В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинский барокко. После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства князей Голицыных и Долгоруковых. В него перенесли чудотворную Казанскую икону , которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского. Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия. В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана: «Коронование Богоматери», «Рождество Христово» и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси. В 1739 году в здании колокольни, пострадавшей от Троицкого пожара и восстановленной, устроили придел во имя святых страстотерпецев Бориса и Глеба, который позже был обновлён и освящён в честь Спаса Нерукотворного. В нём летом совершались ранние заупокойные обедни. В середине XVIII века на средства князей Долгоруковых в соборе устроили два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца, воздвигнутый в 1747 году, и во имя святого апостола Иакова Алфеева, созданный в 1754-м. Последний позже упразднили и использовали как ризницу, а около 1900 года освятили во имя Феодосия Черниговского. В 1764-м монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году надвратную церковь отремонтировали, расписали и украсили лепниной. XIX—XX века Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Гедеон вывез из монастыря ризницу, а остальные ценности спрятали в стене церкви. Перед отступлением армии по приказу Наполеона была совершена попытка подорвать Кремль. При взрыве в Богоявленском соборе осколки пробили кирпичную кровлю, были выбиты окна, на колокольне погнулся крест. Храм отремонтировали и заново освятили в 1813 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Вероятнее всего, Н. М. следует отождествить с кодикографом, носившим то же имя и работавшим в то же время, рукописное творчество которого подробно изучено к наст. времени ( Χατζηγιακουμς. 1975. Σ. 146; idem. 1980. Σ. 45, 95 (ποσημ. 236), 204-206; Πολτης, Πολτη. 1994. Σ. 566; Καραγκονης. 2003. Σ. 460. Υποσημ. 699; Γιαννπουλος. 2005. Σ. 208-211). Этот кодикограф создал ряд нотированных рукописей сер. XVIII в., из которых наиболее интересны: Икиматарий Иоанна Клады (Hieros. Patr. 543, 1738 г.), Анфология (Chios. A. Korais. 172, 1739 г.), Стихирарь Хрисафа Нового (S. Sepulcri. 719, 1740 г.), Анфология (Ath. Laur. Η. 124, 1750 г.), Икиматарий Иоанна Клады (Ath. Iver. 957, ок. 1740 г.), Анфология (Ypselou. 40, ок. 1750 г.), Кратиматарий (S. Sepulcri. 464, ок. 1750 г.), Анфология (Andros. Agias. 34, 1756 г.). Э. Яннопулос, исследовав рукописи Ath. Iver. 957, Ath. Laur. Η. 124, S. Sepulcri. 464 и 719, Chios. A. Korais. 172, пришел к выводу, что они написаны одним и тем же человеком «с большим усердием в один и тот же период» ( Γιαννπουλος. 2005. Σ. 209). Он также справедливо указал, что нек-рые исследователи ( Χατζηγιακουμς. 1975; Πολτης, Πολτη. 1994) ошибочно приписывали Н. М. Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр (Ath. Doch. 317), выполненный в 1747 г. иером. Игнатием ( Γιαννπουλος. 2005. Σ. 209. Υποσημ. 66), как и недатированный Икиматарий S. Sepulcri 463 ( Χατζηγιακουμς. 1980. Σ. 95. Υποσημ. 236) ( Γιαννπουλος. 2005. Σ. 209-210). Яннопулос отметил, что сохранились и др. певч. рукописи, несомненно принадлежащие перу Н. М. или весьма напоминающие его кодексы по письму, в частности, Кратиматарий Ath. Laur. 202, имеющий следующую запись: «Конец и Богу слава, писано же Нектарием иеромонахом в 1742 году, в месяце октябре, и те, кто это прочитал, помолитесь за меня, грешника», Стихирарь Панайотиса Хрисафа Нового (Duke Univ. K. W. Clark. 87) ( Γιαννπουλος. 2005. Σ. 84-85) и Матиматарий (Sinait. gr. 1569). Примечательна пространная запись в кодексе 1756 г. Andros. Agias. 34 (почти идентичная, как отметил Яннопулос, записи в ркп. S. Sepulchri 719 - Γιαννπουλος. 2005. Σ. 208, 211; Idem. 2004. Σ. 230-231), весьма объемной (844 листа) книге Пападики; эта запись во многом совпадает с соответствующим указанием в автографе 1655 г. Стихираря протопсалта Панайотиса Хрисафа Нового (Hieros. Patr. Nova coll. 4; см.: Στθης. 1995; Χατζηγιακουμς. 1980. Σ. 130-131; Tardo. 1938. P. 93).

