2. Строитель иеромонах Емелиан 1636–1614. 3.   Строитель      Сергий       1644–1659 4.   Строитель      Герасим       1659–1661 5.   Игумен      Петроний       1661–1664 6.   Игумен      Епяфаний       1664–1669 7.   Игумен      Авраамий       1669–1676 8.   Игумен      Корнилий       1676–1677 9.   Игумен Никон      1677–1689 10. Строитель      Макарий       1689–1690 11.   Игумен Иоасаф      1690–1695 12.   Игумен      Максимт       1695–1696 13.   Строитель      Авраамий Митусов       1696–1713 14.   Игуменъ      Геннадий      1713–1714 15.   Строитель Исаия 1714–1118 16.   Игумен Ипполит 1714–1718 17.   Игуменъ Мнтрофан      1718–1724 18.   Стронтель Алексий 1724–1725 19.   Игуменъ 1725–1781 20.   Строитель Феодосий 1725–1781 21.  Строитель Гермав 1731–1745 22.  Игумен Симеов 1745–1746 23.  Игумен Гериан 1746–1757 24.   Управлявший монастырем казначей Иеромонах Пров – 1759 25.  Строитель Михаил       1759–1761 26.  Игумен Алексий Карамзин       1761–1762 27.  Игумен Герман       1762–1771 28.  Строитель Амвросий 1771–1773 29.  Строитель Евссвий       1773–1775 30.  Игумен Стефан      1775–1777 31.  Строитель Евсевий       1777–1780 32.  Строитель Илия       1780–1782 33.  Строитель Анатолий       1782–1797 34.  Строитель Мамант       1797–1803 35.   Исправлял должность строителя священник Петр Карлин 1803–1808 30. Строитель Александр       1808–1810 37.   Сроитель Анастасий      1810–1818 38.   Строитель Ионникий      1818–1829 39.   Игуменъ Венедиктъ      1829–1831 40.  Строитель священник Иоанн Бутаков 1831–1845 41.  Строитель крестовый иеромонах Иринарх 1845–1855 42.   Строитель Афанасмй       1855–1857 43.  Строитель, а потомъ игумевъ Нектарий 1857–1871 44.   Строитель Антонинн управлявший монастырем иеромонахи: Иова, Петр и Сергий       1875–1876 48.  Строитель, а потом игумен Ювеналий –1870. 3 Свидетельство заготовленных на каменный храм в Красногорском монастыре материалов производил Архангельского гарнизона майор Барш, и оказалось: годного кирпича 100 тысяч, 100 бочек извести немало железа и серого камня на бут, материал заготовлен на пожертвования со времени пожара 1716 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

41. Водосвятный киворий. Часовня сооружена в 1897 г. по проекту В.Н. Николаева. Постройка высотой 9,4 м имеет сферический купол с полуциркульными фронтонами на чугунных колонках. 42. Колокольня Успенского собора. Построена в 1731-1745 г.г. по проекту И.Г. Шеделя на месте сгоревшей в 1718 г. деревянной. Первый вариант проекта колокольни 1720 г. принадлежит архит. Ф. Васильеву. И.Г. Шедель, получив проект Ф. Васильева, существенно его переработал: изменил пропорции сооружения, конструктивную основу, упростил декор, лишив его ярко выраженных черт барокко, и приблизил к классическим формам. Колокольня возведена четырехъярусной – 96,5 м. Решение двух нижних ярусов почти полностью повторяют проект Ф. Васильева. На четвертом ярусе в 1744 г. были установлены куранты с «часовым» колоколом. В 1758 г. изготовлены новые куранты, которые в 1788 г. были переделаны и проработали до начала XX в. В 1903 г. были изготовлены новые куранты. Колокольня капитально ремонтировалась с позолотой главы в 1782, 1824 и 1868 г.г. 43. Кельи клирошан. Возведены в XVI-XVIII в.в. с использованием отдельных участков стен XVI в. При капитальном ремонте в последней четверти XVIII в. крыша была покрыта железом вместо гонта, фронтон, выходящий на экономическую улицу, украшен лепным орнаментом, в картуше которого вылеплена дата капитального ремонта «1777 год». 44. Троицкая надвратная церковь. Сооружена в 1106-1108 г.г. За время своего существования претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. Настенные росписи интерьера церкви – уникальный памятник украинского искусства XVIII в. 45. Корпус певчих митрополичьего хора. Сооружен в 1902-1904 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова на месте разобранного корпуса XIX в. служившего этой же цели, и двух одноэтажных подсобных каменных зданий. Кроме келий певчих, в доме размещалась «распевочная» (помещение для репетиций) и столовая. Часть помещений была отведена для проживания «малых певчих» и учебных классов. В 1913 г. в доме размещалась редакция журнала «Свет Печерский».

