений IV, в пятый раз (1684—1685); Иаков, вторично (1685—1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686—1687); Иаков, в третий раз (1687—1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688—1689); Каллиник II, вторично (1689—1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694— 1702); Гавриил III (1702—1707); Неофит V (1707); Киприан (1708—1709); Афанасий V (1709—1711); Кирилл IV (1711—1713); Киприан, вторично (1713—1714); Косьма III (1714—1716); Иеремия III (1716—1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726—1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733—1734); Неофит VI (1734—1740); Паисий II, вторично (1740—1743); Неофит VI, вторично (1743—1744); Паисий II, в третий раз (1744—1748); Кирилл V (1748—1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 — 1752); Кирилл V, вторично (1752—1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757—1761); Иоанникий III (1761—1763); Самуил I (1763—1768); Мелетий II (1768—1769); Феодосии II (1769—1773); Самуил I, вторично (1773—1774)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.] 453 Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596-1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597-1599); Матфей II, вторично (1599-1602); Неофит II (1602-1603); Рафаил II (1603-1607); Неофит II, вторично (1607-1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612-1621); Кирилл I, вторично (1621-1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623-1630- 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634-1635); Кирилл II, вторично (1635-1636); Неофит III (1636-1637); Кирилл I, в шестой раз (1637-1638); Кирилл II, в третий раз (1638-1639); Парфений I (1639-1644); Пар- фений II (1644-1645); Иоанникий II (1646-1648); Парфений II, вторично (1648- 1651); Иоанникий II, вторично (1651-1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652-1653); Иоанникий II, в третий раз (1653-1654); Паисий I, вторично (1654-1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655-1656); Парфений III (1656-1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657-1662); Дионисий Ш (1662-1665); Парфений IV, вторично (1665-1667); Клим (1667); Мефодий III (1668-1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671-1673); Герасим II (1673-1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675-1676); Дионисий IV, вторично (1676-1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679-1683); Дионисий IV, в третий раз (1683-1684); Парфений IV, в пятый раз (1684-1685); Иаков, вторично (1685-1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686-1687); Иаков, в третий раз (1687-1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688-1689); Каллиник II, вторично (1689-1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694- 1702); Гавриил III (1702-1707); Неофит V (1707); Киприан (1708-1709); Афанасий V (1709-1711); Кирилл IV (1711-1713); Киприан, вторично (1713-1714); Косьма III (1714-1716); Иеремия III (1716-1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726-1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733-1734); Неофит VI (1734-1740); Паисий II, вторично (1740-1743); Неофит VI, вторично (1743-1744); Паисий II, в третий раз (1744-1748); Кирилл V (1748-1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 - 1752); Кирилл V, вторично (1752-1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757-1761); Иоанникий III (1761-1763); Самуил I (1763-1768); Мелетий II (1768-1769); Феодосии II (1769-1773); Самуил I, вторично (1773-1774)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