http://pravenc.ru/text/2564896.html

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Владимир Иванович; женат на княжне Марие Николаевне Голицыной Князь Владимир Иванович; женат на княжне Марие Николаевне Голицыной Князь Иван-Николай Осипович, полковник Князь Сергий Осипович, статский советник, рождение 23 сентября 1707 † 25 июля 1777; женат на Екатерине Михайловне Стрелковой, рождение 23 ноября 1747 † 1 марта 1780 КОЛЕНО XXVII: Князь Пётр Тимофеевич † 1762 Князь Михайло Тимофеевич Князь Василий Тимофеевич Княжна Ирина Тимофеевна, рождение 1730 † 1808, за майором князем Петром Александровичем Шаховским Князь Григорий Алексеевич, рождение 19 августа 1735 † 1810; женат 1. на Елене Васильевне Плоховой (брак бесплодный); 2. на княжне Анастасие Николаевне Долгоруковой † 1840 Княжна Екатерина Алексеевна, за действительным тайным советником Лукьяном Ивановичем Камыниным Князь Павел Николаевич, подполковник, рождение 29 июня 1722 19 сентября 1781; женат 1. на княжне Марие Фёдоровне Голицыной † 15 сентября 1769; 2. на княжне Анастасие Сергеевне Долгоруковой, рождение 8 ноября 1730 † 29 апреля 1787 (вторый брак бесплодный) Князь Андрей Николаевич, действительный тайный советник, кавалер Святого Александра Невского и белого орла, рождение 1726 † 1813; женат на Антонине Войновне Яворской Княжна Анастасия Николаевна, рождение 1739 † 1799 Княжна Анна Васильевна Княжня Иулиания Васильевна, за Семёном Борисовичем Волоцким Князь Николай Фёдорович Князь Александр Фёдорович Князь Фёдор Фёдорович, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер; женат 1) на княжне Марие Александровне Бекович-Черкасской † 1763; 2) на княжне Анне Григорьевне Мещерской (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и 2 дочери) Княжна Наталия Ивановна † 1798, за сенатором Князем Михайлом Михайловичем Щербатовым Княжна Евдокия Михайловна, рождение 15 февраля 1713 † 6 октября 1768, за каммергером князем Михайлом Васильевичем Голицыным Князь Пётр Михайлович рождение 18 июня 1724 † 2 ноября 1760; женат на Наталие Павловне Балк-Полевой, рождение 1726 † 10 декабря 1791 Князь Михайло Михайлович. сенатор и Святого Александра Невского, кавалер, рождение 22 июня 1733 † 12 декабря 1790; женат на княжне Наталие Ивановне Щербатовой † 1798

