была построена ц. вмц. Екатерины греч. Екатерининского мон-ря (с 1744 подворье мон-ря вмц. Екатерины на Синае; снесена в 1929). Не прекращалось и деревянное церковное строительство - этот материал использовался при возведении приходских храмов. Напр., на средства жителей урочища Гончары-Кожемяки была выстроена на Подоле церковь в традиционных формах укр. деревянного зодчества: крестообразная в плане, с 3 куполами и граненой апсидой (1746-1748; деревянная, на каменном фундаменте, сгорела при пожаре в 1811). Кирилловская ц. 40-е гг. XII в., 1734 г. Фотография. 2012 г. Последним крупным представителем укр. барокко, чье творчество повлияло на архитектурный облик К., был И. Г. Григорович-Барский (1713-1785), получивший образование в Киево-Могилянской академии и работавший в городском магистрате. Его вкладом в благоустройство К. был водопровод на Подоле с фонтанным павильоном-ротондой напротив главного фасада здания городского магистрата (1748-1749, в нач. XIX в. фонтан получил название «Самсон» после установки новой скульптурной группы, не сохр., воссоздан к празднованию 1500-летия К. в 1982). Григоровичем-Барским был выстроен или реконструирован целый ряд киевских церквей. Особенно активно архитектор работал в Кирилловском мон-ре (возобновил в формах укр. барокко Кирилловскую ц. после пожара 1734 г., построил колокольню с надвратной церковью (не сохр.) и другие монастырские здания - 1748-1760) и на Подоле. В 40-50-х гг. XVIII в. он реконструировал храм святых Константина и Елены, возведенный в 1735 г. на деньги бургомистра Г. Минцевича, достроив галерею и 3-этажную барочную колокольню с маленькой ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (перестроена в 1865, уничтожена, сохр. колокольня). Одним из лучших сооружений архитектора считается Покровская ц. (1766-1772) - небольшой 3-частный 3-главый храм, выстроенный на месте деревянной церкви 1685 г., к-рый перекликается своими формами и декоративными элементами с Андреевской ц. (архит. Растрелли). Церковь свт. Николая Чудотворца (Набережного) (1772-1775) создана Григоровичем-Барским в формах, переходных от барокко к классицизму. Однокупольный храм имеет крестообразный план, где каждая ветвь креста заканчивается полукружием и треугольным фронтоном. Как и Покровская ц., храм имеет большое значение для формирования градостроительного силуэта Подола. Самой знаменитой киевской градостроительной доминантой стала барочная колокольня Киево-Печерской лавры (высота 96,5 м; 1731-1745, проект И. Г. Шеделя, он же спроектировал колокольню на Дальних пещерах, 1751-1761, мастер Ковнир). Украинское барокко стало восприниматься впоследствии, в архитектуре нач. ХХ в., как национальный (старый укр.) стиль.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