http://sobory.ru/article/?object=00330

В 1882 г. холодная церковь перестроена. В настоящее время в церкви пять престолов: в холодной – средний во имя Воскресения Господня, освящен в 1890 г., южный Предтеченский, освящен 21 июня 1895 г., и северный в честь Св. Пророка Илии, освящен 22 июня 1895 г. В теплой церкви: южный – в честь Св. Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под колокольней устраивается шестой престол в честь Преподобного Трифона Вятского. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 171/1757, 96/1761, 191/1775 (построение колокольни), 72/1777, 78/1778, 350/1786, 140/1794, 149/1798, 21, 438/1817, 744/1819, 348/1826, 892, 895/1828, 1261/1829 (освящение храма), 1312/1834, 262/1837, 376/1838, 1577/1843, 318, 772, 1851/1846, 1110/1852, 987/1860, 338/1869, 773/1870, 146, 524/1871, 166/1873, 180/1881 (построение каменного храма) . Метрические книги с 1735 г. Примечание: Иерархия протоиерея Никитникова, с. 41. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 18. Дело архива Вятской духовной консистории 3/1731. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1621 году построена деревянная церковь, в 1777 году строилась каменная. 26 ноября 2011. Примерно до 1852 года церковь называлась Николаевская, после Воскресенской, т.к. был престол во имя Воскресения Господня. 10 февраля 2012. «Рядом с храмом находятся две постройки. Одна из них – здание, которое многие ошибочно принимают за дом священника. На самом деле в 19 веке в нем размещалось 2 учебных заведения: земское мужское училище (на втором этаже), и женская церковно-приходская школа на 50 девочек (на верхнем этаже), а на нижнем этаже располагалось общежитие.Вторая постройка-торговые ряды» (не конюшни, как указано в подписи к одной из фотографий). По материалам сайта http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13945 По данным " Вятских Епархиальных Ведомостей " , 3 от 1873г., в церкви было три престола, главный - в честь Воскресения Хрисова и два придела - в честь Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=19201

В то же время распоряжения о монастырских имениях и разборы времен императрицы Анны не прошли бесследно для монашества и имели скорее отрицательные, чем положительные последствия. Можно утверждать, что внутренняя жизнь монастырей никогда не приходила в такой упадок, какой наблюдался в 1-й половине XVIII в. Хотя официально одни монастыри держались общежительного, другие — особножительного устава, на деле жизнь монахов пребывала в таком расстройстве и беспорядке, что те или иные явления в ней можно объяснить лишь недостаточным пониманием изданных предписаний и указов. Синод сам в отчете регентше Анне Леопольдовне пришел к заключению, что в монашеском чине «настоит ныне... умаление», и выразил опасение, что русское монашество находится на грани полного уничтожения . О том, сколь ужасны были последствия разборов, говорит, например, история основанной в 1692 г. Саровской пустыни. Благодаря энергии и аскетической настроенности настоятелей Иоанна († 1737) и Дорофея (1731–1746) здесь с самого начала был введен строгий общежительный устав и жизнь монахов стояла на изрядной духовной высоте. Но гонения на монашество, предпринятые при Анне, за два-три десятилетия привели все в расстройство и беспорядок, так что лишь во 2-й половине XVIII в. настоятели Ефрем (1758–1777) и Пахомий (1777–1794) снова сумели ввести общежительный устав и сделали пустынь местом подлинно аскетического подвижничества . Важно было то, что создание новых и возобновление старых монастырей поручалось испытанным подвижникам. Успешной была, например, деятельность игумена Филарета (1773–1841), которому удалось буквально преобразить жизнь Глинской Богородицкой пустыни (в Курской епархии), благодаря введению строгого общежительного устава Афонской горы, в результате чего в 1-й половине XIX в. эта пустынь сыграла большую роль в возрождении аскетических идеалов. Филарет составил, кроме того, «Пространное поучение к новопостриженному монаху», которое в ту пору получило широкое распространение в среде монашества . Для возобновления монастырского общежития особенно много сделал митрополит Петербургский и Новгородский Гавриил Петров, который также поощрял введение старчества в монастырях, о чем будет рассказано ниже. В его епархиях в 60-е, а потом и в 80-е и 90-е гг. XVIII в. на основе общежительного устава перестроена была жизнь шести монастырей; с помощью старца Феофана Соколова Гавриил составил «Правила общежития», которые были разосланы настоятелям монастырей его епархий, чтобы пробудить у братии расположение к этому виду монашеской жизни .