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Никита … Иов , в половине XV века. Антоний , 1466. Иона , 1514. Исайя Шапошников , 1559–65. Евфимий , 9 янв. 1567. Сильвестр , 13 сент. 1571. Василий … Геннадий , 1584. Исайя , 1598. Арсений , 1603–18, отказался. Макарий Кучин , с 1618, а 16 дек. 1624 хирот. в архиеп. Сибирского. Тихон , 1625 и 26. Ферапонт , 1633–37. Корнилий , 22 янв. 1641. Гермоген , в авг. 1641, 1642, в авг. 1643. Тихон , 1643 и 1644 (sic), в апр. и нояб. 1645, в июле (sic) 1647. Архимандриты Павел , игум., 1673–79, перев. в Симонов, а 12 июня 1680 опять сюда-ж и оставлен архим-том; по 1686. Сергий , 1687–89, уволен. После в Спасо-Геннадиеве. Корнилий , 1690–1700. Феофилакт определён 2 февр. 1701; до 1720. Иов , 1722–39. Никанор , 1739–46. Феодосий , 1747–54. Андроник перев. из Паисиина, 1754–1756. Софроний Тернолетов , из иеромонахов Киево-Печерских, 1756–71. Аггей Колосовский , с 1771, а 3 сент. 1773 перев. в Нижегородский Печерский. Феодосий в 1773 перев. из Миропольского; до 1780. Парфений перев. из Солотчинского, 1780–1809. Август 1809 перев. из Паисиина, а в 1820 уволен, за болезнью. Макарий Глухарев произведён 1821–1824, уволен на покой. С 1829 миссионер Алтайский; в 1847–49 архим. в Волховском мнтре. Евгений Бажанов (Баженов) в 1824 перев. из Тобольского Знаменского, а 29 июня 1829 хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Дроздов 17 июня 1829 перев. из Краснослободского Вздвиженского, а в дек. 1837 – в Рязанский Спасский. Платон Городецкий , 1837, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад. После епископ Ковенский (викарий Литовский). Нафанаил Савченко перев. из Каменецкого Подольского Троицкого, 1839–1845, 26 авг. хирот. в епископа Ревельского. Агафангел , 1845–50, перев. в Игрицкий. Женского Богоявленского Анастасиина: Иг-нья Платонида , 1856–62. 264 – Мария Давидова , 1862–68. 265 3 Макариев, на реке Унже, в городе Макариеве, основан св. Макарием в половине XV столетия, но запустел. В 1596 г. возобновлён строителем Давидом Хвостовым. Ныне 3-го класса. [V, 39.] 30 янв. 1854 возведён в первый класс. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По книгам Патриаршего казенного приказа 1628 г. Селецкой, Радонежской и Загородской десятин: «церковь Николая чудотворца в вотчине князя Семена Васильевича Прозоровского, в селе Шипилове, дани 9 денег, по наказу гривна; апреля в 8 день на нынешний 1628 г. те деньги взято», а под 1635-79 гг. упоминается: «в вотчине князей Семена и Матвея Прозоровских в селе Шипилове, у пруда, дани 6 алтын, заезда гривна». В 1646 г. в селе Шипилове-Никольском числилось 4 двора крестьянских, в них 9 человек, при церкви священник Алексей. В 1678 г. это село принадлежало князьям Петру Семеновичу и Петру Ивановичу Прозоровским, в селе находились: двор их вотчинников, двор конюшенный, в нем жил приказчик, 3 двора кабальных и деловых людей, в них 8 человек, 2 двора крестьянских, в них 8 человек, и 2 двора бобыльских, в них 3 человека. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. записано: «церковь Николая чудотворца в селе Шипилове, Никольское тож, в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского, дани 6 алтын, заезда гривна; а по досмотру и по сказке той церкви дьячка Панкрашки Иванова, та церковь построена до писцов (т.е. до 1623 г.) и к той церкви князь Петр Иванович Прозоровский дал из своей земли попу в пустошах Селеткине и Ографенине сенных покосов копен на 40, да ему же, попу, дает хлебную и денежную ругу, а ему, дьячку, дано в поле пашни по десятине, да сенных покосов на 15 копен». В 1688 г. князь Петр Иванович Прозоровский свою половину села Шипилова продал князю Петру Семеновичу Прозоровскому, а от него перешло в 1693 г. к его детям Андрею, Никите и Александру. Последний свою часть уступил брату Андрею, который из своей вотчины, вместо денежной и хлебной руги, отдал священнику с причетниками Николаевской церкви пашенной земли 15 четвертей и сенных покосов 15 копен, о чем есть запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа от 6 июля 1694 г., и с этого года впредь церковь писалась в вотчине князя Андрея Петровича Прозоровского. Князь Никита Петрович Прозоровский свою половину села в 1700 г. продал князю Борису Алексеевичу Голицыну, а в ней двор боярский и 3 двора крестьянских. По смерти князя Б.А. Голицына его сын Сергей свое имение в селе Шипилове продал в 1720 г. Прокофию Федоровичу Соковнину, а от него перешло в 1739 г. к его детям: Федору, Михаилу, Василию и Александру, а в 1747 г. у них куплено князем Иваном Андреевичем Прозоровским, во владении которого находилась другая половина села Шипилова, доставшаяся ему после отца князя Андрея Петровича Прозоровского в 1722 г., по разделу с его родными братьями Петром и Василием.