16 Карандашом приписано: «Василиади Стилиан». Василиади Стилиан Стефанович – грек по происхождению, выпускник КДА (1907), лектор французского языка в академии (1912). 18 Сочинение русского иезуита Ивана Мартынова: Marminov I. Annus ecdesiasticus graecoslavicus, editus anno millenario ss. Cyrilli et Methodii slav, apostolorum seu Commentatio et breviarium gestarum eorum qui fastis ss graecis et slavicis illati sunt Bruxellis, 1863. 19 Marin MichelAnge.Les Vies des ss. Peres des Desertsd’Orient avec leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique. Lyon;Paris, 1824. 20 Сборник духовно–аскетических текстов православных авторов IXXV вв. «Добротолюбие», составленный митрополитом Коринфским Макарием Нотарасом (1731–1805) и Никодимом Святогорцем (1749–1809) и впервые опубликованный в Венеции в 1782 г., был переведен на славянский язык преподобным Паисием (Величковским) . В 1791 г. по просьбе митрополита Новгородского и Санкт–Петербургского Гавриила (Петрова) перевод был доставлен в Петербург, сверен с греческим оригиналом в Александро–Невской семинарии, затем пересмотрен и исправлен преподавателем греческого языка Троице–Сергиевой семинарии Яковом Никольским, передан в московскую Синодальную типографию и издан в 1793 г. (первые три части в одном томе). Второй том с 4й частью «Добротолюбия» был издан без указания даты, в 1798 или 1799 г.). 21 Назарий (Кондратьев Николай; 1735–1809) – игумен Валаамского Свято–Преображенского монастыря (1781–1804). По указанию митрополита Гавриила (Петрова) справщики «Добротолюбия» из Александро–Невской семинарии обращались за советами к духовным старцам, знавшим учение о созерцательной жизни и умной молитве на личном опыте; в числе этих старцев был игумен Назарий. Александр (Подгорченков Адриан Иванович; 1758–1845) – учился в Киевской академии, служил в Московском департаменте Камер–коллегии (1779), подвизался в московском Новоспасском монастыре, в 1798–1799 гг. был его наместником; в дальнейшем архимандрит арзамасского Новоспасского монастыря. Иеромонах Филарет (Пуляшкин Федор Николаевич, в схиме Феодор; 1758–1842) – в 1788–1791 гг. подвизался в петербургском Александро–Невском монастыре. Также принадлежал к числу духовных старцев, с которыми советовались справщики «Добротолюбия» из АлександроНевской семинарии. С 1794 г. иеромонах Филарет был насельником Московского Новоспасского монастыря, в 1798 г. стал духовником этого монастыря (см.: [ Григорий (Воинов) , архим.] Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1997). Видимо, речь идет об издании 2го тома перевода «Добротолюбия» на славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Киевское коадъюторство (викариатство) с 27.03.1785, паки. Самостоятельная с 16.10.1799. Упразднена 04.12.1803 (присоединена к новообразованной епархии Полтавской и Переяславской). Возобновлена в 1920-е гг. Киевское викариатство. Именовалась: Переяславская (упом. в 1036 г.); в 1269–1279 гг. – Переяславская и Сарайская; с 1698 г. – Переяславская и Бориспольская; 16 .10.1799–04.12.1803 – Малороссийская-Переяславская; с 1922 г. – Переяславская; c 1943 г – Переяславль-Хмельницкая. 1054 Николай Николай II 12.11.1105 16.09.1118 01.01.1119 12.04.1123 Николай III 04.10.1126 06.01.1134/1135(?) 06.01.1135 Макарий Антоний 1239 (?) 02.08.1239 Феодор 01.10.1700 28.08.1715 Захарий Корнилович 10.1715 30.11.1726 04.06.1727 08.06.1730 Иоаким Феодорович Струков 08.06.1730 13.04.1731 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 28.01.1733 30.09.1735 Арсений Берло 03.01.1736 07.06.1744 02.02.1745 12.06.1751 07.03.1753 16.03.1757 27.07.1757 22.12.1769 31.10.1770 02.05.1776 17.07.1776 27.03.1785 Иларион Кондратковский 09.06.1785 12.04.1793 14.08.1793 01.05.1795 24.06.1795 01.07.1799 25.09.1799 17.12.1803 Петр II Киреев 27.01(09.02)1954 04.1954 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 Нестор Тугай 30.12.1961(12.01.1962) 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 Феодосий Дикун 15(28)11.1968 07(20)03.1969 Владимир Сабодан 17(30)03.1969 20.01(02.02)1972 Савва Бабинец 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 в/у Варлаам II (Ильюшенко) 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 Варлаам II Ильюшенко 30.08(12.09)1985 29.09(12.10)1985 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 Антоний II Москаленко 17(30)12.1986 25.01(07.02)1987 26.01(08.02)1987 17(30)11.1988 Палладий Шиман 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 10(23)04.1989 10(23)04.1991 01(14)07.1992 14(27)07.1992 14(27)07.1992 09(22)06.1993 Антоний III Фиалко 29.11(12.12)1996 в/у Иоанн III Сиопко 30.11(13.12)1996 10(23) 07.2000 10(23)07.2000 16(29) 07.2000 17(30)07.2000 Переяславская (см. Переяслав-Хмельницкая) Пермская Основана в 1383 г., в Усть-Выми (по Словарю историческому... – в 1387 г); выделена из Ростовской еп. «..В глубокой исторической древности Пермь, или иначе сказать – Биармия, составляла из себя самую обширную и богатую страну. Это была страна, которую ныне занимают целых четыре губернии, притом,– самые обширные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская» ( Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. M., 1885, С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6). К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница. В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково. В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким) , к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