(Раскольники и острожники. Ливанова т. II, пп. 79, 3. 51–52). 3306 Ливанов, Раскольники и острожники т. 4, 27. Чтение в обществе Истории и Древностей 1863 г., кн. I, отд. II, 15. 3310 Павел Любопытный, Кат., «Раскольн. и острожники», т. 2, 99, 93, 62. Чтения в обществе Истории и Древностей, 1863 г., кн. I, отд. 2. 162, 163, 128. 3311 Чтения в обществе Истории и Древностей, 1863 г., кн. I, отд. 2. 129. С. Лив. Раскольники и Острожники т. 4, приложение 27. 3312 Каталог Павла Любопытного 62, 99, 116, 117. Чтения в обществе Истории и Древностей, 1863 г. От. II, 134, 140, 161. 3314 Он был келейником и ключником и «ведателем» всей книжной казны Мануила Петрова. (Обличение неправ., 136). 3317 Издан заграницей в 1885 году. Относительно времени написания «Зитуменоса» существуют разногласия: Н. П. Субботин утверждает, что «Зитуменос» написан в 1734 году. Подтверждение этому он находит в самом сочинении: «во всероссийский Синод о предании сём (двуперстии), от содержателей его дана есть изрядная апология (Поморские ответы); но се уже второе на-десять лето, (у Е.П. Барсова – двенадцать лет) имать Синод эту книгу». Поморские ответы, по словам Субботина, поданы в 1722 году, следовательно, Зитуменос написан в 1734 году. Издатели «Зитуменоса» (Онисим Швецов и К°) утверждают, что книга написана в 1740-х годах. (Братское слово 1887 г., т. I, 368). А по словам Алексея Родионова (яко применение сего предания (двуперстия) начатое от лета 1666 г., происходит даже до настоящего 1744 года), она написана в 1744 году. Нельзя согласиться с мнением Н. П. Субботина, во-первых, потому, что ответы поданы позже, в 1723 году, во-вторых, потому, что Алексей Родионов прибыл на Выг. на постоянное жительство только в 1732 году, пять лет был в тяжких монастырских трудах и только в 1737 году он, окончив послушание, поступил келейником к Семёну Денисову и начал регулярно учиться. Нельзя также согласиться с мнением издателей, что «Зитуменос» написан в 1740 году. В три года после тяжких трудов, он ещё не мог приобрести столько знаний, чтобы написать подобное сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 О мечетях в астраханской губернии мы узнаем по поводу челобитной, поданной от татар казанского и сибирского уездов. „Правительствующий сенат, слушав экстракт, учиненный по челобитью казанской губернии от всех служилых мурз и татар поверенного от казанского и сибирского уездов на горной стороне; деревни Верхних Чипках, служилого татарина Якуба Биметева, в котором явствует, что в 1744 г. апреля 13 дня (далее следует содержание указа 1744 г., который нам уже известен, см. выше стр. 296–299). А присланными в сенат ведомостями показано, а именно: из казанской губернии, что в Казани и в казанском уезде прежде было 536 мечетей, сломано 418, оставлено 118; а при скольких душах, того не показано; из сибирской: в Тобольске, в Таре и в уездах было 133 мечети, сломано 98, оставлено и вновь построено 35, при оных мужеска пола 8.535 душ ; из астраханской: при Астрахани де и в степных местах, в татарских юртах было 40 мечетей и из них сломано 29, оставлено 11, при них татар и прочих магометанцев 3.245 душ. А ныне (в 1756 г.) поданным в сенат казанской губернии от всех служивых мурз и татар поверенный служивой татарин Якуб Биметев челобитьем просит, чтоб в их татарских больших и малых деревнях, в коих они жительствуют, а мечетей не построено, повелено было мечети для моления по закону их вновь по-прежнему построить; а находящихся в тех деревнях новокрещеных, коих находится по малому числу душ, а именно человек от двух до шести, из тех их жительств вывесть и поселить с прочими новокрещеных или с русскими. А по состоявшемуся в 1740 г. сентября 11 именному (Анны Иоанновны) указу, в 6 пункте, между прочим велено: новокрещеных иноверцев, которые живут с некрещеными, перевести в другие деревни и поселить вместе с крещеными.... А в 1743 г. сентября 28 по именному ж ее императорского величества указу, подписанному на докладе сенатском, по представлению св. синода, а в оный по доношению бывшего у новокрещеных дел архимандрита (что ныне преосвящ. епископ рязанский) Димитрия, между прочего 3 пунктом велено: понеже по вышеписанному 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Самым сильным доказательством наших слов служит то, что в период 1740–1744 годов были созданы основные черты организации общин методизма и сочинены General Rules of United-Societies. Но что особенно должно было взволновать представителей епископального клира, – это созвание 1-й методистской конференции (1744 г.). Конференция теснее сблизила вождей методизма, указала определенные цели их деятельности: прежде они ходили по стране, как будто ощупью, не зная, что предпринять; она некоторым образом обособила методизм в отдельное от других религиозных обществ, самостоятельное религиозное общество, хотя на ней вопрос об отделении от церкви встретил решительный отрицательный ответ. Самым собранием своим для такой цели, к достижению которой должно было стремиться духовенство, члены конференции показали свою самостоятельность. Конференция происходила без разрешения высшей церковной власти; но такое собрание, если не прямо, то косвенно становилось на место господствующего духовенства, предвосхищало власть у него, исключая духовенство из подведомой ему области, – что равнялось отрицанию de facto духовенства или отделению от той церкви, представителем которой было это духовенство. Если мы примем во внимание такое значение первой конференции, то легко поймем, почему после первой конференции духовенство гораздо сильнее начало действовать против методистов. Раньше упомянутый епископ Гибсон, в диоцезе которого была сосредоточена главная деятельность методистов и происходила конференция, – как видно – строго следил за их поведением. Результатом его наблюдений было сочинение, которое так и озаглавлено: «Наблюдение за поведением секты, обыкновенно называемой методистами». «Наблюдение» появилось после 1744 года. Почтенный епископ старается, оставив упреки, вступить в борьбу с методистами на основании епископального символического произведения 621 и правил дисциплины, которыми управлялись члены англиканской церкви. Гибсон упрекает методистов в том, что они придают слишком высокое значение вере в искупительные заслуги Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

«Смолоду был грозен он», - как говорится в популярной русской сказке, и сам выступал, отчасти небезуспешно, претендентом на оказавшееся как-то вакантным «испанское наследство». Однако в 1713-ом, 27 лет от роду, приуныл, видя свои неудачи на семейном поприще. Поэтому в том же году, 19 апреля, желая обмануть судьбу и сохранить нераздельно за своими наследниками «лоскутные» австрийские владения, Карл издал так называемую «прагматическую санкцию», которая при неимении мужского потомства отдавала всю монархию женской линии потомства Карла. Поступок его был весьма прозорлив: три года спустя у него, и его супруги Елизаветы Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской появился сын, но вскоре умер, а затем рождались лишь дочери. Старшая из них, Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина, получившая чисто мужское воспитание, подготовившее её к управлению обширным государством, 23 лет от роду, после смерти отца, наступившей 20 октября 1740 года, и унаследовала трон. «Хозяйство», принятое ею, было огромным и весьма привлекательным с точки зрения алчных соседей: помимо упомянутых корон, Мария Терезия была ещё и королевой Венгрии, королевой Богемии, королевой Хорватии и Славонии, королевой Галиции и Лодомерии, а также герцогиней Милана и Люксембурга. «Большинство государств сначала не расположено было высказаться в пользу прагматической санкции», - пишут историки. При этом «самым нерасположенным» оказался прусский король Фридрих II по прозвищу Старый Фриц (хотя он был всего лишь на четыре с половиной года старше Марии Терезии). Он мигом заявил свои «древние права» на силезские герцогства Лигниц, Волау, Бриг и Егерндорф, и уже в декабре 1740 года вступил в Силезию. Так разразилась т.н. Первая Силезская война (1740-1742 годов), за которой последовала Вторая (1744-1745, в ходе которой произошла битва при Гогенфридберге), а затем и Третья (1756-1763), иначе называемая Семилетней войной, а по версии сэра Уинстона Леонарда Спенсер-Черчилля - Первой Мировой, в огне которой пылала уже не одна Европа, но и заокеанские её территории (проще говоря - колонии).

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/11/us...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010