http://sobory.ru/article/?object=02738

Русская Православная Церковь за границей. В А. к. существуют 2 прихода Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ: в Барнауле - Крестовоздвиженская община, в с. Потеряевка Рубцовского р-на - община сщмч. Анфима Никомидийского. Прот. Борис Пивоваров Старообрядчество. Преобладающее старообрядческое согласие на Алтае - часовенное (к 1999 общины не зарегистрированы). Общины старообрядцев Белокриницкой иерархии (в Барнауле, Бийске, пос. Благовещенка, селах Залесово и Ая) входят в восстановленную в 1992 г. Новосибирскую епархию старообрядческой Церкви. В Барнауле существует община поморского согласия . В сельских районах сохранились отдельные семьи потомственных староверов, наиболее многочисленные сообщества концентрируются в крупных городах. Алтайское старообрядчество отличается богатой историей, развитой устной традицией и материальной культурой. Старообрядцы, появившиеся на Алтае в нач. XVIII в., внесли значительный вклад в заселение и освоение бассейнов рек Чарыш и Алей, окрестностей Колывано-Воскресенского завода. Часть переселенцев пришла самостоятельно, а часть была прислана заводчиком А. Н. Демидовым, прятавшим своих рабочих, в большинстве староверов, от развернувшихся на Урале преследований. Позднее, в 60-х гг. XVIII в., близ Колывано-Кузнецкой военной линии поселили ок. 1,5 тыс. староверов, вывезенных из Польши. В XVIII-XIX вв. старообрядцы освоили практически все пространство Алтая. В 1-й пол. XVIII в. имели место неск. крупных самосожжений старообрядцев как ответ на правительственные противораскольничьи меры - 24 марта 1723 г. в Елунинской пуст. (сгорело от 600 до 1100 чел.), в нояб. 1739 г. в дер. Шадрино на р. Лосихе (погибли 300 чел.), весной 1742 г. в дер. Лепёхино Белоярской слободы сгорели 18 чел., самосожжения происходили также в 1746-1747 гг. В XVIII - нач. XX в. внутри алтайского старообрядчества продолжался процесс образования новых толков и согласий: в поморском согласии появились «поликарпова вера», «токаревцы», идеологически и организационно консолидировались беглопоповские общины, часовенное согласие эволюционировало от беглопоповства к беспоповству.

http://pravenc.ru/text/115126.html

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова. Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699—1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами. В 1718—24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739—47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747—54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов. Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова " Описание Киево-Софийского собора " , изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843—53 гг., одновременно с варварским " обновлением " стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря. Во время последней реконструкции, проведенной в 1882—89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

С 1723 по 1733 г. в О. В. м. было совершено 16 постригов вопреки запретительным указам, за что игум. Анфисе пришлось выплатить крупный штраф. В 1735 г. в обитель из старообрядческого скита Ветки (совр. Белоруссия) были присланы 5 стариц. По распоряжению еп. Коломенского и Каширского Вениамина (Сахновского) их содержали в особых кельях под надзором, пищу выдавали из «убылых монашеских порций» ( Пясецкий. 1896. С. 19). В 1736 г. в мон-ре проживали 32 сестры, в 1741 г.- игумения, 26 монахинь и 7 «бельцов церковных служителей»; в 1751 г., при настоятельнице (1745-1753) игум. Евфимии (Юрьевой),- казначея Александра, псаломщица Варвара (Богатырёва), пономарица Вирсавия (Измайлова), просвирня, 3 схимонахини, 10 монахинь, 22 послушницы, с 1747 г.- также «раскольница девка» М. Фёдорова, содержавшаяся «в оковах под караулом». Обитель по-прежнему была небогата: в 1740 г. игум. Анфиса сообщала в Коломенскую духовную консисторию, что сестры имеют доход только от свечной продажи и кошелькового сбора, что составляет в год 3 р. Согласно ведомости 1739-1741 гг., у О. В. м. не было вотчин и земель, монахини «питаются своими трудами и мирским подаянием» (Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 4. С. 41). В 1764 г., при настоятельнице (1753-1771) игум. Кикилии (Родионовой), монастырь был отнесен к 3-классным, необщежительным. Обители полагалось иметь 17 монашествующих, ежегодно выдавалось жалованье 375 р. (с 1797 - 840 р.). 9 сент. 1765 г. в О. В. м. были переведены 6 монахинь из упраздненного Карачевского Введенского монастыря, в 1766 г.- насельницы из упраздненных брянских Зарецкого Вознесенского и Воскресенского монастырей. После утверждения в 1779 г. имп. Екатериной II Алексеевной «регулярного плана» Орла, предусматривавшего новую планировку и застройку, генерал-губернатор Н. В. Репнин в 1780 г. предложил расположенный в центре города мон-рь закрыть или перевести в Брянск. Настоятельница (1772-1781, 1785-1805) игум. Феофания (Константинова) начала подготовку к переезду общины монастыря. Однако в 1781-1782 гг. орловское купечество и дворянство, собрав 2600 р. на каменное строительство, сохранило обитель. 11 июля 1783 г. в ответ на послание правителя Орловского наместничества С. А. Неплюева последовал указ Синода: О. В. м. «оставить в штате в г. Орле... и обнести оный каменной оградой» ( Пясецкий. 1896. С. 48). 16 июля 1787 г. Орёл посетила имп. Екатерина II, пожаловавшая монастырю 300 р. К кон. 80-х гг. XVIII в. в обители построены стены с башнями, в 1799 г.- каменная колокольня, а также 2 деревянные палатки для продажи свечей, вместо которых в 1811 г. поставлены каменные. В 1798 г. указом имп. Павла I Петровича мон-рь впервые получил во владение пахотные земли, места для рыбной ловли и мельницу о 2 поставах на р. Вишневце (Вышневице) в с. Архангельском.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