http://sedmitza.ru/lib/text/436663/

Оригинальный тип храма-ротонды с 2 колокольнями на зап. фасаде связан с европ. образами Ренессанса и барокко и был вдохновлен архитектурой рим. Пантеона, на портике к-рого в XVIII в. были 2 небольшие колокольни (архит. Дж. Л. Бернини), проектами собора ап. Петра в Риме (архит. А. да Сангалло-мл.), ц. Суперга близ Турина (1717-1731, архит. Ф. Юварра), ц. Св. Троицы в Зальцбурге (1694-1702, архит. И. Б. Фишер фон Эрлах) и др., а также увражами Штурма и Неффоржа. Наиболее ранняя Преображенская ц. в усадьбе Пехра-Яковлевское (на территории городского окр. Балашиха; 1777-1782, архит. Бланк, заказчик А. М. Голицын) в виде «ротонды в ротонде», соединенной с 2-башенной папертью, выдержана в изысканных формах раннего классицизма со строгим ордерным декором фасадов и стройным шпилем на куполе. Проект (ГНИМА. Р-I-12296/48, Р-I-12296/73) был скомпилирован из увражей Неффоржа ( Neufforge. 1765. Vol. 6. Pl. 399, 403; 1772. Pl. II, III; 1777. Pl. VI; Яковлев. 2017). В основе близкой по формам Знаменской ц. в усадьбе Ивановское-Безобразово в составе городского поселения Волоколамск (1783, заказчик М. О. Безобразов) лежит проект Неффоржа для т. н. храма Гроба Господня ( Neufforge. 1778. Pl. IV-VI; Путятин. 2009. С. 130). Церковь Сошествия Св. Духа на апостолов в с. Шкинь Коломенского р-на (1794-1798, строил архит. И. А. Селехов, возможно, по проекту Р. Р. Казакова, заказчик Г. И. Бибиков) с развитым планом в форме лат. креста точно повторяет план Успенской ц. на Могильцах в Москве (архит. Н. Н. Легран), но гораздо богаче ее по убранству. Четверик с притворами увенчан тамбурным куполом и соединен с крупной 3-нефной трапезной. На западе возвышаются 2 колокольни с круглыми ярусами звонов, паперть и притворы оформлены белокаменными портиками, перекликающимися с колоннадой апсиды. Квадратная в плане 4-столпная Покровская ц. в Акулове в городском поселении Одинцово (1807, заказчица гр. В. П. Разумовская), увенчанная купольной ротондой со шпилем, с запада выглядит упрощенной репликой храма в усадьбе Пехра-Яковлевское, однако иная по структуре.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Гавриил 1336–1345. Иоанн III 1346–1356. Игнатий II 1356–1364. Петр 1364–1365. Парфений 1366–1369. Арсений I кн. Луговский-Грива 1374–1380. Матфей (грек) 1383. Св. Иаков 1886–1389 . Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор III 1390–1394. Арсений II 1394–1396. Григорий 1396–1416. Дионисий (грек) 1418–1425. Ефрем II 1427–1454. Ел. до 1448. Феодосий Бывальцев 1454–1461. Трифон 1462–1467. Вассиан Рыло 1468–1481. Иоасаф кн. Оболенский 1481–1489. Тихон Малышкин 1490–1503. Вассиан Сапин 1506–1515. Иоанн IV 1520–1525. Кирилл III 1526–1538. Досифей 1539–1542. Алексий 1543–1548. Никандр 1549–1566. Корнилий 1567–1574. Uoha I 1574–1576. Авраамий; упом. 1577. Давид 1578–1582. Евфимий 1583–1585. Иов 1586 . Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603. Архп. до 1589. Uoha II Думин 1603–1604. Кирилл Завидов 1605–1606. Филарет Романов 1606–1609. Кирилл Завидов, (вторично) 1611–1616. Варлаам Старорушин 1619–1652. Иона Сысоевич 1652–1691. Иаасаф Лазаревич 1691–1791. Св. Димитрий Туптало 1792–1709. Епископы и Архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов 1711–1718. Георгий Дашков 1718–1730. Архп. с 1726. Иоаким 1731–1741. Архп. с 16 июн. 1731. Арсений Мациевич 1742–1763. Митр. Афанасий Вольховский 1763–1776. Самуил Миславский 1776–17S3 Архп. с 1777. Арсений Верещагин 1783–1799. Архп. с 1785. Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806. Антоний Знаменский 1806–1820. Филарет Дроздов 1820–1821. Симеон Крылов-Платонов 1821–1824. Авраамий Шумилин 1824–1836. Филарет Амфитеатров 1836. Евгений Казанцев 1837–1853. Нил Исаакович 1853–1874. Димитрий Муретов 1874–1876. Леонид Краснопевков 1876. Иоанафан Руднев 1877–1903. Еп. до 1883. Сергий Ланин 1903–1904. Иаков Пятницкий 1904–1907. Тихон Беллавин 1907. Угличское викариатство, учр. в 1888 г. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893. Никон Богоявленский 1893–1895. Иоанникий Казанский 1895–1901. Сергий Воскресенский 1901–1906. Евсевий Гроздов 1906–1909. Иосиф Петрових 1909. Рыбинское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Известность Сарова своими подвигами множили и настоятели лесной обители Дорофей (второй ее стро­итель, 1731-1747гг.), Ефрем (1758-1777 гг.), Пахомий (1777-1794 гг.), Исайя (1794-1809 гг.) и другие. В Саров­ском монастыре подвизались схимонах-мопьчальник Марк, иеромонах Маркеллин, игумен Назарий и другие подвижники, вписавшие яркие страницы в духовную историю пустыни. В период гонений на православие после революции 1917 года за веру приняли страдания Маркеллин (мно­го лет стоял гробным у мощей преподобного Серафи­ма), иеромонах Исакий, иноки монастыря Василий, Федор и другие. Саровский монастырь славился известностью и мно­гими духовными материальными ценностями правосла­вия. Среди них: церковь Пресвятой Богородицы Живоносного источника, Успенский собор, колоколь­ня, церкви Зосимы и Савватия, Иоанна Предтечи, Всех Святых, Серафима Саровского, пещеры. Особо почитались в обители места, связанные с под­вигом о. Серафима - Ближняя пустынка и источник, ча­совня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, ча­совня и купальня на источнике Серафима. Широкой из­вестностью пользовались Саровские источники. Их было семь. Ценности монастыря были порушены при Совет­ской власти. В настоящее время кое-что восстанав­ливается, что служит признаком возрождения Свя­того места. Хотя и не в прежних масштабах. Саровская Успенская пустынь, общежительная, 237 верстах от уездного города Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губернии, в 60 верстах от железнодорожной станции Арзамас (в 90 верстах от пристани на реке Оке Ватажка, при впадении реки Саровки в реку Сатис), на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. На ее месте находился прежде татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский князь Бехан. По взятии Казани Иоанном Грозным, Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться «Старым Городищем». В XVI веке здесь появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Савроских лесов, остались неизвестны.