27 февраля 1940 г. С.А. Гусев постановлением Особого совещания при НКВД СССР по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей без права переписки, скончался 3 января 1941 г. Остальные также приговорены к 8 годам лишения свободы. Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 210-212. Погост Николо-польский на реке Поле находится в 30 верстах от уездного города и в 30 верстах от Владимира. Свое название погост получил от реки Поли и от церкви во имя св. Николая чудотворца. Погост Николопольский с приходскими деревнями до 1764 г. был патриаршей, а потом синодальной вотчиной. Церковь на этом месте существовала уже в начале XVII в., что подтверждается отметками в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 г. В переписных книгах монастырских и церковных земель за 1637-47 гг. о Николопольском приходе сообщается: «в «кромине» Каменицкой на речке Поле погост, а на погосте церковь Николая чудотворца и другая теплая церковь вмц. Варвары – строение мирское, при церкви два двора поповых, на церковной земле двор бобыльский…» Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в Николопольском погосте в половине XVII ст. было две деревянных церкви. По писцовым книгам 1653-54 гг. при этих церквах значатся 2 священника, в приходе 123 двора, в переписных книгах при церкви значатся также 2 священника, в приходе 139 дворов… В 1713 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, вместо прежней Никольской церкви на погосте была построена новая в честь того же святителя. В 1731 г. и теплая церковь на погосте настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно, поэтому прихожанами была построена новая деревянная же церковь, которая и была освящена в 1735 г. В 1818-22 гг. вместо двух деревянных церквей в Николопольском погосте был устроен каменный двухэтажный храм, который в несколько распространенном виде существует в настоящее время. Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже – во имя св. Николая чудотв. и Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем – во имя св. вмц. Варвары и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная храмовая икона св. Николая чудотворца, риза на ней серебряная вызолоченная. Сохранилось в церкви старопечатное напрестольное Евангелие изд. 1648 г.

http://sobory.ru/article/?object=04009

Антиох (21.09.1708, Стамбул - 11.04.1744, Париж), российский дипломат и писатель, сын молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В кон. 1710 г. был перевезен в Молдавию, а после Прутского похода 1711 г.- в Россию. Получил основательное домашнее образование. Его учителями были греч. свящ. А. Кондоиди и русский словесник И. И. Ильинский. А. знал рус., греч., лат. и итал. языки, владел также французским, молдавским и турецким, а после того как стал послом в Лондоне, изучил англ. язык. Образованием сына занимался и отец. А. проявлял большие способности к математике, которой занимался и впосл., а также к музыке и живописи. Несколько лет обучался в московской Славяно-латинской академии, а после переезда в С.-Петербург - в гимназии при ун-те, открытом Академией наук. Вместе с отцом участвовал в Персидском походе имп. Петра I. Начал службу в самом престижном рус. полку - Преображенском. Будучи прапорщиком этого полка, принял активное участие в борьбе 2 группировок при дворе российской имп. Анны Иоанновны, против т. н. верховников. Получил поддержку императрицы, к-рая одарила его и его родственников имениями и крепостными, а вскоре направила на ответственную дипломатическую работу. В 1732-1738 гг. А. был послом России в Великобритании, а затем до кончины - послом во Франции. Проявил себя как искусный дипломат и политик. Завязал широкие связи с представителями англ. и франц. общества. Был знаком со мн. писателями, учеными, художниками. Оказывал большую поддержку в работе С.-Петербургской АН, снабжая ее лит-рой, приборами, реактивами. Начало литературной деятельности А. относят к 1726 г., когда он перевел с франц. языка одно из сочинений сатирического характера и составил «Симфонию на Псалтирь». Оригинальную сатиру «К уму своему. На хулящих учение» он написал в 1729 г. На это произведение, которое имело хождение в рукописи, откликнулся стихами архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович). В 1729-1731 гг. А. написал 5 сатир, 4 басни, а также др. произведения, в т. ч. песни и эпиграммы, поэма «Петрида» осталась незавершенной. Интенсивная дипломатическая деятельность отвлекала А. от лит. работы. Заслуживают особого внимания его реляции из Лондона и Парижа (впосл. были изд.). В 1735 г. он продолжил писать сатиры, басни, оды и др. При жизни они распространялись в рукописном виде и были изданы впервые в 1762 г., нередко с искажениями. Впосл. сатиры А. были переведены на мн. языки. Творчество А., основателя рус. гражданской лит-ры, высоко оценивали В. Г. Белинский и др. критики и писатели. В сатирах А. высмеивал невежество, пьянство, лихоимство, ханжество, чванливость знати, низкопоклонство. Он один из первых в рус. лит-ре выступил в защиту крепостных и призвал к исполнению долга гражданина. Скончался А. во Франции, похоронен в Москве в ц. св. равноапостольных Константина и Елены в греч. Никольском мон-ре, рядом с могилами отца и матери (в 1935 мон-рь вместе с усыпальницей был разрушен).