С кон. 1736 г. при деревянном особняке купца Николаева действовал временный храм-часовня, к-рый в 1738 г. был официально зарегистрирован Синодом как греч. Екатерининский приход для синайских монахов. В 1739-1741 гг. при участии игум. Евгения была построена и 12 авг. 1741 г. освящена каменная Екатерининская ц. После пожара (июль 1742) храм был вновь освящен 3 авг. 1742 г. В том же году греч. община подала на имя Киевского митр. Рафаила прошение, «дабы им, грекам, на Подоле жительствующим по разным приходским парохиям, такожде и приежжающим грекам к новопостроенной на Подоле греческой церкви на богомолие ходить и всякие християнские требы от оной церкви игумена либо тамошнего священника получать». Митрополит удовлетворил эту просьбу, но, по уверению греков, настоятели соседних приходов продолжали препятствовать им, поэтому аналогичные прошения были поданы и в 1743-1744 гг. С 1744 г. Синайский архиеп. Никифор и игум. Евгений ходатайствовали о предоставлении киевской ц. вмц. Екатерины, при которой уже проживала небольшая монашеская община, статуса самостоятельного мон-ря, напрямую подчиненного Синаю. 2 июня 1748 г. архиеп. Синайской горы Константин I, сообщая в Синод о своем вступлении на архиепископскую кафедру, напомнил и о последней воле своего предшественника, архиеп. Никифора: «Да получим совершенное чрез императорскую грамоту утверждение на монастырец наш сущий в Киеве, святой великомученицы девы Екатерины, предписанный (к Синайской горе), по бывшем изначала благословенном изволении» ( Бабару. 2012). С дек. 1747 г. по благословению киево-печерского архим. (впосл. митрополита Киевского) Тимофея (Щербацкого) игум. Евгений обращался в Синод для решения вопроса о преобразовании Екатерининского прихода в мон-рь. В его прошениях отмечалось, что мон-рь вмц. Екатерины основывался с целью преподавания киевским грекам треб и погребения умерших, а также для временного пребывания здесь греч. священнослужителей и монашествующих. 8 марта 1748 г. Синод заслушал доношение покойного митр. Киевского Рафаила. В нем содержались перевод письма архиепископа Синайской горы Никифора к митр. Рафаилу и прошение игум. Евгения о преобразовании киевского греч. прихода в Киеве в мон-рь. В тот же день Екатерининская ц. была обращена в Екатерининский греч. муж. мон-рь с полным подчинением мон-рю вмц. Екатерины на Синайской горе (Иерусалимский Патриархат) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 147. Д. 17). С 1748 г. К. м. часто именовали «Греческим подворьем». Во 2-й пол. 50-х гг. XVIII в. в нем проживало 4 насельника. По штатам 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу с 16 штатными служителями. В 1770 г. в обители проживало 4 насельника, в 1775 г.- 3, в 1776 г.- 2, в 1783 г.- 3 насельника (2 иеромонаха и иеродиакон), в воскресные дни богослужения совершались на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010