http://sobory.ru/article/?object=01580

Храмы Москвы, которые не закрывались в советское время Материал из Азбука паломники Богоявленский собор в Елохове (Москва) [ править править код ] Богоявленский собор в Елохове (Москва). Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел. А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году. Адрес: Россия, Москва, ул. Спартаковская, 15 Телефон : +7 (499) 261-69-13 Сайт: http://elohov.ru/ Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Москва) [ править править код ] Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Москва). А.И. Глебов к своему имению прикупил д. Грезново, д. Грибки, д. Горки, д. Афанасово. Затем занялся устройством нового храма. Прежняя церковь обветшала и стала неприглядной для службы. Автором проекта, представляющий собой редкий памятник архитектурного искусства XVIII в., аналога которому не найти в Москве и Подмосковье, искусствоведы предполагают зодчего В.И. Баженова. Издалека храм напоминает горящую к Богу свечу. Удачно расположена напротив долгих прудов. Храм был освящен в 1777 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской Иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался. Адрес: 127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170. Телефоны: +7 (985) 270-93-80 , +7 (903) 975-47-22 Сторож храма: +7 (499) 767-78-81 Сайт: http://hram-vinogradovo.ru/ Подробнее... Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва) [ править править код ] Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва). Первая церковь в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы,_...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Подробнее... Троице-Сергиев Варницкий монастырь [ править править код ] Дата основания: 1427 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы Телефоны: +7-964-167-04-10 , +7-905-633-04-89 Сайт: http://varnicy.ru/ Основан Ростовским епископом Ефремом на месте дома родителей Сергея Радонежского. В 1609 монастырь сожжен поляками, в конце XVII в. постепенно восстанавливается. Мужской монастырь в 1725 становится женским, в 1731 - это вновь мужская обитель. В 1920-х закрывается, большая часть зданий уничтожена. В 1990-х передается Троице-Сергиевской лавре. Примечания : На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков. Подробнее... Углич [ править править код ] Алексеевский Угличский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1371 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27 Телефон: (48532) 2-35-95 Группа ВКонтакте: http://vk.com/public187730504 Успенский монастырь в Угличе основан в 1371 Алексием, митрополитом Московским . В том же году для создания и обустройства обители был направлен инок Адриан, к следующему году построивший первую деревянную Успенскую церковь. После канонизации митрополита в 1439 монастырь стал называться Алексеевским. Разорён поляками в 1609, но вскоре восстановлен. В XVI-XVII вв. были построены каменные храмы. После реформы 1764 монастырь получил статус третьеклассного. Во 2-й пол. XVIII - XIX вв. построены каменная ограда (1761-1777), келейные корпуса и трёхъярусная колокольня в классическом стиле (1820-1825). Монастырь закрыт в кон. 1920-х, в 1930-х его архитектурный ансамбль значительно пострадал. Возрождён в качестве женской обители в 1997.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010