http://pravenc.ru/text/1470287.html

77 . От законоучителя Коммерческого Училища в Москве свящ. И. И. Покровского – книга: I. I. Scheuchzers Physica sacra (Kupfer-Bibel). Abtheil. 1–5. (Tabulae 1–DCCL), voll. 5. Augspurg und Ulm, 1731–1735. 78 . От свящ. Г.Ф. Виноградова – а) Бумаги преосв. Саввы и б) Хроника моей жизни. Автобиографические записки Саввы, Архиеп. Тверского, том 1-й. Сергиев Посад, 1898. 79 . От свящ. Московской Покровской в Красном селе церкви Алексея Петровича Афонского книга – Мартенсен, Христианское учение о нравственности. Перевод Лопухина . Томы 1–2; в 2 кн. СПб., 1890. —189— 80 . От свящ. Н. А. Колосова – его брошюры: а) Призыв к общему разоружению. Москва, 1899; б) „Упадок духа“ и „пессимизм“ конца текущего столетия. Москва, 1899; в) Главнейшее орудие иезуитской пропаганды. Москва, 1899; г) Две культуры. Москва, 1900, в двух экз.; д) Дух жизни. Москва, 1901, в двух экз.; е) Неудобоносимая ноша. Москва, 1901, в двух экз.; ж) Типы православного духовенства в русской светской литературе 1899–1901 гг. Москва, 1902, в двух экз. 81 . От инспектора классов Оренбургского Епархиального женского училища свящ. И.П. Кречетовича – ею брошюра: Учреждение в г. Оренбурге архиерейской кафедры. Оренбург, 1901. 82 . От смотрителя Заиконоспасского училища Ив. Евсеева – брошюра: Очерк 10-летней научной деятельности Славянской Комиссии Императорского Московского Археологического Общества. Москва, 1902. 83 . От преподавателя Вифанской Духовной Семинарии С. В. Зверинского – брошюры: а) свящ. И. Соловьев, Памятная книжка православного христианина о Святой Библии. Москва, 1898; б) П(ротоиерей) А(ндрей) Б(еляев), Жизнь Платона, митр. Московского. Сергиева Лавра, 1900. 84 . От помощника инспектора Московского Технического Училища С. П. Казанского – брошюры: а) Б. Г. О преподавании гомилетики в наших духовных семинариях. Сергиева Лавра, 1900; б) Осипов, О причинах упадка влияния духовенства на народ. СПб., 1900; в) Бриальман, Прирост населения. Москва, 1901; г) Отчёт о состоянии Технического Училища за 1901 г. Москва, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf 29. Анна Ивановна, императрица и самодержица всероссийская дочь царя Ивана V Алексеевича от брака с Прасковьей Федоровной Салтыковой. Родилась в Москве 28 января 1693 г.; выдана в Петербурге за Фридриха Вильгельма, герцога курляндского, 31 октября 1710 г.; на пути с ним в Митаву овдовела в Кипени (40 верст от Петербурга) 9 января 1711 г.; возвратившись к матери в подмосковное село Измайлово, переселилась с нею и сестрами в Петербург летом 1714 г.; отсюда по распоряжению царя Петра, ее дяди, отправилась на постоянное житье в Курляндию весной 1716 г.; весьма краткое временно чувствовала сердечную склонность к блестящему графу Морицу саксонскому (провозглашенному, впрочем не надолго, герцогом курляндским) в 1726 г.; по смерти императора Петра II избрана членами Верховного тайного совета на русский престол, но с ограничением власти, 19 января; прибыла из Митавы в Москву 9-го и восприяла самодержавие 25 февраля; уничтожила Верховный тайный совет 4 марта; короновалась в Москве 28 апреля; создала канцелярию конфискаций 7 августа; учредила полки лейб-гвардии: Измайловский – 22 сентября и Конный – 30 декабря 1730 г.; возобновила страшный Преображенский приказ 6 апреля и учредила трехчленный кабинет 10 ноября 1731 г.; имела торжественный въезд в Петербург 16-го, уступила Персии завоевания Петровы трактатом 21 января и открыла первый Кадетский корпус 17 февраля 1732 г.; освятила оконченный постройкой Петропавловский собор в Петербурге 28 июня 1733 г.; принимала вооруженное участие в делах польских, ознаменованное взятием Данцига, 26 июня 1734 г.; двигала 30-тысячный русский корпус на Рейн в помощь Марии-Терезии, императрице австрийской, в 1735 г.; воевала с Турцией, опустошая Крым войсками фельдмаршалов Миниха и Ласси, в течение 1736–1739 гг.; обрадованная рождением внука, принца Ивана Антоновича, 12 августа, объявила его своим преемником 5-го и умерла в Петербурге 17 октября 1740 г. Тело ее погребено в петербургском Петропавловском соборе 23 декабря того же года. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

28 февр. 1748 г. Г. удалился на покой по болезни. Пребывал первоначально в московском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре , где на свои средства устроил при кельях ц. во имя ап. Иакова Зеведеева. 12 марта 1751 г. переведен в данковский Покровский мон-рь. На средства Г. были перестроены старые здания, возведена каменная Архангельская ц. в с. Ерославы (Ярославы) (после смерти Г.). Г. был похоронен 1 февр. 1753 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля. Гробница установлена в склепе, у сев.-зап. аркосолии храма (погребение 15). Арх.: Науч. арх. РИАМЗ. Ш-3114/1. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Суворов Н. И. Неск. мат-лов для первонач. истории Вологодской семинарии в XVIII ст. с 1730 по 1754 г.//Вологодские ЕВ. 1865. 9. С. 297-309; 10. С. 380-391; он же. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархий//Там же. 1866. 9. С. 348-362; Добролюбов И. , свящ. Ист.-стат. описание Рязанской епархии. Рязань, 1880. Ч. 3. С. 274-310; Иероним (Алякринский), архим. Дополнительные о Рязанской епархии сведения//ТРУАК за 1891 г. Рязань, 1892. Т. 6. 2. С. 17; Духовные деятели Рязанского края//Рязанские ЕВ. 1897. 12. С. 374-375; Переписка моск. главнокомандующего гр. С. А. Салтыкова с Феофаном Прокоповичем, 1733-1735//РА. 1900. Кн. 2. 8. С. 410-411; Отчет Рязанского епарх. древлехранилища за 1914 г. Рязань, 1915; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография Уникальный портрет-«персона» Г. был написан между 1761 и 1779 гг. прот. В. А. Аленевым масляными красками на сев. стене Успенского собора в Вел. Устюге в ряду надгробных портретов др. местных иерархов (хотя Г. не был там погребен): это поясной образ вполоборота вправо (в отличие от др. изображений голова и взгляд Г. обращены немного влево), в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей, в левой руке - высокий жезл с навершием типа посоха; лик с характерными индивидуальными особенностями, длинной раздвоенной седой бородой и волнистыми волосами; под изображением текст: «Персона преосвященного Гabpiuлa apxienuckona Великоустюжского и Тотемского иже бысть по степени архиереевъ осмый… Возведенъ на престолъ архиерейский въ Москве… изъ архимандритовъ Володимерского Рождественского монастыря во градъ Суждаль 1731 году ноября въ 24 день.

http://pravenc.ru/text/161311.html

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру . В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

http://pravenc.ru/text/77920.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010